Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой. Затем он сделал акцент на том, что его всегда раздражали развратные картины и он чувствовал необходимость уничтожить эти публичные образцы разврата, каковой является обнаженная Даная.
Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
Рембрандт ван Рейн, «Даная», 1636-1647 гг. Так картина выглядела до нападения. Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Спустя годы Рембрандт создаст «Данаю» – полотно, которое станет одним их самых значительных его произведений на мифологические сюжеты. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. Кроме «посмертной» консервации останков рассматривался и другой вариант: реконструировать картину за Рембрандта, по возможности правдоподобно и красиво.
"Даная" Рембрандта
Рембрандт изобразил бога любви плачущим в знак того, что любовь Зевса к Данае была скоротечна. картина голландского художника Рембрандта, которая создана в период 1636-1647 годы. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии. Описание картины Даная, выполненой Рембрандтом Харменсем Ван Рейном в 1636 году. Затем он сделал акцент на том, что его всегда раздражали развратные картины и он чувствовал необходимость уничтожить эти публичные образцы разврата, каковой является обнаженная Даная.
О ЧЁМ ПОВЕДАЛА НАГАЯ - Рембрандт Харменс ван Рейн. ДАНАЯ.
Реставраторы, бесспорно, проделали прекрасную работу. Но дело в том, что живопись Рембрандта, как и многих мастеров его эпохи, была многослойной, с использованием полупрозрачных лессировок. И эту многослойность «Данаи» восстановить практически невозможно. Да собственно и сейчас на картине можно увидеть следы того, как текла краска.
Сейчас «Даная» находится в зале голландской и фламандской живописи на втором этаже главного здания Эрмитажа.
Беззащитная нежность чувствуется во всей фигуре, которая, несмотря на несоответствие античным и ренессансным представлениям о красоте , кажется воплощением женственности. В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.
Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное , хотя это не соответствует сюжету древнегреческого мифа. Интерпретации сюжета[ править править код ] «Необычно чувственная трактовка сюжета в картине великого голландца, жизненность ситуации, почти портретное изображение героини и, наконец, отсутствие золотого дождя вызывали у исследователей сомнения в правильности истолкования сюжета рембрандтовской картины» [5]. Высказывались различные предположения, что на картине представлена Агарь , Лия , Рахиль , Далила , жена Потифара или Вирсавия.
В 1873 году немецкий историк искусства Вильгельм фон Боде высказал гипотезу, что Рембрандт на самом деле изобразил Сарру , которая ожидает своего жениха Товию. Однако, как посчитал Эрвин Панофский , присутствие на картине крылатого мальчика — Эрота со скованными руками означает «вынужденное целомудрие», а золотой дождь художник, согласно своему творческому методу, преобразил в золотой свет, следовательно, на этой картине изображена именно Даная. История создания и оценки картины[ править править код ] Портрет Саскии кисти Рембрандта Женщина в кровати Гертье Диркс?
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Рентгеновские исследования красочного слоя показали, что Рембрандт несколько раз переписывал картину. Первый раз художник начал писать свою «Данаю» в 1635 году, через два года после женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Рембрандт нежно любил свою молодую жену и часто изображал её на картинах.
Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для себя. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества [6] [7].
На основании стилевого анализа можно предположить, что Рембрандт вернулся к картине спустя десять лет об этом есть и косвенные свидетельства. Если в первый раз моделью служила Саския она скончалась в 1642 году , то в 1646—1647 годах, когда Рембрандт, пережив тяжелейший кризис, вернулся к картине, его художественное мышление и манера живописи стали иными, более живописными, а техника виртуозной и раскованной. Это и определило некоторую двойственность, заметную при внимательном рассмотрении картины: выверенность, классичность композиции и необычайную чувственность живописи.
Никогда ещё Рембрандт не писал с таким откровенным наслаждением тело женщины, упиваясь красками и формой. Пронизанная золотым светом, картина напитана эротикой. Двусмысленность улыбки Данаи, её трепещущий живот во втором варианте картины художник убрал скрывавшие его ранее драпировки вводили в заблуждение исследователей-знатоков» [8] Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.
Кроме того, рентгеноскопия показала, что в начальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх. У Эрота в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука Данаи была развёрнута ладонью вверх. Выдающийся знаток нидерландской живописи, художник и писатель Эжен Фромантен в знаменитой книге « Старые мастера » писал о творческом методе Рембрандта одновременно критично и восторженно: «Никогда действительность не покоряла его [Рембрандта] своей цельностью.
Когда смотришь, как он писал тело, можно усомниться, интересовался ли он его формами. Он любил женщин, но замечал только деформированные тела, любил ткани, но не копировал их. И если в изображении наготы ему не хватало грации, красоты, чистых линий и изысканности, то он восполнял это, изображая нагое тело гибким, упругим, округлым, с такой любовью к плоти и таким пониманием смысла живого существа, что это приводит в восторг живописцев.
Выделяя необходимое ему, он разлагал всё — цвет, также как и свет… Невозможно в пластическом искусстве пойти дальше в познании бытия в себе.
Кто же мог предположить, что он станет орудием политической технологии. Неким фактом о том, какой плохой Петербург. Вообще в нынешней жизни надо быть очень осторожным. Нет чистой журналистики. Но и чистого искусства сегодня тоже нет. Фильмы вторгаются в сознание людей и создают определенные стереотипы. Для всех настоящих петербуржцев то, что случилось с «Данаей», — страшная трагедия.
И когда в ней сладострастно ковыряются, это неприятно. Трагедия не должна быть предметом злорадства. Это стандартный сюжет. Есть, например, одна книга, где меня, директора Эрмитажа, убивают. Там тоже действуют реставраторы, правда, хорошие. Они подменяют копией работу да Винчи, чтобы она не досталась колумбийской мафии. Кажется, книжка называется «Письмо из холодной страны». Корреспондент «Ньюс уик» в Москве написал.
Писать можно что угодно. И снимать что угодно. Но есть вечный вопрос об ответственности художника. Ответственность должна быть. Нужно понимать, какой отпечаток все это может оставить в умах людей. Вы знаете, что примерно в одно время с «Данаей» некий маньяк облил кислотой несколько полотен Дюрера в Мюнхене? Его тоже посадили в сумасшедший дом, потом выпустили за хорошее поведение, не сообщив об этом работникам музея. Первое, что он сделал, — это сел в поезд, приехал в Мюнхен, купил кислоту и залил еще несколько картин.
Моим первым приоритетом как директора было усиление системы безопасности музея. Каждый мой день начинается с рапорта соответствующей службы. Мы сделали очень много, чтобы защитить экспонаты от пожара, от покушений, от краж. Но мы не можем все вещи убрать и закрыть. Мы всегда должны быть настороже.
Однако, как посчитал Эрвин Панофский , присутствие на картине крылатого мальчика — Эрота со скованными руками означает «вынужденное целомудрие», а золотой дождь художник, согласно своему творческому методу, преобразил в золотой свет, следовательно, на этой картине изображена именно Даная. История создания и оценки картины[ править править код ] Портрет Саскии кисти Рембрандта Женщина в кровати Гертье Диркс?
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Рентгеновские исследования красочного слоя показали, что Рембрандт несколько раз переписывал картину. Первый раз художник начал писать свою «Данаю» в 1635 году, через два года после женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Рембрандт нежно любил свою молодую жену и часто изображал её на картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для себя. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества [6] [7]. На основании стилевого анализа можно предположить, что Рембрандт вернулся к картине спустя десять лет об этом есть и косвенные свидетельства.
Если в первый раз моделью служила Саския она скончалась в 1642 году , то в 1646—1647 годах, когда Рембрандт, пережив тяжелейший кризис, вернулся к картине, его художественное мышление и манера живописи стали иными, более живописными, а техника виртуозной и раскованной. Это и определило некоторую двойственность, заметную при внимательном рассмотрении картины: выверенность, классичность композиции и необычайную чувственность живописи. Никогда ещё Рембрандт не писал с таким откровенным наслаждением тело женщины, упиваясь красками и формой. Пронизанная золотым светом, картина напитана эротикой. Двусмысленность улыбки Данаи, её трепещущий живот во втором варианте картины художник убрал скрывавшие его ранее драпировки вводили в заблуждение исследователей-знатоков» [8] Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника. Кроме того, рентгеноскопия показала, что в начальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх. У Эрота в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука Данаи была развёрнута ладонью вверх.
Выдающийся знаток нидерландской живописи, художник и писатель Эжен Фромантен в знаменитой книге « Старые мастера » писал о творческом методе Рембрандта одновременно критично и восторженно: «Никогда действительность не покоряла его [Рембрандта] своей цельностью. Когда смотришь, как он писал тело, можно усомниться, интересовался ли он его формами. Он любил женщин, но замечал только деформированные тела, любил ткани, но не копировал их. И если в изображении наготы ему не хватало грации, красоты, чистых линий и изысканности, то он восполнял это, изображая нагое тело гибким, упругим, округлым, с такой любовью к плоти и таким пониманием смысла живого существа, что это приводит в восторг живописцев. Выделяя необходимое ему, он разлагал всё — цвет, также как и свет… Невозможно в пластическом искусстве пойти дальше в познании бытия в себе. Красоту физическую Рембрандт заменял духовным выражением, воспроизведение вещей — почти полным их преображением» [9] Но, наверное, точнее всех о «Данае» написал А. Глупо говорить о некрасивом типе женщины или ещё о несоответствии всей формальной стороны с пониманием красоты древних, у которых заимствовал миф и Рембрандт.
Здесь больше, нежели иллюстрация к Овидию, и рядом с этим подлинным апофеозом весь Овидий кажется мелким, чуть ребяческим. Рембрандт трактует миф со всей подобающей ему грандиозностью и искренностью. Быть может, действительно, Данаи, как Данаи, как дочери царя Акризиоса здесь нет. Но здесь есть нечто большее, настоящий праздник солнца, какая-то оргия света, вторжение и почти насилие живительного источника.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»
Краткий сюжет мифа о Данае, Персее и Медузе Горгоне Даная, дочь царя которому было предсказана погибель от рук внука. Что бы пророчество не сбылось, царь посадил красавицу дочку в подземную "золотую темницу", но очарованный красотой девушки громовержец Зевс, превратившись в золотой дождь, просочился в темницу и девушка родила от него сына Персея. Узнав об этом царь посадил дочь с внуком в бочку и бросил в море. Бочку прибило к чужому берегу где Персей вырос при дворе, а Даная стала объектом страсти местного царя. Желая избавиться от Персея он отправил его убить саму Медузу Горгону, но полу-бог справился с заданием и вернувшись с головой Горгоны превратил похотливого царя в камень.
После этого они вернулись в царство отца Данаи где мирно жили пока однажды, во время спортивных игр, в голову царя случайно попал бронзовый диск запущенный мощной рукой Персея. Так предсказание исполнилось. Даная после этого добровольно вернулась в свою темницу где прожила всю оставшуюся жизнь молясь за отца, а Персей отправился на подвиги и стал известен на весь мир. Источник: ru.
Первый вариант был написан в 1544-1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе.
Это не модель, привыкшая к публичному обнажению и вниманию, это самая обычная девушка, случайно застигнутая врасплох. Рембрандт создавал это полотно не для продажи.
Первый вариант картины был написан в 1636 году. Через два года после его свадьбы с любимой женой Саскией. Первый вариант «Данаи» был по сути портретом обожаемой женщины.
Но в 1642 году Саскии не стало. Популярность мастера пошла на спад. Заказов было все меньше, долги всё росли.
Потерю любимой жены Рембрандт оплакивал долго, но вскоре появилась новая любовь. Ею стала Гертье Диркс. В тот момент Рембрандт переписал «Данаю».
Узнать это помогло в середине ХХ века рентгенографическое исследование. Выявилось, что Даная-Саския раньше смотрела не прямо перед собой, а именно вверх — на золотой дождь. Положение руки было совсем другим.
В первоначальном варианте Даная держит руку ладонью вниз — жест прощания, а в картине, уже исправленной, ладонь обращена кверху — призывно… Рентген определил и ещё одну важную деталь: раньше бедра Данаи были стыдливо прикрыты покрывалом. Это было понятно, художник оберегал сокровенность своей Саскии. Но с Гертье Диркс оберегать было нечего.
Тогда же Рембрандт изменил и черты лица Данаи. Они стали больше напоминать лицо той же Гертье. Изменилось и выражение лица Амура.
Раньше он смеялся, а теперь рыдал, оплакивая счастливое прошлое! Художник до последнего не хотел продавать картину, в которой объединялись черты двух дорогих ему женщин. Но в 1656 году он вынужден был объявить о банкротстве.
Его дом и имущество распродали.
Но здесь есть нечто большее, настоящий праздник солнца, какая-то оргия света, вторжение и почти насилие живительного источника. Вся картина — сплошное золото; ликующая музыка света льётся из неё неисчерпаемым потоком.
И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению» [10] Даная в России[ править править код ] После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Картинной галереи Эрмитажа, она поручила Дени Дидро способствовать таким приобретениям. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза , находившуюся у Луи- Антуана, барона де Тьера, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона.
В числе семи картин Рембрандта были «Даная» и «Святое семейство» [11] [12] [13]. Акт вандализма[ править править код ] Долгое время «Даная» Рембрандта была «жемчужиной» эрмитажной коллекции картин. В субботу, 15 июня 1985 года случилась трагедия.
В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была серная кислота.
Майгис также достал нож и успел дважды нанести удары по картине. Дежурные зала и сотрудники Эрмитажа пока не подоспела квалифицированная помощь, мужественно пытались спасти живопись, опрыскивая холст из спешно поднесённых стаканов с водой. Сотрудники Эрмитажа опасались, что холст после покушения иссохнет до основания и будет разъеден компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты.
Работники сняли картину со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины ушло двенадцать лет. После ареста фанатик заявил, что совершил акт вандализма в знак протеста против ввода советских войск в Литву в 1940 году.
Позднее экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями якобы был литовским националистом , потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным [14] диагноз — вялотекущая шизофрения и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза [15].
Реставрация[ править править код ] Даная. Картина Рембрандта. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Май 2021 года Первыми на случившееся откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, одновременно директор Эрмитажа Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. Гребенщикова академику М.
Шульцу , послал за ним машину, а тот уже по телефону дал первые рекомендации: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении.
Даная окружена роскошью, соответствующей ею статусу. Рембрандт не поскупился на изображение богатых тканей — бархатная скатерть, нежнейшие простыни я так понимаю тонкого голландского полотна , шелковый полог, позолоченный альков. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки. Коварный мальчишка оплакивает целомудренность девушки. По легенде Данаю увидел Зевс, и был так очарован ее красотой, что решил проникнуть к ней в виде золотого дождя.
Выдумщик он конечно. Нам с вами трудно представить золотой дождь. Наверное это как то тяжеловато. Рембрандт - Даная деталь. Вместо дождя он изображает свет, потоком льющийся на Данаю. Это сияние как раз предвещало появление властителя Олимпа.
КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ
Но как заметил немецкий искусствовед Карл Нейман : "Наготу часто изображали прекраснее, но никогда более естественной, истинной, потрясающей, то есть чувственной, чем в этом произведении Рембрандта". На картине имеется изображение еще одного персонажа, выглядывающего из-за занавеса. По мифу предполагается, что это служанка, которая была приставлена для охраны Данаи, и которую казнили за то, что не уследила за девственностью девушки. Но слишком мужеподобное лицо у служанки, не так ли? Да и ключи в руках.
Если обратится к теории символов, то ключи - мужской символ, открывающие замок символ женский. И еще знаменитый темный бархатный берет на голове он встречается на других картинах художника. Есть предположение, что в образе старухи-служанки живописец изобразил самого себя. Еще одна загадка картины Рембрандта - почему Даная и служанка смотрят в сторону, а не вверх, откуда, согласно мифа, сошел Зевс в образе золотого дождя?
Почему рука Данаи протянута будто бы в прощальном жесте? Ответ на этот вопрос опять же нашелся при рентгеновском исследовании картины. Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх.
К кому попал шедевр, сейчас уже не узнать. Возможно, что семейство Кроза стало первым владельцем «Данаи» после создателя полотна. В 1772 году картину для Эрмитажа приобрела Екатерина Великая. История названия Художник не писал на картинах их названий. В том числе имя Даная Рембрандт своей рукой не выводил. В числе прочих произведений искусствоведы спорили и об этом внушительном полотне.
Предлагались всевозможные толкования, к героине примерялись различные имена и судьбы. Да и простая женщина, красавица-горожанка. Автор предположения, что на картине именно Даная под золотым светом, олицетворяющим золотой дождь из мифа, историк и искусствовед первой половины ХХ века Эрвин Панофский. Название закрепилось. Жертва вандала 15 июня 1985 года 48-летний житель Литвы Бронюс Майгис, позже признанный невменяемым, облил бесценное полотно серной кислотой и дважды успел резануть его ножом, пока охрана не обезвредила нападавшего. Это было ужасно — краска шипела и пузырилась, меняя структуру и цвет.
Следующие упоминания о ней связаны с именем Екатерины Великой, которая приобрела картину для Зимнего дворца у родственников известного коллекционера из Франции Пьера Кроза. Автопортрет в «Данае» Кроме молодой женщины художник изобразил на картине старую служанку, которая, согласно мифу, была приставлена к Данае её отцом. Однако если присмотреться к старухе, то в её грубых чертах лица можно узнать самого Рембрандта!
Версию подтверждает наличие у художника автопортрета, на котором он изображен в похожем берете. Надо сказать, что автопортреты были не редкостью для голландского живописца. На картине «Воздвижение креста» у ног распятого Иисуса очень хорошо видно самого автора картины. Также на холсте «Блудный сын в таверне» опять изображен Рембрандт в образе веселого гуляки. Акт вандализма Одним солнечным июньским днем 1985 года Эрмитаж посетил малоприметный мужчина средних лет. Отыскав зал с картинами Рембрандта, он поинтересовался у работниц музей, какая из представленных работ наиболее ценная. Узнав, что это «Даная», мужчина приблизился к полотну и быстро пронзил его ножом несколько раз. Оставив в картине зияющую дыру, посетитель плеснул на картину серную кислоту. Жидкость попала на грудь, лицо и ноги Данаи, на холсте стали появляться пузыри и начал меняться цвет.
Казалось, что великое творение Рембрандта безнадеждно испорчено. Вандалом оказался житель Литвы Брюнус Майгияс. Свои действия он объяснил политическими убеждениями Брюнус являлся литовским националистом. Позднее он отказался от этой версии, заявив, что больше всего на свете ненавидит женщин и желает остановить разврат, воплощенный в образе Данаи. Спустя некоторое время литовский вандал снова изменил показания, рассказав, что таким неординарным способом решил обратить на себя внимание общественности. В конце августа 1985 году Дзержинский суд признал преступника душевнобольным и отправил на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу Черняховска. После шести лет пребывания в больнице, Майгияса перевели в аналогичное учреждение в Литве, откуда он успешно вышел сразу же после распада Советского Союза.
Говорить о подделках можно только по невежеству, сочетающемуся со стереотипом мышления. Кстати, не только нашим. Всегда и везде вокруг музеев ходят слухи: у них, дескать, половина экспонатов — подделки. Это стандартные обывательские слухи, которые иногда подхватываются прессой и усиливаются, если есть элемент секретности. Но секретность давно ушла. И объективных причин для слухов нет. Хотя не всех мы допустили к работе с «Данаей», и были разные мнения, что с ней делать. Да, кое-кто из специалистов поговаривал, что никакой настоящей «Данаи» нет, что мы всю ее переписали заново. Но этого как раз не было. Я уже сказал, каким путем мы шли. Возникает вымысел, а потом говорится, что все основано на документальном материале. Я ведь очень хорошо помню: за неделю до того, как я стал директором Эрмитажа, в газете было опубликовано интервью с умирающим вором, который утверждал, что почему-то именно наши «голландцы» все проданы в Аргентину. И знаете, что в первую очередь сделали работники Счетной палаты? Они пошли проверять, на месте ли наши «голландцы». Выяснилось, что на месте... Стереотип «у них все украдено» существует среди воров и темных антикваров. Они утверждают, что в музеях никто ничего не понимает и вообще «они еще хуже, чем мы». И этот вот мотив проходит и в книге Константинова, и в фильме. Якобы воры заботятся о культурном наследии, а искусствоведы — нет. Может быть, искусствоведы и не все заботятся, но воры не заботятся — уж точно. Было непорядочно показывать его в преддверии выборов, это воспринималось как политический жест. Еще одна претензия вот какая. Если город называют бандитским, то, наверное, в ответ следует создавать сагу о бандитах, как в Чикаго. Но почему эта сага создается за счет репутации порядочных людей? Будто они не лучше бандитов, а бандитизм романтизируется. Жанрово картина не получилась, и вышло так, что фильм гадит в собственном доме. К нам обращались с просьбой о съемках в Эрмитаже. Мы не разрешили, у нас нельзя снимать игровое кино.
Трагедия не должна быть предметом злорадства
Ее уникальность и изысканность делают ее одной из самых ценных и популярных экспонатов Эрмитажа. На картине дано мастерство Рембрандта прекрасно раскрыто. Своими мастерскими кистями он создал потрясающую детализацию и глубину персонажей, которые занимают центральное место на полотне. Великолепное использование света и тени придает картине особую эмоциональность и реалистичность.
Критика: Фердинанд Бол действительно заимствовал тип изображения обнажённой женщины у Рембрандта для использования в композиции «Царь Кандавл, показывающий свою жену Гигесу», но это вовсе не означает, что Рембрандт писал тот же сюжет.
Агарь Сюжет: Престарелая Сарра, желая, чтобы её супруг Авраам смог продолжить род, предлагает ему юную служанку, Агарь. Основание: чувственность и тщеславие на лице главной героини эрмитажной картины, присутствие самой старухи Сарры, приглашающей мужа в объятия юной служанки. Критика: при изображении сюжета «Сарра вводит к Аврааму Агарь» всегда присутствуют все три персонажа, причём возлежит именно Авраам, например, на картине ван дер Верфа ниже 4. Мессалина Сюжет: жена римского императора Клавдия Мессалина была широко известна своим распутством Основание: выражение лица героини эрмитажной картины чрезвычайно чувственно, а одновременно с созданием эрмитажного полотна голландский писатель Фондель пишет популярную тогда драму «Силиус и Мессалина».
Критика: отсутствие доказательств знакомства Рембрандта с пьесой, отсутствие композиционных аналогов в живописи 5. Жена Пентефрия Сюжет: любвеобильная жена Пентефрия, начальника стражи фараона, пытается соблазнить Иосифа, заманивая его на своё ложе. Отвергнутая, она ложно обвиняет Иосифа в попытке насилия. Основание: чувственность главной героини эрмитажной картины Критика: отсутствие каких-либо изобразительных аналогов.
Присутствие старухи. Венера Сюжет: Венера- античная богиня любви и красоты ждёт своего любовника Марса Основание: изображение Амура, сына Венеры, над главной героиней. Согласно мифу, любовники будут пойманы и выставлены на посмешище, поэтому Амур страдает Критика: отсутствие живописных аналогов ожидающей Венеры. Необъяснимое присутствие старухи.
Лия Сюжет: Юный Иаков семь лет служил своему дяде, Лавану, пася обильные стада, чтобы получить в жёны его младшую дочь, красавицу Рахиль. По истечении этого срока состоялась свадьба. Но, проснувшись на следующее утро после свадебного пира, на котором Иаков сильно подгулял, он с удивлением обнаружил на брачном ложе не Рахиль, а её старшую сестру Лию, отнюдь не отличавшуюся красотой.
Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году.
Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества. Но верховный бог древнегреческой мифологии, владыка богов и людей Зевс проник в башню под видом золотого дождя. Даная родила от Зевса сына Персея. Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море.
Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены. Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов. Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда.
Неточно брошенным диском он убил Акрисия. Мотивы мифа о Данае и Персее использовались во многих произведениях искусства. Радостно пробуждение Данаи. Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату.
Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв.
Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется, становится радостным, одухотворенным. Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело.
Это тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм.
Стереотип «у них все украдено» существует среди воров и темных антикваров. Они утверждают, что в музеях никто ничего не понимает и вообще «они еще хуже, чем мы». И этот вот мотив проходит и в книге Константинова, и в фильме. Якобы воры заботятся о культурном наследии, а искусствоведы — нет.
Может быть, искусствоведы и не все заботятся, но воры не заботятся — уж точно. Было непорядочно показывать его в преддверии выборов, это воспринималось как политический жест. Еще одна претензия вот какая. Если город называют бандитским, то, наверное, в ответ следует создавать сагу о бандитах, как в Чикаго. Но почему эта сага создается за счет репутации порядочных людей?
Будто они не лучше бандитов, а бандитизм романтизируется. Жанрово картина не получилась, и вышло так, что фильм гадит в собственном доме. К нам обращались с просьбой о съемках в Эрмитаже. Мы не разрешили, у нас нельзя снимать игровое кино. И Кирилл Юрьевич Лавров мне говорил, что собирается в этой картине сниматься.
Меня это не волновало, хотя историю я знал. Ну фильм и фильм. Кто же мог предположить, что он станет орудием политической технологии. Неким фактом о том, какой плохой Петербург. Вообще в нынешней жизни надо быть очень осторожным.
Нет чистой журналистики. Но и чистого искусства сегодня тоже нет. Фильмы вторгаются в сознание людей и создают определенные стереотипы. Для всех настоящих петербуржцев то, что случилось с «Данаей», — страшная трагедия. И когда в ней сладострастно ковыряются, это неприятно.
Трагедия не должна быть предметом злорадства. Это стандартный сюжет. Есть, например, одна книга, где меня, директора Эрмитажа, убивают. Там тоже действуют реставраторы, правда, хорошие.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»
25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес РИА Новости, 15.06.2010. 13 октября 1997 г. Картина Рембрандта "Даная", вернувшаяся после реставрации и выставленная в залах Государственного Эрмитажа под охраной милиции. Затем он сделал акцент на том, что его всегда раздражали развратные картины и он чувствовал необходимость уничтожить эти публичные образцы разврата, каковой является обнаженная Даная.