Новости блокада ленинграда интересные факты малоизвестные

Блокадный Ленинград, блокада, жуткие, страшые, воспоминания, того времени. В этой публикации — 5 малоизвестных фактов о блокаде Ленинграда, восстановленных по воспоминаниям блокадников и членов их семей. 75 годовщина полного окончания блокады Ленинграда начала отмечаться в России задолго до самой исторической даты – 27 января. Блокада Ленинграда — одна из самых страшных страниц Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года немецкие войска заняли Шлиссельбург, замкнув кольцо вокруг Северной столицы.

Блокада Ленинграда. Ужасный позор Советской власти

Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими[3] войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. Ученый рассказал об ужасах блокады Ленинграда и объяснил, что упускают на Западе, описывая те трагические события. продолжает разговор Никита Ломагин. Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда. 17 января, 04:45. Но Блокада Ленинграда – это далеко не единственный пример нашей воинской и гражданской доблести в двадцатом веке. Полная структура снабжения Ленинграда в блокаду до сих пор не рассекречена.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА. ВОСПОМИНАНИЯ О СТРАШНЫХ ДНЯХ.

В результате, ленинградский округ пополнился еще примерно 80 000 бойцами. Иосиф Сталин отдал приказ защищать Ленинград до последней капли крови. В связи с этим помимо наземных укреплений, проводилась и противовоздушная оборона. Для этого были задействованы зенитные орудия, авиация, прожектора и радиолокационные установки.

Интересен факт, что наспех организованное ПВО возымело большой успех. Буквально на 2-й день войны ни один немецкий истребитель не смог прорваться в воздушное пространство города. В то первое лето было совершено 17 налетов, в которых фашисты задействовали свыше 1500 самолетов.

К Ленинграду прорвались только 28 самолетов, а 232 из них были сбиты советскими солдатами. Тем не менее, 10 июля 1941 г. Первый этап эвакуации Через неделю после начала войны, 29 июня 1941 г.

Однако это был только первый этап, поскольку правительство планировало вывезли из города до 390 000 ребят. Большинство детей эвакуировали на юг ленинградской области. Но именно туда начали свое наступление фашисты.

По этой причине, около 170 000 девочек и мальчиков пришлось отправить обратно в Ленинград. Эвакуация детей из Ленинграда Стоит заметить, что город должны были покинуть и сотни тысяч взрослых людей, параллельно с предприятиями. Жители неохотно покидали свои дома, сомневаясь в том, что война может затянуться надолго.

Однако сотрудники специально образованных комитетов следили за тем, чтобы люди и техника вывозились как можно быстрее, посредством шоссе и железной дороги. Если верить данным комиссии, до начала блокады Ленинграда, из города эвакуировали 488 000 человек, а также 147 500 прибывших в него беженцев. Именно эта дата стала официальной точкой отсчета блокады города.

Первые дни блокады Ленинграда По приказу Гитлера его войскам предстояло взять Ленинград в кольцо и регулярно подвергать его обстрелам из тяжелых орудий. Немцы планировали постепенно сжимать кольцо и тем самым лишить город любого снабжения. Фюрер думал, что Ленинград не выдержит долгой осады и быстро капитулирует.

Он и подумать не мог, что все его намеченные планы потерпят фиаско. Известие о блокаде Ленинграда разочаровало немцев, которые не хотели находиться в холодных окопах. Чтобы как-то ободрить солдат, Гитлер объяснил свои действия нежеланием напрасно расходовать человеческие и технические ресурсы Германии.

Он добавил, что вскоре в городе начнется голод, и жители просто вымрут. Справедливо отметить, что в какой-то мере немцам была невыгодна капитуляция, поскольку им бы пришлось обеспечивать пленных продовольствием, пусть и в самом минимальном количестве.

И третья волна эвакуации - май-октябрь 1942, эвакуировано чуть менее 400 тыс. Минимальный паек Голод стал главной проблемой блокадного Ленинграда. Началом продовольственного кризиса принято считать 10 сентября 1941 года, когда гитлеровская авиация уничтожила Бадаевские продовольственные склады. Пик голода в Ленинграде пришелся на 20 ноября-25 декабря 1941 года. Нормы выдачи хлеба для бойцов на передовой линии обороны были снижены до 500 граммов в день, для рабочих горячих цехов — до 375 граммов, для рабочих остальных производств и инженеров — до 250 граммов, для служащих, иждивенцев и детей - до 125 граммов.

Хлеб в блокаду готовился из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Он имел полностью черный цвет и горький вкус. Дело ученых За первые два года блокады Ленинграда в городе было осуждено от 200 до 300 сотрудников ленинградских высших учебных заведений и членов их семей. Ленинградское управление НКВД в 1941-1942 гг. В результате было приговорено к смертной казни 32 высококвалифицированных специалиста. Расстреляно четверо ученых, остальным смертную казнь заменили на различные сроки исправительно-трудовых лагерей, многие погибли в тюрьмах и лагерях. В 1954-55 годах осуждённые были реабилитированы, а против сотрудников НКВД возбуждено уголовное дело.

Длительность блокады Блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны длилась 872 дня 8 сентября 1941 - 27 января 1944. Но первый прорыв блокады был осуществлен в 1943 году. После снятия блокады Ленинград еще полгода находился в осаде. Немецкие и финские военные оставались в Выборге и Петрозаводске. После наступательной операции советских войск в июле-августе 1944 удалось отбросить фашистов от Ленинграда. Жертвы На Нюрнбергском процессе советская сторона заявила о 630 тысячах погибших во время блокады Ленинграда, однако, эта цифра до сих пор вызывает сомнение у историков. Реальное количество погибших может доходить до полутора миллиона человек.

Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Предварительный просмотр: «Блокада Ленинграда» 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Прошло 71год. Сейчас это день объявлен Днем воинской славы России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию. Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.

Фашисты говорили, что Москва — это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.

Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей.

Самым страшным испытанием стал голод. Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.

Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!

Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.

Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки.

Всего в ноябре умерли 11. В первую декаду декабря ежедневно регистрировали 954 смерти, в конце декабря этот показатель вырос в 2,5 раза и превысил 2. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих - на улицах ежедневно подбирали не менее 160 трупов.

Всего за декабрь загсы Ленинграда зарегистрировали 53. Важным фактором роста смертности стал холод. Прекратилось централизованное отопление домов, останавливались заводы и фабрики, предприятия коммунального обслуживания бани, прачечные, парикмахерские , замерла жизнь во многих городских учреждениях. Люди, даже приходившие на работу, не могли выполнять свои обязанности не только из-за физической слабости, но из-за отсутствия тепла и света. Город вымерзал, а зима в 1941 г. Почти повсеместно из строя вышли канализация и водопровод. Питьевая вода стала большим дефицитом, а доставка ее в квартиры, учреждения - подвигом. Число жертв голода стремительно росло: в первую декаду января по неполным данным загсы зарегистрировали смерть 28. Ежедневно умирало свыше 3 тыс.

В феврале население города продолжало вымирать, общее число жертв, чью смерть зарегистрировали органы загса, составило 108. А главное - снабжение стало регулярным, что привело к исчезновению очередей, карточки отоваривались своевременно и почти полностью, 16 февраля было даже выдано доброкачественное мясо - мороженая говядина и баранина. В феврале были полностью отоварены карточки по крупе, несколько меньше, чем положено, было выдано мясопродуктов. Весной количество внезапных смертей значительно сократилось: в марте на улицах города скоропостижно скончались 667 человек, в апреле - 262, в мае - только 9. Впервые за годы войны в марте количество женщин в абсолютных цифрах превысило число умерших мужчин, что сразу было отмечено не только в официальных донесениях загсов, но и на бытовом уровне. Так, в одном из писем неизвестный автор написал: «Мужчины и подростки все вымерли, остались почти одни женщины». Тема голодной смерти по-прежнему лидировала в донесениях НКВД о настроениях горожан, но постепенно из передаваемых разговоров уходило чувство обреченности. После того как в апреле произошло значительное улучшение условий жизни ленинградцев началось восстановление городского хозяйства, пущен трамвай, организованы столовые повышенного типа и др. А летом, в июле 1942 г.

В Ленинград до войны продовольствие поставлялось с Большой земли регулярно, но эти связи прекратились с гитлеровской блокадой. В итоге маленький кусок хлеба стал чуть ли не единственной пищей для жителей. Была введена карточная система. Смерть с косой начал заходить во все дома. Люди от голода ели голубей и бродячих собак, но умирали во время урока или по пути в магазин. Блокировка города с суши сделала свое черное дело: у людей от голода стали видны кости, кожа стала старой и грубой, а в глазах была постоянная грусть. Особенно истощились дети. Часто из них ходили на уроки, но были зафиксированы случаи, когда они умирали прямо за партой под монотонную речь учителя. В конце осени замерзала Ладога и единственная нить, связывавшая Ленинград со страной, обрывалась. Период конца 1941 года стал пиком голода.

Нормы хлеба были значительно снижены. Дети и иждивенцы стали получать всего 125 граммов хлеба. Заводские рабочие — в два раза больше. Бойцам армии тоже стали выдавать пониженную порцию хлеба — полкило в сутки. Поменялось и качество хлеба в худшую строну. Он наполовину был из плохих отходов, которые стали заменой дефицитной муки. Прочие продукты долгое время почти не выдавались. По ней в зимнее время по хрупкому льду Ладоги поставлялось продовольствие под постоянные обстрелы гитлеровцев. Из ледовой автодороги с наступлением теплых дней магистраль превращалась в водный маршрут. С начала осени 1941 года по начало весны 1943 года по «Дороге жизни» проходило не только снабжение едой голодающего населения, но и вывоз ленинградцев подальше от Ленинградской области.

Эвакуированы были более полумиллиона человек. Когда состоялся прорыв блокады, на свободном от фашистов участке была сделана временная транспортная артерия. Недалеко от нее были гитлеровские позиции, поэтому едущие поезда постоянно обстреливались фашистами. Обучение Город был осажден, но ряд школ по-прежнему давали начальное и среднее образование. За неимением тетрадей писали между полей старых книг или журналов. Школьники учились в жутких условиях под постоянные обстрелы, в неотапливаемых помещениях и без обедов. Замерзали чернила, дети сидели в старых тулупах и рукавичках. Это был настоящий подвиг. В Ленинграде с началом блокады продолжали работать тридцать девять школ. Учителя видели, как дети умирали прямо на занятиях.

На это было больно смотреть. Сквозь стон педагог лишь мог сказать, что завтра уроки начнутся после похорон. Союзники гитлеровцев У немцев в блокаде Ленинграда были союзники. Это итальянцы, испанцы и финны.

Кто виноват?

  • Кто виноват?
  • Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
  • Содержание
  • Строка навигации
  • Как жила элита в блокадном Ленинграде: малоизвестные факты
  • Смертное время

Блокада Ленинграда. Ужасный позор Советской власти

малоизвестный факт - городское ополчение оружейник Коровин вооружил пистолетами-пулеметами собственной конструкции. Ученый рассказал об ужасах блокады Ленинграда и объяснил, что упускают на Западе, описывая те трагические события. Документальные факты о ленинградской блокаде. 1. В общей сложности блокада Ленинграда продлилась почти три года. Жители блокадного Ленинграда выходят из бомбоубежища после отбоя тревоги, 1942 год. Блокада Ленинграда — интересные факты об эвакуации граждан. За время блокады было осуществлено 3 волны эвакуации, во время которых половина жителей были вывезены из города. Воспоминания очевидцев о блокаде Ленинграда — пост пикабушника sssr24.

Непокоренный город: 10 интересных фактов о блокадном Ленинграде

Даже после прорыва блокады не всех истощенных жителей блокадного Ленинграда удалось спасти. Сегодня в России отмечают 70-летие со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады – Самые лучшие и интересные новости по теме: Блокада, воспоминания, истории на развлекательном портале Блокада Ленинграда стала одной из самых чёрных страниц русской истории, а потому освобождение города – важная дата для нашего народа. Полная структура снабжения Ленинграда в блокаду до сих пор не рассекречена. 75 годовщина полного окончания блокады Ленинграда начала отмечаться в России задолго до самой исторической даты – 27 января.

125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда

А через десять дней ГКО принимает новое постановление о его упразднении и создании Военного совета Ленинградского фронта. Он и станет высшим органом управления на этом направлении. Особенно лихо по-революционному смотрится "введение выборности батальонных командиров". Андрей Сорокин: Да, это один из пунктов первого из упомянутых мной постановлений, принятого под влиянием, очевидно, Климента Ворошилова, который в тот момент являлся главнокомандующим Северо-Западного направления. Очевидная апелляция к опыту Гражданской войны. Но на самом деле далеко не только эти ошибки совершают главные ленинградские начальники - Ворошилов и секретарь Ленинградского обкома Андрей Жданов. Например, они самоустраняются от руководства обороной города и не входят в состав Военного совета.

За что получат заслуженный упрек со стороны Сталина буквально через два дня - 22 августа во время переговоров по прямому проводу между Москвой и Ленинградом. Впрочем, следует иметь в виду, что ведь и сам Сталин совершил подобную же ошибку: 23 июня в ответственный момент начала войны он отказался возглавить Ставку Верховного командования Красной Армии и только в начале августа в результате череды преобразований стал ее председателем и Верховным главнокомандующим. С моей точки зрения, именно импровизация в управлении - одна из главных причин поражений 1941 года... Первая в стране женщина-водолаз Нина Соколова руководила прокладкой по дну Ладожского озера трубопровода, по которому подавалось топливо. Эти графические нюансы что-то значат? Нажмите, чтобы увеличить.

Андрей Сорокин: Сталинских документов в этом сборнике довольно много. На обложке размещен документ о военном совете обороны Ленинграда, который сыграет важнейшую роль в вопросах и военного, и гражданского управления обороной города и 33 блокированных врагом районов Ленинградской области. Сталин работал с документами в основном именно карандашом. Объясняется это очень просто: шариковых ручек или не требующих постоянного обмакивания в чернильницу перьевых ручек не было, и для скорости, для удобства он пользовался карандашами. Простым, когда требовалось писать или вставлять какие-то обширные абзацы текста при редактировании документов. И чаще всего синим, когда накладывал резолюции.

Иногда использовался и красный карандаш. В единичных случаях, видимо, просто попадался в тот момент под руку - зеленый. Но никакого особого смысла, никаких закономерностей типа красный - "запретить", зеленый - "разрешить", мы не обнаруживаем. Сталин принимает очень активное участие в разработке и принятии решений, особенно в первый период обороны города. Более того, в его личном архиве мы найдем специальную тематическую папку, посвященную именно обороне Ленинграда. Этим документам Сталин придавал особое значение.

Он посвящен всем "павшим и выжившим в годы героической обороны". Данные о погибшем гражданском населении опубликованы? Андрей Сорокин: Общее количество погибших в городе за годы блокады составляет 646 тысяч человек. На блокированной территории Ленинградской области за это же время погибло 88 тысяч человек. При этом, как следует из обобщающих справок, которые получил Жданов в начале 1945 года, в 1941-1942 годах не велся раздельный учет по категориям умерших по разным причинам. Поэтому мы вряд ли когда-нибудь узнаем цифры погибших от голода в этот период.

Для этого нужно изучать первичные данные загсов. Но мы не можем рассчитывать, что в условиях самой тяжелой блокадной зимы при регистрации точно указывались причины смерти. Важно при этом подчеркнуть, что мы должны помнить и говорить о трагедии не только самого города, но и блокированных районов Ленинградской области, о которых мы очень часто вообще забываем упомянуть.

Первый вопрос — по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное — 58 бронепоездов — всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят таких катеров паромов ещё не существовало. Второй вопрос — это озвучено массовое производство и это в условиях осады.

Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям! Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья. Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами! Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка, руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно! Всё-таки интересно — у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии! У них в блокаде не было проблем?

А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, а полной фальсификации! Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально заданна конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать… Теперь разберёмся с производством электроэнергии На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области.

Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций. Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию. На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод.

Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии.

Прорвать укрепление удалось только 18 числа, в январе 43 года. Запасы воды и еды в городе быстро закончились. С приходом зимы перевозки начали осуществлять через замерзшее Ладожское озеро. Путь носил весьма символическое название — «Дорога жизни». На каждого человека в день приходилось всего 125 г хлеба.

Именно отсутствие достаточного запаса продовольствия было главной проблемой осажденного города и его жителей. За 3 волны проведенной эвакуации из самого города было вывезено порядка 1. При том, что город находился в осаде, в нем работало порядка полутора тысяч громкоговорителей. По ним ежедневно подавали сигналы тревоги, вещали новости с фронта и ситуации в Петербурге. Первая зима 1941 была самой сложной для жителей Ленинграда. Температура тогда достигла рекордного показателя для этой местности — минус 32,1 градус по Цельсию.

В среднем, показания термометра не опускаются здесь ниже 18-19 градусов ниже нуля. К апрелю 1942 года выпало максимальное количество зафиксированных за историю существования города осадков — высота сугробов достигала 52 см. Такие климатические условия сохранялись до мая 1942. Инфраструктура не была рассчитана на такой климат. Не было ни света, ни тепла, не работала канализация, в дома не подавалась вода, а грелись в помещениях при помощи печек — так называемых «буржуек». Блокада Ленинграда продолжалась и после того, как ее прорвали советские войска, это, несомненно, интересные факты о культурном центре России.

Немецкие и финские солдаты на протяжении полугода еще держали его в осаде, опасаясь ярого сопротивления. Только наступательный маневр в направлении Выборга и Петрозаводска позволили полностью освободить город и его жителей из смертельного осадного кольца. После освобождения города в него привезли в 5000 дымчатого окраса котов и кошек — именно их считали самыми лучшими уничтожителями грызунов. Они спасли город и оставшихся в нем людей. В современном Питере в знак уважения и особой благодарности на улице Малой Садовой этим животным установили памятник. Кот Елисей и кошка Василиса олицетворяют дымчатых борцов с грызунами в осажденном городе.

Авианалеты на город совершались по нескольку раз в день — на город сбросили за все время осады порядка 107 000 бомб. Блокада Ленинграда, интересные волнующие факты о которой имеют значение не только для россиян, но для сторонников фашизма - итальянцев и испанцев, осуществлявших поддержку немецких войск при осаде. О «Голубой дивизии» Испании ходили противоречивые мнения: кто-то говорил о необычайной стойкости ее бойцов, другие утверждали, что в войсках полностью отсутствовала дисциплина. В связи с этим, наряду с итальянцами, выступающими против Советского Союза в операциях на Ладожском озере, в рядах испанцев отмечалось дезертирство — переход на сторону советских солдат. Во время блокады на 100 смертей приходилось в среднем 63 мужчин и 37 женщин. Такая разница образовывалась из-за высокой физической выносливости в сложных условиях жизни слабой половины населения.

Блокада Ленинграда, которой были поведаны в этой статье, остается в памяти выживших ветеранов и следующих поколений. Блокада Ленинграда — военная блокада немецкими, финскими и испанскими Голубая дивизия войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда ныне Санкт-Петербург. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года — 872 дня. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города.

В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей. После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года. Чтобы заставить противника снять осаду города, в июне — августе 1944 года советские войска при поддержке кораблей и авиации Балтийского флота провели Выборгскую и Свирско-Петрозаводскую операции, 20 июня освободили Выборг, а 28 июня — Петрозаводск. В сентябре 1944 года был освобождён остров Гогланд. За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3—4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны «блицкрига».

К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» «Восток» предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь, русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган — всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию. Уже 23 июня командующим Ленинградским военным округом генерал-лейтенантом М. Поповым было отдано распоряжение о начале работ по созданию дополнительного рубежа обороны на псковском направлении в районе Луги. Вступление Финляндии в войну 17 июня 1941 года в Финляндии был издан указ о мобилизации всей полевой армии, и 20 июня отмобилизованная армия сосредоточилась на советско-финской границе.

Там базировались самолеты ВВС Финляндии и германской 5-й воздушной армии. Выход войск противника к Ленинграду В первые 18 дней наступления 4-я танковая группа противника с боями прошла более 600 километров с темпом 30—35 км в сутки , форсировала реки Западная Двина и Великая. От Пскова самый короткий путь к Ленинграду проходит по Киевскому шоссе, идущему через Лугу. Оборонительные сооружения строились руками ленинградцев, в большинстве своём женщин и подростков мужчины уходили в армию и ополчение. У Лужского укрепленного района произошла задержка немецкого наступления. Донесения командующих немецкими войсками в штаб: Танковая группа Гепнера, авангарды которой обессилели и устали, лишь незначительно продвинулись в направлении Ленинграда.

Наступление Гепнера остановлено… Люди сражаются, как и прежде, с великим ожесточением. Командование Ленинградского фронта воспользовалось задержкой Гепнера, ожидавшего подкрепления, и подготовилось к встрече противника, использовав, в том числе, новейшие тяжёлые танки КВ-1 и КВ-2, только что выпущенные Кировским заводом. Только в 1941 году было построено более 700 танков, оставшихся в городе. За это же время было выпущено 480 бронемашин и 58 бронепоездов, нередко вооруженных мощными корабельными орудиями. На Ржевском артиллерийском полигоне было найдено боеспособным корабельное орудие калибром 406 мм. Оно предназначалось для головного линкора «Советский Союз», уже находившегося на стапеле.

Это орудие применялось при обстреле немецких позиций. Германское наступление было приостановлено на несколько недель. Вражеским войскам не удалось овладеть городом с ходу. Эта задержка вызвала резкое недовольство Гитлера, который совершил специальную поездку в группу армий «Север» с целью подготовить план захвата Ленинграда не позднее сентября 1941 года. В беседах с военачальниками фюрер, помимо чисто военных доводов, привёл немало политических аргументов. Он полагал, что захват Ленинграда даст не только военный выигрыш контроль над всеми балтийскими побережьями и уничтожение Балтийского флота , но и принесёт огромные политические дивиденды.

Советский Союз потеряет город, который, являясь колыбелью Октябрьской революции, имеет для советского государства особый символический смысл. Кроме того, Гитлер считал очень важным не дать советскому командованию возможность вывести войска из района Ленинграда и использовать их на других участках фронта. Он рассчитывал уничтожить оборонявшие город войска. В длительных изматывающих боях, преодолевая кризисы в разных местах, немецкие войска в течение месяца готовились к штурму города. К городу подошёл Балтийский флот со своими 153 орудиями главного калибра корабельной артиллерии, как показал опыт обороны Таллина, по своей боевой эффективности превосходящей орудия того же калибра береговой артиллерии, также насчитывающей под Ленинградом 207 стволов. Небо города защищал 2-й корпус ПВО.

Наивысшая плотность зенитной артиллерии при обороне Москвы, Ленинграда и Баку была в 8—10 раз больше, чем при обороне Берлина и Лондона. К началу сентября финны перешли существовавшую до подписания мирного договора 1940 года старую советско-финскую границу на Карельском перешейке на глубину до 20 км, остановились на рубеже Карельского укрепрайона. Связь Ленинграда с остальной страной через территории оккупированные Финляндией была восстановлена летом 1944 года. Но он получил отказ в участии финнов в наступлении на Ленинград. Вместо этого Маннергейм повёл успешное наступление на севере Ладоги, перерезав Кировскую железную дорогу и Беломоро-Балтийский канал в районе Онежского озера, блокировав тем самым маршрут для поставок в Ленинград грузов. Именно 4 сентября 1941 года город подвергается первым артиллерийским обстрелам со стороны оккупированного немецкими войсками города Тосно: «В сентябре 1941 г.

Немного впереди нас шел переполненный народом трамвай. Он тормозит перед остановкой, где стоит большая группа ожидающих. Раздается разрыв снаряда, и многие на остановке падают, обливаясь кровью. Второй разрыв, третий… Трамвай разнесен в щепки. Груды убитых. Раненые и искалеченные, в основном женщины и дети, разбросаны по булыжной мостовой, стонут и плачут.

В дальнейшем немцы, отдав свои танки на центральный участок фронта, продолжали окружение города кольцом блокады, удаленным от центра города не более чем на 15 км, и перешли к длительной блокаде. В создавшейся ситуации Гитлер, реально представлявший себе огромные потери, которые он понес бы, вступив в городские бои, своим решением обрек его население на голодную смерть. С этого дня началась длившаяся 872 дня блокада города. В этот же день немецкие войска неожиданно быстро оказались в пригородах города. При этом советскому верховному командованию информацию о замыкании кольца окружения не докладывали, надеясь на прорыв. А 13 сентября Ленинградская правда писала: Утверждение немцев, что им удалось перерезать все железные дороги, связывающие Ленинград с Советским Союзом , является обычным для немецкого командования преувеличением Это замалчивание стоило жизни сотням тысяч горожан, поскольку решение о подвозе продовольствия было принято слишком поздно.

Всё лето день и ночь около полумиллиона человек создавали в городе рубежи обороны. Один из них, самый укрепленный, названный «Линией Сталина» проходил по Обводному каналу. Многие дома на оборонных рубежах были превращены в долговременные опорные пункты сопротивления. Проблемы эвакуации жителей Ситуация на начало блокады Эвакуация жителей города началась уже 29. В конце июня была создана Городская комиссия по эвакуации. Началась разъяснительная работа среди населения о необходимости выезда из Ленинграда, так как многие жители не хотели покидать свои дома.

До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. Возможность достижения немцами города считалась минимальной. Первая волна эвакуации Самый первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, когда части вермахта захватили железную дорогу, связывающую Ленинград с лежащими к востоку от него областями. Этот период характеризовался двумя особенностями: Нежеланием жителей уезжать из города; Много детей из Ленинграда было эвакуировано в районы Ленинградской области. Впоследствии это привело к тому, что 175 000 детей было возвращено обратно в Ленинград. За этот период из города было вывезено 488 703 человека, из них 219 691 детей вывезено 395 091, но впоследствии 175 000 возвращено обратно и 164 320 рабочих и служащих, эвакуировавшихся вместе с предприятиями.

Вторая волна эвакуации Во второй период эвакуация проводилась тремя способами: эвакуация через Ладожское озеро водным транспортом до Новой Ладоги, а затем до ст. Волховстрой автотранспортом; эвакуация авиацией; эвакуация по ледовой дороге через Ладожское озеро. За этот период водным транспортом было вывезено 33 479 человек из них 14 854 человек — не ленинградского населения , авиацией — 35 114 из них 16 956 не ленинградского населения , походным порядком через Ладожское озеро и неорганизованным автотранспортом с конца декабря 1941 и до 22 января 1942 года — 36 118 человек население не из Ленинграда , с 22 января по 15 апреля 1942 года по «Дороге жизни» — 554 186 человек. В общей сложности за время второго периода эвакуации — с сентября 1941 по апрель 1942 года — из города, в основном по «Дороге жизни» через Ладожское озеро, были вывезены около 659 тысяч человек. Третья волна эвакуации С мая по октябрь 1942 года вывезли 403 тысячи человек. Всего же за период блокады из города были эвакуированы 1,5 млн человек.

К октябрю 1942 года эвакуация была завершена. Последствия Последствия для эвакуантов Часть истощённых людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом. Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью.

Последствия для городского руководства Блокада стала жестоким экзаменом для всех городских служб и ведомств, обеспечивавших жизнедеятельность огромного города. Ленинград дал уникальный опыт организации жизни в условиях голода. Обращает на себя внимание следующий факт: во время блокады, в отличие от многих других случаев массового голода, не произошло никаких крупных эпидемий, несмотря на то, что гигиена в городе была, конечно, гораздо ниже нормального уровня из-за почти полного отсутствия водопровода, канализации и отопления. Безусловно, предотвращению эпидемий помогла суровая зима 1941—1942 годов. Вместе с тем исследователи указывают и на эффективные профилактические меры, принятые властями и медицинской службой. В конце марта 1942 года вспыхнула эпидемия холеры, брюшного тифа, сыпного тифа, но за счёт профессионализма и высокой квалификации медиков вспышка была сведена к минимуму.

Немецкие части прорвали Лужский оборонительный рубеж и устремились к Ленинграду. Этот день считается днем начала блокады. Были разорваны все железнодорожные, речные и автомобильные коммуникации. Сообщение с Ленинградом теперь поддерживалось только по воздуху и Ладожскому озеру. С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены 23-й армией у Карельского УРа. Сохранилось лишь единственное железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера с Финляндского вокзала — «Дорога жизни».

Это отчасти подтверждает то, что финны остановились по приказу Маннергейма согласно его мемуарам он согласился занять должность верховного главнокомандующего войсками Финляндии при условии, что не будет вести наступление против города , на рубеже государственной границы 1939 года, то есть той границы, которая существовала между СССР и Финляндией накануне Советско-финской войны 1939—1940 годов, с другой стороны, оспаривается Исаевым и Н. Барышниковым: Легенда о том, что финская армия ставила только задачу вернуть отобранное Советским Союзом в 1940 г. Если на Карельском перешейке переход через границу 1939 г. Котлы 41-го. История ВОВ, которую мы не знали. Ещё 11 сентября 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти заявил германскому посланнику в Хельсинки: Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город.

Ситуация на фронте с 22 июня по 5 декабря 1941 года По словам Г. Жукова, «положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным». После окончания Ельнинской операции приказом от 11 сентября Г. Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом, к обязанностям приступил с 14 сентября.

Местное руководство подготовило к взрыву основные заводы. Все корабли Балтийского флота должны были быть затоплены. Пытаясь остановить вражеское наступление, Жуков не останавливался перед самыми жестокими мерами. Отступление прекратилось. Солдаты, оборонявшие Ленинград в эти дни, стояли насмерть. Лееб продолжал успешные действия на ближайших подступах к городу.

Его целью было укрепление кольца блокады и отвлечение сил Ленинградского фронта от помощи начавшей действия по деблокаде города 54-й армии. В конце концов, враг остановился в 4—7 км от города, фактически в пригородах. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км от Кировского завода и в 16 км от Зимнего дворца. Несмотря на близость фронта, Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.

Weisung Nr. September 1941 «Die Zukunft der Stadt Petersburg» со всей определённостью говорилось: «2. Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса… 4. Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться.

В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения. Кто покинет город против наших линий, должен быть отогнан назад огнем. Небольшие неохраняемые проходы, делающие возможным выход населения поодиночке для эвакуации во внутренние районы России, следует только приветствовать. Население нужно принудить к бегству из города при помощи артиллерийского обстрела и воздушной бомбардировки.

Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии 3,6 МВт.

Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 всего с предполагаемой мощностью двигателя 30! Теперь немного о материалах и производстве Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом — снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали. Это, как известно, твёрдый материал, обрабатываемый в основном, давлением неважно, молотом или резцом и требует приложения больших усилий в основном, механических , особенно при массовом производстве. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии это не корпус автомобиля из жести сварить , промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт.

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии 20 МВт , а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т. Осталось подвести баланс по продовольствию Потребность в продовольствии города составлял 2 миллиона 544 тысячи жителей города — без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады , 1,5 кг продовольствия в сутки 500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп — это общевойсковой паёк — 3800 тонн продовольствия ежедневно 63 современных вагонов — напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области. Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолеты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации. С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс.

Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля 152 дня. Потребность в продовольствии была решена после гибели почти миллиона людей от голода и эвакуации ещё одного миллиона 300 тысяч беженцев за все время действия дороги жизни. Выводы К ноябрю должны были закончиться что и произошло не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия.

Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъемностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности да и то не полностью. Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. Промышленность должна была остановиться. Но заводы всё работали и работали это факт.

Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно наверное, немцы поставляли.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий