Новости битва на реке сити юрий всеволодович

у реки Сить, притока Мологи, дождаться братьев, Ярослава и Святослава Всеволодовичей. Битва на реки Сити с монголами произошла 4 марта 1237 года и считается ключевым сражением, ее итоги повлияли на дальнейшие действия монголов и стали предпосылкой формирования вассалитета русских князей перед ханами Золотой Орды. Битва на реке Сити 1238 года началась для русских воинов совершенно неожиданно.

Битва на реке Сить: когда судьба страны решалась на берегах небольшой речушки

Но дело в том, что летописи Троицкая и I Софийская изображают ситуацию несколько по-другому: «Ждучи к себе брата своего Ярослава и Святослава с полкы». На мой взгляд, пеший полк князь Святослав все-таки привел — именно сборами ратников со всего княжества, можно объяснить то, что его воины не оказались под Коломной, а также долгое отсутствие в стане на Сити, куда он явился одним из последних. Но если с князем Святославом все более или менее понятно, то есть смысл разобраться в другом вопросе — какие же полки мог привести на Сить Ярослав Всеволодович, который, если исходить из сообщений летописей, должен был находиться в это время в далеком Киеве. Таким образом, мы видим, что ровно через неделю после победы Ярослав отпустил северные полки домой, а сам остался со своей дружиной, и при этом надо учитывать, что часть княжеских гридней находилась в его вотчине, Переславле-Залесском. Получается, что силы, которые Ярослав мог привести из Киева на Сить, были невелики, да и расстояние между двумя точками было просто огромно, и князь явно не успевал. Татищева есть очень интересная информация: «Тогда Юрий, князь великий, послал в Новгород к брату Ярославу, прося его, чтоб со всеми войсками новгородскими как мог к нему поспешил». Как видим, из текста следует, что брат великого князя в это время находился в Новгороде — соответственно и Киев он покинул давно. А это могло произойти только в одном случае — если Ярослав был сразу извещен о монгольском нашествии и поспешил на север, поскольку именно там находились силы, на которые он мог опереться. В Киеве он был человек пришлый и крепких связей не имел, крупными силами после ухода новгородцев не располагал, а поскольку в половецких степях действовал корпус из пяти туменов, то случиться могло всякое. Но главное, скорее всего, заключалось в том, что, будучи извещен братом о той страшной угрозе, которая нависла над всей Суздальской землей, в состав которой входило и его княжество, Ярослав поспешил туда, где мог найти силы для борьбы с этой напастью, — в Новгород.

Судя по всему, князь Георгий, уже находясь на Сити, знал о том, что его брат в Новгороде, а потому и слал туда гонцов с просьбой о помощи. Но оговорюсь сразу, это не более чем предположение, поскольку в новгородских письменных источниках сведений о присутствии Ярослава в Новгороде в это судьбоносное время нет. И вот здесь хотелось бы сделать небольшое отступление, которое касается Ипатьевского летописного свода и Галицко-Волынской летописи в частности, по поводу того, как они отображали события в Северо-Восточной Руси и насколько им можно доверять. Привожу сообщение дословно, оно того стоит: «Князь Юрий, оставив сына своего и княгиню во Владимире, вышел из города и стал собирать вокруг себя войско; но у него не было сторожевых отрядов, и он был захвачен беззаконным Бурундаем, который напал на город внезапно, и самого князя Юрия убили. Батый стоял у города, город упорно сопротивлялся, и сказал он горожанам насмешливо: «Где князья рязанские, где ваш город, где ваш великий князь Юрий? Не наша ли рука, схватив, предала его смерти? Мало того что в событиях принимает активное участие давно умерший Кир Михайлович, а князь Всеволод лично рассказывает отцу о разгроме под Коломной: «Когда Всеволод был побежден, рассказал он отцу своему о происшедшей битве с напавшими на его землю и города», — там есть и более серьезные ляпы. Если следовать сообщению летописи буквально, то оказывается, что князь Георгий и рать-то собирал не на Сити, а в некоем «городе», на который Бурундай напал внезапно. Можно с уверенностью утверждать, что никаких городов на пустынных берегах Сити никогда не было, как нет их и по сей день, и что имел в виду автор, сказать затруднительно.

Скорее всего, о событиях в Северо-Восточной Руси им было рассказано по принципу — слышу звон, а не знаю, где он, и та каша, которая была у летописца в голове по поводу событий в далеких от него землях, в итоге выплеснулась на страницы летописи. Поэтому к этим известиям надо относиться очень осторожно, хотя надо отметить, что, когда дело касается южных и юго-западных земель, автор демонстрирует отличное знание темы и прекрасно владеет материалом. Никаких сведений об этом в летописях нет, и поэтому единственное, из чего мы можем сделать хоть какие-то выводы, это являются розыски местных краеведов и народные предания. Длина реки составляет 159 км, а исток Сити находится на северо-востоке Тверской области, в районе села Сабурово, ее же среднее и нижнее течение — в Ярославском регионе. Протекает река по равнинной, малонаселенной местности — места там глухие, заросшие густыми дремучими лесами, ни вправо, ни влево с дороги не свернуть, поскольку сразу же увязнешь в трясинах и болотах, которых вокруг видимо-невидимо. Историки и краеведы до сих пор спорят о точном месте побоища, некоторые высказывают версию о том, что кровопролитные бои шли на всем протяжении реки. Чаще всего упоминается деревня Божонка на границе Тверской и Ярославской областей, а также деревни Станилово, Юрьевское, Лопатино и Игнатово Некоузского района, села Сить-Покровское и Семеновское Брейтовского района Ярославской области. Из этого следует, что места, где происходили сражения полков Георгия Всеволодовича с туменами Бурундая, были разбросаны на добрую сотню километров вдоль реки, поскольку войска великого князя располагались по различным селам и деревням и, скорее всего, сражались порознь. Суздальский Кремль.

Рождественский собор построен в 1222 г. Фото автора И вот что в итоге получается — одна группа краеведов и ученых считает, что главная битва произошла в среднем течении Сити, в районе деревень Станилово, Игнатово, Рубцово, Юрьевское и Лопатино — некоторые из этих населенных пунктов уже заброшены. Археологи и местные жители часто находили там, в земле, свидетельства яростных боев — черепа и кости павших воинов, на которых остались следы страшных ранений, ржавые фрагменты панцирей, кольчуг и шлемов, поломанные клинки, наконечники копий и стрел. Да и сами названия сел свидетельствуют о той грозной поре, когда над Русью взлетел монгольский аркан, сохраняя в своих названиях дела давно минувших и страшных дней. Станилово — это где находился главный стан Великого князя, Красное — потому что лед на реке в этом месте после битвы был красный от крови, Рубцово — где рубились русские с монголами, а там, где Юрьевское, погиб князь Георгий Юрий. Место гибели Великого князя жители окрестных деревень укажут довольно точно — на левом берегу Сити, где сейчас стоит деревянная часовня и где раньше находилась древняя каменная надгробная плита Георгия Всеволодовича. А рядом, там, где теперь на берегах Сити высятся сосны, по местным преданиям и легендам, раньше находились курганы воинов великого князя, погибших здесь в страшной сече в начале марта 1238 года. Недалеко от деревни Лопатино стоит белокаменная стела с металлическим барельефом, высотой в 12 метров, которую открыли в 1980 г. На барельефе изображен князь Георгий, ведущий в бой свои дружины, а также выбита надпись из Лаврентьевского летописного свода, повествующая о трагедии, которая разыгралась на этих берегах.

Вот какое описание этого места сделал А. Бобров: «Памятная стела возле села Лопатино — бетонная плита, поставленная на крутом живописном берегу. А еще сквозь зияющие проемы разрушавшегося тогда храма можно было увидеть рядом со сгоревшим иконостасом остатки стенной росписи с изображениями Юрия Всеволодовича и Василько Ростовского. Оба они выписаны с оружием, что выглядит несколько непривычно, но нельзя забывать, что храм был построен в честь битвы на месте гибели Великого князя. Здесь испокон веков существовал его культ. Юрьев день справлялся особенно широко. Все пожилые мужчины, местные уроженцы, родившиеся зимой, носили имя Георгий, Юрий, Егор. Окрестные ручьи, урочища и просеки сохраняли древние названия со словом «князь» — Князь-Ивановская, например. Народная память о далеких событиях жила».

Казалось, все ясно, все сходится, и битва произошла в среднем течении, но не тут-то было! И здесь чаще всего упоминается деревня Божонка и ее окрестности, потому что еще в конце XIX — начале XX века тут существовали деревни Станово, Сторожево, Боронишино, Юрьево, которые, как и в среднем течении Сити, привязывали к разыгравшемуся здесь побоищу. Но этим список не ограничивается, его можно и продолжить: Шестихино — там полегли шесть ханов, Раменье, а раньше Раненье — здесь был ранен князь, Добрыни — здесь полегли русские дружины, Кой — стойбище пришельцев, Задорье — где будто бы началась битва задорились войска , а Могилицы — это место, где пало много русских воинов и над ними были насыпаны курганы. Да и название деревни — Божонка, тоже обросло преданиями — по одному из них здесь Батый «побожился» «больше на Сить не ходить» — и не важно, что монгольский хан в этих местах никогда не бывал. По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в.

Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников. В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения.

XIX - нач. Парилова из частного собрания Тарасов О. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп.

Забелина ГИМ. Необычен тип иконографии святого с непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов в росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1826-1830 гг. Медведева из с. Новгорода , где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском соборе Н. Новгорода у сев. Салабановым к освящению придела во имя Георгия Всеволодовича; резной позолоченный киот был украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена битва на р. Сить Добровольский. Подобный вариант существовал и в монументальном искусстве - роспись 1845 г. Михаила в нижегородском Кремле Храмцовский.

НИАМЗ, частное собрание. Икона такого извода кон. В числе избранных патрональных святых Георгий Всеволодович представлен в картуше образа Божией Матери «Прибавление ума» 1833 г. ГРМ вместе с прп. Евдокией; в клейме на правом поле иконы «Преображение Господне» кон. Дикарева частное собрание. В центре иконы св. Новгорода 1869 г. Дионисием Суздальским, с преподобными Сергием Радонежским как «миротворцем князей Нижегородских» , Евфимием Суздальским и Макарием Унженским - местными уроженцами Добровольский. Не исключено, что в изображениях кон.

Образ Георгий Всеволодович в молении был введен в состав родословного древа русских государей, начиная с росписи 1689 г. К группе ранних памятников относятся изображения Георгия Всеволодовича в числе рус. Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве ; на нижнем поле иконы блгв. Димитрием Угличским. Он присутствует в серии портретных медалей русских князей и царей 1768-1772 гг. Иванова и в составе барельефов 1774-1775 гг. Шубина для интерьеров Чесменского дворца под С. Скульптурный образ Георгия Всеволодовича 1846-1850 гг. Витали расположен на юж. В храме Христа Спасителя Георгий Всеволодович и другие русские св.

Александра Невского Мостовский М. Лебедева и А. Корзухина интерьера Вознесенского собора Ельца - в одной из арок сев. В стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве композиция генеалогического древа российских государей выполнена в 1883 артелью Ф. Торопова - ростовая фигура Георгия Всеволодовича со скипетром в левой руке, в овале с растительным обрамлением. Владимира в С. Олегом Романовичем Брянским. В аналогичном ряду святых Георгий Всеволодович представлен на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. Примеры житийной иконографии святого - «Пострижение в схиму членов семьи блгв. Георгия Всеволодовича перед гибелью»; «Обретение тела блгв.

Георгия Всеволодовича»; «Перенесение мощей блгв. Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир» - включены в программу росписи Успенского собора во Владимире, созданной в кон. Иванова, Х. Рябцова и И. Щедровского, напечатанных по рисункам Б. Чорикова ок. Всеволод назначает наследником блгв. Георгия Всеволодовича, 1212 г. Георгия Всеволодовича после Липецкой битвы, 1216 г. Константина, 1217 г.

Георгия Всеволодовича к миру, 1219 г. Георгием Всеволодовичем, 1229 г. Георгия Всеволодовича найдено еп. Кириллом, 1238 г.

Это не позволило возвести необходимые временные укрепления.

Дружинники начали создавать засеки и валить дубы в сторону предполагаемого подхода монгольских войск, но не успели закончить… Третья — самая передовая для того времени тактика неприятеля, которую в XX веке назовут блицкригом. Монголы напали на русское войско ранним утром прямо с марша с двух сторон, сразу окружив его. Монгольская конница обладала максимальной мобильностью и была фактически регулярной армией, к тому же закаленной в непрерывных 30-летних сражениях. Русские имели в своих рядах лишь небольшие профессиональные княжеские дружины, остальные воины были ремесленниками и крестьянами. Значение битвы …всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит.

Евангелие от Матфея 12:25 После разорения земель северо-восточной Руси тумен Бурундая устремился на запад. Однако огромные потери заставили монголов повернуть на юг и северо-западная часть Руси осталась свободной… Ситская битва стала единственной во время первого нашествия на Русь попыткой объединения войск пяти князей для противодействия врагу. Возможно, главная уязвимость русского человека и русского мира — неумение договариваться, когда дело касается убеждений, амбиций или личных интересов.

Русские дружины сложили головы в битве на реке Сить, весной 1238 года. Скоро остался лишь князь. Золотые доспехи Юрия пробиты, меч все тяжелей шёл вверх. И вот, вошла меткая стрела ему в грудь. Юрий Всеволодович рухнул на окровавленный лёд и в последнем вздохе простил брата Ярослава и его Великий Новгород, что так и не пришли на помощь.

А затем счастливый багатур отрубил ему голову... Династиям Северной Руси не стыдно перед Богом и потомками. В отличие от князей Киевской, Южной Руси, князья Севера не убегали в Европу от монголов, а сражались до конца. Все княжеские семьи Севера от Рязани и Коломны, до Москвы, Владимира и Ярославля, погибли со своим народом и разделили его судьбу. В этом проявился весь блеск уходящей, Древней Руси. Руси Рюрика, Святослава, Юрия Долгорукого.

Голова приросла обратно: что поразило учёных, вскрывших гробницу великого князя Юрия Всеволодовича

Святославу Всеволодовичу и Владимиру Константиновичу Угличскому удалось спастись. Последствия Поражение русских войск сломило сопротивление князей Северо-Восточной Руси монгольскому нашествию и предопределило попадание Северо-Восточной Руси в зависимость от Монгольской империи. После гибели великого князя Юрия великокняжеский престол занял его брат, князь переяславский Ярослав Всеволодович, под прямым контролем которого оказались Владимирское княжествои Переяславль-Залесское княжество. Войско Бурундая оказалось ослабленным после битвы «великую язву понесли, пало и их немалое множество» , что стало одной из причин отказа Батыя идти на Новгород.

Соотношение сил После взятия Владимира 7 февраля 1238 года основные силы монголов направились через Юрьев-Польский и Переславль-Залесский на Тверь и Торжок, а второстепенные силы под командованием темника Бурундая были направлены на поволжские города — владения племянников Юрия Константиновичей, которые увели свои войска на Сить. Лаврентьевская летопись говорит о том, что Юрий ожидал на Сити полки братьев Ярослава, который в 1236 году занял Киев, оставив сына Александра наместником в Новгороде, и Святослава, однако, в числе участников битвы Ярослав не упоминается. Ход битвы Монгольский корпус под командованием Бурундая, в течение 3-х недель после взятия Владимира покрыв расстояние примерно вдвое больше, чем за то же время преодолели основные монгольские силы, во время осады последними Твери и Торжка подошёл к Сити со стороны Углича. Владимирское войско не успело изготовиться к битве за исключением сторожи численностью 3000 человек под руководством воеводы Дорофея Семёновича , было окружено и почти полностью погибло или попало в плен. Князь Юрий погиб вместе с войском, его голова была отрублена и преподнесена в дар Батыю.

XVIII - нач.

ГВСМЗ, частное собрание. Аналогичный подбор святых - на литографии 1857 г. На палехской иконе кон. XIX - нач. Парилова из частного собрания Тарасов О. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп.

Забелина ГИМ. Необычен тип иконографии святого с непокрытой головой и бородой средней длины, без доспехов и атрибутов в росписи «альфреско» интерьера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, 1826-1830 гг. Медведева из с. Новгорода , где внешний облик, поза и одеяние, несомненно, восходят к ранним произведениям. В Преображенском соборе Н. Новгорода у сев.

Салабановым к освящению придела во имя Георгия Всеволодовича; резной позолоченный киот был украшен вверху княжеской короной и военной арматурой, внизу изображена битва на р. Сить Добровольский. Подобный вариант существовал и в монументальном искусстве - роспись 1845 г. Михаила в нижегородском Кремле Храмцовский. НИАМЗ, частное собрание. Икона такого извода кон.

В числе избранных патрональных святых Георгий Всеволодович представлен в картуше образа Божией Матери «Прибавление ума» 1833 г. ГРМ вместе с прп. Евдокией; в клейме на правом поле иконы «Преображение Господне» кон. Дикарева частное собрание. В центре иконы св. Новгорода 1869 г.

Дионисием Суздальским, с преподобными Сергием Радонежским как «миротворцем князей Нижегородских» , Евфимием Суздальским и Макарием Унженским - местными уроженцами Добровольский. Не исключено, что в изображениях кон. Образ Георгий Всеволодович в молении был введен в состав родословного древа русских государей, начиная с росписи 1689 г. К группе ранних памятников относятся изображения Георгия Всеволодовича в числе рус. Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве ; на нижнем поле иконы блгв. Димитрием Угличским.

Он присутствует в серии портретных медалей русских князей и царей 1768-1772 гг. Иванова и в составе барельефов 1774-1775 гг. Шубина для интерьеров Чесменского дворца под С. Скульптурный образ Георгия Всеволодовича 1846-1850 гг. Витали расположен на юж. В храме Христа Спасителя Георгий Всеволодович и другие русские св.

Александра Невского Мостовский М. Лебедева и А. Корзухина интерьера Вознесенского собора Ельца - в одной из арок сев. В стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве композиция генеалогического древа российских государей выполнена в 1883 артелью Ф. Торопова - ростовая фигура Георгия Всеволодовича со скипетром в левой руке, в овале с растительным обрамлением. Владимира в С.

Олегом Романовичем Брянским. В аналогичном ряду святых Георгий Всеволодович представлен на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. Примеры житийной иконографии святого - «Пострижение в схиму членов семьи блгв. Георгия Всеволодовича перед гибелью»; «Обретение тела блгв. Георгия Всеволодовича»; «Перенесение мощей блгв. Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир» - включены в программу росписи Успенского собора во Владимире, созданной в кон.

Иванова, Х. Рябцова и И. Щедровского, напечатанных по рисункам Б. Чорикова ок. Всеволод назначает наследником блгв. Георгия Всеволодовича, 1212 г.

Георгия Всеволодовича после Липецкой битвы, 1216 г. Константина, 1217 г.

В конечном счете, князь Юрий Владимирский остался на реке со своей дружиной. Все тоньше вал русской пехоты, все меньше княжеской конницы... И вдруг, упало в толпе знамя Золотого льва из рук пробитого стрелой знаменосца.

Побежали ополченцы Севера, пытаясь сбежать в спасительный лес или по реке, но настигает их быстро степная конница. Сумел уйти в лес только князь Святослав Юрьев-Польский. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. Кони убиты, и гридни набрасывались на сжимающийся круг монголов, пытаясь пробить князю путь к спасению. Но осыпаемые градом стрел и сабель, растаяли в крови старшие сотни.

Русские дружины сложили головы в битве на реке Сить, весной 1238 года. Скоро остался лишь князь. Золотые доспехи Юрия пробиты, меч все тяжелей шёл вверх.

Битва на реке Сити

Теперь обратимся к судьбе великого князя Юрия Всеволодовича, который покинул Владимир незадолго до подхода монголов. #русь #золотаяорда #битванаситиДве крайности в описании нашествия Батыя говорят о том, что якобы Русь почти не сопротивлялась монголам и каждый князь, с мало. СИТСКАЯ БИТВА 1238, сражение между войском владимирского кн. Юрия Всеволодовича и монг. отрядом под команд. Бурундая в ходе 1-го этапа монголо-татарского нашествия.

Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович

Но всё же скудные летописные сообщения дают нам возможность логической реконструкции событий. Вернемся к основному — к тайне гибели князя Юрия на реке Сить. Отрубленная голова Обезглавленное тело Юрия Всеволодовича будто бы было обнаружено спустя некоторое время епископом Ростовским Кириллом, который возвращаясь в Ростов «пожелал видеть место битвы и увидел — в топком болоте у Сидоровского ручья. И нашёл обезглавленное тело в княжеском одеянии. И принес он тело Юрия в Ростов, и положил его со многими слезами в церкви святой Богородицы».

Епископ находит обезглавленное тело. В 1239 году года останки были торжественно перенесены Ярославом Всеволодовичем во Владимир и положены в Успенском соборе. В «Книге Степенной царского родословия» описано, что «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны». Но вернемся к епископу Кириллу.

Ехал архиерей по рекам, искал по болотам тело князя Юрия. Милостью Божьей оказался в нужном месте. И озадачимся вопросом. Сколько дней Кириллу понадобилось из Белоозера добраться до Красного на Сити?

Растояние от Белоозера до Брейтова: 366 км по правой стороне и от Брейтова до Красного ещё 41 км. Всего 407 км. Это 17 дней плюс 4 дневки, итого 21 день. Весть о гибели князя Юрия шла в Белоозеро тоже не менее 20 дней.

Епископ Кирилл мог прибыть к месту битвы не ранее середины апреля. Это самый разгар весны в тех краях. Трудно себе представить епископа Кирилла, отыскивающего тело князя Юрия в топком болоте у Сидоровского ручья среди разлагающихся, растерзаных дикими зверями тел погибших воинов. И далее.

Тело князя Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Есть несколько версий об отрубленной голове князя. Основная — он был обезглавлен во время сражения. Отрубленную голову владимирского князя преподнесли хану Батыю в качестве сувенира.

Однако существуют и другие мнения. Исследователь М. Приселков полагает, что князь был предан своими же людьми. Вероятно, что Юрий пытался остановить бегущее, деморализованное войско и пал от рук русских воинов.

Многие историки полагают, что он погиб не на поле брани, а принял смерть от мечей своих же подданных, разгневанных его неумелым руководством и попыткой бежать. Любопытное замечание о гибели князя Юрия находим в книге С. Козлова и А. Анкудинова «Очерки истории Ярославского края» Ярославль, 1997.

Среди дореволюционных русских историков не было единой точки зрения на Ситскую битву. Одни, как Н. Карамзин, видели в ней роковое стечение обстоятельств, обрекшее Русь на поражение. Другие, как С. Соловьев, считали, что Юрий Всеволодович недооценил угрозу и принял недостаточные меры к обороне. В советской историографии Ситская битва рассматривалась, как важнейшее событие монгольского нашествия на Русь.

Отмечалась решающая роль сражения в падении Северо-Восточной Руси под ордынское иго. В то же время, делались попытки реабилитировать Юрия Всеволодовича, который якобы стремился организовать отпор врагу. Археологические свидетельства битвы Битва русских воинов на реке Сить оставила определенные археологические следы, которые изучались историками и археологами на протяжении XIX-XXI веков. Основными объектами исследований были курганы вдоль реки Сить, где предположительно хоронили погибших воинов. Он обнаружил в насыпях останки людей, кольчужные доспехи, оружие, что позволило ему связать эти захоронения с воинами, павшими в 1238 году. В XX веке раскопки курганов проводили археологи П.

Третьяков, Б. Колчин, В. Ими были найдены наконечники стрел, копий, обломки сабель, кольчуг - вооружение и доспехи XIII века. Эти находки также интерпретировались, как связанные с Ситской битвой. Однако другие исследователи, такие как Л. Ивановский, отрицали связь ситских курганов с событиями 1238 года.

По их мнению, курганы относились к более ранним эпохам и не могли быть могилами воинов Юрия Всеволодовича. Однозначно интерпретировать археологические находки, как непосредственные свидетельства Ситской битвы, достаточно сложно. Тем не менее, они позволяют пролить дополнительный свет на это важное событие русской истории. Увековечение памяти о Ситском сражении Память о Ситской битве увековечена в Ярославской области рядом монументов и мероприятий. Это связано с тем, что именно на территории этого региона происходило историческое сражение 1238 года. В Некоузском районе Ярославской области у села Лопатино в 1980 году была установлена стела в память о Ситской битве.

Лаврентьевская летопись говорит о том, что Юрий ожидал на Сити полки братьев Ярослава, который в 1236 году занял Киев, оставив сына Александра наместником в Новгороде, и Святослава, однако, в числе участников битвы Ярослав не упоминается. Ход битвы Монгольский корпус под командованием Бурундая, в течение 3-х недель после взятия Владимира покрыв расстояние примерно вдвое больше, чем за то же время преодолели основные монгольские силы, во время осады последними Твери и Торжка подошёл к Сити со стороны Углича. Владимирское войско не успело изготовиться к битве за исключением сторожи численностью 3000 человек под руководством воеводы Дорофея Семёновича , было окружено и почти полностью погибло или попало в плен. Князь Юрий погиб вместе с войском, его голова была отрублена и преподнесена в дар Батыю.

Погиб ярославский князь Всеволод Константинович.

Пала столица Владимир, погибла вся семья великого князя. Горит Тверь и осажден Торжок. Один за одним гибнут города княжества. Масштаб трагедии, силы татар и страшное будущее открывается князьям и войску.

Лаврентьевская летопись о событии: "И пошли безбожные татары на Сить против великого князя Георгия. Услышав же это, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком, и Всеволодом, и Владимиром, и с мужьями своими, пошли против поганых, и сошлись те и другие, и была сеча злая, и побежали наши перед иноплеменниками.

Где была битва на реке Сить?

Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — эпизод Западного (кипчакского) похода монголов (1236—1242) и монгольского нашествия на Русь (1237—1240), в частности, одно из ключевых сражений монгольского похода на Северо-Восточную Русь (1237—1238). Битва на реке Сить. 4 марта 1238 года корпус монгольского войска под предводительством темника Бурундая внезапно атаковал войско владимирского князя Юрия Всеволодовича, расположившееся на берегу реки Сити. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский: житие, иконы, день памяти. Великий князь оставил здесь своих сыновей Всеволода и Мстислава с воеводой Петром Ослядуковичем, а сам с тремя племянниками Константиновичами поехал на Волгу и стал на реке Сити. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. Накануне исполнилось 785 лет битве на реке Сить, в котором татаро-монгольское войско разбило русскую дружину великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. В бою погиб и он сам. Юрий Всеволодович искупил свою беспечность, сложив голову на поле боя.

Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить

В соответствии с тактикой русских войск того времени должен быть и запасный засадный полк. Запасный полк князя Юрия, скорее всего и был поставлен на восточном берегу Сити, так как Юрий считал его безопасным даже не вел разводку в сторону востока , а точнее между Семеновским и Красным, чтобы во время битвы полк мог идти на помощь как в стан Юрия, так и к северному полку. Все три отряда к моменту битвы были растянуты на расстояние более 100 километров. Бурундай, выйдя к Сити, точно знал расположение этих отрядов.

Как от своей разведки, так и от пленных он узнал и о проходе полка Дорожа в верховье Сити мимо села Воскресенское, куда он пошел, ожидая встречи передового отряда Батыя от Бежецка, ибо он, как и Юрий, считал, что все силы врага находятся в Твери и Торжке. Итак, выйдя к Сити у села Воскресенское, Бурундай вдогонку Дорожу направил сильный отряд около одной тьмы для его уничтожения у селений Могилицы, Божонки и других. Этот отряд громил, вырезал и сжигал все на своем пути, ибо скрывать уже было нечего.

Вот поэтому долгое время у многих ученых и краеведов, в том числе и у С. Мусина-Пушкина, сложилось мнение, что татаро-монголы пришли с запада — от Бежецка через Красный Холм. В действительности главные силы Бурундая пошли от Воскресенского, вниз по Сити.

Второй отряд окружения, надо полагать, Бурундай направил в устье реки Верексы, в 5-8 километрах от Воскресенского, затем вверх по ней, до Ковалевского ручья и далее на север, до соединения с северным третьим отрядом окружения с целью замыкания кольца окружения. Третий, северный отряд окружения, только что упомянутый, отделился, как надо полагать, от ярославского оперативного отряда при подходе к устью реки Сити и устремился дальше вверх по Мологе на 13 километров выше до укрепленного городища Старое Холопье. Много позже на том месте построено было с.

Борисоглеб с усадьбой Мусина-Пушкина. Отряд взял Старое Холопье, пошел вверх по реке Удрусе, рассыпавшись по деревням вплоть до Суминского, а через Новинку, Крутец, Ветрянку, замкнув кольцо окружения, вместе со вторым отрядом устремился через Федорково на Великое Село, Турбаново, Старое Мерзлеево, а с Халева на Покровское. Именно так, на мой взгляд, должно было произойти окружение войск князя Юрия.

Такая схема «облавы» не противоречит летописям, подтверждается народными преданиями всех этих мест, отдельными заключениями ученых и краеведов. Теперь можно представить весь ход Ситской битвы. Поскольку все отряды Бурундая подошли без спешки, скрытно и действия их были заранее согласованы, то больших временных интервалов между сражениями в разных местах не было.

Однако первым сражением надо считать разгром трехтысячного полка Дорожа ночью, под утро, второго марта 1238 года. Надо полагать, нападение на него было сделано тогда, когда основной его состав находился в крестьянских избах селений Могилицы, Божонки и других, ибо князь Юрий и Дорож уже 8 суток ждали нападения. Естественно, много суток Дорож не мог полк держать в седле, имея теплые избы.

Сторожили по западным направлениям сотни, а скорее, десятки всадников. Свой тыл Дорож считал безопасным. Селения с русскими воинами одновременно были окружены.

Начался смертный бой около изб. Выскакивавших из изб русских воинов рубили около дверей и окон. Удалось вырваться из кольца окружения очень немногим.

Это была жестокая битва. Воевода Дорож, доскакавший до князя Юрия доложил: «Княже, обошли уже нас татарове… Мы их ждали от Бежецка, а они пришли от Коя». Пройдя безлюдную низменную местность устья Сити, ярославский отряд напал на район селений: Черкасово, Иван-Святой, Брейтово, Остряковка и другие.

Одновременно с наступлением из устья Сити второй оперативный некоузский отряд Бурундая напал на обозы в Княгинине и Семеновском и начал громить их укрепления в Семеновском по преданию, был монастырь. Этот некоузский отряд еще раньше обнаружил засадный полк и напал на него основными силами.

Третьякова, обследовавшая курганы на Сити. Учёные пытались восстановить детали сражения, используя археологические исследования: уточнить место расположения войск и ход боя; проверить сведения, содержащиеся в летописях; соотнести археологические находки и топонимику местности. Несмотря на то, что перед историками были одни и те же свидетельства или их отсутствие , результаты исследований трактовались по-разному. Восстановить события на реке Сить впервые пытался русский историк М. Приехав на предполагаемое место битвы в 1848 году, он обследовал курганы, в которых, по его мнению, могли находиться останки воинов. На основании расспросов старожилов и обследования курганных групп учёный назвал в качестве места битвы великокняжеских полков с монголо-татарами окрестности село Боженки [6] [7] [8] в верховьях Сити Кашинский уезд, на границе Ярославской и Тверской губерний [9].

Преображенский , обследовавший курганы Сити в 1853 году возле села Покровского, публикует данные о невысоких насыпях, соединённых между собой земляным валом. По свидетельствам местных жителей, они находили в этом месте «человеческие кости и старинное оружие». Учёный счёл насыпи остатками военных укреплений [10]. Никольский обследовал окрестности сражения в 1859 году. Он описал могильные насыпи и различного рода земляные укрепления на берегах Сити от устья до середины реки. Учёный также опрашивал старожилов и по их рассказам отмечал, что возле села Покровского ему показывали «земляные городки» и «по местному преданию», там был «убит великий князь Юрий Всеволодович» [11]. Троицкий полагал, что место битвы при Сити — это Кашинский уезд Тверской губернии. Историк считал, что битва проходила в районе селения Могилицы и простиралась до сёл Красное и Боженки в Тверской губернии [12].

По его мнению, сражение «занимало большое пространство около реки Сити; даже и ныне в некоторых местах, например, около села Новаго, находят кресты и остатки бранных орудий; находят их и около сел Байловского, Семеновского и Покровского» [11]. Подробное описание курганов на берегах Сити составил Николай Павлович Сабанеев, в 1864 бывший председателем «Общества исследования Ярославской губернии в естественно-историческом отношении». Он руководил раскопками 24 курганов и считал остатками городища группу из 9 курганов на левом берегу к северо-востоку от села Покровского. Исследователь также отмечал, что были найдены останки в курганах под деревнями Игнатово и Мерзлеево, на которых «очень ясно видны следы холодного оружия: у некоторых кости перерублены, у других черепа несут ясные следы сильных проломов и разсеков, и, наконец, у третьих между ребрами находили перержавевшие лезвия небольших железных ножей» [11]. По мнению русского археолога В. Лествицына , главное сражение происходило у села Станилова современный Некоузский район Ярославской области , а возле села Боженки верховья Сити сохранились курганы, в которых захоронили воинов Дорожа. Его версия основана на рассказах местных старожилов, основанных на народном предании, связанных с похоронами убитого Юрия Всеволодовича [11]. Против характеристики ситских курганов, как имевших «боевое значение», выступил Л.

В 1881 году он вступил в полемику с учёными, утверждая, что курганы не имели отношения к военным действиям и относятся к X—XI векам, так как насыпей и валов в то время делать было некогда и несподручно в такое время года. Учёным были раскопаны 150 курганов и обнаружено много ранних захоронений «мирной мери и веси ». В выводах историка отсутствовали данные о группах курганов, также он не упоминал о тех курганах, которые обследовал Сабанеев. Но его выводы были приняты научным сообществом и привели к тому, что историками курганы Сити и остатки земляных укреплений не стали связываться с битвой на Сити.

Тоже результат переговоров? До татаро-монгольского нашествия Ярослав четыре раза становился князем в Новгороде и вооруженной силой принуждал к миру всех, кто угрожал Руси с запада: немецких рыцарей, литовцев и народность емь.

Вот и в 1239 году, через год после падения Владимира, Ярослав устроил военный поход. Но вовсе не против монголов, а против литовцев, напиравших тогда на Смоленск. А монголы тем временем провели очередной набег в наши места, взяв по пути Муром и Гороховец. Сын Ярослава Александр Невский явно продолжал военную политику отца с направлением на Запад. И отец поддерживал его в этом, например, направил ему в помощь войско на Ледовое побоище в 1242 году. В 1243 году Ярослав поехал в Орду к Батыю и стал первым в череде русских князей, которым хан выдал ярлык на великое княжение Владимирское.

То есть признал Ярослава главным князем на Руси. Где Ярослав похоронил старшего сына и жену? Ярослав особо известен в истории как отец двух святых благоверных князей Федора и Александра. Старший сын Ярослава Федор поразил современников своей внезапной кончиной в 13-летнем возрасте. Ярослав с малолетства задействовал его в военных походах и политике. Но Федор, которого отец посадил князем в Новгороде, в 1233 году скоропостижно умер прямо в день своей свадьбы с княжной Феодулией, дочерью князя Михаила Черниговского.

Феодулии после такого резонансного срыва политически важного брака ничего не оставалось, как уйти в монастырь. Сегодня она известна как святая Ефросиния Суздальская. Все дети Ярослава, семеро сыновей и две дочери - родились от брака со второй женой Феодосией-Ростиславой, дочерью харизматичного князя Мстислава Удалого Удатного , а первой супругой Ярослава была половчанка, о детях от нее историкам ничего не известно. Феодосия в конце жизни тоже ушла в монастырь и приняла в иночестве имя Ефросиния. В 1244 году она умерла, и, как утверждают летописи, была похоронена в Георгиевском храме Юрьева монастыря, рядом «об едину страну» с сыном Федором. Загадка в том, в каком городе погребены сын и мать, в Новгороде или Владимире?

Потому что и в том, и в другом городе были одноименные монастыри и храмы.

Пала столица Владимир, погибла вся семья великого князя. Горит Тверь и осажден Торжок. Один за одним гибнут города княжества. Масштаб трагедии, силы татар и страшное будущее открывается князьям и войску. Лаврентьевская летопись о событии: "И пошли безбожные татары на Сить против великого князя Георгия. Услышав же это, князь Юрий с братом своим Святославом и с племянниками своими Васильком, и Всеволодом, и Владимиром, и с мужьями своими, пошли против поганых, и сошлись те и другие, и была сеча злая, и побежали наши перед иноплеменниками.

Кто обрёк на смерть основателя Нижнего Новгорода

“Бегство великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича после Липицкой битвы. сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском князя Юрия Всеволодовича и Бурундая. В бою погибли великий князь Юрий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, воеводы Дорож и Жирослав.

Загадки князя Ярослава Всеволодовича

Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом монгольского темника Бурундая. Сражение стало одним из центральных событий Запа. Битва на реке Сити, или Ситская битва, — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. СИТСКАЯ БИТВА 1238, сражение между войском владимирского кн. Юрия Всеволодовича и монг. отрядом под команд. Бурундая в ходе 1-го этапа монголо-татарского нашествия. Итак, в феврале 1238 года войско Батыя взяло Владимир, а владимирский князь Юрий Всеволодович через месяц пал в битве на реке Сити. Его обезглавленное тело нашли на месте побоища и поначалу похоронили в Ростове Великом.

О том, который не пришел - Ярослав Всеволодович и битва на Сити

Русские князья были совершенно не знакомы с монгольской тактикой ведения боя. Разорение Рязани Батыем Из легковооружённых всадников формировался авангард. За авангардом следовали правое и левое крылья войска, которые выстраивались обычно в несколько линий. Последние линии, как правило, состояли из тяжеловооруженных воинов. Великий князь Юрий Всеволодович ранее начал новый сбор войск на реке Сити. Все они погибли.

Сам Юрий был убит. Сыновья — Всеволод Дмитрий , князь новгородский, Владимир, князь московский, Мстислав. Дочери — Добрава и Феодора. Подробнее об этом временном периоде можно узнать в историческом парке "Россия-Моя история".

Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что на Руси не было государственного единства — былая Киевская Русь уже давно распалась на удельные княжества, которые враждовали между собой. Поэтому каждое княжество встречало врага в одиночку и погибало также в одиночку… И была сеча зла Первым делом в декабре 1237 года Батыева орда разгромила Рязань, вырезав её жителей почти поголовно. Фактически древняя Рязань прекратила своё существование — нынешний город находится совсем в другом месте. Потом кочевники пришли на земли Владимиро-Суздальского княжества, самого сильного на тот момент государства расколотой Руси. Царствовавший во Владимире князь Юрий Всеволодович оставил город и поспешил на север, дабы собрать нужное для отпора страшному врагу войско. Князя потом будут упрекать в недальновидности и трусости — мол, бросил стольный град вместе со своей семьёй и чуть ли не трусливо сбежал. Но на самом деле князь поступил разумно, согласно той военной тактике. Он очень понадеялся на мощные укрепления города и на свою дружину, которые в теории могли сковать силы врага на длительное время.

А за это время Юрий рассчитывал набрать сильное войско из подчинённых северных княжеств и ударить татарам в тыл. Одного не учёл князь — монголы времени давать ему не собирались. Пользуясь многократным численным преимуществом, они беспрерывно штурмовали стены Владимира и буквально за несколько дней измотали его защитников. А потом — 7 февраля 1238 года — одним решительным натиском ворвались в город и устроили такую же дикую резню, как и в Рязани. Последние жители и защитники города заперлись в соборной церкви Пресвятой Богородицы. Монголы обложили церковь хворостом и подожгли её — в огне погибли все, в том числе и великокняжеская семья… После этого орда рассыпалась на отдельные отряды и начала методичное уничтожение последних русских городов Владимирского княжества. А хан Батый отдал приказ найти князя Юрия и принести его голову… Князя обнаружил монгольский полководец Бурундай.

Но преследовавшие их конные татары были беспощадны. По словам летописцев, «убиен быс великии князь Юрий Всеволодич на рице на Сити и вой его мнози погибоша»… Мы не местные Историки до сих пор спорят о причинах столь унизительного поражения. Да, сам князь явно не был выдающимся полководцем, да, он явно находился в страшной депрессии после известия о гибели стольного града и всей своей семьи. Однако рядом находились опытные воины, вроде родного племянника, ростовского князя Василько Константиновича, которые умели и даже любили воевать. К тому же русский лагерь находился в лесной глуши, со всех сторон окружённый не только дремучим и практически непроходимым лесом, но и болотами, реками, которые не замерзали даже зимой… Складывается ощущение предательства — кто-то, кто хорошо знал эту местность, специально навёл монгол на русский лагерь, да ещё так, что вражеская конница подошла к русским практически незаметно для сторожевых застав. Вопрос — кем был этот предатель? Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно. Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало. Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т. Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже. Христианство, несмотря на формальное крещение Руси ещё в Х столетии, тогда было делом прежде всего феодальной элиты да части горожан. В народные же массы оно широко проникнет лишь к концу XV столетия, к моменту образования централизованного Московского государства, и бывшие смерды станут именоваться крестьянами то есть христианами. А в XIII веке, во времена Батыева нашествия, деревенский народ по большей части исповедовал язычество и был глубоко равнодушен к любым княжеским делам. Так что найти в этой массе «изменника» для пришлых татар не составляло большого труда — а не всё ли равно, кому тяжёлую дань платить, единоплеменному князю или чужакам? Как говорится, хрен редьки не слаще… Ещё новости по теме Просто не игрушки: к чему может привести неосторожное обращение с историей Ученик дьяволов: из каких духовных корней вырос феномен Адольфа Гитлера Первые жертвы: как на самом деле начиналась война в Афганистане Когда хата точно была с краю Впрочем, и элита была не более «патриотичной».

На наш взгляд если основываться на том же историческом факте, наиболее вероятна дата Ситской битвы 2 марта 1238 года, так как Бурундай спешил на помощь главным силам хана Батыя, уже взявшим Тверь 21 февраля 1238 года и штурмующим Торжок вторую неделю. После чего Бату-хан должен был пойти на Новгород. В случае недостаточно оправданной задержки Бурундай рисковал отсечением головы. Других наказаний у хана не было. Поэтому Бурундай прошел этот путь за 1,5-2 дня. Однако, по мнению С. Мусина-Пушкина, высказанному в его книге «Очерки Моложского уезда», Ширенский лес находился на границе Угличского и Романово-Борисоглебского уездов, где, как он утверждает, было урочище Ширены и пустоши Васили. Однако на территории Раменского сельсовета нынешнего Борисоглебского округа протекает река Ширенка, а в 10 километрах на территории Ярославского округа находится село Ширенье. От места Ситской битвы до реки Ширенки через Мышкин около 100 километров. Следовательно, этот отряд шел двое суток. Отсюда следует, что Ситская битва произошла 2 марта 1238 года. Следует заметить, что на урочище Ширены или на реку Ширенку не мог идти Бурундай, так как этот путь уводил бы их к юго-востоку, а не на запад — к Торжку и Новгороду. Пленных с князем Васильком вел другой небольшой отряд которому было поручено увезти награбленное и пленных. В настоящее время по вопросу о месте сражения ученые и краеведы пришли в основном к единому мнению, заключающемуся в том, что в районе селений Могилицы и Божонки было сражение с полком Дорожа Дорофея Семенова ; в районе селений Игнатова, Станилова, Юрьевского, Красного — битва центрального полка под командованием самого князя Юрия Всеволодовича на реке Сить было три деревни с одинаковым названием «Игнатово»: около Сысоева, около Станилова и рядом с Семеновским ; признается сражение в районе селений Семеновское, Игнатово, Княгинино, Покровское, Великое Село, однако умалчивается размах этой битвы, ибо памятник погибшим воинам стоит напротив Игнатова, близ Станилова, что не совсем справедливо. Большинство ученых и краеведов признают два направления движения отрядов татар на Сить. Первое — с верховьев Сити от Коя, второе — от устья Сити. Но нет твердого мнения, откуда пришли отряды к устью Сити и к Кою. Были тщательно разработаны планы захвата Переяславля, Ростова, Ярославля, Твери, Торжка, Вологды, Галича который так и не смогли взять и Ситской битвы. Были и другие задачи, например заготовка кормов приблизительно на 300000 лошадей и продовольствия более чем на 100000 , всадников и др. Взяв Владимир 7 февраля 1238 г. Основные силы Батыя, пройдя Юрьев-Польский, напали и уничтожили в течение пяти дней, Переславль-Залесский. Преодолев расстояние в 205 километров за двое с половиной суток, приступили к штурму Твери. Ситская битва произойдет после взятия Твери 2 марта 1238 года официальная дата 4. Вот почему князь Юрий ожидал нападения татаро-монголов от Твери, через Бежецк и Красный Холм по кратчайшему пути. Юрий ошибочно считал, что у Батыя в Твери и Торжке все его силы. Можно упрекнуть князя Юрия в отсутствии дальней разведки в южном и юго-восточном направлениях. Некоторые летописи отмечают, что стражи Юрия проспали врага. Из вышесказанного можно сделать еще один важный вывод, а именно — главные силы Бату-хана не участвовали в Ситской битве, и не могли участвовать, так как в это время они вели самый тяжелый, двухнедельный штурм Торжка. У них не было времени участвовать и в штурме Ростова Великого и Суздаля. Там были другие отряды. Интересен вывод о скорости передвижения хана Батыя, Он дает возможность определить примерные сроки взятия других городов. Получается, что средняя скорость их передвижения была около 80 километров за сутки. Это максимально возможная скорость движения зимой. Очевидно, степняки привыкли отдыхать в седле.

Гибель великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича

Юрий Всеволодович. Георгий (Юрий) Всеволодович, Владимирский: житие, иконы, день памяти. Великий князь оставил здесь своих сыновей Всеволода и Мстислава с воеводой Петром Ослядуковичем, а сам с тремя племянниками Константиновичами поехал на Волгу и стал на реке Сити. Битва Юрия Всеволодовича и татаро-монголов (во главе Багу) на реке Сить в 1238 году. Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества. Лишь великий князь владимирский Юрий Всеволодович решился дать монголам генеральное сражение на реке Сить и проиграл эту битву. Где искать место легендарной битвы на реке Сити? Завтра, 4 марта, исполняется 785 лет со дня битвы на реке Сити.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий