Новости аэропорт приштина 1999 год операция

В мае 1999 года подразделение спецназа ГРУ под командованием нынешнего главы республики Ингушетия майора Юнус-бек Евкуров получает приказ из своего месторасположения в Боснии и Герцеговине направиться к аэропорту «Слатине» и установить над ним контроль.

Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном»

Марш-бросок на Приштину — операция сводного батальона ВДВ ВС России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине (город Углевик), в город Приштина (Косово), проходившая в ночь с 11 на 12 июня 1999 года. Столкновение между российскими войсками и силами НАТО из-за международного аэропорта Приштины произошло 12 июня 1999 года, сразу после войны в Косово. 18 лет назад 600-километровым броском на Приштину российский батальон за сутки изменил мир на Балканах. Марш-бросок на Приштину — военная операция вооружённых сил Российской Федерации на территории Союзной Республики Югославия по захвату единственного в Косове аэропорта. В результате ими был взят под контроль аэропорт "Слатина" (ныне Международный аэропорт Приштины), через который планировалось произвести вторжение массированных сил НАТО. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года.

Как наш десант щелкнул по носу США

Колонна продолжила следование и в 2 часа ночи 12 июня 1999 года прибыла в Приштину. В конце марта 1999 года страны НАТО принимают решение подвергнуть территорию Югославии бомбардировкам. Колонна продолжила следование и в 2 часа ночи 12 июня 1999 года прибыла в Приштину. Терминал аэропорта Приштины в 2013 12 июня 1999 оложениеПриштина Международный аэропорт, Косово, Югославия РезультатЗахват и установление российскими войсками контроля над единственным аэропор. В начале 1999 г. ситуация на территории края оставалась напряжённой, боевая операция югославских сил против боевиков ОАК возобновилась, рос поток косовских беженцев. В 1999 году — начальник штаба ВДВ, в 1993-1998 годах был заместителем командующего ВДВ по миротворческим операциям.

Бросок на Приштину: «И тогда я доложил командованию, что у меня нет связи с батальоном»

Потерпев неудачу, британские пилоты улетели. Генерал Майкл Джексон — командующий группировкой силами НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Один из офицеров, находившийся на блокпосту, потребовал генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия [6]. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатометов британские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина». Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских [7] , британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну [7]. Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант , служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников [8]. Блант заявил, что не стал бы стрелять в русских даже под угрозой трибунала [9].

Кроме того, Блант рассказывал: «Около 200 русских расположились на аэродроме…. Кларк использовал необычные для нас выражения. Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских». В конце концов командующий британской группировкой на Балканах Майкл Джексон заявил, что «не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну». Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром» [10]. Совершив марш-бросок, российский батальон остался без снабжения, рассчитывая получить его по воздуху самолетами. В первые дни, когда у российских солдат возникли проблемы с водой, минералкой выручили натовцы.

Может, мы поделим аэродром?

С последующим докладом в Москву. Говорят, что кто-то потом пытался остановить колонну и даже развернуть ее обратно?

Когда батальон наших миротворцев вошел в Приштину, и CNN показало на весь мир бронетранспортеры с российскими флагами, вскоре из Москвы поступила команда… остановить колонну. Я опешил!.. Совершить многочасовой марш, преодолеть 600 с лишним километров, и когда до цели оставалось всего ничего, остановиться?!

Чтобы аэродром раньше нас захватили войска НАТО? Я ответил, что это невозможно. Батальон уже вошёл в горный массив автономного края Косово, и слышимости с батальоном никакой.

А до этого был приказ идти только вперёд. И я доложил командованию, что у меня нет связи с колонной — она появится минут через сорок, когда десантники пройдут горную гряду. И только тогда я смогу доложить, где находится батальон.

Хотя связь, конечно, была. Но этого времени как раз хватало, чтобы наши успели захватить аэродром. И тогда никто бы уже не рискнул развернуть батальон обратно.

Но с точки зрения военного искусства, я поступил правильно. Я не мог сорвать движение колонны, которая потом превратилась бы в дезорганизованную массу, и мы не выполнили бы главную задачу. Как удалось усыпить бдительность соседей, чтобы они не предприняли попыток помешать?

И ушли на маршрут из-под носа американского контингента, чьи наблюдатели до самого прибытия десантников в Косово не знали, куда делась эта группа. Они думали, что колонна двинулась на железнодорожную станцию, где обычно происходит ротация войск — одни прибывают, другие убывают. А уже на подходе колонны к Сербии я принял этот батальон, чтобы провести его через две государственные границы.

Что, сами понимаете, непросто. Я двигался на своей машине впереди колонны, привел ее в Белград, вывел из Белграда и уже на прямой в Косово передал командование батальоном генералу Заварзину — нашему спецпредставителю в штаб-квартире НАТО, который инкогнито вылетел из Брюсселя в столицу Сербии. Он пересел в мою машину и благополучно довел батальон до Приштины.

А я вернулся в посольство и руководил операцией оттуда, получая указания из Центра. И когда маршалу Сергееву доложили, что батальон прибыл в Приштину и занял стратегический аэропорт Слатина, господин Тэлботт был очень сильно разочарован и стал звонить Клинтону. Ну, дальше я уже не знаю.

Может, Клинтон и угрожал Ельцину , я такой информацией не обладаю. Вокруг него вооруженные шайки ходили албанцев… — Да, опасность была, но мы по периметру авиабазы правильно расставили свои силы, чтобы с натовскими войсками не соприкасаться. Правда, один хитрый англичанин попытался разбить палатку рядом с нами и поднять над ней британский флаг.

Чтобы сфотографироваться и доложить своему начальству, что находится в Приштине, на аэродроме Слатина. Но ему вежливо объяснили, что это наша территория и британский флаг тут не уместен, и он расстроенный, сразу удалился. Операция был скоординирована не только с праздником независимости России, но и с планами группировки НАТО по вводу в Косово своих войск.

Мы знали достоверно, что они планировали утром 13-го июня войти в Косово. Вот из этого и исходили. Как он отреагировал?

На вас пытались американцы выходить, англичане? Вы знаете, на меня никто не давил. Я был на тот период в военно-дипломатическом корпусе в Белграде самым высшим по званию: генерал-лейтенант.

Кто на меня мог там давить?

Я был тогда секретарем Совета безопасности. Ко мне пришел начальник Генерального штаба, тогда генерал Анатолий Квашнин, и он мне сказал о том, что вот есть такая идея — захватить этот аэропорт.

На вопрос «Зачем? Путин уточнил, что Квашнин не рискнул согласовывать операцию с высшим военно-политическим руководством страны, в том числе с Минобороны, однако марш-бросок на Приштину совершил и аэропорт занял. Генерал пришел к главе Совбеза и интересовался его мнением, а после одобрения отдал приказ.

Тот решил лично положить конец «русскому беспределу», прибыл к аэропорту, встал впереди английских танков и стал жестами приказывать машинам двигаться в сторону их блокпоста. Однако, российские защитники воздушной гавани показательно навели на движущиеся танки свои гранатометы, а старший лейтенант Николай Ярцев предупредил генерала, что если будет продолжено движение в их сторону, они откроют огонь на поражение. Джексон не то, чтобы испугался. Но и идти в открытый бой не решился. Провокация провокацией, а настоящая война совсем другое дело. Генерал отправился в Приштину, где встретился с журналистами, и представил ситуацию, как сложную и требующую вдумчивых решений. Бутылка переговоров Позднее Джексон поехал поговорить с глазу на глаз к командующему русских десантников, генерал-лейтенанту Виктору Заварзину. Как рассказывают знающие люди, два военачальника только первые минуты держались напряженно.

А потом на столе появилась бутылка виски, которые офицеры легко «уговорили», после чего, как писал потом сам Джексон в своей книге воспоминаний, наступило резкое «потепление» в отношениях. На экстренном совещании ему пояснили, что с находящимися в полной изоляции российскими десантниками лучше договориться миром. Типа, не стоит будить спящего русского медведя.

Приштинский бросок: украденная победа России

Начавшаяся в июне 1999 года лихим марш-броском наших десантников косовская эпопея завершилась. Российский президент Владимир Путин считает, что операция военных РФ по захвату аэропорта Приштины во время событий в Югославии в 1999 году не была дерзкой, и ей не придает такого большого значения, как отдельные наблюдатели. 12 июня 2017 года исполняется 18 лет со дня знаменитого марш-броска на Приштину, который осуществили российскими десантниками. Военная операция вошла в историю как «марш-бросок на Приштину» и закрепила право Москвы участвовать в урегулировании конфликта в Югославии. Марш-бросок на Приштину стал единственной победой страны в 90-х.

Югославия под ударом: «Союзная сила» «милосердного ангела»

Что не позволило натовцам до самого конца узнать, а где же русский батальон, как он туда попал и как он туда прошёл. В этом большая заслуга самого контингента — подразделения ВДВ. Я ещё раз повторю: общее руководство операцией проводилось Генеральным штабом, на месте решения по движению и передислокации данного батальона осуществлялось мною лично. И все команды, которые были необходимы для этих целей, передавались мною этому контингенту. По прошествии стольких лет сейчас осознаёшь, как это было по-настоящему трудно. Большое участие принимали в то время и политические лидеры нашей страны Владимир Владимирович Путин , Виктор Степанович Черномырдин, и Леонид Григорьевич Ивашов: он являлся начальником Главного управления международного военного сотрудничества и, конечно, занят был политическим анализом. Он тоже касался и занимался вопросами политическими в урегулировании этого конфликта. С военной точки зрения руководили Анатолий Квашнин — начальник Генерального штаба и Юрий Балуевский, который тогда командовал Главным оперативным управлением. Это те люди, которые принимали решения по данной операции.

В конечном итоге нам удалось занять самый важный объект в Косово — стратегический аэродром Слатина. Что было бы в Косово? Нашего влияния там бы не было. Те процессы, задуманные в НАТО изначально по отделению Косово от Сербии, начались бы гораздо раньше и привели к гибели мирного населения. Сербы все ушли бы оттуда, что значительно ускорило бы создание независимого квази-преступного государства. А наше присутствие не позволяло этого сделать. Вот и всё. Это не спонтанное какое-то действие, а спланированная операция, которая должна была поднять политический престиж нашего государства.

Мы провели её без единого выстрела и без потерь — как в личном составе, так и в боевой технике. Это уникальная операция, после которой недаром была учреждена медаль за участие в марш-броске. Это как суворовский поход через Альпы. Очень достойная награда. Многие её получили: в том числе и я. Было очень приятно. Я свою медаль в силу значимости события передал в дар Музею Вооружённых сил. Они и мы практически в равной степени относились как к албанскому, так и сербскому населению.

Но вскоре со стороны наших западных партнеров стали проявляться двойные стандарты. У них возникла идея отделения Косово от Сербии. Естественно, участвовать в этом процессе России, которая стояла за целостность Сербии, было неприглядно. И уже где-то в 2002-м году в Белград прибыл президент Владимир Путин, который посетил Косово и оценил там обстановку. По возвращении его в Москву было принято решение вывести наши войска из края, оставив там небольшое количество милицейских подразделений, которые работали не под эгидой НАТО, а под эгидой Организации Объединённых Наций. Я считаю, что это было правильное решение. Нам не к лицу занимать позицию, которую занимало натовское руководство во главе с Соединёнными Штатами. Когда мы выводили из Косово своих миротворцев, экономическое состояние России было нестабильным и поэтому с нами на Западе не очень считались.

А после этого броска с нами стали считаться. Да и народ наш этот шаг правильно оценил.

Решили - 200 человек идут своим ходом в Приштину и берут аэродром «Слатина» под контроль. В Косово это единственный аэродром, принимающий военные самолеты. Там дислоцировался сербский авиаполк. Мы берем аэродром - и они без нас никуда не денутся. И тогда уже начнем договариваться. Что и случилось.

Но батальон действовал на территории, контролируемой натовской дивизией «Север». Распорядок дня американца изучили. И решили за 15 минут до его отдыха зайти и довести ему информацию. Что и сделали. Генерал даже крикнул нашему: «Помощь тебе не нужна? Тогда скажи дежурному, чтобы он записал». Дежурный записал, что завтра русский батальон пойдет в указанном направлении. Мы уже шли шесть часов по территории Югославии, когда Тэлбот развернул самолет в Москву.

Стал требовать разговора с нашим министром иностранных дел. Американцы все поняли. Нашей целью стало - сковать их пустыми переговорами. И не дать возможность натовцам быстрее нас взять «Слатину», куда выдвинулась уже британская бригада. Британский генерал.

В результате погибли более 2,5 тысячи человек, в том числе 87 детей. Медики до сих пор регистрируют последствия применения боеприпасов с обедненным ураном, которые ведут к росту числа онкологических заболеваний. Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!

Десантники в аэропорте «Слатина» В 7 утра 12 июня 1999 года 200 русских десантников на 15 БТРах и 35 автомашинах заняли единственный на территории Косово аэропорт Приштины, «Слатина». Рискованная операция проводилась без договоренности с другими участниками конфликта и позволила русскому командованию на несколько часов опередить войска НАТО, так же двигавшиеся к аэропорту. Заняв «Слатину», российское руководство перехватило инициативу и заявило о своих геополитических интересах в Балканском регионе. Для НАТО маневр русских войск оказался полной неожиданностью. Однако уже через 4 часа после взятия аэропорта под российский контроль возле него появились английские танки и армейские джипы. В небе крутились британские вертолеты, которым приземлиться на аэродроме не дали русские БТР в момент попытки посадки, мчавшиеся им навстречу. Английский генерал Майкл Джексон Первыми в контакт с русскими вступили норвежские спецназовцы, которые доложили о ситуации командующему группировкой сил НАТО британскому генералу Майклу Джексону. По воспоминаниям десантников, по прибытии к аэропорту Джексон вышел вперед английских танков и стал жестами приказывать машинам двигаться в сторону их блокпоста.

С прибытием в Косово российского миротворческого контингента из края уходит бригада десантников

Россия ожидала получить миротворческий сектор, независимый от НАТО, и была возмущена отказом в этом. Высказывались опасения, что отдельный российский сектор может привести к разделу Косово между контролируемым сербами севером и албанским югом. Цель заключалась в обеспечении единого командования НАТО для нескольких национальных контингентов, включая батальон Соединенных Штатов, которые вместе находились в Северной Македонии в течение нескольких лет. Инцидент Рано утром 11 июня 1999 года колонна из примерно 30 российских бронетранспортеров с 250 российскими военнослужащими, входившими в состав международных миротворческих сил в Боснии, вошла в Сербию. Затем Кларк временно приказал перебросить на вертолете контингент британских и французских десантников для захвата аэропорта силой. Штабные офицеры серьезно опасались, что сербские силы могут обстрелять вертолеты и что вход в Косово до согласованного времени может вынудить сербов выйти из соглашения.

Если бы воздушно-десантные силы попали в беду, было бы очень трудно добраться до них по суше через гористую местность, где мосты и туннели, как известно, были подготовлены к сносу. Поскольку эта операция выходила за рамки недавно подписанного соглашения о вводе сил НАТО в Косово на следующий день, национальные правительства имели право вывести свои собственные силы, а французское правительство вывело свой батальон. Британские парашютисты просидели у вертолетов «Чинук» на раскаленном кукурузном поле большую часть дня, прежде чем встать, чтобы подготовиться к переезду на следующий день в Косово. В 05:00 12 июня британская 5-я воздушно-десантная бригада начала вылет в Косово из Скопье, чтобы обезопасить 10-мильное ущелье Качаник, через которое 4-я бронетанковая бригада могла пройти к Приштине.

К ночи, когда батальон уже находился на границе, первые группы спецназа НАТО уже начали проникать на территорию Косова. Все их перемещения мы "вели" и фиксировали, поэтому, когда набралось достаточно подтверждающей информации, батальон двинулся в точку назначения Евгений Андрушин Бывший офицер Главного оперативного управления МО РФ Последние километры через столицу Косова — Приштину — российский десант верхом на броне летел в режиме "педаль в пол" — БТР от такой езды постоянно "кипели", но на остановку не было даже минуты лишнего времени. Притормозить пришлось лишь на центральных улицах города — местные жители, вышедшие встречать российских десантников, запускали фейерверки, несли цветы и вино и всячески мешали соблюдать график. Ровно в два часа ночи 12 июня российские военные заняли территорию аэродрома Слатина без единого выстрела и установили контроль по периметру.

Через 45 минут после того, как пулемётчики и снайперы заняли свои сектора, вдали показались огни военных автомобилей и силуэты бронемашин, совсем не похожих на российские. Особенно отличился тогдашний замгоссекретаря Строуб Толботт. Традиционно спокойный дипломат на встрече в МИД яростно кричал и требовал "немедленно вывести войска" и несколько раз заявил, что "Россия пожалеет". Ему в духе времени и в лучших традициях хорошего тона пообещали уладить вопрос. Сбив спесь с американских ястребов, делегацию проводили с глаз долой. К тому моменту, когда Толботт со своими советниками приземлился в Брюсселе, военные уже сделали дело — аэродром Слатина был под контролем, а силы KFOR были заблокированы. Атака века: как советские морские волки затопили корабль с четырьмя тысячами нацистов Первым батальоном НАТО, прибывшим на место, оказался механизированный корпус британских военных. Уже потом станет ясно: британцы готовились к штурму аэродрома — кроме лёгких бронемашин они привезли с собой и танки "Чифтен".

Находиться там длительное время без поддержки не было никакой возможности. Вокруг лагерем расположились англичане, а Агим Чеку группировал новые силы под Дреницей, обстреливая российские позиции. У этого плана было множество противников.

Еще утром 11 июня Квашнин позвонил генералу Заварзину и приказал ему развернуть колонну обратно в Брчко. Заварзин отказался, объяснив это тем, что приказ о занятии Слатины ему отдал непосредственно Верховный главнокомандующий Борис Ельцин, а Анатолий Иванович Квашнин может идти с его распоряжениями куда угодно. Конфликт начальника Генштаба с подчиненными к тому времени уже перешел все разумные пределы, генерал Квашнин в армии превратился в «нерукопожатную» фигуру.

Его поведение вызывало крайне неприязненное отношение. Причем причина этого крылась в странном поведении именно на международной арене. Квашнин отрыто утверждал, что Россия не должна идти на конфронтацию с НАТО, у нее, по его словам, физически не таких возможностей, а потому и не следует устраивать такие демонстративные акции, как захват Слатины.

С точки зрения начальника Генштаба это была бессмысленная операция с тяжелыми политическими последствиями. По сути дела, позиция Квашнина — начальника Генерального штаба — вошла в резонанс с позицией офицеров ниже по званию. Квашнину припомнили все: и его происхождение из «пиджаков», то есть гражданских, получивших воинские звание на военных кафедрах, и его действия во время первой чеченской кампании.

Неприязнь к генералу Квашнину в армии совпала с политической позицией руководства страны, которое впервые вспомнило о статусе супердержавы. Вся операция по занятию аэропорта Слатины проводилась втайне от начальника Генерального штаба и вопреки его политической позиции. Более того, генерал Заварзин просто послал начальника Генерального штаба.

Предположительно, это диалог состоялся, когда колонна уже проходила Бийелину. На Слатину должны были начать прибывать два полка Псковской и Ивановской воздушно-десантной дивизий. Но не тут-то было.

Правительства Болгарии и Венгрии отказались дать разрешение на пролет в своем воздушном пространстве российских десантных полков. Скупщина Югославии и к этому времени заявляет о вступлении в Союз России и Белоруссии. Но десантники подняться в воздух не могут.

Несколько раз с аэродромов в Иваново, Рязани и Пскове взлетали транспорты, но каждый раз венгры и болгары отказывали им в прохождении воздушного пространства.

Тот самый Леха-гранатометчик. Сейчас он не герой, он обычный рабочий на горнодобывающем предприятии в маленьком городке Железногорске Курской области. До сих пор при воспоминании об этом у Лехи на глазах наворачиваются слезы. Он вспоминает, как стоял плечом к плечу со своим командиром перед танковой колонной, держа на плече гранатомет и готовый в любую секунду нажать на спуск. Из люков на него смотрели ошеломленные британские генералы и офицеры. Потом люки захлопнулись. А Алексей с командиром продолжали стоять, не зная, что делать дальше. О том, что творилось в этот момент в зашифрованном радиоэфире НАТО, гранатометчик узнал лишь в 2015 году, когда давал интервью федеральному каналу.

Британский генерал Майкл Джексон, командовавший силами НАТО на Балканах, уже получал нагоняй от американского генерала Уэсли Кларка, возглавлявшего силы альянса в Европе, за то, что русские его опередили. Американец приказывал британцу подавить российскую группу. И едва ли не в последний раз за новейшую историю бывшая метрополия ослушалась свою же бывшую колонию. Генерал Джексон ответил, что не позволит своим солдатам развязать Третью мировую войну и дал отбой атаке, приказав просто окружить аэродром. Победа, обернувшаяся поражением На следующий день в захваченном аэропорте должны были приземлиться несколько бортов из России с тяжелой техникой и двумя полками ВДВ. Но самолеты так и не прибыли — Венгрия и Болгария отказались предоставить российским ВВС воздушные коридоры.

Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах

В июле Москва тоже нарастила свои силы, перебросив военных по воздуху и морю. С 15 октября Россия разрешила использование аэропорта для осуществления пассажирских рейсов. Главным политическим итогом броска стало пребывание миротворцев из РФ в Косово вплоть до 2003 года; при этом НАТО так и не выделила России отдельного сектора на захваченных землях. Популярное за неделю.

Аэропорт Слатина в охваченном гражданским конфликтом Косове был объектом, который технически подходил для переброски в край крупных группировок сухопутных сил НАТО, и контроль над ним позволял России участвовать в справедливом урегулировании ситуации.

Внезапная переброска боеспособного батальона в Приштину поддержала имидж России в глазах ее политических союзников на фоне происходившей при распаде Югославии драмы.

По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолёты ВВС России, которыми планировалось перебросить не менее двух полков ВДВ и тяжёлую военную технику. В результате, в течение нескольких дней, пока происходили переговоры между Россией и НАТО в лице США на уровне министров иностранных дел и министров обороны, 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со всё прибывающими силами НАТО. Всё это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» находились друг напротив друга в боевом напряжении. На территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном. В ходе переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые отводились для контроля Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края.

При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски вооружённых сил и их снабжения. В течение июня-июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иванове, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом ВДВ , военной техникой и оборудованием [1, с. В новейшей истории российской армии приштинский марш-бросок навсегда остался примером умелой координации действий подразделений, готовности наших военных действовать в особой обстановке, добиваться успешного результата в самых трудных условиях. Между тем не стоит забывать о причинах, подвигнувших российских политиков и военных на такой шаг. Бросок на Приштину и захват аэродрома «Слатина» является ярким примером борьбы за аэродромы базирования авиации, как боевой для активных действий, так и военно-транспортной в целях снабжения своих сухопутных группировок по воздуху всем необходимым. Литература: Кольтюков А. Проект, 2006.

Морозов Ю. Балканы сегодня и завтра: военно-политические аспекты миротворчества. Интервью Президента Республики Ингушения Ю. Евкурова телеканалу «Вести», июнь 2009 г. Павлов С. Котенок Ю.

Там недалеко есть полевой аэродром, мы вывели батальон туда, подготовили его к маршу. Нам нужно было опередить ту армаду, которая выдвигалась в Косово, чтобы занять свои сектора ответственности. Нам были нужны большие маршевые скорости, поэтому решение было принято, чтобы техника была однотипная, колесная, то есть БТР-80. Тылы мы оставили на аэродроме, только взяли с собой заправщики. И на скорости, которая достигала 60 километров в час это для батальона очень много , мы сумели опередить натовские войска. Когда мы вошли в Косово, там все вышли на улицы и приветствовали нас. А ранее, когда батальон шел по автобану, там больших населенных пунктов не было, мы там проскочили быстро. Никто не сомневается, что против той армады войск, которая выдвигалась для занятия своих секторов в Косово под прикрытием авиации, мы особой силы не представляли. Это было несоизмеримо. О происходящем не знали многие первые лица в России, не знали и в Соединенных Штатах. Мир узнал только после того, как CNN передал картинку, что батальон уже там, в Косово, его встречают сербы. Сербский полицейский жмет руку российским миротворцам Фото: Reuters Когда мы уже вошли туда, многие начальники, в том числе и Квашнин, поняли, что вопрос настолько серьезен, и все настолько далеко зашло, что нужно было принять решение отойти назад, на границу с Сербией. Но выполнить это распоряжение, развернуть батальон назад, когда ликующий город вышел на улицы, было невозможно. Хотя такая команда последовала. Политики требовали серьезных мер. Я читал все эти отчеты, они были за то, чтобы, используя силовой метод, сбить батальон с аэродрома, проявить решительность. Но военные были против. Английский генерал Майкл Джексон произнес знаменитую фразу о том, что он не собирается развязывать третью мировую войну. Поэтому они решили пойти на переговоры. В итоге Россия участвовала в операции на территории Косова. Министр иностранных дел Игорь Иванов действительно не знал о готовящейся переброске батальона в Косово. А то, что об этом не знал глава Генштаба Анатолий Квашнин, — это неправда. Он был одним из организаторов всего этого. Все готовилось, как я уже говорил, по линии штабов — Генштаба, штаба ВДВ. Если послушать, что тогда говорили Игорь Иванов и другие чиновники — они невпопад отвечали, что произошло. Это потом, когда президент в 10 утра одобрил наши действия, все заговорили. Мне об этом неизвестно. Возможно, какие-то задачи и ставились, выполнялись... Но они не обнародовались. Сейчас много чего рассказывают. Я говорю о том, какие распоряжения я отдавал и какие полномочия имел. Взять тот же фильм «Балканский рубеж». Обидно, что фильм однобокий. Чего не было, то выпятили. То, что было, отвели на второй план. Батальон показали в виде роты. Но это на совести режиссеров. Они делали так, чтобы это все было интересно смотреть, и фильм был кассовым. Но если бы там была стрельба, то была бы большая война. В том фильме я был консультантом. Гоша Куценко приехал, рот раскрыл, а я два с половиной часа ему рассказывал. А там они уже все перевернули. Мы готовились серьезно и батальон бросить один не могли. Мы просчитывали все ситуации. По поводу каких-то проблем со снабжением, это домыслы. Они рождаются, обрастают слухами. Нет, здесь не было проблем. И население к нам относилось хорошо, помогало. Никто не предлагал поделить аэродром в обмен на провизию, как об этом некоторые пишут. В 2000 году ему присвоено звание Героя России. Сейчас Евкуров — глава Республики Ингушетия. Юнус-Бек Евкуров Обстановка на Балканах была напряженной в течение всего 1998 года и особенно обострилась с началом военной операции НАТО против Югославии в марте 1999-го — когда самолеты НАТО начали бомбить Белград и стратегические объекты на территории страны. И конечно, — я так думаю — всех волновал вопрос, как зайти в Косово, какие площадки, какие транспортные коммуникации для этого использовать. Сам исторический «бросок» — переброска сводного батальона ВДВ из состава российского контингента в аэропорт Слатина в 15 километрах от Приштины — был проведен в ночь на 12 июня. Но нам, группе, которая эту операцию готовила, задача была поставлена еще раньше. Нет, не захватить аэропорт, а взять его под наблюдение, проверить, какие у него возможности, какая взлетно-посадочная полоса, коммуникации, «под кем» находится объект, кто его контролирует. В обстановке безвластия — это было во многих региональных конфликтах — власть берут в руки местные криминальные авторитеты. И в Косове была такая же ситуация: в каждом районе, на каждом углу свой хозяин, все с оружием — беспредел. И аэропортом тоже заведовали они. Никаких регулярных военных формирований, только небольшие группы, которые по своим возможностям захватили ряд таких стратегических объектов. Наша группа выжидала, когда часть этих людей уходила вечером — на свои разбойничьи дела или, может, в кабаки. Под утро они возвращались и целый день отсыпались. Мы выбрали момент, когда на месте было небольшое количество людей, воспользовались этим и заняли аэропорт. В моей команде были и российские военнослужащие, но большинство — все-таки представители местного населения: сербы, албанцы, хорваты. Люди разных национальностей, разных вероисповеданий. Хочу подчеркнуть, что было много албанцев, которые были недовольны действиями радикальных албанских и хорватских националистов по отношению к мирному населению. Ведь там творилась, можно сказать, нереальная жестокость, поэтому и разные люди были в команде. Для кадровых военных это обычная работа, но, конечно, мы учитывали, что ситуация может выйти из-под контроля. Случиться могло всякое, никто не застрахован, и были у нас сложные моменты. Все шаги просчитывали, понимали, что находимся далеко, что вокруг, скажем так, недружественная обстановка, поэтому никто не ожидал, что все будет гладко, готовились ко всему. Никаких переживаний не было, я даже не заострял на этом внимание. У меня была задача, и я ее выполнил. Самым сложным был этап, когда была пауза, — решалось, пойдет или нет основная колонна наших сил. Это тот момент, когда ты вроде бы и имеешь моральное право уйти, но при этом знаешь, что к аэропорту уже выдвинулся британский батальон, бронеколонна. То есть стоит выбор: оставить позиции тем же бандитам и в дальнейшем англичанам либо все-таки дождаться своих.

С прибытием в Косово российского миротворческого контингента из края уходит бригада десантников

1999 год.Как Российский батальон захватил аэропорт в столице Косово Приштине 12 июня 1999 года ночным марш-броском из Боснии 200 российских десантников заняли Приштину в Косово до подхода англичан.
Марш-бросок на Приштину — Википедия В июне 1999 года завершилась операция НАТО в Югославии, по итогам которой из Косово начался вывод югославских войск.

10 июня: «Балканский рубеж» – в марш-броске в Косово участвовали и тульские десантники

Марш-бросок на Приштину — Википедия Переиздание // WIKI 2 В конце марта 1999 года страны НАТО принимают решение подвергнуть территорию Югославии бомбардировкам.
Приштинский десант. Марш-бросок в историю Глава Ингушетии, участник операции в аэропорту Слатина — о событиях в Югославии в 1999 году и об их последствиях.
Зачем на самом деле русские десантники в 1999 году захватили аэропорт в Косово Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 1999 Российский батальон захватил аэропорт в столице Косово Приштине.
Марш-бросок на Приштину: авантюра или образцовая операция? | Пикабу В ночь с 11 на 12 июня 1999 года 200 российских десантников в ходе секретной операции взяли под контроль аэродром «Слатина» на территории Косово, за 7,5 часов совершив марш-бросок, преодолев на бронетранспортёрах расстояние почти в 600 километров.
Бросок на Приштину: как российские десантники нарушили планы НАТО на Балканах — РТ на русском Ровно 20 лет назад российские миротворческие силы провели одну из самых дерзких военных операций девяностых — бросок из Боснии на Приштину — и заняли единств.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий