Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно.
Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)
В это время он написал сочинения: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове», «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников». Пресвитер Иоанн ревностно посещал больных, кормил малоимущих и неустанно проповедовал Слово Божие. Ежедневно до 3000 христиан питались от его храма. Но главным его трудом стали ежедневные проповеди удивительной внутренней силы и красоты.
Проповеди святого сделали его известным далеко за пределами Антиохии — по всей Римской империи. Однажды антиохийского Златоуста просто выкрали из города по поручению императора и возвели на кафедру Константинопольского архиепископа. Святитель воспринял случившееся, как волю Божию и со смирением принял кафедру.
Здесь он стал неустанно обличать пороки общества. Под влиянием его проповедей, тысячи прихожан на богослужениях плакали о своих грехах. Своими обличениями он вызвал ярость со стороны нечестивой императрицы Евдоксии, за что несколько раз подвергался ссылкам.
Во время своей последней ссылки, не выдержав тяжёлых условий перехода по Малой Азии, святитель Иоанн Златоуст скончался в Команах Понтийских неподалёку от места мученичества раннехристианского святого Василиска Команского. Позднее его честные мощи были возвращены в Константинополь. Святителю принадлежит честь установления традиции крестных ходов, авторство некоторых известных молитв, которые читаются во время вечернего правила и правила ко Святому Причащению, а также один из чинов Божественной литургии — тот, который в нашей Церкви совершается чаще всего.
Подвижником благочестия было оставлено после себя около 1900 сочинений догматического, полемического, нравственного и экзегетического характера. Послесловие Три великих святителя, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, в своих богословских трудах сумели поставить языческую философию на службу богословию. Воцерковить её.
Сформированное этими столпами Православия троичное богословие навсегда прекратило две наиболее опасные ереси, а их сочинения об устранении Церкви и монашестве позволили упорядочить и оздоровить внутреннюю церковную жизнь. Именно поэтому они столь почитаются Церковью, что названы Вселенскими Учителями Церкви — то есть учителями для всех и на все времена. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст покровительствуют православным журналистам, писателям, миссионерам и учёным.
Им же молятся и все остальные христиане, стремящиеся твёрдо стоять в православной вере и наследовать Вечную жизнь во Царствии Небесном. Андрей Сегеда Дорогие друзья! Я открыл свой собственный блог!
Проповеди святого сделали его столь известным по всей империи, что однажды его просто выкрали из города по поручению императора и рукоположили в Константинопольского архиепископа. Святитель воспринял случившееся, как волю Божию и со смирением принял кафедру. Здесь он стал неустанно обнажать пороки общества. Под влиянием его проповедей, тысячи прихожан на богослужениях плакали о своих грехах. Три святителя в своих богословских трудах сумели поставить языческую философию на службу богословию. Воцерковить её. Сформированное ими учение о Торице навсегда прекратило наиболее опасные ереси, а их сочинения об устроении Церкви и монашестве позволили упорядочить и оздоровить внутреннюю церковную жизнь.
Именно поэтому они так почитаются Церковью и называются Вселенскими Учителями Церкви — то есть учителями для всех и на все времена. Во времена императора Алексея I Комнина разгорелся спор о том, кто из трёх великих святителей внёс наибольший вклад в жизнь Церкви. Знать ожесточённо спорила об этом во дворцах, а народ на городских площадях. Тогда Евхаитскому митрополиту Иоанну во сне явились все три святых и повелели установить для них один общий день памяти — Собор Вселенских Учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство», — так писал об этом чудесном видении святитель Димитрий Ростовский.
Рассказ составителя синаксаря у некоторых ученых вызывает сомнение. Он не встречается в других византийских источниках; более того, неизвестно, был ли жив Мавропод во время правления Алексея Комнина. Однако это событие уже вошло в сокровищницу церковного Предания. Три святителя в византийских литературных источниках Три Святителя были самыми любимыми и почитаемыми иерархами в Византии. Из сохранившихся источников, литературных, изобразительных, литургических, следует, что к X-XI веку уже сформировалось представление о них как о едином целом. В «Чудесах св. Георгия» рассказывается о видении сарацину приносимого в жертву Христа во время Божественной Литургии в знаменитом храме вмч. Георгия в Ампелоне. На обвинение сарацина в заклании младенца священник отвечал, что даже «великие и пречудные отцы, светочи и учители церкви, каков был святой и великий Василий, преславный Златоуст и Григорий богослов, не видели страшного этого и ужасного таинства».
Болгарский священнослужитель Козма Пресвитер к. XI вв. Григория мню, и Василия, и Иоанна. Их же печаль и скорби о людех бывшая, кто исповесть». Для Иоанна Мавропода XI в. Три Святителя — совершенно особенная тема, которой посвящены «Похвала», стихотворные эпиграммы, два песенных канона. Синаксарь встречается лишь в двух, относящихся к XIV в. Одна из эпиграмм Мавропода описывает икону Трех святителей, подаренную некому архиерею Григорию. Первое из сохранившихся изображений Трех Святителей находится в Псалтири, изготовленной писцом Студийского монастыря в Константинополе Федором в 1066 г.
Ко второй половине XI в. В византийской храмовой декорации встречаются изображения Трех Святителей в святительском чине в алтарной апсиде со времен византийского императора Константина Мономаха 1042-1055 : напр. С распространением синаксарной легенды в XIV в.
Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.
Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости как об этом свидетельствуют и его сочинения , а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами: - Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие.
Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога. Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством.
В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день - Василия Великого, в двадцать пятый - божественного Григория, а в двадцать седьмой - святого Златоуста, - то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало. Необходимо добавить о них и следующее. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лет от рождения, и в течение восьми слишком лет был предстоятелем церкви. Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры.
Поэтому он и был назван богословом. Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая православие.
Икона «Три святых»: история и описание образа
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Наша православная вера, которую проповедовали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — это единственно верный путь ко спасению. |
Собор вселенских учителей и святителей Васи́лия Великого, Григо́рия Богослова и Иоа́нна Златоустого | Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно. |
Собор Вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста | Василия Великого и Иоанна Златоуста объединяет то, что они были составителями Божественной литургии, литургистами. |
Святое единство. Главный урок, который нам дали Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
На главную Новости СОБОР ВСЕЛЕНСКИХ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА И ИОАННА ЗЛАТОУСТА. Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст отличались очень большой ученостью и глубокими философскими познаниями. Икона «Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (середина XVI в.). Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст известны как великие богословы и отцы Церкви. Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, возникла в обществе христианском распря о том, кто из них выше по достоинству и ближе к Богу.
Икона «Три святых»: история и описание образа
Что такое грех? Это есть всякая жизнь, отделенная от Бога, иначе говоря, безбожная. Все люди, которые нас окружают, и мы с вами живем жизнью безбожной. Эта безбожность заключается в том, что Бог живет Своею жизнью, а мы своей. У нас своя личная, безбожная жизнь, со своими страстями, со своими скорбями, со своими обидами, со своими болезнями. Человек занят какими-то своими заботами, погружен в свою внутреннюю жизнь. А ученик Христов, он должен иначе жить, он должен быть погружен в жизнь Божественную.
Человек должен всегда помнить о Боге, всегда помнить, что Господь рядом, всегда помнить, что Господь на него смотрит, всегда внимательно за собой следить: что я в настоящий момент делаю? То есть быть в постоянном труде, смотреть, как бы чем Бога не оскорбить, чем бы не обидеть, чтобы Господь не отошел. Ученик Христов любит Бога, а когда человек любит другого, он старается ему угодить. Как же этого достичь? И как получается, что Христов ученик становится светом мира? Как только человек уверовал во Христа, полюбил его, он начинает всю свою жизнь исправлять.
В чем надо исправлять? Ну, конечно, кто какие-то страшные грехи совершает: ворует, блудит, ругается скверными словами, вино пьет — это надо все оставить за порогом духовной жизни. Но не только в этом дело. Дело вообще в самом принципе, устройстве жизни: для чего человек живет, во имя чего, какая цель его жизни. Отдельные люди, мы их называем святыми, так восприняли Христа, что Он стал для них целью и смыслом жизни. И трех святителей называют великими учителями Церкви, потому что они показали на своем примере, как это нужно, и стали действительно светом для всего мира.
Откуда в них появился этот свет? От Бога. Бог их просветил, потому что вся их жизнь и они сами стали как бы прозрачными для Бога. И сквозь эту их чистоту и другие люди увидели Божественный свет и тоже к нему устремились. То есть они стали проводниками людей к Богу. Сейчас, например, мы совершаем божественную службу.
Чьими словами мы молимся? Словами Иоанна Златоустого. Каждый священник в каждом храме повторяет те слова, которые Златоуст более полуторы тысяч лет назад произнес. И вот его устами Церковь молится. И этот свет через Златоуста идет к нам. Так же и Василий Великий составил много правил по устройству Церкви, и этими правилами Церковь руководствуется до сих пор.
И Григорий Богослов создал множество прекрасных поэтических произведений, из которых составлены многие службы. Этими словами Церковь воспевает хвалу Пресвятой Троице. Каждому от Бога дается свой талант, и они были люди особенные, особенно одаренные, особенно талантливые. Можно сказать, что они были гении духовной жизни, гении молитвы, и причем они были люди колоссального ума и совершенно обширнейшего образования. Мы, конечно, такого достичь не можем. Но это же не значит, что для нас все закрыто.
Святой апостол Павел такой пример приводит: на небе много звезд и есть луна и солнце. Солнце — это Христос, а звезды — святые, они все разной яркости. И каждый человек должен сиять своим светом, сколько может вместить. Но этот свет обязательно должен быть в нас. Поэтому Господь и говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот если бы свет Божий проник все-таки в наши сердца, мы бы стали сиять, и на этот свет другие люди прилетели бы, как мотыльки, и через это приобщились к небесной жизни.
Но этот свет в нас не сияет. Вместо духовного света в нас есть раздражительность, в нас есть зависть, в нас есть гнев, жадность, обидчивость, гордость, тщеславие, честолюбие. Вот это все в нас есть. И чтобы очистить наше сердце, Господь дал нам заповеди. Например, такую: если «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».
Изучал риторику, поэзию, геометрию, астрономию, философию. В Афинах познакомился с Василием, будущим архиепископом Кесарии Каппадокийской, и с Юлианом, будущим императором, прозванным Отступником. Домой Григорий вернулся тридцатилетним, когда его отец уже стал епископом. Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь. Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь.
Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога. Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством. В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день — Василия Великого, в двадцать пятый — божественного Григория, а в двадцать седьмой — святого Златоуста, — то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к Боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея 40 лет от рождения, и в течение 8 лет был предстоятелем Церкви. Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своей святой жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры.
Галерея переезжает С 5 ноября 2023 года Пермская художественная галерея в здании Спасо-Преображенского собора закрыта в связи с переездом. Новая выставка, посвященная теме Древнего Египта, откроется 21 марта 2024 года на "Телте" Окулова, 75, к.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Рука святого Иоанна Златоуста сложена двуперстно в благословляющем жесте, Григорий Богослов и Василий Великий благословляют именословно. О святителие Христовы и отцы треблаженнии, Василие Великий, церковное светило и столпе непоколебимый, Богослове Григорие, уме богопросвещенный, архиерею превеликий, вкупе же и Златоусте Иоанне, покаяния твердый проповедниче. Василий Великий — 1.01, Григорий Богослов — 25.01, перенесения мощей Иоанна Златоуста — 27.01.
Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
После окончания Богослужения был совершен Крестный ход, поскольку южный придел собор носит имена почитаемых в этот день трех святителей. После Крестного хода была прочитана молитва трем святителям Христовым, а после владыка обратился к пастве со своим назидательным архипастырским словом: «Сегодня Святая Церковь предлагает притчу о блудном сыне. В ней наша жизнь, и эту жизнь можно разделить на многие направления, которые у нас бывают. Блудный сын — это наше отношение к Небесному Отцу и наше отношение в общественной жизни. Самый тяжелый грех — грех блуда, который бытует в нашем обществе, когда человек вступает в греховное сожительство и оскверняет тело, которое Господом дано и принадлежит самому Богу.
Наше тело — это жилище Духа Святого, и мы не должны осквернять его блудными делами, когда без заключения брака, без венчания в Церкви Христовой, люди живут вместе, оскверняя душу и тело. И вот святой апостол Павел в сегодняшнем послании к Коринфянам призывает возвратиться от этого блудного дела к Богу, чтобы Господь по Своему милосердию очистил, омыл наши оскверненные тело и душу и даровал прощение грехов. Есть и другая сторона нашей жизни, когда мы удаляемся от Отца нашего Небесного грехами и пороками, увлечениями, удовольствиями, наслаждениями этого мира. И нам кажется, что мы - глубоко верующие люди, что мы верим в Бога, а на самом деле мы далеки от Него, далеки от исполнения Его воли.
И Господь стучится в сердце каждого человека и хочет, чтобы мы отверзли наше сердце, и Он вошел вечерять с нами и принял в свои объятия, простил наши грехи, и мы были вместе с Ним.
Радуйтеся, небесныя трубы, проповедавшия мирови Христово Евангелие; радуйтеся, во иерарсех светила три великая. Радуйтеся, учителие кротости, воздержания, вкупе же и покаяния; радуйтеся, монашествующих добрии учителие и наставницы. Радуйтеся, Церкве ограждение и Православия поборницы; радуйтеся, в труды Апостолов вшедшии и клас добраго исповедания пожавшии. Радуйтеся, за веру и подвиги венцы нетленныя от Пастыреначальника Христа приемшии; радуйтеся, великия труды и подвиги во благоустроении Церкве Христовы подъемшии. Кондак 10 Спаса Христа умоляти не престай о чтущих память твою, всехвальне Иоанне Златоусте: тебе бо дадеся благодать молитися за ны.
Темже и мы, яко ко благоуханнаго мира сосуду, точащему исцеления всем с верою притекающим, со умилением и любовию припадающе, вопием прославльшему тя Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена есте необоримая празднующим святую память вашу и всем притекающим к молитвенному покрову вашему, непостыдная надежда и крепкое заступление. Темже и нам, святии трие святителие, со умилением припадающим к вам, испросите у Престола Святыя Троицы милость и благодать во благовременную помощь, да с радостию и благодарением взываем вам: Радуйтеся, милость и утешение всем верным являющии; радуйтеся, кающияся грешники от сетей диавола избавляющии. Радуйтеся, благодатных даров усерднии раздаятелие; радуйтеся, всех человек предстательство и покрове. Радуйтеся, сирых отцы и вдов заступницы; радуйтеся, убогих богатство и болящих исцеление. Радуйтеся, милосердия ко страждущим немолчнии проповедницы и юных наставницы; радуйтеся, старец питателие.
Радуйтеся, сущих в скорбех утешителие; радуйтеся, странных сопутницы. Кондак 11 Пение Пресвятей Троице паче иных принесли есте, святителие Божии, умом, словом, делом и богословным витийством вашим сплетения риторская разрушили есте, наставляюще ны почитати Троицу во Единице и воспевати Ей: Аллилуиа. Икос 11 Светозарную троицу святых иерархов, Василиа, царствия тезоименитаго, Григориа, Богослова наименованнаго, Иоанна, Златоустаго учителя вселенныя, глубины Божия испытавших, восхваляюще и светлую память их благоговейно торжествующе, похвальная пения приносим таковая: Радуйтеся, благознаменитыя трубы Божественных глаголов; радуйтеся, цевницы богодухновенныя. Радуйтеся, апостольских писаний богодухновеннии изъяснителие; радуйтеся, апостольских преданий ревнителие. Радуйтеся, дивная величия Божия всем земнородным поведающии; радуйтеся, Славу Божию вашим житием и словом проповедавшии всей вселенней. Радуйтеся, ко спасению добрии путеводителие и наставницы; радуйтеся, растленных обычаев искоренителие, благих же нравов насадителие.
Радуйтеся, отрицатися плотских похотей и страстей научающии; радуйтеся, врачеве премудрии недугов душевных и телесных. Радуйтеся, церковная светила, от Трисолнечнаго Света возжженная; радуйтеся, цветы благовоннии райскаго прозябения. Кондак 12 Благодать Божия обильно излияся во устах ваших, треблаженнии: вера православная вами укрепися, и мгла еретических шатаний и лжеучений светом ваших богодухновенных писаний отгнася. Темже, святителие, молитеся ко Христу Богу, да дух ревности вашея о вере и благочестии почиет и на нас, да сподобимся купно с вами пети Святей Троице: Аллилуиа. Икос 12 Поюще и светло празднующе священную память вашу, треблаженнии Василие Великий, Богослове Григорие и Златоустый Иоанне, смиренно молим вас, не престайте молитися Христу о всех, верою призывающих вас и с любовию вопиющих таковая: Радуйтеся, православных догматов хранителие; Радуйтеся, верных сердца Божественне веселящии; радуйтеся, яко неослабными подвиги вашими Арий низложися. Радуйтеся, яко огнем богодухновенных вещаний ваших Евномиева ересь попалися; радуйтеся, яко вашими богодухновенными глаголы Савеллиа ересь отгнася.
Радуйтеся, яко мудрование Нестора вами упразднися; радуйтеся, о мире молитвенницы изряднейшии. Радуйтеся, к Царствию Небесному верныя возводящии; радуйтеся, Божии гласи, пречудно нам возгремевшии. Радуйтеся, пастырей Церкве достоподражательнии образи; радуйтеся, по Апостолу всем вся бывшии.
Патриарх Константинопольский Григорий был другом и единомышленником Василия Кесарийского. Он сумел облечь в простые слова догмат о триединстве Бога, а на его проповеди приходили даже люди, еще не уверовавшие в Иисуса Христа. Иоанн Златоуст.
Этот святитель вел активную религиозную деятельность чуть позже, чем вышеупомянутые патриархи. Он придерживался изложенных ими догматов и являл образец праведной жизни и служения. Его богословское наследие поистине огромно, но прославился Златоуст, прежде всего, яркими и проникновенными проповедями, понятными простому народу. Главная заслуга трех Вселенских Святителей состоит в том, что они сформулировали основные догматы христианской веры. Впоследствии они были приняты в православии без изменений, в отличие от католицизма и протестантизма. Значение образа Трех святых Все вышеупомянутые святители глубоко почитались и во время жизни, и сразу по окончанию земного пути.
Однако их объединение в собор состоялось гораздо позже — примерно на рубеже X-XI столетий. Например, в летописи Студийского монастыря, датированной приблизительно этим периодом, есть иллюстрация, на которой Вселенские Святители изображены вместе. Тогда же был установлен праздник — Собор вселенских учителей и святителей, который отмечается православным миром 30 января 12 февраля по современному стилю. Собственно говоря, и икона, о которой идет речь, является визуальным отображением этого религиозного праздника. Почему же возникла необходимость в объединении трех патриархов в единый собор? В связи с этим стоит упомянуть предание, известное нам благодаря Дмитрию Ростовскому, жившему шестью столетиями позже.
Итак, в X-XI столетиях в среде православных были распространены яростные споры об иерархии великих святителей.
Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок.
А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру. А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения.
В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория. А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского. На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским.
Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы. Скончался он 25 января 7 февраля по новому стилю 389 года, перед смертью завещав все свое фамильное имение епархии. После него осталось 245 посланий, 507 стихотворений и 45 «Слов». Но биографы утверждают, что в первую очередь он все-таки был не писателем, а оратором, хотя именно его богословие высоко ценили Максим Исповедник, Фома Аквинский и святитель Филарет Московский.
В 950 году при императоре Константине Багрянородном мощи Григория Богослова перенесли в Константинополь, в церковь святых апостолов, а в 1204 году крестоносцы увезли их в Рим, где впоследствии в соборе святого Петра для них была устроена специальная гробница. И только в 2004 году, по решению папы Иоанна Павла II, их вернули в Стамбул, где они теперь хранятся в соборе святого Георгия. Иоанн Златоуст Учиться, учиться и учиться Современник отцов-каппадокийцев, Иоанн Златоуст родился в Антиохии около 347 года. Его отец вскоре умер, и воспитывала его мать, которая, овдовев совсем юной — ей не было и 20 лет, — не стала больше выходить замуж и посвятила себя сыну.
Он учился у лучших философов и риторов Антиохии, в 18 лет отправился доучиваться в Афины, а вернувшись, принял крещение и через три года был рукоположен во чтеца и стал учеником пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского, написавшего толкования почти на все книги Библии. Проповедь, рожденная в молчании После кончины матери Иоанн принял монашеский постриг и четыре года провел в пустыне, причем два из них — в полном безмолвии, в пещере. Но такая суровая аскеза оказалась ему не по силам: он заболел и вынужден был вернуться в Антиохию, где его вскоре рукоположили сначала в диакона, а потом в священника. Последовавшие затем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни.
Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем в храме каждый день кормили до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных. Он оказался блестящим проповедником, за что и получил от паствы прозвище Златоуст. Двенадцать лет он дважды в неделю, а то и ежедневно, проповедовал в храме.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
(Трем Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту). Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно. Рука святого Иоанна Златоуста сложена двуперстно в благословляющем жесте, Григорий Богослов и Василий Великий благословляют именословно. Святой Василий Великий (умер в 379 г.) и Святой Григорий Богослов (умер в 390 г.) — принадлежали к созвездию отцов Каппадокии, оставивших бесценное письменное наследие христианской цивилизации. В «Соборе Вселенских учителей» Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст изображены в рост, прямолично, как столпы Церкви. 12 февраля Православная церковь празднует собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова (Назианзина) и Иоанна Златоуста.
Беседа Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста («Добрые плоды Учения»)
Сегодня Святая Церковь, дорогие братья и сестры, вспоминает трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий Великий, Григорий Богослов (Назианзин) и Иоанн Златоуст. Сегодня Святая Церковь, дорогие братья и сестры, вспоминает трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. в память святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, память которых мы сегодня совершаем, наиболее ярко осуществили эти слова в своей жизни.
СВЯТИТЕЛИ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ, ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ. ТРИ СТОЛПА ПРАВОСЛАВИЯ
Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице. Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св. Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют.
Каждый из нас в ту меру обстоятельств и вдохновения, какая была ему дарована Святым Духом, писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Если ты призываешь имя одного из нас, двое других также присутствуют рядом с ним. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире.
Он принял крещение и уехал к своему другу Василию, в монастырь, который тот основал в своем имении в Понте. Но через три года отец, которому нужен был помощник, вызвал его к себе и рукоположил в сан священника, однако Григорий тут же вернулся в обитель. Впрочем, через год все-таки приехал к отцу, но вскоре император Юлиан начал гонения на христиан, и он опять удалился в монастырь.
Когда Василий Великий стал архиепископом, он попросил друга возглавить только что образованную им епархию в городе Сасиме, чтобы вместе бороться с набиравшим силу арианством. Григорий не смог отказать, но в Сасиме пробыл недолго и снова сбежал в свою пустынь. А другу написал: «Укоряешь меня в лености и в нерадении, потому что не взял твоих Сасимов, не увлекся епископским духом, не вооружаюсь вместе с вами, чтоб драться, как дерутся между собой псы за брошенный им кусок. А для меня самое важное дело — бездействие. Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру.
Река дарований духовных наполнися даже и до разлития, и доброе лице земли, яко сладостный поток, от златых напаяет уст, веселящи и утучняющи Христов всякий град Божественных волн струями. Богородичен: Естество, просто стерпевшее сложению и явльшееся вышше слития в Твоем, Владычице, Сыне, трие Богоноснии учителие исповедаша, от двою волю и сугубаго действа, сугуба по естеству проповедавше. Песнь 5 Ирмос: Вскую мя отринул еси от лица Твоего, Свете Незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма, окаяннаго? Но обрати мя и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся. Иже Божественных вещей и человеческих мудрыя хитрецы, иже сущих естества любоистинне яве нам известившия и Зиждителя тех всем сказавшия яко лепо, благодарными гласы восхвалим. Горькое и терпкое яже ко спасению лечеб усладиша мудрыми словес ученьми же, и хитростьми, и благодатьми, душ Божественнии лечителие: наслаждайтеся, вси благочестивии, и, красуеми, спасайтеся. Молчит всяко слово, Богопроповедником глаголющим Божественная, и удержавает над Ветхим заветом Новый, предлагающий честныя скрижали, иже в нем законополагающих, к нимже причитается все верных сословие. Богородичен: Безсмертное естество смертное претече во святыню, и Дева Отроковица безплотныя Ангелы превзыде, яко Бога рождшая, Царя Ангельскаго, на Негоже зрети онем невозможно. Песнь 6 Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо возопих, и услыши мя, Боже спасения моего. Троицу единственную богословити научихомся, Единицу Троичную пети прияхом, покланятися навыкохом от отцев Единому Естеству Триипостасному. Слово бе в начале, ко Отцу Собезначальное, и Дух Божий Бог бе Пребезначальный, просто, единосущно, соестественно Божество, яко Божественнии глаголют проповедницы. Совокупляю, и разделяю, яже совокупление разделяемая, Едино Нераздельно помышляю и Три мню: учители приемлю три Богоносныя, тако увещевающия мя веровати. Богородичен: Безматерний прежде плоти, безотчий же по воплощении, Сын Отчий и Матерний, иже сия нарицаяй паче ума обоя: Богу бо подобают чудес преславная. Кондак, глас 2 Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей, Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине, прославляяй святыя Твоя. Икос Кто доволен своя устне разверсти и подвигнути язык к дышущим огнем силою Слова и Духа? Обаче толико рещи дерзну: яко все преидоша человеческое естество сии трие многими и великими дарованьми, деянием же и видением, по обоему светлы превозшедше. Темже зело великих даров тыя сподобил еси, яко верныя Твоя служители, Едине, прославляяй святыя Твоя. Песнь 7 Ирмос: Божия снизхождения огнь устыдеся в Вавилоне иногда, сего ради отроцы в пещи, радованною ногою, яко во цветнице, ликующе, пояху: благословен еси, Боже отец наших. Молчащии и зовущии, видимии же и слышимии, добродетели и мудрости, Богоглаголивии, столпы быша, делом и словом вопити повелевающе: благословен Бог отец наших. Божия гласы, свыше возгремевшия нам пречудно, молнии же лучи, иже ваша вещания приемлюще, всемудрии, купно убо поем с вами: благословен Бог отец наших. Испущени будут гради от каменопращных языков, сокрушающии гнилая учений, аще кто посреде дерзнет суесловников, правая не вещая: благословен Бог отец наших. Богородичен: В Тя, Дево, вселися и по рождестве Деву остави Иже устрояяй стихии и претворяяй естества, якоже хощет, Богородительнице Марие. К Немуже вопием с Тобою, Всенепорочная: благословен Бог отец наших. Песнь 8 Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки. Яже Бог соедини в единочестнем единении, похвалитель да не разлучает человек, но равны непщуя в техже дарованиих, равных и пений песнопояй да сподобит: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки. Сильнии и непоборимии Божества споборницы и истины нелживии споспешницы, глубины Духа добре испытавше, Боголепная о Бозе разумения оттуду составляют и учат пети: людие, превозносите Христа во вся веки.
А еще до этого ему пришлось помогать своему отцу Григорию, епископу Назианза, разбираться в хитросплетениях арианского лжеучения, проникавшего в умы, смущавшего не только паству, но и настоятелей. В родном Назианзе Григорий провел много лет, исполняя пастырский долг и помогая отцу в архиерейском служении. Позже, после смерти родителей в 374г. Торжествовавшие на столичном престоле уже 40 лет еретики зло преследовали Григория, камнями изгоняя его из храмов. Григорию приходилось служить по частным домам. Интересный факт В одной из домовых церквей, называемой Анастасия по-гречески «Воскресение» , летом 380 года он произносит свои пять Слов «О Богословии», которые стали широко известны и принесли ему славу «Богослова». Новый император Феодосий, в отличие от своего предшественника Валента поддержал Григория и в 381 г. Собор осудил ересь, после Собора Григорий, снисходительный ко всем проискам против него и интригам, чтобы не подавать повод к разделению паствы, оставил столичную кафедру и вновь удалился в свой Назианз, где посвятил остаток жизни литературной деятельности. Скончался Григорий 25 января по старому стилю 389 года. В 950 году его мощи были перевезены в Константинополь, а затем в 1204 году были вывезены в Рим. При папе Иоанне Павле II в 2004г. Иоанн Златоуст Свт. Отец Иоанна Секунд, человек высокого звания, рано скончался, и сына воспитывала одна мать Анфуса. Оставшись вдовой в двадцать лет, Анфуса прожила подвижническую жизнь, всю себя отдав воспитанию детей в Христовой вере. Не смотря на трудности вдовьей жизни, мать дала Иоанну прекрасное образование. Перед ним открывался путь успешного адвоката с высоким положением в обществе. Однако, Иоанн из всех наук все больше и больше склонялся к изучению Священного Писания и сочинений святых отцов. Образованного молодого человека заметил епископ Антиохийский Мелетий, от него Иоанн принял святое Крещение и вскоре был поставлен чтецом при кафедре. После кончины горячо любимой матери Иоанн ушел подвизаться в отшельническом житии и возвратился из пустыни только в 380 г. Тогда же по настоянию Мелетия он принял рукоположение в дьяконский сан и стал исполнять послушание по социальному служению, то есть заботиться о бедных, больных и обездоленных. Исполнял это послушание Иоанн не только по долгу, но и по личному зову милосердной души. В 386 году он был рукоположен во пресвитера, с этого времени начала расти его слава горячего проповедника и блестящего оратора. Двенадцать лет почти ежедневно стекались люди со всей Антиохии послушать слово Иоанна, запечатлевавшееся в сердцах золотом. Народ почитал своего пастыря за искреннее служение и пламенное слово, считая его достойным архиерейской кафедры, но Иоанн уклонялся от сана. Продолжая исполнять пастырские обязанности, Иоанн в это время написал одно из великих богословских творений «Шесть слов о священстве», а также другие свои труды — множество толкований на тексты Священного Писания, множество бесед на библейские темы, нравственные поучения, праздничные и похвальные слова. Хотя антиохийцы и не хотели отпускать Иоанна, но сам император Аркадий возжелал возвести образованного и любимого народом священника на Константинопольскую кафедру. В 397г. Иоанн взошел на патриарший престол, оставаясь по сути скромным и любвеобильным пастырем. В столице Иоанн продолжал заступаться за обездоленных, обличая скаредность богачей, роскошь двора и при этом пренебрежение к христианской обязанности делиться и помогать нуждающимся. Сам он крайне ограничил расходы на патриаршее содержание, все средства направляя на помощь беднякам. Он содержал больницы и богадельни, ежедневно кормил тысячи нищих и паломников. При этом в своих проповедях нелицеприятно обличал неуемную роскошь, нескромность и распущенность нравов, чем вызывал раздражение знати.
Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
XV в.-КОПИЯ/р34-25.8. Хотя святитель Иоанн Златоуст был родом из Антиохии и не входил в число Великих каппадокийцев, однако этот величайший святой вспоминается в один день вместе со святыми Василием Великим и Григорием Богословом. праздничный день, когда Церковь чтит учителей вселенских: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста - это Собор трех святителей, празднование триады вселенских столпов Православия.