Снега хочется потрогать рукой, настолько естественно художнику удалось это изобразить. Первый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою.
10 знаменитых картин Василия Поленова
Поленов Василий Дмитриевич(Polenov Vasiliy) | Студия И | ИнтернетПервый план пейзажа Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег изображает кустарники и небольшие деревья, которые еще не успели сбросить свою. |
Анализ картины Василия Дмитриевича Поленова Ранний снег - Поленов Василий | Ранний снег. Просматривайте этот и другие пины на доске Поленов пользователя Nadezhda Zyper. |
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Картины категории
- «Ранний снег»
- Описание картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег»
- Василий Дмитриевич Поленов - Ранний снег, 1891, 85×48 см: Описание произведения
- Немного о нас
Картина Ранний снег
В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление. В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях. Лес застыл, оцепенев от внезапного холода, вся жизнь в нем как будто неожиданно остановилась. Река кажется неподвижной. На полотне запечатлена пауза в жизни, вызванная резким и необычным изменением природы.
Остроухов, В. Серов, М. Васнецов, М. Врубель и другие. Поленовой, была в том, что «собираются вместе люди одной специальности. Обмен впечатлений и мыслей важней самой работы»[33]. Пастернак, - вероятно, трудно себе представить, каким оазисом... Его же влиянию и активному участию обязаны памятные московские периодические выставки своим расцветом, достигшие довольно высокого уровня»[35]. В 1893 году в Москве было образовано Московское товарищество художников, в деятельности которого приняли участие многие ученики Поленова и сам художник. Главное своеобразие направления выставок этого объединения заключалось в том, что интерес к импрессионизму сочетался в нем с поисками «декоративного элемента»[36]. Увлечение декоративными исканиями, основанными на интересе к национальным традициям, свойственное москвичам, восходит к деятельности Абрамцевского кружка, к первым работам в этом направлении Васнецова и Поленова. В 1897 году С. Дягилев, впервые увидев работы московских молодых художников на выставке передвижников, писал в рецензии о «молодой московской школе, влившей совсем новую струю в нашу живопись... Отсюда, из этой кучки людей, от этой выставки, - говорил критик, - надо ждать того течения, которое нам завоюет место среди европейского искусства»[37]. Поленова и другие уже участвовали в совместной с петербуржцами «Выставке русских и финляндских художников», организованной С. В художественную жизнь России вошло новое понятие - «молодая московская школа», и в этом была немалая заслуга художественной и педагогической деятельности Поленова. Левитан справедливо утверждал в письме к Василию Дмитриевичу: «Я уверен, что искусство московское не было бы таким, каким оно есть, не будь Вас»[38]. Готов был помочь Поленов не только своим ученикам. Известно, какими сложными перипетиями и драматизмом была наполнена история создания двух панно М. Врубеля «Принцесса Греза» на сюжет одноименной драмы Э. Они были предназначены для декоративного убранства интерьера Художественного отдела Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Огромные панно были заказаны Врубелю С. Еще незавершенные, они были отвергнуты комиссией Императорской Академии художеств, поскольку живопись полотен была, по ее мнению, слишком новаторской. Савва Иванович, возмущенный решением академиков, приобрел панно и после окончания работы над ними выставил в специально выстроенном павильоне у входа на выставку. Заканчивали оба полотна по его просьбе художники Поленов и Коровин под наблюдением Врубеля это было условием Поленова , занятого в это время работой над декоративными панно для Морозовского особняка. Масса народа еще до посещения выставки могла познакомиться с работами талантливого, но не известного дотоле широкой публике художника. Василий Дмитриевич, уже тогда профессор, маститый художник, взялся за работу по завершению панно как рядовой исполнитель, потому что, как он писал жене: «Они [панно] так талантливы и интересны, что я не мог устоять»[39]. Поленов более других был открыт новому в искусстве, был готов учиться и учился у своих учеников и молодых художников - Серова, Коровина, Левитана, - оставаясь при этом всегда самим собой, сохраняя свое, «поленовское» настроение и мироощущение. Евангельская тема в живописи Поленова Раздел экспозиции, посвященный евангельской теме в творчестве художника, открывается картиной «Воскрешение дочери Иаира» 1871, Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. Решая поставленную перед ним задачу раскрыть евангельское событие с чудом исцеления, Поленов стремился придать изображению возвышенный характер. В воссоздании образа Христа он явно следовал величественному и монументальному образу на полотне А. Иванова «Явление Христа народу» 1837-1857. Но одновременно в картине можно наблюдать тягу Поленова к передаче реалистически точного психологического состояния присутствующих, стремление к «исторической» достоверности сцены, что уводило его от ивановской концепции трактовки евангельских событий в живописи. Еще в юношеские годы под впечатлением полотна А. Иванова у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа»[40]. Чижова, жившего в Риме рядом с Ивановым и часто бывавшего в его мастерской. Вскоре произошла встреча с картиной «Явление Христа народу» в Академии художеств, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление. Сюжет картины соответствовал его желанию показать нравственную силу и торжество тех гуманистических идей, которые нес людям Христос, их красоту и истинность. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и 1876 годах, во время пенсионерской командировки. К мысли о создании картины он вновь вернулся в начале 1880-х годов, когда начал непосредственную работу над произведением, полностью захватившую художника на последующие шесть лет. Вслед за Эрнестом Ренаном, рассматривавшим Христа как реально жившего человека, он считал, что необходимо «и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[41]. Для воссоздания в картине исторически точной обстановки Поленов в 1881-1882 годах предпринял путешествие по Египту, Сирии, Палестине, заехав по пути в Грецию. Его подготовительные работы с самого начала переросли рамки обычных живописных «штудий». Задача сбора натурного материала в них как бы и не ставилась: каждый его этюд наделен особой образной силой - «Нил у Фиванского хребта» 1881 , «Первый нильский порог» 1881 , «Развалины Тель-Хум» 1882, все - ГТГ. В архитектурных этюдах Поленова интересовали целостность пластического образа, взаимосвязь памятника и окружающего пейзажа, его погруженность в световоздушную среду - «Харам-эш-Шериф» 1882 , «Храм Изиды на острове Филе» 1882, оба - ГТГ , «Храм Соломона в Иерусалиме» частное собрание. Этюды людей в его первую поездку на Восток занимали гораздо меньшее место по сравнению с пейзажными и архитектурными работами. Художник обращал внимание на характерность жестов окружающих его людей, манеру ношения одежды, ее красочные сочетания - «Арабский мальчик. Живописное мастерство Поленова обрело новые грани. Он работал чистыми красками, не смешивая их на палитре, прямо на холсте находил точные цветовые отношения, добиваясь небывалой силы звучания цвета. Глубоко индивидуальное восприятие художником архитектурного или пейзажного мотивов, его способность наполнить их эмоциональной силой позволяли мастеру достичь в ряде этюдов почти символического звучания. Такова «Олива в Гефсиманском саду» 1882, ГТГ - причудливо разросшееся дерево, как бы воплощающее древнюю историю своей земли; таковы «Парфенон. Храм Афины-Парфенос» 1881-1882 и «Эрехтейон. Портик кариатид» 1882, оба - ГТГ , в которых ощущаются и специфически поленовское любование, и восхищение гармоничным и величественным миром античности. Олива в Гефсиманском саду. Этюды прямо с выставки приобрел П. Здесь он писал этюды римских евреев и прорабатывал эскизы. В 1885 году в усадьбе под Подольском, где Василий Дмитриевич проводил лето, был закончен угольный рисунок на холсте в размере будущей картины Музей-заповедник В. В тщательной отделке рисунка видно стремление мастера заострить драматизм сцены, что, собственно, могла дать именно графика с ее лаконизмом и точностью в отображении идеи произведения. Сама картина писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете Саввы Мамонтова в доме на Садовой-Спасской. Таким образом, между первыми этюдами 1872 и окончанием полотна прошло пятнадцать лет. Христос и грешница. Перед глазами зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался в несении людям идеи добра и всепрощения. Согласно Евангелию люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали. Стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи. Возникшая при этом необходимость уравновесить по колориту и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен коричнево-красных, бирюзово-зеленых, золотисто-белых, в мерном чередовании которых исчезает глубина линейного построения привела его к стилистическим решениям, близким живописи модерна, - своеобразной плоскостности, «ковровости». Именно благодаря этим новым стилистическим приемам Поленовым была выражена основная идея картины — торжество истины, красоты и гармонии над яростно-злобной неуправляемой силой. Картина вызвала много споров и диаметрально противоположных мнений. Наиболее чуткой в понимании ее замысла и восприимчивой к ее живописным достоинствам оказалась молодежь. Минченков, - необыкновенные, чарующие краски, прекрасная природа, послеполуденный зной, красивая композиция храма, толпа, грешница и сам Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте. Картина точно переливалась перламутром и благоухала... То ценное, что было вложено в картину, самое важное в искусстве - ее красота - охватило меня и держало долгое время в очаровании»[42]. На Тивериадском Генисаретском озере. Во всем пустынном пейзаже разлита такая идеальная, вечная красота, он дышит такой величественной умиротворенностью, соотносящейся с глубокой сосредоточенностью погруженного в свои мысли путника, что при всем отсутствии сюжета значительность происходящего для зрителя не оставляла сомнения. Тот же метод в воссоздании образа Христа можно отметить и в полотне «Мечты На горе » вторая половина 1890-х - 1900-е, ГРМ. И в одной, и в другой картине красота евангельского повествования передана художником через зримую красочную красоту живописи. В картине «Среди учителей» 1896, ГТГ действие происходит в храме. Здесь царит атмосфера глубокой сосредоточенности: в полумраке величественного храма, в красоте его архитектурных форм, в точности поз беседующих, размышляющих и слушающих людей, в образе отрока Иисуса, захваченного «рассуждениями об идеальных принципах жизни». Пейзаж «входит» в пространство храма струями солнечного света, разрушающими полумрак интерьера, обогащая его цветовыми рефлексами. Среди учителей. И какие бы замыслы ни обуревали художника, какие бы идеи ни увлекали его воображение, пейзаж как цельная картина мира всегда выступал на первое место. Так произошло и с задуманным Поленовым циклом картин «Из жизни Христа». Приступая к работе над ним, художник писал о стоящей перед ним задаче создания образа Христа: «Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем... В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности»[43]. В картине «На Генисаретском озере» он остановился на том облике Христа, который был найден им в предыдущем полотне. Тот же восточный тип лица со спокойным и мудрым выражением, то же состояние самоуглубления, которое здесь особенно выразительно, поскольку обусловлено сюжетом картины. В конце 1890-х годов он решает приступить к созданию цикла картин «Из жизни Христа». Уже созданные им произведения на евангельские темы войдут в серию в уменьшенном варианте. Непосредственная работа над картинами начала сь в 1899 году, когда художник совершил вторую поездку на Восток. Он снова привез из путешествия в основном пейзажные этюды. Показанные в Москве на XXXI Передвижной выставке 1903 года, они произвели на зрителей не менее сильное впечатление своей «свежестью» и «силой в красках», чем работы начала 1880-х годов. Теперь их роль в картинах цикла была более очевидна. Иногда художник как бы сознательно стирает грани между этюдом и картиной. Евангельские события в картинах «Мечты На горе », «Мария пошла в нагорную страну» 1900-е, Омский областной музей изобразительных искусств имени М. Врубеля , «Он учил» 1890-1900, ГТГ , «Утром вставши рано» частное собрание , «Крестились от него» ГТГ , «Самарянка» частное собрание , «Решил идти в Иерусалим» Самарский областной художественный музей , «Возвратился в Галилею в силе духа», «Иаков и Иоанн» все 1890-1900, ГРМ и других происходят среди пейзажей, наполненных светом ясной лазури неба, залитых ярким солнцем, с дальней синевой гор и голубизной рек, на фоне яркой зелени деревьев, освещенных сиреневато-розовыми отблесками предвечернего или утреннего восходящего солнца. Иногда в пейзаже появляется идеально прекрасная и величественная архитектура - «Марфа приняла его в дом свой» 1890-1900, ГРМ , «Пределы Тирские» 1911, Музей-заповедник В. В цикле «Из жизни Христа» Поленов создал образ «патриархального золотого века» Галилеи, где люди, погруженные в прекрасный мир природы, достигают высоты и равновесия духа - они мудры и не суетны. Атмосфера согласия в идеально прекрасной стране, гармония человеческих отношений среди гармонии природы - главная тема почти всех картин цикла. В 1908 году работа над картинами евангельской серии, которую Поленов считал «главным трудом своей жизни»[45], была закончена, и 58 картин цикла были показаны в феврале-марте 1909 года в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки прошли с большим успехом. То «высокое настроение», которое владело художником во время работы, передалось зрителям. Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом выставки в Петербурге, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат... Это верно! Мнению критика вторит высказывание Ф. Шаляпина о творчестве Поленова: «Этот незаурядный русский человек как-то сумел распределить себя между российским озером с лилией и суровыми холмами Иерусалима, горючими песками азиатской пустыни. Его библейские сцены, его первосвященники, его Христос - как мог он совместить в своей душе это острое и красочное величие с тишиной простого русского озера с карасями? Не потому ли, впрочем, и над его тихими озерами веет дух божества? В период создания картин евангельского цикла художник постоянно сочинял музыку. Им были созданы Всенощная и Литургия, в которых он, по его словам, «работая над евангельским кругом в образе и слове, пытался передать свое настроение и звуками»[49]. В свою очередь в картинах цикла ясно слышится иногда нежная, а порой возвышенно-торжественная духовная музыка. Необходимость использования словесного или музыкального творчества для более широкого и глубокого выстраивания образной системы произведений изобразительного искусства - выражения тайников своей души, своих грез, полифонии собственных переживаний, наиболее тонких впечатлений - испытывали многие художники-символисты на разных этапах эволюции романтико-символистского мировоззрения. Характерно, что Поленов прибегнул к смежным видам творчества в поисках образных решений наиболее захвативших его «несказанно» любимых евангельских повествований. Пейзажная живопись Поленова 1890—1910-х годов Уже в начале 1880-х годов в творчестве Поленова наряду с интимными лирическими пейзажами возникает тяготение к эпическим пейзажным образам. Художественные материалы для их осуществления предоставляла ему в первую очередь северная природа Олонецкого края, где располагалось родовое имение его родителей Имоченцы. Воспоминания, связанные с летней жизнью в усадьбе, оказались, по словам Василия Дмитриевича, самыми дорогими: «С ее чудных берегов [реки Оять. Живописными материалами, добытыми там, я пользуюсь до сих пор»[50]. В самом деле, картины Поленова, раскрывающие своеобразие северной природы Олонецкого края, можно видеть и в 1880-е годы, и в 1890-е, когда Имоченцы из-за семейных обстоятельств были уже проданы 1884 , и в 1900-е годы. На основе этюдов, написанных в 1880 году на реке Оять, он создаст несколько картин, среди них «Река Оять» 1886, повторение 1915 года, обе - Музей-заповедник В. Поиски мотивов для пейзажей с широким пространственным разворотом будут продолжены в 1880-е годы и в Абрамцеве, и в Жуковке на Клязьме. В этих произведениях появляются основные характерные элементы сложившегося у художника образа национального пейзажа: река, мерно и величаво несущая свои воды вдоль холмистых, извилистых, покрытых лесами, с заводями и луговинами берегов; уходящие к самому горизонту дали. Реальную возможность для воплощения этого образа Поленов получил, поселившись в 1890 году в имении Бехово на Оке «Вид на Оку из Старого Бехова», 1891, Музей-заповедник В. Именно здесь родится своеобразный тип «поленовского» лирико-эпического пейзажа. Новая тема в пейзажной живописи, связанная с широкими перспективами окских речных далей, придет к художнику не сразу. Созданное на основе небольших интимных абрамцевских этюдов, написанных в 1880-е годы, - «Лодка на Воре в Абрамцеве» Музей-заповедник «Абрамцево» , «Река Воря. Абрамцево» Музей-заповедник В. Поленова , это произведение своей строгой декоративно-ритмической организацией, тщательной выверенностью композиции в целом и отдельных ее деталей, разнообразием живописного строя, вобравшего в себя все богатство осенних красок природы, станет наиболее полным выражением особой любви художника к этому времени года. Переплетаясь, нарастая в своем эмоциональном напряжении, они образуют нечто вроде контрапункта, заставляющего вспомнить о музыкальном даровании художника и его опыте композитора. Рядом с великими минутами счастья, которые она мне дала, я нес, скажу прямо, целые годы тяжелого разочарования, прямо горя. А музыка давала мне только радость и утешение»[51]. Осень в Абрамцеве. Поленова Картина «Осень в Абрамцеве» наполнена ощущением драматизма и чувством примирения с печалями и горем, «снятия» страданий красотой и гармонией мира, которые читаются в «Больной». Когда у Поленова умер его двухлетний сын-первенец, он, тяжко страдая, часто приходил в Абрамцеве в полюбившийся ему уголок парка на берегу реки Вори, запечатленный им ранее в этюде «Речка Воря. Абрамцево» 1880. Судя по этюду, печальное настроение осенней природы соответствовало его тогдашним переживаниям. Но настроение законченного пейзажа в целом иное. Печально звучащий центр картины уравновешивается золотисто-оранжевым мажорным цветом берез и еще яркой зеленью стоящих по краям деревьев.
Все это, несомненно, помогло в дальнейшем Поленову представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины. Но непосредственный подготовительный материал к картине был собран в недостаточном количестве - по-видимому, яркие впечатления от архитектурных памятников и природы Востока отвлекли художника от его замысла, поэтому родные Поленова склонны были считать путешествие не слишком удачным. Отзвук этих настроений ощущается в письме жены Поленова, написанном несколько позже, в марте 1884 года, в котором она выражает опасение, как бы с Поленовым в Риме не произошло того же, что и в Палестине - "... Эта "неурядица" с путешествием по Востоку заставила Поленова совершить вторичную поездку, на этот раз в Италию, где он надеялся найти подходящую натуру и написать для картины необходимые этюды. В 1882 году художник женился на Н. Якунчиковой - двоюродной сестре Е. Жена Поленова с большим сочувствием относилась к замыслу картины "Христос и грешница" и по мере своих сил пыталась помочь художнику в его работе. Она не только шила костюмы для картины, но, что самое главное, постоянно поддерживала в Поленове вдохновенное отношение к взятой теме, старалась направить его на путь углубленной ее разработки. Это было тем более необходимо, что сам Поленов зачастую чрезмерно увлекался внешним правдоподобием изображаемого. Это увлечение возникало у художника, как следствие навеянного Ренаном стремления представить Христа личностью, действительно существовавшей, исторической, а все приписываемые ему деяния и события его жизни - действительно имевшими место в далекие времена раннего христианства. Поиски внешней правдивости отвлекали Поленова от тех высоких идей, ради которых он и задумал написать свою картину. Поленова сестре художника Е. Екатерина Васильевна и Наталья Васильевна - дочери художника В начале 80-х годов художник впервые представил себе свою тему в ее полном охвате. Карандашный эскиз 1883 года Третьяковская галерея и явился ее подробной разработкой. В нем уже присутствуют все те персонажи, которые потом войдут в картину: фарисей и саддукей, разъяренная, глумящаяся над грешницей толпа, грешница, едущий на осле Симон Киринеянин, Христос, его ученики, торговки, зеваки и т. Их местоположение близко к картине. Появление многолюдной толпы народа - наиболее принципиальное нововведение эскиза. Именно здесь художник начинает нащупывать свою тему: учение Христа и народ, - которая ляжет в основу картины. Эпизод с грешницей трактуется теперь гораздо шире, чем раньше - как наглядный урок новой морали, преподанный Христом народу. Знаменательным в эскизе 1883 года было и то, что сцена была вынесена на площадь перед храмом. Здесь кипит беспорядочная, шумная жизнь большого восточного города. Площадь буквально запружена народом - торговки, оборванцы-мальчишки, снующие под ногами, калеки-нищие, молящиеся, трудовой люд. Но художник чересчур уж щедро включил в эскиз свои дорожные впечатления от уличной жизни восточных городов и тем самым как бы превратил изображение в обычную путевую зарисовку. Христос, его ученики и его противники теряются среди окружающих их праздных зевак, экспрессивно жестикулирующая толпа тонет в беспорядочной сутолоке, царящей на площади. Ровное освещение и детальная прорисовка всех фигур делают их одинаково заметными, мало чем отличающимися друг от друга, тем более что и сами образы еще недостаточно дифференцированы в своей внутренней значимости. Дальнейшая кристаллизация замысла наглядно видна в масляном эскизе 1885 года Третьяковская галерея. В нем изменились прежде всего масштабы всех фигур - они стали крупнее, соразмернее с архитектурой. Изменилась и точка зрения на изображаемое: раньше это была точка зрения несколько сверху, отчего все фигуры были прижаты к земле; теперь - художник смотрит на происходящее чуть-чуть снизу, и фигуры выглядят более представительными. Окончательно выявилось разделение на толпу и группу учеников Христа. Образ Христа стал собраннее, значительнее, его движения - более мягкими, плавными и величавыми. Смещенная ближе к центру и данная почти посредине каменного уступа, на фоне его в эскизе 1883 года Христос довольно случайно ютился возле него , фигура Христа отчетливее выделилась из общей среды учеников. Была найдена общая колористическая гамма изображения - все оно было залито золотисто-розоватыми лучами заходящего солнца. Но колористическое решение толпы, контраст в цветовом звучании группы Христа и толпы еще не определились. В композиционном отношении эскиз был близок к окончательному оформлению замысла. Это дало возможность Поленову приступить к созданию картона. В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины музей им. Поленова , "который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью". Сама картина, по сведениям Е. Сахаровой, писалась в течение 1886-1887 годов в Москве, в кабинете С. Мамонтова в его доме на Садово-Спасской. Экспонирована картина была на XV Передвижной выставке 1887 года. Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции, опередив в этом Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины. Приобретение картины "Христос и грешница" Александром III разрешило все сомнения цензора Никитина относительно возможности оставления картины на выставке, возбужденные в последнем слишком "низменно" реальной трактовкой евангельского сюжета и не каноническим изображением Христа. Дом В. Поленова в деревне Борке Эти же черты картины вызвали нападки на нее реакционной прессы. Соловьев в статье, напечатанной в "Московских ведомостях", напустился на Поленова за то, что "псевдоисторический элемент" преобладает в его картине над "идеалистически-религиозным". Другой корреспондент "Московских ведомостей" выдвигал перед художником требование изображать "земной образ Христа не в возможно реальном, по предположениям, но в высшей идеализации человеческого образа, какая только доступна средствам искусства". Поленова, Спаситель мира, Мессия, Бог! Отчего Он так прост и обыкновенен? Где печать того божественного призвания, которому Он служит, чем Он отличается от остальной толпы неряшливых оборванцев, окружающих Его? Увлечение Поленова передачей подлинности изображаемого, его жизненной достоверностью имело свой смысл. Оно было обусловлено тем, что художник настойчиво стремился утвердить реальность личности Христа и всех событий, с ним связанных, с тем, чтобы доказать жизненность его учения и его значение для развития человеческого общества. Христос Поленова - это прежде всего учитель, мудрец, гуманист, который несет людям слова любви, который учит их человечности. Спиро, - он мне дает не только сильный ум, доброту дает, да еще доступность, простоту, боже мой! Доброта в умном, энергичном человеке, да еще доступном - да ведь то-то и дает людям наибольшую отраду! А вся-то картина - злоба людская узкая, гадкая, нечеловеческая страсть тонет в доброте, разлитой по всей картине, даже в воздухе ее, а разлилась она у Вас оттого, что Христос Ваш так просто, так обыкновенно добр. И так трактован сюжет, что будь толпа, накинувшаяся на женщину, еще более разъяренная, еще страшнее разнузданная, мне бы не было страшно за женщину и за людей вообще; я взволнованно-покоен, я даже рад, что это тут случилось, - тут дело будет покончено самым гуманно простым образом, утешительным: тут есть человек, Христос, - я вижу по позе, по лицу его, по всему складу всего окружающего его, который думает о факте прежде, чем о себе, и человек с золотым сердцем; его не подденешь, потому что не за что, - у него крючков нет, он прост! Троицкая церковь в селе Бехово Светлое и радостное приятие жизни, свойственное молодому Поленову, только что окончившему Академию художеств, в эпоху 80-х годов - эпоху разгула реакции - постепенно тускнело. Искусство все больше становилось для него не только областью, в которой он утверждает свои идеалы, раскрывает свое понимание прекрасного, запечатлевает то, что ему близко и дорого в жизни, но и сферой деятельности, питающей его потребность в радости и красоте, которая не удовлетворяется окружающей действительностью. В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело". Обращение Поленова к религии Христа не вызвало коренного перелома во взглядах художника. Оно явилось продолжением поисков путей достижения тех гуманистических идеалов, которые всегда были определяющими в мировоззрении Поленова и которым он не изменил. В христианстве он прежде всего увидел гуманистическую проповедь милосердия и любви к человеку, протест против насилия над человеческой личностью, призыв к добру, к высокому духовному совершенству, то есть все то, что он ценил раньше и что стало особенно дорого ему в России 80-х годов, - в эпоху полнейшего произвола, грубого попрания человеческих прав, разгула реакции и деспотизма. Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов Поленову удавалось заниматься только урывками - полотно "Христос и грешница" в течение долгих лет поглощало все внимание художника, поэтому большая часть пейзажей 80-х годов была создана либо в начале этого периода, до увлечения работой над картиной, либо в конце его, по ее завершении. Развитие Поленова-пейзажиста в эпоху 90-х годов неразрывно связано с его жизнью на берегу Оки, которая стала в эти годы неиссякаемым источником его творческого вдохновения. Мечтая поселиться "на природе", Поленов приобрел в 1890 году небольшое имение "Бехово" в бывш. Алексинском уезде, Тульской губернии. Там им был построен по собственному проекту дом с мастерскими для друзей-художников. Усадьба была названа "Борок". Выбор нового места для жительства счастливо совпал с направлением творческих поисков Поленова 90-х годов и можно сказать во многом способствовал успешности этих поисков. Природа приокского района благоприятствовала развитию у Поленова влечения к эпическому пейзажу. Художник очень быстро нашел свою тему в пейзаже и с этого момента стал настоящим поэтом Оки. Имоченцы Среди пейзажей Поленова этого периода заметное место занимают изображения русской деревни "Зима. Имоченцы", 1880, Киевский музей русского искусства; "Деревенский пейзаж с мостиком", 1880-е гг. Вместе с обращением Поленова к сельскому пейзажу тема русской деревни естественно вошла в его творчество, но она не приобрела для художника того принципиального значения, не была насыщена тем остро критическим социальным содержанием, какое имела у Перова, Васильева и других его предшественников, которые средствами своего искусства, своими образами нищей, затерявшейся в глуши лесов и бескрайних равнин русской деревеньки, мотивами разъезженных, тонущих в непролазной грязи проселочных дорог включались в борьбу демократических слоев общества с темнотой и отсталостью деревни, с пережитками крепостничества в эпоху, когда крестьянский вопрос был одним из самых наболевших. Русская деревня в изображении Поленова предстает в опоэтизированном виде. Объясняется это не столько недостаточной зрелостью демократизма художника, не только особенностями его светлого, чуткого к красоте таланта, но - что самое главное - общими для литературы и искусства 80-90-х годов тенденциями к поэтизации деревни с ее простой и естественной, близкой к природе жизнью. Первые картины Поленова с изображением русской деревни исполнены в том же пейзажно-бытовом жанре, что и картины "Московский дворик", "Бабушкин сад". Постепенно, по мере приближения к 90-м годам, люди начинают исчезать из пейзажей Поленова, но последние некоторое время все еще носят на себе следы их повседневной жизни и деятельности, и только в эпоху 90-х годов "чистая", нетронутая природа окончательно утверждается в пейзажной живописи Поленова. Вместе с этим, естественно, обрывается и тема русской деревни. Серия "деревенских пейзажей" Поленова открывается большой картиной "Зима.
Коллекционер, которого считали своим другом Серов, Васнецов, Грабарь, Сомов. Терапевт, пользовавшийся большим уважением. Гласный Московской городской Думы. Он собирал работы передвижников и участников «Мира искусства». И, конечно, мимо дивного таланта Поленова Ланговой пройти никак не мог. В дальнейшем уникальное собрание московского коллекционера оказалось разрозненным. Сам он, затравленный новой властью, умер в 1939 году. Незадолго до его смерти ряд картин был закуплен Третьяковской галереей. Но в число этих работ «Ранний снег» не входил. Лангового, временно, в тёмную пору ежовщины, прошедшей и по моим костям, очутилось в чужих руках и вновь вернулось ко мне, оплаченное вторично, с большим напряжением сил и средств в момент, когда этому полотну грозило исчезновение из Москвы». Мы приводим эти строки из дарственной, адресованной в сентябре 1989 года тогда ещё Советскому фонду культуры и подписанной коллекционером Григорием Павловичем Беляковым, с просьбой передать этот дар в государственную Третьяковскую галерею, но с одним условием. Экспертное заключение о подлинности картины В. Поленова Экспертное заключение о подлинности картины В. Поленова «Приносимая мною в дар картина В. Поленова «Ранний снег» должна находиться в постоянной экспозиции в разделе, отведённом творчеству художника, и не почить мёртвым сном в сырости запасников. Картина ни при каких условиях не должна быть продана, обменена, передана в дар, перемещена в другие места или в какой-либо другой форме изъята из экспозиции Третьяковской галереи. Я оговариваю это условие не случайно.
Биография Василия Дмитриевича Поленова
Снежные белизну прекрасно контрастирует с небесно-голубым фоном, добавляя картине свежести и яркости. Детали и качество работы Поленова великолепны. Он виртуозно передает текстуры и фактуры, позволяя зрителю ощутить холодность и мягкость снега, легкость ветра и тишину окружающего пейзажа. Каждая крошка снега и каждая веточка растения переданы с большой точностью и деликатностью. Картина передает трансцендентальное чувство природы и приносит ощущение покоя и спокойствия зимнего утра.
Многие художники, ставшие потом гордостью России, считали Алексея Павловича своим другом.
Ланговой особенно любил произведения участников "Мира Искусства" и "Союза русских художников". В огромном собрании коллекционера хранились не только работы его друзей, но и картины Шишкина, Сурикова, Саврасова. Почти все работы из собрания Лангового в конце концов оказались в Третьяковской галерее. Сам собиратель ушел из жизни в 1939, затравленный новыми хозяевами жизни. Но если о Ланговом есть и статьи, и упоминания в различных справочниках и каталогах, то имя Григория Павловича Белякова, подарившего Третьяковке и региональным музеям России несметное количество работ, составляющих гордость русского искусства, сегодня почти ничего никому не говорит.
Он был человеком спокойным, выдержанным, очень аккуратным. Член Коммунистической Партии со времен гражданской войны, Беляков полюбил произведения искусства еще в дни боевой юности и собирал произведения русских художников, созданных в период с 1850 по 1950 год. С гордостью хранил дипломы и благодарственные письма от музеев. Им было за что благодарить его. Так, к примеру, благодаря Белякову в различных музеях Москвы и московской области теперь находятся в постоянной экспозиции такие шедевры как "Деревенский мальчик" Венецианова и "Сенокос" Архипова, "Женский портрет" кисти Зинаиды Серебряковой и "Портальный занавес" Кустодиева, этюды Васнецова к росписи Владимирского Собора в Киеве.
Словом, более 450 единиц только произведений живописи и графики. Еще он любил общаться с интересными людьми. Ему было что им рассказать. Эта страсть пришла к нам очень давно.
Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая 1 июня 1844 года в Санкт-Петербурге в обеспеченной , культурной, дворянской семье. Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным в России археологом и библиографом, мать, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей, а дядя художника М. Поленов 1823—1882 , был сенатором. Яркими детскими воспоминаниями Василия Поленова всегда являлись его поездки на север в имение бабушки по материнской линии Веры Николаевны Военковой, жившей в Олонецком крае, в местечке Ольшанка Тамбовской губернии.
Вера Николаевна была очень образованной женщиной, дочерью известного в царской России архитектора Н. Львова, получившая воспитание, вследствие ранней смерти родителей, в доме Г. Хорошо знала русскую историю, с блеском народную поэзию, с удовольствием рассказывала своим многочисленным внукам русские народные сказки, былины, предания. Именно в этой среде формировался художественный вкус будушего художника, чьи увлечения живописью бабушка всячески поощряла. Живопись увлекала всех детей Поленовых, а семья была многочисленна, но наиболее одарёнными оказались двое: старший сын Василийи и младшая дочь Елена, ставшие впоследствии настоящими профессиональными художниками. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств, которые с удовольствием и за хорошее вознаграждение занимались с молодыми дарованиями. В 1856 году произошла судьбоносная встреча Василия Поленова с Павлом Петровичем Чистяковым 1832-1919 , выдающимся русским художником и педагогом, мастером исторической, жанровой и портретной живописи, в те годы ещё студентом Академии художеств. В течение пяти лет, начиная с 1856 и по 1861 год Чистяков обучал рисунку и основам живописи Василия и его сестру, с самого первого занятия требуя от подопечных пристального изучения натуры.
В 1863 году, Василий Поленов, окончив Олонецкую гимназию, поступил, вместе с братом Алексеем, на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Вскоре Василий Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Учился он у Фёдора Антоновича Бруни 1799—1875 —выдающегося русского художника итальянского происхождения, представителя академического стиля и Тимофея Андреевича Неффа 1805-1875 — профессора портретной и исторической живописи. В 1867 году Василий Поленов окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году одновременно с Ильёй Репиным за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль и звание классного художника.
Он тщательно прорабатывает композицию картины с глубоко и широко раскинувшимися холодными синеющими далями, как бы смыкающимися на горизонте с серо-голубым затянутым тучами небом и уходящими за рамки картины бескрайними просторами степи. При этом он резко очерчивает границы покрытой снегом степи у небольшой рощицы, тянущейся по диагонали вдоль берега реки. Снежные просторы словно наступают на эту рощицу, маленький островок тепла, сохраняющую звучность своего оливково-желтого убора. Резкое противопоставление больших плоскостей теплых и холодных тонов смягчено нежной желтизной пушистых веточек кустов первого плана, застывших на фоне ослепительной белизны только что выпавшего снега. Пейзаж написан широкими мазками, но при этом тщательно проработаны детали.
Нерастраченный "Ранний снег"
Пейзаж поражает простором и безлюдностью, картина кажется наполненной свежим морозным воздухом. Ее колорит построен на контрасте теплых оттенков осенней листвы и чистых холодных красок снега, замерзающей воды в реке и нависшего тяжелыми снежными тучами неба. На полотне изображена глубокая панорама излучины реки с крутыми берегами, частично заросшими лесом. Над рекой повисло темное синее небо с низкими тучами, которые вот-вот раскроются и засыплют окрестности новой «порцией» снега. В воздухе буквально ощущается морозец, хотя теплые осенние краски листвы немного сглаживают это впечатление.
В этой картине отлично видно высокое мастерство художника — кроме чудесно воспроизведенного глубокого пространства, удивляет тонкая проработка деталей, буквально каждого листика на деревьях. Ранний снег..
Copyright Office before January 1, 1929. This file has been identified as being free of known restrictions under copyright law, including all related and neighboring rights. This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States.
Источник: wikipedia. После ее успеха на VI Передвижной выставке за автором закрепилась слава мастера камерных пейзажей. Этот жанр оказался не единственным его призванием — Василий Поленов достиг высокого уровня и в религиозной живописи.
Он хотел, чтобы архитектура и ландшафты на его библейских полотнах были правдоподобными, — в итоге он написал 72 картины, где воссоздал земной путь Христа.
Картина "Ранний снег" является знаковым произведением русского художника Василия Поленова, созданном в 1874 году. Эта картина является одной из самых ярких и известных работ мастера, своеобразным символом в русской живописи. Вокруг ветвей деревьев и кустарников видны утонченные кристаллы инея, что создает ощущение хрупкой зимней красоты. Пейзаж наполнен особой тишиной и спокойствием, которые свойственны началу зимы, когда природа еще не проснулась полностью от своего снежного сна. Картина "Ранний снег" отличается не только прекрасной передачей зимнего ландшафта, но и великолепной игрой света и тени. Рассеянные солнечные лучи, прорываясь сквозь снежные ветви и листву, создают игру света и тени на поверхности земли, придавая пейзажу особую глубину и объемность.
Этот эффект достигается благодаря тонкому владению художником техниками мастерского мазка и особым подбором палитры. В центре картины выделяется небольшой поселок, покрытый снегом. Видны его уютные деревянные хаты и церковь с небольшими колокольнями, которые тихо нежно звенят под действием морозного воздуха. Атмосфера спокойствия и уединения, присутствующая в данной композиции, позволяет зрителю в полной мере ощутить особую красоту зимней магии. Картина "Ранний снег" Василия Поленова имеет глубокий смысл и выражает идею о величии русской природы и поэзии сезона зимы. Каждая деталь полотна художником продумана с большой точностью и любовью, что придает ему особую эмоциональную и художественную ценность. Эта картина является не только образом необыкновенной красоты природы, но и своеобразной летописью русской зимы, неразрывно связанной с духовностью и национальностью нашей культуры.
На картине В. Поленова изображен первый снег. Это видно не только из её названия, но и из того, что на ней изображено. Желтеет припорошённая снегом Ока.
Поленов ранний снег
Василий Поленов. ОТ ЗОЛОТОГО К СЕРЕБРЯНОМУ ВЕКУ | Журнал «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ» | Снега хочется потрогать рукой, настолько естественно художнику удалось это изобразить. |
Ранний снег. Бёхово | Василий Дмитриевич Поленов "Источник девы Марии в Назарете". |
Sorry, your request has been denied. | Василий Дмитриевич Поленов ранний снег 1891Скачать Картины Поленова зимаСкачать Василий Дмитриевич Поленов зима ИмоченцыСкачать Батурин Виктор Павлович (1863-1938)Скачать Илья Семёнович Остроухов СиверкоСкачать Иван Айвазовский. |
Поленов Василий Дмитриевич(Polenov Vasiliy)
Картина Василия Поленова "Ранний снег", которую художник специально написал в 1891 г. для московского собирателя Алексея Петровича Лангового, была авторским повторением такой же более ранней работы. Василий Дмитриевич Поленов, как опытный пейзажист поймал прекрасный момент, который в точности не повторится, и перенёс его на полотно, искусно передавая краски природы. Картина Василия Поленова «Ранний снег», написанная в 1891 г. По словам Поленова, он увидел из окна своей мастерской в 1890 г.
Василий Дмитриевич Поленов . Ранний снег. 1891
Василий Дмитриевич Поленов выдающийся русский художник, мастер пейзажей. Картина "Ранний снег" переносит нас в суровый месяц ноябрь, в предзимье. Описание картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег». это уникальная работа, которая захватывает взгляд и позволяет насладиться красотой зимнего пейзажа. В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа. Ранний снег. Василий Дмитриевич Поленов • Живопись, 1891, 48×85 см.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Художник Василий Дмитриевич Поленов
- 10 знаменитых картин Василия Поленова
- Василий Дмитриевич Поленов . Ранний снег. 1891
- Фото Ранний снег, альбом Василий Поленов. - 60 фото | Фотографии Мыслящий Тростник.
- Василий Дмитриевич Поленов - Ранний снег, 1891, 85×48 см: Описание произведения
- Правила комментирования
Поленов ранний снег
Василий Дмитриевич Поленов (Vasiliy Dmitrievich Polenov). В 1881 году Василий Поленов начал работу над картиной «Христос и грешница» — первой из будущего цикла о жизни Христа. Альбом: Василий Дмитриевич Поленов. Рейтинг (голосов: 21). Воскресный день» Музей» Каталог музея» Русская живопись» Поленов Василий Дмитриевич». одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века.