Федеративная Советская Республика. Союза советских социалистических республик. СССР. Административно-территориальное. Деление. Союзных республик. на 1 января 1980 года. 00 $a СССР $h [Текст]: $b административно-территориальное деление Союзных республик, январь 1965 г.: справочник $c Президиум Верховного Совета СССР. Справочник административного деления СССР в 1939-1945 годах. Союза советских социалистических республик. СССР. Административно-территориальное. Деление. Союзных республик. на 1 января 1980 года.
Как менялись границы внутри СССР
Поэтому в основе разрабатываемой Ю. Андроповым программы реформ лежала идея конвергенции. Отмечая, что новый генсек готов был пойти на конвергенцию, Ф. Бурлацкий приводил слова Ю. Андропова, что «Запад должен пройти свою часть пути навстречу нам» [1361]. Какими темпами новый генсек собирался идти к этой цели, мы не знаем. По одним воспоминаниям, планируемая перестройка должна была составить целую эпоху в истории нашей страны, охватывающую примерно 15—20 лет [1362]. По другим, хотя планы «еще только вынашивались», и «этот процесс» развивался очень медленно [1363] , Ю. Андропов считал: «нужно ускоренно осуществить совершенствование всей политической и экономической системы» [1364]. Кто же прав?
Для ответа на этот вопрос, прежде всего следует учесть, что начатый 1 января 1984 г. Если взять еще год на подведение итогов, получится, что экономическая реформа должна была начаться примерно в 1987 г. К тому времени Ю. Андропов собирался внести некоторые коррективы в политическую систему. Так, уже в декабре 1982 г. Показательно, что мысль Ю. Андропова в отношении необходимых реформы работала в том же направлении, в котором работала и мысль американской администрации. Рейган подписал «Директиву 75», в которой ставилась задача: «Способствовать в допустимых для нас рамках процессу перемен в Советском Союзе в направлении большего плюрализма в политической и экономической системах при постепенном сокращении власти привилегированной правящей элиты» [1365]. Мы не знаем, чем руководствовался и какие цели перед собою ставил Ю.
Что же касается США, то они исходили из того, что децентрализация советского общества открывает возможность для разрушения советского государства как единой корпорации. Бжезинский, — будет неизбежно означать политическую децентрализации», а «децентрализовать» советскую империю «значит вызвать ее распад» [1366]. На мой вопрос, в чем они видели свою главную задачу, В. Медведев ответил — раскрепостить советское общество, устранить все, что связывало его внутренние силы или же, как он сам это сказал, прежде всего «развинтить» старую систему. Но ведь если «развинтить» систему, она просто развалится. В связи с этим Н. Рыжкову мною был задан другой вопрос, думали ли они о возможных издержках экономической реформы. Ведь даже у лекарств есть противопоказания. Желая заострить проблему, я сформулировал ее так: создавая яд, готовили ли вы противоядие.
Ответ был отрицательным [1367]. А ведь у них перед глазами был опыт Венгрии, Польши, Югославии, которые к 1985 г. Причем долг появился всего лишь за 10—15 лет и был связан с проведением экономических реформ. Учитывал ли Ю. Андропов негативный опыт «рыночного социализма»? Собираясь реформировать советское общество, Ю. Андропов считал необходимым прекратить «холодную войну» и вернуться к разрядке. Среди тех идей, которые в этой связи рассматривались в ближайшем окружении генсека следует назвать идею заключения договора между ОВД и НАТО о неприменении силы а по отношению друг к другу, б по отношению к участникам собственных блоков, в по отношению к третьим странам [1368]. Подписание такого договора, писал Г.
Арбатов, прежде всего означало бы отказ от «доктрины Брежнева» [1369] , т. В первую очередь это, конечно, касалось Польши, ситуация в которой по-прежнему оставалась напряженной, так как платить по внешнему долгу становилось все труднее и труднее. Отказ от «доктрины Брежнева» в тех условиях по существу означал отказ от борьбы за сохранение своего влияния в Центральной Европе, т. Заключение договора о неприменении силы, несомненно, имело бы своим следствием вывод советских войск из Афганистана и отказ от военной помощи другим странам. Рыжкова, при Ю. Таким образом, тот прогноз, который на рубеже 1983—1984 гг. Голицын о будущей политике нового генсека, не был лишен оснований. А это значит, что не был лишен оснований и тот ореол «либерала», который начали создавать вокруг имени Ю.
Как уже упоминалось выше, в июле 1934 г. Следующий шаг по разукрупнению краев был произведен в декабре 1934 г. Неболь- шим шагом назад стало упразднение Читинской области в составе Восточно- Сибирского края компенсация Иркутску за утерю Красноярска. Из восточных и северо-восточных районов Горьковского края и западных районов Свердловской области был выделен новый Кировский край его центр, Вятка был переименован в Киров. В январе 1935 г. Мордо- вская АО в его составе в конце декабря 1934 г. С упразднением огромной Обско-Иртышской области, занимавшей всю Западно-Сибирскую низменность, была образована Омская область, а юж- ные и юго-западные районы ликвидированной области были включены в сос- тав Челябинской области. В состав Омской области перешли оба северных национальных округа прежней области — Остякско-Вогульский и Ямальский Ненецкий. Из ряда округов и районов Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского края был образован Красноярский край. А районы упраздненной Читинской области были подчинены непосредствен- но Восточно-Сибирскому краю. Процесс разукрупнения продолжился и в 1935 г. В январе на стыке трех «больших» областей — Западной, Московской и Ленинградской была обра- зована еще одна «малая» область — Калининская. В феврале 1935 г. В 1937 г. Такие же округа вдоль за- падной пограничной зоны были образованы в марте 1935 г. В 1935—36 гг. В июле 1937 г. В сентябре 1938 г. В октябре 1935 г. В марте 1936 г. Ее разделили между дву- мя «малыми» областями — Ивановской и Ярославской. С принятием новой сталинской конституции 5 декабря 1936 г. Кроме того, некоторые края были переведены в ранг областей, и из их подчинения выведены в самостоятельные субъекты управления ранее вхо- дившие в их состав АССР. Так благодаря новой конституции, в РСФСР было упразднено сразу 7 краев, стало 17 АССР, значительно возрос- ло число «малых» областей, а из «больших» госплановских областей оста- лись только Западная, Ленинградская, Московская, хотя уже и у них в 1935 г. Последними были разукрупнены последние «большие» области и края.
Слайд 3 Новую Уральскую область составили из 4 старых губерний. Предполагалось создать здесь 15 округов вместо 22 прежних уездов. Таким образом, сама область была в 4 раза больше старых губерний, округа — в 1,5—2 раза больше. Уральская область была образована 3 ноября 1923 г.
Возникли Дальневосточный и Северо-Западный края. Территория РСФСР была поделена на семь краёв, шесть областей и десять находившихся за их пределами национальных автономий. Однако вскоре оказалось, что колоссальными по площади и населению территориально-административными единицами очень трудно управлять, поэтому был поднят вопрос об их разукрупнении. Кроме того, были упразднены сразу семь краёв. Новая волна разукрупнения территориально-административных единиц прокатилась по РСФСР в 1937—1938 годах. В составе России тогда появились Архангельская, Вологодская, Тульская, Ростовская и многие другие области, существующие по сей день. Хотя СССР формально считался союзом республик, на практике это было фактически унитарное государство. И главным критерием эффективности данной системы стала победа в Великой Отечественной войне», — отметил в беседе с RT историк и писатель Александр Широкорад. Карта РСФСР с обозначением автономных советских социалистических республик, автономных областей и округов РИА Новости Установившаяся система В годы Великой Отечественной войны и сразу после неё в связи с депортацией отдельных народов были ликвидированы некоторые национальные автономии. Кроме того, активизировался процесс создания малых областей. Как напоминают историки, в начале 1950-х годов был принят ряд решений о разделе средних по размеру административно-территориальных единиц, таких как Башкирская и Татарская АССР, Ростовская, Воронежская, Тамбовская и другие области. Однако за редкими исключениями этот опыт оказался неудачным. С того периода сохранились только созданные в 1954 году Белгородская и Липецкая области. Уже в конце 1950-х годов были укрупнены большинство новосозданных регионов, а также восстановлены ликвидированные в годы войны национальные автономии. Также по теме «Люди продемонстрировали желание жить в одной стране»: почему референдум 1991 года не смог спасти СССР 30 лет назад состоялся референдум о будущем Советского Союза. По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, сильный акцент на национальных особенностях, сделанный во время формирования СССР, в итоге стал для единого государства «миной замедленного действия». Именно из-за национального принципа их формирования и стало возможным возникновение структур, позволяющих себе некорректное отношение к России», — констатировал эксперт.
История России
Области Советского Союза были административными единицами второго уровня Советского Союза и образованиями первого уровня республик Советского Союза. Статья "Административно-территориальное деление в СССР в 1940–1970 гг." Журнал "Землеустройство, кадастр и мониторинг земель / Land Management, Monitoring and Cadastre". История, презентация, доклад, проект, конспект.
"Хрущевский" передел границ территорий в СССР
Как изменилось административно-территориальное деление в Советском Союзе по сравнению с Российской империей? Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые, в свою очередь, имели разнообразное административное-территориальное деление. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео административное деление ссср онлайн которое загрузил Wikitube Ru 16 июля 2016 длительностью 00 ч 11 мин 44 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 519 раз. Если вам понравилось бесплатно смотреть видео административное деление ссср онлайн которое загрузил Wikitube Ru 16 июля 2016 длительностью 00 ч 11 мин 44 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 519 раз. В этом году административно-территориальное деление СССР не менялось, за исключением передачи нескольких районов и городов из одной области Узбекской ССР в другую.
Вы точно человек?
Не случись этого, успей он одобрить «проект», с полной уверенностью скажу: секретари ЦК, ставшие впоследствии главами независимых государств, бурно аплодировали бы мудрому решению партии» [1335]. Что же должны были представлять эти новые административные единицы? К сожалению, А. Вольский оставил этот вопрос открытым. Но из его воспоминаний явствует, что Ю. Андропов прямо поставил перед ними задачу перекроить карту страны «по типу Штатов» [1336] , что он хотел, чтобы новые административные единицы были «как штаты в США» [1337] и в окончательном варианте эти новые административные единицы прямо называл «штатами» [1338]. Если так, то «советские штаты» должны были иметь свою конституцию и свои законы, т. О том, что подобный проект мог встретить поддержку на местах, свидетельствуют воспоминания Ханса Модрова. Вспоминая о Г. Романове, X.
Модров писал: «К началу 80-х годов он предложил концепцию «Интенсификация-90». С ее помощью он хотел для начала обеспечить динамичное развитие Ленинградской области, предоставив ей больше самостоятельности. Я думаю, он хотел поднять ее до ранга союзной республики» [1339]. Однако речь шла не только о создании на территории СССР нескольких десятков «штатов». Как утверждал А. Андропов одновременно «мечтал о межрегиональных рынках» [1340]. Какая же могла быть связь между разделением страны на «штаты» и созданием «межрегиональных рынков»? Получается, что создаваемые в результате административной реформы «штаты» должны были стать субъектами рыночных отношений. Это наводит на мысль, что Ю.
Андропов обдумывал возможность введения так называемого регионального хозрасчета. Федоренко, идея «регионального хозрасчета» действительно возникла «в начале 80-х годов» [1341]. Но своими корнями она уходит еще в 60-е годы, когда два новосибирских экономиста Борис Павлович Орлов и Рувин Исакович Шнипер поставили вопрос о необходимости заинтересовать в результатах труда не только предприятия, но и отдельные регионы [1342]. В последующем эта идея разрабатывалась коллективом новосибирских экономистов во главе с Александром Григорьевичем Гранбергом, который в марте 1984 г. И далее: «Я со своими соратниками начинал с региональных и межрегиональных моделей централизованной экономики. Постепенно у нас созревало понимание того, что регион — это не только часть единого народнохозяйственного комплекса, что необходимо устанавливать связь между расходами и доходами на территории, между эффективностью экономики региона и тем, что он получает из центра в виде фондов для развития социальной сферы». Поиски путей решения этой проблемы привели к мысли о необходимости предоставить регионам экономическую самостоятельность, чтобы они могли рассчитывать не на средства из союзного бюджета, а на результаты своей экономической деятельности. Так родилась идея регионального хозрасчета. Не отрицая существования сторонников этой идеи в столице, Н.
Федоренко пишет, что ее разработка велась «главным образом за пределами Москвы». Причем «одним из ведущих «теоретиков» в данной области стал эстонский профессор Бронштейн» [1346]. Как мы уже знаем, в конце 1983 г. Горбачевым, когда тот по поручению Ю. Андропова собрал группу экономистов для обсуждения вопроса о планируемой экономической реформе. По воспоминаниям М. Бронштейна, приглашенные М. Горбачевым экономисты были «сторонниками реформирования» экономики «с повышением степени самостоятельности и ответственности» не только «на уровне предприятий», но и «регионов» [1347]. Бронштейн не пишет, как далеко в «повышении степени самостоятельности» отдельных регионов, они предполагали тогда идти.
Но нельзя не учитывать, что в кабинете М. Горбачева речь шла «о введении модели нэпа» [1348] , т. Это означало, что рассматривалась возможность предоставления предприятиям полного хозяйственного расчета. Поэтому не исключено, что тогда же рассматривалась и проблема «регионального хозрасчета». Подводя итог этого обмена мнений, М. Бронштейн отмечал: «Вроде бы установилось взаимопонимание» [1349]. Однако между предприятием и регионом существует одно принципиальное различие. Предприятие — это закрытая система, огражденная «забором», имеющая вход и выход, а регион — система открытая.
Но основная роль на съезде все же принадлежала другому большевику, который в 1922 году был, правда, моложе Смидовича. На трибуну взошел 44-летний народный комиссар по делам национальностей Иосиф Сталин, по праву занятия этой должности считавшийся ответственным за баланс интересов в новом союзе. Речь Сталина не имела ничего общего с державной гордостью: восходящий советский лидер бичевал прежнюю Россию, которую назвал "палачом Азии, жандармом Европы", обещал учет ошибок прошлого и исторический реванш — "торжество новой России над старой". Отталкиваясь от этих принципов, Сталин предложил проголосовать за два документа — декларацию об образовании СССР и договор о нем же, заменявший конституцию. В эпоху Ленина волеизъявление было открытым. Вверх поднялись 1 673 руки. Среди тех, кто выступил "за", был делегат от Украины, черниговский крестьянин Гавриил Одинец. Как представителя своей республики его пригласили на трибуну в прошлом Одинец был националистом и сторонником независимости , и он, воспользовавшись случаем, обрушил на присутствовавших,в абсолютном большинстве делегатов России, упреки в адрес ее исторического прошлого. Осудив Екатерину Великую "злейшего врага украинцев" и гетмана Богдана Хмельницкого, при котором Украина вошла в состав Московского царства, делегат нашел теплые слова для западно-украинской Галиции как хранительницы национальных традиций. Но, хоть о старой России Одинец отзывался как о "разбойнике", финал его речи был жизнеутверждающим: в духе времени делегат выразил надежду на благоденствие СССР и присоединение к нему стран по всему миру, включая Польшу с входившей в ее состав Западной Украиной. Раздались аплодисменты. Игра продолжается Когда мимолетный съезд уже завершал свою работу, за дело взялся политик, отсутствие которого в Большом театре бросалось в глаза. Делегатам было известно о болезни основателя Советской России Владимира Ленина, и поэтому они ограничились избранием его почетным председателем. Но церемониальные функции не могли устроить пользовавшегося непререкаемым авторитетом вождя революции. Ленин намеревался внести изменения в конструкцию Советского государства уже после того, как она была утверждена. Как Ленин увольнял Сталина. Нажатием клавиш пишущей машинки Спор о том, на каких принципах должен строиться СССР, развернулся между Лениным и Сталиным еще осенью 1922 года. Будущий вождь предлагал автономизацию, при которой меньшие республики вводились бы в состав Советской России на правах внутренних образований. Ленин был против, считая национальную тему слишком деликатной.
В Литве в 1995 г. В Латвии сохранились 26 районов и 7 муниципальных районов бывшие города республиканского подчинения. Белоруссия 9 марта 1918 г. Спустя некоторое время, 1 января 1919 г. Изначально в состав БССР входили центральные и восточные уезды дореволюционной Минской губернии западные уезды отошли по Рижскому договору 1921 г. В 1924 г. В начале 1927 г. В январе 1938 г. В декабре 1939 г. В сентябре 1944 г. В это же время центр Вилейской обл. По договору с Польшей от 16 августа 1945 г. Советский Союз передал этой стране основную часть Белостокской области. Таким образом, с конца 1945 г. В январе 1954 г. В 1960 г. Областное деление стабилизировалось и остается неизменным и по сей день. Украина и Молдавия 25 декабря 1917 г. Противостояние двух моделей развития Украины закончилось установлением на большей части этой территории Советской власти. РФ , северные некрымские уезды Таврической, восточную часть Волынской запад был захвачен Польшей , Путивльский уезд Курской, а также придонбасскую часть области Войска Донского. Первой столицей советской Украины стал Харьков. Как уже указывалось, в августе 1925 г. Они были заменены округами и районами. В 1927 г. Бахмут , Луганске, Макеевке, Мариуполе. В октябре 1924 г. К 1931 г. Позже все они были упразднены. В 1932 г. В июне 1934 г. В 1937 г. В июне 1938 г. В январе 1939 г. Серьезно изменилась политико-административная карта Украины в 1940 г. Здесь были образованы совсем небольшие Черновицкая Буковина и север Бессарабии и Измаильская юг Бессарабии области. Значительная часть территории этой бывшей автономии 4,6 тыс. В годы Великой Отечественной войны гитлеровским войскам удалось оккупировать всю территорию УССР, здесь был образован рейхскомиссариат «Украина». В зоне оккупации румынских войск были созданы два так называемых губернаторства, формально входивших в государственную территорию Румынии: Бессарабия территориальные единицы Украинской и Молдавской ССР между Прутом и Днестром и Транснистрия междуречье Днестра и Южного Буга, центром провозглашен Тирасполь; позже центр переместился в Одессу. Освобождение территории Украины и Молдавии в 1944 г. Так, 30 марта 1944 г. В том же году центр Каменец-Подольской области был переведен из Каменца-Подольского в Проскуров область при этом сохранила свое прежнее название , а написание названий областных центров Тарнополь и Черновицы изменилось на «Тернополь» область соответственно была переименована в Тернопольскую и «Черновцы». Послевоенные изменения политической карты Европы вылились для Украины в создание 25-й области республики — Закарпатской 22 января 1946 г. Следующий частичный передел областной сетки УССР происходил в середине 50-х годов. Здесь следует выделить ряд решений высших советских органов, связанных с 300-летним юбилеем воссоединения Украины с Россией. Кроме того, следует упомянуть приуроченное к той же знаменательной дате переименование Проскурова и Каменец-Подольской области в город Хмельницкий и Хмельницкую область. В 1954 г. Тогда же была упразднена Измаильская обл. Таким образом, в конце 1954 г. Украинская ССР в административном отношении делилась на 26 областей и 2 города республиканского подчинения Киев и Севастополь , а Молдавская ССР — на 4 округа: Кишиневский, Бельцкий, Тираспольский и Кагульский просуществовали недолго и 60 районов. К середине 60-х годов сетка областных границ Украины стабилизировалась и остается неизменной до сих пор. В 1991 г. На начало 2000 г. АТД Украины имело следующий вид: 24 области, автономная республика, 2 города государственного значения Киев и Севастополь. Области и АР Крым делились на 490 сельских районов. АТД Молдавии с середины 60-х годов изменялось довольно часто: образовывались и упразднялись районы, городские поселения повышали свой статус. В 1987 г. Молдавская ССР включала 40 районов. В 1998 г. Территория ПМР не подверглась районированию и сохраняет старое советское деление 5 районов и 2 города. Закавказье До революции 1917 г.
Тогда же в стране установилась однопартийная система. На X съезде РКП б в марте 1921 года были запрещены внутрипартийные фракции. В стране началась Гражданская война 1919—1920 годы , в которой сторонники прежней власти « белые » получали поддержку от Франции , Японии , США , Великобритании и целого ряда других стран. В результате войны сторонники новой власти «красные» одержали победу и постепенно установили контроль над национальными окраинами бывшей Российской империи [1]. В годы Гражданской войны в стране проводилась политика военного коммунизма. Следующим этапом экономической политики страны стала « новая экономическая политика » НЭП , в ходе которой продразвёрстка была заменена натуральным налогом. Государственная собственность сохранилась, но в экономике были разрешены некоторые рыночные принципы, разрешено мелкое и среднее частное предпринимательство. Благодаря нэпу к 1927 году удалось восстановить довоенный уровень экономики, но при этом обострились социальные противоречия. На XV съезде ВКП б в декабре 1927 года был провозглашён курс на индустриализацию и коллективизацию , целями которой были усиление экономической мощи и обороноспособности страны. На следующий год был принят первый пятилетний план. По итогам первой пятилетки производства чугуна выросло с 3,3 до 10 млн тонн, добыча угля — с 35,4 до 75 млн, железной руды — с 5,7 до 19 млн.
Как менялись границы внутри СССР
Первая советская реформа, укрупнение единиц административно-территориального деления в 1923—1929 гг. В этом году административно-территориальное деление СССР не менялось, за исключением передачи нескольких районов и городов из одной области Узбекской ССР в другую. Уже после образования Советского союза эта административная единица была переименована в Казакскую АССР, а затем и в Казахскую ССР.