Соловецкое восстание — предпосылки вооружённого конфликта, дата начала, ход, потери участвующих сторон, итоги.
Соловецкое восстание или «Соловецкое сидение» 1667-1676 годов
Восемь лет продолжалось «сидение» служителей Соловецкого монастыря, не желавших принимать церковную реформу патриарха Никона. Сопротивление Соловецкого монастыря никоновским реформам, несогласие с «новоисправленными» книгами начались еще в середине – 2-й пол. церковная реформа патриарха Никона. Один из важнейших столпов Русского Севера, Соловецкий монастырь не желал подчиняться церковной реформе.
Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое сидение
Число участников восстания достигало 450-500 человек. Монастырь отказался пропустить стрельцов в стены крепости. Благодаря поддержке окрестных крестьян и работных людей монастырь смог выдержать более чем семилетнюю осаду, не испытывая затруднений в продовольствии. Многие работные люди, беглые служилые люди и стрельцы пробирались на острова и примыкали к восставшим.
В начале 1670-х годов в монастыре появились участники восстания под руководством С. Разина, что значительно активизировало восстание, углубило его социальное содержание. Осажденные предпринимали вылазки, которые возглавляли выборные сотники — беглый боярский холоп И.
Воронин, монастырский крестьянин С. Беглые донские казаки П. Запруда и Г.
Кривонога руководили строительством новых укреплений. К 1674 году под стенами монастыря было сосредоточено до тысячи стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И.
Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, указавшего стрельцам незащищенное окно Белой башни, ускорило поражение восстания, которое было жестоко январе 1676 года. Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости только 60. Все они за исключением нескольких человек позже были казнены.
Духовным и, отчасти, экономическим центром всего русского Севера был Соловецкий монастырь. Указ об изъятии старых книг и обязательном пользовании новыми, и сами новые книги, были посланы не только в Соловецкий, но во все русские монастыри и епархии для выполнения в каждом приходе. Он не мог, конечно, быть выполнен для чего требовалось напечатать очень много экземпляров книг быстро, но выполнялся по мере напечатания. Соловецкий монастырь, был, вероятно, в числе первых получателей этого указа и новых богослужебных книг. Очень долго Москва не реагировала на неповиновение знаменитой обители; это позволило монастырю развернуть по всему Северу для которого он был величайшей святыней и непререкаемым авторитетом пропаганду против книжных и обрядовых «исправлений». Преемник Ильи архим. Варфоломей был поставлен в настоятели в Москве в 1660 г. В том же году «в монастырь приехал "на покой" бывший архимандрит Саввина-Сторожевского монастыря Никанор» [63, ч.
На собор 1666 г. Варфоломей привез от своих монахов челобитную сам он осторожно ее не подписал против новых книг, что уже было вызовом Москве. Этот вызов, а также очевидная бесперспективность и опасность для царской политики дальнейшего замалчивания поведения монастыря — культурной и экономической столицы русского Севера — заставили царя и собор принять меры к ликвидации неповиновения. Некоторые монахи были вызваны в Москву для допроса, в том числе составитель первой соловецкой челобитной Герасим Фирсов; он был «сослан оттуда в Волоколамский монастырь» [122, с. В Соловки осенью 1666 г. Ярославского Спасского монастыря Сергий — с приказом отлучить от Церкви непокорных и пригрозить им жестокими царскими наказаниями. После диспута Сергия против архим. Никанора и монастырского казначея и головщика Геронтия, монастырский собор постановил, что Никанор и Геронтий победили, доказав правоту старых обрядов и текстов и обличив неправоту новых книг, и отказался принять Сергия, а на угрозы ответил новой челобитной; в ней говорилось, что монахи, если их вынудят, оставят монастырь и уйдут в пустыню, но не покорятся.
Требование Сергия и новгородского митр. Питирима будущего патриарха выдать сыскной комиссии старые книги из монастырского книгохранилища монахи выполнить тоже отказались, эти книги Сергию не показали и даже не назвали. Отказались и предоставить Сергию полный список насельников. Хитрово» [122, с. В 1667 г. Иосиф и послан в Соловки; его, как и Варфоломея, не приняли, а привезенные архимандритами 39 бочек вина и 15 бочек пива с медом «были вылиты в озеро» [122, с. Монахи послали в Москву новую челобитную, в которой было написано: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие»; цит. Предвидели ли и предчувствовали ли авторы этой челобитной, что скоро их просьба будет выполнена и перевыполнена?
В сентябре 1667 г. В ней утверждалось, что близится кончина мipa, христиане повсюду все более отступают от истинной веры, главные отступники — греки, идти за ними нельзя, именно это делают русские царь и епископат подробно исчислены новшества , лучше умереть, чем присоединиться к идущим по Антихристову пути.
В это время начинается Соловецкое восстание, что стало одной из самых печальных страниц истории России, примером агрессии светской власти против представителей духовенства.
Соловецкое сидение продолжалось более шести лет. Но как оно начиналось? И чем завершилось восстание монахов?
Причины Соловецкого восстания В начале XVII века Соловецкий монастырь становится не просто одним из центров духовенства на Руси, но и важнейшим форпостом в войне со шведами. Именно он не позволял продвигаться шведской экспансии. Он представлял собою прекрасно укреплённое здание, а многие монахи владели воинскими навыками, представляя серьёзную силу, готовую сопротивляться неприятелю и задержать его продвижение.
Как вы понимаете, в монастыре находилось немало провизии, которая пригодилась бы при осаде. Основными поставщиками продуктов были поморы, что постоянно поддерживали связь с насельниками. Повесть о Соловецком восстании.
Рукописный кодекс. В 1657 году в Соловецкий монастырь были присланы новые церковные книги, в соответствии с которыми следовало совершать богослужение. Он требовал креститься так, как делали в Европе тремя пальцами , для церковных текстов и икон использовать греческие книги, а не старославянские тексты и придерживаться новых требований в проведении церковных обрядов.
Подобные реформы проводились крайне неразумно, нередко с использованием грубой силы, а сам Никон не пользовался авторитетом среди духовенства хотя и получил поддержку царя Алексея.
В 1671 г. В 1672 г.
Волохова сменил голова Клементий Алексеевич Иевлев. Его войско было увеличено до 725 человек. Иевлев также имел предписание вести осаду, а не штурмовать монастырь.
Монахи, напротив, не смущались, и стреляли по осаждавшим из пушек. Впрочем, особого урона служилые люди не понесли. Перелом наступил в сентябре 1673 г.
Он устроил окопы и «городки» под стенами обители и начал обстрел монастыря. В ответ со стен стреляли монастырские пушки. Архимандрит Никанор кропил пушки святой водой, и приговаривал: «Матушки голаночки, надежда у нас на вас.
Вы нас обороните». Стены и бойницы Соловецкого монастыря. Автор фото Любовь Григорьева, GeoPhoto.
Один из лидеров восставших, казначей Геронтий не одобрял стрельбу по государевым людям. Были у него сторонники среди братии. Архимандрит Никанор и командиры ратных людей, напротив, выступали за активные действия.
Ратные люди потребовали от монахов перестать молиться за государя, угрожая сложить оружие. Не все с этим согласились, из обители началось бегство, а оставшиеся священники отказались служить службы. Но монастырь по-прежнему был многолюден и готов к обороне.
В 1674 г. С мая 1675 г. Мещеринов вновь повёл осаду и даже ходил на приступ, но безуспешно.
Монастырь пал из-за предательства. Перебежчик монах Филарет показал воеводе тайный ход в стене, и ночью 22 января 1676 г. Проснувшись, некоторые из защитников оказали сопротивление, но были ранены или убиты в бою.
Погибли не менее сотни монахов и мирян. В плену оказались 62 участника восстания, из них 35 были посажены в тюрьму, а 28 казнены. В старообрядческой литературе есть упоминание о сотнях страдальцев, жестоко замученных Мещериновым, однако, это преувеличение.
Согласно подсчётам историка О. Чумичевой, за время осады погибли от обстрелов и умерли от болезней около пятидесяти человек. Таким образом, общее число жертв приближается к двумстам из семисот — обычного числа иноков и мирян в монастыре в середине XVII в.
Ещё столько же «вышли» из монастыря за время осады. Некоторые из монахов и мирян были сосланы, и лишь немногим после показаний разрешили остаться в монастыре. Воевода Мещеринов и его слуги сильно поживились за счёт монастырских богатств, затем ещё год на Соловках из опасения бунта держали отряд в 350 стрельцов.
Монастырское хозяйство было сильно разорено. После 1676 г. В 1684—1685 гг.
Арабский халифат и его распад
- Боже, царя вразуми!
- Соловецкое восстание — даты, ход, противоборствующие стороны, итоги — РУВИКИ
- Народные восстания 17 века в России (Таблица)
- Соловецкое восстание 1668—1676 гг.
- Монастырь-крепость
- «Соловецкое сидение. Соловецкое восстание: краткая история
Раскол: религиозное и социальное явление
Между тем Соловецкое восстание можно считать одним из ключевых событий русской истории семнадцатого века. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича. Название восстания Дата и участники Причины Основные события Итог 1. Астраханское восстание ние под руководством Булавина ское восстание ления старообрядцев ления работников мануфактур ления против реформ.
Соловецкий «бунт»
За бунт против царя знаменитая мужская обитель была осаждена в 1668 году, однако прочность ее стен и крепость веры ее защитников долгое время оказывались сильнее монарших пушек. Восемь лет продолжалось «сидение» служителей Соловецкого монастыря, не желавших принимать церковную реформу патриарха Никона. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году».
Соловецкое восстание 1668-1676
Инициатива также постепенно переходила к стрельцам. Но защитники не планировали сдаваться. Интересный факт! Даже во время осады монахи Соловецкого монастыря продолжали молиться за царя. Это изменилось 16 сентября 1674 года. Именно тогда осажденными было принято решение завершить молитвы за «царя-ирода». Данное событие стало ключевым в дальнейших событиях. После данного решения царские власти уже не надеялись добиться сдачи монастыря с помощью мирных переговоров. Май 1675 года ознаменован широкими земляными работами со стороны царских войск. Вокруг монастыря были возведены укрепления, с которых происходили обстрелы, а также производились подкопы. Это помогло сжать кольцо осады.
Но проводившиеся штурмы не увенчались успехом. Пушки со стен монастыря били по наступающим войскам, нанося им тяжелые потери. А подкопы были завалены благодаря умелым действиям осажденных. В начале января 1676 года был отбит очередной штурм, после которого командующий Мещеринов утвердился во мнении, что дальнейшие штурмы не принесут результата и приведут к еще большим потерям. При этом штурме были убиты 36 стрельцов. Ротмистр Степан Потапов также был убит. Предательство Проведенный в Соловецком монастыре в 1674 году Собор постановил, что продолжать молиться за царя бессмысленно. Но не все монахи были согласны с этим. Примером тому служит Феоктист, который не согласился с данным решением. Он был изгнан из крепости за такие взгляды.
Как и другие монахи, придерживавшиеся его точки зрения. Это сыграло на руку Мещеринову и царским войскам, а также положило начало захвату Соловецкого монастыря. Захват монастыря Изгнанный Феоктист пришел к Мещеринову с важной информацией. Чернец знал о слабом месте в обороне монастыря, которое находилось у Белой башни. Феоктист подробно рассказал, когда происходит смена караула. Именно в это время на постах было минимальное количество защитников. Такой полезной информацией просто не мог не воспользоваться командующий царскими отрядами стрельцов.
Защитники крепости засыпали их плотным огнем, и перепуганные стрельцы и казаки пожаловались Царю на воеводу. Иевлев подал в отставку, а на его место был назначен третий — стольник Иван Мещеринов. За годы осады около двухсот человек по другим данным, около сорока по разным причинам покинули монастырь. Многие считали недопустимой вооруженную борьбу. Но в крепость стекались беглые крестьяне, стрельцы, казаки. Поморы, несмотря на Царский запрет, поставляли в монастырь продовольствие. В 1674 году братия приняла решение не молиться за царя-ирода. Архимандрит Никанор ходил с кадилом от пушки к пушке, кропил их святой водой, приговаривая: «Матушки галаночки, на вас де у нас надежда». Вялая борьба с монастырем и бесчисленные столкновения раскольников с никонианами, массовые самосожжения, зверские расправы противников друг с другом заставили Царя проявить политическую волю. В декабре 1674-го он велит Мещеринову проявить рвение в борьбе с бунтовщиками и под страхом смерти велит не покидать острова. А в июне повторяет угрозу: «А есть ли ты вскоре к соловецкому монастырю на остров не пойдешь и промысл учнешь чинить нерадетельно, и тебе, Ивану, быть за то в смертной казни». И Мещеринов подойдет к расправе со всем рвением. Беглец из монастыря инок Феоктист укажет слабое место в оборонительных укреплениях. Ему сначала не поверят, но потом за неимением других средств борьбы решат воспользоваться советом — и снежной ночью 1 февраля возьмут крепость. А затем примутся чинить суд. Лидера бунтовщиков Самко Васильева казнят, бросят живьем замерзать Никанора, убьют еще 26 человек.
Впрочем, к тому времени его конфликт с монастырским руководством отошел на второй план. Главным стало столкновение с новыми, гораздо более радикально настроенными лидерами соловецкой оппозиции. А прежние — кто уехал в Москву на церковный собор или с челобитьями царю, кто умер, кто был арестован и сослан. В конце концов сбежал и Игнатий. А в монастыре вспыхнул уже открытый мятеж. Через голову игумена монахи послали царю очень грубую челобитную. Царь вызвал к себе игумена и архимандрита Никонора и велел им увещевать недовольных, но обратно в монастырь их даже не впустили. Это было уже открытым сопротивлением царской власти. Тогда-то и началась осада. Впрочем, те сто человек, которых поначалу прислали из Москвы, вряд ли могли реально осадить, а тем более штурмовать самую большую валунную крепость Северной Европы, да еще с боеспособным гарнизоном в 700 человек. К 1673 году защитников монастыря осталось уже около 500: самые ярые противники реформ просто выгнали сторонников мирного «стояния за веру». В этом же году в монастырских храмах прекратили поминать царскую семью, а царь прислал на Соловки нового воеводу Ивана Мещеринова и двух «иностранных специалистов» — Степана Келлена и Гаврилу Буша. К 1675 году воеводе удалось организовать блокаду, в монастыре начался голод. Когда 22 января 1676 года стрельцы наконец его взяли, там после их штурма осталось не более шестидесяти человек.
Соловецкие иноки отправили челобитие царю Алексею Михайловичу. Излагая своею позицию отрицания церковной реформы, они заявили о готовности отстаивать свою правоту с оружием в руках. Это была не пустая угроза. Большинство из 425 насельников монастыря имели военные навыки, оружие, достаточный боезапас и другие припасы на многие годы. Кроме монахов в монастырь стекались беглые стрельцы и солдаты, посадские люди, крестьяне, а также и уцелевшие «разинцы». Несмотря на это Алексей Михайлович приказал отобрать промыслы и вотчины монастыря на побережье Белого моря и направил стрельцов для усмирения строптивых иноков. Монастырь затворил перед ними ворота, а стрельцы обложили обитель постами и заставами. Так началась осада Соловецкого монастыря на восемь долгих лет. Долгая осада Первые годы, осаждающие не предпринимали серьезных военных усилий, в надежде на мирное разрешение проблемы. В 1673 г. К стоящим под стенами монастыря стрельцам стали прибывать подкрепления. А за стенами монастыря монахи уже не определяли стратегию обороны.