2.1 «Пост помогает «разгрузить» организм, дает ему возможность отдохнуть от вредной пищи». Что лечит хрен и польза для организма. 2.1 «Пост помогает «разгрузить» организм, дает ему возможность отдохнуть от вредной пищи». Во время поста ускоряется процесс переработки организмом углеводов, что приводит к сокращению сахара и инсулина в крови; жир в жировых складках сжигается ради потребностей организма. Пользы Водяного Поста. В исследованиях на людях и животных водяной пост был связан с различными преимуществами для здоровья.
Как поддержать организм во время поста
Ко всему прочему, овощи и злаки способствуют выведению лишней жидкости из клеток, поэтому многие после поста чувствуют себя легкими, как пушинка. Практические советы и рецепты от шеф-повара Кирилла Зебрина. Видео по теме Учеными доказано, что постная еда не только приносит пользу для тела, но и благоприятно воздействует на душу человека — проясняется ум и рассудок. Ведь недаром многие люди после постов чувствуют себя заново родившимися, у многих поднимается настроение, повышается работоспособность и жизненный тонус. Обычно питание в православные посты делится на несколько категорий: строжайший пост, во время которого можно только пить воду; пост с «сухоядением», то есть употребление растительной пищи, не подвергшейся тепловой обработке, и без растительного масла; пост с «ядением сварения», во время которого разрешается употребление вареных овощей, но без растительного масла; пост с «ядением сварения с елеем» — соответствует предыдущему, но с добавлением растительного масла; пост с «ядением рыбы», когда растительная пища, приготовленная любым способом, дополняется рыбой, морепродуктами и растительным маслом. Далеко не каждый сможет выдержать многодневный пост, но тот, кто осилит, увидит потрясающий результат — здоровый организм, красивое тело и душу.
Для постящихся новичков достаточно просто свести к нулю употребление животных продуктов: мяса, молока, яиц. Что есть во время поста? Сейчас пост выдерживать легко, а главное — вкусно!
Время оздоровиться. Священники нередко говорят, что главное в Великий пост — «не есть человеков», то есть быть милосердным, уделять время молитве и покаянию. Но все-таки — как быть с едой? О том, как пост влияет на здоровье, aif. Склифосовского Сеченовского Университета, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный работник здравоохранения РФ Чавдар Павлов.
Главное — это баланс Елена Нечаенко, aif. Такой рацион вреден или полезен организму? Чавдар Павлов: — Ключевое слово тут — баланс. Первое, что стоит определить для себя, помимо духовного смысла поста, — как питаться сбалансированно, что и в каком количестве есть, чтобы сохранить здоровье, работоспособность, быть бодрым и энергичным. Нельзя просто убрать несколько групп продуктов из своего рациона, грубо говоря, оставив только гарнир, и при этом не испытывать никаких дефицитов. Важно помнить: если количество калорий, получаемых с пищей, станет ниже необходимого, вы нанесете удар по здоровью. Как минимум почувствуете упадок сил. Особенно это касается тех, чья работа связана с физической активностью.
Но пострадают и люди умственного труда, поскольку и они тоже расходуют энергию. Если до поста вы переедали — самое время уменьшить порции. Приведите в норму свой основной обмен веществ — то есть нормализуйте количество потребляемых килокалорий, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности.
Дадим алчущим хлеб и нищия, безкровныя введем в домы... Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления"...
Так, для христианина пост - время воздержания и самовоспитания во всех отношениях. И потому-то надлежащий христианский пост дает верующим такое нравственное удовлетворение. Великий учитель светлого христианского аскетизма, Епископ Феофан Затворник, говорит о посте следующее: "Пост представляется мрачным, пока не вступают в поприще его: но начни и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни"... Игумен Никон Воробьёв : В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения.
Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе. Аще бы восхотел ecи жертвы — дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу — дух сокрушен. Почему искушения во время поста усиливаются Христиане знают, что во время поста всегда усиливаются искушения. Это происходит по нескольким причинам, о которых пишут богодухновенные святые отцы: 1 подвиг поста, очищая нас, выявляет все немощи нашей души, наши грехи и страсти, что должно стать для нас поводом не к отчаянию, а к борьбе с грехом, 2 духи зла ополчаются на христиан за делание, совершаемое ради Христа и спасения, за оставление их путей, - и пост, привлекающий к нам Божию благодать, показывает нам их злобу и коварство.
Иоанн Кронштадтский: "Если бывает радость на небесах об одном грешнике кающемся Лк. И как много содействуют этой их радости священники, тщательно, отечески исповедующие своих духовных чад! Но, с другой стороны, для бесов нет печальнее времени, как время поста, потому-то они с особенной силой свирепеют во время поста и с особенной лютостью нападают на священников, содействующих искреннему раскаянию во грехах людей Божиих, и с особенной силой стужают в храме и на дому благочестивым христианам, ревнующим о молитве, посте и покаянии. Kто из благочестивых священников и мирян не знает бесовской ярости, на них устремляемой во время самого совершения Таинства Покаяния? Время Четыредесятницы — время борьбы, подвигов против врагов невидимых, против всяких грехов и страстей, обладающих нами.
Таково оно должно быть по смыслу Церкви. Четыредесятница установлена по подражанию нашему Спасителю, давшему нам во всем образ и пример, а Он во время поста был искушаем от диавола и победил его Словом Божиим. Kто истинно постится, тот неизбежно должен терпеть скорбь плоти, упорную борьбу с нею духа и в довершение всего — козни диавола, действующего на нашу душу через разные помыслы, наводящие великую печаль, особенно тем, которые еще не тверды и несовершенны в христианской жизни". На этот вопрос святые отцы отвечают однозначно: христианин, верный сын Церкви Христовой, должен соблюдать посты, помня, что всё в Церкви устанавливается Самим Богом ради нашего спасения. Соблюдение поста христианином — не добродетель, но долг послушания Богу.
А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Макарий Оптинский: «Соблюдение постов и постных дней необходимо нужно. Он Церковь Свою облек такою властию, что ежели кто преслушает Церковь, буди тебе якоже язычник и мытарь Мф. То токмо одно покаяние может примирить нас с преступлением сим; а когда с презрением делается, то уже я и не могу ничего сказать. Это не есть добродетель, но долг.
За добродетель бывает награда, а за неисполнение долга наказание». Однажды одна дама в разговоре со святителем Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. Святитель ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала! А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты говоришь — пустяки, неважная вещь!
Феофан Затворник: "Где же это нашли такой устав о посте? Где говорится о посте духовном, там не помянуто, что о телесном нечего хлопотать, можно и без него обойтись, и напоминается только, чтоб не ограничиваться постом телесным одним. Великий пост и Успенский значительны, но из этого нельзя заключить, что прочие посты можно превращать в не посты. Надо быть исправными в церковном уставе вполне, без оговорок. Бедный пост!
Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе-то? Подпора крепка! Господь постился, апостолы постились, и притом — не мало, но, как говорит о себе апостол Павел, «в пощениих многащи», и все святые Божии держали строгий пост, так что, если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста.
Так и следует. Нарушением поста потерян рай — подъятие строгого поста должно стоять в числе средств к возвращению потерянного рая. Мать наша, Св. Церковь сердобольная, разве мачеха нам? Стала ли бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное?
А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же... Да и все, хотящие спастися, покоряются... Посмотрите вокруг.
Мало-мальски у кого западет забота о душе — сейчас начинает поститься и, чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Кто же отговаривается от поста, верно, тому не дорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог — чрево. Кому бог — чрево, тот враг Креста Христова.
Кто враг Креста, тот враг Христа, Спасителя нашего и Бога". Иоанн Кронштадтский: "Kто отвергает посты, тот забывает, от чего произошло грехопадение первых людей от невоздержания и какое оружие против греха и искусителя указал нам Спаситель, когда искушался в пустыне постясь сорок дней и ночей , тот не знает или не хочет знать, что человек отпадает от Бога именно наичаще через невоздержание, как это было с жителями Содома и Гоморры и с современниками Ноя, — ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно через наше невоздержание, тот и не воин Христов, ибо бросает оружие и отдается добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел. Нужен ли пост, то есть воздержание не только от известных снедей, употребляемых не в пост, по и воздержание от употребления их в большом количестве? Нужен ли пост, как воздержание от удовольствий грубой чувственности? Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков?
А хочешь ли ты, возлюбленный, наследовать блаженную вечность, или Царство Небесное, которое также несомненно существует, как несомненно то, что мы живем теперь на земле, потому что в этом уверяет нас Сам воплотившийся Бог-Слово, Его пророки, апостолы и все угодники Его? Kак не хотеть! Там по верному и непреложному Слову Божию живут во веки веков праведность и мир и радость во Святом Духе Рим. Если хочешь, то ты непременно должен поститься: так как плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия 1 Kор. Говорят: не важное дело есть скоромное в посте, не в пище пост; не важное дело носить дорогие, красивые наряды, ездить в театр, на вечера, в маскарады, заводить великолепную дорогую посуду, мебель, дорогой экипаж, лихих коней, собирать и копить деньги и прочее; но из-за чего сердце наше отвращается от Бога, Источника жизни, из-за чего теряем вечную жизнь?
Не из-за чревоугодия ли, не из-за драгоценных ли одежд, как евангельский богач, не из-за театров ли и маскарадов? Из-за чего мы делаемся жестокосердыми к бедным и даже к своим родственникам? Не из-за пристрастия ли нашего к сластям, вообще к чреву, к одежде, к дорогой посуде, мебели, экипажу, к деньгам и прочему? Возможно ли работать Богу и маммоне, быть другом мира и другом Божиим, работать Христу и Велиару? Из-за чего Адам и Ева потеряли рай, впали в грех и смерть?
Присмотритесь хорошенько, из-за чего мы не радим о спасении души своей, столь дорого стоившей Сыну Божию, из-за чего прилагаем грехи ко грехам, впадаем непрестанно в противление Богу, в жизнь суетную, не из-за пристрастия ли к земным вещам, и в особенности к сластям земным? Из-за чего грубеет наше сердце? Из-за чего мы делаемся плотью, а не духом, извращая свою нравственную природу, не из-за пристрастия ли к пище, питью и прочим земным благам? Kак же после этого говорить, что есть скоромное в посте не важно? Это самое, что мы так говорим, есть гордость, суемудрие, непослушание, непокорность Богу и удаление от Него".
Амвросий Оптинский: О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от человека, Господь отвечал: «за неверствие ваше» Мф. Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спросили Господа: «почто ученицы Иоанновы и фарисейстии постятся, а Твои ученицы не постятся; Он отвечал: еда могут сынове брачнии, дондеже жених с ними есть, поститися; приидут же дние, егда отимется от них жених, и тогда постятся в тыя дни» Мк. Отнят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, т.
Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом. Иоанн Златоуст: «Так как Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь попускает Он отвести Себя в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом… Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост; познай и научись, что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому-то и сам Христос постился, - не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения. Служение чреву было виной грехов, бывших до крещения. Поэтому, как врач, излечив больного, запрещает ему делать то, от чего произошла болезнь, так и здесь Христос после крещения установил пост.
И Адама изгнало из рая чревоугодие; оно же во времена Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Рассуждение в деле поста Святые отцы учат, что нужно, обязательно соблюдая пост, держаться среднего, умеренного, царского пути, не уклоняясь ни налево, в самовольные послабления, ни направо, в неумеренные подвиги, из которых вместо пользы возникают самомнение, высокоумие, гордость, прельщение нерассудительного и несмиренного подвижника. Пост должен соответствовать и физическим силам христианина, не подрывать здоровье, а разумным ограничением способствовать победе над плотскими и душевными страстями и укреплению смиренного воззрения на себя. Амвросий Оптинский: "Описываешь, как прежде в подобном случае пост тебе помог, и просишь благословить тебе взяться опять за то же, если брань не отойдет. А у тебя пост соединен с высокоумием и преслушанием: какая же может быть от того польза?
При слабом твоем здоровье безрассудные и самочинные подвиги могут только до конца расстроить тебя и сделать ни к чему не потребною, а от брани можешь получить облегчение только смиренным покаянием и смиренным призыванием помощи Божией, при послушании и умеренном воздержании. Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, — излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. Готовясь к причастию, должна употреблять кроме болезни пищу без масла; накануне причастия, после повечерия, ничего не вкушается.
В другие дни, после всенощной, здоровые и крепкие также не должны ничего вкушать, а слабые и немощные да соображаются с своею немощью: если могут, пусть потерпят, а если не могут, пусть вкушают мало и смиряются за это и за немощных и неисправных себя считают". Макарий Оптинский:... Спрашиваете: как проводить сей святой пост в отношении пищи? Если согласно с Типиконом, то находите, что для N. На сие вам скажу: постановление Церкви всем равно, и в употреблении пищи все обязаны исполнять, и я не смею противоречить уставу.
Но надобно иметь рассуждение, которое святые отцы называют "око некое души и светильник". Сие учит человека оставлять безмерие и путем царским шествовать... Если принять и в настоящем деле рассуждение, то найдете, что посвятившим себя на удаление от мира удобнее понести такое постановление. Они ничем внешним не заняты и не обязаны житейскими, а паче еще должностными и важными делами, то хотя и изнемогут и пребывают через то в бездействии, ответа не дадут за опущение. А которые обязаны, да еще важными делами и не терпящими опущения, то надобно сделать и телу снисхождение укреплением пиши в сей пост; я разумею не о рыбе, а о елее, с которым изготовленная пища более укрепляет телесный состав, нежели сухоядение.
Дело другое, когда говеете, т. В самых же правилах апостольских и отеческих сказано: "кроме немощи"; и не есть ли это немощь, когда тело изнеможет от поста и неспособно будет к исполнению важных обязанностей? О времени же к употреблению пищи также должны сообразоваться с силою и крепостию тела. Иоанн Кассиан Римлянин: «Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило; поелику не у всех тел одинакова крепость, и соблюдается пост силою не одной души, как прочие добродетели. И потому, поелику он состоит не в одном мужестве духа, а соразмеряется и силою тела, то … различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа.
Ибо не только качество пищи, но и количество расслабляет душу, возжигая в ней, как и в утучненной плоти, вредоносный, греховный огонь». Феофан Затворник: «Закон постничества такой — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила». Диадох: «Об изгнании излишнего воздержания, чтоб тело оставалось крепким для подвигов духовных. Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то беспечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием делает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою м. Подобает убо образ питания телесного соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько.
Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа». Игнатий Брянчанинов : "Неумеренный пост, то есть продолжительное излишнее воздержание в пище, не одобряется святыми отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объядению, часто впадает в страсть превозношения и гордости. Правила поста установлены Церковью с целью вспоможения чадам ее, как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы: потому что, повторяем, пост для человека, а не человек для поста; пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его". Иоанн Златоуст говорит для тех, кто не может воздерживаться от пищи так строго, как это предписано Уставом Великого поста: "Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для молитвы и для пренебрежения удовольствиями чрева.
Если ты не можешь поститься, то, по крайней мере, можешь не роскошествовать, а это не маловажно и не далеко от пощения и может укротить неистовство диавола. Ибо ничто так не любезно демону, как роскошь и пьянство — источники и мать всех зол. Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия; здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей.
А если мы решимся не принимать помощи от поста ради слабости телесной и будем предаваться большей беспечности, то, сами не ведая того, причиним себе величайший вред. Если и при посте оказывается у нас недостаток выше сказанных добрых дел, то тем более покажем мы нерадения о них , когда не будем пользоваться врачевством поста". Феофан Затворник: "С постом! Помоги вам, Господи, провесть его душеспасительно. Не слишком налегайте.
Сил недостанет послушание исполнять и правило совершать. Все в меру. На внутреннее больше обращайте внимание и построже разбирайте все, там бывающее, при свете слова Божия с отеческими указаниями. Малая кривость там большою угрожает бедою. Нигде не писано без особой нужды брать на себя слишком большой пост.
Пост — внешнее дело. Его надо предпринимать по требованию внутренней жизни. Для вас какая нужда в таком чрезмерном пощении? И так понемногу кушаете. Ту меру, которую установили уже, можно бы и в пост держать.
И то у вас постоянно великий пост. Ввиду сего зла пощение ваше не могу назвать добрым. Приведите его в меру. В текущую Пятидесятницу держите стол по уставу или применительно к нему. И на все последующее время облегчите пост.
Вам такой совершенно не нужен. Мне вас очень жаль; но говорю так о посте не из жалости, а по уверенности, что вам от него пользы особенной нет, а самопрельщение близко — беда великая и превеликая! Кто против поста? Пост — одно из первых дел монаха и христианина. Но против поста неумеренного нельзя не восставать.
Этот пагубен. Только пустую молву возбуждает вне и тщеславие внутрь. Всегда так и бывает. Стань ударять на внешние подвиги, тотчас в гордыню духовную попадешь. А врагу-то и надодь.
Ну, матушка, подбавь, подбавь. И матушка из всех сил! Думает, что Богу угождает, а на деле врага потешает и чирей тщеславия раздувает и расширяет. Пишу вам все сие несладкое ради опасности, в коей находитесь. Хочу направить на умеренный пост, который бы держал вас в смиренных чувствах.
А то вы не знать куда залетите. Об этом с кем хотите потолкуйте, все то же скажут. Покривить свое внутреннее неразумным внешним не долго, а опять его наладить как следует — не вдруг наладишь. Само же пощение благословенно. Меньше есть да меньше спать — хорошее дело.
Все же в меру надо. И к тому же душу должно ограждать глубоким смирением. Со святым постом поздравляю. Благослови вас, Господи, провесть его душеспасительно. Да смотрите, здоровья не расстройте.
He покормишь лошадку — не повезет. Конечно, надо желать, чтоб начатое вами никогда не изменялось и обратилось в закон жизни. Подвиги телесные тем сподручны нам, что тело ко всему может привыкнуть. Пока не привыкнет, кричит, а когда привыкнет, замолчит. Вот и предел трудов над телом.
Тело — раба послушная, но надо его вышколить. Ну школьте, только в меру. Труд же над душою конца не имеет. Относительно поста действуйте с полною свободою, применяя все к главной цели. Когда приутяжелить, когда приоблегчить можно, смотря по нужде.
Пост не цель, а средство. Лучше не связывать себя в сем отношении неизменным постановлением, как бы узами: а когда так, когда иначе, только без льгот и саможаления, но и без жестокости, доводящей до изнеможения". Послабления поста Согласно 69-му Правилу апостолов для «немощных», то есть слабых здоровьем, разрешается послабление поста. Как поясняет святитель Филарет, митрополит Московский, это дозволительно, потому что «немощь сама собою доставляет то, что ищется посредством поста, то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. И, следовательно, для немощного не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы оно не сделалось вовсе неспособным служить душе».
Многое зависит от степени болезни и крепости здоровья человека. Вот какие советы дает святитель Феофан Затворник: «Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит. Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки.
А если нет, то воздержитесь день-другой перед самым причастием; даже и без этого можно, когда немощь». Никакого нет греха употреблять в пост, когда того требует состояние здоровья". Не должно привязываться даже к святым правилам, а держать себя в отношении к ним с полною свободою, распоряжаясь ими разумно. Не беда, если и еще что прибавите, только не в угоду плоти, а по нужде". И святой Пахомий в уставе написал монахам больным есть мясо, если то нужно для здоровья».
В книге «Древние иноческие уставы» описывается следующий случай. В монастыре преподобного Пахомия два монаха, по болезни, дошли до истощения и попросили мяса. Ухаживающие отказали им по той причине, что монахи не должны есть мясо. Когда преподобный Пахомий узнал об этом, то отругал ухаживающих и для восстановления телесных сил больных накормил их мясом. Если пост сильно истощает организм больного человека, то, конечно же, необходимо поддержать его пищею.
Если достаточно употребление в пищу рыбы, или, скажем, молочных продуктов, то дальше не нужно послаблять. Если необходимо мясо, тогда оно будет уже лекарством. Потому извольте употреблять пищу, какая требуется по свойству лечения, хотя она и не постная». Известно, что великие подвижники и Божии угодники относились к посту не по-фарисейски и не как к самоцели. Они пользовались им, как средством.
Если человек болеет и ему для поддержки телесных сил необходима рыба или скоромная пища, — то принятие их не будет нарушением поста. Если поставляется целью чисто внешнее, буквенное его соблюдение, не учитывающее состояния здоровья, — то это ложное понятие о посте, фарисейское. Нужно не буквально, по-книжнически и фарисейски, исполнять церковные постановления, а постигать их дух". Игнатий Брянчанинов : Св.
Самые длительные посты более 200 дней в году предписывает Православная Церковь. О них и поговорим. В пост едят «постную» пищу — овощи, фрукты, грибы, орехи, каши, зелень, мед, растительные масла, пряности. Запрещено употреблять мясо, молоко, яйца, рыбу — т.
Зачем нужен пост и нужен ли он вообще Изначальная, основная цель поста — заставить человека вспомнить о Боге с помощью ограничения телесных нужд. Это мощная духовная практика, позволяющая отвлечь верующего от земных проблем, чтобы он позаботился о своей душе. То, что после поста многие люди чувствовали себя лучше или даже исцелялись, приписывалось снизошедшей на них «божьей благодати» и отпущению грехов. Пословица «сытое брюхо к молитвам глухо» явно имеет религиозный подтекст и показывает, насколько важную роль воздержание в пище играет для духовного совершенствования. Именно такое отношение к постам было в прежние времена. Современное общество более прагматично, поэтому многие наши соотечественники рассматривают пост, в первую очередь, как средство оздоровления и похудения. Есть и те, кто относится к постам крайне отрицательно, особенно к Великому посту, длящемуся 7 недель. Такие люди убеждены, что длительный отказ от мясных и молочных продуктов наносит серьезный вред здоровью.
Читать ещё Солярий: вред или польза Убедительные аргументы и достоверные факты есть у обеих сторон, поэтому утверждать однозначно: «Да, вреден»» или «Да, полезен» нельзя. Это зависит от совокупности множества факторов. Рассмотрим подробнее основные моменты, которыми чаще всего оперируют сторонники поста и что по этому поводу думают их оппоненты. На Бога надейся, а сам не плошай!
Эксперименты, подтверждающие пользу поста
- Кому поститься можно, а кому вообще не стоит? Разбираемся в нюансах
- Пост для пожилых людей, польза и вред. Можно ли поститься пожилым - Журнал Опека
- Эксперименты, подтверждающие пользу поста
- Великий пост — польза для фигуры и души или вред для здоровья? Отвечают врач, священник и фитоняшка
Польза поста для здоровья. Чем полезен православный пост?
В этот период человек потребляет преимущественно растительную пищу, которая переваривается намного легче, чем животная. Она содержит много растительных соков, микроэлементов, витамин и клетчатку. Клетчатка помогает очистить кишечник от различных токсических веществ и способствует омоложению организма. Это приносит большую пользу. Клетчатка содержится в злаках, фруктах и овощах.
Во всех религиях во время поста запрещается употреблять в пищу тяжелоперевариваемые продукты животного происхождения. Несколько лет назад американские диетологи пришли к выводу, что чередование приема мясной и вегетарианской пищи является единственно правильной системой питания. Именно при такой чередующей системе укрепляется иммунная и пищеварительная система человека. Пост должен быть вкусным и разнообразным. Смотрите видео!.. Видео по теме В чем ценность поста? Великий пост всегда приходится на весну, в этом году он начинается 19 февраля, а заканчивается 7 апреля. Постная еда — это, прежде всего, овощи, фрукты, злаки, содержащие клетчатку и пектин. Фото: thinkstockphotos.
В итоге может быть ферментативная недостаточность печени, желудка и поджелудочной железы. От этого страдает микрофлора нашего кишечника, которая принимает активное участие в процессе пищеварения. Ее состав во многом зависит от тех продуктов, которые мы потребляем. Если потреблять больше кисломолочных продуктов, то будет больше бифидумбактерий, а если мясной пищи, то колибактерий. Детоксикация организма Православные посты можно считать своего рода детоксом для нашего организма.
Кроме того, за время поста обновляется полностью иммунная система человека, что тоже немаловажно. Также многие утверждают, что подобное самоочищение организма способствует улучшению эмоционального восприятия мира и укреплению памяти. Что происходит с организмом человека во время поста В период поста начинается очищение нашего зашлакованного организма. Все больное и ненужное — излишки углеводов, жировые отложения, больные клетки и тому подобное — отбрасывается организмом, выводится с помощью органов выделения это кожа, легкие, кишечник и почки. Почки, равно как и сердце, во время поста подвергаются наибольшему напряжению, а потому, если у вас имеются проблемы с этими органами, без наблюдения врача в пост входить не следует. Как правильно поститься Правильный пост — это не только отказ от определенных продуктов питания. Это еще и, в первую очередь, грамотный настрой. Нужно уметь очистить не только тело, но и голову — от всех дурных мыслей и негативного настроения. Отрицательные мысли плохо влияют на наш организм, поскольку вводят его в состояние стресса, при котором пища не может правильно перевариваться и усваиваться. Следовательно, чтобы помочь организму верно функционировать во время поста, необходимо настроиться исключительно на позитив и гармонию. Рекомендуется пить побольше чистой воды, можно — боржоми она улучшает щелочной состав крови. Вообще в день нужно потреблять не менее двух литров жидкости, а уж во время поста — особенно, ведь вода помогает вымывать из организма шлаки, копящиеся в нем годами.
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
На Бога надейся, а сам не плошай! Особенно актуально это в холодное время года, когда организму требуется больше энергии, чтобы поддерживать необходимую температуру тела. В результате аппетит значительно возрастает и все время хочется есть. Пост помогает избавиться от «излишков» неправильного образа жизни. К перееданию приводят и многочисленные стрессы. Постоянное напряжение негативного влияет на нервную систему и может вызывать серьезное заболевание.
Чтобы избежать этого, организм включает специфическую защитную функцию — компенсирует недостаток положительных эмоций едой. Пост и здесь приходит на помощь. Противоположное мнение Великий пост приходится на конец зимы — начало весны. Это самый трудный период для организма, поскольку его ресурсы уже истощены. Кроме того, весной очень интенсивно начинают работать все выделительные системы, печень, почки и поджелудочная железа.
Ограничивая себя в белковой пище животного происхождения, человек усиливает и без того серьезную нагрузку на органы. Все это может привести и приводит к проблемам со здоровьем. Особенно тяжело переносить пост людям, вынужденным много и интенсивно работать. Для них полностью исключать из рациона мясные и молочные продукты вообще противопоказано, поскольку такая «разгрузка» гарантирует упадок сил и серьезное истощение. В ней много клетчатки, которая улучшает пищеварение, отлично очищает кишечник и полностью выводит непереваренные остатки.
Пост уменьшает кровяное давление, поэтому сердечникам можно соблюдать Рамадан. Особенно, если они имеют гипертонию легкой и средней степени тяжести, а также проблемы с весом. Но сократите мочегонное. И принимайте лекарство вроде Тенормила только перед Сухуром. Вам нельзя поститься, если у вас серьезные проблемы с сердцем и давление повышается до критических отметок.
Если вы подвержены мигреням, пост вам не рекомендуется. Все дело в увеличении свободных жирных кислот и высвобождении катехоламина. Из-за ограничений голова будет болеть еще больше. Ситуация с беременными двоякая. Коран не говорит ничего по этому поводу.
Однако нормальным для мусульманки «в положении» является не голодать. Ибо Господь не хочет, чтобы страдало живое существо внутри нее. Досконально узнать, навредит ли голод плоду, невозможно — даже, если беременность протекает легко. На 1-м и 3-м триместре соблюдать Рамадан нельзя. Если у девушки отличное здоровье, и ей разрешит это делать гинеколог, то она может решиться на пост.
Что еще запрещено в мусульманский пост Рамадан? Рамадан дает мусульманину ряд ограничений. Если верующий нарушает предписания, это подразумевает каффар в виде подачи милостыней и других действий, определенных Шариатом. Запрещается не только курение и алкоголь, но и прием таблеток. Интимная жизнь не допускается в любом случае то есть, не только беспорядочные связи, но и супружеские.
Также в Рамадан запрещено ставить клизму, специально вызывать рвоту, а также допускать попадания жидкости через носоглотку. Даже, если это произойдет во время омовения. В каких случаях мусульманин может быть прощен и может продолжать пост? В некоторых случаях мусульманин может быть прощен и может продолжать пост Если верующий совершил запретное действие случайно — допустим, мусульманин что-то съел, выпил или взялся за сигарету, забыв про пост. Если он остановился и пожалел о своих действиях, то может продолжать Рамадан.
Однако не следует прикрывать этим свои слабости. Имеет место разовая случайность. В каких еще случаях мусульманин может быть прощен и может продолжать пост? Можно съесть запретную пищу, но не проглатывать ее. Можно прибывать в бане недолго, прополаскивать рот и нос.
Глаза можно накрасить сурьмой, допускается закапывать в глаза и лекарства. Допускается случайное проглатывание остатков еды, которые были между зубов но если пища не больше горошины. Можно чистить зубы щеткой или мисваком, вдыхать благовония. Аллахом прощается донорство крови и случайные семяизвержения. Допускается неконтролируемая, болезненная тошнота и рвота.
Особенности сухура: Нужно поесть до того, как наступит рассвет. Однако нельзя доедать остатки ужина. Также запрещено пропускать сухур. Это крайне нужный период, начало новых суток. Нужно есть столько, чтобы на день было достаточно энергии, но не объедаться.
Особенности ифтара: Благодарим Аллаха за его дары, читаем молитву. Обращаемся к Аллаху с просьбой о прошении грехов и просим принять пост. После этого принимается пища в достаточном, но не излишнем количестве. Молитва «Тарафих» должна быть обязательной.
Кроме того, диетолог обратила внимание на другую особенность поста.
Современный человек, как подчеркнула она, стал в некоторой степени зависим от еды и в какой-то момент теряет контроль, для кого-то еда превращается в наркотик. Если какое-то время держать пост, то это может помочь избавиться от зависимости в еде», — резюмировала врач. Как ранее сообщала «Свободная пресса», врач-диетолог Елена Соломатина рассказала, чем полезен картофель.
Во время поста предусмотрен отказ от четырех основных продуктов — мяса, рыбы, молочных продуктов и масла животного происхождения.
В целом постящийся человек не страдает от нехватки витаминов и минералов. Но у каждого продукта, от которого приходится воздерживаться, есть уникальные свойства. Скажем, мясо — важнейший источник витамина В12 и железа. Нехватка последнего чревата кислородным голоданием, потерей работоспособности.
Набрать железа из растительной пищи непросто. Можно обратиться к врачу, и он пропишет лекарственную форму железа, как и витамин В12, которого в растительной пище тоже мало. Отказываясь от молочных продуктов, мы теряем кальций и витамин D, который помогает его усваивать. Добирая кальций из растительной пищи, нужно употреблять ее в два раза больше, чем нужно для восполнения суточной нормы.
А витамин D можно получать в виде капсул. Продукты животного происхождения содержат много белка. Это строительный материал для клеток человеческого организма. Заменяя животный белок растительным, нужно помнить, что клетчатка, которой богаты фрукты и овощи, не дает белкам усваиваться в полной мере.
От 30 до 50 процентов растительного белка выводится из организма вместе с клетчаткой. Поэтому, опять же, чтобы получить достаточно белка, употреблять растительную пищу, его содержащую, нужно в больших количествах. Содержащаяся в них клетчатка агрессивна для желудочно-кишечного тракта.
Великий пост: польза или вред
В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня. Постились обычно по случаю смерти близких людей, в преддверии какого-то очень важного события, на которое человек своими усилиями никак не мог повлиять, или в знак глубокого покаяния перед Богом. Почему нельзя есть мясо? Ответ на этот вопрос достаточно прост. Мясо долгое время у наших предков было деликатесом, добывать его было сложно, а употреблять дано было не каждому, поэтому и ограничения накладывались именно на такие ценные продукты. Наверняка, если бы основы поста придумывались в наше время, когда полки магазинов ломятся от десятков видов макарон, сотен видов печенья и прочих лакомств, не исключено, что ограничивать бы церковь предложила бы ввести пост на углеводы, или сахара. Пост, диета или веганство? Говоря про "пост", мы так или иначе подразумеваем питание. И некоторые из нас, особенно девушки, любят приурочивать очередной этап похудения или диеты к началу поста.
Дескать, и "попощусь", и похудею, и здоровье поправлю. Однако заблуждаться не стоит. И разделять пост, диету и популярное нынче веганство тоже необходимо четко. Диета — это временные ограничения тех или иных продуктов ради достижения приятного отражения в зеркале. Веганство, или вегетарианство — не только отказ от мяса, но во многом идеология. Представители данной культуры уверены в невозможности употребления животной пищи в связи с убийством животных.
Ученые обнаружили, что циклы длительного голодания защищают от истощения иммунной системы и способствуют регенерации организма. Исследования показали, что пост приводит стволовые клетки из состояния покоя в состояние самообновления. Клинические испытания проводились на пациентах, получавших химиотерапию. В течение долгого времени пациенты не употребляли пищу, что привело к значительному снижению белых кровяных телец. У мышей циклы голодания возобновляли процессы регенерации в организме.
Ведь временное ограничение в употреблении некоторых продуктов приносит нашему организму большую пользу. Врачи отмечают, что сокращение потребления жирной пищи и увеличение количества клетчатки и витаминов разгружает организм. Шлаки выводятся, уровень интоксикации снижается, нагрузка на органы пищеварения уменьшается, восстанавливается микрофлора кишечника. В результате укрепляется иммунитет, улучшается работа ЖКТ и нормализуются обменные процессы. Как пояснили РИАЦ специалисты Волгоградского регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики, соблюдение ограничений в пище во время поста полезно только для здоровых взрослых людей.
Если же вы не готовы к таким добавкам, то к концу поста ограничения грозят вам снижением мышечной массы. А значит, вы станете слабее, суставы и сосуды лишатся необходимой поддержки. Особенно опасен Великий пост для тех, кто страдает от сахарного диабета, более того, он может в принципе спровоцировать развитие диабета у тех, кто был, что называется, на грани.
В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине
Чтобы не быть голодным во время поста, желательно включить в свой рацион бобовые, небольшое количество грибов, овощи, фрукты, ржаной или отрубной хлеб, каши, кунжут, орехи, семечки. Если вы не любите вареные горох, фасоль, чечевицу, то можно прокручивать их через мясорубку, добавлять в какие-то продукты. Так белок будет легче усваиваться. Из сладкого приветствуются фруктовые салаты, сухофрукты, мармелад. При этом не надо забывать, что цель поста — ограничение себя, в том числе и в сладостях. Пост — это время смирения, радости от добрых дел, молитвы, посещения храма.
А эндорфины можно получать не только от вкусной еды, но и от занятий спортом, прогулок на свежем воздухе, например. Кроме того, улучшают настроение профилактические дозы витамина Д, рыбий жир. Пост не диета и не время для снижения веса. Калорийность суточного рациона в пост желательно поддерживать на уровне стабилизации массы тела. Ее можно рассчитать отдельно для мужчин и для женщин по специальным формулам, в зависимости от пола, возраста и веса.
В целом физиологический суточный расход энергии, необходимый для поддержания основных жизненных функций организма, для женщин должен составлять не менее 1200 килокалорий в сутки, для мужчин - не менее 1500. В течение 5-7 дней записывайте в дневник все, что вы съели и выпили за эти дни. А затем, используя таблицу калорийности продуктов можно найти в Интернете , рассчитайте, сколько составляет в калориях ваш суточный рацион питания, и распределите калорийность на 3-5 приемов пищи. Современному человеку доступны компьютерные программы — счетчики калорий, можно воспользоваться ими. Программа контролирует действия человека, чтобы не допустить дисбаланса.
Суточный рацион должен распределяться на 3-5 приемов пищи. Все ли они одинаково полезны? Поэтому нужно включать в свой рацион все каши, чтобы был баланс по тем эссенциальным микроэлементам, витаминам, аминокислотам, которые есть в каждой из них. Реже всего рекомендуют манную крупу из-за ее высокой калорийности, преобладания легкоусвояемых углеводов над клетчаткой и небольшого содержания белка.
Если вы поститесь без духовной цели, то это не принесёт вам ничего, кроме потери веса. Вы будете подобны человеку, который сказал одному писателю по поводу поста: Без цели пост может быть жалким, бесполезным занятием. Я постился в нескольких случаях, но ничего не произошло. Я просто становился голодным... Несколько лет назад я слышал, как два пастора рассуждали о посте. По их рекомендации я и попробовал поститься первый раз.
Они сказали, что так заповедано в Библии и каждый христианин должен исполнять это. Так как я был христианином, я и попробовал это. Повременив несколько дней, я набрался достаточно смелости, чтобы начать. Я не подошел к столу, когда моя семья завтракала, потому что я думал, что у меня не хватит силы воли удержаться от еды, и я пошел на работу. На перерыве, когда все ушли пить кофе, я еле сдержался и даже немного соврал, когда меня спросили, почему отказываюсь. Единственное, о чём я мог думать, это была еда. Я сказал себе: «Если я доживу до конца этого дня, я больше за это никогда не возьмусь». После обеда было еще хуже. Я пытался сосредоточиться на работе, но всё время слышал бурчание в моём животе. Вечером жена приготовила ужин для себя и ребенка, и мне пришлось очень трудно, ибо всё, что я чувствовал, это были ароматы вкусной еды.
Я подсчитал, что если дотяну до полуночи, это будут ровно сутки с момента, когда я начал поститься. Я дождался полночи, но сразу же после удара часов я «зарылся в еду». И поэтому я не думаю, что этот пост мне хоть чем-нибудь помог. И, скорее всего, этот человек был прав. Он постился без всякой цели. А без цели пост может быть жалким, бесполезным занятием. В Писании даётся много целей для поста. Я разделил их на десять основных категорий. И когда бы вы ни постились, вы должны это делать, по крайней мере, с одной из этих целей. Заметьте, что здесь нет цели заслужить благосклонность Бога.
Мы не можем использовать пост как способ произвести впечатление на Бога или для того, чтобы заработать Его благосклонность. Бог благосклонен к нам благодаря делу Иисуса Христа, а не нашим делам. Пост не принесёт нам никакой пользы, если мы не пришли к Богу через покаяние и веру. Смотрите Ефесянам 2:1-10, Титу 3:5-7. Для усиления молитвы Когда бы человек ни молился Богу о каком-то великом деле, было бы целесообразно еще и поститься наряду с молитвами.
Для того чтобы избежать подобного стресса, рекомендовано придерживаться таких правил по выходу из поста: В первый день после завершения поста, рекомендовано выпить 250 мл натурального фруктового или овощного сока пропорция с водой 1:1. Пить неразбавленный сок не рекомендовано, так как это может создать нагрузку на поджелудочную железу и всю систему пищеварения. Дополнительно, в первый день выхода из поста разрешено употреблять не концентрированный мясной или куриный бульон, свежие овощи и фрукты в небольшом количестве. На второй планомерного выхода из поста разрешено включать в рацион свежие фрукты и овощи, натуральные соки. Предпочтение необходимо отдавать винограду, яблокам, арбузам, дыням. От употребления цитрусовых пока рекомендовано отказаться. На 3 день снятия ограничений в питании можно включать в рацион натуральный йогурт без добавления сахара. Кроме йогурта разрешено употреблять натуральный кефир с низким процентом жирности, ацидофилин и другую кисломолочную продукцию, не содержащую искусственные компоненты. При возникновении таких негативных симптомов, как запор, диарея, тошнота, тяжесть в подложечной области или в левом подреберье, рекомендовано вернуться к щадящему рациону и продолжить употребление разбавленных фруктовых и овощных соком, бульона. На 3-4 день разрешено употреблять овощи в сыром, тушеном и запеченом виде. Постепенно необходимо вводить в рацион привычные продукты питания, при этом необходимо планомерно начинать употреблять молоко, куриные яйца и мясную продукцию. Предпочтение необходимо отдавать мясу кролика, индейке, говядине и телятине. До момента полного восстановления организма после голодания, рекомендовано полностью отказаться от употребления алкоголя.
Иногда пост включает в себя короткий период воздержания от употребления всего лишь определенных продуктов. Поститься не значит голодать. Что значит пост для некоторых людей — это употребляете определенных продуктов в умеренных количествах. Однако для предотвращения обезвоживания важно употреблять достаточное количество жидкости во время любого поста. Хотя голодание может быть спорным вопросом, значения физиологического голодания в качестве средства для лечения многих хронических заболеваний продолжает изучаться. Преимущества Полагают, что возможная польза для здоровья поста зависит от многих факторов, включает улучшения функций иммунной системы, повышается внутренняя энергия и общее чувство благополучия. Физиологические преимущества от голодания, как известно, понижается систолическое кровяное давление, температура тела и уровень холестерина, к тому же снижается уровень глюкозы в крови. Уровень метаболизма организма также замедляется во время голодания, позволяя ему сохранить энергию способствуя лечебному процессу. Потенциал Многие сторонники регулярного голодания утверждают, что пост способствует более длительной жизни, очищая организм от вредных токсинов. Многие считают, что химические вещества попадут в организм из окружающей среды хранятся в жировых отложений. Когда человек постится, тело должно опираться на свои запасы, как на источники энергии.
В чем суть поста: в христианстве, исламе, буддизме, в медицине
Ближе к концу поста организм начинает расходовать белки. Великий пост: польза или вред. Верующие соблюдают Великий пост не для здоровья тела, а для духовного очищения. Но чтобы пост прошел с пользой для здоровья, надо помнить о мере. Поэтому предлагаем вам учесть несколько пунктов, которые помогут придерживаться постного рациона с пользой для организма, а не наоборот.
Не картошкой единой. Барнаульский врач рассказала, как соблюдать пост, чтобы быть сытым и довольным
Многие уже сейчас задаются вопросом, насколько это полезно не только для духа, но и для здоровья. В интервью газете «Спорт-Экспресс» кандидат медицинских наук, врач-диетолог Елена Соломатина рассказала об удивительной пользе поста для организма человека. «Относительно поста, когда нет здоровья, – говорит святитель Феофан Затворник, – терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Смысл постов для здоровья человека. Человек устроен таким образом, что однообразное существование на любых планах — однообразная эмоциональная жизнь, однообразные физические нагрузки, однообразное питание — приводят к разрушению человека. Нехватку этого элемента во время поста компенсирует так называемое депо: у организма есть запас железа — оно находится в печени, селезенке, костном мозге.
Читают на Liter
- Пост: польза, подтвержденная временем и наукой - Organicwoman
- Великий пост: плюсы и минусы с точки зрения нутрициологии
- Читают на Liter
- Чем полезно постное питание для организма человека?
- Польза поста для здоровья
- Чем полезен пост для организма?
Как соблюдать пост с пользой для здоровья
Многие уже сейчас задаются вопросом, насколько это полезно не только для духа, но и для здоровья. В интервью газете «Спорт-Экспресс» кандидат медицинских наук, врач-диетолог Елена Соломатина рассказала об удивительной пользе поста для организма человека. Многие уже сейчас задаются вопросом, насколько это полезно не только для духа, но и для здоровья. В интервью газете «Спорт-Экспресс» кандидат медицинских наук, врач-диетолог Елена Соломатина рассказала об удивительной пользе поста для организма человека. Великий пост: польза или вред. Пост в Рамазан – это религиозная обязанность, выполнение которой приносит пользу не только душе, но и телу.