ПОБЕГ ИЗ КОНЦЛАГЕРЯ 2023 – 27 просмотров, продолжительность: 1:31:01 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом SAVA MOLODOY в социальной сети Мой Мир.
Названа дата премьеры документального фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти»
В создании документального фильма "Собибор: побег из лагеря смерти" принимали непосредственное участие родственики Александра Печерского: согласовывали факты, делились архивами семьи. Побег из лагеря смерти. Завтра, 3 мая, в российский кинопрокат выходит фильм "Собибор", ставший дебютной режиссёрской работой Константина Хабенского. Фильм Константина Хабенского посвящен единственному удачному восстанию в нацистском лагере смерти. Документальный фильм рассказывает о том, как после побега сложилась судьба Александра Печерского, и какие драматические события он пережил. один из шести лагерей смерти нацисткой Германии, созданный специально для уничтожения людей. [Главная] › [Великая отечественная война] › Побег советских офицеров из лагеря смерти.
"Собибор: побег из лагеря смерти": новый документальный фильм представили в Ростове
Пройдя несколько лагерей для офицеров «офлагов» , он попал в качестве рабочего на фарфоровую фабрику в Карловых Варах. После довольно жесткого диалога Михаила с представителями Русской Освободительной Армии РОА , которые вербовали в свои ряды пленных офицеров, Михаил оказался в отделении гестапо. После нескольких невыносимых недель пребывания в гестапо, часть узников расстреляли, а другую - отправили в концлагерь Маутхаузен. Надо торопиться Иван Битюков прибыл в Маутхаузен в первых числах января. Когда лагерный парикмахер заключенный-чех выстригал ему полоску посреди головы в случае побега она выдавала узника , эсэсовцы вышли из комнаты. Парикмахер приник к уху Битюкова и торопливо зашептал: «Тебя направят в 20-й блок. Передай своим: их всех скоро расстреляют. Ваши просили план лагеря — пусть ищут на дне бачка, в котором приносят баланду». Только на третий раз капитан Мордовцев, обшаривая низ бачка, нашел приклеенный крохотный шарик и передал его товарищам за несколько минут до своей гибели: что-то заподозрившие эсэсовцы забили его на глазах товарищей.
Побег был назначен на ночь с 28 на 29 января. Но 27 января эсэсовцы отобрали и увели 25 наиболее физически крепких человек. Среди них были и несколько руководителей побега. На следующий день узники узнали, что товарищей сожгли живьем в крематории. Новой датой побега была назначена ночь со 2 на 3 февраля. Их было четверо: три поляка и один голландец, физически крепкие и рослые. Это они по ночам обливали зимой спящих на полу советских офицеров даже коек в этом бараке не было водой из пожарного шланга, «чтобы пленные не слишком расслаблялись». Примерно во втором часу ночи «капо» уснули.
Дальше - какой-то офицер, фамилии его я не запомнил, произнес речь: «Лучше погибнуть в бою, чем умереть в лагере, как последняя тварь. Те, у кого уже не было сил подняться с пола, разделись до гола - они отдали нам последнее, что у них было - одежду, чтобы после побега мы не замерзли в зимнем лесу - так вспоминал об этом побеге Михаил Рябчинский - один из бывших узников «лагеря смерти» Маутхаузен. В назначенную ночь около полуночи «смертники» начали доставать из тайников свое «оружие» — булыжники, куски угля и обломки разбитого умывальника. Главным «оружием» были два огнетушителя. Были сформированы 4 штурмовые группы: три должны были атаковать пулеметные вышки, одна в случае необходимости — отбить внешнюю атаку со стороны лагеря. Около часа ночи с криками «Ура! Пулеметы открыли огонь. В лица пулеметчиков ударили пенные струи огнетушителей, полетел град камней.
Летели даже куски эрзац-мыла и деревянные колодки с ног. Один пулемет захлебнулся, и на вышку тотчас же начали карабкаться члены штурмовой группы. Завладев пулеметом, они открыли огонь по соседним вышкам. Узники с помощью деревянных досок закоротили проволоку, побросали на нее одеяла и начали перебираться через стену. Завыла сирена, стрекотали пулеметы, во дворе строились эсэсовцы, готовящиеся начать погоню. Ворвавшиеся в 20-й блок эсэсовцы нашли в нем около 70 человек. Это были самые истощенные заключенные, у которых просто не было сил на побег. Все узники были голые — свою одежду они отдали товарищам.
За пределами лагеря Из почти 500 человек более 400 сумели прорваться через внешнее ограждение и оказались за пределами лагеря. Как было условлено, беглецы разбились на несколько групп и бросились в разные стороны, чтобы затруднить поимку. Самая большая группа бежала к лесу. Когда ее стали настигать эсэсовцы, несколько десятков человек отделились и бросились навстречу преследователям, чтобы принять свой последний бой и задержать врагов хоть на несколько минут. Группа полковника Григория Заболотняка наткнулась на немецкую зенитную батарею. Сняв часового и ворвавшись в землянки, беглецы голыми руками передушили орудийную прислугу, захватили оружие и грузовик. Группа была настигнута и приняла свой последний бой. Около сотни вырвавшихся на свободу узников погибли в первые же часы.
Увязая в глубоком снегу, по холоду термометр в ту ночь показывал минус 8 градусов , истощенные, многие просто физически не могли пройти более 10-15 км. Но более 300 смогли уйти от преследования и спрятались в окрестностях. Поскольку собственных сил эсэсовцев было явно недостаточно для погони за такой массой беглецов, он передал руководству местной жандармерии так называлась австрийская полиция приказ: «Схваченных беглецов привозить обратно в лагерь только мертвыми». Планируя побег, организаторы рассчитывали на поддержку местного населения. Наши считали, что Австрия была оккупирована нацистами и что местные жители ещё не забыли об этом, они заблуждались. Бургомистры окрестных населенных пунктов собрали на сход все местное население и объявили бежавших опасными преступниками и «вооруженными монголами», которых нельзя брать живыми, а нужно уничтожать на месте. На поиски смертников были мобилизованы фольксштурм народное ополчение , члены нацистской партии и беспартийные добровольцы из местного населения, гитлерюгенд и даже аналог гитлерюгенда для девушек. Так как многие из этих добровольных преследователей и большинство эсэсовцев были страстными охотниками, а свои жертвы они не считали людьми, то данная акция получила цинично-шутливое название «Охота на зайцев в округе Мюльфиртель».
Что будет - то будет! Так мы думали тогда, нам очень хотелось согреться и наестся. А выживем мы или нет, конечно, мы не знали и знать не могли», - говорил о тех тревожных днях погони Михаил Леонтьевич Рябчинский. О том, как она происходила, оставил запись местный жандарм Йохан Кохоут: «Люди были в таком азарте, как на охоте. Стреляли во все, что двигалось.
Соломона, лучшего фальшивомонетчика того времени, отправляют в концлагерь, где он рисует картины для фашистской пропаганды, чтобы избежать смерти. Оценив талант художника , умельца переводят в специальный закрытый лагерь для производства фальшивых долларов.
Их общий арсенал состоял из четырёх пистолетов и одной винтовки. Преследуемые намеревались переправиться через Буг и присоединиться к партизанам. Однако реку тщательно патрулировали нацисты. Тогда группа разделилась на несколько звеньев. Печерский с несколькими военнопленными всё-таки оказался на противоположном берегу. После недели скитаний они в районе Бреста присоединились к советским партизанам. Те восставшие, что ушли на северо-запад, позже в основном погибли. Фельдгендлера убили в 1945 году. К концу войны из восставших в Собиборе в живых остались только 53 человека. Сам лагерь немцы уничтожили. Его постройки были разобраны, а территорию вспахали. С наступлением мира Александр Печерский вернулся в Ростов-на-Дону. Он работал в театре, написал книгу воспоминаний о восстании. В период борьбы с космополитизмом лишился работы. В 1962-м узник Собибора поехал в Киев и выступил свидетелем на суде против 11 охранников концлагеря. Ранее его показаний также ждали на Нюрнбергском процессе, однако советские власти не выпустили офицера за границу. Похожие материалы.
Наш онлайн кинотеатр предлагает широкий выбор фильмов и сериалов на эту тему. В нашей коллекции вы найдете как классические фильмы, такие как « Побег из Собибора » и «Собибор» 2018 , так и менее известные, но не менее увлекательные фильмы, основанные на реальных событиях. Фильмы про побег из концлагерей — это истории о невероятной выдержке и смекалке людей, которые нашли способ выжить в условиях нацистской оккупации.
Массовый побег из «лагеря смерти»
Фильмы про концлагеря: список топ-20 лучших художественных кинолент | И почему коменданта лагеря смерти Карла Френцеля искали почти 20 лет? |
ДОН24 - 80-летие подвига в Собиборе | Смотрите онлайн видео «Собибор: история побега из лагеря смерти» на канале «Радио Sputnik» в хорошем качестве, опубликованное 14 октября 2023 г. 8:55 длительностью 00:53:40 на видеохостинге RUTUBE. |
Собибор. Побег из лагеря смерти. Восстание - YouTube | Военный, драма. Режиссер: Константин Хабенский. В ролях: Константин Хабенский, Кристофер Ламберт, Фелисе Янкелль и др. Пленный солдат устраивает восстание в лагере смерти. |
Премьера фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти» прошла в Музее Победы
Собибор (2018) | Израильский историк Арон Шнеер считает, что фильм далек от реальной истории побега из лагеря смерти. |
Какие ошибки увидели историки в «Собиборе» Хабенского - Экспресс газета | Побег из лагеря смерти» состоялась в Музее Победы. |
Массовый побег из «лагеря смерти» | 1:35:24 Увлекательный про Войну Побег из Лагеря Остросюжетное Русское Кино 2017 HD. |
«Непокорeнные». Документальный фильм об узниках концлагерей во время Великой Отечественной войны | Был закрыт по личному распоряжению рейхсфюрера СС Гиммлера после того, как в нем произошел самый массовый в истории лагерей смерти побег заключенных, решивших оказать сопротивление нацистскому 'порядку'. |
Представлен российский фильм о побеге узников из концлагеря Собибор
Представлен российский фильм о побеге узников из концлагеря Собибор - Православный журнал «Фома» | Телепрограмма. Новости. |
Собибор: побег из лагеря смерти: новый документальный фильм представили в Ростове - Смотреть видео | Шокирующий фильм немецкого режиссера Уве Болла, посвященный «лагерю смерти». |
Премьера фильма «Собибор. Побег из лагеря смерти» прошла в Музее Победы
Большинство из брошенных в лагерь людей, включая стариков, детей и женщин, умерщвлялись в газовых камерах. За время существования лагеря в Собиборе - с мая 1942-го по ноябрь 1943-го - нацистами уничтожено до 250 тысяч человек. И уже через три недели советский лейтенант Александр Печерский сумел сплотить вокруг себя единомышленников и организовать один из самых массовых побегов из концлагерей за всю историю Второй мировой войны. После восстания, по личному распоряжению рейхсфюрера СС Генриха Гимлера лагерь смерти Собибор был закрыт. Нацисты разобрали и вывезли даже фундамент газовой камеры, чтобы ничто не напоминало о массовом уничтожении людей.
Это амбициозное кино, снимавшееся сразу на нескольких языках и с участием иностранных актеров среди них — Филипп Рейнхардт, Фелисе Янкелль и даже « горец » Кристофер Ламберт в роли коменданта лагеря. Главного героя — советского еврея Александра Печерского, попавшего в Собибор из Минска и ставшего инициатором восстания, — играет сам Хабенский. Зачем смотреть «Собибор» — лента страшная. Невыносимые сцены — газовая камера, расстрел на площади, поезд, груженый трупами, — следуют друг за другом, не давая аудитории передышки.
Из общего гетто приводили женщин в баню. При этом всегда присутствовал Вакс и собственноручно обыскивал голых женщин. В лагере были случаи массового побега. Иногда заключенным удавалось там стащить и оружие. Таким образом группа в пятьдесят человек, работавшая в продуктовом складе, ухитрилась раздобыть некоторое количество гранат, пистолетов и патронов. За день до побега их намерение было обнаружено. Их выдал шофер, с которым была договоренность: за двадцать тысяч марок он обещал вывезти их с территории лагеря. Выданных беглецов немцы согнали в подвал сгоревшего дома, окружили усиленной охраной и спустили собак. По замыслу немцев все при этом должны были остаться в живых: для дальнейших издевательств и пыток. Затем всю группу повели через город с поднятыми вверх руками. В лагере все началось сначала: избиение плетьми, травля собаками. Каждого в отдельности уводили в жарко натопленную баню. В бане был бассейн с горячей водой. Эта группа в пятьдесят человек состояла исключительно из евреев-военнопленных. В сентябре 1943 года лагерь начали разгружать. Они ехали четверо суток в вагонах с забитыми окнами, без хлеба и воды. На пятые сутки поезд подошел к полустанку Собибор. Печерский прибыл в Собибор после двухлетнего пребывания в немецком плену, умудренный горчайшим и страшным опытом, достаточно видевший и перенесший, чтобы сразу ориентироваться в открывшейся перед его глазами обстановке нового лагеря. К нам подошел незнакомый человек лет сорока. Я спросил у него, что там горит вдалеке, метрах в пятистах от нас, и что это за неприятный запах паленого во всем лагере. Я не поверил ему. Но он продолжал: — Этот лагерь существует уже больше года. Здесь находится пятьсот евреев — польских, французских, голландских, чехословацких. Русских евреев привезли впервые. Эшелоны по две тысячи новых жертв приходят сюда почти каждый день. Их уничтожают в течение часа, не больше того. Появление военнопленных с востока, красноармейцев и офицеров, произвело огромное впечатление в лагере. Оно оказалось своего рода сенсацией. К новоприбывшим потянулись жадные, любознательные, ждущие, надеющиеся на что-то глаза. Печерский с первых дней своего пребывания в Собиборе задумался о будущем. Что предпринять? Пытаться ли спастись от гибели, здесь уже неизбежной? Но бежать самому или с небольшой только группой товарищей, оставив всех остальных на мучения и гибель? Он отверг эту мысль. С самого начала идея спасения слилась для него с идеей мести. Отомстить палачам, уничтожить их, уйти всем лагерем на свободу, по возможности, разыскать партизан — так вырисовался перед ним план будущих действий. Невероятная трудность задачи не остановила Печерского. Прежде всего необходимо было изучить расположение лагеря, распорядок жизни заключенных, офицеров, охраны. Печерскому ясно было, что захотят бежать из лагеря все: но как среди этой массы незнакомых, изнуренных, слабых физически, а может быть и морально, людей, найти таких, на которых можно положиться. Да и найдутся ли такие? Через пять дней после прибытия Печерского в Собибор он неожиданно был приглашен в женский барак. Там его ждала интернациональная группа заключенных, в большинстве не знавших русского языка. Его забросали вопросами. Беседа свелась к своего рода политической консультации. Положение осложнялось тем, что Печерский совершенно не знал, с кем имеет дело. Печерский говорил по-русски. Переводчики-добровольцы объясняли собравшимся смысл его уклончивых ответов. Печерский рассказал о том, как были разбиты немцы под Москвой, окружены и уничтожены под Сталинградом, о том, что Красная Армия подходит к Днепру, о том, что недалек час, когда Армия-освободительница перешагнет германскую границу. Рассказывал также Печерский о партизанском движении на оккупированной территории Союза. Ведь еще в Минске до него доходили слухи о спущенных под откос партизанами немецких эшелонах, о террористических выступлениях в самом городе. Кто хоть немного понимал по-русски, сейчас же переводил соседу. И эти обреченные на смерть люди были искренне взволнованы рассказом о чужой доблести и борьбе. Чтобы освободить тебя, меня, его, да? У партизан и без нас найдется дело. За нас работать никто не будет. Резко повернувшись и хлопнув дверью, Печерский вышел из барака. Последних фраз его никто не переводил. Их поняли и без перевода. Так или иначе о побеге из лагеря думали все заключенные. Такое впечатление вынес Печерский из этой первой встречи. Перед ним встала задача: остановить и урезонить наиболее нетерпеливых, доказать, что нужна тщательная и продуманная подготовка, прежде чем решиться действовать. Однажды к Печерскому подошли товарищи, среди них был и Шлейма Ляйтман. Убьем их и уйдем в лес. Пока вы будете снимать одного часового, другой с вышки откроет стрельбу из автомата. Но допустим, что удастся снять всю охрану. Чем вы будете резать проволоку? Как пройдете минированное поле? Что будет с товарищами, которые останутся здесь? Имеем ли мы право забыть о них? Бегите, если хотите, мешать я не стану, но сам не пойду. И я ушел с одним из товарищей, который называл себя Калимали. Побег был отменен. В эти же дни произошло еще одно событие, сильно повлиявшее на решение Печерского. Тот самый пожилой человек, с которым он беседовал в первый день пребывания в Собиборе, еще раз подошел к нему. Старика этого звали Борух, — впоследствии оказалось, что он портной. Борух присутствовал в женском бараке при встрече Печерского с лагерниками. От этого человека Печерский услышал предупреждение о том, что за ним начали следить. Он понял все. Зачем же ему следить за мной? Я ничего не собираюсь делать. Бежать — это безнадежно. Борух помолчал. Но выхода у нас другого нет. Вы можете уйти неожиданно, и тогда все будет кончено для нас. Поймите меня, — и он схватил меня за руку. Но нам нужен человек, который поведет нас и укажет, что делать. Доверьтесь нам. Мы многое здесь знаем и можем помочь вам. Я посмотрел в его открытое, доброе лицо и подумал: предатель или нет, а рискнуть все-таки придется! Понимаете вопрос? Так и заминировано. Расстояние между минами полтора-два метра. А теперь я попрошу вас вот о чем. Познакомьте меня с какой-нибудь девушкой. Борух удивился: — С девушкой? Вчера справа от вас стояла молоденькая девушка, кажется голландка, стриженая, волосы каштанового цвета. Помните, она курила. Вот хотя бы с ней. Она не говорит по-русски, и это как раз очень удобно. Со мною вам встречаться больше незачем. Мы с Ляйтманом спим рядом, все, что надо будет вам, передавать будет он. А теперь пойдем в женский барак знакомиться с девушкой. Прошло несколько дней. Каждый вечер Печерский встречался с Луккой, — так звали его новую знакомую, молоденькую голландку. Оба сидели на досках около барака. То один, то другой заключенный подходил к Печерскому и заговаривал с ним, — на первый взгляд о самых обыкновенных вещах. Лукка с самого начала смутно догадывалась, что вовлечена в какую-то серьезную игру. Печерский ей и не заикался. Она молча поддерживала конспирацию. Печерский был вдвое старше этой восемнадцатилетней девушки. Но он с ней подружился. Лукка рассказывала ему свою историю.
Двухсерийную ленту подготовил Фонд Александра Печерского. Лагерь смерти Собибор был создан на юго-востоке Польши в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. Большинство из прибывших в лагерь людей, включая стариков, детей и женщин, незамедлительно умерщвлялись в газовых камерах. За время существования Собибора — с мая 1942-го по ноябрь 1943 года — нацистами было уничтожено около 250 тысяч человек. И уже через три недели в Собиборе произошло событие, которого руководство и охрана лагеря не ожидали.
News: Монголия может выступить на Олимпиаде под нейтральным флагом
«Побег из Гулага»немецкий офицер осужден на 25 лет. National Geographic Гитлеровские лагеря смерти. Драма, военный фильм. Режиссер: Джек Голд. В ролях: Рутгер Хауэр, Алан Аркин, Джоанна Пакула и др. В основу сюжета положена реальная история единственного удачного восстания в нацистском лагере смерти Собибор. Лагерь смерти Собибор был создан на юго-востоке Польши в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение еврейского населения.
Триумфальный пробег Т-34 и героический побег из лагеря смерти в Смоленском прокате
К 80-летию восстания в нацистском лагере смерти Собибор Ростовский филиал ВГИКа, проект «Цифровая история» и телеканал «Звезда» представят премьеру нового документального фильма Фонда Александра Печерского – «Собибор, побег из лагеря смерти». Побег из лагеря смерти» узнают, кому из бежавших узников удалось пережить войну, предстали ли палачи лагеря смерти перед военным трибуналом и кто сделал все, чтобы о восстании в Собиборе узнали миллионы. они отдали нам последнее, что у них было - одежду, чтобы после побега мы не замерзли в зимнем лесу - так вспоминал об этом побеге Михаил Рябчинский - один из бывших узников «лагеря смерти» Маутхаузен.
Документальный фильм снимают к 80-летию побега из Новогрудского гетто
Всего из Собибора таким образом пытались бежать около 600 человек. Половине из них удалось преодолеть забор из колючей проволоки. И лишь 53 узника дошли до конца войны: часть не побежали, часть сдали немцам польские крестьяне, часть нашли немцы в лесах. После лагеря Бывший заключенный польского концлагеря Собибор Алексей Вайцен Алексей Вайцен, один из выживших, бежал вместе с Печерским. Он рассказывает: "Мне, Александру Печерскому и еще нескольким беглецам удалось добраться до Буга. Молодой поляк проводил нас до реки, дал еды, подсказал, как найти партизан. Разные были поляки… Потом мы переплыли Буг и попали на территорию Белоруссии. Лагерь — это ад, это — смерть. Но я остался жив.
Видимо, меня оберегал ангел. Вот я и не умер. Переправились через Буг, встретились с партизанами, помогли им нести раненых. Потом я воевал в партизанском отряде имени Фрунзе, затем в Красной Армии, служил в полковой разведке, ходил в рейды". Такая же небезоблачная судьба ждала и Печерского. Он смог добраться до брестских партизан, был у них подрывником, освобождал Белоруссию, затем попал в штрафбат, где получил ранение, "искупил кровью вину перед Родиной" и был демобилизован. Провалялся в госпиталях там, кстати, встретил вторую жену. Затем после окончания войны арестован, обвинен в предательстве, но выжил и был освобожден.
Не мог долго найти работу: как гласят его различные письма, он в итоге трудился багетчиком на заводе. Вновь жизнь Печерского, в этот раз не предвоенную, а послевоенную, можно описать лишь так: она отличается исключительной… обыкновенностью. Михаил Лев вспоминает, как показал их Дмитрию Шостаковичу, у которого брал интервью в связи с его вокальным циклом "Из еврейской народной поэзии". Тот оставил у себя, а на следующей встрече покачал головой — ничего заслуживающего внимания не увидел. В те годы художник создал серию акварельных работ "Гетто", и потому его не могла не заинтересовать встреча с героем еврейского сопротивления. Лазарь познакомил Аксельрода с Печерским, тот предложил ему позировать. После двух сеансов, однако, он отказался от замысла, объяснив Любарскому, что, как ни старался, не смог увидеть в Печерском ничего героического". Наше время, знак "Железнодорожная станция Собибор" Печерский не посетил Нюрнбергский процесс, хотя собирался свидетельствовать на многих процессах против нацистов, также он не побывал на открытии мемориала погибшим в лагере Собибор.
Его просто не выпускали из страны. Всю свою жизнь лидер лагерного восстания посвятил тому, чтобы хоть как-то зафиксировать память о тех событиях. Он даже робко пытался попросить советских кинематографистов снять фильм о Собиборе, но получил ответное письмо-отписку из творческого объединения "Экран", ныне опубликованное в журнале "Лехаим": Памятник Александру Печерскому в Ростове-на-Дону "Уважаемый Александр Аронович! Спасибо Вам за взволновавшее всех нас письмо. Мы очень внимательно обсудили Ваше предложение создать антифашистский фильм о сопротивлении, об узниках немецких лагерей смерти. Совершенно согласны с Вами: антифашистская тема всегда останется центральной в нашей пропагандистской работе. Хочется напомнить Вам нашу картину "Был месяц май". Этот фильм — страстное предупреждение против фашизма, разоблачение его античеловеческой сущности, зверств фашизма в лагерях смерти.
Думается, что эта работа режиссера М. Хуциева всецело отвечает тем задачам, которые Вы в своем письме ставите перед создателями такого фильма". Все поздние воспоминания Печерского, которые все охотнее начинают печатать, отличаются исключительной жизненностью деталей. Тем примечательнее метаморфоза, которая происходит с рассказами Печерского. Если он вначале будто бы сам не верит в тот ужас, через который прошел, то затем все сильнее его наполняет горечь сожаления о тех, кого он не смог спасти, — об этом говорит отчаянная точность описаний лагеря и солагерников. Он как Шиндлер с его знаменитым списком: вечно помнит о тех, кого не смог спасти. Печерский умер в бедности в 1990 году. Его дочь начинает интервью с того, что жалеет об отце, о котором мало вспоминали при жизни: "Столько сейчас внимания к папе у журналистов.
При жизни бы ему немного помогали". Последнее, о чем следует упомянуть в этой истории, которую невозможно забыть, — это не менее загадочная судьба Станислава Шломо Шмайзнера, упоминаемого в мемуарах Печерского как Шлёймо. Он сыграл важную роль в подготовке восстания в Собиборе.
Десятки из них были рассекречены специально для создания фильма. Документальный фильм рассказывает о том, как сложилась послевоенная жизнь бывших узников Собибора и о преследовании нацистских преступников, которые служили в Собиборе, после войны.
Лагерь смерти Собибор был создан на юго-востоке Польши в рамках операции «Рейнхард», целью которой было массовое уничтожение еврейского населения. Большинство из прибывших в лагерь людей, включая стариков, детей и женщин, незамедлительно умерщвлялись в газовых камерах. За время существования Собибора — с мая 1942-го по ноябрь 1943 года — нацистами было уничтожено около 250 тысяч человек.
Писатель Лев Симкин отмечает, что жизнь будто бы не готовила Печерского ни к чему героическому: "…Дело в другом — в несовпадении совершенного подвига с остальной его жизнью. В октябре 1943 года, когда он вошел в историю своим беспрецедентным подвигом, ему было 34 года. Вся его жизнь до и после может быть уложена в несколько строк автобиографии — такой, как писали в советское время при устройстве на работу, а если брать нынешние резюме, то и того меньше. Родился в 1909 году. После школы, с 1931 по 1933 год, служил в армии. В 1933-м женился. В 1934-м родилась дочь.
С 1936-го служил инспектором хозчасти в финансово-экономическом институте. Словом, ни в чем особенно не преуспел, никаких выдающихся качеств не показал". Поэтому, кстати, и Хабенский оставляет своего героя почти без прошлого. Из обрывочных диалогов зритель узнает разве что о том, что в Собибор экранный Печерский приехал из белорусского плена, а вот что было до того — неведомо. Так вот, рассказывать почти не о чем: на момент начала Великой Отечественной Александру Печерскому было 32. Он жил в Ростове, получил среднее образование, был женат, имел дочь, отслужил в армии, руководил художественной самодеятельностью в одном из городских университетов. Но началась война. До лагеря Печерский был призван в армию в 1941 году и аттестован как техник-интендант второго ранга, это звание позже приравняли к лейтенантскому. Он был делопроизводителем в одном из артиллерийских полков на Западном фронте. Так он оказался участником боев под Вязьмой в октябре 1941 года.
Тогда около полумиллиона человек оказались в плену. В их числе был и Печерский, вынужденный сложить оружие. Печерского долго переводят из лагеря в лагерь, целых десять месяцев, он побывает в том числе в Смоленске, а затем окажется в месте, которое сам в записках называет "СС Арбец-лагерем". На самом деле это трудовой лагерь на улице Широкая в Минске, где он пробудет год. Там над медосмотре было обнаружено, что он еврей, в чем Печерский также сознался на допросе. На идиш он до самой смерти выучил всего одно слово и, судя по его воспоминаниям, считал себя в первую очередь советским гражданином, а уже потом думал о своей этнической принадлежности. Об этом свидетельствует тот факт, что в первой редакции мемуаров он вообще почти не упоминает слова "еврей", да и думал он исключительно о коллективном благе, о том, как помочь остальным. Позднее там было образовано Варшавское гетто: с 1940 по 1943 его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек Там же Печерский, в недалеком прошлом руководитель самодеятельного драмкружка, впервые соврет, что он столяр, хотя, разумеется, никогда в жизни не держал в руках рубанка. Это он делает по совету Софьи Курляндской, участницы минского подполья, которая работала на немцев и при этом помогала бежать людям из лагерей, после чего они присоединялись к белорусским партизанам. Кроме того, в лагере был и антифашистски настроенный капо так немцы называли надсмотрщика из числа местных по фамилии Блятман.
В последних числах августа 1943 года Блятман даже сказал Печерскому с товарищем готовиться к предстоящему побегу. Но в тот момент капо разоблачили, вспоминает сам Александр Аронович в книге "Прорыв в бессмертие": "Через несколько дней в лагере появились гестаповцы. Они вошли к коменданту, потом послали за Блятманом. Через несколько минут его вывели из комендатуры со связанными руками и втолкнули в машину. Мы знали: это конец. Фашисты его не пощадят". В итоге 18 сентября 1943 года Печерского отвели в 4 утра на вокзал, сказали, что он едет работать в Германию, и посадили в поезд до Собибора. Лагерь Воспоминания о лагере Собибор немногих выживших в нем, как и о любом другом лагере смерти, противоречивы, что вполне объяснимо. Узники, живущие в страхе перед возможной мгновенной или, наоборот, мучительной смертью, ограниченные в передвижении, не все видели и обо многом знали только понаслышке. В разных документах его даже называют по-разному: "Сабибор", "Собибур" и даже "Сабибур".
Все дело в том, что польский вариант произношения названия — именно "Собибур". Разночтения были сильны вплоть до того, что и сам Печерский называет его в первой рукописи "Сабибором". Собибор — это отдаленный, затерянный в лесах рядом с украинской границей польский полустанок. Железная дорога от него шла в тупик. Состоял из трех "подлагерей": третья зона была как раз зоной уничтожения, где погибло, по разным оценкам, от 200 000 заключенных. Людей по 800 человек загоняли в комнату, которую заполняли выхлопными газами. В целом Собибор не отличался, например, от другого польского лагеря Треблинки.
Есть какая-то заинтересованность со стороны Израиля", — добавил режиссер. В основу сценария положена история советского офицера Александра Печерского, организовавшего побег из нацистского лагеря смерти Собибор в 1943 году. Ранее история бегства была экранизирована в 1987 году в США, главную роль в фильме исполнил известный актер Рутгер Хауэр.
Еще одну военную драма "Клятва", действие которой происходит во время Второй мировой войны в Симферополе, снимет компания "Кинопрограмма ХХI век".
Документальные фильмы про побеги из лагерей
Невыносимые сцены — газовая камера, расстрел на площади, поезд, груженый трупами, — следуют друг за другом, не давая аудитории передышки. Слоган ленты — «Подвиг, который мы забыли»; Хабенский определенно хочет, чтобы забывшие или не знавшие зрители впредь не смогли бы стереть из памяти увиденное, и своей цели он добивается. Почему Печерского не помнят — вопрос отдельный; хочется отметить, что причина забвения — в том числе и в действиях государственной машины. Почему можно не смотреть При этом «Собибор» — кино, скажем так, довольно неточное.
Несколько сотен заключенных перебили охрану и вырвались на свободу. Кому из бежавших узников удалось пережить войну?
Как нацисты пытались скрыть существование этого лагеря смерти? И почему о восстании в "Собиборе" узнали во всем мире?
За время существования лагеря в Собиборе - с мая 1942-го по ноябрь 1943-го - нацистами уничтожено до 250 тысяч человек. И уже через три недели советский лейтенант Александр Печерский сумел сплотить вокруг себя единомышленников и организовать один из самых массовых побегов из концлагерей за всю историю Второй мировой войны. После восстания, по личному распоряжению рейхсфюрера СС Генриха Гимлера лагерь смерти Собибор был закрыт. Нацисты разобрали и вывезли даже фундамент газовой камеры, чтобы ничто не напоминало о массовом уничтожении людей.
Фильм рассказывает, кому из бежавших узников удалось пережить войну, где скрывались и предстали ли перед военным трибуналом палачи лагеря смерти и кто сделал все, чтобы о восстании в Собиборе узнали миллионы.
К съемкам привлекли сына героя — Александра Девятаева, который консультировал кинематографистов. Фильм Бекмамбетова «Девятаев» выйдет в прокат 29 апреля. Еще по теме.
Триумфальный пробег Т-34 и героический побег из лагеря смерти в Смоленском прокате
Документальный фильм о загадочной смерти знаменитой кинозвезды. Этот фильм — страстное предупреждение против фашизма, разоблачение его античеловеческой сущности, зверств фашизма в лагерях смерти. Восстания в лагерях смерти в принципе были не частыми, а тут удалось бежать трём с лишним сотням узников. Она передает атмосферу и ужас лагеря смерти, в то время как Собибор у Голда показан в том приглаженном тоне, в каком изображают немецкие лагеря для западных военнопленных: «Ничего хорошего, но терпимо». Среди художественных фильмов про концлагеря обязательно нужно упомянуть один документальный — шедевр Клода Ланцмана «Шоа».