Созыв самого первого Земского собора в 1549 году (двадцать седьмого февраля) совпал с началом периода реформ царя Ивана Четвёртого (Грозного).
кто созвал первый земский собор
Кто создал Земский собор и когда был первый созыв Совета всея земли – история | Созыв первого Земского собора случился при Иване IV (Иван Грозный) в 1549 году. |
Первый созыв Земского собора: дата, причины, последствия | Земские соборы созывались нерегулярно, главным образом по инициативе царя, в отдельных случаях – патриарха Московского и всея Руси и Боярской думы или сословий. |
Первый Земской собор 1549г (Галкин Юрий Анатольевич) / Стихи.ру | В 1613 году именно Земский собор привел на русский престол государя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых. |
Созыв 1 земского собора год | Укажите: а) причину созыва первого Земского собора, связанную с социально-политической ситуацией в стране б) укажите причину наибольшей активности этих собраний в 1610-1620-е гг., связанную с социально—экономической ситуацией в стране в данный период в). |
Земские соборы 17 века в России созывы кратко (Таблица) | История начала созыва первых Земских соборов датируется 1549 годом, во времена правления Ивана IV, эта дата положила основу новой законодательной политики в России. |
Первый земский собор
Этот исторический момент стал ключевым в эволюции российской государственности, так как на этом соборе был заложен фундамент новой системы управления государством. Примечание 3 Часто первый Земский собор в исторической литературе именуют "Примирительным". Иван IV, созывая его, стремился уменьшить социальные противоречия, поразившие Русь в те времена. Для проведения такого масштабного события на Красной площади было возведено Лобное место, которое до сих пор стоит в центре Москвы. Здесь Иван IV обратился к своему народу с посланием, призывающим к социальной гармонии и духовной цельности. Рассматривая итоги Собора, становится очевидным, что он охватил множество вопросов, связанных с развитием государства. По мнению многих ученых, именно на этом соборе был утвержден новый Судебник — основной законодательный акт того времени. После Собора началась новая эра в правлении Ивана IV, которая до сих пор признается многими историками как период значительных реформ. Несмотря на это, были и такие, кто с сомнением воспринимал этот период его правления. Основания для создания опричнины также нашли отражение в работе Собора. Некоторые представители русской знати лишь вербально поддерживали идею сотрудничества, по-прежнему рассчитывая на сохранение своих привилегий и интересов.
Поступки бояр, ставшие корнем многих внутренних конфликтов, угрожали стабильности России. Но благодаря поддержке на национальном уровне, полученной на Соборе, Иван IV приступил к осуществлению своей стратегии укрепления государства, в процессе которой он решительно подавлял оппозицию со стороны боярства, закладывая фундаменты самодержавного управления. Примечание 4 Итак, первый царь России не просто прекратил практику проведения вечей, но и предложил инновационную форму государственного управления с учетом народного представительства, которая продолжала развиваться в последующие годы. У Земских соборов была своя особенность: они стремились к примирению и были направлены на урегулирование политических напряжений или принятие важных государственных решений, таких как выборы царя, утверждение наследника или присоединение новых территорий. В эпоху быстрого развития России каждый Земский собор имел свои уникальные особенности, и не существовало строгой структуры или регламента их проведения. О втором Земском соборе, который состоялся в 1566 году, сохранилось больше сведений. Его основная цель была решение вопросов, связанных с войной с Польшей. В его состав входили различные церковные и светские лица, а также представители разных социальных слоев. Организация и структура последующих Земских соборов Земский собор 1566 года отличался более детализированной документацией.
Наказав наиболее активных участников бунта, Иван Грозный в то же время проявил разумную милость и даже заботу к остальным, повелев раздавать погорельцам «казну свою по рублю и по два и по пяти». Карамзин указывает, что царь «изъявил попечительность отца о бедных: взяли меры, чтобы никто из них не остался без крова и хлеба». Орудием таковой и стали Земские соборы, призванные, с одной стороны, установить тесную связь царя и народа, а с другой — сделать народ и царя союзниками в противодействии разрушительной политике аристократической княжеско-боярской партии. Царь искренне пытался восстановить сословный мир на Руси — впрочем, не в ущерб государственным интересам. Фроянов пишет в своей капитальной монографии «Драма русской истории»: «Иван IV вышел из трудного детства и сел на царский трон не безнадежно испорченным, как об этом думают многие историки, старые и новые, а расположенным к миролюбию и согласию… Вспомним прощение царем в Новинском монастыре по слову митрополита всех «опальных и повинных» людей. Святитель Макарий пробудил в царе Иване желание править людьми миром и согласием, а не яростью и враждой, хотя для этого, будь он заурядной личностью, лишенной возвышенных чувств, оснований имелось с избытком. Ключевский также отмечает попытку царя преодолеть кризис мирным путем: «В речи на Красной площади, которою публично, в присутствии собравшегося народа, по-видимому, открыты были заседания этого собора, царь призывал толпившихся перед ним «людей божиих» не к борьбе с боярами, а ко взаимному прощению и примирению, молил их «оставить друг другу вражды и тяготы свои» и обращался к митрополиту с мольбой помочь ему в этом деле общего земского примирения. Смысл этого воззвания объясняется другою речью царя, прочитанной в следующем году на церковном Стоглавом соборе. Можно с полною уверенностью думать, что царь разумел предложение, сделанное им на земском соборе 1550 г. Известно, что для сдержки злоупотреблений областных управителей, наместников и волостелей управляемым ими обществам предоставлялось право жаловаться на них высшей власти в Москве. Еще задолго до первого земского собора московское законодательство старалось установить порядок принесения и разбора таких жалоб, назначая для того известные сроки. В Судебнике 1550 г. Тяжбы, возникавшие в силу этого права, принадлежали к наиболее характерным явлениям древнерусской жизни; то были не политические процессы демократии с аристократией, а простые гражданские тяжбы о переборах в кормах и пошлинах, т. Эти иски велись или отдельными лицами или целыми обществами через старост и мирских ходоков, с обычными приемами тогдашнего искового процесса, с приставными памятями, свидетельскими показаниями, крестоцелованиями и т. Время малолетства Грозного было, по-видимому, особенно обильно такими тяжбами, длившимися иногда многие годы, и московские приказы были завалены ими. Эти тяжбы и имел в виду царь, приказав на соборе 1550 г. Срок для этой судебно-административной ликвидации назначен был довольно короткий, вероятно, годовой, потому что в 1551 г. Ключевский делает слишком частный вывод о том, «что на первом земском соборе шло дело не о возбуждении социально-политической борьбы, а об устранении одного судебно-административного затруднения, и молодой царь выступил на нем не демократическим агитатором, а просто умным и добросовестным правителем». Именно этот собор заложил основы местного самоуправления, установив выборность народом должностных лиц повсеместно, в том числе и в частных владениях бояр, отгороженных прежде от государственной власти древней системой привилегий и иммунитетов. Можно сказать, что это был первый, неуверенный шаг по пути к «национализации» боярских вотчин, продолженный затем и уравнением вотчины с поместьем, и опричной чисткой Центральной России от самих вотчинников и их окружения, которую сам царь называл «перебором людишек». Царь и митрополит Макарий, созывая Земский собор 1549 г. Борьба с боярской реакцией 30-х — 40-х гг. Академик А. Фурсов указывает на причины этого кризиса: «…наиболее важным фактором подрыва княжебоярского «комбайна», заложенной под него бомбой замедленного действия был массив новгородских земель, прихваченный Москвой в 1470-е годы. Этот массив позволил московскому князю начать в невиданном доселе масштабе раздавать земли в качестве поместий, т. И хотя первый русский помещик Бориско Ворков упоминается ещё в 1328 году, реальное развитие поместной системы стартовало в конце XV века. В результате появился огромный слой, который численно превосходил князей и бояр, слой, чьё обладание вещественной субстанцией полностью зависело от великого князя после 1547 года — царя.
Такой собор в большей степени отвечает стандартам стран Скандинавии, а также Германии и Австрии. Аналогичные органы существовали в Голландии и Франции. Иностранные историки замечают схожесть Земских соборов с парламентами рассматриваемых стран. Собор было принято созывать, чтобы решать важные государственные вопросы. Они могли касаться политических или экономических проблем. На советах решали, стоит ли продолжать войну или лучше заключить мир. Также эти учреждения рассматривали вопросы сбора податей на нужды армии и избрания царей. В разные времена собор выполнял разные функции. Он мог выступать совещательным органом при существующем правительстве или обладать собственной волей, реализуя выбор своих членов. В частности, в период Смуты, во время которого власть сильно пошатнулась, Земские соборы стали ее опорой, превратившись в главный управляющий орган. Если рассматривать организацию как явление, она была весьма гибкой и соответствовала текущим условиям страны. Впервые создать учреждение придумал Иван IV. Исторический контекст Земского собора Первый Земский собор был организован при Иване IV, который взошел на престол в 1533 году, однако не мог в полной мере руководить страной в силу возраста. Его отец Василий III скончался, когда сыну было 3 года. Незадолго до смерти правитель назначил совет опекунов. В его структуру входило 7 бояр. Эта комиссия отвечала за порядок в государстве и финансовое положение Ивана до достижения им 15-летнего возраста. Предполагалось, что именно тогда он сумеет взять бразды правления в свои руки. Тем не менее, замысел Василия III не был реализован. Менее, чем через год опекунский совет распался. Это случилось вследствие переворота. При этом регентом при Иване стала его мать — Елена Глинская. Княгиня отличалась жестким стилем правления. Она даже реализовала в государстве финансовую реформу и ввела единую денежную единицу. Однако женщина умерла до того, как ее сын стал совершеннолетним. Высказывается предположение, что Глинская была отравлена. Дело в том, что в ее теле нашли следы ртути. Смерть княгини датируется 1538 годом.
В таких условиях средним и тем более нижним слоям господствующего класса прибавочный продукт может достаться только в том случае, если центральная власть, помимо прочего, будет ограничивать аппетиты верхов — как эксплуататорские в отношении угнетённых групп чтобы сохранялась какая-то часть прибавочного продукта для неверхних групп господствующего класса , так и перераспределительные по отношению к средним и низшим группам всё того же господствующего класса. Только сильная центральная власть могла ограничить аппетиты «олигархов». Из-за незначительного объёма прибавочного продукта олигархизация власти в России ведёт к тому, что средней и нижней частям господствующего класса мало что достаётся а эксплуатируемые низы вообще лишаются части необходимого продукта. Поэтому в самодержавной централизации, в индивидуальном самодержавии, в деолигархизации власти были заинтересованы середина и низы господствующего класса, т. Она-то и поддержала царя в его опричном курсе: только грозненское самодержавие могло решить проблемы «детей боярских» в их борьбе с «отцами». Так русское хозяйство сработало на опричнину и на самодержавный вектор развития. В этой борьбе коллективным представителем подавляющего большинства населения страны и стал Земский собор, а выразителем интересов «олигархов» — т. Ей прошлые и современные историки безосновательно приписывают «все лучшее» «первого периода правления» Ивана Грозного, в том числе и созыв Собора примирения хотя доктор исторических наук профессор И. Фроянов справедливо указывает, что первый Земский собор был созван по инициативе царя и митрополита Макария, а не Избранной Рады. Действительно, Избранная Рада группировка не только неофициальная, но и самовыдвинутая в противовес легитимному государственному органу Боярской думе проводила политику реформ. Но вопрос в том, кто должен был стать бенефициаром этих реформ? Если посмотреть на состав Избранной Рады, то не трудно заметить, что в нее вошли почти исключительно представители высшей аристократии Московского государства: князья Дм. Курлятов, А. Их политические цели были прямо противоположны той тенденции построения централизованного государства, выразителями которой были как царь и его сторонники, так и народ — от крестьянства до дворян и детей боярских. Ближайшим историческим аналогом Избранной Рады в нашей истории можно назвать коллаборационистскую Семибоярщину Смутного времени и преступную Семибанкирщину 90-х гг. ХХ века. Избранная Рада или, как она называлась в русских источниках того времени, Синклит сумела ввести серьезные, в том числе и законодательные ограничения царской власти: с помощью своих ставленников Сильвестра и Адашева лишила Ивана Грозного права жаловать боярский сан и присвоила это право себе; самовольно и в нарушение прежних законов раздавала звания и вотчины, покупая, таким образом, новых сторонников, наполняя ими госадминистрацию и настраивая против царя, вела собственную теневую государственную политику втайне от него. Сильвестр до такой степени напугал его, что Иван не делал шагу, не спросив у него совета; Сильвестр вмешивался даже в его супружеские отношения», — писал Костомаров. Историк, конечно, преувеличивал. Царь был не напуган, но осторожен и просто искал средства противодействия княжеско-боярской партии. Этим и вызвана необходимость Земских соборов, которые сторонники централизации и жесткой вертикали власти во главе с царем видели орудием консолидации нации и достижения своих целей: национализации вотчинных и церковных земель, предоставление их в пользование «служилым» — государственным — людям и создание на этой основе нового типа государства — сословной народной монархии. Зримым концом неформального олигархического правления Избранной Рады стало удаление из Москвы Сильвестра и смерть А. Адашева 1560 , опала удельного князя Владимира Старицкого 1563 и бегство в Литву польского шпиона князя А. Курбского 1564. На этом княжеско-боярская партия прекратила попытки добиться власти путем реформ и перешла от условно-легитимных форм борьбы за свои интересы к практике политических заговоров и сговора с внешним врагом — на фоне Ливонской войны и постоянной угрозы с юга — со стороны Крымского ханства и Османской империи — это угрожало существованию единого Русского государства как такового. При этом Земские соборы, вместе с которыми царь и его сторонники во власти проводили, в противовес закулисной олигархической политике «Избранной рады», гласную и открытую государственную политику, цели и задачи которой выборными представителями собора доносились до самых дальних краев страны, стали гарантом сохранения гражданского мира в стране. А когда политических гарантий не хватило, Земский собор санкционировал введение «чрезвычайного положения» — опричнины. Носов Н. Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о земской реформе Ивана Грозного. Карамзин Н.
Первый Земский собор – Примирения
Первый Земский собор - предпосылки, задачи и итоги | Первый Земский собор был созван при Иване 4 Грозном и получил название «собор примирения», так как рассматривал проблемы отмены кормлений и пресечение злоупотреблений наместников и волостителей. |
Топ-10 интересных фактов о Земском соборе | Созыв первого Земского собора стал не менее значимым событием, чем провозглашение Иваном IV в феврале 1547 года Московского княжества Русским царством. |
Вы точно человек? | Первый созыв земского собора. |
Краткий ответ - кто созвал первый земский собор | 1 Инициатором проведения первого Земского собора 1549 г. был царь Иван IV (Грозный). |
Первый земский собор | Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения. |
Первый Земский собор: когда был созван, исторические факты
Земский Собор, созванный в 1598 г. по результатам своей работы, внес некоторые изменения в список представителей столичного купечества, в основной принцип представительства. В 1613 году именно Земский собор привел на русский престол государя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых. 21 февраля (3 марта) 1613 г. Земский собор избрал царем Российского государства Михаила Федоровича Романова (1596—1645).
Земские соборы 17 века в России созывы кратко (Таблица)
Это очень помогло во время похода на Казань в 1552 году. Также вскоре после созыва первого Земского собора Иван IV провел церковную реформу в 1551 и к 1556 году были завершены еще две реформы: губная и земская. Их результатом стало улучшение работы органов местной власти и отмена устаревшего способа содержания администрации на местах — кормлений. Бунт в Москве в 1547 году связан с засухой и пожарами. Толпа восставших граждан убила родственника царя — Юрия Глинского. Земский собор. Реформы середины XVI века Государство нуждалось в реформировании, в соответствии с требованиями времени. Еще в период регентства были начаты две реформы — денежная и губная. В 1550 году в царстве Русском появился новый Судебник.
Из грамоты видно, что его составляли бояре и окольничие царского двора, притом далеко не все, высшее духовенство с патриархом, председателем собора, думные дворяне, дьяки, стольники и дьяки по приказам; затем следовали служивые люди воинского чина — дворяне московские, жильцы, стряпчие, выборные дворяне городовые, стрелецкие головы, бараши и дворцовые ключники, и вообще служилые люди в довольно полном составе, ибо на них преимущественно рассчитывал тогдашний искатель престола Борис Федорович Годунов, их, собственно, вызывали на собор посланные им в города агенты; из неслужилых, или жилецких, людей были приглашены на собор только находившиеся в Москве гости, старосты гостинной и суконной сотен и сотские всех черных сотен, собственно, только города Москвы, и два человека гостей от Великого Новгорода, и один выборный от города Ржева. Так что на соборе на 83 представителя от духовенства и на 336 представителей от служилых людей было только 37 человек, представителей от неслужилых, или жилецких, людей, да и из тех от городов были только три человека, два от двух Новгородских пятин и один от города Ржева, остальные же 34 человека принадлежали к жителям Москвы. Таким образом, собор 1598 года, собственно, не был земским собором, а представлял собою собрание преимущественно духовенства и служилых людей и частью жителей города Москвы, двух выборных от двух Новгородских пятин и одного выборного от города Ржева; следовательно, царь Борис Федорович был избран на царство почти исключительно духовенством и служилыми людьми, а отнюдь не голосом и не волею всей Русской земли. Земщина всей Русской земли только смолчала при этом избрании, не протестовала против него; но она смолчала и не поддержала не своего избранника, когда против Бориса Федоровича явился самозванец Лжедимитрий. Собор 1598 года носил только форму земского собора, на самом же деле был прикрытием происков известной партии, составившейся в пользу Годунова еще в царствование царя Федора Ивановича, чему лучшим доказательством служит сама дошедшая до нас утвердительная грамота этого собора, из которой всякий может ясно видеть, что на этом так называемом соборе вовсе не было свободной воли даже тех представителей, которые были приглашены, а напротив, все делалось по плану, наперед составленному известной партией. По свидетельству грамоты: 1 собор 1598 года был созван патриархом Иовом, приверженцем Годунова; о нем в грамоте сказано: «И посла по митрополитов, по архиепископов и епископов, и по архимандритов, и по игуменов, и по бояр, и по воевод, и по дворян, и по приказных, и по служилых, и по всяких людей», по какому праву патриарх присвоил себе власть созывать земский собор, мы не знаем: права этого ему никто не давал. Понятно, что собор духовных мог быть в палатах у патриарха, но зачем туда был созван земский собор — неизвестно и не в порядке вещей. Затем патриарх обратился к представителям, чтобы они объявили свою мысль о великом деле избрания царя; но с тем вместе заявил, что его, патриарха, мысль и мысль всех Москвичей — не хотеть и не искать иного царя, кроме Бориса Федоровича. Таковое предварительное заявление патриаршей мысли, выраженное в такой недопускающей других мнений форме, для созванных в патриаршие палаты представителей почти равнялось прямому указанию подать голос только в пользу Бориса Федоровича, и им оставалось одно — отвечать, что они согласны с мнением патриарха; они действительно так и отвечали, что кроме Бориса Федоровича никого не желают и просят патриарха опять соборне молить Бориса Федоровича. На каковое требование последовало беспрекословное согласие членов собора, не смевших противоречить патриарху и окружающим его святителям. Далее, когда Борис Федорович изъявил свое согласие на принятие царского скипетра, то патриарх Иов опять созвал собор духовенства, на котором соборе предложил ежегодно праздновать крестным ходом день принятия Борисом Федоровичем царского скипетра. На что духовенство, подчиненное патриарху, разумеется, и не думало возражать. Наконец, когда грамота была написана, прочтена собору и всеми подписана в двух экземплярах, то опять патриарх же предложил собору избрать место для ее хранения; и тут же определено собором один экземпляр ее хранить в царском хранилище вместе с докончальными и утвержденными грамотами, а другой экземпляр положить на хранение в патриаршей ризнице. Таким образом, все деяние собора, как оно записано в грамоте, было лично делом одного патриарха Иова, от членов собора не требовалось ни мнений, ни рассуждений: патриарх прямо предлагал и советовал сделать то и то, а от членов собора требовал только беспрекословного согласия; следовательно, собор был только для формы, и для нас служит прямым свидетельством, как в то время был неотложно необходим земский собор, когда и не желавшие его должны были соблюсти хотя только форму собора. Борис Федорович, избранный в цари наружно подстроенным собором, а отнюдь не голосом всей Русской земли, в продолжение всего своего царствования ни разу не осмелился обратиться к этому голосу, хотя в наставшие смутные времена, очевидно, имел нужду в этом голосе и с тем погиб, а за ним погибло и все его семейство. Захвативший верховную власть по смерти его Лжедимитрий, возведенный на престол толпою крамольников и оружием Поляков, также не осмелился обратиться к голосу всей Русской земли в форме земского собора и, не процарствовав полного года, погиб среди народного восстания в Москве. После смерти Лжедимитрия послышался было голос, и довольно сильный, о необходимости созвать земский собор со всех краев Русской земли для избрания нового царя: но голос этот был заглушен горячими сторонниками князя Василия Ивановича Шуйского, руководившего народным восстанием против Лжедимитрия, и Шуйский поспешно был провозглашен царем всей России только своими ближайшими сторонниками, бывшими при дворе, так что и не все Москвичи ведали о его избрании. Четырехлетнее царствование Василия Ивановича, исполненное небывалых доселе смут, не дало времени созвать крайне необходимый земский собор, и Шуйский был низведен с престола крамольниками и, выданный Полякам, умер пленником в Польше. По низведении с престола Василия Ивановича Шуйского боярская дума, очевидно по настоянию патриарха Гермогена, заявила было желание созвать полный земский собор, чтобы голосом всей Русской земли избрать царя, но это желание было заглушено разными настроениями и происками Поляков и изменников; и следствием этого были новые междоусобия и смуты, продолжавшиеся два года с половиной, в которое время Поляки при помощи изменников даже успели завладеть Москвою. Наконец Русская земля, видя крайнюю гибель, поднялась против крамольников, очистила Кремль от Поляков и решилась созвать полный земский собор со всех краев России для избрания царя. Во все концы Русской земли были разосланы от боярской думы и от всей Москвы грамоты, в которых было написано: «Москва от Польских и Литовских людей очищена, церкви Божий в прежнюю лепоту облеклись и Божие имя в них славится по-прежнему, но без государя Московскому государству стоять нельзя, печься об нем и людьми Божиими промышлять некому; без государя вдосталь Московское государство разорят все, без государя государство ничем не строится и воровскими заводы на многие части разделяется и воровство многое множится; и потому бы все власти духовные были к Москве, и из дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей выбрав лучших, крепких и разумных людей, по скольку человек пригоже, для земского совета и государского избрания все города прислали бы в Москву, и чтобы власти и выборные лучшие люди договорились в своих городах накрепко и взяли у всяких людей о государском избрании полные договоры». Боярская дума и всяких чинов люди, съехавшиеся в Москву для изгнания поляков и изменников, и не могли поступить иначе, как созвать земский собор со всей Русской земли; ибо дело очищения Москвы было делом всей Русской земли. Разные дружины, из городов сшедшиеся в Москву, были собраны самими городами и содержались на их счет, и сами собою без воли городов не могли сделать такого великого дела, как избрание государя для всей Русской земли, на такое великое дело они не были уполномочены и должны были ждать голоса всей Русской земли, который должен был высказаться на полном земском соборе; плачевные опыты предшествовавшего недавнего времени прямо говорили, что в этом деле без земского собора обойтись нельзя. По зову боярской думы и всяких чинов людей, бывших в Москве при освобождении ее от Поляков, съехались в Москву выборные от всех почти городов и краев Русской земли, выключая Сибирь и те города, которые еще были в руках неприятелей и изменников. Выборные приехали в Москву с наказами от избравших их общин и с полномочиями и на первом же собрании порешили, чтобы не выбирать царя из иноземных государей, а выбрать из своих честных родов; потом собирались еще несколько раз и уговорились избрать в цари Михаила Федоровича Романова-Юрьева, племянника покойному царю Федору Ивановичу, по матери его, царице Анастасии Романовне; но, не решая дела окончательно в собрании 7 февраля, отложили до 21 февраля, пока съедутся в Москву боярин, князь Федор Иванович Мстиславский и другие бояре, бывшие по городам, а также отправили скорых гонцов во все города, от которых еще не успели приехать выборные в Москву. И когда наконец все съехались на срок, то 21 февраля, в неделю православия, в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы в Кремле весь священный собор, бояре, окольничие и другие приказные люди, и все выборные и множество народа, по принесении молитв Господу Богу Вседержителю, окончательно избрали на царство Михаила Федоровича Романова-Юрьева; и вслед за избранием, не выходя из церкви, все выборные дали присягу по записи, чтобы мимо царя Михаила Федоровича никого не искать и не хотеть. По окончании избрания и утверждении присягой выборные всем собором избрали посольство для отправления в Кострому, где тогда находился новоизбранный царь, — просить его, чтобы он принял избрание и ехал в Москву. Когда же от посольства пришло извещение о принятии Михаилом избрания в цари, то по принесении Господу Богу молебствия собор опять имел заседание 14 апреля, на котором все члены собора решили написать утвержденную грамоту об избрании на царство Михаила Федоровича Романова и, написавши, тут же перед всем собором прочли, и митрополиты, архиепископы и епископы приложили к грамоте руки и привесили свои печати, прочие же все, бывшие на соборе, приложили свои руки и определили хранить грамоту в царском хранилище вместе с докончальными и утвержденными грамотами. А подписана грамота осьмью архиереями, двадцатью четырьмя архимандритами и игуменами, семнадцатью боярами и после бояр окольничими, крайчим, стряпчими, чашниками, думным дьяком и стольниками, всего шестидесятые человеками, шестидесятью дворянами Московскими и сто восемью выборными людьми от сорока осьми городов, приславших на собор своих представителей и уполномоченных Собр. Собор 1613 года составляли: 1 духовные власти — архиереи, архимандриты и игумены по приглашению без выбора; 2 придворные чины — бояре, окольничие, крайчий, чашник, стольник и другие также без выбора; 3 дворяне Московские также без выбора; 4 выборные и уполномоченные от городов, как духовные, так дворяне, казаки, посадские и уездные люди, смотря по тому, кому местное общество дало свое полномочие без различия званий и состояний. Так, например, из Кашина был прислан выборным только один келарь Калязина монастыря, старец Порфирий; из Твери были выборными два архимандрита, несколько дворян и посадских людей; из Коломны — игумен Голутвина монастыря, несколько дворян, посадских и уездных людей; из Вятки — один протопоп, один священник и несколько посадских людей; из Ливен — один священник и несколько боярских детей и казаков; из Нижнего Новгорода выборными были: протопоп и несколько посадских людей и стрельцов. Из этого перечня выборных людей явствует, что на земский собор 1613 года выборные избирались не по сословиям, а по тому, кому верит местное общество, кого уполномочивает своим избранием; и выборные являлись на собор представителями не того или другого сословия, а целого местного общества; целый земский собор был представителем всей Русской земли без различия сословий, а следовательно, и имел в виду интересы всей Русской земли и уже по самому составу своему не мог иметь других интересов. К кому являлись выборные от городов, приехавшие в Москву, и кому представляли свои полномочия или наказы, об этом относительно собора 1613 года до нас пока не дошло никаких известий. Земский собор 1613 года, подобно первому земскому собору при царе Иване Васильевиче, вручил новоизбранному царю Михаилу Федоровичу полное самодержавие; но молодой 16-летний царь и его боярская дума не решались еще принять на себя всю ответственность по управлению: времена беспорядков самозванщины были еще очень близки, Русская земля далеко еще не была окончательно успокоена — Шведы, Поляки владели еще многими Русскими городами, и вообще всякого рода изменники и самозванцы продолжали еще делать беспорядки в разных краях Русской земли, а царская казна была пуста, деньги были крайне нужны на содержание царского двора, на жалование войску и на другие неотложные расходы. А no-сему земский собор, избравший царя, не был распущен еще в продолжение трех лет, так что власть самодержавного государя непосредственно опиралась на волю всей Русской земли, выражаемую земским собором и государь не начинал и не решал ни одного важного дела, не посоветовавшись с земским собором, и, мало того, даже в своих указах писал: «Мы, Великий государь, учинили о том собор и приговорили то и то». Или: «По нашему, Великого государя, указу и по соборному приговору всей Русской земли и проч. Земский собор, избравший на царство Михаила Федоровича в 1613 году, писал от своего имени окружные грамоты во все города Русской земли об избрании царя и о том, чтобы везде дали присягу служить ему верой и правдой Собр. И в том же 1613 году собор от своего имени писал к Сигизимунду, королю Польскому, чтобы он вывел польские войска из Русской земли, возвратил задержанных Русских послов и приступил к размену пленников. Грамота к Сигизмунду запечатана печатью Казанского митрополита на красном воску и земской печатью на черном воску Собр. Значит, собор как орган воли всей Русской земли имел свою печать, или, иначе, печать Русской земли, земскую печать, как она названа в грамоте. Потом, в том же 1613 году, вместе с царской грамотой послана была грамота от собора к Строгановым об уплате следующих с них в казну доходов и об отпуске взаймы денег и разных припасов на войско ААЭ. Далее, в 1614 году, вместе с царскими грамотами были посланы грамоты от собора к Волжским и Донским казакам, чтобы общими силами действовать против Ивана Заруцкого и Марины Мнишек, и даже грамота к Заруцкому с обещанием помилования, ежели он покорится государю ibid. Те же члены земского собора присутствовали в собрании в 1615 году, на котором, по указу государеву и по приговору всей Русской земли, велено со всех городов Московского государства со всяких людей, с животов служилым людям на жалованье ibid. В конце 1615 или в начале 1616 года выборные люди со всех городов, составлявшие земский собор, избравший на царство Михаила Федоровича Романова, были распущены по домам; но тем заседание земского собора не прекратилось, а переменились лишь выборные. Государь и его дума не решались остаться одни и в январе же месяце 1616 года разослали по всем городам грамоты о присылке в Москву новых выборных для земского собора; в одной из таковых грамот, писанной от 12 января, сказано: «Велено вам прислати к нам, к Москве, для нашего великого дела на совет, Пермичь, посадских людей, лучших и середних трех человек, добрых, разумных и по-стоятельных людей; тотчас не мешкав ни часу, и на Москве тем людям велено явиться в Посольском приказе, думному дьяку нашему, Петру Третьякову» ibid. А в апреле-месяце того же 1616 года новые выборные люди уже присутствовали на соборе в царских палатах и по случаю продолжающейся войны с Польшей и с изменниками учинили приговор, о котором в одной царской грамоте от 29 апреля сказано так: «И на соборе всех великих российских государств митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священный собор, и бояре, и окольничие, и стольники, и стряпчие, и все ратные люди, и Московские, и всех городов гости, и торговые, и выборные всякие люди приговорили: на ратных людей, чем ратным людем подмогати, собрати денег с Москвы и со всех городов, и с посадов, и с уездов сошные деньги, и с гостей, и с торговых, со всяких людей, чей кто ни буди, и с монастырей, которые торгуют с животов пятую деньгу; а с Максима, и с Никиты, и с Андрея, и Петра Строгановых власти и всех городов выборные люди приговорили взяти с вотчин и промыслов, животов сорок тысяч руб-лев» ibid. А в другой грамоте того же года сказано: «А сошных денег с уездов с сошных людей по сошному развода по 120 рублев с сохи» ibid. Потом те же выборные люди в 1618 году в общем собрании с духовенством и боярами, в присутствии самого государя, в царских палатах, по случаю похода к Москве королевича Владислава, приговорили: «Стоять за государя и православную церковь единодушно и сидеть в осаде без сомнения и с королевичем Владиславом битись до смерти, не щадя голов своих, а к воеводам по городам разослать царские указы, чтобы спешили со своими полками к Москве». И тут же собором приговорили и утвердили роспись: «Как государю на Москве, будучи в осаде, против недруга своего королевича Владислава промышлять и кому с ним, государем, боярам и окольничьим и думным людям быть, и на Москве всяких чинов людям быть, и кого бояр и воевод и дьяков по городам послать для помочи Московскому государству, чтобы в городах боярам и воеводам, собрався с ратными людьми, ему государю и Московскому государству помочь чинить» Собр. Наконец те же выборные люди 1616 года присутствовали на соборе 1619 года и всем собором вместе с царем и патриархом Филаретом Никитичем по его предложению приговорили: «1-е — во все городы, которые не были в разоренье, послать писцов для составления ординарных писцовых книг, необходимых при назначении и раскладке податей ; а в те городы, которые от Литовских людей и от Черкас были в разореньи, послать дозорщиков добрых, приведши к крестному целованью и дав им полные наказы, чтобы они описали и дозрили все города в правду то есть составили дозорные книги, в которых прописывалось подробно, какие разорения и запустения в какой местности и почему та местность не может платить податей в том размере, в каком платила по писцовым книгам, писанным до разоренья. Собрать сведения, которые жители украинных городов живут на Москве или в других городах, тех сыскивать и отсылать в те города, где прежде жили, и давать им льготы, смотря по разорению. А которые люди заложились за митрополитов, за бояр и за всяких чинов людей, и тех высылать на прежние места жительства, и что за ними податей за прежние годы, то взыскать по счетам на тех, за кем они жили заложившись. Сыскать и выписать, сколько со всех городов всяких доходов по окладу, и сколько в нынешних городах доходов в приходе, и что в расходе, и что в доимке осталось, и что от разоренья опустело. И наконец 4-е: из всех городов для ведома и устроенья указали взять к Москве, выбрав из всякого города из духовных людей по человеку, да из дворян и детей боярских по два человека, добрых и разумных, да по два человека посадских людей, которые бы умели рассказать обиды и насильства и разоренье, и чем Московскому государству полниться и ратных людей пожаловать и устроить бы Московское государство, чтобы пришло все в достоинство» Собр. После этого собрания выборные люди 1616 года были отпущены по домам и на место их созваны по их же соборному приговору новые выборные люди из всех городов, которые, как сказано выше в соборном приговоре, должны были рассказать об обидах, насильствах, разоренье и чем Московскому государству полниться. Главною обязанностию сих новых выборных людей было указать на нужды того или другого местного общества и на те средства помочь этим нуждам, которые считаются необходимыми по местным соображениям. Долго ли прожили в Москве сии новые выборные люди и когда распущены по домам, мы об этом пока еще не имеем известий; но, кажется, по их указанию о налогах и обидах от местных властей были сделаны некоторые распоряжения со стороны царя в следующем же 1620 году относительно прекращения беспорядков и притеснений со стороны областных правителей. В царской грамоте по этому предмету сказано: «Ведомо нам учинилось, что в городах воеводы и приказные люди наши всякие дела делают не по нашему указу, и монастырям, и служилым, и посадским, и уездным, и проезжим всяким людям чинят насильство и убытки, и продажи великие, и посулы, и поимки и кормы емлют многие». Таковое известие о притеснениях из всех городов царь ниоткуда не мог получить, как он выборных людей, съехавшихся на собор именно за тем, чтобы рассказать убытки и обиды. Самая царская грамота была послана не к воеводам и приказным людям, а на имя местных земщин, как охранный лист против воеводских притеснений, о чем прямо сказано в заключении грамоты. В 1621 году был созван новый земский собор, на котором участвовали как духовенство, бояре, думные люди, дворяне, дети боярские, стрельцы и казаки и всякие служилые люди, так и гости торговые и всяких чинов жилецкие люди всего Московского государства; поводом к созванию сего собора было то, что Турецкий султан, Крымский хан и Шведский король предлагали царю начать общую войну с Польшею. Собор сей заседал в золотой большой государевой грановитой палате; государь и патриарх открыли собор речью, в которой подробно были изложены неправды и нарушения мирных договоров Польским королем и его урядниками и замыслы Поляков при первой возможности напасть на Московские владения, а так- , же раскрыты все удобства смирить Поляков войною в союзе с Турциею, Крымом и Швецией. На эту речь царя и патриарха собор отвечал просьбою, чтобы царь и патриарх за святые Божий церкви и за свою государскую честь, и за свое государство против недруга своего исконного, вечного врага Московскому государству короля Польского стояли крепко, сколько им, государям, милосердный Бог помочи подаст, и служилые люди сказали: «За них, государей, и за их государство против Польского и Литовского короля ради битися не щадя голов своих. Да дворяне и дети боярские били челом, чтоб государи пожаловали, велели их в городех разобрати, кому мочно их государева служба служити, чтоб дворяне и дети боярские никакое человек в избылых не был. А гости и торговые люди били челом, что они им государем, в помочь их государеве казне, ради с себя давати деньги, как кому мочно, смотря по их прожиткам». Государь и патриарх на соборе же, посоветовавшись с боярами, указали: «Послать с собору в города к боярам и воеводам, и к дьякам, и ко всяким приказным людем, и к дворянам и детям боярским, и ко всяким служилым и жилецким людям свои государевы грамоты, объявляя все неправды и злой совет литовского короля и сына его и панов рад, и что они государи на соборе приговорили за злыя неправды стояти на Литовского короля, и в городех бы дворяне и дети боярские и всякие служилые люди на государеву службу были готовы, лошади кормили и запас пасли». И тут же на соборе сделана роспись, кого бояр, дворян и дьяков послать по городам для разбора, и записана в самом акте соборного деяния Собр. По случаю начавшейся войны с Польшею в 1632 году снова был созван земский собор, на котором было приговорено: «На жалованье прибылым ратным людям в городах с торговых людей взять пятую деньгу, то есть по сороку денег с рубля; а духовенство, бояре, дворяне и другие помещики и вотчинники дали слово представить роспись, сколько кто даст на вспоможенье государевой казне». Подлинного акта этого собора пока еще не отыскано, но о нем есть прямое упоминание в наказе, данном 18 ноября 1632 года, определенным к сбору означенных денег князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому и Симоновскому архимандриту Левкию с товарищами. В этом наказе сказано: «Государь-царь и отец его патриарх советовав с митрополиты и с архиепископы и с епископы, и со всем освященным собором, и с бояры и с окольничими, и с думными людьми, и с стольники, и с стряпчими, с дворяны и с приказными людьми, и с гостьми и всяких чинов людьми, что ныне в походе с бояры и воеводы, рати конные и пешие, многие люди и проч. Этот земский собор, очевидно, не был распущен во все продолжение тогдашней Польской войны; ибо в дошедшем до нас акте соборного деяния, 29 января 1634 года 7142 , в речи к членам собора прямо сказано: «в прошлом 141 году в 1632 с сентября государь-царь, советовав с отцем своим патриархом, объявили вам на первом соборе многие неправды прежнего Польского короля Сигизмунда и сына его Владислава». В этом новом заседании собора царь объявил, что Польский король Владислав стеснил государева воеводу боярина Шеина под Смоленском, и что в помощь Шеину уже послано новое войско, и что этому новому войску и тому, которое стоит под Смоленском с Шейным, нужны деньги на жалованье ратным людям и на содержание, а без новых сборов одною прежнею казной обойтися нельзя. И члены собора проговорили: «Что они для вспоможения и избавы православныя христианския веры, на жалованье ратным людям против Польского и Литовского короля денег дадут, смотря по своим пожиткам, что кому мочно дать». И тут же на соборе по повелению царя назначена новая комиссия для сбора означенных денег Собр. В 1637 году был созван новый земский собор по случаю войны с Крымским ханом, которого, по словам соборной грамоты, посылает Турецкий султан большою войной за взятие Азова Донскими казаками. Об этом соборе дошло до нас упоминание в царской грамоте в Устюжну Железопольскую о сборе денег на жалованье ратным людям, писанной от 12 декабря 1637 года. В грамоте государь пишет: «И мы великий государь учинили о том собор и говорили на соборе патриарху, властям, боярам, окольничим, думным людям и стольникам, и стряпчим, и дворянам, и дьякам, и головам, и сотникам, и дворянам, детям боярским из городов, и гостям, и торговым, и всяким жилецким людям объявили: как нам для избавления православных крестьян против такового недруга Крымского царя стоять и какими обычаи ратных людей сбирать и чем строить. И мы, великий государь, приговорили на соборе с патриархом и властьми, и с бояры, и со всякими чинми людьми, прося у Бога помощи против недруга нашего Крымского царя стоять со всеми ратными людьми, сколько милосердый Бог помочи подаст; и боярам нашим и воеводам, и стольникам, и стряпчим, и дворянам, и жильцам, и из городов дворянам, и детям боярским, и стрельцам, и казакам, и всяким ратным людям нашу службу против недруга нашего Крымского царя сказать велели. Да против недруга нашего Крымского царя указали есмя с наших дворцовых сел взять ратных людей с 20 дворов по человеку, а с патриарха и с митрополитов, архиепископов, епископов и больших монастырей указали есмя взять с земель, с вотчин даточных людей пеших с десяти дворов по человеку, а с бояр, с окольничих и с думных людей и со всяких чинов людей, с поместий и с вотчин с двадцати дворов по человеку, а с середних и с меньших монастырей с десяти дворов по четыре лошади под ратных людей, а с городов, с посадов и с уездов, с черных волостей указали есмя взять ратным людям на жалованье, с десяти дворов за даточного человека по двадцати рублев, с двора по два рубля» ААЭ. Судя по известию, сохранившемуся в грамоте, на соборе присутствовал сам царь, сам предлагал вопросы и рассуждал с членами собора и потом уже делал распоряжения от своего имени. Наконец в 1642 году был созван новый собор, состоявший из высшего духовенства, бояр, выборных людей, от городов — помещиков и вотчинников, и выборных, от гостей и торговых людей разных черных сотен города Москвы. При извещении о созвании этого собора было объявлено, что на соборе будет рассуждаемо о том, какой ответ дать Турецкому посланнику относительно Азова, взятого у Турок Донскими казаками в 1637 году; и по-велено выбрать из всяких чинов из лучших, из средних и из молодших людей, добрых и умных людей, с кем о том деле говорить; и выбрать из больших статей человек по 20 и по 15 и по 10 и по 7, а не из многих людей человек по 5 и по 6 и по 4 и по 3 и по два человека. И когда выборные люди сошлись в столовую избу, где уже были бояре и думные люди, и им всем вслух при боярах было прочтено в подробном изложении все дело о взятии Азова Донскими казаками и о войне с Турками и был поставлен вопрос — разрывать ли мир с Турками из-за Азова или не разрывать, и ежели разорвать мир, то где взять средства для войны. И по прочтении списки с прочтенного розданы выборным людям, чтобы они о том поразмыслили накрепко и свою мысль объявили государю на письме.
Именно этот орган позволяет нам описать государственный строй российского государства шестнадцатого века как сословно-представительную монархию. Необходимо также заметить, что земский собор не работал постоянно, а лишь созывался на время, при необходимости и по велению царя. Структура земского собора При беглом знакомстве с темой земский собор может показаться очень демократичным органом в понимании современного человека. Это представление ложно, и важно разобраться, как на самом деле распределялось членство в земских соборах. В состав входили: Все члены Боярской думы как представители верховного государственного органа; Все члены Освещенного собора как представители верховного церковного учреждения; Служилые люди, то есть дворяне, феодалы с правом условного землевладения. Самое широко представленное в соборе сословие. Но представителей служилого сословия не выбирали, а призывали в связи занимаемыми ими административными должностями; Купечество. Это сословие было представлена в основном столичными купцами. Их также не выбирали представителями, а призывала власть как наиболее богатых и влиятельных. Как мы видим, не все сословия были представлены в земском соборе, а представители не были выборными и призывались властью.
Количество бояр по интересам разделилось примерно поровну. Это также были знатные люди с большим авторитетом. Они продвигали своего «царя» - Дмитрия Трубецкого. Сложность заключалась в том, что у Трубецкого был чин «боярин», который он совсем недавно получил в Тушенском дворе. По традиции казаки примкнули к тому, у кого были деньги. В частности они активно служили Тушенскому двору, а после того, как последний, разогнали — стали поддерживать царя, который имел отношениек Тушину. Отец Михаила Романова, Филарет, был патриархом в Тушенском дворе и пользовался там большим уважением. Во многом благодаря этому факту Михаила поддержали казаки и духовенство. Карамзин Прав на пристол у Романова было не так много. Тем более боьшая претензия к нему была в том, что его отец был в дружественных отношениях с обоими Лжедмитриями. Первый Лжедмитрий сделал Филарета митрополитом и своим ставленником, а второй Лжедмитрий назначил его патриархом и своим ставленником. То есть отце Михаила был в весьма дружественных отношениях с иноземцами, от которых только что избавились по решению Собора 1613 года решили больше на власть не призывать.
Созыв Первого Земского собора
Созыв первого Земского собора положил начало формированию сословно-представительной монархии в России. Последний Земский собор полного созыва, на котором находились представители разных сословий, был созван в 1653. Первый собор был созван при Иване Грозном, а последний – незадолго до эпохи Петра. Прошло 465 лет со времени созыва Первого земского собора. В 1613 году именно Земский собор привел на русский престол государя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых.
Первый земский собор
475 лет назад, по решению русского царя Ивана IV, был созван первый Земский собор! Когда был созван первый Земский собор? В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освящённым»). Земские соборы созывались нерегулярно, главным образом по инициативе царя, в отдельных случаях – патриарха Московского и всея Руси и Боярской думы или сословий.
Собор примирения
На соборе 19 29 мая 1606 г. В августе 1610 г. Жолкевским об условиях избрания королевича Владислава будущего польского короля Владислава IV русским царём и о будущем государственном устройстве Русского государства. При Первом ополчении 1611 г. Земский собор Второго ополчения 1611—1612 гг.
К лету 1612 г. В этом Земском соборе участвовали свыше 800 депутатов: лица по статусу члены Освященного собора, думные чины, московские чины и дворяне выборные из членов Государева двора , выходцы из военно-служилых слоёв казаков, стрельцов и др. В 1614—1618 гг. Рассматривались также вопросы борьбы с движением И.
Заруцкого март 1614 , о ходе переговоров и условиях заключения мира со Швецией сентябрь — декабрь 1616 , о противодействии походу королевича Владислава сентябрь 1618. На летнем Земском соборе 1619 г. На Земских соборах 1621 и 1622 гг. Третий период начало 1630-х — середина 1650-х гг.
Третий период деятельности Земских соборов также характеризовался острыми внутриполитическим и внешнеполитическим кризисами, во время которых правительство регулярно обращалось к сословиям за поддержкой своих действий и за «советами». Одновременно в 1630—1640-х гг. Земские соборы в ноябре 1632 г. В 1637—1642 гг.
Земские соборы собирались неоднократно в связи с резким обострением отношений Русского государства с Крымским ханством и Османской империей. На Земском соборе 1639 г. Наиболее представительным стал Земский собор в январе 1642 г. На этом Земском соборе была отклонена возможность включения Азова в состав Русского государства в связи с его захватом донскими казаками и «Азовским сидением» ; кроме того, в ходе Земского собора были поданы жалобы на тяжесть налогов и служб, предложения о переменах в судебной сфере, обвинения в адрес бояр и московских приказных, местной воеводской администрации, поданные рядом уездных корпораций дворян и купцами.
Это отразило крепнувшее в условиях кризиса «единачество» уездного дворянства и купечества, нарастание противостояния между ними, с одной стороны, и властью, аристократической элитой, приказной верхушкой, — с другой. Проведения реформ суда, налогообложения, управления в столице и на местах, созыва Земского собора потребовали и участники Соляного бунта 1648 г. Земский собор с участием выборных, заседавший около 16 26 июля 1648 г. Одновременно по указу царя Алексея Михайловича в соответствии с приговором Освященного собора и Боярской думы был образован особый приказ во главе с князем Н.
Рассматривались также вопросы борьбы с движением И. Заруцкого март 1614 , о ходе переговоров и условиях заключения мира со Швецией сентябрь — декабрь 1616 , о противодействии походу королевича Владислава сентябрь 1618. На летнем Земском соборе 1619 г. На Земских соборах 1621 и 1622 гг. Третий период начало 1630-х — середина 1650-х гг. Третий период деятельности Земских соборов также характеризовался острыми внутриполитическим и внешнеполитическим кризисами, во время которых правительство регулярно обращалось к сословиям за поддержкой своих действий и за «советами».
Одновременно в 1630—1640-х гг. Земские соборы в ноябре 1632 г. В 1637—1642 гг. Земские соборы собирались неоднократно в связи с резким обострением отношений Русского государства с Крымским ханством и Османской империей. На Земском соборе 1639 г. Наиболее представительным стал Земский собор в январе 1642 г.
На этом Земском соборе была отклонена возможность включения Азова в состав Русского государства в связи с его захватом донскими казаками и «Азовским сидением» ; кроме того, в ходе Земского собора были поданы жалобы на тяжесть налогов и служб, предложения о переменах в судебной сфере, обвинения в адрес бояр и московских приказных, местной воеводской администрации, поданные рядом уездных корпораций дворян и купцами. Это отразило крепнувшее в условиях кризиса «единачество» уездного дворянства и купечества, нарастание противостояния между ними, с одной стороны, и властью, аристократической элитой, приказной верхушкой, — с другой. Проведения реформ суда, налогообложения, управления в столице и на местах, созыва Земского собора потребовали и участники Соляного бунта 1648 г. Земский собор с участием выборных, заседавший около 16 26 июля 1648 г. Одновременно по указу царя Алексея Михайловича в соответствии с приговором Освященного собора и Боярской думы был образован особый приказ во главе с князем Н. Одоевским для составления Уложения.
В Земском соборе, проходившем в октябре 1648 — феврале 1649 гг. На Земском соборе после детального и последовательного обсуждения в двух палатах был принят текст Соборного уложения 1649 г. Заседания Земского собора посвящались также рассмотрению коллективных и групповых челобитных, не связанных прямо с текстом Соборного уложения. Работа на этом Земском соборе рассматривалась как «государева служба» «повинность» и одновременно как факт представительства депутатами местных интересов перед государем. Длительность и интенсивность заседаний компенсировались денежным жалованьем и различными льготами. К авторитету Земского собора правительство вновь вынудило обратиться Псковское восстание 1650 г.
На первом заседании 4 14 июля 1650 г.
Если количество не было определено, это решало само население. В призывных грамотах четко оговаривалось, что избранию подлежат «лучшие люди», «добрые и смышленые люди», которым «Государевы и земския дела за обычай», «с которыми можно бы было говорить», «которые-б умели разсказать обиды и насильства и раззорения и чем Московскому государству полниться» и «устроить бы Московское государство, чтоб все пришли в достоинство» и т.
Стоит обратить внимание, что требований к имущественному положению кандидатов не предъявлялось. В данном аспекте единственным ограничением было то, что в проходивших по сословиям выборах могли участвовать лишь те, кто платил налоги в казну, а также люди, несшие службу. Как уже отмечалось выше, иногда количество выборных людей, которое необходимо отправить на собор, определяло само население.
Как отмечает А. Рожнов в статье «Земские соборы Московской Руси: правовая характеристика и значение», подобное равнодушное отношение правительства к количественным показателям народного представительства не было случайным. Напротив, оно очевидно вытекало из самой задачи последнего, заключавшейся в том, чтобы донести позицию населения до Верховной власти, дать ему возможность быть услышанным ею.
Поэтому определяющим являлось не число лиц, входивших в состав Собора, а степень отражения ими интересов народа. Города вместе со своими уездами составляли избирательные округа. По завершении выборов составлялся протокол собрания, который заверялся всеми участвовавшими в выборах.
По окончании выборов составлялся «выбор за руками» — избирательный протокол, скреплявшийся подписями избирателей и подтверждавший годность избранников к «Государеву и земскому делу». После этого выборные лица с «отпиской» воеводы и «выборным списком за руками» отправлялись в Москву в Разрядный приказ, где дьяки удостоверялись в правильности проведения выборов. Депутаты получали от избирателей наказы, в основном устные, и по возвращении из столицы должны были отчитаться о проделанной работе.
Известны случаи, когда поверенные, не сумевшие добиться удовлетворения всех ходатайств местных жителей, просили правительство выдать им специальные «береженые» грамоты, которые бы гарантировали им защиту от «всякого дурна» со стороны недовольных избирателей: «велено их, выборных людей, в городах воеводам от городских людей ото всяково дурна оберегати для того, что у твоего государева у соборного Уложения по челобитью земских людей не против всех статей твой госадурев указ ученен» Работа делегатов на Земском соборе осуществлялась преимущественно безвозмездно, на «общественных началах». Избиратели обеспечивали выборных только «запасом», то есть оплачивали их проезд и проживание в Москве. Государство же лишь изредка по просьбам самих народных избранников «жаловало» их за несение депутатской повинности.
Вопросы, решаемые Соборами. Избрание царя. Собор 1584 г.
Избрание Федора Иоанновича. По духовной 1572 г. Но смерть наследника от руки отца в 1581 г.
Так второй его сын Федор, став старшим, остался без юридического титула, без акта, который давал бы ему право на престол. Этот недостающий акт и создан был земским собором. Собор 1589 г.
Избрание Бориса Годунова. Царь Федор умер 6 января 1598 года. Древнюю корону — шапку Мономаха — надел на себя Борис Годунов, одержавший победу в борьбе за власть.
Среди современников п потомков многие сочли его узурпатором. Но такой взгляд был основательно поколеблен благодаря работам В. Известный русский историк утверждал, что Борис был избран правильным Земским собором, то есть включавшим представителей дворянства, духовенства и верхов посадского населения.
Мнение Ключевского поддержал С.
Они повышали налоги и увеличивали давление на людей. Апогеем кризиса стали пожары 1547 года. После чего началось Московское восстание.
При этом люди выступали против рода Глинских, обвиняя их в магии и поджогах. Именно тогда 17-летний Иван IV стал царем и начал править страной. В 1549 году он решил создать особый совет, который получил название Земского собора. Цели Земского собора По решению правителя всея земли была создана организация, к главным задачам которой относилось следующее: устранение противоречий между дворянами и боярами; проявление доверия правителя к самым разным слоям населения и улучшение отношений с людьми; устранение последствий бунта 1547 года, который появился после пожаров в столице; разрешение управленческих вопросов и борьба с узурпацией власти чиновниками на местах; внесение коррективов в Судебник и проведение насущных реформ; предоставление власти старостам, которые выбирались от имени народа.
Если рассматривать обязанности организации, она должна была заниматься решением следующих вопросов: избрание на престол; выполнение обязанностей правителя в случае его отсутствия; утверждение законов; подавление бунтов. Что касается характера работы, соборы были избирательными и совещательными. Они устраивались по различным причинам. Одни собрания царь организовывал сам, другие — проходили по желанию сословий.
Суть и содержание Земского собора Сам термин «Земский» обозначал «общегосударственный». Таким словом называли дело, которое имело значение для всех государственных земель. Созыв бояр, представителей церкви и дворян для разрешения существующих проблем стал уникальным этапом в государственной истории. Во время первого собора Иван IV произнес «покаянную речь».
Вначале он обвинил бояр в бедах, которые те причинили России в последние годы. После чего царь обратился к людям с призывом отказаться от «вражды и тягот», а также забыть все сложности и конфликты. Он дал своим подданным поручение принимать челобитные, посвященные нечестности бояр, и разрешать спорные ситуации. Проблемы местного управления Собор 1549 года включал активное обсуждение проблем самоуправления областей, так как они представляли собой источник множества тяжб и конфликтов.
В России по-прежнему функционировала система кормлений, которая сложилась еще в одиннадцатом-двенадцатом веках. Этим термином называли обязанность местных жителей содержать чиновников, которые служат в той или иной области. Помимо этого, сборщиков налогов назначали князья, у которых не было заинтересованности в честности сборов. Все это стало причиной того, что наделенные властью люди начали ею злоупотреблять.
При этом они, по сути, грабили людей. После создания собора во всем государстве ввели посты старост и целовальников. Они должны были выбираться на местах, а не назначаться в централизованном порядке. Люди, занимавшие эти должности, собирали налоги, вели судебные дела и контролировали соблюдение порядка на своей территории.
Такое нововведение должно было уменьшить произвол наместников и стать конкретным проявлением планов правителя «привести всех в любовь».
Первый Земской собор 1549г
Здесь были представлены все сословия, кроме, крепостного крестьянства и ремесленников. И хотя Собор, не принимал документы, обязательные для исполнения верховной властью, однако ж грозный государь решил собрать этот коллегиальный орган, посоветоваться, так сказать, с массами. На Соборе обсуждались насущные проблемы, которые стояли перед государством.
Началось «боярское правление», которое принесло и державе, и простому народу неисчислимые бедствия. Русское государство стало местом насилий и кровопролития.
Много лет проработавший в России итальянский архитектор А. Фрязин, бежав за рубеж, рассказал, что бояре «делают жизнь на московской земле совершенно невыносимой». В политике того времени царили заговоры и перевороты. Только ожесточенная борьба между боярами Шуйскими Рюриковичами и Бельскими Гедиминовичами спасла ребенка на троне и сохранила в целости его владения.
До 1540 г. При нем решения Боярской Думы, в которой он безраздельно господствовал, стали законодательно равны царским указам. Правление Шуйских отличалось хищениями и беспорядками: наместники временщика в городах и весях вели себя «как лютые звери», посады пустели, кто мог — спасался бегством. Беглый народ сбивался в разбойничьи шайки по всем центральным уездам страны.
Южным границам угрожали татары и турки, Северо-западу — Литва и Швеция. Государство стояло на грани гибели. Спасая державу от разорения, часть придворных совместно с митрополитом всея Руси патриаршество еще не было учреждено поддержали Бельских, которые в 1540 г. Новое правительство укрепило государственную власть и отразило нападение внешних врагов.
После кадровой чистки были отправлены в отставку особо непопулярные наместники городов и среди них «один из самых ненавистных Пскову наместников» — Андрей Шуйский. Тяжелая рука государства пришлась не по вкусу аристократам. Шуйские встали во главе нового заговора и в январе 1542 г. Во время мятежа бояре ночью ворвались в спальню малолетнего Великого князя в поисках своих врагов, а митрополита Иоасафа «с великим бесчестием согнали с митрополии».
Двенадцатилетний Иоанн был в ужасе, опасаясь за свою жизнь. Шуйские, опьяненные торжеством победы, потеряли всякую меру. Разыгрывая роль полновластных хозяев, они расхищали государственную казну, обзавелись золотой посудой из царской ризницы, раздавали своим приверженцам чины, награды и вотчины. Иностранные послы уже величали Шуйских «принцами крови», как бы подтверждая их право на престол.
Унижая мальчика, глава мятежного клана Иван Шуйский сидел в присутствии государя, опираясь при этом локтем о постель его покойного отца и положив ноги на царский стул. Впоследствии Иван Грозный вспоминал, что в то время он часто не имел самого необходимого: одежды и пищи. Если такое приходилось терпеть царю, то каково же было его подданным? Будущего царя опекал святитель Макарий, которого Шуйские посадили на митрополичий престол после изгнания ими из Москвы митрополита Иоасафа 1542.
Они надеялись, что св. Макарий станет их послушным сторонником, но ошиблись. Митрополит оказался не только государственником, но и стал покровителем и воспитателем малолетнего Великого князя, его наставником в вере и в управлении государством. Именно с благословения свт.
Макария Иван VI венчался на царство и стал первым русским царем.
Скрынников высказывает мнение, что Русское государство XVI века до земского собора 1566 года было самодержавной монархией с аристократической боярской думой, а впоследствии пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию. Верховная власть уже при великом князе Иване III, стараясь уменьшить властные функции крупных феодалов, обратилась за опорой к крестьянскому самоуправлению. Судебник 1497 определил, чтобы на суде наместников непременно присутствовали дворские, старосты и лучшие люди от волостей, то есть представители крестьянских общин. Правительство и при Иване IV пытается расширить свою социальную базу, обратившись напрямую к различным сословиям преодолевающего феодальную раздробленность русского государства. Земский собор можно рассматривать, как орган, приходящий на смену вече.
Воспринимая традиции участия общественных групп в решении правительственных вопросов, он заменяет элементы демократизма началами сословного представительства. Вслед за проведением первого земского собора были изданы новый Судебник и уставные грамоты, согласно которым наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины. Каждая община должна была иметь и своего земского дьяка, который вёл бы на суде дела волостных людей. Закон предоставлял крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. По мнению некоторых историков существование земских соборов было сравнительно непродолжительным и не имело большого влияния на общественное развитие России: — Во-первых, соборы никогда не собирались самостоятельно, их созывал монарх, чаще всего для поддержания своей политики, дабы придать им в глазах народа законность и справедливость утверждение новых налогов волей «всей земли» исключало жалобы населения ; — Во-вторых, сословно-представительный орган не мог развиваться в России из-за того, что все сословия по большому счету были одинаково бесправны перед неограниченной царской властью независимо от знатности и богатства. Как писал В.
Другие исследователи, как например И. Беляев, полагали, что земские соборы: — способствовали преодолению остатков феодальной раздробленности в русском обществе, как в политическом, так и в психологическом плане; — ускорили проведение реформ в суде и местном самоуправлении, потому что у различных сословий общества появилась возможность информировать верховную власть о своих нуждах. Российская экономика того периода была ещё недостаточна производительна для развития промышленных и торговых сословий [2] и в большинстве европейских стран того периода, значительно более сильных в экономическом плане, возобладал абсолютизм , однако земские соборы сыграли немалую роль в преодолении кризисов и развитии русского общества в XVI—XVII вв. Понравилась статья?
Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти и законодательной, и исполнительной , решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские, и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. Значение земских соборов снижается небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах. Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. Первым считается земский собор 1549 г. В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности кроме как по крупным уголовным делам боярских детей наместникам. По мнению И. Беляева в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей. Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой.
7 земских соборов, изменивших судьбу России
Интересные факты о Земском соборе | 21 января 2019 София Веселова ответила: Земский собор был учреждён при царе Иване Грозном в XVI веке. |
Первый русский парламент или Земский собор на Руси | Окно в историю | Дзен | первое явление общественно-политической жизни, которое без всяких оговорок может быть названо сословным представительством. |
1549 г. Иван IV Грозный созывает первый сословно-представительский Земский собор
Первый земский собор был созван в Константинополе в 1054 году императором Византии Константином IX Мономахом. Причины созыва первого земского собора. История первого Земского собора Что известно о Первом Земском соборе Земский собор сбор представителей разных слоев населения Российского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Последний Земский собор был созван в 1684 году и поводом стало заключение Вечного мира с королем Речи Посполитой Яном Собеским.
Кто создал Земский собор и когда был первый созыв Совета всея земли – история
Причины созыва первого земского собора. сословно-представительный орган, собиравший депутатов от всех слоёв населения (кроме частновладельческих крестьян и городских "белослободчиков") европейской части России. Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства.