Покровитель иеромонаха Лаврентия (Полешкевича) — игумен Пётр (Еремеев), который в 2013 г. решением Священного синода РПЦ назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы. Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика. Патриаршего подворья в Китай-городе, ректор Российского православного университета, от лица прихожан храма. Мероприятие началось с панихиды об упокоении душ, сгоревших живыми в огне Хатыни и обо всех погибших и замученных, которую провел отец Пётр Дворников. 14.02.2024 8 февраля 2024 года епархиальный суд г. Москвы Русской Православной Церкви принял решение об извержении из сана игумена Петра (Еремеева).
В центре Москвы организовали ежедневные крестные ходы против кризиса и коронавируса
В центре Москвы организовали ежедневные крестные ходы против кризиса и коронавируса - Подъём | Монах Пе́тр — священнослужитель Русской православной церкви с 6 декабря 1998 по 11 марта 2024 годы. Доктор теологии (2004). |
по радио сообщили | Должность ректора РПУ игумен Петр (Еремеев) занимал с 2011 по 2021 год, наместником Высоко-Петровского монастыря он был в 2013-2021 годах. |
Суд РПЦ запретил служить экс-ректору православного университета Еремееву | Должность ректора РПУ игумен Петр (Еремеев) занимал с 2011 по 2021 год, наместником Высоко-Петровского монастыря он был в 2013-2021 годах. |
Суд РПЦ запретил служить экс-ректору православного университета Еремееву
В начале заседания председатель Комиссии игумен Петр (Еремеев) огласил изменения в составе членов Межведомственной комиссии. 14.02.2024 8 февраля 2024 года епархиальный суд г. Москвы Русской Православной Церкви принял решение об извержении из сана игумена Петра (Еремеева). Об отношении в ивановском Сараево к творчеству Эмира Кустурицы и современному кино в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал настоятель храма протоиерей Петр (Сургучев). Епархиальный суд Москвы изверг из сана запрещенного в служении клирика Московской епархии игумена Петра (Еремеева). — Отец Петр, Вы — наместник Высоко-Петровского монастыря Москвы, одного из древнейших в столице. Интервью игумена Петра (Еремеева), настоятеля храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, ректора Российского православного университета, наместника Высоко-Петровского монастыря.
Митрополит Феогност в Звездном городке
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Решения Синода по монастырям, синодальным отделам и викариям
- Епархиальный суд извергнул из сана бывшего ректора Православного университета - Ведомости
- Решения Синода по монастырям, синодальным отделам и викариям
- Обретая веру и надежду | Словесница Искусств
В день своего 50-летия игумен Пётр (Еремеев) возглавил богослужение в Андреевском храме
Орла, 7. Выксунский Иверский женский монастырь Выксунской епархии. За период с 2018 года по 13 июля 2023 года, с учетом соискателей, утвержденных на текущем заседании: — имеют Представление Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви на право реализации программ базовой подготовки в области богословия монашествующих 60 курсов; — из них получили аккредитацию Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви 26 курсов; — базовой богословской подготовкой за период 2018-2023гг. Всего в течение 2-х дней в очном и онлайн формате приняли участие насельники и насельницы 100 монастырей Русской Православной Церкви 115 человек — 11 мая и 155 человек — 12 мая. По итогам проделанной работы за I полугодие 2023 года председатель и члены Комиссии выразили благодарность участникам выездных комиссий: архимандриту Феофилакту Безукладникову , зам.
Петру за понесённые труды в должности наместника монастыря, а Патриарх оставил его настоятелем двух известных московских церквей — храма великомученика Дмитрия Солунского в Дмитровском, находящегося на престижной Рублевке, и храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище. Однако спустя менее, чем два года, — в ноябре 2023 года, он сначала был освобождён от настоятельства в храме великомученика Дмитрия Солунского, а в конце прошлого года его лишили настоятельства и в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище и запретили в служении. И вот, 8 февраля церковный суд Московской епархии принимает решение об извержении его из сана.
Впрочем, не следует забывать, что данное решение вступит в силу только после его утверждения Патриархом. Довольно популярный канал «Религия и политика. Александр Вознесенский» отреагировал на произошедшее со ссылкой на всё тот же канал «Епископ Люцифер» следующим образом : «При этом канал неоднократно намекал, что Еремеев якобы является членом клуба "голубая устрица".
Я в этом вопросе услышал аналогичное мнение от собеседника в Патриархии». Итак, пока сообщается, что игумена Петра обвиняют, во-первых, в том, что он обокрал храм. А надо заметить, что храм великомученика Дмитрия Солунского в Дмитровском не закрывался в советское время.
Он был известен тем, что в нем было много старинных икон, которые представляли большую ценность. А поскольку храм и его имущество принадлежит государству по сложившейся практике Церковь владеет им на правах бессрочной и безвозмездной аренды , то речь, похоже, идёт уже о хищении не церковной, а государственной собственности. Во-вторых, речь идёт о том, что Еремеев был причастен к так называемому «голубому лобби» в Церкви.
Скандалы по этой части давно связаны с его именем. В 2005 году его — на тот момент доктора теологии, ответственного секретаря Учебного комитета РПЦ, проректора Московской духовной академии — Патриарх Алексий неожиданно своим распоряжением отправил в Хабаровск, проректором созданной только что семинарии. В статье в Википедии, которую, видимо, подредактировал позднее игумен Пётр, это называется командировкой, чтобы поднять на ноги новую семинарию.
Это, конечно, смехотворно — если бы это было так, то о.
В 2020 и 2021 годах были открыты 23 Курса, обеспечивших доступ к базовому богословскому образованию монашествующим 42 епархий и одного ставропигиального монастыря. Также была проведена аккредитация двух Курсов. Все проверки прошли в очном формате. Члены Комиссии выезжали на места и, согласно действующему Положению, обеспечивали необходимые нормативные процедуры, соблюдая, конечно, и все требуемые санитарные меры. Поэтому ограничения пандемии хотя и внесли некоторые коррективы в нашу работу, но нисколько не помешали решать стоящие перед нами задачи. Свою практическую пользу в этот период принес и статус нашей Комиссии. Являясь межведомственной, она включает в свой состав представителей Синодального отдела по монастырям и монашеству , Учебного комитета Русской Православной Церкви и Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Члены Комиссии обменивались опытом работы синодальных ведомств в новых условиях и это позволило нам сохранить динамику работы. По нашей статистике на данный момент трехлетний курс обучения на Курсах с получением Свидетельства об их прохождении прошли 721 насельник из 79 монастырей Русской Православной Церкви.
А сейчас на Курсах обучаются 1813 насельников из 245 монастырей нашей Церкви. Во многом такой охват достигается благодаря наличию у ряда Курсов филиальной сети в виде дополнительных учебных площадок в отдаленных монастырях. Всего же обучением на Курсах охвачены насельники 310 монастырей Русской Православной Церкви, как окончившие, так и продолжающие обучение. По нашим подсчетам доступ к базовому богословскому образованию в связи с открытием новых Курсов в текущем 2022 году получили 257 насельников из 39 монастырей. Мы с благодарностью прислушиваемся и к отзывам тех, кто обеспечивает конкретную работу на местах — руководителям, преподавателям и слушателям Курсов. Мы осуществляем нашу деятельность не жалея сил и надеемся, что полезны Церкви в той сфере, в которой несем наше послушание. Конечно, из общего числа членов Комиссии по объему выполняемой работы выделяются те, кто трудится в выездных группах.
По нашей статистике на данный момент трехлетний курс обучения на Курсах с получением Свидетельства об их прохождении прошли 721 насельник из 79 монастырей Русской Православной Церкви. А сейчас на Курсах обучаются 1813 насельников из 245 монастырей нашей Церкви. Во многом такой охват достигается благодаря наличию у ряда Курсов филиальной сети в виде дополнительных учебных площадок в отдаленных монастырях.
Всего же обучением на Курсах охвачены насельники 310 монастырей Русской Православной Церкви, как окончившие, так и продолжающие обучение. По нашим подсчетам доступ к базовому богословскому образованию в связи с открытием новых Курсов в текущем 2022 году получили 257 насельников из 39 монастырей. Мы с благодарностью прислушиваемся и к отзывам тех, кто обеспечивает конкретную работу на местах — руководителям, преподавателям и слушателям Курсов. Мы осуществляем нашу деятельность не жалея сил и надеемся, что полезны Церкви в той сфере, в которой несем наше послушание. Конечно, из общего числа членов Комиссии по объему выполняемой работы выделяются те, кто трудится в выездных группах. Я хотел бы поблагодарить за это архимандрита Феофилакта Безукладникова , наместника Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря , иеромонаха Аполлинария Панина , ректора Перервинской духовной семинарии, заместителя председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, иеромонаха Павла Черкасова , проректора по учебной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, игумению Фаину Кулешову , настоятельницу Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь , монахиню Анувию Виноградову , секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначею Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря Москвы, монахиню Феониллу Харченко и инокиню Спиридонию Свердленко , помощниц секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих. Большое впечатление на членов Комиссии производит общий энтузиазм и усилия, полагаемые на местах. Мы видим, какой интерес проявляется сегодня к открытию курсов, к усовершенствованию работы уже действующих учебных площадок и, безусловно, это нас стимулирует в наших трудах. Ведь это означает, что работа Комиссии востребована и имеет определенный положительный результат. Согласно уже утвержденным планам в 2023 году Комиссии предстоит обеспечить процедуру аккредитации 14 Курсов, а также сопровождать открытие Курсов в Оренбургской и Томской митрополиях, отложенных с 2022 года.
Вместе с тем, на завершающем год заседании Священного Синода будет принято решение об очередном перечне тех епархий, в которых надлежит открыть Курсы в 2023 году. Как правило, таких епархий десять. Исходя из этого можно ожидать, что на будущий год Комиссии предстоит совершить порядка 26 поездок в епархии.
Суд РПЦ запретил служить экс-ректору православного университета Еремееву
Нормализация деятельности Российского православного университета святого Иоанна Богослова[ править править код ] По благословению патриарха Московского и всея Руси Кирилла игумен Пётр был назначен ректором Православного института святого Иоанна Богослова. Перед новоназначенным ректором института были поставлены следующие задачи: - получение государственной лицензии на образовательную деятельность и возобновление работы учебного заведения [11] ; - аккредитация образовательных направлений по новым образовательным стандартам; - предотвращение банкротства учебного заведения и создание условий для ликвидации всех имеющихся задолженностей [12] ; - возвращение первоначального наименования учебного заведения — «Российский православный университет св. Иоанна Богослова»; - обеспечение качества образовательной деятельности, соответствующей требованию к получению контрольных цифр приема бюджетных мест в Минобрнауке. В октябре 2021 года в университете проведена смена ректоров.
Указом патриарха Кирилла приемником игумена Петра был назначен митрополит Крутицкий и Коломенский Павел. За период руководства вузом игумена Петра Еремеева образовательной организацией достигнуты следующие результаты: июнь — июль 2010 года — получение государственной лицензии на образовательную деятельность, возобновление работы вуза [11] ; январь 2011 года — создание религиозной организации «Российский православный университет» с переводом в данную образовательную организацию из АНО ВО «Православный институт святого Иоанна Богослова» программ религиозного образования [12] ; 2010 — 2012 года — капитальный ремонт основного корпуса Института по адресу: переулок Чернышевского 11а; 2010 — 2011 года — переход на новые стандарты высшего образования и получение государственной аккредитации; 2018 год — возвращение вузу первоначального статуса и наименования «Российский православный университет св. Иоанна Богослова» [19] ; 2018 год — победа в конкурсе на получение контрольных цифр приема Минобрнауки бюджетных мест.
С этого года университет ежегодно побеждал в конкурсах на КЦП; 2021 год — преодоление переходящего дефицита бюджета и переход на планирование бюджета с учетом профицита в 2022 году. Возрождение Высоко-Петровского монастыря[ править править код ] 12 марта 2013 года решением Священного синода назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы [20]. Высоко-Петровский монастырь как монашеское братство был воссоздан решением Священного синода от 10 октября 2009 года [21].
Монастырь стал первой обителью, решение о воссоздании которой патриарх Кирилл принял после своей интронизации. Должность наместника с 2009 по 2013 год занимали епископ Меркурий Иванов и игумен Исидор Тупикин. Перед назначенным на должность наместника игуменом Петром Еремеевым были поставлены следующие задачи [22] : - оформление прав церковной собственности на строения архитектурного комплекса монастыря [23] ; - разработка пакета проектных решений для обеспечения научной реставрации зданий комплекса с последующим началом работ в ансамбле и понижением уровня территории до исторической отметки; - формирование монашеского братства исходя из необходимого соблюдения суточного круга ежедневных богослужений, пастырского окормления паломников и прихожан.
В статье в Википедии, которую, видимо, подредактировал позднее игумен Пётр, это называется командировкой, чтобы поднять на ноги новую семинарию. Это, конечно, смехотворно — если бы это было так, то о. Петра командировали бы в Хабаровск в качестве ректора. Тогда в кулуарах шептались, что виной всему стал скандал с его домогательствами к студенту семинарии. Но Еремееву не повезло, у студента невеста оказалась дочерью высокопоставленного офицера ВДВ, который, узнав о безобразии, прислал к игумену крепких ребят для профилактической беседы. В 2010 году образованный игумен был возвращен в Москву, умело вложив в уши священноначалию мысль о том, что причиной его ссылки в Хабаровск стали его прогрессивные взгляды на необходимость государственной аккредитации духовных учебных заведений. Якобы эти взгляды не разделяло косное окружение Патриарха Алексия и отправило продвинутого игумена подальше от Москвы. Еремеев получил высокие должности — стал ректором РПУ, наместником Высоко-Петровского монастыря, настоятелем упоминавшихся выше московских храмов, обзавёлся связями среди чиновников и бизнесменов.
Однако через какое-то время в сети появились публикации о его причастности к созданию содомитского притона в Москве. Причём, в этих публикациях весьма прозрачно намекалось, что это всё — утечка от спецслужб. Как бы то ни было, но осенью 2021 году без видимых причин игумен Пётр был освобождён от должности ректора РПУ и наместника Высоко-Петровского монастыря. Ходили слухи, что Патриарху положили на стол папочку о его похождениях. Любопытно, что на защиту Еремеева бросились представители церковных либералов. Так, известный церковный релокант, бывший ответственный редактор Журнала Московской Патриархии и член Межсоборного присутствия Сергей Чапнин в своём тг-канале «Время Ч» опубликовал пространный комментарий , в котором предложил свою версию случившегося. Согласно Чапнину, Еремеев лишён сана в результате многолетней травли. Его история «иллюстрирует нравственное падение ключевых фигур в Моспатриархии».
Епархиальный Свято-Успенский мужской монастырь г. Орла, 7. Выксунский Иверский женский монастырь Выксунской епархии. За период с 2018 года по 13 июля 2023 года, с учетом соискателей, утвержденных на текущем заседании: — имеют Представление Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви на право реализации программ базовой подготовки в области богословия монашествующих 60 курсов; — из них получили аккредитацию Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви 26 курсов; — базовой богословской подготовкой за период 2018-2023гг. Всего в течение 2-х дней в очном и онлайн формате приняли участие насельники и насельницы 100 монастырей Русской Православной Церкви 115 человек — 11 мая и 155 человек — 12 мая.
Злые руки тех, кто совершал кощунственные надругательства над святыми образами, работали прицельно и расчетливо», — отмечают организаторы мероприятия. Фотовыставка открывается 7 ноября и, по замыслу ее устроителей, будет работать до тех пор, пока в Иоанно-Богословском храме не начнутся реставрационные работы. А фотовыставка "Боль", открывающаяся внутри все еще обезображенного храма, призвана напомнить нашим современникам о тяготах того времени, о горьких духовных болезнях, которыми долгое время болела страна и плоды которых мы пожинаем до сих пор», — сообщил игумен Петр Еремеев. Он также добавил, что начало панихиды в 17. Адрес: Новая площадь, 12, площадка перед алтарной частью. Храм во имя святого апостола Иоанна Богослова на Новой площади был закрыт вскоре после революции 1917 года и передан в пользование Музею истории города Москвы.
Патриарх Кирилл лишил священного сана игумена Петра
Суд РПЦ запретил служить экс-ректору православного университета Еремееву – ИАНЕД | Размышления о современном монашестве Игумен Петр (Еремеев), председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования Монашествующих Русской Православной Церкви. |
Православная Церковь Молдовы - Кишиневско-Молдавская Митрополия | 25 апреля 2024 года, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Мелекесской епархии иерей Вячеслав Еремеев посетил ПНИ "Союз" г. Димитровграда. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Интервью с игуменом Петром Еремеевым, ректором Российского православного университета и Православного института святого Иоанна Богослова, настоятелем московского храма во имя апостола Иоанна Богослова под Вязом, доктором теологии на тему: «Семья — подобие Церкви». Отец Пётр, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Вы стали председателем Комиссии по вопросам образования монашествующих с момента её учреждения в 2016 году. Почему Пётр Еремеев так долго отравлял церковную жизнь, загадка.
Епархиальный суд г. Москвы принял решение об извержении из сана игумена Петра (Еремеева)
все новости чемпионатов. 25 апреля 2024 года, руководитель епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Мелекесской епархии иерей Вячеслав Еремеев посетил ПНИ "Союз" г. Димитровграда. По окончании богослужения отец Пётр поздравил прихожан с воскресным днем и обратился к ним с проповедью, в которой рассказал о служении апостола Иакова.
Епархиальный суд г. Москвы принял решение об извержении из сана игумена Петра (Еремеева)
Создавая информационный портал «Православие на Дальнем Востоке», мы рассчитывали, что, формируя редакцию ресурса из числа студентов и преподавателей, мы закладываем основы для нашей будущей издательской деятельности. Здесь активно работают несколько студентов, которые, возможно, встанут у истоков издательско-информационного центра семинарии. Силами редакции портала уже изданы пособие для поступающих в семинарию, сборник материалов научной конференции «Христианство на Дальнем Востоке», готовится к изданию еще ряд книг. Вообще издательское дело в любой семинарии имеет важное значение. Когда я учился в Ставропольской семинарии, на втором курсе мы стали издавать газету «Православное слово». Главным редактором был ректор нашей семинарии, а студенты, четыре-пять человек, — выпускающими редакторами, сменяющими друг друга. Таким образом, у нас было время подготовить очередной номер газеты, не отрываясь от учебного процесса. И я тогда обратил внимание, насколько сильно развивает человека занятие таким делом, как донесение полученных тобой знаний до читателей с разным уровнем воцерковленности. Расширяется кругозор, появляются новые интересы, новые направления деятельности. Главная цель любых издательских и информационных проектов в семинарии — это обучение будущих священнослужителей, использование новых форм и возможностей их подготовки к служению Церкви на более качественном уровне. Для нас главное сегодня, во-первых, разработать полноценную учебно-методическую базу для обеспечения учебного и воспитательного процессов, во-вторых, сформировать хорошую библиотеку.
Еще одна важная задача — максимально обустроить семинарию, чтобы атмосфера в ней создавалась не только людьми, но и интерьером. Для этого сейчас мы специально заказываем у хабаровских и московских художников картины, чтобы украсить ими семинарию. В семинарии все — святые иконы, картины и другие предметы искусства — должно помогать преподавателям воспитывать в студенте интересную, содержательную личность. Материально-техническая часть семинарии в исходном варианте благодаря попечению нашего губернатора В. Ишаева находится на исключительно высоком уровне. Текущее же содержание семинарии обеспечивает Хабаровская епархия. Надо сказать, что епархия делает это из последних сил. А ведь по сути наша семинария является дальневосточной духовной школой, потому что наши выпускники пойдут служить Церкви Христовой на всем пространстве Дальнего Востока — от Чукотки и Приморья до Читы. Хабаровская епархия в этом отношении испытывает серьезные материальные трудности, и было бы хорошо, если бы нашлись люди, которые могли принять участие в благом деле помощи Церкви в ее образовательных проектах. А пока, вместо того чтобы заниматься в большем объеме церковным строительством, возводить крайне необходимые сегодня храмы, епархия финансирует семинарию.
Нужно отдать должное владыке Марку, который понимает, что церковное строительство должно идти одновременно с внутренним строительством Церкви. Можно возвести прекрасные храмы, но кто будет в них служить, кто будет наполнять их пением, благовестием о Христе? Когда в начале 1990-х в Хабаровском крае восстанавливались или строились храмы, их расписывали наши художники, делая первые робкие шаги в иконописи, храмовой росписи. Сейчас все больше живописцев вовлечены в этот процесс. Творчество некоторых из них наряду с московскими иконописцами было представлено на выставке «Современная православная икона» в Дальневосточном художественном музее. Побывавший в тот момент в Хабаровске заведующий иконописной школой в Троице-Сергиевой Лавре отец Лука достаточно высоко отметил работы, созданные в Петропавловском женском монастыре. Конечно, еще рано говорить о формировании дальневосточной иконописи, но какие действия намерена предпринять в этом плане Хабаровская епархия, будет ли создана у нас собственная иконописная школа? Проблема в отсутствии пригодных для этого помещений. Семинария рассчитана на обучение исключительно студентов-мужчин, а в иконописную школу традиционно поступают преимущественно представительницы прекрасного пола. Поэтому на базе семинарии иконописной школы быть не может.
Когда милостью Божией мы будем располагать необходимыми помещениями и средствами, тогда, возможно, и откроется иконописная школа. Потребность в ней огромная. Сегодня весь Дальний Восток преимущественно пользуется услугами московских иконописцев, что достаточно накладно, да и по времени очень обременительно, т. Качество икон, к слову, тоже бывает разное. Вопрос в том, как научиться писать. Сегодня среди массы иконописцев лишь единицы действительно могут писать. Большинство просто копируют. Ведь что такое писать икону? Конечно, необходимо иметь качественное художественное образование, владеть технологиями, чувствовать цвет, но и этого недостаточно. Очень важен внутренний настрой человека, его готовность творить тот или иной образ, выражая волю Божию, раскрывая церковную традицию.
И это качество иконописца — смиряться перед опытом Церкви в написании икон, в поиске путей того или иного решения — цветового, фигурального — делает икону настоящим произведением иконописного искусства.
В Иоанновском монастыре матушка игумения и сёстры сами поставили себе задачу создать в общине условия для непрерывного богословского образования. К моменту учреждения нашей комиссии у них эта работа уже была налажена. Поэтому в состав комиссии по образованию монашествующих и вошла монахиня Анувия Виноградова, казначея Иоанно-Предтеченского монастыря. В Новоспасском монастыре на тот момент действовали курсы дополнительного образования для духовенства, на которых в том числе получали образование монашествующие Московской епархии в священном сане. Поэтому Новоспасский монастырь, возглавляемый в то время епископом Саввой, ныне митрополитом Вологодским и Кирилловским, занимался подготовкой материалов, которые легли в основу положения и стандарта, регламентирующих деятельность комиссии. Последующий наместник Новоспасского монастыря, владыка Дионисий, ныне митрополит Воскресенский, почти на протяжении года возглавлял работу комиссии. Так что нынешние достижения во многом являются заслугой этих двух монастырей, которые подготовили почву для нашей деятельности. Вы упомянули, что существуют списки епархий, по которым выстраивается план открытия курсов базового богословского образования. По какому принципу формируется этот план?
Список предлагает Синодальный отдел по монастырям и монашеству, а формируется он по принципу количества монастырей в епархии или митрополии — от большего к меньшему. Этот список рассматривает Священный Синод на заседании в конце года, и в декабре мы имеем план работы на предстоящий год. В этом году, например, по решению Священного Синода в план по открытию курсов базового богословского образования для монашествующих вошли 9 митрополий и епархий Бурятская, Кузбасская, Курганская, Ставропольская, Удмуртская и Челябинская митрополии, Владикавказская епархия, Сыктывкарская и Якутская епархии. Также были перенесены в план этого года Оренбургская и Томская митрополии. А Донская и Архангельская митрополии сами изъявили желание открыть курсы для монашествующих вне плана. Таким образом, в 2023 году мы работаем над открытием богословских курсов в монастырях 13 митрополий и епархий Русской Православной Церкви. Есть ли такие епархии, где уже функционируют несколько площадок с курсами базового богословского образования для монашествующих? Или сейчас работа строится таким образом, чтобы охватить максимум епархий и митрополий и открыть везде хотя бы по одной площадке? В одной епархии или митрополии может быть несколько точек, где реализуется программа базового богословского образования, но отвечает за их работу центральная базовая площадка. Именно она обеспечивает всю работу по подготовке, представлению курсов к открытию и последующей аккредитации.
При этом члены комиссии посещают все места, где действуют курсы, везде проводят полноценную процедуру проверки, консультации. Например, в Великом Новгороде в рамках курса базового богословского образования для монашествующих действует несколько точек — в крупном монастыре и в удалённых обителях. Такая же ситуация в готовящихся к запуску курсах в Донской митрополии. Всегда ли курсы базового богословского образования для монашествующих открываются на базе монастырей или духовных учебных заведений? Могут ли курсы открыться при каком-то светском учебном заведении? Изначально курсы богословского образования для монашествующих планировалось открывать только на базе монастырей. Спустя некоторое время работы комиссии мы внесли предложение о том, чтобы дать возможность епархиям открывать курсы не только на базе монастырей, но ещё и на базе духовных учебных заведений — семинарий и академий, а также на базе центров подготовки церковных специалистов, где обучают миссионеров и катехизаторов. Для получения богословского образования монашествующими этого перечня площадок достаточно, нет необходимости обращаться к светским вузам. Но есть и другой аспект, который мы сейчас обсуждаем в Синодальном отделе по монастырям и монашествующим. А именно вопрос о том, как можно было бы расширить возможности насельников монастырей получить дополнительное образование по необходимым светским специальностям без отрыва от монастыря, от монашеского уклада жизни.
Однако, выбирая РПУ, сам абитуриент понимает, что делает выбор в пользу соответствующей среды жизни. Кодекс студента РПУ не позволяет курить, выпивать, ругаться бранными словами на его территории... Желательно и вне его стен тоже. Такой вот своеобразный естественный отбор помогает в целом сохранить правильную атмосферу в вузе. У нас есть студенты и из-за рубежа. Проблема, правда, в том, что пока у нас нет собственного общежития, потому ребята вынуждены искать его сами. Понимая, что из-за этого в год мы теряем больше сотни иногородних студентов, сейчас мы вплотную занялись тем, чтобы все-таки эту проблему решить. Сейчас мы создаем сейчас клуб выпускников и соответствующую базу данных. Наши выпускники трудятся судьями, адвокатами, экономистами, переводчиками. В банках, мэрии Москвы, федеральных правительственных учреждениях.
Подавляющее большинство еще до вручения диплома знают, где будут работать. Их приглашают и ждут в конкретном месте, что, наверное, можно объяснить востребованностью именно верующих специалистов. Вообще же наша задача, извиняюсь за легкий каламбур — готовить светских специалистов для светской среды. Мы ставим перед собой цель — дать им возможность максимально реализовать себя в жизни и вместе с тем привнести в светскую среду православные ценности. Так и получается, что выпускники наши в большинстве случаев трудятся вне церковной ограды, при этом оставаясь верующими людьми и активными прихожанами храмов. Мы принципиально стараемся быть доступными для всех, кто хотел бы получить высшее образование или повысить свою квалификацию. Именно поэтому мы развиваем программы дополнительного образования, реализуем их совместно с нашими партнерами. В частности, в этом году в Москве мы приступили к реализации большого проекта для сотрудников банка «Уралсиб». Слушатели проходят обучение по курсу «Основы православного мировоззрения», получая знания не только по основам Православия и мировых религий, но и психологии, деловой этики.
Оно присутствует в большей степени, чем первое и второе. Там недооценили, не похвалили, тут награду не дали, не туда послали — все это является вызовом обету послушания. Давая его, ты все происходящее в жизни принимаешь с одним ответом: слава Богу за все. Бог милостив, я никогда не был всерьез искушаем ни первым, ни вторым, ни третьим. Так и святые отцы говорят: когда приходит помысел, если возможно, оставь его без внимания. Не рассуждай, не взвешивай, не дай ему возможности зацепить твой ум. Поэтому, слава Богу, мыслей, правильный ли я сделал выбор в жизни, пока не было. И я счастлив, что как черта характера остались у меня готовность к действию и легкость на подъем, которые я помню в себе с детства. Они мне во многом помогают. Потому что главный вред монаху наносит праздность. Наличие свободного времени — главная проблема для монастырей и для монашествующих. У монаха его быть не должно. Надо молиться и трудиться насколько позволяет возраст и здоровье. Для кого нет иллюзий и самообмана в вопросе смысла жизни. Монахи — это те, кто осознают: что бы ни происходило в этой жизни, даже самое прекрасное, самое полезное — все имеет один знаменатель. Он называется совершенно нейтральным словом "смерть". Смерть — знаменатель всего, что есть в твоей жизни. И в условиях этого, казалось бы, асоциального взгляда, есть у тебя дети, нет у тебя детей, состоялся ты в жизни как профессионал или не состоялся, сделал головокружительную карьеру или остался разнорабочим, не имеет решающего значения. Все происходящее в жизни не имеет никакой ценности само по себе, а только как условие и среда, в которых формируется вечная человеческая личность, которая не умирает в смерти, но переходит в состояние вечного бытия. И когда человек это понимает, тогда все крючки, которые его удерживали на устойчивых, но ложных временных земных ценностях, исчезают. Когда начинаешь по-настоящему, по-евангельски верить в Бога и Богу, ты понимаешь, что есть ты, как созидающаяся за годы земной жизни личность, и есть Бог, который тебя сотворил и который тебя ожидает в Небесном Отечестве. И что тебе надлежит жить там. И кем ты был по профессии, видел ли ты вулканы Камчатки, ничто не имеет значения для Вечности. Но я говорю о монашестве, имея в виду образ жизни. Это форма, в которую мы облекаем свою жизнь. Такой же удобной для спасения души формой в земной жизни является и семья. И Бог, как мы видим в Священном Писании, дает человеку возможность выбирать между одним и другим жизненным путем. Они являются равными друг другу. Потому что, вступая в брачный союз с другим человеком, рождая детей, человек сознательно идет на самоотречение, на жертвенность, без которой любовь и счастье в семье невозможны. Человек в браке сознательно подставляет свои бока обстоятельствам жизни, сложностям, болезням, которые переживаются всей единой семьей. Центрифуга под названием "семейная жизнь" отшелушивает постороннее. И в таком случае в завершении земного христианского брака мы наблюдаем удивительных стариков: когда люди, прожившие жизнь, воспитавшие детей, внуков и правнуков, становятся по образу мысли и даже по внешнему виду похожи на почитаемых нами стариц и старцев, которых мы видим в монастырях. Я порой не нахожу различий, когда вижу стариков в миру ближе к 80-90 годам. Я поражаюсь им не меньше, чем неотмирным старцам, жившим с юности на Афоне. Монашество как форма организации земной жизни — такой же путь совершенствования души, с теми же условиями самоограничения, самопожертвования, которые ты сознательно выбираешь, которые тебя воспитывают и возводят тебя от одной к другой ступенечке духовного опыта. И тут, и там есть взлеты. И там, и тут есть падения. И то, и другое учит преодолевать каждое следующее испытание с большим усердием и, наверное, с большей легкостью. Известно такое выражение, как "монашеский подвиг", но выражения "семейный подвиг" нет. Есть тоже. Мы нередко можем слышать о семейном подвиге. Есть такое выражение. Как человек, проживший жизнь в Церкви, я понимаю: быть монахом, что в миру, что в монастыре, то есть в общежитии, непросто. Не каждому такое под силу. С другой стороны, отрешение от общечеловеческих проблем иногда легче. В чем же заключается монашеский подвиг? Вы нашли ответ? И мы не отделяем себя от лаврского монашеского братства, потому что, как и они, мы дали обеты Богу у раки этого великого праведника. Я и сейчас приезжаю в Лавру с одной только просьбой: как родного отца просить его о помощи на поприще монашеского служения и его ходатайства у Престола Вседержителя о прощении грехов и немощей. В Академии монахи живут почти в тех же условиях, что и лаврская братия. Это тоже келья и особый режим. Когда по окончании Академии меня направили в докторантуру богословского факультета Софийского государственного университета, я там тоже жил при семинарии. Это был новый, относительно, конечно, богослужебный опыт. В Болгарии принято византийское пение, но тексты молитв — церковно-славянские или болгарские. И эта новая богослужебная культура меня настолько воодушевила, настолько понравилась, что я, по возможности, каждый день ходил на богослужения. Утром и вечером. Надо лишь приходить в положенные часы на докторантские испытания, участвовать в научной работе. А проживание при семинарии — это пансион, который выделил Священный синод Болгарской Церкви, позволяющий жить в центре города и в шаговой доступности от богословского факультета. Я старался соблюдать устав семинарии: колокольный звон будил всех в шесть утра, трапеза здесь была согласно церковному уставу. С удовольствием выезжал служить в болгарские монастыри, что приводило к казусам, особенно в первый год, когда я еще не знал хорошо болгарский язык, поскольку в ряде монастырей и храмов служат по-болгарски, а не по-церковнославянски. Однажды оказался на Страстной Седмице в женском монастыре единственным священником, и мне пришлось совершать многочасовые богослужения по болгарскому служебнику. К тому моменту я уже несколько месяцев жил в стране, так что более-менее читал и понимал на болгарском, но этот экспресс-метод освоения языка был для меня настолько интересным, что я часто вспоминаю о нем. Я вернулся из Софии и был оставлен при Академии: нас с отцом Владимиром Шмалием Святейший Патриарх назначил проректорами. Его по научной работе, меня — по организационно-административной. Академия тогда находилась в стадии реорганизации образовательного процесса, и отец Владимир отвечал за создание научных направлений, оформление их в виде кафедр и тому подобное. Совершенно потрясающую живую волну энтузиазма в жизни корпорации внес тогда и новоназначенный Секретарь Ученого совета отец Павел Великанов. Мне же было поручено заняться системой делопроизводства, соответствующей требованиям высшей школы и курированием вопросов, связанных с выделением грантов и благотворительной помощи. В семинарии дали преподавать Историю Поместных Православных Церквей. Снова потекла монашеская жизнь в условиях родного монастыря. Первый опыт приходской жизни по-настоящему приходской и опыт личной ответственности за конкретный проект я получил в Хабаровске. В праздник Троицы 2005-го года владыка Евгений сообщил, что Патриарх Алексий направляет группу преподавателей из Московской и Санкт-Петербургской духовных академий в Хабаровск: принято решение об открытии на Дальнем Востоке Духовной семинарии. Владыка сам занимался формированием нашей группы, которая, к сожалению, значительно "ужалась": некоторые отказались поехать. В итоге мы выехали вшестером. Каждый год к нам добавлялись выпускники Петербургской и Московской академий, мы принимали и преподавателей из местных вузов. Это был замечательное время, благодаря которому я получил опыт и знания, пригодившиеся позднее в работе в светском учебном заведении — в Московском православном институте святого Иоанна Богослова. Потому что, кроме строительства комплекса семинарских зданий, куда архиепископ Хабаровский Марк поставил меня куратором от епархии, мы занимались и лицензированием образовательных программ, и формированием образовательного процесса с нуля. Пройдя за короткое время вместе со всем нашим коллективом лицензирование в части религиозного образовательного стандарта, а также государственных образовательных стандартов по теологии и, параллельно занимаясь организацией остальных сторон жизни семинарии, я понял принцип организации и работы вуза. До того самостоятельного опыта у меня не было.
Игумен Петр (Еремеев)
Другие средства и возможности, другая история. Церковь подверглась здесь тотальному уничтожению. На весь этот огромный регион в советский период было несколько храмов, остальные же были разрушены под ноль. Искоренялись и народные традиции, которые сохранили, например, в жителях Черноземья или Кубани историческую память о православных корнях. До сих пор мы крестим в наших хабаровских храмах значительно больше взрослых, чем детей.
Здесь иначе следует оценивать результаты и перспективы православной миссии, нежели чем в Москве или Воронеже. Любая церковная работа там имеет ощущаемый почти сразу результат, а на Дальнем Востоке пока все еще происходит накопление духовного опыта, знакомство с Православием. Обезвоженная почва народной души все еще без остатка впитывает любое количество живительной духовной влаги. Но наступает день, когда то там, то здесь количество переходит в качество.
Один священник, делясь со мной мыслями по этому поводу, рассказывал, что порой возникает даже ощущение «холостого хода»: трудишься день и ночь, а результата нет и нет, и вдруг словно почва под ногами двигается, происходят скорые, разительные перемены: люди словно просыпаются. На общерегиональном уровне успех кропотливой и самоотверженной работы священников-дальневосточников очевиден уже сегодня. Строительство прекрасных храмов, развитие миссионерской работы, деятельность Хабаровской духовной семинарии, духовных училищ во Владивостоке и Якутске тому подтверждение. Теперь, по прошествии двух лет, наверняка уже можно говорить о каких-то результатах.
В нашем случае ситуация, видимо, и для Святейшего Патриарха, и для членов Священного синода была прозрачна и понятна: если Хабаровск вызывается создавать семинарию, то для этого есть необходимые ресурсы и силы. Сегодня у нас уже 70 студентов, половина из них обучается на очном отделении, половина — на заочном. Трудно пока делать выводы, говоря о двух пройденных годах. Серьезные оценки можно будет давать после первого, второго, третьего выпусков.
Пока я могу охарактеризовать лишь качество подготовки приходящих абитуриентов и качество преподаваемых знаний, потому что с удовольствием наблюдаю за деятельностью преподавателей, которые приезжают на Дальний Восток сразу после окончания Московской и Петербургской духовных академий. Качество приходящих абитуриентов очень разное: приходят после школы, вузов, армии. Все очень разные, и к каждому необходим индивидуальный подход. И то, что молодые преподаватели находят общий язык с каждым студентом, я считаю педагогическим успехом нашей семинарии.
Благодаря прекрасному коллективу наша семинария вполне успешно осуществляет учебно- и научно-методические разработки. Речь идет об учебно-методических комплексах, пособиях по текущим дисциплинам, о подготовке и издании книг по тематике изучения тех или иных курсов семинарской программы, о подготовке пособий для поступающих. Сегодня подобная работа делается в редкой семинарии. Все вместе взятое: педагогическая практика наших преподавателей, их активная церковно-общественная деятельность и жизнь, конечно же, созидает традиции и дух семинарии.
Для наших преподавателей работа в семинарии не просто распределение после академии, а реальная возможность претворить свои долгие семинарско-академические замыслы в своем служении — священническом и преподавательском. Конечно, это вдохновляет и студентов, они начинают учиться с интересом, ищут возможности реализовать на практике полученные знания. Они с удовольствием помогают священнослужителям во время богослужений, участвуют в миссионерских походах, сплавах, крестных ходах. Большой проблемой, конечно, является ограниченный срок пребывания преподавателей в Хабаровске.
Спустя два-три года, по окончании командировки, они возвращаются в родные места. На их место направляется новая смена, но стабильности это не добавляет. Единственное решение — подготовка собственных кадров. Этим мы сегодня активно занимаемся.
Из числа учащихся уже сейчас выделяются студенты, имеющие те или иные научные интересы. Нашей задачей мы видим обеспечение возможности их специализации в рамках семинарской программы, после этого последует обучение в российских духовных академиях и научная специализация в зарубежных богословских центрах. Думаю, с их возвращением, спустя уже шесть-семь лет, ситуация будет постепенно выправляться. Вместе с тем мы стараемся привлекать преподавателей из светских вузов нашего города.
Кто-то пришел в храм в школьные годы, другие после армии или вуза. Поэтому они продолжают себя считать частью общества, и это естественно. Сегодня тот комплекс неполноценности и отрешенности от общества, навязываемый священнику атеистическим государством в советское время, в лице молодого поколения христиан себя изжил. И преподаватели семинарии, и священники нашей епархии, увлекаясь культурой, искусством, спортом, конечно же, стремятся проявить себя и в этих сферах.
Большое значение мы придаем взаимодействию с научной общественностью, с вузами Дальнего Востока.
Какие наши интересы в деле Еремеева? Мы православные Пофигисты, мы на Пуфике, Христос посреди нас и нам Пофиг! Лично нам пофиг на Еремеева так же глубоко как и ему на нас. И особенно сильно пофиг на его интимную жизнь и на интимную жизнь других церковных иерархов. Мы ни про свою интимную жизнь не говорим публично и чужая жизнь нас тоже не интересует.
Однако нам как интересующимся религией и имеющим Богословское образование интересна тема богословского образования и социальной несправедливости в церкви. Будем следить за публикациями на эту тему. Если вам понравилась статья - поставьте Лайк. Если есть мнение на тему статьи напишите его в комментарии. Заходите в нашу группу ВК: Блогеры про религию 46 Предыдущая статья Следующая статья Прочитал очередной бред: что это за такая социальная справедливость в церкви, о которой печётся автор? В чём она должна выражаться?
Эти двое "православных" называют себя Колян и Магадан. Ничего не скажешь! Хороши имена! Я уже им писал, но никакого вразумительного ответа от них не было. Господа хотят себя преподнести. Уже из одних имён можно вывод сделать какие они.
Но их это не смущает. Посмотрите на фото - сразу видно, что, -пусть меня они извинят,- обыкновенные выскочки, возомнившие о себе. Им хочется известности, но не знают как её достичь.
В то время Бог ограждал меня от всех превратностей судьбы, и я не помню, чтобы встречал сколько-нибудь серьёзные искушения или испытания веры. Словно Господь взял меня за пазуху и, согревая Своим Божественным теплом, дал возможность ощутить, что означает жизнь с Ним в изобилии благодати Божией. Это было юношеское переживание веры: я и жил ею, и делился щедро, безмерно, не ощущая её пределов, не понимая до конца ценности того состояния, которое имел. Потом постепенно стали появляться первые испытания, пришёл первый опыт духовной борьбы, о которой в начале пути я не имел представления.
Но без испытаний ведь нет полноты веры. Только отвечая на вызовы, преодолевая искушения или вставая после немощных падений, мы получаем опыт духовной жизни, приобретаем духовную зрелость. Будучи испытанной, вера становится крепче, осознаннее, выразительнее. Благодаря этому живущий в вере человек может описывать словами свою духовную жизнь, понимать, что чувствует ближний, оказывать ему духовную поддержку. Думаю, Промысл Божий в попущении испытаний веры заключается в том, что человек, преодолевающий искушение, имеет возможность через собственный опыт изъяснить основы духовной жизни другим ищущим. Это особенно касается духовенства. Так прошли годы обучения в Академии.
Этап испытания и утверждения в вере, очень важный для христианина, у некоторых растягивается на многие десятилетия. Но в духовной школе я наблюдал чудо невероятно скорого духовного взросления. Призывая к пастырству, Господь Сам возводит на ступени духовного роста Своего будущего служителя. Такой получается экстернат в научении жизни, духовные силы даются авансом. Конечно, огромное значение здесь имеет среда, атмосфера семинарии и академии. Большинство моих товарищей по учёбе буквально преображались на глазах, готовясь к хиротонии. От репринта — к оригиналу — Может быть, потому, что их вера переходила в дело?
Об этом святой апостол Павел сказал прекрасно: «Вера без дел мертва». Впрочем, сегодня впору уже обращать внимание христиан на то, что добрые дела без веры мертвы и тщетны. Иногда трудно преодолеть ощущение, что отдельные моменты нашей церковной жизни по характеру напоминают исторические реконструкции. Это как нетрудоёмкие, весьма доступные в исполнении репринтные переиздания дореволюционных книг и брошюр. Но ведь когда мы допускаем слепое безжизненное копирование прежде бывших форм, устоев, традиций, то ни о каком духовном возрождении речи идти не может. Такие реконструкции безжизненны. Мы должны переживать каждое слово Писания и Предания, только тогда наша церковная жизнь будет действительно спасительной.
Но сколько рядом с нами настоящих христиан! Слава Богу! И именно их живой верой, настоящими делами веры, их примером назидаешься. Благодаря этим искренним последователям Христа, и возрождается наша Церковь. Сопоставима ли церковная жизнь в России и там? Передо мной стояла задача защиты докторской диссертации. И, конечно, приехав в Софию, я с головой окунулся в жизнь братской Болгарской Православной Церкви.
Служил в других епархиях, часто жил и служил в монастырях. Это был удивительный период. Религиозная жизнь болгар уже потому отличается от нашей, что гонения на Церковь там не имели таких ужасных масштабов, как в России. Вера балканских христиан стала для меня чем-то удивительным — она пронизывает все слои населения, независимо от сословий и возраста. Это касается не только болгар, но и сербов, и греков. Конечно, и там есть свои и общие для христианских народов трудности. Но, благодаря четырём годам жизни на Балканах, я смог вживую увидеть, как много значит непрерывная духовная традиция.
После защиты я вернулся в Россию и по благословению Святейшего Патриарха Алексия трудился в качестве проректора в Московской духовной академии и сотрудника Синодального Учебного комитета. Академия с момента поступления стала мне домом, после монашеского пострига это ощущение семейной принадлежности академическому братству закрепилось окончательно. Поэтому я был счастлив потрудиться во благо родной школы.
Об этом говорится в указе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, опубликованном на сайте Московской городской епархии. Таким образом, патриарх утвердил соответствующее решение Епархиального суда Москвы по делу игумена Петра.
Последние новости
- Архив материалов
- Материалы с меткой «игумен Петр» – Москва 24
- В Даниловом монастыре состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству
- В трех известных монастырях сменились наместники - Православный журнал «Фома»
Публикации
- ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Наши проекты
- Post new comment
- Игумен Петр (Еремеев) — LiveJournal
- Мы в соцсетях:
Где учат сельскому хозяйству
Как воспринимают эту необходимость насельники монастырей, чему учат на курсах, похоже ли базовое богословское образование на семинарское и какими знаниями должен обладать современный монах — в интервью председателя комиссии игумена Петра (Еремеева) порталу. Игумен Петр (Еремеев) (Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости). Епархиальный суд РПЦ в Москве запретил в служении и постановил извергнуть из сана игумена Петра (Еремеева) после троекратного вызова на заседания церковного суда, на которые он не явился. Мероприятие началось с панихиды об упокоении душ, сгоревших живыми в огне Хатыни и обо всех погибших и замученных, которую провел отец Пётр Дворников.