Боголюбская (древнее название Боголюбивая) икона Божией Матери — одна из первых написанных на Руси икон. Огневидная икона Божией Матери. Образ Богоматери с алым ликом восходит к древнему сказанию об иконе, брошенной в огонь императором-иконоборцем Феофилом, которая чудом не сгорела, но лик Богоматери стал красным как «пламень огненный». В день почитания иконы Божией Матери «Огневидная» обязательно следили за погодными приметами. Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось.
23 февраля — Икона Богородицы «Огневидная»
23 февраля верующие отмечают день иконы Богородицы, известной как «Огневидная». Огневидная икона Божией Матери – чудотворная, она встречается во многих русских храмах, в то время как на Западе – крайне редко. В каноне, написанном в Её честь, Божия Матерь уподобляется «Огневидной Колеснице Слова».Глядя на икону, нельзя не обратить внимания на взор Богородицы.
Богоматерь огневидная
Божия Матерь на этой иконе по своему иконографическому типу восходит к иконе Агиосоритисса ― (греч. ἡ. Икона явилась в 598 году [1]. Относительно места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. Божия Матерь на этой иконе по своему иконографическому типу восходит к иконе Агиосоритисса ― (греч. ἡ. Огневидная икона Божией Матери – оплечный образ Богородицы без Младенца, созданный на основе афонской иконы «Кафрептис» (Зеркало), в русской традиции получивший другое название.
История иконы Божией матери «Огневидная»: праздник и молитва
- История иконы Божией матери «Огневидная»: праздник и молитва
- В чем помогает икона Божией Матери «Огневидная»
- Поделиться:
- История святыни «Неопалимая Купина»
Откройте свой Мир!
Одежда на Пресвятой Богородице красного цвета, и это послужило поводом для названия иконы Огневидной. Ежегодно 23 февраля православная церковь почитает икону Божией Матери «Огневидная». Относительно места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось.
Верующие 23 февраля отметят день иконы Божией Матери «Огневидная», вознося особые молитвы
Праздник «Огневидной» иконы Божией Матери в 2024 году — традиции и запреты Как и в другие православные праздники 23 февраля верующие отправляются в церковь, чтобы помолиться перед образом Богородицы. Саму икону «Огневидная» можно встретить во многих храмах, часто она входит в состав многочастных икон, или приобрести в церковных лавках. Великий пост в 2024 году — когда начинается и заканчивается Праздник необходимо встречать с чистым телом и в чистой одежде. В этот день не принято приступать к каким-либо новым делам, нельзя одалживать хлеб и соль, а также дарить друг другу острые предметы. Особенно тщательно стоит выбирать подарки для мужчин. В народе верили, что если подарить часы или ножи, это сулит скорое расставание. В ночь перед торжеством часто снятся пророческие сны. Но у них есть свое отличие. Воспринимать их нужно буквально — такими, какие они есть. То есть всё, что снится, в точности произойдет в реальной жизни.
К числу самых ранних изображений "Агиосоритисса" относятся утраченная ныне мозаика сев. Димитрия в Фессалонике, VI в. Но, в отличие от Византии, в греческой традиции подобные иконы именуются как Параклесис Просительница , чаще всего особенно в искусствоведении , этот эпитет присвоен изображениям Богородицы, держащей в руках свиток с текстом Своего моления к Сыну. Один из видов икон, представляющих Богородицу Параклесис Агиосоритиссу в русской иконописи получил название Боголюбская Дата ее появления:1155 год и названа она по имени князя Андрея Боголюбского , которому по легенде явилась Богоматерь со свитком в правой руке и с левой рукой, простёртой на молитву к видимому на воздухе Христу. Подлинная икона Боголюбская", находящаяся во Владимире, считается чудотворной. На таких иконах "восстанавливается" деисусная композиция, к части которой восходит икона Агиосоритиссы: Богородица представлена стоящей в рост, в молитвенном обращении к Своему Сыну, изображаемому в небесном сегменте в верхнем углу.
К ногам Божией Матери припадает святой Андрей Боголюбский, а также часто и дополнительно избранные персонажи, число и состав которых чрезвычайно различен в разных изводах. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим. Теперь зная все перипетии появления в России икон типа "Огневидная" мы можем сделать и свои выводы. Византия, конец XIV века, поскольку византийская икона не имеет примечательная особенность образа — цвет. Богоматерь там изображается обычными красками, а вот на русском вариантах она уже изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета, что очевидно является не требованием канона, фантазией безвестных русских иконописцев. На византийских списках данной иконы Богоматерь изображается обращенной вправо, а на русских иконах она зачастую обращена влево.
Сам культ иконы Божией Матери "Огневидная" возник на территории тогдашней Российской империи не ранее 18 века. При чем, он не был распространён на территории нынешней Украины и Белоруссии. Почитание Культа иконы Божией Матери "Огневидная" с привязкой дня ее чествования, к дню, ежегодного празднования 23 февраля -"Дню защитника отчества" так же является современным и искусственно насаждаемым явлением догмой со стороны отдельных иерархов РПЦ МП. А если уж и говорить о 23 февраля, то можно говорить только о чествовании Святого мученика Харлампия. Но он уж точно не имеет никакого отношения к "российскому "Дню защитника отечества". Вот для самых любознательных его "Житие" Священномученик Харлампий, был епископом в фессалийском городе Магнезии северо-восточная область Греции , принял мученическую кончину за Христа в царствование нечестивого Римского императора Севера в 202 году.
Святой Харлампий, нaстaвлял людей на путь спасения и, поучал их слову Божию. Весть о его проповедях дошла до правителя области Лукиана и военачальника Лукия, по их распоряжению святого схватили и привели на суд, где он твердо исповедал веру во Христа и отказался принести жертву языческим богам. Несмотря на преклонный возраст епископа 113 лет , его подвергли бесчеловечным истязаниям: терзали тело железными крючьями, пока не содрали всю кожу с головы до ног. Святой Харлампий при этом обращался к мучителям: "Благодарю вас, братия, вы обновили дух мой! Присутствовавшие при страданиях епископа Харлампия три женщины также стали прославлять Христа, и немедленно были замучены. Разгневанный военачальник сам схватил орудия пыток и стал терзать священномученика, но внезапно у него, как отсеченные мечом, отнялись руки.
Пришедший к месту казни правитель Лукиан плюнул в лицо святого, и тотчас голова его оказалась повернутой назад. Тогда Лукий стал умолять святого страдальца о пощаде, и по его молитве оба мучителя тут же получили исцеление. При этом множество свидетелей эти чудесных исцелений уверовали во Христа. А военачальник Лукий, припал к ногам святого старца, прося прощения. Правитель Лукиан донес о случившемся императору Септимию Северу 193-211 , находившемуся в это время в Антиохии Писидийской западная часть Малой Азии , и тот распорядился привести святого Харлампия к себе, что войны и исполнили с невиданной жестокостью: священномученика влачили, привязав веревку к бороде. Император приказал мучить епископа еще сильнее, и его стали палить огнем.
Но Сила Божия помогала святому, и он оставался невредим. Кроме того, по его молитвам стали совершаться чудеса: воскрес умерший юноша, исцелился бесноватый, мучимый бесом 35 лет, так что народ в великом множестве стал исповедовать Христа Спасителя. И даже сам царь удивлялся, видя такие чудеса. Во Христа уверовала дочь императора Галина, она дважды сокрушила идолов в языческом храме.
Огненный оттенок полотна напоминает очистительный огонь, сжигающий в людях все проявления зла. Как и многие другие христианские святыни, "Огневидная" икона Божией Матери считается чудотворной. К сожалению, оригинал иконы давно утрачен, однако в православных храмах имеется множество достоверных копий. В этот церковный праздник люди молятся "Огневидной" Божией Матери о защите от всяких бед, женщины часто просят легких родов и счастливого материнства. Что нельзя делать 23 февраля Зная о том, какой сегодня православный праздник, веряне старались ничего не бояться — любые страхи в этот день под запретом. В борьбе со страхами людям помогала самая простая и будничная работа по дому.
Воззри милостивно на предстоящия с верою и любовию и покланяющиеся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей теплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасет и помилует нас! О, Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и ссоры; сохрани от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы; подай нам Свою милостивую помощь на пути, в море и на суше, да не погибнем люте. О, Всемилостивая Боголюбивая Мати, с твердым упованием возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву! Не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни живота нашего, но всегда пребывай с нами, и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Добавьте новости "Курьер. Бердск" в избранное - и Яндекс будет показывать их выше остальных. Если вы станете очевидцем чрезвычайного происшествия или чего-то необычного, вы можете делиться с нами новостями!
Икона Божией Матери "Огневидная": какой праздник 23 февраля и чего нельзя
К сожалению, оригинал был утрачен, но достоверный список с первой иконы, намоленный множеством прихожан, продолжает творить чудеса, укрепляющие в вере каждого, кто обращается за помощью к Высшим Силам. История и описание иконы К сожалению, большинство сведений о данной иконе утрачено, но исследователи полагают, что время ее написания — 845 год. Это значит, что известная Огневидная икона была написана более чем за столетие до крещения Руси, которое произошло лишь в 988 году. Дата написания иконы подтверждает факт, что православие на Руси появилось задолго до официального принятия веры, ведь икона была распространена лишь в нашей стране. Почитали икону и старообрядцы, полагающие, что красные тона, в которых она написана, символизируют Божественное очищение, приближенность к Господу. Православные отмечают 30 октября день иконы Богоматери "Избавительница от бед" 29 октября 2021, 20:31 Загадочное происхождение святого лика до сих пор не разгадано, однако, согласно некоторым сохранившимся церковным документам, лик был написан в Греции и лишь потом переписан русскими иконописцами.
На иконе они изобразили Богоматерь в полный рост, без Богомладенца, но со свитком в руках.
В отличие от традиционных изводов Богородица на данной иконе изображена одна, без младенца, оплечно, и с головой, повернутой вправо. Голова и плечи Богоматери показаны в движении, в легком наклоне, в то время как лик представлен в развороте в три четверти на зрителя, со строгим направленным фронтально взыскующим взглядом. Пропорции крупные, голова преувеличенно объемная, так что символизирующий отходящее от нее нетварное сияние нимб оказывается с трудом вписан уже не в поле средника, но в сам прямоугольник доски. Взгляд больших округлых глаз чуть сведен к переносице и вверх — так, что в Лике присутствует ощущение едва уловимого движения. Высокие дуги бровей изогнуты и так плавно соединены с линией носа, что в самой архитектонике строения лица, как это некогдо было в древнерусской и византийской иконописи, заключено воспоминание об архитектуре христианского храма — с высокими подпружными арками и сводами. Из памятников древнерусской литературы известно, что существовала традиция сопоставления строения тела и лика человека и тела Храма. Как будто из ожившей древнерусской традиции в Образ пришли манера особого выделения белильными светами подглазий и верхнего века, надбровных дуг, крыльев носа, переносицы, специфическое соединение белил и подрумянки в рисунке подбородка. Благодаря укрупненным пропорциям, в иконе зримо оживает еще рублевско-диониссиевское начало с их византийским каноном пропорций, ритмом, особой ролью рисунка, почти музыкальной выразительностью контура и линии. От старообрядческой манеры здесь присутствуют необычный колорит и специфика в построении и использовании «светов».
Произведения с применением данного приема варьируются как по степени сложности замысла, так и по уровню чистоты исполнения. В православных молитвах и песнопениях нередко Пресвятая Богородица именуется «Подсвечником с огнём Божественным» и «Престолом Херувимского огня». В каноне, написанном в Её честь, Божия Матерь уподобляется «Огневидной Колеснице Слова» - возможно, необычность колорита и цвета одежд Богоматери выражает именно эту сложную богословскую идею. По другой версии, цвет одежд Богоматери символизирует пролитую Спасителем кровь. И дополнительно огневидность символизирует молитвенное горение — считается, что иконографически данный извод Богоматери все же наиболее близко подходит к древнему типу молитвенницы и заступницы. Исследуемый Образ исполнен так, что в нем ощутимо присутствие духовной жизни, отражено живое религиозное чувство, что среди так называемых «поздних русских икон» встречается достаточно редко и что делает икону сакральным предметом в полном смысле этого слова. Уровень исполнения — профессиональный, высокохудожественный, в ней одновременно присутствуют и классичность, и рафинированность древнерусского и византийского искусства, и старообрядческое представление о правильности образа.
Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня! Первое Православное радио в ФМ диапозоне!
Почитание его списков возникло не ранее XVIII века, поэтому определённой молитвы для неё в церковном уставе не сложилось. Название этот образ получил из-за того, что лик и одежды Богородицы выполнены в огненно-красных оттенках. Но существует версия, что название ему дали слова пятой песни богородичного канона: "Огневидная колесница Слова, радуйся, Владычице, одушевленный Рай".
🌹 ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «ОГНЕВИДНАЯ» - 23 ФЕВРАЛЯ
Относительно места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. Богородица Огневидная спасает от бед. День иконы Божией Матери "Огневидная" #irina0917#православные#праздники#сдобрымутром @Лариса @Елена@Елена. В каноне, написанном в Её честь, Божия Матерь уподобляется «Огневидной Колеснице Слова».Глядя на икону, нельзя не обратить внимания на взор Богородицы.