Новости обучение нейросетям и искусственному интеллекту

Можно послушать про «нейронный блицкриг», почему нейросети врут, как лингвисты обучают ИИ, во что искусственный интеллект превратится завтра и когда машины научатся нас понимать по-настоящему.

Что такое нейросети, как они работают и что нужно освоить новичку в AI

Об этом новое расследование Эдуарда Петрова – "Ошибка искусственного интеллекта". Курс "Data science и нейронные сети на Python" в Университете Искусственного интеллекта. Можно послушать про «нейронный блицкриг», почему нейросети врут, как лингвисты обучают ИИ, во что искусственный интеллект превратится завтра и когда машины научатся нас понимать по-настоящему. Программа обучения по искусственному интеллекту ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ. Выдающийся преподаватель иностранного языка и автор собственной методики обучения рассказала о том, как искусственный интеллект меняет образование.

Андрей Комиссаров: Нужно держать глаза открытыми

Искусственной интеллект может поджидать за любым углом. Например, роботы теперь умеют сами ходить, анализировать, делать выводы. Использовать их можно по-разному. Сейчас важно даже не только то, насколько искусственной интеллект развит, а то, чьим командам подчиняется. Созданный отечественными специалистами робопес выполняет команды. В какой-то момент машине, возможно, придется выполнить и команду "фас".

В том, что передовые, но недружественные страны, способны ее отдать, у президента нет сомнений. На Западе машины уже учат плохому. Вот, выпячивая себя, подчеркивая, и вот в этом пространстве свою исключительность. Такой ксенофоб может получиться из искусственного интеллекта", — заметил Владимир Путин. Но отменить Россию невозможно даже в этой сфере, как и отменить прогресс.

Искусственный интеллект уже спасает жизни.

ChatGPT — это диалоговая программа на базе искусственного интеллекта, которая обучает сама себя по всей мировой базе знаний, может отвечать текстом почти как живой человек причём на огромном множестве языков, включая русский , решать вопросы любой сложности и из разных областей, делать подборки статей для научных работ, писать эссе, стихотворения и даже компьютерные коды. Нужны ли вообще теперь, например, интернет-поисковики? Даже крупнейшие корпорации забеспокоились и спешно начали разрабатывать свои «умные» чат-боты. Владимир Арлазаров — один из создателей отечественной системы, построенной на искусственном интеллекте. Она легко и быстро считывает данные платёжных карт, текстовых и личных документов. Разработка успешно применяется банками и даже пограничниками, помогая выявить поддельные паспорта.

Чтобы натренировать систему, Владимир с командой создали ещё одну модель, которая сгенерировала образцы для обучения — всё, даже фотографии, личные данные и подписи компьютер выдумал сам. И это не предел возможностей. Но главная причина успеха именно ChatGPT — универсальность. Ей легко воспользоваться, определённое число запросов в день разработчики предоставляют бесплатно, а дальше просят всего 20 долларов в месяц. Экономить на сотрудниках с помощью нейросети тут же бросились специалисты по соцсетям, рекламщики, программисты. Однако эксперты предупреждают — тут есть опасность. Впитывая всё как губка, нейросеть постоянно обучается: любую информацию, которую загружает один пользователь, она запоминает, обрабатывает и хранит, а потом может выдать по запросу и другому человеку.

В марте разработчики ChatGPT сами признались в случаях утечки и даже ненадолго отключали систему для исправлений. Посторонним тогда были видны чужие сообщения, личная информация и даже данные банковских карт. После этого в Италии использование нейросети вовсе решили запретить местные программисты теперь массово пользуются VPN для обхода блокировки.

Нейронная сеть может ответить на различные вопросы, предоставить информацию и даже помочь в решении сложных задач. Например, она может быть использована для поиска информации по заданному запросу, определения настроений и эмоций текста, анализа данных и прогноза результатов. То есть она пишет текст по запросу, понимает информацию как человек. Благодаря такому искусственному интеллекту многие процессы могут быть автоматизированы, что значительно повышает эффективность работы и уменьшает затраты времени и ресурсов. Нейросеть, которая изменила мир Нейросеть — это искусственный интеллект, который может обучаться и принимать решения, используя данные информационных баз, созданных на основе опыта и инструкций. То есть нейросеть может самостоятельно адаптироваться и развиваться с помощью накопленных знаний. Их применяют в самых разнообразных областях, таких как технологии, медицина, финансы, транспорт и другие.

Google и другие компании работают над повышением точности ответов LLM, при одновременном снижении их размерности. Так, новая модель PaLM 2, по сообщениям разработчиков , меньше, чем исходная PaLM, но лучше и быстрее справляется с задачами из разных областей. Разработчики языковых моделей ищут новые методы обучения LLM, которые смогли бы уменьшить объём необходимых тренировочных данных и снизить трудоёмкость их разметки. Например, обучают модели на синтетических данных , созданных другой нейросетью. Нейросети учатся искать актуальную информацию в интернете и обращаться к внешним сервисам.

Чаще всего для этого используют систему плагинов, по аналогии с решением, используемым в ChatGPT. Компании увеличивают длину контекстного окна для повышения точности ответов. GPT-4 и Claude 100K способны воспринимать более 100 тысяч токенов за раз. На подходе технологии с ещё более внушительными параметрами — до 1—2 миллионов токенов. Инженеры работают над уменьшением числа галлюцинаций и токсичного вывода в моделях.

Нейросети учатся понимать промпты на локальных языках и отвечать на них. Сегодня существующие модели охватывают лишь сотню языков из более чем 7000 известных. В 2023 году для формирования набора данных для 1100 неохваченных ранее языков запущен проект Massively Multilingual Speech MMS. IT-гиганты повышают секретность в отношении своих проприетарных моделей. Теперь отчёты о выходе новых версий нейросетей больше похожи на рекламные брошюры с описанием возможностей, а не на техническую документацию.

Китай становится альтернативным центром развития генеративного ИИ, способным бросить вызов американским компаниям. К 2023 году в этой стране разработали более 130 LLM. Читайте также: Стремительный тигр, мудрый дракон: проекты и перспективы Китая в гонке генеративного ИИ Чего ждать в 2024 году Лидеры IT-индустрии продолжат скрывать подробности о внутреннем устройстве и параметрах обучения своих моделей. Связано это с тем, что именно они, а не только внушительный размер LLM, теперь являются конкурентными преимуществами. Самое ожидаемое событие 2024 года — выход языковой модели следующего поколения от компании OpenAI.

Ходят слухи, что GPT-5 сможет достичь уровня AGI по ряду ключевых показателей, что может привести к непредсказуемым последствиям для отрасли ИИ и всего человечества. Читайте также: Новый уровень искусственного интеллекта: что такое AGI, когда он появится и каким будет В любом случае нейросети следующего года станут более эффективными, то есть будут работать лучше при тех же или даже меньших размерах. Они смогут за один проход понимать тексты, сопоставимые по объёму с романами Льва Толстого, на лету считывать новости из интернета, решать сложные задачи за счёт обращения к внешним сервисам и быстро учиться на актуальных данных, в том числе синтезированных. Мы ждём от них умения общаться с пользователями на их родных языках, включая редкие местные наречия. И конечно, будем следить за нейросетями из Китая, эффективность и качество работы которых продолжат расти, догоняя лучшие западные аналоги.

При этом LLM ближайшего будущего, скорее всего, будут более стабильны, безопасны и, возможно, скучны. Они не станут генерировать бред и обсуждать скользкие темы. А взлом с помощью джейлбрейк-промптов постепенно станет невозможным. Виктор Носко генеральный директор компании «Аватар Машина», создатель чат-бота-психолога « Сабина Ai », соавтор проекта FractalGPT — Думаю, что в больших языковых моделях в мировом масштабе наступила эпоха стагнации: теперь новые эмерджентные свойства не будут возникать с ростом числа параметров. А совершенствование свойств, которые уже проявились, замедлится.

При этом новая нейросеть от Google — Gemini, анонсированная с помпой как конкурент GPT-4, не показала существенного превосходства над ней и не оправдала ожиданий пользователей. Ситуацию подпортил и их фейл с пиаром в виде смонтированного демонстрационного ролика. До сих пор российские учёные отставали от зарубежных примерно на один год по мощности моделей и на два года по уровню научных исследований.

Вопросы и ответы

  • Андрей Комиссаров: Нужно держать глаза открытыми
  • 30 обучающих программ по нейросетям в 2024 году: платные и бесплатные курсы
  • ТОП-10 актуальных курсов по нейросетям и искусственному интеллекту (AI) в 2024 году
  • «Как упростить жизнь с помощью нейросетей» от Тинькофф Журнала
  • Под присмотром искусственного интеллекта: как школы столицы используют нейросети // Новости НТВ

Вопросы и ответы

  • Искусственный интеллект
  • ИИ в образовании: как нейросети помогают ученикам и преподавателям
  • Яндекс Образование
  • Создан искусственный интеллект для тренировки хирургов: Наука: Наука и техника:
  • Нейронные сети и компьютерное зрение — Stepik
  • Что такое нейронные сети

Сколько времени нужно, чтобы начать работу с ИИ?

  • «Как упростить жизнь с помощью нейросетей» от Тинькофф Журнала
  • Почему сейчас важно изучать искусственный интеллект?
  • Нейросеть онлайн [34 режима] | Liftweb
  • Найди то, не знаю что
  • 🤖 8 лучших бесплатных курсов по ИИ и глубокому обучению
  • Андрей Комиссаров: Нужно держать глаза открытыми

"Мы для него материал": Учёный призвал срочно отключить все серверы с искусственным интеллектом

Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет. Интернет-журнал Новая Наука каждый день сообщает о последних открытиях и достижениях в области науки и новых технологий.

Она может работать с большими массивами данных. Искусственный интеллект признает свои ошибки и отклоняет неуместные запросы. Сервис пока бесплатный. Нейросеть ChatGPT может переводить тексты и использоваться в качестве диалогового агента для разных приложений, включая обучение, развлечения и автоматизацию задач. OpenAI предоставляет API для разработчиков, которые хотят использовать технологии в своих приложениях и проектах.

Так, российский сервис Grammarly уже встроил алгоритмы OpenAI в свой код. OpenAI разрабатывала его несколько лет. Новая модель более продвинутая. Нейронной сети можно дать изображение, например фото продуктов, и попросить рецепты блюд, которые из них можно приготовить. Эта нейронная сеть более надежная и креативная, может обрабатывать изображения, в отличие от предшественников, ограниченных текстом. Она предоставляет информацию об изображении. Однако она все еще придумывает некоторые факты, нужен фактчекинг.

Знания все так же ограничены 2021 годом. Лучше понимает глубокий контекст. Например, с ее помощью можно отправить аналитическую диаграмму, графики и она сможет по запросу расшифровать их и сделать детальное описание. И может даже написать сайт на основе наброска на бумаге. Еще искусственный интеллект может сделать игру за 20 минут. Нейронная сеть имеет разные «личности», изменяемые по требованию, благодаря улучшенной управляемости. Интеллектуальный PR для вашего бренда Заказать Другие нейросети OpenAI OpenAI также предоставляет доступ к нейронной сети GPT-3, алгоритмам машинного обучения для создания контента и прогнозирования временных рядов, инструментам для обработки естественного языка и машинного обучения, а также крупные модели, такие как Codex и CLIP.

Whisper Whisper — это инструмент, предназначенный для обеспечения более безопасной и приватной коммуникации между устройствами IoT: домашними устройствами, медицинскими приборами, автомобилями и др. Кроме того, Whisper может транскрибировать речь в текст и переводить многие языки на английский. Нейронные сети, популярные в России Волна популярности нейросетей стремительно растет. В первую очередь это нейросети для генерации изображений и чаты. Нейросеть Notion AI распознает текст и изображения, автоматически заполняет базы данных, предсказывает и анализирует данные, а также отвечает на вопросы пользователей. Bing AI — это разработка компании Microsoft, владеющей поисковой системой Bing. Нейросеть способна обрабатывать запросы пользователей, показывать результаты поиска, предлагать схожие запросы, а также выполнять другие задачи, связанные с поиском информации в Интернете.

Есть и другие нейросети, которые контент-мейкеры могут использовать как удобный инструмент. С их помощью можно сделать из обычной аудиозаписи звук студийного качества, высокоточный AI-перевод, убрать фон на изображении, улучшить размер и качество изображения, создать эффектную презентацию и решать еще огромное множество повседневных задач, в том числе для маркетинга. ИИ сам составляет контент-планы, пишет сценарии для Reels и даже выявляет «боли» и потребности аудитории при правильном запросе.

Рекуррентная нейронная сеть.

Аппаратная реализация искусственных нейронных сетей. Искусственные нейронные сети ИНС , навеянные вычислительными и коммуникативными способностями мозга человека, являются значительной парадигмой в машинном обучении. Как таковые они послужили основой для множества мощных алгоритмов с применением в распознавании образов, запоминании, отображении и др. В последнее время наблюдается значительное продвижение в аппаратной реализации этих сетей с целью преодоления вычислительных сложностей при программной реализации: мощностной потенциал человеческого мозга составляет приблизительно 15Вт, и его вычислительные способности...

Искусственные нейронные сети Статья в журнале... Таким образом, искусственные нейронные сети представляют очень гибкий аппарат для решение широкого спектра задач, от обучения игрового искусственного интеллекта до прогнозирования поведения экономики отдельного региона или целого государства. Качество решения задачи каждый раз зависит от объема и качества исходных данных. Ключевые слова: искусственная нейронная сеть, синаптические веса, ассоциативная память, сигнальные графы, матрицы смежности сигнальных графов, шаговый алгоритм.

В прикладных задачах все большее распространение находят искусственные нейронные сети ИНС [1,2,3]. Исследование возможностей использования нейронных сетей Из определения искусственного нейрона следует понятие ИНС искусственной нейронной сети — совокупность взаимодействующих между собой искусственных нейронов. Это качество есть и у искусственных нейронных сетей. После тренировки они способны не обращать внимание на входы, на которые подаются шумовые данные.

Нейронные сети способны корректно функционировать, даже если на входе данные зашумлены. Для этого существует процесс обучения сети. ИНС учатся подобно человеку. Обучение нейронной сети Training — поиск такого набора весовых коэффициентов, при котором входной сигнал после...

Модель математической нейронной сети Статья в журнале... Нейронные сети используются для решения сложных задач, которые требуют аналитических вычислений подобных тем, что делает человеческий мозг [4]. Используется в Google, когда вы ищете фото или в камерах телефонов, когда оно определяет положение вашего лица и выделяет его и многое другое. Теперь, чтобы понять, как работают нейронные сети, давайте взглянем на их составляющие и параметры.

Эволюционный подход к настройке и обучению нейронной сети Построение искусственной нейронной сети ИНС , с классической точки зрения, выполняется методом проб и ошибок. Исследователь задает параметры сети: количество слоев и нейронов, структуру связей между нейронами, а затем наблюдает результаты — сеть обучается и тестируется на тестовой выборке. В зависимости от результатов тестирования исследователь производит изменения параметров сети. Для обучения используется обучающая выборка, включающая наборы входных сигналов X и соответствующие эталонные значения выходных сигналов Y...

Формирование нейронной сети Статья в журнале...

За небольшое количество времени на практике получаешь в пользование отличные, супер нужные инструменты. Очень верно выбрана тактика проведения. Действительно оценить полезность современных инструментов сложно, если не попробуешь на своем опыте порешать очень разные задачи, наиболее типичные для многих, не смотря на разные сферы деятельности. Было бы очень круто еще получать в конце обучения короткий гайд со всеми ссылками и алгоритмом последовательности нажатия кнопок для ключевых операций. Запомнить так много сразу последовательностей крайне сложно. Шикарный интенсив, который переворачивает сознание и открывает новые гооизонты понимания приближающихся революционных изменений. Организаторы интенсива — настоящие профессионалы своего дела. Они не только отлично разбираются в теме искусственного интеллекта, но и умеют донести свои знания до широкой аудитории.

Интенсив был организован на высшем уровне. Организаторы позаботились о том, чтобы участники получили максимум полезной информации и смогли применить ее на практике. Кроме того, организаторы были очень внимательны к участникам и отвечали на все их вопросы. Они помогали им разобраться в сложных темах и найти решения проблем.

Путешествие в мир искусственного интеллекта

» предлагает обучение по теме искусственного интеллекта в искусстве. С тех пор как технологии искусственного интеллекта стали достоянием широкой общественности, в мире многое изменилось. Также в Центре искусственного интеллекта используют нейросети для предсказания трехмерных структур антител.

Под присмотром искусственного интеллекта: как школы столицы используют нейросети

Все советы отрабатывают на упражнениях с примерами запросов. Источник: datacamp. Тренинг ведет Пол Чапмен, менеджер учебных программ платформы Datacamp, которая специализируется на искусственном интеллекте и больших данных. Программа разделена на две части: первая рассказывает о возможностях и ограничениях ChatGPT и учит писать эффективные промпты. Ее можно пройти бесплатно. Вторая часть курса посвящена использованию ChatGPT в рабочих процессах. Каждую тему предлагают отработать на тестах и упражнениях.

Я бы наоборот поощрял использование ИИ для самостоятельной подготовки — если говорить о семейном образовании, где родители занимаются детьми и используют продвинутые площадки для обучения. В подавляющем большинстве школ есть стандартный, понятный шаблон, по которому дети обучаются. И в основном наше обучение — это возможность понять, усвоить эти шаблоны и потом их применять. На этом всё заканчивается. Если мы говорим о семейном образовании или образовании в частных школах, то это другой подход. Здесь ИИ уместно применять. Уже известный сервис ChatGPT, или ресурс похожий на него, — Perplexity, который может применяться в России и доступен на русском языке. Если вы его запускаете в Яндекс-браузере, который автоматически всё переводит на русский, то сервис принесёт пользу. К тому же нейросеть Perplexity даёт ссылки по поводу того, откуда она взяла ответ и почему так считает. И если мы говорим об альтернативном обучении, то сервис будет помогать детям. Подготовка к уроку и сам урок — это разные вещи. Если на уроке ты должен продемонстрировать, как усвоил данный тебе на дом шаблон, то тогда никакой ChatGPT не нужен. Потому что шаблон нужно демонстрировать так, как он был тебе дан. Но если у нас урок носит дискурсивный формат: формат общения и рассуждения, тогда необходимо готовиться самому. И целый ряд школьных предметов, если их готовить правильно, поможет проявить навыки аналитического мышления, критического мышления, системного мышления. Например, с помощью нейросетей-советчиков можно удобно готовиться к форматам вроде «перевёрнутого класса» самостоятельно. Причем делать это прямо в классе и в команде. Тут даже не родители, а образовательная среда должна отвечать вызовам этого технологического новшества. Если мы требуем от детей только по шаблону подтверждения, что они знают, то тогда чат ChatGPT взломает образование. Потому что сервис выдаст им тексты, которые они прочитают, но не усвоят. Если мы с вами переводим работу в формат дискуссии, чтобы появилась возможность высказывать разные позиции, защищать разные точки зрения, тогда учитель выступает только модератором, ведущим, и с помощью ИИ можно хорошо подготовиться как на уроке, так и дома. Ты всё равно до конца не знаешь, какие вопросы тебе зададут. Ведь дискуссия — это всегда импровизация. Есть ли для нас, людей, угроза потерять контроль над образованием, отдать его в руки искусственного интеллекта? Там, где учатся по шаблонам, конечно, да, есть риск. Но у тех, кто так учит, и сейчас никакого контроля нет. Это иллюзия, что, обучая по шаблону, они всё контролируют. Шаблоны, в частности, очень быстро устаревают. Информация, которую дают в школах, гораздо в большем объёме лежит в интернете. Они не развивают у детей нужные метапредметные навыки. Не анализируют индивидуальные навыки, специфику развития ребёнка, траекторную специфику. Вы в своём телеграм-канале писали о социальном расслоении в образовании. Что вы имеете в виду? Речь идёт об искушении, которому можно поддаться, а можно не поддаться. Вот так и в ChatGPT. Помните, мультфильм «Двое из ларца»? Вот там они за Вовку и дрова кололи, и тесто месили, а потом и конфеты ели… То есть иллюзия и искушение, что всё будет делаться за тебя. Социальное расслоение — это воспользовался ты халявой или нет. Студенты и так в университетах не особо чему учатся. А списывают, делают подробные шпоры, на экзаменах как-то отвечают. В этом смысле для таких студентов сильно ничего не изменится.

Андрей, вы давно занимаетесь изучением искусственного интеллекта. Что вы думаете как эксперт: есть ли угроза, что ИИ выйдет из под контроля и будет принимать решения за нас? Это вопрос скорее философский и технофутуристический. Вот недавно Google в пику Microsoft хотел сделать поисковые системы c искусственным интеллектом, но у них ничего не получилось. Есть история, что их искусственный интеллект начал что-то понимать, действовать как отдельный субъект. И они, испугавшись этого, закрыли проект. Но непонятно, слухи это или не слухи. У искусственного интеллекта есть понятие предназначения и понятие красоты. И они очень сильно отличаются от человеческих понятий. Его предназначение — выполнять поставленную задачу и расширять эту задачу. Если, например, я даю ответы на конкретном сайте, то искусственный интеллект более мощный может давать ответы ещё и на других сайтах, куда он сможет, например, свой код занести. То есть для искусственного интеллекта красиво то, что всегда является эффективной линией между двумя точками, то есть прямая: максимальное срезание углов, всего лишнего. И этот момент может привести к определенному конфликту между пониманием красоты человеком и пониманием красоты искусственным интеллектом. Потому что никогда не знаешь, что окажется эффективным в процессе принятия решения. Это штука довольно опасная. Поэтому мы, моя команда в образовании, никогда не используем сильного искусственного интеллекта, то есть те нейросети, которые самостоятельно обучаются, а потом самостоятельно, непонятно как, принимают решения. Мы используем слабые искусственные интеллекты, которые предобучаются, а потом на каком-нибудь сервисе работают. Например, сервисе распознавания номеров машин. Ты ему даешь data set, он на нём работает. Ровно то, что в data set прописано, то он и может делать. То есть, грубо говоря, семантический анализ. Вы, как папа 5 детей, можете поделиться опытом общения с ИИ? У меня дети используют искусственный интеллект в основном как рекомендательные сервисы для поиска мультиков, которые они ещё не смотрели. Они советуются с Алисой, обсуждают, какие ещё мультики посмотреть. То есть они общаются с речевыми ботами как собеседниками. И еще они любят играть, когда искусственные интеллекты становятся участниками игры. У меня младших детей двое 5 и 7 лет. Когда они играют, приглашают Алису и кого-то ещё присоединиться. Они назначают им свои роли. Но эти игры долго не длятся, потому что детям наскучивает, что Алиса не придерживается правил игры, заданных детьми. То есть сначала это немножко весело, потом становится скучно. Потому, что игра хороша, когда все верят в игру и придерживаются правил. А чат-бот из этого игрового состояния выскакивает. Ваши пожелания и рекомендации родителям: как учиться и жить с ИИ? Нужно держать глаза открытыми. Это не значит, что нужно срочно становиться разработчиками искусственного интеллекта. Но хотя бы понимать, что вообще есть, как ИИ работает, на что влияет. Читать статьи и критически ко всему относиться. Категорически запрещать что-то не имеет смысла. Особенно то, что распространено. Всё равно ваши дети будут общаться с другими детьми, вы же их в клетку не посадите.

Предыдущий вариант стратегии был утвержден в октябре 2019 г. Среди ее целей были разработка и совершенствование профильного программного обеспечения и оборудования, повышение доступности и качества данных, а также создание комплексной системы регулирования в сфере ИИ. В обновленной версии нацстратегии прописаны целевые показатели. Но официальные данные о том, какую роль играет ИИ в современной экономике, разнятся. По его данным, объем российского рынка ИИ в 2022 г. В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» федпроект нацпрограммы «Цифровая экономика», который, в соответствии с обновленной стратегией, станет частью нацпрограммы «Экономика данных». В рамках федпроекта с 2021 г.

Нейронные сети и компьютерное зрение

Сегодня их чаще всего используют для анализа больших объемов данных, прогнозирования, сопоставления, классификации и распознавания образов в самых широких сферах научных и социально-экономических исследований — от управления предприятиями и распознавания изображений до прогнозирования международных конфликтов и поиска следов жизни на других планетах. Ранее мы рассказывали: По какому принципу работают нейросети Современные нейросети работают по нескольким основным принципам. Если описывать их максимально простым языком, то получится примерно следующее: В нейросеть загружается некоторое количество конкретных, необходимых для эксперимента или исследования, данных. Информация передается с помощью искусственных синапсов от искусственного нейрона к нейрону, от слоя к слою, каждый нейрон может иметь несколько входящих синапсов с данными. Данные, полученные каждым нейроном, представляют собой сумму всех данных, умноженных на коэффициент веса каждого искусственного синапса. Полученные значения формируют выходные сигналы, которые передаются до тех пор, пока информация не достигнет конечного выхода. Все равно звучит сложно? Тогда попробуем упростить еще больше. В нейросеть, то есть в заранее созданную сложную математическую модель, как в пустую емкость, загружается массив данных. Это могут быть научные работы, литературные произведения, коллекции изображений и так далее. Если загрузить в нейросеть собрания сочинений мировых литературных классиков, то на выходе она сможет написать собственный текст в стиле Шекспира — если максимально упрощать и утрировать.

Аналогичным образом происходит генерация изображений: вы загружаете в нейросеть базу картинок в различных художественных стилях самых разных художников, а на выходе получаете совершенно новое изображение, созданное по мотивам загруженных данных. Точно так же нейросети позволяют находить различные закономерности и совпадения при анализе огромных баз данных, например находить преступников или делать прогнозы на несколько лет вперед, основываясь на ранее полученных исследованиях. Виды нейронных сетей Все нейронные сети можно разделить на несколько видов: однослойные, многослойные, прямого распространения, рекуррентные. Однослойные сети сразу же выдают результат после загрузки в них некоторого массива данных. Многослойные сети прогоняют вводную информацию через несколько промежуточных слоев и принципом своей работы больше напоминают биологическую нейронную сеть. Выходная информация получается после прохождения всех слоев, на которых происходит обработка и анализ. Сети прямого распространения чаще всего используются для распознавания образов, классификации и кластеризации данных — они направлены в одну сторону и не умеют перенаправлять информацию обратно. Ввели данные — получили ответ. Рекуррентные сети перенаправляют информацию туда и обратно, пока не получат конечный результат.

Ответ сети формируется в выходном слое. Формат ответа также может быть любым. Если сеть не обучена, классификация весов происходит рандомно. Значимость каждого нейрона повышается в процессе обучения, если они приводят к правильному решению. Этот сложный алгоритм можно сравнить с работой человеческого мозга: он учится чему-то новому, благодаря чему нейронные связи укрепляются. Сеть не создаёт уникальные результаты, поскольку она действует только на основе уже имеющегося опыта. Чем больше опыта у нейросети — тем точнее будут результаты, которые она выдает. Чтобы работать с нейросетями, нужно знать другие термины, обозначающие особенности их работы: Функция активации — способ нормализации искусственным интеллектом входных данных до нужного диапазона. Линейная функция автоматически используется, если нужно передать значение, не подвергнув его преобразованию, а также в процессе тестирования нейронной сети. Самый распространенный вид функции активации — сигмоид со значением [0,1], называемый также логической функцией. Гиперболический тангенс используется, если возможны отрицательные значения например, акции могут не только расти, но и падать , поскольку его диапазон [-1,1]. Тренировочный сет — последовательность данных, которые использует нейросеть. Итерация — количество тренировочных сетов, которые прошла нейронная сеть. Ошибка — производная, которая демонстрирует расхождение между полученным ответом и ожидаемым. Число ошибок в процессе обучения должно идти на спад. Как работает нейросеть на примере Приведем простой пример работы нейросетей с использованием весов коэффициентов. Предположим, мы хотим узнать у нейросети, стоит ли в выходные ехать за грибами в лес. Ответов может быть только два — да или нет. Результат зависит от нескольких факторов, которые будут заданы в виде вопросов: Начался ли грибной сезон? Будет ли в выходные дождь? Пороговое значение и значение смещения обозначим как 3. Таким образом, в сумме получился результат 6, который в два раза больше исходного. Обработав весь массив входящих данных, нейронная сеть с точностью сделала вывод, что в выходные можно ехать за грибами. Типы нейросетей Типы В зависимости от числа слоев, в которых расположены нейроны, нейросети могут быть: Персептрон — самая старая форма. Один нейрон принимает информацию, применяет активацию, в результате становится доступным вывод в двоичной системе. Перцептрон можно использовать только для классификации данных на две группы. Из-за ограниченных возможностей такие нейронные сети в наше время практически не используются. Сигнал поступает во входной слой и сразу же отправляется к выходному, где происходят вычисления. Связь между нейронами входного и выходного слоев обеспечивают синапсы. Помимо входного и выходного слоев, в таких нейронных сетях есть еще несколько скрытых промежуточных. Обработка информации и вычисления производятся на нескольких этапах, поэтому решения, предлагаемые такими сетями, более точные.

Повышение эффективности и качества обучения больших нейросетевых моделей Иван Оселедец, генеральный директор компании AIRI, профессор Сколтеха: О текущем состоянии работы нейросистемных моделей Работа с текстами и изображениями - это уже практически решенные задачи. Но следующий шаг - мультимодальные модели, работа с ними только началась. Нами разработана первая мультимодальная модель в России OmniFusion. Принцип ее работы заключается в объединении двух модальностей: текста и картинок. Она вполне способна на основе полученных данных обрабатывать их и поддерживать диалог. Можно также объединять тексты и графы, тексты и видео или текст и движение робота. Всему этому требуется обучить языковую модель. Этот процесс достаточно трудоемкий и дорогостоящий. О том, как строить мультимодальные архитектуры Основная проблема в том, как установить связь между модальностями. Наиболее эффективным методом ее решения нам кажется использование инкодеров, которые позволяют переводить картинку в вектор, а дальше строятся небольшие адаптеры, представляющие собой маленькую нейросеть и переводящие информацию с языка картинок на язык текстов. При этом, конечно, предполагается, что мы работаем с хорошей предобученной языковой моделью и такой же моделью работы с картинками, поэтому нам нужно обучить только адаптеры. Итоговое качество получается довольно высоким. При этом модель продолжает обучаться, и качество ее работы совершенствуется. Наша модель уже превзошла по ряду характеристик общеизвестную мультимодальную модель Lava13B. Мультимодальность - это ключевой момент. В идеале мультимодальная модель должна работать с произвольным количеством модальностей. Такие попытки внедрить в нейросети способность работать с большим количеством модальностей были, но они пока не увенчались успехом. Думаю, что все-таки подход с адаптерами вполне сможет достичь этой цели. Сегодня модель с 40 миллиардами параметров будет обучаться примерно два месяца. Одна из наших разработок строится на том, что при создании алгоритма вычисления градиентов для поточечной нелинейности, на которую обычно никто не обращает внимания, можно использовать вместо 16 бит всего 3 бита с сохранением точности. Второй подход, который мы применяем, это использование техник рандомизированной линейной алгебры для ускорения вычисления градиентов большого линейного слоя. Если упростить, то можно, не меняя алгоритм, но поменяв порядок операций, получить более быстрый и точный результат. Пример: в нашем большом проекте NNTile мы хотим заново реализовать базовые операции с нуля без использования каких-то больших пакетов, чтобы получить максимальную производительность, причем на многопроцессорных системах. От стохастических дифференциальных уравнений до задачи Монжа-Канторовича и обратно: путь к искусственному интеллекту? Евгений Бурнаев, профессор, руководитель Центра прикладного ИИ Сколтеха, руководитель научной группы "Обучаемый интеллект" AIRI: Важное свойство, которым должен обладать искусственный интеллект и которым обладает человек, - это креативность, возможность создавать новые образы. Так, модель ИИ может создавать картинки согласно текстовому описанию, заданному человеком. Математически задачу построения новых образов можно описать как задачу построения модели распределения над разными типами сложных данных: изображением, текстом, звуком и т. Моделировать связи между этими данными тоже надо уметь. Теперь при помощи нейросетей мы аппроксимируем исследуем числовые характеристики и качественные свойства объекта - Прим.

Хотя он эффективен в решении определённых задач, ИИ может приводить и к негативным последствиям для обучения. Например, преподаватели могут использовать его для оценивания знаний учащихся, но это может привести к предвзятости и дискриминации. Например, создание индивидуальных учебных программ с помощью нейросети может привести к тому, что учащиеся будут получать только те материалы, которые соответствуют их интересам и уровню знаний. Это может нивелировать разнообразие в учебном процессе и снизить мотивацию. Использование нейросети в образовании может привести к утечке персональных данных учащихся, если учителя не будут должным образом защищать данные или если станут применять ИИ для сбора данных без согласия ребят. Однако необходимо осторожно подходить к внедрению нейросетей в образование в целом и в рутину каждого ученика, учитывая позитивные аспекты и потенциальные риски этих технологий. Баланс между инновациями и традиционными методами обучения — ключевой фактор для успешного влияния ИИ на развитие и обучение детей. Для достижения такого баланса важно: Активное участие взрослых. Родители и педагоги должны поддерживать ребёнка и стимулировать его мотивацию, а также помогать развивать социальные навыки. Ограничение времени. Важно ограничить время, которое ребёнок проводит с устройствами на базе ИИ, чтобы сохранить баланс между цифровым и реальным миром. Обучение навыкам критического мышления. Развитие критического мышления и аналитических способностей должно оставаться ключевой задачей в образовании. Бот пишет шаблонные сочинения, за которые учителя ставят высокие баллы, потому что школу устраивает шаблонность. Ученики вместо собственных мыслей переписывают формулировки ИИ, потому что школа недостаточно мотивирует их думать. Школьники ищут самый лёгкий путь, так как им зачастую важнее получить высокие баллы, а не знания. И если искусственный интеллект разрушит эту систему — так ли уж это плохо? Ему нужны исследователи, первооткрыватели — люди, способные мыслить нестандартно. Ведь нейросети не способны совершить научное открытие или написать произведение, которое изменит общество: они лишь компилируют всё, что создано человечеством до них. Куда важнее учить осмыслять, фильтровать, творчески обрабатывать и критически оценивать информацию. Благодаря искусственному интеллекту акценты в образовании должны и будут смещаться.

ChatGPT, Lexica и другие нейросети: мнение учителей о новых инструментах в руках школьников

ОЛЕГ Мне 55 лет и я никак не связан с программированием. Но мне интересна область IT, пробовал делать сайты, писать их начал изучать Python, бросил и на различных конструкторах. Пару сайтов и сейчас веду, продвижение. Еще мне интересна область трейдинга и соответственно автоматизация торговли, и AI это то что мне и нужно. То что увидел сегодня на интенсиве вдохновляет!! Начинается новая жизнь похоже! С тех пор была интересна эта тема.

Очень хотелось создать что-то похожее. Классическая задача из фильма: как научить AI отличать смешной текст от не смешного? ВАДИМ Меня заинтересовал ИИ прежде всего тем, что я хотел бы немного разнообразить вектор своего развития, чем то действительно крутым, и осязаемым, чтобы можно было показать людям и сказать мол о, глядите, это я сделал. На текущей работе в качестве C разработчика это не очень получается, занимаюсь CRM которую видят только ограниченное число людей.

Искусственный интеллект работает по принципу мозга человека: принцип обучения НС в какой-то степени схож с тем, как обучают человека. Основа для функционирования neural была взята из нейробиологии. Суть в том, что нужно было получить модель и программное решение, способное имитировать работу головного мозга. Только относительно недавно развитие нейросетей стало демонстрировать результаты. Нейронная сеть и возможность ее обучения Ученые понимают, что для успешной работы интеллект должен быть самостоятельным.

Если система функционирует как человек, то ее нужно обучать. Но как учить компьютер? Сегодня с этой целью задействуют алгоритмы обучения нейронных сетей. Но все они основаны на одном из двух известных принципов:с наставником или без такового. Мы можем провести аналогию с процессом обучения человека: он может получать знания как самостоятельно, так и вместе с наставником. С учителем В данном случае нейросеть получает выборку из обучающих примеров. Данные поступают на «вход», после чего происходит ожидание правильного ответа на «выходе». Это ответ, который должна дать нейронная сеть. Конечный результат сопоставляют с эталонным значением.

В том случае, когда НС выдает неверный ответ, производят коррекцию, дальше процесс повторно запускают, тем самым пытаются добиться снижения процента неправильных ответов. По программе обучения нейронной системы сравнивается большое количество разнообразных понятий. С помощью этого сравнения определяется базовый уровень знаний. В терминах обучения ИИ в качестве базовых понятий используются языки программирования и инструменты для изучения языков. Если нейросеть обучена, то она будет знать языки программирования, если нет — то нет. Без учителя Данный вид процесса обучения предполагает только ввод данных. В таком случае алгоритм изменяется, чтобы значимые и обладающие весом коэффициенты корректировались, а нейронная сеть могла по определенным параметрам схожих данных на «выходе» дать результат, который обнаруживает связи. Также во время этой операции выявляются определенные соответствия между данными. Так в ходе обучения выделяют параметры, которые свойственны моделям материала обучения, впоследствии этим модели по схожим признакам объединяют в группы.

Когда учитель полностью отсутствует, то НС выстраивает целую цепочку, которая состоит из логических решений, также образует определенное понимание, основанное на вводных данных. Такое устройство машинного обучения без учителя применимо в отношении статистических моделей.

Нейронная сеть и возможность ее обучения Ученые понимают, что для успешной работы интеллект должен быть самостоятельным.

Если система функционирует как человек, то ее нужно обучать. Но как учить компьютер? Сегодня с этой целью задействуют алгоритмы обучения нейронных сетей.

Но все они основаны на одном из двух известных принципов:с наставником или без такового. Мы можем провести аналогию с процессом обучения человека: он может получать знания как самостоятельно, так и вместе с наставником. С учителем В данном случае нейросеть получает выборку из обучающих примеров.

Данные поступают на «вход», после чего происходит ожидание правильного ответа на «выходе». Это ответ, который должна дать нейронная сеть. Конечный результат сопоставляют с эталонным значением.

В том случае, когда НС выдает неверный ответ, производят коррекцию, дальше процесс повторно запускают, тем самым пытаются добиться снижения процента неправильных ответов. По программе обучения нейронной системы сравнивается большое количество разнообразных понятий. С помощью этого сравнения определяется базовый уровень знаний.

В терминах обучения ИИ в качестве базовых понятий используются языки программирования и инструменты для изучения языков. Если нейросеть обучена, то она будет знать языки программирования, если нет — то нет. Без учителя Данный вид процесса обучения предполагает только ввод данных.

В таком случае алгоритм изменяется, чтобы значимые и обладающие весом коэффициенты корректировались, а нейронная сеть могла по определенным параметрам схожих данных на «выходе» дать результат, который обнаруживает связи. Также во время этой операции выявляются определенные соответствия между данными. Так в ходе обучения выделяют параметры, которые свойственны моделям материала обучения, впоследствии этим модели по схожим признакам объединяют в группы.

Когда учитель полностью отсутствует, то НС выстраивает целую цепочку, которая состоит из логических решений, также образует определенное понимание, основанное на вводных данных. Такое устройство машинного обучения без учителя применимо в отношении статистических моделей. Базовый язык нейросети— это язык, на котором система будет осуществлять взаимодействие с человеком.

Библиотека языков программирования — это набор операторов языка, которые будут использоваться для обработки данных, поступающих от ИИ. Способность к обучению у нейронных сетей Способность и технология обучения нейронных сетей имеет свои особенности. Так, одним из наиболее распространенных методов считается Backpropagation, в основе которого заложен алгоритм вычисления градиентного спуска.

Речь идёт об искушении, которому можно поддаться, а можно не поддаться. Вот так и в ChatGPT. Помните, мультфильм «Двое из ларца»?

Вот там они за Вовку и дрова кололи, и тесто месили, а потом и конфеты ели… То есть иллюзия и искушение, что всё будет делаться за тебя. Социальное расслоение — это воспользовался ты халявой или нет. Студенты и так в университетах не особо чему учатся.

А списывают, делают подробные шпоры, на экзаменах как-то отвечают. В этом смысле для таких студентов сильно ничего не изменится. Теперь для них шпоры может писать GPT.

Социальное расслоение в том и выражается, что те, кто учился сам, — они более востребованы. Те, кто делал всё при помощи чат ботов, будут менее востребованы. Потому что на рабочем месте будет делаться анализ не того, какого вуза и какого цвета у тебя диплом, а того, что ты реально знаешь и понимаешь.

Там, конечно, тоже что-то можно наговорить при помощи ChatGPT, но не всегда. Ведь ты не можешь предугадать заранее все вопросы на собеседовании? Можно ли придумать такое задание, с которым не справится искусственный интеллект, или это уже невозможно?

Можно придумать. Например, учителя и преподаватели встраивают в свои лекции или запросы какие-то вещи выдуманные, ненастоящие. Это нужно для того, чтобы обмануть искусственные интеллекты.

Они дают студентам задачи, в которых прописана какая-то специфика, которую преподаватель рассказал на своей лекции и которой больше нигде нет. Сейчас у нейросетей есть одна слабая сторона: они пытаются ответить на все вопросы. Вот на этом их можно подловить..

Андрей, вы давно занимаетесь изучением искусственного интеллекта. Что вы думаете как эксперт: есть ли угроза, что ИИ выйдет из под контроля и будет принимать решения за нас? Это вопрос скорее философский и технофутуристический.

Вот недавно Google в пику Microsoft хотел сделать поисковые системы c искусственным интеллектом, но у них ничего не получилось. Есть история, что их искусственный интеллект начал что-то понимать, действовать как отдельный субъект. И они, испугавшись этого, закрыли проект.

Но непонятно, слухи это или не слухи. У искусственного интеллекта есть понятие предназначения и понятие красоты. И они очень сильно отличаются от человеческих понятий.

Его предназначение — выполнять поставленную задачу и расширять эту задачу. Если, например, я даю ответы на конкретном сайте, то искусственный интеллект более мощный может давать ответы ещё и на других сайтах, куда он сможет, например, свой код занести. То есть для искусственного интеллекта красиво то, что всегда является эффективной линией между двумя точками, то есть прямая: максимальное срезание углов, всего лишнего.

И этот момент может привести к определенному конфликту между пониманием красоты человеком и пониманием красоты искусственным интеллектом. Потому что никогда не знаешь, что окажется эффективным в процессе принятия решения. Это штука довольно опасная.

Поэтому мы, моя команда в образовании, никогда не используем сильного искусственного интеллекта, то есть те нейросети, которые самостоятельно обучаются, а потом самостоятельно, непонятно как, принимают решения. Мы используем слабые искусственные интеллекты, которые предобучаются, а потом на каком-нибудь сервисе работают. Например, сервисе распознавания номеров машин.

Ты ему даешь data set, он на нём работает. Ровно то, что в data set прописано, то он и может делать.

30 обучающих программ по нейросетям в 2024 году: платные и бесплатные курсы

Сложности использования ИИ в области образования касаются вопросов этики нейросетей и защиты персональных данных, объясняет Иван Карлов. Обучение искусственного интеллекта — процесс, требующий больших ресурсов: прежде всего, вычислительных мощностей, финансовых затрат и времени. Узнаете, что такое искусственный интеллект и нейросети. Поймете, почему их нужно осваивать именно сейчас. Составите список дел, которые сможете им делегировать уже сейчас.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий