Новости национальный проект беспилотные авиационные системы

*ДКС – услуга «Дрон как сервис» *БВС – беспилотные воздушные суда *БАС – беспилотные авиационные системы. Минфин переадресует почти 200 млн рублей из бюджета национального проекта «Экология» на новый нацпроект «Беспилотные авиационные системы». Федеральный проект "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и их комплектующих".

Регионам необходимо разработать программы развития беспилотных авиасистем к 1 октября 2023 года

31 октября 2023, Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» Андрей Белоусов обсудил с регионами поэтапное открытие неба для использования беспилотников. Эти предложения – наряду с конкретными решениями, которые бизнес формулирует, – должны найти своё отражение в национальном проекте по развитию беспилотной авиации, беспилотных авиационных систем. – Думаю, за этим будущее, так как в 2024 году в стране стартовал федеральный проект «Беспилотные авиационные системы», – говорит Попов.

Гендиректор «БАС» отметил важность развития отрасли беспилотных авиационных систем

Леонид Артемов, Руководитель направления БПЛА Фонда "Сколково" представил блиц-доклад на тему "Развитие отрасли беспилотных систем и обеспечение технологического суверенитета через кооперацию со странами БРИКС". Главное событие года по запуску новых рынков, инициатив и отраслей — беспилотные авиационные системы, биотех, креативная экономика. Замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что разработан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем», цель которого – создание многоуровневой структуры непрерывной подготовки специалистов в этой области.

Правительство упростило порядок организации полетов беспилотников

В мае этого года по поручению Президента Правительство приняло соответствующую стратегию развития этой важной новой отрасли. Разработан и утверждён соответствующий национальный проект. Такой высокий статус документа говорит о большом значении, которое придаётся этому направлению. Особенно сегодня, во время стремительного развития технологий, в том числе искусственного интеллекта, цифровизации, роботизации и многих других важных направлений технологического развития. Как сделать так, чтобы обучение БПЛА стало доступно в каждой школе? Еще этой весной Президент России Владимир Путин предложил включить курсы по управлению беспилотными летательными аппаратами в расписание обучения в образовательных организациях, в том числе в школах. Этим летом в Совете по развитию цифровой экономики, созданный при СовФеде предложение президента не осталось не замеченным, и участники Совета уже предложили изучать основы управления БПЛА непосредственно в школах. Предложение было поддержано Минпросвещением. Кружки беспилотных авиационных систем позволяют развивать и совершенствовать навыки детей в области программирования на различных языках, конструирования летательных аппаратов, решения задач по управлению робототехникой, задач по микроэлектронике и так далее.

Новые знания могут быть востребованы школьниками при выборе будущей профессии. В ближайшие годы потребность в специалистах в отрасли беспилотной авиации будет возрастать. Сельское хозяйство, мониторинг полезных ископаемых, геодезия и картография, логистика — это отрасли, в которых в ближайшие годы будет наблюдаться наиболее высокий спрос на специалистов по управлению беспилотниками.

В следующем году планируют провести первый национальный чемпионат в области беспилотных авиационных систем. Замдиректора направления «Молодые профессионалы» АСИ Юлия Ханьжина предложила регионам принять участие в конкурсе на право организовать его на своей территории, а также запускать соревнования и кубки на уровне субъектов. И там, и там фигурирует повестка образования, подготовки кадров для БАС», — сказала эксперт. Также глава государства поставил задачу по проработке возможности создания международных программ подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей, в том числе БАС.

Планируется, что по федеральному проекту «Кадры для БАС» к 2030 году число специалистов в сфере беспилотников в нашей стране вырастет до 1 млн человек. Текст: Ольга Ярославцева Читайте также.

Президент ожидает доклад до 15 июля. Ранее Sakh. РИА «Сахалин-Курилы».

Организациям отрасли беспилотной авиации также необходимы элементы инфраструктуры, такие как аэродромы, центры обеспечения полетов, взлетно-посадочные полосы, сертифицированные полигоны для испытаний, административные и жилые помещения. Информационная безопасность Область информационной безопасности, определяемая потребностями рынка беспилотной авиации Российской Федерации, не подлежит системной координации и или централизованному планированию. На сегодняшний день функционирование систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации по большей части основано на иностранных технологиях, реализованных преимущественно на зарубежном оборудовании и программном обеспечении.

Рост производительности и пропускной способности оборудования приводит к усложнению алгоритмов обработки данных и миграции их реализации из программной в аппаратную часть. В связи с этим существенно снижается эффективность применения наложенных средств защиты, повышается риск компьютерных атак. При этом необходимо отметить, что в настоящее время в информационном пространстве увеличивается не только число угроз компьютерной безопасности, но и усложняется их техническая структура, повышается скоординированность атак. Угрозы происходят в том числе от специальных служб иностранных государств, экстремистских и террористических организаций. Такие действия могут быть направлены на выведение полностью или частично из строя объектов беспилотной авиации, причинение ущерба государственному управлению, а также нарушение устойчивости экономики. Одним из способов обеспечения информационной безопасности в беспилотных авиационных системах является применение криптографических методов защиты информации. При этом, несмотря на достигнутые успехи в разработке российских криптографических механизмов, предназначенных для защиты информации в беспилотных авиационных системах, а также на придание им официального статуса документов национальной системы стандартизации, их практическое внедрение зачастую ограничивается государственными информационными системами. Существенным фактором, препятствующим широкому внедрению российской криптографии, является то, что российские стандарты криптографии не представлены в международных стандартах телекоммуникационных протоколов.

Системы управления и контроля за полетами беспилотной авиации, созданные на основе зарубежного оборудования, продолжают наследовать зарубежные механизмы защиты информации, тем самым не позволяют обеспечить требуемый уровень доверия даже за счет замены зарубежного оборудования российским: изменению, как правило, подвергается только программная составляющая, а не логика работы, заложенная в аппаратной части. Полноценную замену существующих технологий систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации "доверенным" оборудованием в ближайшее время произвести практически невозможно, в том числе из-за отсутствия высококвалифицированных кадров, осуществляющих научные исследования, разработку, внедрение и техническую поддержку современных и перспективных информационно-телекоммуникационных технологий. Положения и рекомендации, закрепленные в действующих нормативных документах, направленные на обеспечение информационной безопасности, требуют усиления внимания участников отрасли и совершенствования в части инструментов и способов практической оценки защищенности, а также экономических механизмов, стимулирующих ответственное поведение диспетчеров систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации. Важным аспектом устойчивого функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации также является заложенная при их проектировании физическая защищенность и структурная живучесть. Таким образом, текущий уровень информационной безопасности, который отражается в том числе на перспективах развития отрасли беспилотной авиации в Российской Федерации, формирует следующие предпосылки: иностранное оборудование и программное обеспечение, используемые в беспилотной авиации, являются источниками серьезных угроз информационной безопасности; наложенные средства защиты информации в условиях низкого доверия к среде их функционирования не позволяют обеспечить высокую эффективность их использования; рост автоматизации и производительности оборудования в беспилотной авиации повышает роль информационной безопасности и усложняет ее обеспечение; дефицит кадров для научных исследований, а также отсутствие системы определения "доверенного" оборудования, электронной компонентной базы и программного обеспечения затрудняют переход систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации на российские "доверенные" разработки. Приоритетами в сфере обеспечения информационной безопасности в области беспилотных авиационных систем на период до 2035 года, обусловленными необходимостью обретения контроля над инфраструктурой беспилотных авиационных систем Российской Федерации, а также повышения ее надежности, безопасности и отказоустойчивости, достаточных для обеспечения национального суверенитета и устойчивого развития страны, должны стать: предотвращение несанкционированного контроля над функционированием систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение бесперебойного и защищенного функционирования систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; обеспечение безопасной среды оборота достоверной информации в беспилотных авиационных системах. Для достижения обозначенных приоритетов в области информационной безопасности необходимо предпринять следующие шаги: усовершенствовать методическую и нормативную правовую базу с целью обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации; создать технологические условия обеспечения информационной безопасности систем управления и контроля за полетами беспилотной авиации, основанные на актуальных научных разработках; создать и внедрить средства и методы мониторинга и управления информационной безопасностью беспилотных авиационных систем. Механизмы для практической реализации обозначенных шагов сосредоточены в рамках следующих инициатив.

Вызовы развития Беспилотная авиация функционирует в условиях воздействия вызовов внешней и внутренней среды, в том числе технологических, геополитических и экономических. Технологическая сфера характеризуется переходом к цифровой экономике и к стандартам Индустрии 5. В геополитической сфере отмечается выраженная санкционная нагрузка на промышленность - ограничиваются не только прямые поставки готовой продукции, но и элементов компонентной базы, комплектующих и материалов, существенно ограничены или отсутствуют возможности трансфера зарубежных технологий. Все перечисленное усложняет реализацию бизнес-процессов отрасли беспилотной авиации. Экономические условия для участников отрасли проявляются в динамике потребительского спроса на непродовольственные товары, который подвержен снижению на фоне неопределенности. Возможности и риски развития отрасли беспилотной авиации Перспективы развития беспилотной авиации связаны как с возможностями, так и с рисками, которые учтены при формировании сценариев развития отрасли беспилотной авиации. Принципиальным вопросом является поиск и внедрение технических решений, обеспечивающих безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов. В настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов в ограниченном воздушном пространстве.

Помимо вопросов организации безопасного воздушного движения существенными условиями для устойчивого развития рынка беспилотных авиационных систем в Российской Федерации являются создание современной инновационной инфраструктуры проектирования, производства, испытаний беспилотных авиационных систем, обеспечение текущего спроса на финансирование высокотехнологичных проектов в сфере беспилотных авиационных систем, подготовка высококвалифицированных кадров различной специализации для рынка беспилотных авиационных систем, развитие информационных технологий и совершенствование нормативно-правового регулирования производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Сложившиеся в 2020 - 2022 годах внешнеторговые условия дополнительно усложнили доступ к зарубежным технологиям, оборудованию и материалам, что затрудняет проектирование и реализацию отдельных производственных процессов. Вместе с тем стремительное расширение рынка беспилотных авиационных систем несет риски неправомерного использования беспилотных воздушных судов, а также результатов, полученных с их применением. Кроме того, с повышением интенсивности использования воздушного пространства беспилотными воздушными судами растет и риск нанесения ущерба пилотируемой авиации, наземной инфраструктуре и гражданам. В целях минимизации этих рисков необходимо создание условий, обеспечивающих интеграцию беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и предусматривающих наличие: средств инфраструктуры мониторинга и контроля за эксплуатацией беспилотных авиационных систем, средств противодействия противоправному применению беспилотных авиационных систем; информационных систем обеспечения полетов беспилотных авиационных систем, в том числе бортовых средств и систем связи, обеспечивающих постоянную двухстороннюю радиосвязь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органом обслуживания воздушного движения; интеграционных решений, предусматривающих взаимодействие с системами уполномоченных государственных органов, а также коммерческими информационными системами. Важным фактором развития системы образования по направлению беспилотных авиационных систем будет являться снижение административных барьеров, препятствующих повсеместному применению беспилотных авиационных систем, в том числе в рамках реализации программ дополнительного образования детей. Цели, задачи, приоритеты и целевые индикаторы реализации Стратегии 1. Цель, ключевые направления и задачи развития беспилотной авиации Целью реализации Стратегии является создание в Российской Федерации новой конкурентоспособной на внутреннем и глобальном рынках отрасли российской экономики в секторах разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем и опционально пилотируемых систем, выполнения авиационных работ и воздушных перевозок, оказания услуг, обеспечения потребителей геопространственной информацией и аналитическими сервисами.

Достижение указанной цели потребует введения мер финансового и нефинансового стимулирования промышленности и науки, определяющих эффективность разработок и перехода к производству беспилотных авиационных систем и их компонентов, в том числе тех, у которых есть импортные аналоги. Указанные меры также должны быть ориентированы на повышение уровня готовности общества к роботизации, перспективной аэромобильности и иным технологиям, необходимым для повсеместного применения беспилотных авиационных систем в Российской Федерации. Внедрение беспилотных авиационных систем в повседневную эксплуатацию потребует опережающего развития инфраструктуры взлетно-посадочных площадок, аэродромов, вертодромов и перспективных дронопортов, предоставляющих наземное и техническое обслуживание беспилотных авиационных систем, а также инфраструктуры для целей интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в районах и на маршрутах их применения. При этом необходимо обеспечить оптимальный баланс обязательных государственных требований, скорости и стоимости процедур их подтверждения, при котором безопасность полетов и авиационная безопасность будут поддерживаться на приемлемом уровне, а эффективность применения беспилотных авиационных систем способствовать ускоренному развитию рынка. Учитывая разнообразие компетенций, применимых в отрасли беспилотных авиационных систем, система подготовки кадров в Российской Федерации должна содержать полный комплекс необходимых образовательных модулей с их включением в образовательные программы общего образования, дополнительного образования детей, среднего профессионального и высшего образования, а также соответствующую образовательную инфраструктуру, что в совокупности должно обеспечивать отрасль квалифицированными и мотивированными кадрами. Ключевыми направлениями развития беспилотной авиации являются следующие направления: "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", включающее создание конкурентоспособных российских беспилотных авиационных систем, принимая во внимание опыт и стандарты Международной организации гражданской авиации; "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих", в том числе в рамках создания крупных производственных центров, обеспечивающих разработку и внедрение новых технологий в области беспилотных авиационных систем; "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем"; "Подготовка кадров для отрасли беспилотной авиации"; "Фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем". В соответствии с базовым сценарием целевыми значениями показателей развития отрасли беспилотной авиации к 2030 году являются: объем российского рынка беспилотных авиационных систем, выражающийся в прямом спросе, а также спросе на такие системы в рамках оказания услуг с учетом образовательных беспилотных авиационных систем в период 2023 - 2030 годов нарастающим итогом - более 1 млн. В рамках Стратегии предусмотрено создание системы подготовки специалистов для эксплуатации беспилотных авиационных систем, относящихся к категории авиационного персонала, в том числе лиц, эксплуатирующих беспилотные воздушные суда массой более 30 килограммов внешних пилотов , на базе сертифицированных уполномоченным органом в сфере гражданской авиации авиационных учебных центров.

Достижение установленной цели и целевых значений показателей развития отрасли будет обеспечено за счет комплексного решения задач по ключевым направлениям развития отрасли. Мероприятия и целевые индикаторы реализации Стратегии Целевые индикаторы Стратегии достигаются в результате реализации национального проекта "Беспилотные авиационные системы" и мероприятий входящих в него федеральных проектов. По ключевому направлению "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" предусматривается формирование новых сегментов рынка с приоритетом использования российских беспилотных авиационных систем и комплектующих. Дополнительно ожидается реализация инструментов стимулирования спроса, в том числе субсидирование части стоимости летного часа беспилотного воздушного судна и запуск механизма льготного лизинга таких систем, а впоследствии - и объектов наземной инфраструктуры. По ключевому направлению "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих" предусматриваются: развитие разработки и серийного производства беспилотных авиационных систем; развитие серийного производства унифицированных элементов наземной инфраструктуры обеспечения эксплуатации беспилотных авиационных систем; развитие индустрии средств производства беспилотных авиационных систем и их компонентов, производства материалов; создание и развитие российской цифровой платформы в целях оптимизации методик проектирования беспилотных авиационных систем и их компонентов; переход на российские протоколы управления беспилотными авиационными системами, телеметрии, создание собственных протоколов связи для замены ELRS и Crossfire, необходимых для управления беспилотными авиационными системами FPV; формирование и актуализация ИТ-ландшафта потребностей в области беспилотной авиации. Дополнительно ожидается создание новых и развитие существующих малых технологических компаний беспилотной авиации в рамках реализации программ деятельности инновационных институтов развития. Сценарии развития отрасли беспилотной авиации Исходя из макроэкономических и отраслевых предпосылок рассматриваются два сценария развития отрасли - базовый и прогрессивный. Ключевые различия сценариев состоят в прогнозируемой динамике достижения технологического суверенитета отрасли, спроса на беспилотные авиационные системы и услуги с их применением, внедрения проектов локализации производства беспилотных авиационных систем и критических комплектующих изделий на территории Российской Федерации, развития инфраструктуры для беспилотной авиации в субъектах Российской Федерации, совершенствования системы сертификации и системы непрерывного образования и подготовки кадров для беспилотной авиации.

В Стратегии за основу берется базовый сценарий развития отрасли беспилотной авиации. Как базовый, так и прогрессивный сценарии реализуемы исключительно в условиях снятия регуляторных ограничений в области интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации и старта проектирования уже на этапе внедрения Стратегии процесса перехода к услугам с использованием беспилотных авиационных систем. Базовый сценарий характеризуется стабильной ситуацией и ростом продуктового рынка беспилотных авиационных систем в среднем на 14 процентов в год. Ожидается, что наибольший рост объемов производства беспилотных авиационных систем будет достигнут в 2025 - 2027 годах. Прогрессивный сценарий предполагает усредненный 25-процентный прирост в период реализации Стратегии, а также повышение доли российских беспилотных авиационных систем в общем объеме российского потребления.

МАИ представил беспилотные системы в индустриальном парке «Руднёво»

Ранее российский президент инициировал запуск национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем. Ранее российский президент инициировал запуск национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем. С 1 января 2024 года в России запустился национальный проект «Беспилотные авиационные системы» (БАС). НОВОСИБИРСК, 8 авг – РИА Новости. Модель находящегося в процессе утверждения нового национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (БАС) предполагает поддержку создания в РФ в 2024 и 2025 годах восьми. На основе данных каталога моделей беспилотных авиационных систем показан текущий ландшафт российской отрасли беспилотной авиации: распределение по типам ЛА, весовым категориям, уровню технологической готовности и сферам применения. Национальный проект «Беспилотные авиационные системы».

Кадры решают: как в России реализуется программа по развитию отрасли беспилотных авиасистем

Замглавы Минобрнауки России Дмитрий Афанасьев подчеркнул, что разработан федеральный проект «Кадры для беспилотных авиационных систем», цель которого – создание многоуровневой структуры непрерывной подготовки специалистов в этой области. Участники реализации федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем», входящего в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы». С использованием беспилотных авиационных систем был реализован один из ключевых технологичных проектов в системе управления столицей — «Цифровой двойник Москвы». В ходе встречи они обсудили вопросы взаимодействия в области беспилотных авиационных систем в рамках национального проекта БАС.

В России утвердили национальный проект "Беспилотные авиационные системы"

Благодаря нацпроекту будет стимулирован спрос на отечественные беспилотники, их разработка и серийный выпуск, будет создаваться инфраструктура и развиваться система подготовки кадров», — рассказал эксперт. До начала СВО правительство финансировало федеральный проект «Беспилотная аэродоставка грузов» в сумме около 4 млрд рублей, но новый нацпроект гораздо шире и масштабнее, отметил Марат Фаттахов. Федеральный проект 2021 года вырос из стратегических инициатив, разработанных правительством России, и носил скорее пилотный характер, там отрабатывались новые подходы к применению беспилотников при доставке грузов», — пояснил он. Военный импульс До 2022 года в России разрабатывались отдельные направления, связанные с производством беспилотников, изучались иностранные образцы, при этом отдельной отрасли как таковой не было, напомнил aif. В сжатые сроки были решены самые разные задачи, в том числе проблемы с GPS-сигналом и связью», — сказал эксперт. По его словам, военные беспилотники — это не только то, что «один раз взлетает и потом где-то взрывается».

Существует масса моделей для разведки и боевого применения, которые могут вести видеосъемку или сбрасывать боеприпасы, а потом возвращаться к пилоту. Интересными для гражданской сферы являются модели с опцией вертикального взлета и посадки, с полезной нагрузкой до 20 кг. Похожие модели могут широко применяться и в мирных целях, например, для доставки полезных грузов.

Доля отрасли беспилотной авиации в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет менее 0,1 процента. Сегодня она представлена промышленными изготовителями беспилотных авиационных систем и комплектующих, научно-производственными, проектными и научными организациями, ассоциациями, отраслевыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и профессиональными объединениями, общее количество которых составляет до 200 организаций в 2023 году.

Каждый третий участник рынка является разработчиком и или изготовителем беспилотных авиационных систем. Доля продаж продукции российских изготовителей в гражданском сегменте российского рынка, по оценкам экспертов, составляет 22 процента общего объема российского потребления. Объем экспорта беспилотных авиационных систем в 2018 - 2022 годах составил не более 600 млн. В отрасли беспилотной авиации государственные корпорации и организации с государственным участием осуществляют деятельность преимущественно в роли заказчиков, негосударственные организации - в роли разработчиков и изготовителей. Именно первыми двумя категориями формируется государственный гражданский заказ на беспилотные авиационные системы и услуги.

Основными заказчиками беспилотных авиационных систем являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации. Частный сектор представлен микропредприятиями, малыми, средними и несколько реже крупными предприятиями, расположенными в таких субъектах Российской Федерации, как г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Удмуртская Республика г. Ижевск , Республика Татарстан и др.

В России, как и в мире, отмечается, что в разработке и производстве беспилотных авиационных систем микропредприятия и малые предприятия демонстрируют конкурентоспособность наравне с традиционными крупными игроками авиационной индустрии. Российские организации отличаются стремлением к формированию полной цепочки добавленной стоимости в производстве беспилотных авиационных систем. Учитывая актуальные санкционные ограничения, российские организации зачастую собственными силами выстраивают полный цикл изготовления беспилотных авиационных систем от разработки до эксплуатации на своих площадках и участвуют в создании добавленной стоимости на всех этапах производства и оказания услуг с применением беспилотных авиационных систем. Уровень интеграции российских разработчиков и изготовителей беспилотных авиационных систем варьируется в зависимости от этапов производства, освоения технологий и отраслей. Ограниченное количество организаций обладает опытом выпуска двигателей для малого и среднего класса беспилотных авиационных систем, оптических сенсоров, компонентов полезной нагрузки, опытом внедрения инновационных программных и платформенных решений, что свидетельствует о существенной импортозависимости.

Обозначенная бизнес-модель получила распространение на российском рынке за счет возможностей изготовителей адаптироваться к выпуску новых продуктов и решений. В краткосрочной перспективе будут в первую очередь осуществляться совершенствование имеющихся разработок и концентрация на развитии узкоспециализированных компетенций. Укреплению роли существующих малых технологических предприятий в период реализации Стратегии будет уделено особое внимание институтов развития. Существенная роль отводится и организациям - изготовителям комплектующих. Ожидается, что в период реализации Стратегии в их контур войдет 200 организаций, которые примут участие в реализации инновационных проектов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

Общее состояние отрасли беспилотной авиации в мире Среднегодовой темп роста мирового рынка беспилотных авиационных систем с 2018 года составил 21 процент и к 2022 году достиг 30,6 млрд. По типу конструкции на мировом рынке 81 процент занимают роторные беспилотные воздушные суда преимущественно мультироторные, а также вертолетные , беспилотные воздушные суда самолетного и смешанного типов занимают 12 процентов и 7 процентов рынка соответственно. Структуру мирового рынка беспилотной авиации по отраслевому признаку на 79 процентов формирует сектор оказания услуг с помощью беспилотных авиационных систем. Другие сегменты рынка - производство беспилотных авиационных систем и комплектующих, а также разработка программного обеспечения занимают 17 процентов и 4 процента рынка соответственно. На сегодняшний день лидирующими отраслями в мире по объему заказанных услуг с применением беспилотных авиационных систем являются энергетический сектор 14 процентов , строительство 12 процентов и сельское хозяйство 9 процентов.

Более 60 процентов заказов приходится на мелкосегментированные отрасли. Самыми популярными видами работ, осуществляемых с помощью беспилотных авиационных систем, являются работы в области геодезии и картографии 34 процента , патрулирование объектов 25 процентов , воздушные съемки - 10 процентов. Соединенные Штаты Америки имеют первенство в сегменте оказания услуг с помощью беспилотных авиационных систем, в то время как Китайская Народная Республика является мировым лидером в сегменте производства беспилотных авиационных систем более 80 процентов произведенных в мире беспилотных авиационных систем приходится на Китайскую Народную Республику. Политика государств, заключающаяся в активном финансировании и планомерном прогрессирующем нормативном регулировании отрасли, позволила создать благоприятные условия для развития мирового рынка беспилотной авиации. Одним из ключевых факторов, который будет поддерживать стабильный рост мирового рынка, является увеличение инвестиционной активности.

С 2018 года объем инвестиций в развитие рынка беспилотных авиационных систем вырос более чем в 9 раз, составив почти 7 млрд. При условии сохранения заинтересованности государственных органов и бизнеса мировая индустрия беспилотных авиационных систем к 2030 году может вырасти в 1,8 раза, достигнув 55,8 млрд. Таким образом, в мире наблюдается устойчивая тенденция развития рынка беспилотных авиационных систем и активного использования беспилотных технологий в экономике для решения различных задач. Это направление обусловлено не только потенциалом разработчиков и изготовителей, но и условиями, создаваемыми планируемыми к созданию регулирующими органами для повсеместной эксплуатации беспилотных авиационных систем. Тиражирование практики применения беспилотных авиационных систем и рост рынка услуг возможны исключительно в случае внедрения регулятором системных требований к разработчикам, изготовителям и эксплуатантам, беспилотным авиационным системам, а также в случае решения вопросов интеграции беспилотных авиационных систем в воздушное пространство и проектирования доступных беспилотным авиационным системам коридоров.

Общее состояние отрасли беспилотной авиации в Российской Федерации Первые беспилотные авиационные системы для гражданских целей начали появляться еще в СССР в 1960 - 1970 годах, однако развитие рынка началось только в начале XXI века. По итогам 2022 года объем российского рынка беспилотных авиационных систем и услуг с их применением составил около 50 млрд. Экспертная оценка объема российского производства беспилотных авиационных систем и их компонентов составляет 16 - 20 млрд. По оценкам на 2023 год, объем российского рынка беспилотных авиационных систем, в том числе используемых для оказания услуг, составит более 50 млрд. С 2018 по 2022 год рост российского рынка в среднегодовом выражении увеличился на 27 процентов, опережая среднемировые темпы, что связано с эффектом низкой базы.

Наибольший рост рынка беспилотных авиационных систем на уровне 150 процентов в год отмечен в 2019 году, что связано с упрощением порядка использования воздушного пространства для беспилотных воздушных судов по правилам визуальных полетов на высоте до 150 м. Усредненная структура выручки на российском рынке беспилотных авиационных систем на 75 процентов формируется за счет реализации услуг с применением беспилотных авиационных систем и на 25 процентов - за счет реализации беспилотных авиационных систем и их компонентов, включая программное обеспечение. Экспорт беспилотных авиационных систем в 2018 - 2022 годах составил до 600 млн. Услуги с применением беспилотных авиационных систем используются в широком перечне отраслей экономики России геологоразведка и добыча полезных ископаемых, строительство, сельское и лесное хозяйство, топливно-энергетический комплекс и сфера развлечений. Наиболее популярными видами услуг с применением беспилотных авиационных систем в 2022 году являлись мониторинг нефте- и газопроводов, электросетей около 40 процентов , авиационно-химические работы в сельском хозяйстве около 20 процентов , световые шоу около 12 процентов , работы в целях лесоустройства около 7 процентов , обследование объектов капитального строительства около 7 процентов , перевозка грузов около 6 процентов , картография и кадастр около 5 процентов и аэромагнитная разведка около 3 процентов.

Организации отрасли беспилотной авиации имеют диверсифицированное производство. В номенклатуру их продукции входят беспилотные авиационные системы различных типов. Семь из десяти российских изготовителей беспилотных авиационных систем около 70 процентов делают акцент на разработке и эксплуатации беспилотных воздушных судов мультироторного типа. В 2023 - 2026 годах планируется обеспечить производство почти 39 тыс. Производство беспилотных воздушных судов самолетного типа ожидается от каждого третьего изготовителя, 22 процента организаций также производят беспилотные воздушные суда самолетного типа с вертикальным взлетом и посадкой, 7 процентов - вертолетного типа.

Однако основу компетенций российских производителей, сформированную за счет достижений в области беспилотных воздушных судов государственной авиации, составляет производство беспилотных авиационных систем самолетного и вертолетного типов. При рассмотрении российского рынка с точки зрения конечного потребителя коммерческий сегмент является преобладающим. Потребительский сегмент в Российской Федерации представлен беспилотными авиационными системами с максимальной взлетной массой до 3 килограммов для личного пользования преимущественно иностранного производства. Ежегодный текущий объем данного сегмента оценивался в 2022 году в диапазоне 2 - 3 млрд.

Принять меры для популяризации деятельности в области проектирования, производства и эксплуатации «Перечень поручений по итогам участия Президента в мероприятиях по вопросам развития беспилотных авиационных систем» Поручение от 27 апреля 2023 года Что послужило поводом решения от 1 сентября 2023 года о создания Федерации Спортивной Авиации? Кто же как не Президент Российской Федерации знает, что лучше для нашей Родины!? Президент России Владимир Путин потребовал до 1 сентября 2023 года утвердить национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Путин — «Принципиально важно системно смотреть на следующий технологический уклад. Создавать отрасли и рынки будущего» В.

Есть один федеральный центр, который уже был создан на базе индустриального парка в "Руднево", будут созданы крупные и малые региональные центры", - рассказали "РГ" представители "Платформа НТИ". Уже в 2024 году три региона будут готовы обеспечивать полеты беспилотников Первый региональный НПЦ зарегистрирован в Самарской области. В рамках нацпроекта модули по БАС будут разработаны и внедрены в образовательные программы общего и среднего профессионального образования, а также основные программы профессионального обучения. В 2024 году в России должно появиться 4450 образовательных организаций с такими программами, а к 2030 году их число должно вырасти до 42 800 штук.

Регионам необходимо разработать программы развития беспилотных авиасистем к 1 октября 2023 года

Напомним, Тульская область – один из пилотных регионов федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». Президент России Владимир Путин потребовал до 1 сентября 2023 года утвердить национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Во-первых, со следующего года в России запускается Национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем (БАС). По словам Андрея Белоусова, основой для прорывного развития отрасли и консолидации её ключевых игроков должен стать национальный проект по развитию беспилотных авиационных систем. Участники реализации федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем», входящего в состав национального проекта «Беспилотные авиационные системы».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий