4 августа 1687 года Иван Мазепа стал гетманом Войска Запорожского. Ива́н Степа́нович Мазе́па (Мазепа-Колединский; укр. Іва́н Степа́нович Мазе́па (Іван Мазепа-Колединський), польск. Iwan Mazepa herbu Kołodyn (Jan Mazepa Kołodyński), лат. Гетман Иван Мазепа. Мазепа, до того как стать гетманом, успел побывать комнатным дворянином при польском короле Яне-Казимире, потом дослужился до генерального писаря у правобережного гетмана Дорошенко, а затем – до генерального есаула у гетмана Самойловича.
Иван Мазепа - национальный герой или предатель. Исторический портрет
После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными. Иван Мазепа предал многих людей ради достижения собственных целей и амбиций, но в конечном счете не получил ничего. Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена. В Киево-Печерской лавре самозваная ПЦУ организовала панихиду по Ивану Мазепе.
Мазепа: путь от героя до предателя
За многочисленные заслуги перед Россией Мазепа вторым в империи был награжден высшей российской наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. В течение 21 года своего гетманства безукоризненно осуществлял все указания и распоряжения царя Петра I. Но народной массе он был чужд, не все любили его на Украине, что выражалось в подавляющих волнениях. Софийский собор, перестроенный при Мазепе.
За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России. Он являлся владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100 000 душ на юге России. За счёт собственных средств Иван Мазепа построил 26 соборов, церквей и колоколен, в том числе и за пределами Украины.
На следующий год Мазепа заключил соглашение с новым польским королем Станиславом Лещинским, обещая Польше Киев, Чернигов и Смоленск; для себя же он хотел получить титул князя и права на Витебск и Полоцк. Позже на сторону Мазепы перешли еще около трех тысяч запорожских казаков. В ответ Петр I лишил его всех титулов и избрал нового гетмана, а Киевский митрополит объявил Мазепе церковную анафему.
Обстоятельства складывались против Мазепы. Решила же судьбу Мазепы Полтавская битва 27 июня 1709 года. После разгрома шведов король Карл XII и гетман едва успели избежать плена и бежали в турецкую крепость Бендеры.
Вместе с тем, Полтавское сражение стало катастрофой для Мазепы, крушением всех его планов в отношении достижения независимости Украины. Попытки Ивана Мазепы вступить в переговоры о возвращении в русское подданство были отвергнуты царем.
Киевская лавра. Как-то нелогично получается — главная святыня Руси была построена на деньги отлученного от церкви мирянина. Плюс Папа Иоанн XXIII под давлением украинских греко-католиков в одной из своих воскресных проповедей помянул Мазепу как мирянина, всегда находившегося в духовном единении со Христом, то есть Папа тем самым фактически признал недействительность анафемы Русской церкви. Вопрос об анафеме Мазепы очень волновал Виктора Ющенко, успевшего переименовать улицу, на которой стоит Киево-Печерская лавра, в улицу И. Мазепы но, слава Богу, сегодня адрес лавры по-прежнему — Лаврская,15. Задача Ющенки была любыми средствами заставить Церковь снять анафему. С этой целью он инициировал решение этого вопроса перед синодом Украинской Церкви, который 14 ноября 2007 г.
Но, по всей видимости, в Киеве официально ничего не было сделано, однако какие-то факты деятельности комиссии в украинскую печать просочились. Тогда 22 февраля 2008 г. В 1918 году патриарху Тихону действительно поступало обращение с просьбой рассмотреть вопрос о снятии анафемы с Мазепы, о чем Святейший Патриарх сообщил на совещании епископов в рамках проходившего тогда в Москве Поместного Собора Православной российской церкви», — прокомментировал ситуацию секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Совещание, по его словам, пришло к выводу, что для рассмотрения этого вопроса «нет достаточных канонических и исторических данных». В то же время епископы постановили, что, если со стороны проходившего тогда же в Киеве Всеукраинского церковного собора последует официальное обращение по поводу снятия анафемы с Мазепы, для его рассмотрения будет создана специальная комиссия. Соответственно, не было и нового рассмотрения вопроса. Таким образом, снятия анафемы не было, что не исключает того, что этот вопрос компетентными канонистами и историками может быть рассмотрен в будущем», — заявил представитель Московского патриархата. Казалось бы, дело исчерпано. Но не для Ющенки.
Именно тогда он учреждает новый украинский орден — Крест Ивана Мазепы. Сразу же после этого председатель Отдела внешних церковных связей Украинской православной церкви архимандрит Кирилл Говорун дает несколько интервью, в которых, ссылаясь на историю с телеграммой митрополита Киевского Антония Храповицкого, объясняет, что анафема Мазепе наложена не по церковным, а по политическим мотивам по приказу императора Петра I , кроме того, без соборного решения Православной Церкви. В этих же интервью отец Кирилл связал политический характер анафемы с современным явлением «политического православия», которое было осуждено Собором епископов Украинской православной церкви 21 декабря 2007 г. Однако уже сам факт этих интервью о Мазепе в контексте бурной деятельности Виктора Ющенко по реабилитации этого «героя» Украины как раз и выглядел, если не «политическим православием», то уж точно «политическим заказом». Как расценить, например, такое донесение посла в Вашингтон: «Недавние события, похоже, подтверждают уверения Говоруна в том, что УПЦ МП готова выражать свою точку зрения, не очень хорошо принимаемую в Москве. Но вернемся к вопросу об анафеме Мазепе. Ее не признают ни Украинская греко-католическая церковь, ни Украинская православная церковь т. Историк Андрей Зубов, в прошлом преподаватель Московской Духовной академии, оправдывает предательство Мазепы: «Эта измена была для Украины попыткой сохранить тот уровень идентичности, который, как он считал, при политике Петра будет утрачен».
В течение всей жизни она была советчицей сына.
Последние 13 лет жизни была игуменьей Киево-Печерского монастыря. Образование С детских лет Иван Мазепа получил отличное образование. В имении отца он обучался верховой езде и владению саблей, изучал различные науки. Затем стал студентом Киево-Могилянской коллегии. Способный ученик увлекается трудами римских и греческих философов, тяготеет к европейской литературе, владеет несколькими иностранными языками. По окончании учебы отец посылает Ивана на пажескую службу к польскому королю. При дворе Иван Мазепа проявляет себя образованным, подающим надежды шляхтичем. Его отправляют получать дальнейшее образование в университетах Западной Европы. За годы учебы он успел посетить Италию, Францию Германию и Голландию.
Будущий украинский гетман очаровывал людей с первого взгляда. Не только сила его мысли, но и льстивые речи и внешние качества были его козырями в момент подъема по карьерной лестнице. Ситуация в Украине Иван Мазепа, биография которого и сегодня полна неточностей, прошел долгий путь к вершине своей политической карьеры.
Поражение, анафема и смерть Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы Но, судя по всему, Карл XII продолжал доверять Мазепе и 8 апреля 1709 года заключил с ним формальный договор, фиксирующий, по всей видимости, прежние договоренности, частично уже исполненные, а частично уже невозможные, в котором, в частности, даровал Мазепе пожизненное звание «законный князь Украины». Уже накануне разгрома, «высокие договаривающиеся стороны» делят Россию между собой: «Все, что завоюется из бывшей территории Московщины, будет принадлежать на основании военного права тому, кто этим завладеет». Однако Мазепа осознал свою ошибку почти сразу после своего перехода к шведам. Уже в конце ноября 1708 года, менее чем через месяц после перехода, миргородский полковник, будущий гетман Д.
Апостол , один из самых близких Мазепе людей, прибыл с этим предложением к Петру. Следом с письмами Мазепы приехали Шишкевич, цирюльник Войнаровского, и полковник Галаган. Было даже заключено соглашение с гарантиями безопасности Мазепе, но тем всё и кончилось. Мазепа не был нужен окружению Петра [8]. Царь более не доверял Мазепе. Ряд авторитетных историков отмечал, что неизвестно, насколько серьёзными были намерения Мазепы [10] [20] [28]. Более того, высказывались также сомнения в самом факте предложения Мазепы.
Украинский журналист Сергей Павленко утверждает, что вся операция по выдаче Карла XII была провокацией московского правительства, имеющей целью рассорить Мазепу с шведами; среди прочего, он ссылается на то, что на черновом послании Апостола к Мазепе, подтверждающем передачу царю предложения гетмана, стоит приписка канцлера Г. Головкина: «Писма, что писаны к Мазепе по измене ево фальшивые от канцлера» [29]. Строго говоря, это не свидетельствует о недостоверности предложения, но даёт основания в нём сомневаться. Историк В. Артамонов оспаривает утверждение С. Павленко и утверждает, что версия о предложении Мазепы заслуживает доверия [30]. Согласно желанию Петра, был избран Иван Ильич Скоропадский.
В тот же день в Глухове была совершена символическая казнь бывшего гетмана, которая описывается следующим образом: «вынесли на площадь набитую чучелу Мазепы. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на веревке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил» [31]. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Однако объективным результатом его перехода к Карлу было втягивание войска шведов в Малороссию, куда они вошли в расчёте на обещанные Мазепой провиант, зимние квартиры и 50 тысяч казачьего войска: «Карл шел в Украину с большими надеждами. Малороссийский гетман Иван Мазепа вступил с ним в тайный договор, и его тайная присылка к королю с просьбою идти скорее была, как говорили, причиною внезапного поворота королевского» [21] [32]. Но под знамёна Мазепы встало только 3 тысячи, многие из которых вскоре его покинули, воспользовавшись объявленной Петром амнистией.
Позднее к шведам присоединилось ещё около 7 тысяч запорожцев это по шведским данным, обычно называют вдвое меньшие числа. Эти войска даже не участвовали в решающем Полтавском сражении. В то же время, в русской армии было больше казаков, чем у Мазепы. Войска шведов под Полтавой 27 июня 8 июля 1709 года были раздавлены вдвое превосходящими их силами Петра 60 тысяч против 27 тысяч [33] , влияние Швеции в Европе было значительно ослаблено, а влияние России возросло. После Полтавской битвы Карл и Мазепа бежали на юг к Днепру, переправились у Переволочны , где чуть не были захвачены русскими войсками, и прибыли в Бендеры. Османская империя отказалась выдать Мазепу русским властям. Хотя царский посланник в Константинополе Пётр Толстой был готов потратить на эти цели 300 000 ефимков , которые предлагал великому турецкому визирю за содействие в выдаче бывшего гетмана.
Умер Мазепа 22 сентября 1709 в Бендерах. По распоряжению племянника, Войнаровского, тело его было перевезено в Галац и там перепохоронено в церкви Св. Синод поручил Богословской комиссии УПЦ и Киевской духовной академии изучить вопрос относительно канонических и исторических обстоятельств отлучения от Церкви гетмана Ивана Мазепы и фактов совершения по благословению церковной власти заупокойных богослужений по нему [39]. В настоящее время в ряде средств массовой информации дискутируется вопрос о том, что анафема на гетмана Мазепу была снята ещё в 1918 году [42]. Обращение Президента было связано с тем, что канонические Украинская православная церковь в Канаде в составе Константинопольского патриархата [44] и Украинская греко-католическая церковь , а также неканонические Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь не признают анафему на гетмана Мазепу и проводят богослужения за упокой его души. С этой целью московская власть в Украине, наряду с ежегодными анафемами , уничтожала [45] все изображения гетмана Мазепы на картинах , в церквях, на иконах и гравюрах. Основные цели политики гетмана Мазепы По мнению историка Александра Оглоблина , основными целями политики Мазепы как гетмана Украины были: объединение украинских земель — Гетманщины, Правобережной Украины, Запорожья, Слободской Украины и Ханской Украины в составе единой Украинской державы во главе с гетманом, а также создание гетманской власти как основы государства европейского типа с сохранением системы казаческого самоуправления [48].
За время гетманства ему удалось решить эту задачу частично, объединив Гетманщину, Правобережную Украину и Запорожье. В конце жизни Мазепа согласился стать данником польского короля, союзника шведов Станислава Лещинского с получением гетманства в Белой Руси. Вот как Густав Адлерфельд, камергер Карла XII и участник Северной войны, непосредственно вовлеченный в те события, описывает соглашение между Мазепой и Станиславом Лещинским: Вся Украина, включая княжества Северское, Киевское, Черниговское и Смоленское, должна вернуться под владычество Польши и оставаться под ее Короной, за что Мазепа награждается титулом князя и получает Витебское и Полоцкое воеводства с теми же правами, которые имеет Герцог Курляндский в своей земле [49] По мнению Т. Таировой-Яковлевой, подлинные замыслы Мазепы были иными: «Мазепа рассматривал союз с Лещинским исключительно как крайнее средство на случай вторжения шведов, а возможно, и в случае назревания бунта среди старшины в условиях реформирования Гетманщины. Самусь и другие жители Правобережья опасаются мести со стороны поляков и вряд ли захотят подчиниться Речи Посполитой. Поэтому Мазепа предлагал сперва добиться единства мнений на Украине и объединения Речи Посполитой, а потом уже думать о союзе. Понятно, что такие благие пожелания могли быть только декларацией, рассчитанной на выигрыш времени.
Внутренняя политика гетмана Мазепы Казачество Внутренняя политика гетмана Мазепы была направлена на усиление влияния казаческой старшины, укреплению её экономической базы и социального положения, превращению её в правящее сословие Гетманщины. Значительно увеличилось предоставление имений старшине и духовенству по большей части монастырям гетманской властью или полковниками. Уже в первые дни и месяцы своего гетманства Мазепа выдал ряд универсалов, которые или подтверждали старые владения или создавали новые из фонда так называемых «свободных военных» имений. Очень распространяется во времена гетманства Мазепы скупка земель старшиной и монастырями. Черниговский коллегиум, построенный на средства, выделенные гетманом Мазепой. Чернигов , 2003 год Но землевладение и сельское хозяйство были не единственным источником финансового благосостояния казацкой старшины. Большое внимание уделяет старшина разным торгово-промышленным операциям.
Образование
- Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты
- Мазепа: гетман, меценат, изменник
- «Иудина награда» Ивана Мазепы
- «Иудина награда» Ивана Мазепы / Территория истории
- Мазепа: к истории предательства | Портал «Архивы России»
Поделиться
- Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
- Биография Мазепы for Dummies
- Родословная и ранние годы
- Обсуждение (45)
- Мазепа: гетман, меценат, изменник
Из пленника в фавориты
- Иван Мазепа: к портрету идеального предателя - 18.10.2022 Украина.ру
- Навигация по записям
- Биография Ивана Мазепы
- Личная жизнь великого гетмана
- Иван Мазепа: предатель или гетман?
Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды
Напомню, что «душой» тогда числили лишь мужчин — отцов семейств. И вот благоденствие гетмана оказалось под угрозой. Отсюда до Смоленска было всего около 14 верст. Четыре дня Карл оставался в нерешительности. По приказу царя Петра русские войска разоряли собственную страну так же, как раньше — Речь Посполитую. Шведы страдали от голода, лошади падали от бескормицы. Его армия поворачивает на юг и движется на город Стародуб, не дождавшись идущего из Риги 16-тысячного корпуса генерала Левенгаупта. Вследствие чего тот 21 сентября у деревни Лесная был наголову разбит русскими войсками, и лишь его остатки численностью около 6500 человек 12 октября соединились с королевской армией. Когда к гетману пришла весть, что Карл от Смоленска повернул на Украину, он воскликнул: «Дьявол его сюда несет! Все мои интересы перевернет, войска великороссийские за собою внутрь Украйны впровадит на последнюю ее руину и на погибель нашу!
И он не без оснований предполагал, что война будет бедствием для Украины. Был у него, однако, и личный мотив. Ведь разорение припишут не королю или царю, а ему лично. Поэтому даже в случае победы Петру придется менять гетмана. А претендент уже был - Александр Меншиков давно метил в гетманы и всеми правдами и неправдами лез в малороссийские дела. В октябре 1708 года Мазепа сделал окончательный выбор. Его посланцы предложили военный союз Карлу XII. Грушевский писал: «В каком смысле было установлено между ними гетманом и королем. Швеция и другие союзные государства «ни с целью освобождения, ни с целью опеки, ни с какими иными видами не должны претендовать на власть над Украиной и войском Запорожским или на какое-нибудь верховенство, не могут собирать каких-нибудь доходов или податей.
Не могут захватывать или занимать своими гарнизонами украинских крепостей, какие были бы оружием или трактатами добыты у Москвы. Должны сохранять Украину в целости и не позволять кому-нибудь другому поработить ее. Должны свято сохранять целость границ, неприкосновенность свобод, прав и привилегий, чтобы Украина на вечные времена пользовалась свободно своими правами и вольностями безо всякого ущерба». Вроде бы Мазепа оказывается борцом за «вильну Украйну». Увы, сей документ — позднейшая фальшивка, и далеко ходить за доказательствами не надо. Есть сотни неопровержимых свидетельств о том, как круто обращался Карл с польскими магнатами и самим королем Речи Посполитой Станиславом Лещинским. Так что даже после четырех «Полтав» самовлюбленный и презирающий всех шведский монарх никогда бы не подписал подобного договора с Мазепой. Вместе с ним к Карлу перешло, по разным данным, от полутора до пяти тысяч казаков. Надо отдать должное оперативности Меншикова, который уже 31 октября осадил Батурин.
Представители немногочисленного гарнизона Батурина чуть более четырех полков заявили, что они остаются подданными Петра, но русских солдат, ни тем паче самого Александра Даниловича, в город не пустят. Царским войскам удалось ворваться в Батурин благодаря помощи старшины Прилуцкого полка Ивана Носа. По приказу Меншикова солдаты перебили не только мазепинский гарнизон, но и всех жителей города. Сама гетманская столица была сожжен дотла.
В общем, неизвестно насколько ему поверили, но вначале оставили в качестве почетного пленника, а потом настолько вполз в доверии, что стал доверенным человеком и ему поручили воспитание детей гетмана. Вот так с легкостью и не раздумывая не минуту Мазепа поменял сторону, чем в последствии будет заниматься не раз, как и предательством.
В 1675 гетман отправил Мазепу послом в Москву и после этого раза он стал туда регулярно ездить. Там он сблизился с Василием Голицыным, любовником царевны Софьи, на тот период негласным правителем России. Поэтому вот совпадение, когда Голицын провалил Крымский поход, козлом отпущения был назначен Самойлович, по наветам Мазепы и усилиями князя Голицына, гетмана Самойловича признали виновным в неудаче первого Крымского похода, его обвинили в предательстве и сослали в Сибирь, а его сыну, которого воспитывал Мазепа, отрубили голову. Половину конфискованного имущества гетмана Мазепа присвоил себе. В общем привычка предавать покровителя стала для Мазепы второй натурой. После когда Петр сверг царицу Софью, Мазепа вновь талантливо переобулся в воздухе и стал теперь вернейшим сподвижником Петра, заслужив его всецелое доверии.
Вскоре после падения царевны Софьи и перехода власти к Петру I Мазепа пишет донос царю на Голицына, которого обвиняет в провале второго Крымского похода, в котором принимал участие и сам Мазепа, будучи уже гетманом Левобережья. В итоге Голицына лишили всех регалий и сослали в Архангельский край. Так Мазепа снискал полное доверие и Петра I, добиваясь неограниченной власти на Левобережье для беспрепятственного личного обогащения. Для удовлетворения своей ни перед чем не останавливающейся алчности Мазепа использовал все, от казнокрадства, вымогательства и взяточничества, до принудительной «покупки» земель у крестьян, казаков и своих соратников, нередко сопровождавшейся применением воинской силы. Он был осыпан милостями и был вторым кавалером ордена Андрея Первозванного, который ему лично вручил Петр. Царские подарки и прочие милости, в итоге, сделали Мазепу богатейшим человеком Украины.
Гетман, по разным данным, владел: 100 000 душ на Украине, а также у него было более 20000 душ в российских уездах. Мазепа имел в России и на Украине 23000 дворов. Если сложить эти дворы в одну территорию, то ее площадь будет равна площади Кипра. В общем в принципе жизнь удалась, на беспредел Мазепы царь открыто закрывал глаза, а уж творил Мазепа с размахом типичным для вельмож начала 18 века, а жалобщиков отдавал на расправу Мазепе. Все эти богатства с невероятной жестокостью выколачивались гетманской администрацией из населения Левобережья и его неудачливых соратников, на имущество и земли которых положил глаз Мазепа.
Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь. Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику. Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся.
Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари. В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу. А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям. К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом.
Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны. Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме». В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс. По мнению одних современных исследователей, это была заранее оговорённая взятка за должность, по словам других — просто дань признательности. Под властью Петра После перехода власти в России в руки Петра I Иван Мазепа вновь изменил своим прежним благодетелям, обвинив Голицына в вымогательстве и давлении на гетмана. Воспользовавшись антипатией молодого царя к сестре Софье и её окружению, Мазепа, представившись жертвой коррупции и произвола, вошёл в доверие к новому государю. Когда тот назначался гетманом, будущий император его даже не знал. В то же самое время после знакомства он проявил себя, по мнению царя, с хорошей стороны», — отметил в интервью RT доктор исторических наук профессор СПбГУ Павел Кротов.
Вскоре после воцарения Петра в Малороссии поднялось восстание под руководством популярного среди местного несостоятельного населения представителя казацкой старшины Петра Иваненко Петрика , продвигавшего идею отделения от России. Не получив поддержки со стороны казаков, Петрик привёл в Малороссию татар и попытался опереться на бедняков.
Эти войска в решающем Полтавском сражении не участвовали, да и находилось их в районе битвы не более двух тысяч. По замечанию историка А. Зимина, «если у Рылеева и Мицкевича герой Мазепа — символ свободы, человек, дерзнувший бросить вызов Самодержцу, то у Пушкина Мазепа — изменник и убийца». По мнению историка Н. Костомарова «Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем». По мнению современного украинского историка Александра Оглоблина, основными целями политики Мазепы были: объединение малороссийских земель во главе с собой.
А так как Иван Мазепа считал себя потомком Рюриковичей, то с таким же успехом мог замахнуться не только на киевский, но и на московский престол, то есть претендовать на место Петра I. Шведам же отвадилась роль «варяжской дружины», рассчитываться с которой предстояло простому народу, которому «почему-то» это не понравилось. В итоге Мазепа согласился стать данником союзника шведов поль-ского короля Станислава Лещинского с получением гетманства в Белой Руси. Сейчас на украинских червонцах изображен гетман Мазепа, никто из карманов их не выбрасывает, но в Белоруссии и России их не ценят, да и на Украине есть купюры крупнее. Со второй частью заглавия в принципе все ясно. Во время боевых действий педикулез вшивость явление весьма распространенное. И дело тут не только в неизбежном нарушении гигиены, но и в постоянных стрессах которые ослабляют иммунитет. Валентин Пикуль так описал бесславный конец ясновельможного гетмана: «Мазепа выл и скребся, отряхивал вшей горстями, но они возникали вновь с такой непостижимой быстротой, будто организм старца сам порождал эту нечисть».
«Иудина награда» Ивана Мазепы
Через несколько месяцев по окончании этого поручения, Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Кто такой Иван Мазепа? Иван Мазепа предал многих людей ради достижения собственных целей и амбиций, но в конечном счете не получил ничего.
Иван Мазепа: к портрету идеального предателя
Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины. в 1644 году) в селе Мазепинцы под Белой Церковью. Такой исторической персоной был Иван Мазепа, самый противоречивый украинский политик, деяния которого на протяжении нескольких веков рассматривались потомками с полярных точек зрения. К Ивану Самойловичу Мазепа обратился с учтивостью и поразил гетмана эрудицией.
Позорная смерть: Гетман и иуда Мазепа умер заеденный вшами
Иван Мазепа принимал участие в кампании 1705 года против короля Швеции Карла XII в поддержку короля Польши Августа II, в то время союзника Петра I. В 1707 году, желая отторгнуть Украину от России, вступил в тайные переговоры с Карлом XII и новым польским королем. Кто такой Иван Мазепа? В 1657 году Стефан Мазепа связался с гетманом Иваном Выговским, который проводил пропольскую политику. гетман Войска Запорожского обеих сторон Днепра, военный и политический деятель, дипломат. Глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин на заседании по теме исторического проекта «Единой России» сравнил россиян, не поддерживающих спецоперацию на территории Украины, с изменником Иваном Мазепой, предавшим Петра I. Об этом сообщает РИА Новости.
Почему не может быть снята анафема с Ивана Мазепы
В 1991 году Украина обрела независимость. Но, увы, у нее отсутствовал столь необходимый для национального государства атрибут, как история. И ее срочно начали выдумывать. Правда, рассказы о том, что Ной и Христофор Колумб были «щирыми» то бишь «настоящими» украинцами, о 400-летней династии украинских князей от Кия до Аскольда и т. Но знаковая фигура того времени — гетман Богдан Хмельницкий ужасно раздражает «оранжевых» исследователей прошлого незалежной державы. Посему героями и защитниками «вильной Украйны» становятся лишь последующие гетманы от Выговского до Дорошенко. Что же происходило в Малороссии со дня смерти Богдана Хмельницкого 27 июля 1657 года до заключения в 1686 году «Вечного мира» между Россией и Речью Посполитой? Власть в регионе принадлежала гетманам, выбираемым теми или иными группами малороссийских или запорожских казаков. Большей частью в Малороссии было сразу по два, три, а иной раз и по четыре гетмана. Естественно, они перманентно воевали между собой.
Каждый приглашал союзников — русских, поляков, крымских татар и турок. Стоит заметить, что московский вектор был главным не всегда. Иной раз русские войска отсутствовали в Малороссии по несколько лет, но война там не только не затихала, но и разгоралась еще больше. Разумеется, эти гетманы никогда не помышляли о «вильной Украйне» как в смысле создания независимого государства, так и в плане устройства вольной жизни «селянства». Гетманы хотели воли при наличии бесправных «хлопов» лишь для себя и своего окружения. Ради этого они попеременно принимали подданство русского царя, польского короля и турецкого султана. Тут следует не забывать вот о чем. Русские князья и бояре вместе с полностью обрусевшими литовцами правили Малороссией до Люблинской унии 1569 года. А с конца XVI и по середину XVII века русские князья и дворянство на Малой Руси полностью полонизировались, то есть приняли католицизм, польскую культуру и стали считать себя поляками.
От шляхты они переняли беспредельную жестокость к подчиненным им крестьянам, ненависть к православию и презрение к королевской власти. Бывшие русские православные магнаты в Малороссии, подобно польским феодалам, являлись эдакими независимыми господарчиками и обзавелись частными армиями. Замечу, что отечественные историки утверждали, что-де Богдан Хмельницкий все время воевал с польской армией. На самом деле он не столь часто сражался с королевскими войсками, сколько с частными армиями Иеремии Вишневецкого — выходца из древнего русского княжеского рода. Малороссийское население отвергало малороссийских дворян-ренегатов, равно как и польских помещиков. Начались восстания под предводительством богатых казаков. Но за редким исключением со временем и эти атаманы проявляли желание стать польскими магнатами. Результат 30-летнегого правления гетманов — полное разрушение Малороссии. Эту эпоху сами украинские историки красноречиво назвали Руиной.
В 1686 году к России отошла лишь левобережная часть Малороссии, а Правобережье осталось в составе Речи Посполитой. Замечу, что если на левом берегу Днепра воцарились спокойствие и мир, то на правом — лишь уменьшились масштабы войны. Польско-казачьи разборки не прекращались ни на один год. Недруги малороссийского гетмана Ивана Самойловича, в числе которых был и генеральный есаул Мазепа командир полка наемников , подают Голицыну донос на своего начальника.
Василий наябедничал правительнице Русского государства царевне Софье, и через две недели Самойлович был лишен гетманской булавы, окончив свои дни в ссылке. Его избранию сильно способствовал Василий Голицын. Иван Степанович немедленно отблагодарил князя, дав ему 10 тысяч рублей, изъятых у Самойловича. Кто же был Иван Мазепа? Ротмистром надворной хоругви правобережного гетмана Дорошенко, союзника Турции и врага Польши, — два. Генеральным есаулом при левобережном гетмане Самойловиче, враге Дорошенко и вассале Москвы, — три. Гетманом войска Запорожского его царского величества — четыре. Так охарактеризовал Мазепу украинский историк Олесь Бузина. Характеристика немного упрощенная, но в целом справедливая. О деятельности Мазепы можно написать многотомный авантюрный роман, который будет читаться на едином дыхании. Я же остановлюсь лишь на нескольких эпизодах его жизни. Начну с того, что ни Самойлович, ни Мазепа не пользовались любовью или даже доверием населения. Причем это не мог не отметить и известный украинский националист, историк Михаил Грушевский: «Зная народное неудовольствие и недоверие, они не доверяли даже казакам и наряду с казацкими полками заводили себе наемные полки из всякого сброда — так называемых сердюков и компанейцев; просили также у московского правительства московского войска для Украины». Мазепе досталась лишь левобережная часть Малороссии. Если бы гетман был великим патриотом Украины, он бы, наверное, сделал все, чтобы объединить ее. И в качестве верного подданного российской короны он обязан был сделать то же самое, то есть приложить все старания, дабы присоединить Правобережье. Однако гетман не был ни патриотом Украины, ни верноподданным московских самодержцев. Он преследовал исключительно личные интересы. А между тем Правобережье было готово, как перезревшее яблоко, само упасть к ногам царя. К 1686 году значительная часть Правобережья оказалась под властью самозваных казацких полковников. Наибольшую известность среди них приобрел Семен Гурко, получивший прозвище Палий, то есть поджигатель. Он сделал своей резиденцией город Фастов или, как его тогда называли, Хвастов. В 1688 году Палий обратился в Москву с просьбой о принятии его в русское подданство, но царевна Софья, занятая дворцовыми интригами, испугалась войны с Польшей и отказала полковнику. С 1694 года Мазепа начал всячески интриговать против Палия. Фастовский правитель был слишком популярен на обоих берегах Днепра, а Ивану Степановичу в общем и целом было плевать и на православие, и на народ малороссийский, его основная цель заключалась в удержании гетманской булавы. Поэтому Мазепа пытался всеми средствами дискредитировать потенциального соперника. Им покорилось почти все Правобережье вплоть до Днестра. Но Мазепа так и не оказал помощи Палию и его сподвижникам — ни явной, ни тайной. А ведь гетману самому ничего не надо было делать, лишь не мешать малороссийским и запорожским казакам перебраться через Днепр. В конце 1703 года полякам удалось оттеснить отряды восставших к русской границе. Между тем Мазепа строчил царю Петру донос за доносом на Палия, что тот сносится с панами Любомирскими и хочет поступить на службу к шведскому королю Карлу XII. В начале 1705 года Мазепа направил царю очередную кляузу на Палия, заявив, что держать его в Малороссии опасно.
Мазепа служил у гетманов Правобережной Украины Тетери и Дорошенко, благодаря образованию и придворным манерам, дослужился до генерального писаря — по сути, казацкого канцлера. Исполнял дипломатические поручения, познакомился с гетманом Левобережья Иваном Самойловичем — вассалом России. Позже Мазепа был отправлен с посольством в Турцию, причём, кроме прочих даров, конвоировал 15 казаков, нападавших на оттоманские земли, но в пути был перехвачен атаманом Иваном Сирко. Пленника отослали в Москву, в Малороссийский приказ. Придворные манеры пригодились и там: Мазепа подружился с боярином Артамоном Матвеевым, был принят царём и вернулся уже на Левобережье, где воспитывал детей Самойловича и получил от него чин генерального есаула, второй по важности после гетманского. Из генерального есаула в гетманы Матвеев погиб в Стрелецком бунте, и Мазепа нашёл другого московского покровителя — князя Василия Голицына.
После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле. На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками. Поляки и иудеи спасались бегством толпами; нашлись и такие шляхтичи, что приставали к казакам и вместе с ними делались врагами своей же братьи. Польша была тогда занята войной со Швецией; трудно ей было сосредоточить свои силы для прекращения беспорядков. Поляки стали просить царя Петра содействовать к усмирению малоруссов, и Петр приказал послать от себя увещательные грамоты Самусю и Палию. Грамоты эти не оказали влияния: Самусь и Палий указывали русскому правительству, что не казаки, а поляки подали первые повод к беспорядкам, потому что польские паны делают несносные притеснения своим русским подданным. Тогдашний великий коронный гетман Иероним Любомирский начал советовать панам прибегнуть к мирным средствам и составить комиссию, которая бы выслушала жалобы казаков, и то, что в этих жалобах найдется справедливым, получило бы удовлетворение. Но многие другие паны хотели, напротив, крутых мер к подавлению народного мятежа: они советовали, за неимением готовых польских сил, прибегнуть к помощи крымского хана. На самого Любомирского брошено было подозрение в измене за его миролюбивые советы. Дело кончилось тем, что начальником ополчения, которое должно было усмирить народное волнение, назначен был, вместо Любомирского, постоянно интриговавший против него польный гетман Синявский. Этот предводитель собрал дворовые отряды разных панов и присоединил их к польскому войску, которое вообще было у него тогда невелико. Казаки, наделавши зла панам и иудеям в продолжение лета 1702 года, разошлись на зиму по домам и не могли скоро сплотиться: разрозненные их отряды были рассеяны без труда; Самусь был разбит в Немирове, потерял эту крепость и убежал. Товарищ Самуся, полковник Абазин, упорно отбивался от поляков в Ладыжине, но был взят и посажен на кол. Вся Подоль была скоро укрощена; всех, взятых в плен с оружием, сажали на кол; все городки и села, где только поляки встречали сопротивление, сжигались дотла; жителей перерезывали поголовно. Это навело такой страх на остальных русских подолян, что они стали уходить из своей родины: кто бежал в Молдавию, а кто к Палию, в Украину. Начался потом суд господ над непокорными подданными; участвовавших в восстании оказалось до двенадцати тысяч, но число таких, на которых могло падать подозрение в участии, было впятеро или вшестеро больше. По предложению Иосифа Потоцкого, киевского воеводы, всякому из таких подозрительных отрезывали ухо. Некоторые паны, пользуясь своим правом судить подданных, сами казнили их, но были и такие господа, которые сами защищали своих крестьян перед судом правительства, не допускали до расправы и говорили в извинение своих крестьян, что они были увлечены в мятеж посредством обмана другими крестьянами: народонаселение в южнорусском крае, подвластном Польше, было тогда невелико, и потому-то землевладельцы дорожили рабочею силою. Сам Синявский, совершивши несколько казней, оповестил амнистию всем, которые, по его приглашению, возвратятся в свои жительства и по-прежнему начнут повиноваться законным панам своим. Окончивши усмирение народа на Подоле, Синявский со своим войском отошел в Польшу, но дух восстания не был сразу совершенно погашен: Самусь держался еще в Богуславе, хотя был уже для поляков мало опасен, потому что неудачными своими действиями и печальным исходом своей борьбы с поляками потерял популярность в народе; зато Палий, укрепившийся в Белой Церкви и владевший, сверх того, всем киевским Полесьем северною частью нынешней Киевской губернии , стал теперь настоящим предводителем народа. И поляки, и русский государь через Мазепу обратились к нему и требовали от него сдачи Белой Церкви полякам; Палий отговаривался под разными предлогами, а между тем продолжал докучать России просьбами принять его в подданство. Сам Мазепа подавал царю совет принять Палия. Но Петр не хотел ссориться с Польшею, нуждаясь в содействии Августа против шведов, и продолжал требовать, чтобы Палий сдал Белую Церковь полякам. Палий упрямился. Тогда Мазепа, по царскому приказанию, выступил на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и начал звать к себе казацких начальников. Явился к нему Самусь и положил перед ним свои гетманские знаки. Явился и Палий, надеявшийся, что теперь, наконец-то, русский царь примет его в подданство и исполнится давнее его желание. Мазепа задержал Палия в своем лагере, по-видимому, дружелюбно, а между тем сносился с Головиным и спрашивал, что следует делать с Палием, который, как доносил Мазепа, пребывая в гетманском лагере, постоянно пьянствовал. Головин приказал предложить Палию ехать в Москву, а если он откажется, то узнать — не расположен ли он к врагам России, и, в случае улик в таком расположении, арестовать его. Обличители Палия тотчас нашлись: какой-то хвастовский иудей показал, что Палий сносился с гетманом Любомирским, принявшим тогда сторону Карла XII, и Любомирский обещал Палию прислать денег от шведского короля. Показания арендатора-еврея подтвердил священник Гриц Карасевич. Мазепа, простоявши несколько дней лагерем в местечке Паволочи, в конце июля 1704 года перешел в Бердичев и там, пригласивши к себе Палия, напоил его допьяна, потом приказал заковать и отправил в Батурин, где караульные сдали Палия, вместе с его пасынком, русским властям. По царскому приказанию его отправили на вечную ссылку в Енисейск. Так, в согласии с русским правительством расправлялся Мазепа с народными элементами в южной Руси, враждебными польско-шляхетскому направлению. Русский государь все более и более благоволил к Мазепе и считал его единственным из всех бывших малороссийских гетманов, на которого смело могло положиться русское правительство. Во время взятия Азова, Мазепа охранял у Коломака русские границы от татар, а пятнадцать тысяч его казаков, под начальством черниговского полковника Лизогуба, отличались под Азовом. За это более всех награжден был царем сам Мазепа. Еще в 1696 году, после взятия Азова, царь виделся с ним в полковом городе слободских полков Острогожске и получил от него в подарок турецкую саблю с драгоценною оправою и щит на золотой цепи, а гетмана отдарил шелковыми материями и собольими мехами. В 1700 году государь сделал Мазепу кавалером учрежденного ордена Андрея Первозванного. В 1703 году Петр подарил ему Крупицкую волость в Сев-ском уезде. В шведской войне участвовали казаки без Мазепы, под предводительством других начальников, а царскую признательность за их подвиги получал малороссийский гетман. Стараясь более подделаться в милость к государю, Мазепа в своих донесениях то и дело жаловался на беспокойный дух подчиненных себе малоруссов, особенно бранил запорожцев. В одном только расходился гетман с царем: гетман постоянно считал возможным и полезным возвратить в подданство России, уступленную Польше, правобережную Малороссию; Петр не поддавался таким советам, не желал ссориться с Польшею, но не сердился и на Мазепу за его советы, будучи уверен, что гетман дает их от преданности русским интересам. В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска. В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница. Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам. Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману. Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью. Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей. Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит. Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии. Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину». Монах исполнил поручение. Монаха допросили в Преображенском приказе, но никакого дела об измене малороссийского гетмана не начинали. Прошло несколько месяцев. Кочубеи, видя, что попытка не удалась, стали искать других путей; они согласились с бывшим полтавским полковником Искрой, свояком Кочубея. Не решаясь сам начинать дело, Искра услужил Кочубею только тем, что отправил полтавского попа Спасской церкви, Ивана Святайла, к своему приятелю, ахтырскому полковнику Федору Осипову, просить у него свидания по важному государеву делу. Ахтырский полковник съехался с Искрой в своей пасеке. Ахтырский полковник известил о слышанном киевского воеводу и в то же время отправил в Москву от себя письма о предполагаемой измене гетмана, между прочим письмо к царевичу Алексею. Царь узнал обо всем 10 марта 1708 года и в собственноручном письме к Мазепе обо всем известил гетмана, сам уверял, что ничему не верит, считает все слышанное произведением неприятельской интриги, и заподозревал миргородского полковника Апостола, который, как царю было ведомо, недружелюбно относился к гетману. Царь заранее предоставлял гетману схватить и сковать своих недоброжелателей. Между тем сам Кочубей, по совету попа Святайла, отправил в Москву к царевичу еще один донос с перекрестом Янценком. Привезенный этим посланцем донос, доставлен был в руки государя. Но и этому доносу Петр не поверил и снова известил гетмана. Тогда гетман просил царя через канцлера Головкина повелеть взять доносчиков и прислать в Киев, чтоб судить их в глазах малороссийского народа. Царь на это согласился. Кочубей находился в своем имении Диканьке, близ Полтавы. Гетман отправил туда казаков взять его и Искру. Но Кочубей и Искра узнали об этом заранее, убежали в Ахтырский полк и спрятались в местечке Красный Кут под защиту ахтырского полковника. Гетман известил об этом канцлера Головкина, а Головкин отправил капитана Дубянского отыскать Кочубея, Искру и Осипова, благодарить их от имени государя за верность и пригласить их, для объяснения, ехать в Смоленск, надеясь на царскую милость и награждение. В то же время Петр, отпуская к Мазепе его генерального есаула Скоропадского, обнадеживал гетмана, что доносчикам, как клеветникам, не будет оказано никакого доверия и они примут достойную казнь. Доносчики доверились Головкину и поехали.
Невыученные уроки истории. Герои новой Украины. Мазепа.
Иван Степанович Мазепа – военный и политический деятель, дипломат, гетман Запорожского войска. Перипетии предательства Мазепы, нарушения клятвы верности царю показывают «анатомию» цивилизационного «разлома» между Россией и Европой. Выступивших против спецоперации на Украине Россиян ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I во время Северной войны. И поскольку версия М. Волгина отличается высокой степенью оригинальности, приведём её изложение полностью: «многочисленные союзники Ивана Мазепы, а также монахини монастыря сделали все возможное, чтобы спасти останки своей игуменьи. Что же сделал храбрый Мазепа, которого привезли к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу. Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена.