Валерий Чкалов. Valeriy Chkalov. В ноябре 1930 г. приказом начальника Военно-воздушных сил Красной армии Валерий Чкалов был зачислен летчиком-испытателем в Научно-исследовательский институт ВВС. Чкалов родился как раз в тот год, когда два знаменитых американца, братья Уилбер и Орвилл Райт, впервые подняли в воздух свой самолет с бензиновым двигателем и летали над Америкой целых 59 с.
Высший пилотаж
- ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
- 120 лет со дня рождения знаменитого лётчика-испытателя Валерия Чкалова.
- Воздушный хулиган и любимец Сталина: жизнь и смерть Валерия Чкалова
- Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
- 10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку
- С мечтой о небе
История науки: через Северный полюс — к рекорду дальности
Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства Троицким в Ленинграде [ источник не указан 2251 день ]. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года Чкалов был осуждён военным трибуналом на 1 год лишения свободы за «дискредитацию авторитета и звания командира-бойца Красной армии» вышел на службу в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев [13]. В январе 1925 года 1-й советской эскадрилье было присвоено почётное наименование «эскадрилья имени В. В 1926 году 1-я истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка сегодня — Гатчина. В январе 1927 года 1-я эскадрилья перестала считаться отдельной и, сохранив номер «1», вошла в состав 1-й авиабригады.
В феврале 1927 года Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В конце июня 1927 года был направлен в Липецк на курсы усовершенствования лётного мастерства. В это время в Липецке обучались иностранные в основном немецкие лётчики-истребители. В показательных полётах Чкалов занял 1-е место. В честь 10-й годовщины Октябрьской революции в Москве был организован военный парад.
Чкалов был среди участников этого праздника и ему было разрешено делать фигуры высшего пилотажа на малой высоте. Сын Игорь родился 1 января 1928 года. Чкалову — 23. В Брянске Чкалов совершил аварию. На перелёте из Гомеля в Брянск в составе звена он был левым ведомым.
Ведущий звена, старший лётчик И. Козырев, вёл звено на предельно малой высоте, меняя её в зависимости от высоты местных предметов и доводя до 3-5 метров. При подлёте к железной дороге Унеча — Орша Чкалов врезался в железнодорожные провода и потерпел аварию. В приказе начальника ВВС Белорусского военного округа были определены виновники аварии: ведущий Козырев и ведомый Чкалов, но командование авиабригады решило строго наказать только Чкалова. Он был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины.
Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на 1 год лишения свободы, а также был уволен из Красной армии [13]. Из письма Чкалова к жене Ольге: «Вчера был мне суд.
Однажды возле села остановился пароход "Баян" - Здравствуйте, господа-товарищи! Не найдется ли у вас смышленого парня? Кузнец взглянул на Валерия и неожиданно сказал: - Есть один такой.
Вот он-перед вами. Парень старательный, умный, никому бы не отдал, но я-то вижу-ему простора хочется. Так Валерий стал кочегаром на пассажирском судне. Прошел год. Мальчик капитану очень нравился и он уже думал его послать учиться на штурманские курсы.
И стал бы Валерий Чкалов капитаном, но вскоре случилось новое событие он увидел впервые летящий самолет. Однажды Валерия отпустили на несколько дней отдохнуть и он в отпуске встретился с Володей. А еще я недавно настоящий аэроплан видел! Ведь я теперь в Новгороде самолеты чиню. Которые летают?
Недавно "Ньюпорт" чинили, а сейчас "Ваузен" Для Валерия эти слова звучали как музыка. Мне бы хоть раз рядом с самолетом побыть! Другого счастья и не надо... Он мне по ночам снится. Но, с другой стороны, авиация-дело новое, ей такие нужнее!
По приезду в Нижний Новгород комендант военного авиационного парка брать Валерия Чкалова отказывался - Ты бы ещё грудных младенцев сюда привел! Ему 15 лет, а я ему должен красноармейскую форму выдать! Только когда? Но ему самолеты ночами снятся,- не сдавался Володя - Так прямо и снятся? Так Валерий стал слесарем и стал чинить боевых аэропланы.
Только сначала его к самолетам не подпустили, а дали десяток больших кругов веревок и велели плести канаты. Этими расчалками самолёт на земле крепят, чтобы его ветром не угнало. Так начался новый этап в жизни будущего летчика Валерия Чкалова. Неожиданно пришла весть: что необходимо послать в Москву лучшего рабочего учиться на летчика. И выбор этот пал на Володю, он и по возрасту подходил, и серьезным был, и старательным.
Я поеду, а ты останешься. Утром Володя пришел к начальству и стал просить, чтобы вместо него послали Валерия Чкалова - Что за глупости! Тебе в руки счастье дают, а ты про Чкалова, ему 17 то есть хоть? И так он долго убеждал, что начальство, в конце концов согласилось. Но Володя только помотал головой и молча отошел в сторону.
Валерий Чкалов лишь потом узнал о поступке, который в тот день ради него совершил друг. В школе, куда приехал Валерий Чкалов изучали только устройство самолетов, а сами самолеты видели только на картинках. Чкалов старался заниматься так, что любой урок знал наизусть, и, конечно, был лучшим. Когда он прибыл в Борисоглебск, оказалось, что и там полетать разрешали не сразу. Но летать вы не будете.
Здесь раньше размещалась кавалерия, а мы сейчас из конюшен сделаем ангары для аэропланов, из кавалерийского поля- аэродром, а уж потом тот, кто больше и лучше работал на стройке, тот и сядет за штурвал.
Его друг и бессменный второй пилот Георгий Байдуков охарактеризовал выступление Валерия так: «По резвой веселости и чистоте этот полет Чкалова напоминал полеты стрижей в летнюю пору». Встреча Чкалова со Сталиным в 1936 году. Здесь ему пришлось погрузиться в технические тонкости, досконально изучив строение самолета, а также аэродинамику, гироскопию и другие науки. Только после этого он смог приступить к испытаниям новых машин. В те годы партия поставила задачу интенсивно развивать авиацию. В стране стали разрабатывать новые типы самолетов, поэтому работы у летчиков хватало.
Валерию Чкалову довелось испытать около 70 разновидностей машин, среди которых были истребители, бомбардировщики, разведчики. Чкалов над Арктикой Инициатором рекордного перелета через Северный полюс был не Чкалов. Ранее уже предпринималась неудачная попытка такого перелета. Разрешение было получено. Самолет АНТ-25 под управлением Леваневского отправился в путь в августе 1935 года. Спустя 10 часов полета из двигателя потекло масло, и машину пришлось посадить на ближайшем аэродроме. Причина оказалась проста: в баке было слишком много масла.
Пилот сделал вывод, что на одномоторном самолете полет такого масштаба не совершить, а других подходящих машин не было. Георгий Байдуков, который был вторым пилотом при неудачной попытке перелета в Америку, предложил Чкалову вместе покорить маршрут. Бесстрашный испытатель загорелся идеей, поскольку был уверен в возможностях АНТ-25. Сталин не сразу одобрил очередную попытку. Однако разрешил беспосадочный перелет на Дальний Восток. Полет, получивший название «Сталинский маршрут», совершили Чкалов, Байдуков и Беляков летом 1936 года. Перед вылетом на Дальний Восток на аэродроме «Щелково».
Слева направо: члены экипажа АНТ-25 Г. Байдуков, В. Чкалов, А.
Официальная версия, которую подтверждали очевидцы - Валерий Чкалов едва смог посадить экспериментальную машину авиаконструктора Поликарпова, но с трагическим финалом, так как она была недоработана, изначально опасна. Именем Валерия Чкалова названы планета, две горы в Антарктиде, остров и мыс, город Чкаловск переименованная малая родина героя Василёво , улицы, кинотеатры, летные школы и даже минерал чкаловит. За что советские современники обожали знаменитого аса?
Героическая профессия лётчика была почитаема сама по себе, лётчиков называли покорителями неба, считали прогрессивными строителями будущего, а ещё - романтиками; о них сочиняли песни, кинофильмы, стихи. И Чкалов был успешным представителем той плеяды героев. Он автор знаменитой замедленной "бочки" и восходящего штопора и ещё более чем десятка фигур высшего пилотажа, он разработал бреющие полёты. Валерий Чкалов испытал около 70 типов самолетов, составлявших тогда основу советской авиации. Сначала его прозвали воздушным хулиганом за храбрые эксперименты в небе даже три раза сажали "на сутки" , а позднее признали - такие якобы трюки ради усовершенствования пилотирования были необходимы. Опытнейший пилот Чкалов стал командиром экипажа первого столь длительного беспосадочного рейса через Северный Ледовитый океан из Москвы на Дальний Восток летом 1936 года, за что весь экипаж удостоен званий Героев Советского Союза.
А через год весь мир узнал этот советский экипаж: комбриг Валерий Чкалов, второй пилот Георгий Байдуков и штурман Александр Беляков. Они совершили беспрецедентный трансполярный перелёт из Москвы в американский Ванкувер. Будущий герой родился 2 февраля 1904 года в слободе Василёво Нижегородской губернии теперь - Чкаловск в семье мастера на судах Волжского речного пароходства. Валера год проучился в ремесленном училище, работал кочегаром. Лётная судьба парня началась, когда его взяли учеником слесаря аэропланов в 4-ый военный авиационный парк. Там он записался в Красную Армию, откуда отправился в Егорьевскую теоретическую школу авиации 1921-1922.
Потом была Борисоглебская школа военных летчиков 1922-1923 , Московская школа высшего пилотажа и Серпуховская высшая школа воздушной стрельбы и бомбометания 1923-1924. Валерий Чкалов награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени. Расскажем подробней о легендарных беспосадочных перелётах экипажа Чкалова, прославивших пилота. Иосиф Сталин в 1936 году назначил знаменитого аса командиром в рекордном полете на дальность по маршруту Москва - Дальний Восток.
Как сын котельщика из Нижегородской губернии стал звездой советской авиации
- Видео с участием Валерия Чкалова
- Бросок через полюс в Америку
- Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
- Пропеллер с фото
- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова, который совершил перелет через Северный полюс
- Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
120 лет назад родился советский летчик-испытатель Валерий Чкалов, ФедералПресс вспоминает, чем прославился герой, а также как сейчас живут его потомки. Как многие внуки Героев СССР, Игорь Чкалов рассказывает про прадеда, называя его по имени-отчеству. О том, как Чкалов помог осуществиться мечте Туполева, как он проспал Северный полюс и как в критической ситуации летчиков спасла их собственная моча — в материале «». легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Новости гимназии. Ведь летчик-то Чкалов такой, каких еще на всей земле не бывало. И если о его самолете не поступало никаких известий несколько часов, было ясно, что у Чкалова просто кончился бензин где-то вдалеке от человеческого жилья.
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова | Друг Туполева Байдуков уговаривал Чкалова совершить перелет с такими словами: «Я и Беляков предлагаем тебя стать командиром нашего экипажа в полете через Северный полюс до США. |
Воздушный хулиган и любимец Сталина: жизнь и смерть Валерия Чкалова | МИР 24 | Дзен | Дом на Петроградской стороне В Петрограде Валерий Чкалов прожил несколько лет. |
Легендарный Валерий Чкалов в Чите - ГУК «Агинский национальный музей им. Г.Цыбикова» | Валерий Чкалов. / Valery Chkalov. |
Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
Чем прославился Валерий Чкалов? Валерий Чкалов — советский лётчик-ас, комбриг, Герой Советского Союза, командир экипажа, совершившего первый беспосадочный перелёт Москва — Ванкувер через Северный полюс. Новости гимназии. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С. П. Супруна. Имя Валерия Чкалова ассоциируется с беспримерной отвагой и храбростью в покорении такого недоступного для человека неба. Валерий Чкалов родился в 1904 году, уроженец Нижегородской области, небольшого села Василёво.
Валерий Павлович Чкалов
Два знаменитых лётчика Михаил Михайлович Громов (смотри статью «Михаил Михайлович Громов») и Андрей Борисович Юмашев обратились к правительству с просьбой об освобождении Чкалова. Два знаменитых лётчика Михаил Михайлович Громов (смотри статью «Михаил Михайлович Громов») и Андрей Борисович Юмашев обратились к правительству с просьбой об освобождении Чкалова. О Чкалове вождь народов Иосиф Сталин, скорее всего, услышал во время воздушного парада в честь десятой годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство страны. В 1937-ом году Чкалов стал депутатом Верховного Совета от Горьковского округа. Сегодня, 2 февраля, свой день рождения отмечает знаменитый летчик Валерий Чкалов. Прославленный пилот умер при неоднозначных обстоятельствах.
Первый в мире беспосадочный перелет через северный полюс, легендарный летчик Валерий Чкалов
Два года спустя американский летчик Вилли Пост решил побить рекорд французов и рискнул перелететь из Америки в Москву через Аляску и Сибирь. Однако во время полета мотор самолета внезапно отказал, и экипаж погиб. Задачу завоевать рекорд дальности поставил перед собой в конце 1931 года и Советский Союз. Конструктору Андрею Туполеву поручили создать самолет, способный путешествовать на самые большие расстояния.
Спустя два года был готов первый образец АНТ-25. Цельнометаллический одномоторный моноплан по внешнему виду больше напоминал планер с мотором. Размах крыльев АНТ-25 в два с половиной раза превышал длину фюзеляжа.
Детище Туполева могло сесть даже на воду. Самолет обладал самым новым для того времени радиооборудованием и аэронавигационными приборами. Надежды, которые советское руководство лелеяло в отношении летательного аппарата, выразились в его первом названии — «Рекорд дальности» РД.
Первой целью самолета был рекорд полета по замкнутому кругу. Однако первые две попытки успехом не увенчались. Каждый раз возникали неполадки с мотором, и Громову приходилось совершать вынужденные посадки.
Зато в третий раз АНТ-25 провел в воздухе 75 часов, проделав маршрут Москва — Рязань — Харьков протяженностью 12 411 км! Но всеобщего признания и торжественной встречи экипаж не дождался.
Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я.
Алксниса и К. Ворошилова , менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы. Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.
Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью: 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа - восходящего штопора и замедленной бочки. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва - Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского в августе 1935 года полёт С.
Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско был прерван из-за неисправности. Чкалов, Байдуков и Беляков Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море.
Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте - через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала т. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 сейчас находится в музее в Чкаловске.
О большой пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. Валерий Чкалов и Сталин Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня.
Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обледенение и т. Протяжённость перелёта составила 8504 километра. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.
Иосиф Сталин лично предложил Чкалову занять должность руководителя НКВД, но тот отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой. Гибель Валерия Чкалова Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, затем 25 ноября...
Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С. По воспоминаниям Д.
Спустя 63 часа, преодолев в воздухе без посадки 8 504 километра, летчики из СССР приземлились в пригороде американского Ванкувера. Важность этого события, навсегда вошедшего в летопись побед отечественной авиации, была именно в выбранном маршруте: до этого никто не пытался «соединять» континенты через Северный полюс. Первым эта воздушная трасса покорилась советским летчикам.
Сайт телеканала «Звезда» вспомнил о малоизвестных фактах этого исторического полета. Первым пилотом, пролетевшим через Северный полюс, должен был стать Леваневский. Помешала случайность В командиры экипажа рассматривались три кандидата, причем Чкалов изначально не был в приоритете.
Однако тот страдал язвой желудка и даже лежал в госпитале. Кроме того, незадолго до полета, придя в ангар, Громов обнаружил, что мотор с его самолета сняли и переставили на машину Чкалова. Причины он так и не узнал.
Вторым претендентом на полет был известный полярный летчик Сигизмунд Леваневский, который за участие в спасении людей с раздавленного льдами парохода «Челюскин» стал одним из первых в стране Героев Советского Союза. Интересно, что Леваневский уже начинал подобный трансконтинентальный перелет, однако его машина была вынуждена вернуться из-за якобы неисправности, позже оказавшейся переливом масла. Второй раз лететь на АНТ-25 пилот отказался.
А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс. Против полета выступил Отто Шмидт «Главный полярник» Советского Союза, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт принципиально возражал против этого полета. Он даже написал Сталину докладную записку, где указал, что в случае катастрофы самолета шансы оказать помощь экипажу равны нулю.
Даже приведенные аргументы, что летчики снабжены аварийным запасом, в том числе резиновой лодкой, палаткой, лыжами, ружьями и более чем центнером продовольствия, не убедили Шмидта. Специалисты скептически оценивали шансы пилотов продержаться до прибытия спасателей.
Эту копейку один американский бизнесмен захотел купить в качестве сувенира, на что Валерий Павлович ему шуткой ответил: «Наша копейка смогла перелететь к вам через Северный полюс, а не ваша - к нам. Поэтому не отдам». Привёз копейку обратно. Расстояние — 11340 км.
Это было еще большим потрясением, потому что команда Чкалова превысила свой же предыдущий рекорд. Имя Чкалова было овеяно небывалой славой. Советский летчик Валерий Павлович Чкалов, 1937 год. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск. С ним мечтают познакомиться, сфотографироваться, взять автограф или хотя бы взглянуть издалека даже мировые знаменитости, такие, как, например, американская звезда Марлен Дитрих. Она познакомилась с Чкаловым на борту парохода «Нормандия», когда его команда возвращалась из Америки в Советский Союз.
Она восторгалась его подвигом и тоже взяла у него автограф. Есть версия, что И. Сталин лично предложил Чкалову занять должность Наркома НКВД, но он отказался и продолжал заниматься лётной испытательной работой. Однако вот что говорит дочь пилота: «Нет никаких подтверждений, что Сталин предлагал Чкалову стать именно наркомом внутренних дел. Не знаю, откуда это взял мой брат,- говорит Ольга Валерьевна Чкалова. Мама мне об этом рассказывала.
Ни с Берией, ни с Ежовым у Чкалова личных отношений не было. Семья и дети С женой Валерий Чкалов познакомился еще в молодые годы. В 1927 году они поженились и вскоре и на свет появился первый ребенок. Ольга Эразмовна была в девичестве Ореховой, работала учительницей. Жена Валерия Чкалова пережила его на пятьдесят девять лет. Она написала ряд трудов и воспоминаний о муже.
Прожила Ольга Эразмовна девяносто шесть лет, замуж больше не выходила. В браке у них появилось трое детей: Игорь 1928-2006. Валерия 1935-2013. Ольга 1939. После того перелёта популярность Чкалова в народе была больше, чем у Гагарина. Но он остался так же прост в общении.
Приезжал на отдых в родное Василёво, встречался с друзьями, ходил на охоту, рыбачил на Волге. Вообще Валерий Чкалов на отдых в Сочи или Крым вместе с вышестоящими не ездил - при любой возможности приезжал в Василёво. Родительский дом стал для Чкалова тем островком, где он мог скрыться от суетной московской жизни. И на роковое испытание самолёта И-180 его тоже вызвали из родного дома. В 1938-м Валерия Чкалова избрали депутатом. Он не знал, что это будет последний год его жизни.
Расписывал её на многие месяцы вперёд. После аварии в кармане его лётного костюма нашли записки, набросанные от руки планы, кому, как и чем он собирался помочь… Сын летчика Игорь Валерьевич не стал испытателем, как отец. Но его жизнь была связана с самолетами — он был инженером ВВС. Также он пополнял фонд музея, посвященного его отцу в Чкаловске. Многие в интервью интересовались, как погиб Валерий Чкалов. На это сын отвечал, что отца устранили из-за того, что он имел существенное влияние на Сталина.
Возможно, это его и погубило», - говорит Лидия Попова Но в декабре 1938 г. Валерий Чкалов погиб. Обстоятельства гибели Чкалова уже через два дня установила специально созданная комиссия. ЧКАЛОВ, после нормального полета но кругу на самолете И-180 и заходе на посадку, сел вынужденно вне аэродрома на расстоянии 500—600 мтр. По существующей информации, полет готовили в спешке, потому что хотели успеть сделать все до конца года. В собранном самолете было выявлено 33 дефекта, согласно дефектной ведомости самолёта И-180.
Поликарпов был против ненужной спешки. За это его отстранили от работ. Испытания сначала проводились на земле, после без уборки шасси. В итоге было дано добро совершить полет, в полётном листе значилась максимальная высота полёта 600 м. После этого испытуемая машина должна была перейти к другому летчику. В день испытаний температура воздуха была минус двадцать пять градусов Цельсия, но Чкалов решил вылетать.
При заходе на посадку остановился двигатель. Летчик попытался сесть, но самолет зацепился за провода на столбе. Причиной смерти стала травма из-за удара головой о металлическую арматуру. После этого летчик прожил не долго. Он умер по дороге в больницу. По показаниям свидетеля катастрофы Широкова Павла Григорьевича, 1918 г.
Но живым лётчика не довезли. В это время его жена носила под сердцем их третьего ребенка. Ей сообщили о случившемся только поздним вечером. Похоронили Чкалова в Москве, урну с прахом поместили в Кремлевской стене. Некоторые руководители завода, которые оказались причастны к поспешному испытанию, были приговорены к длительным срокам заключения. Всеми правдами и неправдами вытаскивал их из застенков.
Возможно, это его и сгубило. Дочери лётчика высказывали мнение, что Чкалов был убит. Не исключено, что это так. Хотя документов, подтверждающих эту версию, пока не найдено. Причина убийства, наверное, могла бы быть обозначена как чрезмерная любовь людей к Валерию Чкалову. А официальная версия звучит так: «Погиб при испытании самолёта И-180.
Отказ двигателя самолёта в воздухе». То, что Валерий Чкалов был мастером высшего пилотажа, знает весь мир. А каким знаменитый летчик был в быту, могут знать только близкие. Пропеллер с фото Зоя Припорова всю жизнь работала с детьми. Вышла на пенсию в 1984 году. Мне предложили создать музей Чкалова в школе, - рассказывает краевед.
Ольга Эразмовна живо откликнулась, прислала несколько книг. А через год Зоя Михайловна побывала в гостях у семьи лётчика в Москве. Меня посадили в кабинете Валерия Павловича в кресло, в котором он работал. На стене висел деревянный пропеллер, в центр которого лётчик сам вставил фотографию жены. Старшая дочь Валерия Валерьевна поила меня чаем и рассказывала: «Вот папин чайник, подаренный ему в 1937-м, вот папины чашки». Ольга Эразмовна благословила меня на создание мемориальной экспозиции в Дзержинске.
Ведь, по сути, на тот момент действовал только музей лётчика в Чкаловске. Чкаловы - интеллигентная семья, приветливая, без капли высокомерия. Таким же, по рассказам близких, был и сам лётчик. Зоя Припорова с детьми летчика - Валерией, Игорем и Ольгой. Фото: Из личного архива Спасал жизни Сейчас экспертам ясно - Чкалов опередил эпоху, он создал 15 фигур высшего пилотажа, некоторые из них до сих пор не могут выполнить. Но тут есть свидетельства не от краеведа, а от специалиста.
Чкалова Владимир Сигаев: "Зоя Михайловна ошибается, выше упомянутый историк Николай Добрюха писал: «Именно Чкалов создал новые фигуры высшего пилотажа - восходящий "штопор" и замедленную "бочку", всего 2-фигуры осуществил выход из пикирования и набор высоты в перевёрнутом положении. Легендарное "происшествие" на Коммунальном мосту Новосибирска 4 июня 1965г. Его пытались выставить отчаянным хулиганом, сколько раз наказывали. Но в конечном итоге власти понимали, что в своих лихачествах он был прав: Чкалов всегда испытывал самолёт на предмет того, как машина поведёт себя в боевых условиях. Тем самым спасал лётчикам жизни. К примеру, легендарный полёт под мостом в Ленинграде повторил потом лётчик во время боя, и это спасло его от гибели, - подчеркнула краевед.
Появляются новые материалы, рассекреченные только в последние годы. Лишь совсем недавно мы узнали имена тех моряков, пограничников, которые встречали экипаж Чкалова при беспересадочном полёте из Москвы в Петропавловск-Камчатский. На счастье, позывные самолёта услышала морская застава пограничников. Они помогли экипажу посадить самолёт на косу практически вслепую. Самолёт Чкалова после посадки отремонтировали. Этих людей наградили, а через год расстреляли, - делится Зоя Михайловна.
И его гибель выдали за крушение самолёта во время испытаний. Шёл 1937 год. После легендарного перелёта через Северный полюс имя Чкалова гремело на весь мир. Чкалов стал деятелем мирового масштаба.
Воздушный хулиган и любимец Сталина: жизнь и смерть Валерия Чкалова
Сормовские корни, затопленная школа и кухлянка на оленьем меху: Пять малоизвестных фактов о «сталинском соколе» Чкалове 120-летие легендарного летчика Валерия Чкалова отмечают в Нижнем Новгороде. Источник: Комсомольская правда Сегодня, 2 февраля, исполняется 120 лет со дня рождения прославленного летчика Валерия Чкалова. На его счету два рекордных беспосадочных полета, свыше 800 испытательных вылетов и создание сразу нескольких фигур высшего пилотажа. Его биография досконально изучена историками. И все же некоторые моменты его жизни остаются в тени. До сих пор в поселке Высоково сохраняется старенький деревянный домик, принадлежавший в начале прошлого века Чкалова. Поначалу в этом поселке жила и семья самого Валерия Чкалова.
Отец трудился мастером на заводе « Красное Сормово », мать была домохозяйкой. Однако вскоре отцу предложили работу котельщика в одной из казенных судоремонтных мастерских в селе Василево. Долго раздумывать он не стал — забрал молодую жену, троих детей и перебрался на новое место. Здесь он построил большой добротный дом, где и родился младший сын Валерий. Однако в Высокове оставался не один десяток двоюродных братьев и сестер Чкаловых, которых прославленный летчик не раз навещал. Он появился буквально через год после его гибели в 1938 году.
В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу. Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года 1923-24 практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя. В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком — истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием. Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.
Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова. В 1928 г. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.
Чкалов — это человек, который смог стать героем не только для своего народа, но и для всего мира. Он был отважным летчиком, который всегда стремился к новым высотам и достижениям. Он родился 2 февраля 1904 года в городе Чкалов, который сейчас называется Оренбург. Его семья была очень бедной, и Валерий с детства мечтал о том, чтобы стать летчиком. Он начал учиться летать еще в молодости, и вскоре стал одним из лучших летчиков в своей стране.
Он был направлен в авиационную эскадрилью в Ленинград. Летчик отличался не только отвагой, но и дерзостью. Он часто совершал рискованные полеты, за что многократно получал взыскания от начальства.
Личная жизнь В 1927 году в Ленинграде Валерий заключает брак с Ольгой Ореховой, молодой учительницей, с которой познакомился на новогоднем вечере. Спустя год после свадьбы в семье появился первенец — сын Игорь.
Через семь лет родилась долгожданная дочь, которую назвали Валерией в честь отца. Валерий Павлович любил своих детей, выкраивая время для возможности побыть с ними, поиграть, почитать. К сожалению, вторую свою дочь, получившую имя Ольга в честь матери , Чкалов так никогда и не увидел: когда жена была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Ольга Эразмовна, жена Валерия Павловича, прожила до 96 лет. Воспоминания о легендарном супруге, их личной жизни с Валерием Чкаловым нашли отражение в ее книгах.
Новые цели Стремительное развитие авиации, самоотверженная работа авиаконструкторов, летчиков способствовали появлению новых целей и задач. Так, 20 июля 1936 года было принято решение провести длительный перелет 9000 км. Управлять экипажем поручили Валерию Павловичу Чкалову. На острове на борт самолета была нанесена надпись — «Сталинский маршрут». Перелет прошел успешно.
Экипаж — в составе командира В. Чкалова, второго пилота — Г. Байдукова, штурмана — А. Беляков — за мужество и отвагу был удостоен звания Героев Советского Союза. Чкалову подарили личный самолет, который до сих пор хранится в музее города Чкаловска.
«Никаких затрат, пахнущих миллионами»
- Биография Валерия Чкалова
- Валерий Чкалов: биография, семья, фото
- Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
- 10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку
Сегодня, 2 февраля, свой день рождения отмечает знаменитый летчик Валерий Чкалов. Прославленный пилот умер при неоднозначных обстоятельствах. 3 декабря отозванный из отпуска В.П. Чкалов приехал на летно-испытательную станцию (ЛИС) завода, чтобы познакомиться с новым истребителем. Chkalov_ Валерий Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года, в селе Василёво, ныне г. Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, в семье рабочего. Великий лётчик нашего времени: каким был Валерий Чкалов?
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
По своим летным качествам Валерий Павлович заметно выделялся среди сослуживцев. Его неуемный характер требовал новых открытий в искусстве высшего пилотажа. Он мастерски владел практически всеми фигурами сложного пилотирования: «мертвой петлей», «бочками», «штопорами», полетами вверх колесами и т. Часто любовь к риску в воздухе выходила за рамки установленной летной программы, что влекло за собой дисциплинарные взыскания и неоднократные отстранения от полетов. Не отличался В. Чкалов высокой дисциплиной и в быту.
В ноябре 1925 г. Несмотря на этот серьезный проступок, ему доверили участвовать в воздушном параде в Москве в честь 10-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 1927 г. За блестящее летное мастерство Валерий Павлович получил благодарность и денежную премию в приказе наркома по военным и морским делам СССР К. Летчики эскадрильи. Середина 1920-х гг.
В марте следующего года он был переведен в состав 15-й Брянской истребительной авиационной эскадрильи на должность командира звена. На новом месте у В. Чкалов служба не сложилась. Очередной рискованный полет завершился аварией и поломкой машин его звена. Валерия Павловича обвинили в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины.
В октябре 1928 г. За отважного летчика, нестандартность и новаторство которого ценили многие советские авиаторы, вступились высокие должностные лица. По ходатайству заместителя начальника ВВС Я. Алксниса и наркома К. Ворошилова тюремное наказание было заменено на условный срок.
Однако о восстановлении в армии пока не могло быть и речи. После освобождения из Брянской тюрьмы Валерий Павлович вернулся в г. Ленинград, где с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме летчиком-инструктором. По его инициативе в 1929 г. Инструктор школы планеристов В.
Чкалов несет планер к месту полетов в Дудергофе под Ленинградом. В ноябре 1930 г. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов. Несмотря на высокие показатели в летной практике, в январе 1933 г. Валерий Павлович вновь был уволен с военной службы в запас вследствие личной недисциплинированности.
Новатор пилотажного дела Новым местом работы В. Менжинского, куда он был принят на должность летчика-испытателя. Всего через руки советского испытателя прошло свыше 70 различных типов самолетов. Одновременно Валерий Павлович, будучи признанным мастером и новатором пилотирования, оказывал существенную помощь авиаконструкторам в объективной оценке перспективных конструкций летательных аппаратов и их дальнейшем совершенствовании. Он разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку».
При достижении поставленных задач В. Чкалов проявлял исключительное мужество, настойчивость и выдержку. Истребитель И-15 Вскоре летный талант и большой вклад в освоении новой авиационной техники были высоко оценены политическим руководством страны. Орджоникидзе в мае 1935 г. Поликарпов и летчик-испытатель В.
Чкалов были награждены орденами Ленина. Сверхдальние полеты С середины 1920-х гг. Третьим членом экипажа был выбран начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени профессора Н. Жуковского А.
Имя Чкаловск в 1956—2016 годах носил город Бустон Согдийская область, Таджикистан. Его именем также были названы несколько посёлков, остров на Дальнем Востоке, горный пик в Дагестане, станции метро в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, площадь в Ростове-на-Дону, проспект в Санкт-Петербурге, улицы во многих городах, Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации, Центральный аэроклуб в Москве, Новосибирское авиационное производственное объединение, Воронежский авиационный техникум, Череповецкий лесомеханический техникум, Егорьевский авиационный технический колледж, школы, теплоход на Волге , улица в городе Ванкувер Канада. Чкалова, а на месте его гибели в Москве — памятный знак. В городах Гатчина Ленинградская область и Москва на домах, в которых он жил, Чкаловск, где он родился, а также на станции Чкаловская в черте города Щёлково Московской области на здании, в котором он работал, и в городе Николаевск-на-Амуре Хабаровский край на здании, в котором он выступал, установлены мемориальные доски. Его имя присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160 Дальней авиации и пассажирскому самолёту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот».
В 1938 году город Оренбург был переименован в город Чкалов историческое название возвращено в 1957 году. Имя В. Чкалова носили Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков ныне — Борисоглебская учебная авиационная база , Ташкентское авиационное производственное объединение ныне — Ташкентский механический завод , Горьковский инженерно-строительный институт ныне Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет , станция метро в Ташкенте ныне станция «Дустлик» , улица в Москве ныне Земляной Вал , крейсер Балтийского флота и танкер Черноморского морского пароходства ныне утилизированы. Сочинения: Наш полёт на АНТ-25 в соавторстве. Орджоникидзе, 1940; Высоко над землёй на болгарском языке.
Гибель легенды Правда, в рядах Красной армии его не восстановили. Пришлось ему переходить в гражданскую авиацию, где он тоже немало отличился.
Но уже в хорошем смысле, устанавливая рекорд за рекордом по дальности полетов. Только не дожил легендарный летчик до этого времени. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180. В какой-то момент у самолета отказал двигатель, и, по словам очевидцев, пилот до последнего момента маневрировал, пытаясь уйти от жилых домов, которые находились прямо под ним. Уже садясь на узкое пространство между каким-то складами, самолет Чкалова зацепил электропровода, и самолет, развернув, бросило на кучу дровяных отходов. Самого пилота выбросила из кабины метров на пятнадцать. При этом Чкалов ударился головой об арматуру, и потерял сознание.
Его успели доставить в больницу, лучшие хирурги пытались сотворить чудо. Но травма оказалась смертельной, спустя два часа Валерий Чкалов умер. Ему было всего тридцать четыре. Его смерть показалась странной - там, наверху. Все-таки погиб любимчик Сталина. Расследование велось очень тщательно, в ходе него полетели многие головы. И хотя катастрофу признали несчастным случаем, у многих все-таки остались сомнения по поводу этой версии.
Аварию Чкалова могли подстроить его завистники, то же самое могли сделать агенты НКВД в тайне от вождя народов. Возможно, это дело рук немецких агентов, решивших убрать будущего аса, чтобы не встречаться с ним в небе во время войны. Версий гибели легендарного летчика было много в разные годы. Правда, ни одна из них так и не обросла убедительными фактами.
В последней, кстати, он совершил первый самостоятельный полет.
После этого в числе лучших курсантов прошел в 1-ю Высшую школу Красных военных летчиков Рабоче-крестьянской Красной армии в Москве и Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове. Он освоил навыки высшего пилотажа, ведения воздушного боя, управления истребителями и не только. Чем прославился летчик-испытатель Летчик Чкалов был известен своими смелыми и рисковыми трюками за штурвалом самолета. Он испытывал более 30 типов самолетов, включая бомбардировщики и экспериментальные машины. Чкалов прославился участием в первом в стране воздушном параде и получил множество почестей.
Память о нем на века сохранили в названиях улиц, школ и воинских частей. Среди самых значимых достижений Чкалова два легендарных перелета через Северный полюс. Первый был совершен в 1935-м с Георгием Байдуковым и Александром Беляковым. Тем не менее был установлен рекорд — беспосадочный путь длиной в девять тысяч километров за 56 часов. Еще один подвиг — это беспосадочный перелет этого же экипажа в 1937 году от Москвы до Ванкувера.
За этот успешно преодоленный воздушный маршрут летчики были награждены орденами Красного Знамени. Фестиваль «Русские крылья» в Чкаловске Спустя год Валерий Чкалов погибнет во время испытания истребителя И-180 конструкции Поликарпова. Подающему надежды летчику-испытателю навсегда останется 34 года.