Новости интересные факты про бажова

Павел Петрович Бажов Павел Петрович Бажов — дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который в свою очередь является внуком Аркадия Гайдара и, соответственно, прадед политика Марии Гайдар. Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова. Факт 2. В биографии Павла Бажова отмечается, что он проучился в духовной семинарии целых шесть лет. Павел Бажов родился 27 января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра. Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова.

Интересные факты про Бажова Павла Петровича

  • Любимец детворы
  • 10 ФАКТОВ о Павле Бажове
  • Опыт других людей
  • Павел Бажов — биография, книги, интересные факты

Интересные факты о жизни Павла Бажова, биография, семья, творчество

RU У Бажовых родилось семь детей, четверо из них трагически погибли. Трое детей скончались в младенчестве два сына и дочь , а сын Алексей погиб в семнадцать лет при взрыве на заводе. Во время войны читатели подарили Павлу корову Зону. Это был очень ценный подарок — время было голодное, а Зона кормила не только семью Бажовых, но и писателей, эвакуированных из Москвы. Бажовы по-товарищески делились молоком с нуждающимися. Попал в плен и совершил побег Павел Бажов в течение жизни дважды был исключен из Коммунистической партии, но оба раза его спустя какое-то время восстанавливали в ее рядах. В это время как раз были репрессии, и те люди уже были врагами народа. Соответственно, получалось, что он писал не о том, о чем нужно. Его исключили, а потом восстановили в партии, — рассказала историк.

В годы Гражданской войны Бажов добровольно вступил в отряд «Красных орлов», преследовавших священнослужителей и гражданских лиц, не скрывавших своей религиозности. Он шел на войну не для того, чтобы убивать попов, а для того, чтобы дать лучшие условия людям, которые не имели никаких прав, из среды которых он вышел. С детства он видел крайнюю бедность и несправедливость. У представителей его среды было крайне мало шансов как-то улучшить свою жизнь. Ему вынесли смертный приговор, но он смог сбежать из тюрьмы в тайгу.

Дед часто говорил про себя, что он "обработчик" фольклора… В силу его такой авторской скромности и сдержанности создается ощущение, что это идет откуда-то из глубины - все его сказы. Но на самом деле это работа авторская и писательская, она лишь основана на народном творчестве. Дед построил наш дом в Екатеринбурге еще до революции - взял ссуду в ипотечном банке на свою заработную плату, которую он получал как преподаватель.

С 1911 года семья жила в этом доме. Дед сам его распланировал. Многих удивляло: когда заходишь на крыльцо, входишь в сени, и потом тебе еще надо очень высоко вступить на ступеньку, уже находясь собственно в доме, - зачем это? А затем, чтобы холод сразу не растекался по полу. Все было продумано по-уральски. Дед был чрезвычайно занят в последние годы, он же был депутатом и к нему постоянно шел народ. Дом вообще был открыт, он никогда не закрывался, дверь была на каком-то хлипком замочке. Удивительно, но еще в детстве складывается представление, что Бажов принадлежит стародавнему времени Гоголя, Аксакова, Погорельского...

С годами фигура деда проясняется для вас или какие-то загадки прибавляются? Вам все понятно в его судьбе, в том, что с ним происходило, к примеру, во время революции?

На одном стеллаже собрана официальная литература Большая Советская энциклопедия, собрания сочинений Ленина и пр. Пушкин, А. Чехов и др. Кроме того, библиотека хранит сочинения современных Бажову авторов. На книжных полках без труда можно найти издания Агнии Барто, Гладкова, Суркова, Симонова с дарственными надписями. Сундук с приданным Самый старый предмет дома — сундук, который перешел Бажову по наследству от матери, Августы Стефановны. Он мог использоваться как сидячее место для гостей например, когда здесь проходили заседания союза писателей или же как спальное место.

Согласно одной из легенд, на нем ночевал поэт Алексей Сурков. Сегодня, как и в годы самого Павла Петровича, сундук хранится в столовой. Фортепиано Это самое дорогое приобретение Бажова за всю жизнь, или, по крайней мере, о котором известно доподлинно. Инструмент он купил своему внуку Никите в надежде, что тот, когда подрастет — будет учиться играть. Спустя время стало понятно, что ожидания писателя не оправдались, но инструмент не простаивал, а звучал, когда в дом приходили гости и устраивали музыкальные вечера.

Бажов работал в Крестьянской газете, выпустил несколько сборников очерков. Жизнь начала налаживаться, и снова — черная полоса. Сначала исключили из партии за эсеровское прошлое. Потом восстановили, но крови выпили...

Потом — страшное горе: самый младший сын, Алексей, был на практике на заводе и погиб во время взрыва. Через год, в 1936 году у Бажова вышла документальная книга «Красные орлы», за которую его исключили из партии и уволили из издательства. Забытый всеми, он сидит в своем старом доме. Через три года ему исполнится шестьдесят. Трое из его семерых детей погибли. Денег нет — семья живет на учительскую зарплату сестры жены. Кто он, что он может дать теперь своим детям и женщине, которая прошла с ними через столько испытаний? Павел Петрович сел за свою пишущую машинку. Потом он говорил: «Не всякий свою тропку в жизни сразу находит.

Вот и я тому пример... Выдалась такая невеселая полоса, что я оказался не у дел. Ну и взялся давние задумки обрабатывать». Заголовок На Урале издавали сборник рабочего и крестьянского фольклора. С крестьянским все было хорошо, а рабочего найти не могли, и Бажов принес им свой первый сказ, «Дорогое имячко», который он якобы записал за старым мастером дедом Солнышко.

Родился в бедной семье и с юных лет зарабатывал на хлеб

  • Павел Бажов: творческий путь
  • Факты из биографии бажова
  • Детство, Урал и рассказы деда Слышко
  • Топ-10 интересных фактов о Павле Бажове

Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел?

В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя. Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор. Интересно, что одна из дочерей Бажовых, Ариадна, вышла замуж за Тимура — сына другого замечательного писателя, Аркадия Гайдара.

Биография Бажова: творчество и личная жизнь писателя

10 интересных фактов о жизни Павла Петровича Бажова: невероятные открытия Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне.
Герои Павла Бажова: миф или авторский вымысел? | Онлайн-журнал Эксмо Издатели очень торопились выпустить её к 60-летию Бажова, и не успевали напечатать массовый тираж.
Интересные факты про бажова Каменный цветок и Хозяйка медной горы - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.

Биография Павла Бажова

Первая писательская деятельность Павла Петровича Бажова пришлась на годы Гражданской войны. Павел Бажов — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне.

Биография Павла Бажова

10 Интересных фактов Павел Петрович Бажов. Тем интереснее, что «рабочий фольклор» Бажова в литературной обработке массово обрел своего читателя только в 1930-1940-х гг. Причудливые старинные сюжеты, родом с Урала, отзывались реальной жизни рабочих-горнодобытчиков. Тем интереснее, что «рабочий фольклор» Бажова в литературной обработке массово обрел своего читателя только в 1930-1940-х гг. Причудливые старинные сюжеты, родом с Урала, отзывались реальной жизни рабочих-горнодобытчиков. Интересно, что одна из дочерей Бажовых, Ариадна, вышла замуж за Тимура — сына другого замечательного писателя, Аркадия Гайдара. Сказочник Павел Бажов и его ученица: Кем на самом деле была Хозяйка медной горы.

Интересные факты из жизни Бажова

Наследие и продолжение дела Бажова Павел Петрович Бажов оставил после себя не только замечательные книги с увлекательными историями, но и наследие культуры и фольклора. Его творчество стало примером для многих писателей и поэтов, которые продолжают его дело до сегодняшнего дня. В наше время многое из того, что П. Бажов собрал и описал, является утерянным или уже не существует. Однако, его наследие продолжает жить благодаря современным исследователям фольклора и людям, которые продолжают заниматься сбором и сохранением народных традиций. Существует множество организаций, посвященных памяти П. Бажова и его творчеству. Они организовывают выставки, конференции и другие мероприятия, направленные на изучение его наследия и продолжение его дела. В Свердловской области существует Музей народного искусства Урала им. Бажова, который посвящен его жизни и творчеству.

Также в Екатеринбурге создан Благотворительный фонд им. Бажова, который занимается сохранением народных традиций и развитием культуры Урала. В Краснодарском крае действует Общественная организация «Друзья Павла Бажова», которая занимается сбором и сохранением народных обрядов и традиций. Таким образом, наследие и продолжение дела П. Бажова является важным элементом культурного наследия России. И даже спустя столетия после его рождения, его творчество продолжает вдохновлять и вызывать уважение среди людей, заботящихся о сохранении уникальности и богатства нашей страны. Вопрос-ответ: Какие работы Павла Петровича Бажова считаются самыми известными? Самыми известными работами Павла Петровича Бажова являются сказки из сборника «Малахитовая шкатулка», такие как «Горный цветок», «Змей Горыныч» и «Рукавичка». Чем Павел Петрович Бажов занимался до того, как начал писать сказки?

До того, как начать писать сказки, Павел Петрович Бажов работал горным инженером и занимался изучением народных ремесел и промыслов в Уральском регионе. В какой форме и где были опубликованы сказки Павла Петровича Бажова? Сказки Павла Петровича Бажова были опубликованы в нескольких томах сборника «Малахитовая шкатулка». Они были опубликованы в 1939 году в Свердловске. Какие темы рассматриваются в сказках Павла Петровича Бажова? Сказки Павла Петровича Бажова рассматривают темы народной культуры и фольклора, где главными героями являются гномы, звери, духи и другие мифические существа. Какую роль играла жена Павла Петровича Бажова в его творчестве? Жена Павла Петровича Бажова, Зинаида Зимина, играла важную роль в его творчестве, помогая ему в сборе и изучении народной культуры и фольклора. Какие награды были получены Павлом Петровичем Бажовым за свои работы?

За свои работы Павел Петрович Бажов был удостоен нескольких наград, включая медаль В. Ленина и орден Красного Знамени. Какие материалы Павел Петрович Бажов использовал в своих работах? Павел Петрович Бажов использовал разнообразные материалы в своих работах, включая уральские горные кристаллы, минералы и даже кусочки уранового стекла. Павел Петрович Бажов внес огромный вклад в изучение уральской культуры, собирая обширный материал о народных ремеслах и промыслах в этом регионе. Его работы посвящены исследованию самых разнообразных сторон уральской культуры. No related posts.

Сын человека, умевшего «оконфузить на людях» Производство на Сысертском металлургическом заводе началось в 1773 году, а до той поры в окрестностях будущего производства и города были лес и речка Сысерть, у которой казаки добывали железную руду и плавили ее в малых печах. В этих местах, в семье рабочего пудлингово-сварочного цеха Петра Васильевича Бажева, 27 января 1879 года родился будущий писатель. Потом «е» в его фамилии случайно заменится невнимательным писчиком на «о». Павел Бажов с родителями Бажов-старший умел «оконфузить на людях» — любил выпить и был человеком трудного характера, заводские хозяева порой «проветривали» Петра Васильевича, по несколько месяцев не давая ему никакой работы. Семья в такие периоды жила на заработок матери, занимавшейся рукоделием «на заказчика», а Павла Петровича под опеку брала бабушка по отцовской линии. От нее он впервые услышал истории о полумифическом Урале. В семь лет Бажова отдали в «циферную» школу при заводе. Там мальчик познакомился с Пушкиным и впервые почувствовал любовь к стихам. Уважения к поэту прибавилось, когда на одном из уроков рассказали: Пушкина убили по политическим мотивам, а дуэль была заговором. Подлость дворян даже по отношению друг к другу поразила маленького Павла и показала ему, что буржуа, владелец завода, едва ли может быть честным человеком. Бажов был прилежным учеником с отличной памятью: однажды он прочел учителю сборник стихов Некрасова наизусть Педагог поразился и поспешил рассказать о сысертском вундеркинде своему екатеринбургскому приятелю — ветеринару и краеведу Николаю Смородинцеву. Тот решил принять участие в судьбе мальчика. Родители Павла Бажова не могли придумать, где их сын сможет продолжить образование, потому что на гимназию денег не хватало. Смородинцев посоветовал им Екатеринбургское духовное училище, где образование было качественное и сравнительно недорогое. И добавил: в Екатеринбурге мальчик может жить у него. Потом Бажов будет называть Смородинцева своим «первым революционным учителем». Рассказы деда Слышко Екатеринбургское духовное училище Бажов окончил с отличием и в 1893 году продолжил обучение в Пермской духовной семинарии. На лето он приезжал в родные места. В 1892—1895 годах Павел Петрович часто бывал в Полевском — небольшом заводском городке недалеко от Сысерти. Там жил Василий Алексеевич Хмелинин, который приходился Бажову троюродным дедом. В округе он имел славу отличного рассказчика и знатока местного фольклора. Иногда Хмелинина звали «дедом Слышко» — потому что все свои истории он начинал с присказки «слышь-ко». События большинства сказов деда Слышко разворачивались вблизи Полевского — у Гумешевского медного рудника и горы Азов. Свои истории разным людям Слышко рассказывал по-разному: развлекая заводских хозяев, он делал Хозяйку медной горы не слишком симпатичной фигурой. И наоборот: мальчишки, узнав о Хозяйке от Василия Алексеевича, мечтали когда-нибудь ее повстречать. Истории были яркими — Павел Петрович Бажов запомнил их на всю жизнь. Товарищ педагог Учась в Пермской духовной семинарии, Павел Петрович познакомился с трудами марксистов и анархистов. У семинаристов было небольшое собрание запрещенных книг, где среди сочинений народников были и марксистские тексты. Павел Бажов как человек ответственный был поставлен заведующим библиотекой — на этой должности он провел три года и успел прочитать работы Прудона, Чернышевского, Кропоткина, Маркса и Энгельса. Павел Бажов во время учебы в Пермской духовной семинарии В 1899 году Бажов окончил семинарию третьим по сумме баллов. Его отец к тому времени уже умер, так что деньги на учебу приходилось зарабатывать самостоятельно: Павел Петрович репетиторствовал, подрабатывал в местной газете и разгружал вагоны. К тому же на нем одном оставалась больная, почти слепая мать. Словом, денег Бажову не хватало, и поэтому он не смог поступить в Томский университет: в семинарии его считали «неблагонадежным» из-за периодических просрочек оплаты обучения. Идти в Киевскую духовную академию за государственный счет — то есть обязательно принимать сан — Бажов не хотел. Не имея иного выбора, он отправился преподавать, через несколько месяцев после начала педагогической карьеры попал в родное Екатеринбургское духовное училище и вступил в учительский профсоюз. Здание Епархиального училища. Александровский проспект, 83 В 1906 году Павел Петрович начал преподавать алгебру, русский и церковнославянский в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Девушкам нравился молодой улыбчивый преподаватель. У епархиалок была традиция — на литературных вечерах прикалывать атласные ленточки любимым учителям. На пиджаке Павла Петровича никогда не оставалось свободного места.

Один из шестиклассников, прочитав «Малахитовую шкатулку», признался, что сказ ему не понравился, потому что написан «неграмотно, на каком-то древнем уральском языке». Означает ли это, что новому поколению Бажов уже «не по зубам»? Многие реалии, которыми так насыщена «Малахитовая шкатулка», из нынешней жизни ушли. Вместе с ними ушли и обозначавшие их слова. Да, чтение сказов сегодня требует филологического и культурологического комментария, но оно того стоит. И, к счастью, для этого есть «Бажовская энциклопедия». Мы ведь не стесняемся заглянуть в словарь, если не понимаем какое-то иностранное слово, которое пришло к нам вместе с новыми реалиями с Запада. Точно так же полезно заглянуть в диалектные словари, узнать, как раньше говорили люди на той земле, где ты живешь. А слова-то у Бажова какие вкусные, образные! Современная лексика точная, логичная, но часто скучная, обезжиренная. Павел Петрович и есть тот самый народ, который не только сочинил, но и записал свои сказы, памятуя о легендах и преданиях, услышанных в детстве и юности от жителей Полевского, Сысерти, других горнозаводских поселков. Фольклорный в истоках материал Бажов в лучших своих сказах поднял на уровень художественного совершенства, подобно тому, как Данила-мастер превращал самоцветные камни в произведения искусства. И теперь мы имеем возможность убедиться, что искусство возникает из недр самой жизни — в прямом и переносном смысле. После того, как с самой высокой трибуны прозвучали директивные слова о Маяковском, что он «был и остается крупнейшим поэтом советской эпохи», его наследие, по выражению Пастернака, стали вводить насильно, как картофель при Екатерине II. И тем самым отвадили от Маяковского читающую публику, хотя это идеальный поэт для юношества. Наряду со своими сказами автор «Малахитовой шкатулки» интересен и своей судьбой, своей личностью. Для меня важна такая категория как творческое поведение, когда мы соотносим жизнь писателя с его творчеством: как он выглядит, как себя ведет за пределами письменного стола. В этом смысле и внешний облик, и биография Павла Петровича абсолютно совпадают с содержанием его литературных трудов. Согласитесь, Бажову очень идет его борода, как шла она другому нашему мудрецу — Льву Толстому. Чтобы написать сказы, для этого самому надо было быть средоточием векового опыта, мудрости. Писателем Бажов стал в 60 лет, первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в свет в 1939 году. А до этого он окончил духовное училище и семинарию, учительствовал, воевал в гражданскую, работал газетчиком, пережил партийную опалу.

Мы собрали десять интересных фактов о связи автора «Малахитовой шкатулки» с Челябинском и окрестностями. Сюжеты семи сказов Бажова разворачивались в топонимике Южного Урала. Это «Иванко Крылатко» о мастере златоустовского украшенного оружия Иване Бушуеве, «Чугунная бабушка» о каслинских художниках-литейщиках, «Золотой волос», действие которого происходило на озере Иткуль. Еще сказы о Южном Урале — «Веселухин ложок», сюжет вертится вокруг художников-узорщиков по оружию, «Старых гор подаренье», «Коренная тайность» — о секретах булатной стали, «Солнечный камень» — о Ленине. Благодаря сказу «Золотой волос» можно высчитать длину Великого Полоза. Так Бажов называет мифического змея, охраняющего подземное золото. Согласно тексту сказа, Полоз обернулся вокруг озера Иткуль тройным кольцом. Окружность озера фиксированная, следовательно, умножив ее на три, получим длину Великого Полоза. В начале XX века на Среднем Урале работало четыре мощных предприятия медной металлургии, одним из которых был Карабашский медеплавильный завод. Карабаш с его залежами медной руды упоминается в рассказе Бажова «Медная доля»: «Карабаш-гору поглядел довольно. Добрых хозяев, понятно, нигде не нашел, а на горы пожаловаться не могу. Везде богатства положено: с закатного боку медь, с восходного — железо». В Златоусте по сей день сохранились потрясающие рыцарские доспехи, сделанные тем самым Иванко Крылатко — мастером Иваном Бушуевым. Он делал их для царевича — сына императора Николая I. Это был заказ царя для сына, но за четыре года, что мастер трудился над латами, царевич вырос и уже не смог их надеть.

Факты из биографии бажова

Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество. Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича. Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали. Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило. И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет.

В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова. В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск. Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат. Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф.

От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось. Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил. Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы. Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации.

Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен. Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью. Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова.

Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал. Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать». Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка.

Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров. Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое. Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным. Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману.

Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком. Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения. Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников».

Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года. В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете. Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток.

Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди. В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале». К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена.

Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В. Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя. Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца.

Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином. Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего. В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка».

Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу. Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова. Да он и сам был плотью от плоти этих удивительных мастеров, творцов каменной красоты, истории и легенды эти хранил в себе. И не только Сысерть, Полевая — Алтай тоже подарил ему своё золото. Урал, Сибирь, Алтай гармонично дополняли друг друга. В 1934 году на Первом Всесоюзном съезде советских писателей провозгласили, что фольклор — — часть литературы и перед ним стоят те же задачи, что и перед литературой, а значит, можно и нужно руководить фольклорным процессом.

Сам М. Горький призвал собирать, изучать и пропагандировать фольклор народов СССР, поскольку после революции малые народы обрели все условия для подлинного творчества. Начался настоящий фольклорный бум. Как вспоминал Бажов, в Свердловске как к тому времени уже назывался Екатеринбург к печати готовился сборник «Дореволюционный фольклор на Урале», и тут литредактор Елизавета Максимовна Блинова «поставила вопрос: почему же нет рабочего фольклора? Владимир Павлович [Бирюков, ураловед, фольклорист, исследователь] ответил, что он его нигде не может найти. Меня это просто задело: как так, рабочего фольклора нет? Я сам сколько угодно этого рабочего фольклора слыхал, слыхал целые сказы. И я в виде образца принес им «Дорогое имячко».

Сказ не вошел в сборник, поскольку Блинова посчитала его уж слишком авторским, а вскоре Блинова и Бирюков рассорились окончательно — Елизавета Максимовна уволилась из издательства, и второй предполагавшийся том так и не вышел. Но начало сказам было положено, а вскоре «Дорогое имячко» и ряд других появились в печати — в журнале «Красная новь». Художник Детгиза Вл.

Губернатор И. Огарев выезжал с воинской командой на место беспорядков, как пишет историк В. Мухин, губернатору удалось путем личного убеждения прекратить волнения, однако 20 наиболее упорных крестьян были подвергнуты «полицейскому исправлению, то есть, порке. Порядок был восстановлен, беспорядки прекратились, чтобы... И ведь дело-то происходило не в годы гражданской войны, когда священство избивали, уничтожали, топили в Каме десятками, - а в середине «спокойного» XIX века. Первый раз история о «водолазах» была опубликована В. Бирюковым со ссылкой на Бажова в сборнике дореволюционного фольклора Урала в 1936 г. От составителя есть там любопытное примечание про то, что тов. Бажову во фронтовой обстановке 1918 г. Но проверить, было ли это «творимой легендой», личным художественным вымыслом рассказчика, красного партизана, или имело широкое распространение на деле, - краеведу не удалось... Страшная история была переработана Бажовым в сказ «Про водолазов»; опубликована в журнале «Огонек» в 1951 году, в 16-м номере, вошла она и в собрание сочинений П. Еще одно размышление Бажова на ту же тему народной религиозности: «Был у меня один знакомый - бывший комиссар финансов... Казалось бы, интеллигентный человек. Так он в 1918-м приехал в свое село, пошел в церковь, надел на себя ризу и сплясал в алтаре. Вот ведь какая психология. И люди-то ведь были неплохие... Такая школа не могла пройти бесследно. И в советские годы духовный опыт нередко «пробивался» в его произведениях, подспудно определял поведенческую модель, сам образ жизни. При том, что ему, как журналисту партийной печати - в 1920-е годы он работал в «Уральской областной крестьянской газете» - приходилось писать и публиковать атеистические заметки. В жестокой мясорубке О счастливом освобождении Павла Петровича из колчаковской тюрьмы известны разные версии, из них самая залихватская и самая фантастическая запущена пермским краеведом А. Шарцем, кстати, лично знавшим писателя. Якобы в освобождении участвовала агентура красных, была продумана многоходовая комбинация и т. Никакого заговора, большевистских агентов, однако, не было. То есть никаких этаких романтических обстоятельств. Просто оказалась невнимательна охрана тюрьмы. Кстати, есть сведения, что часть документов была спрятана руководителями отступавших красных войск, вскоре погибших. Может, архив еще и обнаружится, и тогда мы узнаем, что за договоренность была у большевиков с генералом Гайдой. После освобождения Бажов бежал все же в Екатеринбург это при белых! Там Павлу Петровичу выправили новые документы на фамилию «Бахеев» на самом деле это была его родная фамилия, только коряво написанная секретарем и отправили в направлении Омска, в Камышлов... Старик умел молчать - и его осторожность была небезосновательна. На Бажова «стучали», и не раз; к счастью, доносчик по камышловскому периоду жизни оказался не очень прилежным. Как считает уральская исследовательница Л. Слобожанинова, «полоса войны гражданской» оказалась «продолжительной и жестокой, порой изнурительной для семьи Бажовых, где были маленькие дети». Какое-то представление о том, что испытал человек в этой «мясорубке», в колчаковском тылу, может дать бажовская повесть «За советскую правду». Сам автор убеждал читателей, что выдумки в его произведении почти нет, даже не изменены названия мест и имена действующих лиц. Нетрудно узнать в подпольщике Кирибаеве «литературного двойника» Бажова. И вот что интересно. Первое издание повести вышло в 1926 году. Раньше писателя критиковали за то, что он не смог показать подлинный героизм подпольщиков, организаторское умение большевика и т. Сегодня исследователи бажовского творчества выступают за новое прочтение раннего произведения писателя. У них словно открылись глаза, и подлинный смысл повести, гораздо более глубокий и сокровенный, дошел, наконец, до нас. Суть в том, что Кирибаев-Бажов видит все, отмечая зверства обеих воюющих сторон. Не проходит он мимо и позиции старообрядцев, живущих в том таежном селе, где создается партизанский отряд. Сам писатель пишет в предисловии: «... Картины зверств обезумевших генералов и атаманов, дикие выходки спившегося офицерства, заячье метание эсеров и героизм сибирского крестьянина, вышедшего с топором против пехоты, с кольями против кавалерии, с деревянной пушкой против артиллерии, - все это невольно притягивает внимание и укладывается в яркие, незабываемые образы... Во время «пермской катастрофы» он служил 29-й дивизии не просто редактором газеты «Окопная правда», но был и заведующим информотделом, секретарем партячейки. Так что в колчаковском плену его ждала верная смерть... Частично обстоятельства его спасения, и главное, психологическое состояние беглеца, можно представить по его собственному воспоминанию об одном рассказе, опубликованном им в «Окопной правде». Однажды какой-то красноармеец прислал рассказ, озаглавленный корявым почерком: «В карасинке». Оказалось, это рассказ о том, как боец вырвался из плена. Вошедшие в город белогвардейцы загнали всех пленных в Нобелевский керосиновый склад. Бажов говорил своему первому биографу Л. Скорино об этом красноармейце так, как будто о себе, право слово: «...

Алексей ушел из жизни очень рано в 1960 году в возрасте 38 лет , а его супруга Валентина Пимеенок скончалась недавно — в 2014 году. Она была одной из лучших в стране «комических старух» — специально для нее в спектакль «Девичий переполох» ввели роль невесты-перестарка Матрены, которой не было больше ни в одном российском театре. RU Первооткрыватель уральского золота Одна из могил по левую руку от центральной аллеи — могила горного инженера Льва Брусницына. RU Брусницын умер и был захоронен на Ивановском кладбище в 1857 году, когда фотографий еще почти не было. Уже в наше время краеведу и меценату из Березовского Валерию Лобанову пришла идея, что мир должен знать, как выглядел человек, научивший человечество мыть золото. Нашли потомков Брусницына, договорились об эксгумации и по методу Герасимова восстановили его портрет. Лобанов же добился перезахоронения останков Брусницына в Березовском это случилось в 2014 году — на снимке , а на Ивановском кладбище остался его кенотаф могила без останков. RU» Создатель Свердловского театра музыкальной комедии Сергей Дыбчо был одноклассником артиста Леонида Утесова: до конца жизни они дружили и иногда встречались, называя друг друга «Леда» и «Сереня». Благодаря Дыбчо в Свердловске появился театр музыкальной комедии — он привез сюда артистов из Украины. В 1943 году он снялся в первом фильме Свердловской киностудии «Сильва», который стал очень популярным. Но Сталинскую премию он получил не за него, а за спектакль «Табачный капитан» — первую в СССР постановку, за которую артистам легкого жанра дали столь высокие награды: режиссеру, актеру, двум актрисам. Дыбчо был одинок, но за его могилой по сей день следят друзья из музкомедии. RU Академик, доставший советскую платину Захороненный возле центральной аллеи академик Алексей Барабошкин научил Советский Союз аффинировать платину. Но перед революцией металл вывозили из России, по факту страна экспортировала свою же платину, — рассказывает Татьяна Мосунова. Недавно комплекс у могилы Барабошкиных реконструировали на средства завода по обработке цветных металлов». RU Врата польского костела на могиле неизвестного До 1965 года в Свердловске существовал католический храм — «польский костел». Он стоял на «шайбе» перед Центральной гостиницей сейчас там огромная клумба. Костел закрыли в 1933 году — отдали под дом совпросвещения, затем здание много раз меняло свое назначение одно время в нем хранились коллекции из Эрмитажа. В последние годы в нем был автовокзал, а когда построили новый, костел снесли. RU Перед ним стояли каменные ворота, и одну стелу от этих ворот кто-то перевез на Ивановское кладбище и поставили как надгробие. Но выяснить, чья это могила, пока не удается: не сохранилось ни табличек, ни записей». RU Старец Константин На горке, возле памятника Бажову, находится могила старца Константина: в советские времена к нему ехали люди со всей страны. Остались две дочери, у одной из которых, Раисы, он и жил, — рассказывает экскурсовод. Но он со многими имел беседу и отдавал им свои последние вещи. После кончины старца его жизнь стала подвигом смирения для многих. На его могилу приходят, молятся и просят о помощи». RU Участник расстрела царской семьи Рабочий Верх-Исетского завода Петр Ермаков попал в число расстрельщиков царской семьи после ранения. Если бы он не получил на фронте пулю в живот, возможно, не участвовал бы в расстреле. Но это было не первое его преступление.

Горрайком партии утвердил редколлегию и примерный план книги с внесенными в него изменениями и дополнениями. Сам директор Горячев был арестован в 1937 году, «подвергался изнурительным допросам» что подтверждается свидетельством бывшего сотрудника Пермского горотдела НКВД Мелехова. Горячев был осужден на восемь лет исправтрудлагерей, и вместе с ним по сфабрикованному делу получили разные сроки заключения еще семь руководителей стройки. Писатель Бажов в 1937 году остался на свободе, но был исключен из партии, и больше года не мог найти работу. Замысел Бажова прочитывается в строках пламенного обращения членов редколлегии несостоявшейся книги к будущим авторам: «... В книге должно быть отражено, что Камбумстрой является большой школой по подготовке новых кадров, сознательных строителей социалистического общества». Бажов хотел «... Бажов и его единомышленники собирались повести разговор также «об условиях жизни и быта людей на новостройке и о преодолении трудностей, имевших место в ходе строительства». Главная трудность заключалась в том, что арестовывали самых толковых, самых способных. Таких, как молодой мастер Леонид Липатов, будущий заслуженный строитель, Герой Соцтруда. Он отсидел два года. За что? В те годы чаще наказывали за «контрреволюционную деятельность», а самое распространенное содержание такого приговора содержало в себе вредительство, выступления против ускорения сроков, против стахановских методов и т. Один из старых специалистов писал о периоде пуска Камского бумкомбината: «... Здесь даже появилось такое ходячее выражение: «Пустить можно, работать нельзя». Несмотря на его цинизм, это было верно нет отопления, освещения, уборных, жилья... И вот, несмотря на это, комбинат все же пускали, и надо сказать, при существовавшем тогда положении... Лишь некоторые рассказы о драматических судьбах краснокамских первостроителей вошли в неоконченную повесть П. Бажова «Через межу». Совершенно неожиданный зигзаг произошел в посмертной биографии сказителя. Бажов стал... И не просто изучающих, но делающих попытки «скрестить» «Агни-йогу» с христианством, «Живую этику» с православием и даже, как видим, с уральскими сказами Павла Бажова. Дело в том, что на Южном Урале , в Челябинской области , с 1993 года устраиваются Бажовские фестивали. Организаторы - экополис «Беловодье», фонд культуры и Уральский Рериховский центр. На одном из фестивалей удалось побывать и автору этих строк, но тогда Бажовское движение еще только зарождалось. Сувенир - миниатюрная коллекция уральских самоцветов, с символикой Бажовского фестиваля, до сих пор греет душу при одном взгляде на него. А в 95-м году, уже без меня, фестиваль собрал, говорят, уже более 5000 человек! Хозяйка медной горы - центральный символ встреч «рериховцев». Они издавали свою газету «Атлантида», сочинили гимн. Есть там такие складные слова: «... Зовет Урал-магнит, давайте соберемся и сопоставим все, что время нам дает. Бажов и Аркаим , преданья Зороастра, и все, о чем душа тебе поет». Заратустра или Зороастр древнегреч. Большинство ученых признают его реальным лицом и относят к 10-6 векам до н. Первоначально выступал с проповедями на родине, в Иране, но был изгнан своей общиной, в изгнании убит своим преследователем. В одних текстах 3. Главное в его проповедях - учение о зависимости миропорядка и справедливости от свободного выбора человека, о необходимости активного участия человека в борьбе добра со злом. Встречи, о которых я вспоминаю, проходили в живописных предгорьях Урала, где люди просто отдыхали на лоне природы, у чудного озера Чебаркуль... Нет, не просто: они изучали эзотерический смысл бажовских сказов. А также создавали свои тексты на их темы, творческие композиции в разных жанрах. Прочесть и использовать сказы по-новому надоумил организаторов, конечно, «гуру» - Николай Рерих. Еще в 1943 году он писал: «Интересны Уральские сказы. Целина необъятной земли открывает несчетные сокровища. Сказочная хозяйка Урала знает, что пришло время возвысить народы, помыслившие об общем благе... Вам что-нибудь напоминает? Ну, конечно, бажовский сказ «Иванко Крылатко». Есть и легенда про племя чудь, ушедшее под землю. А тут еще Зороастр. На очень патриотичный рериховский текст хорошо ложится миф о том, что где-то на Урале рожден мудрый Зороастр - пророк Заратустра. Эпиграфом же на приглашении участникам была выбрана цитата из Бажова: «... Будет и в нашей стороне такое времячко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко скажет «дорогое имячко»...

Писатель для взрослых

  • Факты из биографии бажова
  • Отправление в Санкт-Петербург
  • Павел Бажов и его Хозяйка медной горы: биография, книги, фото, личная жизнь
  • Интересные факты из жизни Павла Бажова
  • Писатель для взрослых

Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»

Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Интересные факты про П. П. Бажова. Существует множество интересных фактов о жизни этого незаурядного человека. Тем интереснее, что «рабочий фольклор» Бажова в литературной обработке массово обрел своего читателя только в 1930-1940-х гг. Причудливые старинные сюжеты, родом с Урала, отзывались реальной жизни рабочих-горнодобытчиков.

25 интересных фактов о Павле Бажове

В течение жизни Павел Бажов написал полсотни сказов. Это довольно внушительная цифра, если учесть, что он впервые попробовал свои силы в качестве писателя, когда ему исполнилось уже 57 лет. При этом после Великой Отечественной зрение у него сильно ослабело, но работать он не прекращал. Факт 5. Горячо поддерживая большевистскую революцию и идеи коммунизма, Павел Бажов, однако, был довольно упрямым человеком, к тому же прямолинейным. Из-за этого у него не раз возникали конфликты с вышестоящими лицами, и его дважды исключали из коммунистической партии.

Потом, правда, восстанавливали, и он всё равно был на хорошем счету у властей. Бажов даже дважды избирался депутатом Верховного Совета. Факт 6. Наследие Павла Бажова живёт и сейчас.

Бажов хотел «... Бажов и его единомышленники собирались повести разговор также «об условиях жизни и быта людей на новостройке и о преодолении трудностей, имевших место в ходе строительства». Главная трудность заключалась в том, что арестовывали самых толковых, самых способных. Таких, как молодой мастер Леонид Липатов, будущий заслуженный строитель, Герой Соцтруда.

Он отсидел два года. За что? В те годы чаще наказывали за «контрреволюционную деятельность», а самое распространенное содержание такого приговора содержало в себе вредительство, выступления против ускорения сроков, против стахановских методов и т. Один из старых специалистов писал о периоде пуска Камского бумкомбината: «... Здесь даже появилось такое ходячее выражение: «Пустить можно, работать нельзя». Несмотря на его цинизм, это было верно нет отопления, освещения, уборных, жилья... И вот, несмотря на это, комбинат все же пускали, и надо сказать, при существовавшем тогда положении... Лишь некоторые рассказы о драматических судьбах краснокамских первостроителей вошли в неоконченную повесть П.

Бажова «Через межу». Совершенно неожиданный зигзаг произошел в посмертной биографии сказителя. Бажов стал... И не просто изучающих, но делающих попытки «скрестить» «Агни-йогу» с христианством, «Живую этику» с православием и даже, как видим, с уральскими сказами Павла Бажова. Дело в том, что на Южном Урале , в Челябинской области , с 1993 года устраиваются Бажовские фестивали. Организаторы - экополис «Беловодье», фонд культуры и Уральский Рериховский центр. На одном из фестивалей удалось побывать и автору этих строк, но тогда Бажовское движение еще только зарождалось. Сувенир - миниатюрная коллекция уральских самоцветов, с символикой Бажовского фестиваля, до сих пор греет душу при одном взгляде на него.

А в 95-м году, уже без меня, фестиваль собрал, говорят, уже более 5000 человек! Хозяйка медной горы - центральный символ встреч «рериховцев». Они издавали свою газету «Атлантида», сочинили гимн. Есть там такие складные слова: «... Зовет Урал-магнит, давайте соберемся и сопоставим все, что время нам дает. Бажов и Аркаим , преданья Зороастра, и все, о чем душа тебе поет». Заратустра или Зороастр древнегреч. Большинство ученых признают его реальным лицом и относят к 10-6 векам до н.

Первоначально выступал с проповедями на родине, в Иране, но был изгнан своей общиной, в изгнании убит своим преследователем. В одних текстах 3. Главное в его проповедях - учение о зависимости миропорядка и справедливости от свободного выбора человека, о необходимости активного участия человека в борьбе добра со злом. Встречи, о которых я вспоминаю, проходили в живописных предгорьях Урала, где люди просто отдыхали на лоне природы, у чудного озера Чебаркуль... Нет, не просто: они изучали эзотерический смысл бажовских сказов. А также создавали свои тексты на их темы, творческие композиции в разных жанрах. Прочесть и использовать сказы по-новому надоумил организаторов, конечно, «гуру» - Николай Рерих. Еще в 1943 году он писал: «Интересны Уральские сказы.

Целина необъятной земли открывает несчетные сокровища. Сказочная хозяйка Урала знает, что пришло время возвысить народы, помыслившие об общем благе... Вам что-нибудь напоминает? Ну, конечно, бажовский сказ «Иванко Крылатко». Есть и легенда про племя чудь, ушедшее под землю. А тут еще Зороастр. На очень патриотичный рериховский текст хорошо ложится миф о том, что где-то на Урале рожден мудрый Зороастр - пророк Заратустра. Эпиграфом же на приглашении участникам была выбрана цитата из Бажова: «...

Будет и в нашей стороне такое времячко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко скажет «дорогое имячко»... И тогда выйдет Чудь из-под земли со всеми сокровищами человеческими... Так вот казак этот мысль мудрую изрек перед своей кончиной: «Отнимут, поди-ка, люди у золота его силу». Все смешалось в бажовском родном доме. На языке «рериховцев» это, однако, называется: взаимопроникновение культур Востока и Запада. Современные богоискатели, приземлившиеся на заброшенную «духовную полосу» Павла Бажова, на самом деле помышляют «прорвать хрестоматийный глянец», отказавшись от социального толкования уральских сказов.

Наверное, про них сказано у Бажова: «Были они не руськи и не татара, а какой веры-обычая и как прозывались, про то никто не знат!

Павел Бажов в творческом процессе Книга Бажова «Уральские были» увидела свет в 1924 году. Через 12 лет писатель опубликовал первый сказ — «Девку Азовку».

В начале 30-х годов прошлого века советские фольклористы получили важное задание, им нужно было собирать «Колхозно-пролетарский» фольклор. Историк Владимир Бирюков был в затруднении, он не нашел на Урале рабочего фольклора. Историка выручил Бажов, написавший специально для него три сказа, которые рассказывал ему в детстве дедушка Слышко.

Однако никакого дедушки Слышко не существовало, сказы придумал сам Бажов. Но эти прекрасные уральские легенды были столь достоверны и хороши, что их напечатали уже в 1939 году. Так советские люди познакомились с книгой «Малахитовая шкатулка».

Через четыре года писатель за свой труд получил Сталинскую премию 2-й степени. В книге поражало все — неповторимый язык, рассказывающий о красоте урала и его богатствах, вкрапление волшебства в обыденное повествование. Короткие уральские легенды в пересказе Бажова великолепны, это маленькие шедевры гениального автора.

Их с большим удовольствием читали и читают взрослые и дети. Мастеровые люди в сказах Бажова выглядят настоящими русскими богатырями, могучими, гордыми, мудрыми. В своих произведениях писатель охватывает большой отрезок времени — от крепостничества до современности.

Сказы из «Малахитовой шкатулки» были переведены на многие языки мира. Переводчикам было непросто, своеобразный язык сказов многих из них приводил в замешательство. Они отмечали, что эти короткие произведения практически непереводимы из-за их культурной и лингвистической особенности.

С 2013 года сказы Бажова были включены в перечень «100 книг», рекомендованных российским школьникам для самостоятельного чтения. Всего он написал 56 сказов, называя их то «горными сказами», то рассказами, то сказами. Сначала автором своих сказов писатель называл Хмелинина, но позже он убрал эту фамилию из всех черновиков.

Больше всего сказов литератор написал в самое трудное для своей семьи время — когда его в очередной раз исключили из партии и отказывались принимать на работу. Большое семейство тогда выживало за счет своего огорода и скромного жалования родственницы, сестры супруги литератора, работавшей библиотекарем.

Его сказы отличались новизной и оригинальностью, так как в них была отражена история рабочего класса и промышленности России. Первый его сказ «Дорогое имечко» увидел свет в 1936 году после первого съезда советских писателей. Именно после этого съезда в корне изменилось отношение к сказке, и она заняла в литературе страны Советов подобающее ей место. В 1939 году в сборнике «Сказов старого Урала» была напечатана Малахитовая шкатулка, география которой строится вокруг Полевского завода.

Несмотря на то, что история её создания и публикации полна драматизма во время Великой Отечественной эта книга имела огромную популярность, занимая второе место по степени читаемости. Её считали произведением государственной важности, так как она повествовала о неисчерпаемых богатствах нашей родины и о духовном богатстве ее народа. Депутатская деятельность Перечисляя наиболее занимательные факты из жизни писателя с Урала нельзя не упомянуть и о его депутатстве. Народ дважды избирал его депутатом Верховного Совета в 1946 и 1950 годах. Во время своего депутатства Бажов обстоятельно разбирался в каждом вопросе, быстро реагируя на возникающие проблемы, а главной чертой его депутатской деятельности была настойчивость. Он нес своё высокое звание депутата с честью и достоинством.

Увековечивание памяти Павла Бажова Народ бережно хранит память о талантливом писателе. В Свердловске, Копейске, а также в других городах Урала есть памятники, установленные в честь Бажова. Его именем названы улицы не только в уральских городах, но и в столице нашей страны — Москве.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий