Новости грозу кто написал

На этой странице читайти стихи «Весенняя гроза» русского поэта Федора Тютчева, написанные в 1828 году.

Краткий пересказ пьесы "Гроза" по действиям (главам) | Островский

«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. Приводим для Вас краткое содержание пьесы из школьной программы Островского "Гроза" для ознакомления с основными сюжетными линиями. Слушать аудиокнигу «Гроза» автора Александра Островского в исполнении Александра Теренкова, Галины Бахаревой.

Песня, написанная представителем МИД Марией Захаровой, победила на премии «Шансон года-2024»

Приводим для Вас краткое содержание пьесы из школьной программы Островского "Гроза" для ознакомления с основными сюжетными линиями. Здесь вы можете слушать онлайн стихотворение Тютчева "Весенняя гроза", в котором автор проводит параллель между грозой и обновлением всего в жизни, словно молодежь громко заявляет о себе и знаменует начало чего-то нового. Ах Батюшки беду Бог больше Борис Григорьич боюсь братец ты мой бросить будет будто вам Варенька вас ваше ведь видишь вижу Волгу воля Вот всем Входят вы глаза Глаша говорит голову Господи грех Гроза гуляет делать дело Дикой домой друг думать душу ему есть жена. Анализ стихотворения «Весенняя гроза»: Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу.

Гроза - краткое содержание

Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день. Одно слово: воин! Еще какой воин-то! А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись!

Что смеху-то было! Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил! А каково домашним-то было!

После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это? Никак, народ от вечерни тронулся? Проходят несколько лиц в глубине сцены.

Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то? Кланяются и уходят. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то.

Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак. И не привыкнете никогда, сударь.

Отчего же? Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!

Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет.

Городничий и стал ему говорить: «Послушай, — говорит, — Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо! А между собой-то, сударь, как живут!

Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.

Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. Я было хотел все это стихами изобразить… Борис. А вы умеете стихами?

По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания. Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время.

А тоже есть что послушать. Входят Феклуша и другая женщина. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная!

Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!

Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти! Что ж бы вы сделали? Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки.

Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле? Непременно, сударь!

Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте, сударь! Явление четвертое Борис один. Жаль его разочаровывать-то!

Какой хороший человек! Мечтает себе — и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет!

Ну, к чему пристало! Мне ли уж нежности заводить?

Сначала немного предыстории. Однажды Александр Островский отправился в путешествие по Поволжью. И был поражён абсолютно всем, приятно и не очень. Приятно: видами, Волгой, природой, бескрайностью просторов и синевой неба. Не очень: мещанскими нравами живущих там людей, болотом, которое засасывало любые идеи и нововведения. Тогда-то он придумал и в рекордные сроки написал драму «Гроза» — о столкновении старых мещанских нравов и об удушающей атмосфере маленьких городков с их привычными укладами, где нет места новой жизни.

Города Калинов на самом деле не существует, и это важно: Калинов — обобщающий образ любого провинциального городка. Итак, мы знакомимся с Катериной Кабановой — женой маменькиного сыночка Тихона Кабанова. Тихон неплохой в общем-то человек, просто очень слабый. Жену свою любит, но спокойствие любит ещё больше, поэтому ничего не делает с тем, что его мать — известная на весь город купчиха Марфа Кабанова Кабаниха — тиранит Катерину. Катерина — спокойная честная девушка, которая никак не может прийти в себя. Как её так угораздило — из тепла отчего дома, где её холили и лелеяли, попасть в такое адово пекло?

Следствие выяснило, что девушка была выдана замуж в купеческую семью. Она с трудом уживалась с деспотичной и угрюмой свекровью, а безвольный и слабохарактерный муж не мог заступиться за свою жену. Клыкова была влюблена в местного почтового служащего. Однако эта история никак не могла лечь в основу пьесы, поскольку «Грозу» Островский написал раньше произошедших событий.

Все же совпадение удивительное! Образы героев пьесы «Гроза». Борис — племянник Дикого. Он вынужден унижаться перед своим дядей ради надежды на наследство. Однако в действительности Борис осознает, что Дикой ничего ему не отдаст, но все равно подчиняется дяде. Борис не из Калинова, он рос и воспитывался в Москве, имеет хорошее образование Коммерческая академия. Однако он подчиняется Калинову и его нравам. Борис безвольный, слабохарактерный, не способен взять на себя ответственность за любимую женщину. Он ведет себя эгоистично, когда отправляется на свидание с Катериной, не отдает себе отчета в том, что тем самым губит молодую замужнюю женщину. Он только мечется и кричит: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой!

Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Эх, кабы сила! Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона. Не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Ее принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она приспособилась к местным законам, научилась лгать и хитрить. Внешне живет по Домострою, подчиняется матушке, вечерами гуляет с Кудряшом, а потом и вовсе сбегает с ним. Варвара утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. Нравственные законы ее не слишком волнуют, она, без зазрения совести, подговаривает Катерину на свидания с Борисом.

Ее имя в переводе означает «грубая», «иноземка». Дикой Савел Прокофьич — богатый купец, значительное лицо города. Типичный самодур, чувствует власть над людьми и полную безнаказанность. Сердитый, грубый, вздорный, постоянно бранится. Невежественен, скуп, жаден, недоплачивает своим мужикам. Тиранит собственную семью. Но «нападает» Дикой только на людей слабее себя, на тех, кто не может дать отпор Однако осознает, что поступает неправильно. Он делится с Кабанихой, которая единственная может его разговорить: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю». Однажды Дикой даже просил, кланяясь в ноги, прощения у мужика, которого обидел в Великий пост.

Но такие моменты раскаянья наступают у купца редко. Символика имени: Диковать — дурить, буянить, блажить, возмущаться, сердиться. Отчество Прокофьевич - от Прокофий — «успевающий». Очень сильный и властный человек. Ее отличает семейный деспотизм в сочетании с внешним благочестием. Она ходит к церковным службам, молится, принимает в доме странниц, но в то же время ей не ведомы прощение и милосердие. Она заботится о сохранении старинных, домостроевских обычаев в своей семье. По мнению Кабанихи, правильный семейный уклад держится на страхе младших перед старшими. Но Кабаниха чувствует, что старый уклад жизни нарушается, она одна из последних его хранителей: «Так-то вот старина и выводится…Что будет, как старшие перемрут,…уж и не знаю». В конце пьесы К.

Символика имени: Марфа — владычица, госпожа. Кабан — 1 дикая свинья 2 глыба льда Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, мечтает создать вечный двигатель перпетуум-мобиле. Никак не может убедить купцов, что городу нужно громоотвод и солнечные часы — его идеи и бескорыстные помыслы не находят поддержки. Он добрый, честный, отличается поэтической и мечтательной натурой восхищается природой, чувствует ее. Однако Кулигин не борется с «жестокими нравами» города, о которых сам же и говорит. Он терпит все насмешки и грубости. Символика имени: Кулигина связывают с механиком, инженером и изобретателем 18 века Кулибиным. Кудряш Ваня — конторщик Дикого.

Западая из классики, высокой поэзии, философии, религии в устроительное сознание, идеи своей мощью, разумом, волей возбуждают, захватывают, мобилизуют его и, переходя в практику, производят бурю в вещественном мире. Так брызги бессмертного питья богов, шутя пролитые ветреной Гебой на землю, гремят и кипят в майской грозе. В конечном итоге всем, что передвигается ползком, по слову Гераклита , правит удар божественной молнии. Истертую линию щек и летучие струи грудей , и размытый грозой овал живота и бедер… «Громокипящий кубок с неба…» Сквозь перепляс струй она пела, звенела, брызгалась, хлюпала. Вода выключится, тугие сосульки струй втянутся обратно в дырчатый домик, поток уйдет из-под ног, оставив на скользкой подстилке мокрую женщину с подурневшим простецким лицом. Тютчев, написав «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром…», знал, что зимой гроз почти не бывает. Чтобы образовалось грозовое облако , необходимы восходящие потоки влажного воздуха. Концентрация насыщенных паров растет с повышением температуры и максимальна летом. Разница температур, от которой зависят восходящие потоки воздуха, тем больше, чем выше его температура у поверхности земли, так как на высоте нескольких километров его температура не зависит от времени года. Парень расчищает ногой место на бетонном полу, садится туда и смотрит в проём на улицу. Он видит благородные сосновые стволы в ливневом дыму. Здесь по крайней мере продукты дешевле, а качество выше, чем в России. Здесь хоть с голоду не подохнешь. Здесь хоть поставят на довольствие. Деньги не большие, но в Германии от голода никогда не помрешь. А то, что в России Крылов подыхал с голоду, это меня потрясло. Он — человек.

Александр Островский - Гроза

Идея написать «Грозу», Островскому пришла после поездки по Волге, где он увидел жизнь в провинциальных городах. Александр Николаевич Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским. Александр Николаевич Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. Александр Николаевич Островский Гроза читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на Читать полностью пьесу "Гроза" Островского онлайн на сайте РуСтих Сказки.

Федор Тютчев - Весенняя гроза

Катерина считает, что это грех, и переживает об этом. Варвара успокаивает ее. Действие 2 Тихон собирается ехать в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине.

Катерина просит мужа не уезжать от нее или взять ее с собой, но Тихон отказывается. Попрощавшись, он уезжает. Варвара хочет помочь Катерине встретиться с любимым Борисом.

Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса.

Действие 3 В гости к Кабанихе приходит ее кум — купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали.

Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет.

Сделать репост этой записи к себе на страницу; 3. В комментариях рассказать, какой выбор в детстве был для вас непростым.

Грубые, суеверные рассказы и бессмысленные бредни странниц превращаются у ней в золотые, поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения, для нее служба кончается как будто в одну секунду. Она смотрит на деревья, странно нарисованные на образах, и воображает себе целую страну садов, где всё такие деревья и все это цветет, благоухает, все полно райского пения. Покамест она живет у матери, на полной свободе, без всякой житейской заботы, пока еще не обозначились в ней потребности и страсти взрослого человека, она не умеет даже отличить своих собственных мечтаний, своего внутреннего мира - от внешних впечатлений. В сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которою думала довольствоваться прежде. Под тяжелой рукою бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам.

Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, - а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают - нечистые, развратные замыслы. Она ищет прибежища по-прежнему в религиозной практике, в душеспасительных разговорах; но и здесь не находит уже прежних впечатлений. Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила; она еще и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него... В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности, да еще слишком большую готовность делать все для других, мало заботясь о себе. Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках. Чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние, неопределенные и бесплотные мечты. Она сознала и уловила эти мечты уже довольно поздно; но, разумеется, они преследовали и томили ее задолго прежде, чем она сама могла дать себе отчет в них.

При первом их появлении, она тотчас же обратила свое чувство на то, что всего ближе к ней было, - на мужа. Она долго усиливалась сроднить с ним свою душу…. Тихон сам по себе любит жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене…Он не может очень решительно добиваться независимости и своих прав - уже и потому, что он не знает, что с ними делать... В личности Катерины мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни. Катерина не капризничает, не кокетничает своим недовольством и гневом, - это не в ее натуре... Напротив, живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но зато, признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения и к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко.

О своем характере Катерина сообщает Варе одну черту еще из воспоминаний детства: "Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше - так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно - я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять... Взрослая Катерина, поставленная в необходимость терпеть обиды, находит в себе силу долго переносить их, без напрасных жалоб, полусопротивлений и всяких шумных выходок. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уж ни на что не посмотрит.

Она не будет прибегать к дипломатическим уловкам, к обманам и плутням, - не такова она. Если уж нужно непременно обманывать, так она лучше постарается перемочь себя. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия. В положении Катерины мы видим, что все "идеи", внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды - восстают против ее естественных стремлений и поступков. Страшная борьба, на которую осуждена молодая женщина, совершается в каждом слове, в каждом движении драмы… Рассказы странниц и внушения домашних хоть и перерабатывались ею по-своему, но не могли не оставить безобразного следа в ее душе: и действительно, мы видим в пьесе, что Катерина, потеряв свои радужные мечты и идеальные, выспренние стремления, сохранила от своего воспитания одно сильное чувство - страх каких-то темных сил... За каждую мысль свою она боится, за самое простое чувство она ждет себе кары; ей кажется, что гроза ее убьет, потому что она грешница, картины геенны огненной на стене церковной представляются ей уже предвестием ее вечной муки... А все окружающее поддерживает и развивает в ней этот страх: Феклуши ходят к Кабанихе толковать о последних временах; Дикой твердит, что гроза в наказание нам посылается, чтоб мы чувствовали; пришедшая барыня, наводящая страх на всех в городе, показывается несколько раз с тем, чтобы зловещим голосом прокричать над Катериною: "Все в огне гореть будете в неугасимом".

Все окружающие полны суеверного страха, и все окружающие согласно с понятиями и самой Катерины должны смотреть на ее чувство к Борису как на величайшее преступление. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Борис - не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. О Борисе нечего распространяться: он, собственно, должен быть отнесен тоже к обстановке, в которую попадает героиня пьесы. Пятый акт "Грозы" составляет апофеозу этого характера, столь простого, глубокого и так близкого к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе…. В монологах Катерины видно, что у ней и теперь нет ничего формулированного; она до конца водится своей натурой, а не заданными решениями, потому что для решений ей бы надо было иметь логические твердые основания, а между тем всё начала, которые ей даны для теоретических рассуждений, решительно противны ее натуральным влечениям… Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех, и она как бы старается доказать нам и себе, что ее можно и простить, так как ей уж очень тяжело. Ей хотелось бы пользоваться жизнью и любовью; но она знает, что это - преступление, и потому говорит в оправдание свое: "Что ж, уж все равно, уж душу свою я ведь погубила"!

Ни на кого она не жалуется, никого не винит, и даже на мысль ей не приходит ничего подобного; напротив, она перед всеми виновата… Нет в ней ни злобы, ни презрения, ничего, чем так красуются обыкновенно разочарованные герои, самовольно покидающие свет. Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный выход. В том и сила ее характера, оттого-то "Гроза" и производит на нас впечатление освежающее, как мы сказали выше. Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей или ежели бы окружающие ее мучители могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью. Но ни то, ни другое - не в порядке вещей. Кабанова не может оставить того, с чем она воспитана и прожила целый век; бесхарактерный сын ее не может вдруг, ни с того ни с сего, приобрести твердость и самостоятельность до такой степени, чтобы отречься от всех нелепостей, внушаемых ему старухой...

Самое большее, что они могут сделать, это - простить ее, облегчить несколько тягость ее домашнего заключения, сказать ей несколько милостивых слов, может быть подарить право иметь голос в хозяйстве, когда спросят ее мнения. Может быть, этого и достаточно было бы для другой женщины, забитой, бессильной... Но мы видим, что Катерина - не убила в себе человеческую природу и что она находится только внешним образом, по положению своему, под гнетом самодурной жизни; внутренно же, сердцем и смыслом, сознает всю ее нелепость... При таком положении дел, само собою разумеется, что Катерина не может удовлетвориться великодушным прощением от самодуров и возвращением ей прежних прав в семье, она знает, что значит милость Кабановой и каково может быть положение невестки при такой свекрови...

Катерина, повинуясь настроению безумной барыни, падает на колени, кричит: "Ад" Ад! Геенна огненная! Потом вымаливает прощения у Тихона и его матери за свои прегрешения.

Но при этом, спустя время, ее нимало не заботит, какое наказание ее может ожидать за еще более страшный грех — грех самоубийства. Где же тут логика и здравый смысл? Надежда в сердце русского, православного человека чаще всего связана с верой. А в героине нет веры — есть только суеверие. В сущности, мечтания Катерины, в которых "храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса", немногим отличаются от наивно-бытовых представлений странницы Феклуши, в которых одно из высочайших достижений человеческого разума — паровоз — предстаёт в виде запряжённого огненного змия, намекающего на грядущий апокалипсис. Тоже ведь фантазия, и тоже весьма далёкая от церковных канонов. Добролюбов, размышляя о поступке Катерины, приводит библейскую аналогию: "Ее погибель — это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины".

Но в героине нет практически ничего христианского. Она, по сути своей, язычница, в которой чувственность побеждает все строгие церковные каноны. Она живёт инстинктами, следует голосу чувства, а не разума. Кадр из советского фильма "Гроза" 1977 года. Ее душа нуждается в любви. Любовь — ее единственный бог, за отсутствием которого и жить не стоит. Не брось Катерину Борис — возможно, и продолжала бы героиня жить дальше, и лгать, возможно, научилась бы, и приспосабливаться.

Есть отдушина и место, где естественные порывы могут в полной мере проявиться. А, стало быть, с остальным можно и смириться. Если в каждом жесте отчаяния брошенной женщины видеть протест, то, значит, у нас — толпы протестующих. А если вспомнить последний предсмертный монолог Катерины, то можно, подобно опытному психологу, сделать вывод, что героиня находилась в состоянии эмоционального аффекта.

Весенняя гроза - слушать онлайн стихотворение Тютчева

Никто лучше неё не справится с лавиной упрёков и поучений, на которые столь богата Марфа Игнатьевна, если ты из её семьи. И всё же даже Варвара не выдерживает всего этого и сбегает с своим возлюбленным, Ванькой Кудряшом, куда подальше. Тихон Иванович Кабанов — муж Катерины, сын Марфы Кабановой и брат Варвары, классический маменькин сынок в режиме педаль в пол. Нет, не то чтобы он любит мать, но она столь усердно подавляла в нём волю, что бедолага старательно открещивается от любой «ереси» проявления собственного мнения в её присутствии. Несмотря на общее плачевное состояние, Тихон кроток и незлобив, по-своему любит жену и не дурак приложиться к бутылке. Жизненная установка и мораль его просты: не высовываться, слушаться «начальство» и вволю оттягиваться на свободе, если таковой случай представляется. А в финале как раз он обвиняет мать в смерти Катерины : «Маменька, вы её погубили! А что мог сделать человек с подавленной волей, с детства бывший жертвой домашнего тирана? Тот, кто опускается до обвинений жертвы в данном случае, ничем не отличается от Кабанихи, обвиняющей Катерину. Борис Григорьевич Дикой — племянник купца Савёла Дикого. Культурный, учтивый и образованный молодой человек, которого тяготит мещанская жизнь.

Он вынужден притворяться всепокорнейшим и услужливым слугой для своего злобного дядюшки ради получения законного наследства от покойной бабушки. Влюбляется в Катерину; позже при потворстве Варвары тайно встречается с ней. Однако когда родич-самодур высылает его в Сибирь, Борис, боясь его гнева, отказывается брать любимую с собой, в чём проявляются его нерешительность и слабохарактерность. Хотя… может быть, простое здравомыслие? Если бы он увёз Катерину, не вернули бы её насильно домой в самое ближайшее время? Савёл Прокофьевич Дикой — второй антагонист пьесы, теневой хозяин и народное пугало Калинова. Грубый, агрессивный, самодовольный и нахальный самодур. Всех работников держит в чёрном теле, а прислуга и домочадцы прячутся от него по углам. Обругать последними словами и «наехать» на кого-нибудь для Дикого — всё равно что собаке почесаться. Настроение у этого «пронзительного мужика» портится от всего, а за копейку он готов удавиться.

Культурный, учтивый и образованный молодой человек, которого тяготит мещанская жизнь. Он вынужден притворяться всепокорнейшим и услужливым слугой для своего злобного дядюшки ради получения законного наследства от покойной бабушки. Влюбляется в Катерину; позже при потворстве Варвары тайно встречается с ней. Однако когда родич-самодур высылает его в Сибирь, Борис, боясь его гнева, отказывается брать любимую с собой, в чём проявляются его нерешительность и слабохарактерность.

Хотя… может быть, простое здравомыслие? Если бы он увёз Катерину, не вернули бы её насильно домой в самое ближайшее время? Савёл Прокофьевич Дикой — второй антагонист пьесы, теневой хозяин и народное пугало Калинова. Грубый, агрессивный, самодовольный и нахальный самодур.

Всех работников держит в чёрном теле, а прислуга и домочадцы прячутся от него по углам. Обругать последними словами и «наехать» на кого-нибудь для Дикого — всё равно что собаке почесаться. Настроение у этого «пронзительного мужика» портится от всего, а за копейку он готов удавиться. Из-за интрижки с Катериной он посылает Бориса в Сибирь на три года но всё же не «в ссылку», а — вести дела в Кяхте.

И ещё: при всех своих тараканах он сам готов терпеть от простого прохожего солдата на переправе. Всё же на переправе был не простой солдат, а гусар, а гусарские полки были элитарными войсковыми подразделениями. Даже если Дикого обругал не офицер из текста это непонятно, ведь и гусарских офицеров называли гусарами , мало какой обыватель не испугался бы и рядового из гусарских войск: все гусары носили дорогую эффектную форму и даже рядовые гусары, не бывшие дворянами, считали выше себя только дворян, а не каких-нибудь «купчишек» и богатых мещан. Но это всё, конечно, нисколько не отменяет того, что Дикой «против молодца сам овца».

Ванька Кудряш — один из работников Дикого и тайный возлюбленный Варвары. Смелый, весёлый и самоуверенный парень, презирает хозяина и считает, что того просто некому унять. Привык отвечать ему грубостью на грубость, вследствие чего не подвергается большому давлению. В конце он сбегает вместе с любимой из города.

Кулигин — калиновский технарь и механик-самоучка , мечтающий «отыскать перпетуум мобиле».

Лебедев, нашёл в тексте пьесы и в «костромском деле» множество буквальных совпадений. И Александру, и Катерину рано отдали замуж. Александре едва исполнилось 16 лет. Катерине было 19. Обеим девушкам приходилось терпеть недовольство и деспотизм со стороны свекровей.

Александре Клыковой приходилось делать всю чёрную работу по дому. Ни в семье Клыковых, ни в семье Кабановых не было детей. На этом ряд «совпадений не заканчивается». Следствию было известно, что у Александры были отношения с другим человеком, работником почты. В пьесе «Гроза» Катерина влюбляется в Бориса. Именно поэтому долгое время считалось, что «Гроза» — не более чем отражённый в пьесе случай из жизни.

Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности.

Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве», утверждая в своей одноименной рецензии, что пойти на самоубийство девушку заставило нежелание мириться с окружающим самодурством. Его коллега из демократического лагеря Писарев придерживался прямо противоположной точки зрения и видел в Катерине слабую натуру, вполне заурядную и мало чем отличную от того невежественного мира, в котором она существует. В итоге героиня «разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой», — заключает Писарев, иронически именуя Катерину «русской Офелией». Тем самым намекая на вторичность этого образа по отношению к шекспировской героине, а следовательно, и на посредственность самой драмы Островского. К счастью, точку зрения Писарева разделяли немногие. Тому свидетельство крайне лестные отзывы о «Грозе» великого русского писателя Ивана Гончарова.

Автор «Обломова» выступил цензором пьесы и с радостью пропустил ее в печать, отметив, что «подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было». Гончаров видел в пьесе выразительные характеры и поразительную смелость их воплощения. Портрет А. Василий Перов. Однако мало кто знает, что роль эту ей подарил сам Островский. Драматург был влюблен в талантливую актрису, а она отвечала ему взаимностью. Судьба Любови Косицкой была немногим радужнее участи ее героини. Будущая актриса родилась в семье крепостных крестьян и юность провела в Нижегородской губернии. Первые годы жизни запомнились ей нескончаемым насилием, которое учинял барин.

Вырваться из оков рабства помог театр. Большой любительницей этого искусства была купчиха Долганова, горничной у которой и служила будущая актриса, принимая участие во многих домашних спектаклях. Тогда ее семья только выкупилась на волю. Правда, сначала Люба пробовала себя как оперная певица и, надо сказать, делала в этом направлении большие успехи, покоряя своим проникновенным и выразительным голосом. Однако Косицкая получила предложение учиться именно в театральной школе. По ее окончании она попала в Малый театр. Здесь и взошла звезда этой удивительной актрисы, не очароваться талантом которой просто не мог такой ценитель красоты, как Александр Островский. Очарование оказалось настолько сильным, что когда актриса написала драматургу трогательное письмо, где жаловалась на отсутствие достойных ролей и просила его написать для нее пьесу, то Островский вскоре начал работать над своей самой знаменитой драмой «Гроза». К тому моменту и драматург, и актриса были несвободны.

Косицкая вышла замуж за коллегу по сцене Никулина, а Александр Николаевич состоял в гражданском браке с мещанкой Агафьей Ивановной. Впрочем, семейное положение никак не влияло на нежные чувства, которые пара питала друг к другу. Все началось с комедии «Не в свои сани не садись». Ее премьера в 1853 году стала настоящим событием в театральной жизни Москвы. Роль Дуни Русаковой, милой и наивной девушки, безумно полюбившей благородного офицера, но горько разочаровавшейся в своем выборе и вернувшейся к простому купцу Ване Бородкину, как нельзя лучше подходила Косицкой. Ее так и воспринимали: принципиальной, сильной, но при этом страстно увлекающейся натурой. Роман с Островским вспыхнул после постановки другой его комедии — «Бедность не порок». В ней актриса исполнила роль молодой вдовы Анны Ивановны. Драматург уже не мог скрывать эмоций и даже сватался к ней, но, в отличие от своей героини, Косицкая вдовой не была и от мужа, пусть и не самого лучшего, уходить не пожелала.

Да и Островский остался формально верен скромной и домашней Агафье. Однако просто разорвать отношения они не могли, хоть и понимали, что тайный союз неминуемо закончится грозою. Любовь Павловна, слава богу, в Волгу не бросилась, но судьба отмерила ей всего сорок один год. В жизни Островского, напротив, наступит тихая семейная радость. Через год после кончины Косицкой он обвенчается с Марией Бахметьевой, которая родит ему шестерых детей. Любовь Косицкая. Евгения Крегжде: «Мне нравится, как Островский не щадит своих персонажей» За сто шестьдесят лет примерить на себя роль Катерины решалось множество выдающихся актрис: от Веры Пашенной до Чулпан Хаматовой. Одним из самых ярких воплощений главной героини Островского стала Евгения Крегжде, исполнившая жертву «темного царства» на сцене театра Вахтангова. Постановка Уланбека Баялиева «Гроза», премьера которой состоялась в 2016 году, получила благосклонные отзывы критиков, особо отметивших оригинальность режиссерского подхода и переосмысление привычных трактовок персонажей драмы.

У Уланбека Баялиева в центре внимания не только он и работающий на него ансамбль, а каждый персонаж выписан, имеет свой характер, и как результат — мощное полотно, где у каждого своя драма, сложенная в общую, — писала наша газета об этой постановке «Грозы», добавляя: — Замечательная игра Евгении Крегжде: никакой обреченности в ее героине — напротив, красота и легкость, даже борьба между желанием и грехом не подчеркнута излишним трагизмом». Евгения Крегжде. О том, как сама Евгения Крегжде воспринимает свою героиню, она рассказала корреспонденту «МК». Катерина, на мой взгляд, ближе, ощутимее для нынешнего человека.

Краткое содержание пьесы Островского Гроза, история создания драмы

Действие 1 Разговор между Кудряшом и Кулигиным зашел о природе. Мнения собеседников разделились. Кулигин показывал явный восторг от красочных пейзажей вокруг. Кудряш был безразличен к красотам. Беседу прервали вопли Дикого. Он опять воспитывал племянника, ничуть не стесняясь в выражениях. Тема разговора сменилась. Они принялись обсуждать их семейство. Кудряш встал на сторону Бориса, считая, что дядька его совсем затерроризировал.

Савел Прокофьевич Дикой присоединился к компании. Приезд Бориса был ему не в радость. Он был явно недоволен появлением племянника в городе. У него и так забот полон рот, а тут еще один нахлебник нарисовался. По ходу разговора выяснилось, что родственников у Бориса и его сестры, кроме дяди больше не осталось. Бабка оставила завещание Борису, но получить его можно после совершеннолетия от Дикого. При том условии, что сможет наладить с ним отношения, но это вряд ли. Дикой всегда найдет повод придраться, как ни старайся.

Кулигин пускается в рассуждения, что Борису не видать наследства. Дикой деспотичен. Ему не угодить. Жалобы Бориса на трудную жизнь были прерваны появлением Феклуши в сопровождении дамы. Она была в восторге от дома Кабановых и его хозяев. Кулигин на дух не переносил Кабаниху, считая, что она настоящий тиран в юбке, загнобивший всех домочадцев. Мечта Кулигина собрать вечный двигатель, но ни денег, ни возможностей у него нет. Такой талант и пропадает.

Борису жаль его, но не меньше жаль себя и свою участь. Не хотелось ему провести молодость в этой глуши. Одно его держит здесь. Это Катерина. Он влюбился в нее с первого взгляда, но объясниться с девушкой не мог. Она была замужем. Появляется Кабаниха. Вместе с ней Катерина, Тихон и Варвара.

Тихону досталось по-полной от матери. Она высказала ему все, что думает о его жене и его отношении к матери, которая незаслуженно ушла на второй план после его женитьбы. Кабаниха пошла восвояси. Тихон налетел на жену с упреками. Снять напряжение помогла рюмашка водки, любезно предоставленная Диким. Катерина изливает душу Варе. Как ей хорошо жилось у родителей и как ужасно сейчас. Жизнь не мила.

Сердце беду чует. Варвара успокаивает ее. Как только Тихон уедет, они что-нибудь придумают.

Написано как то… Со стилем что то не то Стругацкие Аркадий и Борис - Понедельник начинается в субботу Solidago 1 час назад Сложный вопрос, который приходится решать семьям, врачам, компаниям. Последние обычно находят юридически обоснованные... Кларк Артур - Техническая ошибка Евгений Бекеш 1 час назад кстати один из рассказов что набрал пугающую актуальность в нынешние времена. Эх где вы контр-адмиралы Квазикриксы... Штерн Борис - Чья планета?

То же самое произошло в Калинове: гибель Катерины и её смелый бунт встряхнули застоявшийся город. Конфликт произведения Конфликт — основная движущая сила драматического произведения. Он разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на различных уровнях. Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой. В реализме он будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Конфликт разрешается в финале произведения. В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Наиболее остро в произведении развивается внешний социальный конфликт: конфликт старшего Кабаниха, Дикой и молодого Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон поколения; конфликт свекрови и невестки; общие порядки в доме не соответствуют новой жизни. Внутренний индивидуально-личностный конфликт наблюдается в сознании Катерины: столкновение мечты идеала и реальности; столкновение религиозности Катерины и чувства к Борису; внутреннее противоречие между чувством к Борису и Тихону. Основной конфликт пьесы кроется в столкновении старых, изживших себя авторитарных социально-бытовых принципов Кабаниха и Дикой , и новых прогрессивных стремлений к равноправию, свободе человеческой личности Катерина. В этом заключается внешний, социальный конфликт пьесы. Островский показывает, насколько сильно общество разъедает само себя только из-за того, что уклад жизни остаётся прежним. Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклонство уничтожают человеческое начало. Это хорошо видно на примере изобретателя-самоучки Кулигина и купца Дикого. Вся власть в городе сосредоточена в руках Савела Прокофьевича. Он думает только лишь о приумножении капитала. Купец обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Он не считает людьми тех, кто ниже его по статусу. Кулигин же стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу. Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе, но противостоять этому не может. К этому противоборству присоединяется ещё и столкновение идеалов главной героини с жестокой реальностью — внутренний конфликт. Его кульминацией является последний монолог героини, в котором Катерина прощается не с жизнью, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Смерть Катерины является чертой трагедии. Критика Пьеса А. Островского «Гроза» после своей постановки на сцене породила множество откликов и споров. Отзывы критиков были неоднозначными и часто противоречивыми, что вызвало целую полемику среди писателей-публицистов. Добролюбов Публицист Н. Добролюбова в 1860 году написал статью «Тёмное царство», в которой назвал «лучом света» Катерину. Для него пьеса стала отражением житейских и экономических отношений того времени. Добролюбов уловил дикость и непокорность всего русского народа, находящегося под гнётом. Писарев Знаменитый публицист Д. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» критически отнесся к драматизму и лиричности произведения. В поступках Катерины он нашёл безрассудство и неразумность, закончившиеся «самым глупым способом». Критик задаёт читателям ряд вопросов: Можно ли назвать любовью чувство, которое разгорелось от одного взгляда? Почему же совестливая Катерина отказалась от своих принципов при первой удобной возможности? По его мнению, драма просто обличает народную глупость. Писарев называет Катерину не «лучом света в тёмном царстве», а «бесплодным» явлением. Критик считает, что она не сделала ничего, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих. Григорьев положительно отзывается о произведении и обращает внимание на точно переданный дух народа. По его мнению, Островский не обличает недостатки общества, а показывает жизнь во всех её проявлениях. Слово «самодурство» неприменимо к героям Островского. Культура купечества и крестьянства в пьесе определяется словом «народность». Трагизм «Грозы» он отодвигает на второй план, на первый план выносится красота и поэтичность русской природы, провинциальный быт. Общая оценка в русской критике После авторских чтений «Грозы», её первых представлений на сцене и журнальной публикации завязался жестокий бой между критиками. Особое внимание приковывает тот факт, что пьеса вышла за несколько лет до отмены крепостного права. Видимо, возникшие в преддверии этого события волнения обострили внимание критиков и литературоведов к произведению Островского. Равнодушным пьеса не оставила никого. Каждый нашёл в драме что-то близкое себе, своим принципам и пониманию жизненного уклада. Значение произведения В пьесе «Гроза» писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Писатель показал, что сильный и смелый человек не может счастливо существовать в обществе, где всё основано на страхе, обмане и подчинении. Островский обратил внимание на обречённость патриархального мира. Он изобразил постепенное разрушение старых, привычных устоев как грозу, медленно приближающуюся и разгорающуюся в полную силу. Самое главное — Островский познакомил нас с психологией русского человека. Уже на протяжении более ста лет пьеса пользуется успехом у читателей и театральных зрителей. Пьеса нашла своё воплощение и кинематографе. Произведение входит в обязательную школьную программу по русской литературе. Интересные факты Тайна грозы. Катерина боится приближающейся грозы: «Катерина с ужасом. Побежим домой! Однако Катерину покарает не безличная гроза. Героиня накажет себя сама. Первые слова пьесы. Текст Островского начинается с песни Кулигина «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…». Эту композицию хорошо знали современники Островского. Главный её посыл: даже богатство и почести не могут заменить человеку любовь. Также эта песня об одиночество «в чужой стороне». Несмотря на то что действующие лица «Грозы» живут в родных местах, эта песня определяет их эмоциональное состояние. В пьесе трудно найти персонажа, который был бы в гармонии с окружающими людьми, с миром. Возраст Кабанихи. Кабанова жалуется на свой возраст: «Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать». В пьесе не говорится о возрасте Кабанихи. Можно предположить, что героиня — женщина средних лет. А купеческие дочери выходили замуж очень рано. Если Кабаниха вышла замуж в 16, ей вполне может быть меньше 40 лет. Прошлая жизнь Катерины. Вот как Катерина вспоминает жизнь до замужества: «Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. Так до обеда время и пройдет». В девичестве Катерина жила согласно традиционному укладу купечества, то есть делала именно то, чего требует от домашних Кабаниха. В семье Марфы Игнатьевны девушка продолжает соблюдать традиции — причем не «из-под неволи», а искренне. Как ни странно, у Катерины и Кабанихи близкие взгляды на жизнь. Конфликт между героинями возникает из-за различия в отношении к моральным нормам: Кабаниха хочет, чтобы люди следовали «калиновскому» жизненному кодексу по необходимости, а Катерина считает, что это должно идти от души. Прототип главной героини. Исследователи считают, что образ Катерины был списан с театральной актрисы Любови Косицкой. С этой женщиной А. Островского связывали творческие и личные отношения. Жизненный путь женщины, её рассказы о себе дали драматургу богатый материал для создания образа Катерины. Сама Косицкая была родом с Поволжья. Биографы Островского писали, что «Сон Катерины» записан с её слов. Любовь Косицкая, как и главная героиня пьесы «Гроза», была верующей и очень любила церковь. Краткое содержание Действие 1 Город Калинов. Иллюстрация С.

Катерина считает, что это грех, и переживает об этом. Варвара успокаивает ее. Действие 2 Тихон собирается ехать в город на 2 недели. Катерина и Тихон прощаются наедине. Катерина просит мужа не уезжать от нее или взять ее с собой, но Тихон отказывается. Попрощавшись, он уезжает. Варвара хочет помочь Катерине встретиться с любимым Борисом. Для этого хитрая Варвара крадет у матери Кабанихи ключ от калитки и отдает его Катерине. Теперь Катерина может тайно пойти на свидание с Борисом. Катерина боится обманывать мужа, но при этом она очень хочет видеть Бориса. Действие 3 В гости к Кабанихе приходит ее кум — купец Дикой. Он просит Кабаниху поговорить с ним, чтобы облегчить сердце. Жадный Дикой признается, что ему всегда жалко платить деньги рабочим, даже если те их заработали. Тем временем Борис подходит к дому Кабанихи, надеясь увидеть живущую здесь Катерину. Здесь он видит Варвару, которая сообщает ему, что у оврага его кое-кто ждет.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

  • Начало работы
  • История создания
  • «Гроза» М.Зощенко. Слушать
  • Комментарии читателей
  • Каким было акушерство на заре медицины?
  • Краткое содержание по действиям пьесы «Гроза» Островского

Фёдор Тютчев Люблю грозу в начале мая

Островский - Гроза: читать пьесу онлайн, текст полностью - РуСтих Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет.
Аудиокниги слушать онлайн Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий