Сезария Эвора («босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011, Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. Имея за душой лишь голос и две любительские сорокопятки, Сезария Эвора приезжает в Париж в 1988 году, записывает свой первый альбом и уже через четыре года Париж у ее ног. Сезария Эвора. бабушка-певица c Островов Зеленого Мыса. Сезария Эвора. Самая полная биография на русском языке.
Счастлива дома
- ГТ - До своей кончины Сезария Эвора успела дважды выступить в Ярославле
- Не стало неподражаемой Сезарии Эворы, великой певицы и простой женщины
- ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ
- История босоногой дивы
Эвора Сезария — Биография
В возрасте 16 лет друг настойчиво посоветовал ей петь в матросском трактире, что она и начала делать. В дальнейшем она работала в других заведения и барах Минделу. Ее взросление происходило в доме в Минделу, в котором часто бывали и использовали другие певцы и творческие личности в период с начала 1940-х по 1970-е годы. В этом доме она оттачивала певческие навыки и получила музыкальное образование. Сезария Эвора в молодости Музыкальная карьера В начале 1960-х она начала выступать на португальских круизных лайнерах, которые останавливались в Минделу, также пела на местном радио.
Известная в Кабо-Верде певица Бана в 1985 году предложила ей провести концертный тур, и она отправилась с концертами в Португалию. В Лиссабоне ее талант был замечен продюсером Жозе да Силвой и он пригласил Сезарию на запись во французскую столицу. Ее дебютный альбом La Diva aux Pieds Nus из 8 песен вышел в 1988 году и принес ей первую волну международного успеха и признания.
С этого момента началось её сотрудничество с «Lusafrica». В начале 1980-х годов Сезария Эвора начала тур по Европе.
А уже в 1988 году она стала знаменита на весь мир. Особое признание Сезария получила после выхода её четвёртого альбома «Мисс Перфумаду» в 1992 году. Первое выступление певицы в России состоялось в апреле 2002 года в театре Анатолия Васильева на Сретенке. Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось.
Вспоминаем историю бесценного бриллианта в короне островов Зеленого Мыса.
Сезарию Эвору часто называют черным бриллиантом в короне крошечного государства Кабо-Верде, но разве можно измерить материальную ценность и значение босоногой певицы морны, фаду, модиньи для каждого из нас и этого мира… Босоногая дива родилась в семье музыканта и кухарки и навсегда прославила и родной портовый городишко Минделу, и Кабо-Верде, и острова Зеленого Мыса, о которых, кажется, до ее появления вообще мало кто слышал. Но самое главное, что эта женщина — по ее собственным словам, обычная, не слишком счастливая, не богачка и не красавица, просто женщина, каких миллионы, — подарила миру музыку и раскрыла ему свою душу, которую так легко понять тем, кто умеет слушать. Сезарии Эворы нет с нами уже восемь лет, но она до сих пор подает нам пример человечности, трудолюбия и терпения, проникая в самое сердце гипнотическим тембром своего голоса. Sodade, Сезария, сердце переполнено тоской и светлой грустью. Так что же мы знаем о женской судьбе босоногой королевы?
Семейные узы Сезария появилась на свет в бедной, но дружной семье. Она росла вместе с четырьмя братьями и была настоящей любимицей отца. Кажется, после его смерти — тогда ей было всего семь — она так и не оправилась. Она говорила: «В тот день, когда я поняла, что больше никогда не услышу, как он играет на гитаре, я стала другой».
Каждый последующий альбом публика встречала еще более восторженно. Особо полюбились слушателям песни с пластинки «Мисс Перфумаду», которая была выпущена в 1992 году. Кстати, неоднократно со своими концертами Эвора приезжала и в Россию. Сезария, как и ее мать, воспитывала своих детей одна.
Как признавалась певица в интервью — её семья, её прекрасные дети — главный смысл в жизни. Добившись финансового благополучия, артистка на протяжении многих лет поддерживала систему начального школьного образования в Кабо-Верде, оказывая денежную помощь. Кроме того, благодаря Эворе работало множество учреждений среднего образования страны, а также функционировало около половины больниц этого небогатого островного государства. Весной 2010 года стало известно, что из-за проблем со здоровьем Эвора вынуждена отменить все концерты. Полтора года спустя певица объявила, что завершает творческую карьеру. Выдающаяся певица, прославившая язык своей маленькой страны и успевшая помочь множеству земляков, скончалась в родном городе.
Комментарии
- Умерла легендарная певица Сезария Эвора
- Главные новости
- ТЕТУШКА ЦИЗЕ, КОТОРАЯ ОБЕЩАЛА НАМ СЧАСТЬЕ
- Сезария Эвора: история жизни великой певицы
- Сезария Эвора - Cesária Évora
Откройте свой Мир!
Cesaria Evora – одна из самых известных уроженок Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. Юная Сезария Эвора. 2. Первую любовь Сезарии звали Эдуарду Жуау Шалину. Cesária Évora in São Paulo, 2008.
Эвора, Сезария
Памяти Сезарии Эворы | Культурный обозреватель | С шестнадцати лет Сезария Эвора пела в тавернах, с девятнадцати — на круизных судах. |
Эвора, Сезария — Википедия | Сезария Эвора — культовая «босоногая дива», гениальная певица из Кабо-Верде, которая восхищала миллионы людей, исполняя композиции в стилях морна, фаду и модинья. |
80 лет назад родилась Сезария Эвора
Сезария эвора, биография, новости, фото. Мировая карьера певицы Сезарии Эворы. В Париже Эвора записывает еще три альбома, и третий, Маг Azur (1991), пробивает этнический барьер и приносит ей звание «аристократки ресторанной музыки», как нарекла Сезарию местная пресса. 17 декабря 2011). Читайте полную биографию знаменитости. Сезария Эвора. Сезария Эвора (порт. Cesária Évora; по прозвищу «босоногая дива»; 27 августа 1941, Минделу — 17 декабря 2011[2], Сан-Висенте) — певица с островов Зелёного Мыса, исполнительница морны, фаду и модиньи. В 1969 году Сезария Эвора получила известность на национальном уровне благодаря своему дебютному альбому «Африканский Могикан».
Биография Сесарии Эвора
Пока моя бабушка-девочка пряталась от немцев под немецкой швейной машинкой «Зингер», Цезария Эвора имела беспечное африканское детство на природе. Потом — любовь с музыкантом, концерты в кабаках и неизменный вис ки с сигарой. Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса. Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады. Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом.
В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер. Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию». Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом. Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики.
Французы устали от типичности собственных бульварных романсов. Их шансон всегда был либо патетикой из уст Эдит Пиаф, либо музыкой настроения парижских улиц из рекламы мыла «Камэй» — лиричной, но однообразной. Цезария не похожа на французских шансонье. У нее есть «саудаджи».
Такого нет ни в одном языке мира, кроме португальского и его диалектов. Одно маленькое красивое слово переводится как «чувство светлой тоски по родине». Нам это немного странно, но ни один бразилец, португалец или житель бывшей колонии Кабо-Верде без «саудадж » себя не мыслит. Цезария не знает, как объяснить другим, что это такое.
Своеобразный ивановский Итон. Сыновья и дочери большинства коммунистических вождей учились здесь. Пока их родители без продыху организовывали светлое будущее у себя на родине, разноцветная малышня постигала в СССР законы свободы, равенства, братства. Тут все были равны — и потомство элиты, и обычные отказники, случайно попавшие в международный интернат. Просто к одним мамы и папы приезжали по большим революционным праздникам. К другим — не приезжали совсем. Но Катя была мировой девчонкой.
В выпускном классе Катя Эвора влюбилась. В одноклассника. Он был сыном президента африканской страны. Как рассказывает девушка, хорошо танцевал и пластично двигался. Мое личное дело — как и от кого рожать. Нет, наверное, я бы могла и сейчас спокойно жить с этим парнем, сыном президента, если бы сильно того захотела… Но я бы перестала быть самой собой, превратилась в такую скучную и глупую м-м… замужнюю даму… Потерять саму себя! Он переехал давно в Канаду, ее первая любовь.
Русский язык сменил на английский. Имеет отличный бизнес, устроил личную жизнь. Сыну материально, правда, помогает. Катя назвала малыша Эйтоном, в честь своего любимого голливудского актера. Правда, в каких фильмах тот играл, так и не вспомнила. Мальчик подрос, и она отдала его тоже в интердом. А если я заберу его в Москву, в артистическую жизнь, где поездки по ночным клубам с выступлениями, то вконец избалую.
Я и про родственников Эйтону пока по-настоящему не рассказываю. Иначе сын загордится и решит, что самому пробиваться не надо — папа и дед помогут. И ничем хорошим такое не закончится. Уж я-то знаю! Родители уехали обратно в Гвинею-Бисау, Катя с младенцем остались в Москве. Официально — поступила в московский институт. Неофициально — стала матерью-одиночкой.
Надо было искать средства к существованию. Танцевать — только это у Кати с детства и получалось. С тех пор как, по ее словам, Сизаш категорически запретила ей петь. Принцесса на бобах Игра света и ритма. Под бой барабанов темнокожая девушка выходит на сцену.
Он оценил голос девушки и ввел ее в музыкальные круги Минделу, но вскоре эмигрировал в Европу.
Сама по себе Мужчины Кабо-Верде — величина непостоянная: они приходят и уходят, оставляя женщин с детьми и заботой о хлебе насущном. Они уезжают на заработки в другие края; иногда возвращаются, а иногда заводят на чужбине новые семьи. Кроме того, Кабо-Верде — островная страна, и масса людей проходит через ее порты, не задерживаясь надолго. Кабовердийцы порой называют свою республику островами одиноких женщин. Но Эвора не жаловалась на одиночество. В ее жизни было много мужчин, и она всегда держалась независимо.
Мужчины для меня были просто увлечением. Если что-то шло не так, я переключалась на другого», — объясняла она. Жить не тужить Сезария пела в барах и ресторанах Минделу — порой за еду и выпивку, а порой и вовсе бесплатно. За первые пластинки, выпущенные местной фирмой, она не получила ни гроша, потому что не подписала контракта. Эвора научилась жить по латинской пословице carpe diem «лови момент». Она сохраняла особую религиозность, полагая, что на все воля Божья; пусть сегодня будет хорошо и весело, а что будет завтра — знает лишь Господь.
Жизнь на Сан-Винсенти не сахар. Зеленый мыс Кабо-Верде в названии страны вводит в заблуждение. До этого мыса на западе Африки кабовердийцам плыть 600 километров. А их родная земля — это острова со скудной растительностью, пейзажи почти марсианские. Дожди — редкость. Вся надежда на море: оно кормит рыбой и посылает заезжих моряков, которые готовы потратить немного денег на развлечения в порту.
После признания независимости страны в 1975 году уровень жизни там резко упал. Одновременно Эвора почувствовала, сколько усталости накопилось у нее за почти два десятка лет пения в кабаках. Она прекратила выступать, сосредоточившись на воспитании своих сына и дочери. К счастью, желание петь вернулось, а в начале 1980-х Сезария отправилась на судьбоносные гастроли в Лиссабон, где ее случайно услышал турист Да Сильва. Королева Кабо-Верде Когда у Эворы появились слава и деньги, Да Сильва уговаривал ее осесть в Париже, где все блага цивилизации были под рукой, но певица не захотела расставаться с родиной. В Кабо-Верде из скромной артистки Сезария превратилась в настоящую царицу.
С утра до вечера Сизи, как ее называли местные, принимала в своем доме посетителей. Она восседала в кресле в фартуке с большим карманом, в котором хранила все ценное: документы и деньги. Приходили нищие, кто-то обращался с просьбой оплатить лечение или образование, молодожены просили денег на свадебное путешествие. Торговцы приносили ей продукты на выбор по магазинам она не ходила. Даже деньги из банка доставляли ей на дом. Местные жители собирались ей поставить памятник еще при жизни, но она с возмущением отвергла эту идею.
Естественность То, что поначалу так не нравилось воротилам шоу-бизнеса — неформатность Эворы, — в итоге стало одним из ее козырей.
Ее будут называть «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей», но отношение к жизни у Сезарии останется таким же простым, как раньше. А еще - гладильная доска и утюг в номере, ведь собственноручно готовить костюм к выступлению останется ее неизменной традицией. Не стесняясь, она будет показывать журналистам ожоги на руках. Задолго до того, как я стала известной, меня окружали разные люди - богатые и бедные, близкие и незнакомые. Я росла в бедности, ничего не имея за душой, и сейчас я продолжаю оставаться верной той себе, которой была.
Сегодняшний успех не в силах меня изменить». Она на самом деле практически не изменилась, оставив себе даже вредную привычку, приобретенную еще в молодости, - курение. Даже на концертах Эвора устраивала «минутку перекура», смачно затягиваясь просто на сцене, если позволяли обстоятельства. Один влиятельный человек как-то предложил мне дорогой «мерседес» только за то, что я откажусь от сигарет. Как видите, я по-прежнему курю», - смеялась она. И была еще маленькая слабость, которую Сезария позволила себе, став успешной, - золотые украшения.
Путешествуя по миру, она сторонилась больших торговых центров, пугаясь их роскоши, но обязательно заходила в небольшие ювелирные лавки. Это деньги, которые всегда с собой. А бриллианты я не ношу, у нас они считаются потерянными деньгами, потому что их не продать», - объяснит она. И во дворе этого дома всегда держали продукты, которые мог взять любой бедняк, нуждающийся в еде. Так же как зайти в ее дом и попросить о помощи. Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больно дитя и нужны лекарства, конкретному человеку, чей дом разрушила молния.
За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо. Ах, вот еще что. Есть ассоциация, которая так и называется «Сезария». Она принадлежит мне самой и моему продюсеру Хосе да Силва. Мы систематически занимаемся тем, что помогаем талантливым ребятишкам развивать их музыкальные дарования.
Это совершенно точечная поддержка маленьких талантов Кабо-Верде. Я не знаю, сколько именно таких детей, по точно не тысячи. Про мою поддержку образования на национальном уровне в Республике - это всего лишь красивый миф». Тем не менее эти мифы возникли не на пустом месте. Сезария на самом деле помогла огромному количеству кабовердианцев, и даже всей стране - благодаря ей о маленьком государстве, разбросанном по островам Атлантики, услышал весь мир. Страна стала членом ООН, ВОЗ и других международных организаций , что дает жителям реальную помощь, стали приезжать туристы со всего мира, а это помогает поддерживать бюджет Кабо-Верде.
Но не только мир что-то дал ее родине, сама Сезария дала — миру гораздо больше: возможность, слушая ее песни, мечтать о встреченных на берегу океана рассветах с любимым, надежду, с которой провожаешь его, и светлую грусть, с которой ждешь возвращения. О своих возлюбленных она говорила немного, но всегда с трогательным смущением. Сейчас меня окружают мои близкие - дети, внуки, кто-то из них остается со мной, кто-то навещает. Но именно это делает меня счастливой, большего от жизни мне не надо», - улыбалась пожилая женщина. Она ушла из жизни в декабре 2011 года, ей было 70 лет. Незадолго до этого она говорила: «Дожив почти до 70, я понимаю, что у меня исполнились все мечты и новых уже нет.
Я жду, когда Бог заберет меня и я скажу всем: «До свидания! И до последнего дня Сезария Эвора жила в старом доме, курила сигареты и принимала гостей, встречая каждого улыбкой. Она постигла жизненную мудрость, которая заключалась в том, что надежда должна быть бесконечной, любовь - долготерпящей, тоска - светлой, сочувствие - искренним. В Миндело, как и в большинстве портовых городов, бурно кипела ночная жизнь, везде - в клубах, на улицах, на пляже - играла музыка. В моде были все стили: баллады, вальсы, фокстроты, контраданс. Однако наиболее популярными считались морна и коладера - медленные и ритмичные песни, выражающие ностальгию, любовь, печаль и тоску.
Обладая сильным и эмоциональным голосом, наиболее подходящим для этих стилей, Цесария быстро нашла свою нишу в музыкальной жизни Миндело и благодаря регулярным и запоминающимся выступлениям скоро завоевала титул "королевы морны". С верными ей музыкантами она переезжала из клуба в клуб, давая концерты и зарабатывая на жизнь от щедрот своих поклонников. Однако в конце 50-х порт стал приходить в упадок, а когда в 1975 году Сенегал получил независимость от Португалии, торговля в Кабо-Верде быстро свернулась, и большинство музыкантов эмигрировало в другие части света. Цесария же Эвора решила остаться на родине. Известная в тех краях певица Бана и женская ассоциация Кабо-Верде не раз приглашали ее для записи в Лиссабон, но ни один продюсер почему-то не заинтересовался ею. И вот в середине 80-х Хосе Да Сильва, молодой француз кабо-верденских корней, был так тронут пением Цесарии, что убедил ее поехать с ним в Париж для записи пластинки.
Однако настоящее признание пришло только в 1992 году с выходом в свет альбома Miss Perfumado, который своим триумфальным шествием от Парижа до Лиссабона и от Монреаля до Барселоны за один момент превратил 52-летнюю Цесарию Эвору в поп-звезду, чей диск только во Франции был продан в количестве более чем 200000 экземпляров. За привычку появлять на сцене босиком в знак солидарности с бедными африканскими женщинами и детьми ей дали шуточное прозвище "босоногая дива", на что она нисколько не обижается. По всему миру покатилась волна увлечения морной - кабоверденской версией блюза. Вышедший в 1995 г. На этом поднявшемся почти до самых вершин чартов Билборд и остававшемся там значительное время диске певица своим пронизывающим душу вокалом и трогательной лирикой пытается воссоздать сказочную атмосферу кабоверденских ночей. Здесь Цесарии, большой поклоннице Эдит Пиаф, Билли Холидей и Бесси Смит, аккомпанирует большой состав акустических инструментов: несколько гитар включая кавакино - небольшую 4-струнную ритм-гитару , скрипка, аккордион и кларнет.
Записанные "живьем" они усиливают плавность и эмоциональную глубину звучания ее голоса. Альбом начинается дебютным синглом "Petit Pays" и включает несколько более ритмичных вещей, а также ряд душещипательных мелодий, которые Цесария исполняет со свойственной ей неподражаемой небрежностью. Французская газета La Vie Paris написала об этом альбоме: "Шарм Цесарии Эворы, ее богатый, насыщенный теплыми тонами голос снова как и прежде трогают нас. Не упустите возможность получить истинное удовольствие. Газета Le Monde Paris восторженно замечат, что "голос Эворы способен тронуть любую душу". Последние ее выступления включали два аншлаговых концерта на джазовом фестивале в Монреале в 1995 г.
В будущем, в октябре 1996 г. Я знал, что ей 70 лет, что она очень больна, что у нее диабет в тяжелой форме, что она пела босиком не из солидарности с нищими женщинами Африки, как любят писать массмедиа, а потому что на больные и распухшие ноги не налезала никакая обувь в ее райдере значилась обязательная подача кресла-каталки к трапу самолета и чтобы гримерная была на одном этаже со сценой - она не могла подниматься по лестнице. Я знал, что один глаз у нее не видит совсем, а второй - очень плохо, что два года назад она перенесла инсульт, а год назад - операцию на открытом сердце, что осенью перед концертом в Париже ей стало плохо, и она объявила об окончании концертной деятельности. Я знал все это, но, когда 17 декабря услышал о ее смерти, чуть не расплакался. А мой друг-музыкант в пьяном виде позвонил из Израиля и десять минут рыдал в трубку. Чем же так проняла всех эта неуклюжая, безвкусно одетая, с головы до ног увешанная золотыми побрякушками, полуграмотная она практически не умела ни читать, ни писать немолодая женщина без особенных вокальных данных, певшая вдобавок небрежно, неточно и безучастно?
Почему для людей, восприимчивых к музыке, для тех, у кого, как говорят французы, «тонкое нёбо», ее пение было совершенно неотразимым и воспринималось буквально как факт личной биографии? Я попытаюсь сегодня что-то рассказать об этом, но на самом деле ничего объяснить здесь нельзя. Пардон за банальность, но волшебство таланта и чудо искусства не поддаются никаким логическим объяснениям. Для затравки поставлю вам песенку, которую все вы наверняка слыхали, и расскажу, как я услышал ее в первый раз. Это было в Париже, ранней весной 2000 года. Мы с моей женой Маришей гуляли по городу, и в один из моментов ей, как и всякой нормальной женщине, натурально, захотелось походить по какому-то огромному многоэтажному универсальному магазину, а я, как всякий нормальный мужчина, всей душой ненавидя шопинг во всех его проявлениях и понимая, что это дело может затянуться надолго, остался внизу в небольшом кафетерии.
Мне действительно пришлось просидеть там часа полтора, и все это время молодой бармен за стойкой раз за разом ставил на своем бумбоксе одну и ту же песню. И никому это не надоедало. И даже, когда Мариша вернулась, мы ушли не сразу, а прослушали ее еще несколько раз. Nho antone escaderode С тех пор прошло уже много времени. За подотчетный период я эту песню, которую про себя называл просто «Антошка-дерошка» , слушал бессчетное количество раз, но, только готовясь к этому вечеру, удосужился задуматься, о чем же собственно в ней поется. Скажу сразу, узнать это оказалось очень непросто.
Как известно, Эвора пела на креольском диалекте португальского, который даже португальцы понимают с трудом. Текст на креольском языке в интернете нашелся, нашлись после чрезвычайно долгих поисков даже два перевода на английский и один на французский, причем все три довольно сильно отличались друг от друга. К счастью, текста в этой песне очень мало. Как почти всегда у Эворы, это многократно повторяемые два куплета и припев. И если попытаться привести английские и французский переводы к некоему общему знаменателю, то в песне поется примерно следующее: «Когда я в первый раз приехала в Рибейра Гранде это такой городок в Португалии , я славно провела время в одной забегаловке. Нас было трое, и мы так надрались ромовым пуншем, что потеряли контроль над собой и стали ходить, как скрюченный сеньор Антош».
И это все. А в припеве просто повторяется имя и фамилия - Антош Эскадерош.
Сезария Эвора биография Личная
В душе бабушки совсем не хотят быть похожи на Надежду Бабкину или героиню молочной индустрии с домиком в деревне. Правильные бабушки хотят быть похожи на Цезарию Эвору. Цезария Эвора родилась через два месяца после того, как на Россию напала армия Гитлера. Пока наши бабушки-девочки прятались от немцев под немецкой швейной машинкой «Зингер», Цезария Эвора имела беспечное африканское детство на природе. Потом — любовь с музыкантом, концерты в кабаках и неизменный виски с сигарой. Под рюмочку-другую Цезария вещала посетителям забегаловок о тяжелой жизни населения Островов Зеленого Мыса. Ее песенные истории складывались в морны — народные баллады.
Для жителей культурной столицы островов — Манделы — она уже тогда была символом. В конце восьмидесятых зрелую чернокожую Золушку заметил французский продюсер. Ровно 10 лет назад Эвора с аншлагом собрала парижскую «Олимпию». Французы влюбились в темнокожую грузную женщину специфической внешности с редким, красивым голосом. Островной шансон в скучающей столице моды приняли как смесь родного и экзотики. Французы устали от типичности собственных бульварных романсов.
Среди матросов, проституток и туристов всегда хватало поэтов и музыкантов, которые сочиняли морны — народные кабо-вердские баллады, название которых можно перевести как «тужилка». Вскоре после освобождения Эвора завела знакомства в среде «тужильщиков». Гитарист Эдуардо оказался достаточно смел, чтобы проявить свою любовь к девочке самым очевидным образом. В качестве заработка он предложил ей совместные выступления в барах. Если двое понравились друг другу — это уже все, пути назад нет. Так случилось, что мой оказался музыкантом. Я благодарна этой любви: если б не она, я бы не начала петь и не стала известной». Когда Эдуардо, как многие кабовердцы, уехал на заработки в Европу и след его затерялся, Сезарии остались его песни. Она носила их по барам, как попрошайки носят по людным местам своих младенцев. Но если любовь случилась, то под ее чарами ходят всю жизнь и даже после смерти любимого шесть месяцев ждут, надеясь на его возвращение.
У нас рассказывают историю о парне, который любил девушку, а девушка никогда его не слушала и убегала, стоило ему с ней заговорить. Этот парень работал в морге, а девушка любила купаться в непогоду. Однажды она погибла; в морге в ту ночь была как раз его смена. Когда принесли труп девушки, парень посмотрел на нее и сказал: «Ах, девушка, что я вижу, ты всегда убегала, едва завидев меня, а сегодня приходишь ко мне сама». Смысл в том, что смерть любви не помеха, и — раз полюбив — любишь вечно». Вновь ее история кажется похожей на слова песни. Мы этих слов не разбираем. Креольский — единственный язык, которым владеет сама певица, — это языковая утопия, отголосок всех языков латинской группы. В нем слышатся знакомые французские, испанские, португальские слова, но обо что разбилось «корасон», куда так печально шла «жика» и кому обращена «амор» — загадка, более пленительная, чем любое объяснение. Из музыки и голоса можно дописывать собственные картины.
Мне запомнился человек, который брал у меня автограф и сказал: «Я ставлю вашу музыку, когда мне надо, чтобы ребенок поскорей уснул». Индифферентная, неподвижная, грузная и босая, слишком старая и чуждая страстей, чтобы быть героиней своих текстов, Эвора стоит на сцене Театра Васильева. Она не навязывает песню зрителям — она оставляет песню жить своей жизнью в сигаретном дыму, что клубится над специально накрытым чайным столиком. Эвора фактически хранит традицию того поколения артистов, которые были в состоянии провести целый вечер один на один, без кордебалета, с публикой большого ресторана, не превращая светское удовольствие в докучную «встречу с прекрасным» или, того хуже, фанатскую акцию. Вспоминаются Рафаэль, выступающий в ресторане трансатлантического лайнера в фильме «Пусть говорят», и съемки лас-вегасских концертов Барбры Стрейзанд и Дайаны Росс. Докурив, Сезария отпускает музыкантов и один на один с роялем, сквозь равные промежутки, бросает в зал пронизывающие ноты песни «Negue» — про очередную жику, которая, пока дошла до ближайшего маркадо — судя по неземному звучанию голоса артистки и какой-то надслезной, уже по ту сторону земных страданий, интонации, — увидела целую жизнь. Потом оркестр возвращается, ритм учащается, но ностальгия голоса остается неизменной, проникая в самое сердце. Не ровен час, Бог разозлится и подкинет тебе в овин сверточек». Какой красивый крест, можно посмотреть? Руки Эворы — днем позже, на концерте, она выйдет в великолепном золотом кресте, украшенном сапфирами, — тянутся к моей шее.
А откуда у вас эти шрамы на руках? На гастролях я всегда вожу с собой утюг. В гостиницах прошу доску и глажу себе одежду. Но всякий раз забываю, что включила утюг, и обжигаюсь.
В августе 2011 года певице исполнилось 70 лет — возраст, скажем так, достаточно почтенный. Через месяц после юбилея Сезария объявила о завершении певческой карьеры по состоянию здоровья. Сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия стали причинами смерти, но теперь это уже не важно. Наш мир покинула самобытная певица, талант которой оценил весь музыкальный мир. За свою карьеру певица записала всего 11 студийных альбомов, первый из которых вышел в 1988 году, когда Сезарии было уже 47 лет. Но популярность пришла к ней благодаря ее концертным выступлениям.
Сама певица, став всемирно знаменитой, зарабатывала хорошо и последние двадцать лет финансировала всю систему образования Кабо-Верде. Осенью этого года из-за проблем со здоровьем врачи запретили ей гастролировать. Сезария осталась дома, на островах Зелёного Мыса, где спустя несколько месяцев умерла.
Сезария Эвора. Тоска по необъяснимому
В 1990 году выходит второй альбом Сезарии «Судьба красавицы». Этот альбом не делает много шума, но слава Сезарии растет в среде диаспоры Кабо-Верде. В 1991 году Сезарию ждет успех на фестивале в Ангулеме. Она замечена французской прессой. И, хотя ее выступление в Париже 2 июня 1991 года собирает лишь соотечественников, «Либерасьон» пишет о ней в восторженных выражениях. Сезария отмечает свое пятидесятилетие выпуском нового альбома, о котором восторженно отзывается Le Monde. Диск звучит по радио, ее сольный концерт 14 декабря полностью распродан, ее аудитория на сей раз состоит уже практически из одних европейцев.
В 1992 году происходит запись альбома «Мисс Перфумадо», за который Сезария получает Золотой Диск, став второй африканкой после Мириам Макеба, достигшей подобного успеха. Пресса захлебывается от восторга и смакует детали ее жизни, ее непомерную страсть к курению и коньяку, ее трудную жизнь в Минделу на краю света, называя ее африканской Билли Холидей. В этом году проходят первые концерты в Олимпии, весь Париж у ее ног. Весь этот год проходит в гастролях: Португалия, Канада, Испания, Япония… В 1994 году открытие Бразилии и встреча Сезарии с бразильцем Каэтано Велозо, оказавшим большое влияние на ее творчество. Снова бесчисленные турне по всему миру… И почти в каждой стране лучшие певцы просят ее спеть с ними. В этом же году выходит сборник «Красивейшие морны Сезарии».
Этот год знаменателен тем, что Сезария побеждает свою страсть к коньяку, спутнику ее десятилетней депрессии. В 1995 году — американское турне Сезарии. Ее концерты берут штурмом. Американская шоу-элита прорывается на ее концерт.
Однако сама Эвора уверяла, что в этой ее привычке не было никакой подоплеки — просто она не любила носить обувь. Первую пару туфель она купила специально для гастролей, когда ей было уже за 40. Ее прозвали «чернокожей Эдит Пиаф» и «африканской Билли Холидей». Свой первый серьезный гонорар Сезария попросила разделить на 2 части: половину она положила в банк, а вторую забрала наличными, чтобы в случае чего деньги точно остались при ней. Правда, когда журналист спросил, что она купила после своих триумфальных гастролей, она ответила: «Юбку и 2 блузки». А еще певица так и не смогла бросить вредную привычку, которую приобрела еще в юности, — курение. Во время своих выступлений Сезария всегда устраивала небольшие «перекуры». Как видите, я все еще курю», — смеялась Босоногая Дива. Она не очень любила огромные торговые центры, но во время своих гастролей непременно заходила в небольшие ювелирные лавочки. По ее словам, все женщины Кабо-Верде любят золото, потому что это деньги, которые всегда с тобой. Она жила в родительском доме вместе с многочисленными родственниками, а новый дом купила только после того, как все перестали помещаться в старом. Звезда никогда не запирала двери, поэтому каждый житель городка в любой момент мог зайти в ее дом и даже угоститься кашупой — традиционным кабо-вердианским супом из кукурузы. Дело в том, что детстве она увидела, как шторм смыл человека со скалы, и это воспоминание преследовало ее всю жизнь. Тем не менее Эвора не могла жить вдалеке от океана и говорила, что он необходим ей, чтобы жить. При этом она сама уверяла, что ее помощь не имеет национальных масштабов, а она помогает лишь отдельным людям: «Я могу помочь конкретному ребенку, конкретной матери, у которой больное дитя. За помощью обращаются многие. Да, для своей страны я самая известная и состоятельная, но то, что я делаю, делаю исключительно как частное лицо».
Этот концерт был закрыт для широкой публики и официально о визите не сообщалось. Второй концерт прошёл в мае того же года в Малом театре. В мае 2010 года из-за проблем с сердцем певице пришлось отменить все свои концертные выступления до конца года. В сентябре 2011 года она объявила о завершении певческой карьеры. Причины смерти — сердечно-лёгочная недостаточность и артериальная гипертензия. Награды Сезария Эвора является двукратной обладательницей французской музыкальной награды — «Victoire de la Musique» в 2000 году за альбом Caf? Пять раз она была номинирована на «Grammy» альбом «Ces?
А ведь именно об этом она когда-то пела, будучи молоденькой девушкой, там, в порту, на родном острове Сан-Висенте. Несмотря на то, что певица так и не нашла свою вторую половинку, у неё в жизни случились три красивые истории любви, по завершению каждой из которых на свет появлялись дети. У Сезарии Эвора — трое замечательных детей, воспитание которых она могла доверить только самой себе. Это важно! Во второй половине жизни, певица была абсолютно счастлива: она больше не нуждалась в деньгах, была уверена в завтрашнем дне. Вокруг неё всегда были её любимые дети, за будущее которых она больше не переживала. Певица, большую часть своей сознательной жизни прожившая в нужде и заботах, даже став состоятельной, так и не научилась тратить деньги на себя. Единственное, что она сразу же приобрела с первого большого гонорара — это отчий дом, в котором родилась и выросла, на своём родном острове. Вместе с домом, Сезария купила ещё и несколько раритетных автомобилей. Прекрасно понимая, в какой бедности и беспросветности живут её соотечественники, певица всё заработанное отдаёт на развитие медицины и системы образования своей страны. Так уж случилось, что до сих пор большинство кабовердийского населения продолжает жить далеко за чертой бедности, как когда-то жила и сама певица. Именно поэтому она всегда пела босиком, сделав это в дальнейшем визитной карточкой своего образа. Босые ноги для Сезарии Эворы — это дань нищете родного народа, и это боль за него. Биография великой певицы свидетельствует о том, что, если у человека есть огромный талант и природная самобытность, то абсолютно неважно, где он родился: в Париже, либо на маленьком островке Сан-Висент. Как показывает история, кто-то, родившись на Елисейских Полях, уходит в забвение. А кто-то, появившись на свет в глухой деревушке, обретает бессмертие в памяти следующих поколений. Сайт Colady.
Песни невинности и опыта
Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь | Творческая биография Сезарии Эворы вышла на свой пик, когда исполнительнице было за сорок. Свой первый альбом женщина записала в 43 года. |
Босая царица маленькой страны: 80 лет певице Сезарии Эворе | Cesaria Evora – одна из самых известных уроженок Островов Зеленого Мыса, бывшей африканской колонии Португалии. |
Сезария Эвора: биография, карьера и личная жизнь
17 декабря 2011). Читайте полную биографию знаменитости. Сезария Эвора родилась 27 августа 1941 года. Наверное, для большинства она первый и единственный человек, представитель островов Зелёного Мыса, или Кабо-Верде, как сейчас называется это островное государство, которого он знает. Gооglе посвятил новый дудл певице Сезарии Эвора — женщина покорила слушателя не только глубоким голосом, но и поразительными личными качествами. Всемирно признанная звезда, Сезария Эвора, также имела честь выступить со специальным репортажем о себе на французско-немецком культурном канале «Arte».
Сезарии Эвора 27 августа исполнилось бы 75: почему певицу обожает весь мир?
Естественно, в полный упадок пришла и культурная жизнь. В отличие от многих, Эвора не уехала из страны, но, если так можно выразиться, с головой ушла во внутреннюю эмиграцию. Это были самые трудные десять лет в ее жизни. Она полностью прекратила петь, практически не выходила из дома, много и беспробудно пила.
Так безрадостно и уныло прошло почти десять лет, и только в середине 80-х, когда ей было уже за сорок и страна немного очнулась от спячки, она запела вновь. И тут неожиданно выяснилось, что половина кабовердийских певиц считает ее своей учительницей. В середине восьмидесятых годов Сезария в составе большой делегации кабовердианских музыкантов впервые в жизни выехала за пределы островов.
Эту поездку организовал какая-то загадочная и полумифическая организация - Комитет женщин Кабо-Верде. Путь Эворы лежал в Лиссабон. Что там получилось с этой поездкой, история умалчивает, но известно, что Сезария осталась в Лиссабоне, пела по вечерам в ресторанах, собирая деньги на обратный билет.
То ли тоскливо стало ей в матушке-Европе, то ли концерты не задались. Словом, она решила отбыть к себе на родину. На ее и на наше счастье, в один из вечеров, когда она пела в ресторане «Enclave », туда заглянул французский продюсер Жозе да Силва.
Впрочем, французом он был только по паспорту, а родился и вырос на тех же Островах Зеленого Мыса. Собственно, и продюсером он в то время еще только мечтал стать, а пока работал по ночам путевым обходчиком. Тем не менее, если бы этой встречи не произошло, то мы, скорей всего, никогда и не узнали бы, что на свете есть певица Сезария Эвора.
Жозе сразу понял, какой брильянт попал к нему в руки. Он привез Сезарию в Париж, организовал ей профессиональную запись, потом другую. Впрочем, эти альбомы были мало похожи на то, что мы узнали позже.
Это были примитивные дискотечные аранжировки с синтезаторными барабанами и почти полным отсутствием живых инструментов. Все это полностью сводило на нет искренность и эмоциональность неподражаемого голоса Эворы. Небольшой успех они имели, но только на танцевальных вечеринках выходцев с Островов Зеленого Мыса.
Однако постепенно, методом проб и ошибок, Жозе да Силва нащупал тот неповторимый акустический саунд, который впоследствии покорил весь мир. Он сумел найти правильных музыкантов - в основном уроженцев Кабо-Верде. С электронным звучанием было покончено раз и навсегда.
И Европа пала в 1991-м году, когда вышел альбом Mar Azul «Лазурное море». Да Силва поместил Сезарию в привычное и понятное ей окружение - маленький акустический ансамбль гитары и обязательная кавакиньо - ритмическая 4-струнная гитара, акустический бас, перкуссия, скрипка, рояль, саксофон, труба , отсутствие сложных аранжировок и подготовленных форм плюс совершенно живая запись без наложений - в таком режиме весь альбом был записан в два дня! И успех пришел.
Титульную песню альбома, которую, между прочим, написал уже упоминавшийся сегодня дядя Сезарии Эворы B. Leza, французские радиостанции крутили день и ночь. Давайте и мы сейчас ее послушаем.
Текст предельно прост, незамысловат и поэтичен: Море! Вези меня в мою страну, В страну, где ждёт меня мама, Где все скучают обо мне! В земли, где прошло мое детство.
Сан-Висенте, твои руки - моя колыбель… Море! И сколько лет уже прошло, Как прежде, светит луна, а я была так далеко! Теперь, пожалуй, самое время немного поговорить о жанрах песен Эворы.
Практически все, что она пела, можно разделить на две группы - на уже упоминавшиеся морны и коладейры. Не вдаваясь в детали, охарактеризовать эти две группы проще всего так: морна - это медленная грустная песня, коладейра - это быстрая грустная песня. Стилистически эта музыка является смесью португальской фады и бразильской боссановы, наложенной на прихотливую африканскую полиритмию.
От фады кабовердианская музыка унаследовала главным образом общий меланхолический настрой, предельную простоту гармоний, традиционные мелодические и гармонические ходы европейской музыки и глубокий беспросветный минор. Песен, написанных в мажоре, в репертуаре Эворы очень мало, и они расположены на периферии ее творчества. От боссановы, которая, напротив, является стилем сравнительно молодым, непростым, гармонически изысканным и изощренным, кабовердианская музыка взяла постоянный свинг и синкопирование, но придала им собственную окраску.
Очень показателен в этом смысле эпизод из документального фильма про Эвору, когда она в Нью-Йорке приходит в студию к продвинутым американским джазменам, которые собаку съели на сложнейших джазовых гармониях и всяких ритмических ухищрениях. Они пытаются аккомпанировать ее простеньким песням, но у них ничего не выходит. Им никак не удается поймать неуловимый ритмический сдвиг ее пения.
Они не совпадают с ней по движению, по темпо-ритму, не могут, как говорят музыканты, «попасть в нее» - музыка разваливается. Но вернемся к морнам и коладейрам. Лишь очень немногие из песен Эворы можно назвать фольклорными - почти у каждой есть атрибутированные авторы.
Но в конце концов у всех фольклорных песен когда-то были авторы, только с годами их забыли. А фольклор Кабо-Верде еще настолько молод, что авторов забыть не успели. Классическую морну мы только что прослушали.
Морна по-португальски значит «мягкий», «теплый». Это определение в равной степени может относиться к воздуху, воде, прикосновению, сердцу или душе. А на креольском морна означает «слово».
Первоначально это были стихи, главным образом посвященные расставанию с родным домом, прощанию с рыбаками, уходящими в море, тоске по родине. Все это вмещает в себя португальское слово saudade, видоизмененное в креольское sodade. Самое близкое к нему по смыслу русское слово - тоска.
Но по-хорошему этому слову нет аналогов ни во французском, ни в английском, ни в русском. Это какая-то невообразимая смесь ностальгии, меланхолии и нежности, чувство утраты настоящего. Мелодически, гармонически да и по настроению многие морны чем-то удивительно похожи на наши цыганские романсы.
Коладейра же, сохраняя в целом тот же меланхоличный минорный строй, - песня более жанровая, танцевальная и сюжетная. Хотя надо сказать, что и в морнах, и в коладейрах текста очень мало - обычно это один-два куплета и припев, которые повторяются по многу раз. Давайте сейчас послушаем и посмотрим одну колайдеру с того же альбома «Mar Azul ».
Скажу сразу, что перевода этой песни найти не удалось, но он, похоже, и не очень нужен. Правда, одну фразу мне вроде бы удалось понять самому. Это фраза «о мама, ескузе вергонья» - «мама, прости меня, бесстыдницу».
Песня называется «Станцуем ча-ча-ча ». Этого человека зовут Паулиньо Вейера, и для создания акустического звучания Эворы он сыграл не меньшую, если не большую роль, чем Жозе да Силва. Ему принадлежат почти все аранжировки на первых пяти акустических альбомах Эворы.
А на студийных записях многих песен он исполняет едва ли не все партии - фортепьяно, гитары, кавакиньо, губной гармоники, перкуссии - словом, человек-оркестр. Через год после альбома Mar Azul в 1992 году выходит альбом Miss Perfumado «Благоухающая» , который стал настоящей бомбой. Только в одной Франции за первый месяц было продано 200 000 экземпляров.
При том, что, на мой вкус, этот альбом был в целом слабее предыдущего. Зато на нем два совершенно бронебойных хита, без которых впоследствии не обходился ни один концерт Эворы - это песни «Sodade » и «Angola ». Они стали ее визитными карточками.
Разумеется, мы их сейчас посмотрим и послушаем. В моей видео- и фонотеке есть по меньшей мере по пять вариантов исполнений этих песен, и в каждом из них есть своя изюминка, но я все-таки решил остановиться на том живом концерте в парижском клубе «Батаклан» в 1995 году, фрагмент из которого вы сегодня уже видели. Во многом ради того, чтобы показать вам во всей красе прекрасного гитариста Армандо Тито.
К сожалению, в дальнейшем их пути с Эворой разошлись, как я полагаю, во многом из-за того, что двум таким ярким артистам было трудно ужиться на одной сцене. Сейчас мы посмотрим две эти вещи подряд. Но для порядка пару слов о текстах, которые снова весьма коротки, чтобы не сказать, лапидарны.
Кто указал тебе этот долгий путь? Кто указал тебе этот долгий путь на Сан-Томе? Тоска, тоска, тоска по моей родине Сан-Николау.
Много раз приезжала с концертами и в нашу страну. Обладательница самых престижных музыкальных премий всегда выходила на сцену босой - напоминая, в какой бедности живут её соотечественники на Островах Зелёного Мыса. Она делала всё возможное, чтобы тысячи жителей Кабо-Верде учились читать и писать.
Он был высоко оценен критиками и слушателями и получил первую номинацию на премию Грэмми. В 2006 состоялось знакомство Эворы с журналистом, продюсером и автором песен из Италии Альберто Зеппьери. Проект собирал средства для Всемирной продовольственной программы ООН, послом которой Сезария стала в 2003 году.
Франции, Польши и Нидерландов. В 2008 году во время гастролей по Австралии у певицы случился инсульт. Одиннадцатый и последний студийный альбом Nha Sentimento вышел 26 октября 2009 и включил в себя 14 песен. Он занял 6-е место в чарте Польши и 21-е место во Франции. В 2009 году она стала первой уроженкой Кабо-Верде, ставшей рыцарем Французского Почетного легиона, награду вручила Кристин Альбанель, тогдашняя министр культуры и коммуникаций Франции.
Она выступала в барах, кое-как сводила концы с концами. В середине 1970-х годов Острова Зеленого Мыса, как колония, вышли из состава Португалии и перестали быть колонией. Жизнь в стране от этого стала ещё трудней. Десять лет Сезария не занималась музыкой вовсе, но после постепенно к ней вернулась. В 1985 году у неё появилась возможность поработать в Португалии.
На её концерте в Лиссабоне оказался один бывший соотечественник, который имел хорошие связи в Париже. Он решил сделать из Сезарии Эворы, которой было за сорок лет, настоящую мировую звезду. Его идея удалась. В 1988-ом году альбом Сезарии La Diva aux pieds nus стал настоящим мировым хитом, а название альбома «Босоногая дива» стало прозвищем певицы. После Сезария Эвора заключила контракт с мировой студией BMG, которая тиражировала ее альбомы со всей надлежащей раскруткой.