Между тем известно, что Эстонская Православная Церковь резко выступала против легализации в республике «однополых партнёрств», а затем и таких «браков».
В Эстонии допустили высылку православного митрополита в случае публичной поддержки России
В РПЦ заявили, что Константинополь ничего не сделал для развития православия в Эстонии | Духовенству и верующим ЭПЦ МП предлагают войти в состав Эстонской автокефальной православной церкви Константинопольского патриархата. |
Власти Эстонии решили надавить на ЭПЦ из-за связей с Россией | Сотрудники Министерства внутренних дел продолжают встречаться со священниками и прихожанами Эстонской православной церкви Московского патриархата, пытаясь убедить их в необходимости разорвать свои связи с Москвой. |
Состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви | Эстонской православной церкви Московского патриархата числится более 100 тысяч приверженцев из общего числа в 1,3 миллиона жителей Эстонии, что, по мнению министра, создает потенциальную угрозу национальной безопасности. |
Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата » Официальный сайт | 15 мая 2023 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. |
В Эстонии пригрозили закрыть православные монастыри, которые подчиняются РПЦ | 15 мая 2023 года в храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» г. Таллина состоялся очередной Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. |
Новые власти Таллина хотят ограничить деятельность Эстонской православной церкви
Об этом сообщило местное издание Postimees. Причиной для этого послужило проведение 27 марта в Москве съезда Всемирного Русского Народного Собора и его итогового документа, который местная религиозная организация никак не прокомментировала.
В 1840-х годах и во второй половине XIX века отмечен массовый переход эстонских крестьян из лютеранства в православие — как в Лифляндской прежде всего , так и в Эстляндской губерниях. Тогда же появляются первые православные священники из эстонцев [5]. Февральская революция 1917 года и последовавшие за ней события кардинальным образом изменили положение Русской православной церкви в Прибалтике. В августе 1917 года в городе Юрьеве ныне Тарту состоялось собрание Рижской епархии. Архиепископ Рижский и Митавский Иоанн Смирнов поддержал предложение о восстановлении Ревельского викариатства — в него предполагалось объединить все эстонские приходы. Однако в январе 1919 года он был убит большевиками.
После гибели епископа Платона власть над православными приходами в пределах Эстонской Республики перешла к временному епархиальному совету при этом делегаты из Латвии ещё в 1918 году фактически прекратили своё участие в указанном совете. В сентябре 1922 года под давлением властей Эстонии и некоторой части духовенства Собор Эстонской православной церкви принял решение обратиться к константинопольскому патриарху Мелетию IV с прошением о принятии ЭПЦ в юрисдикцию Константинопольского патриархата и даровании ей автокефалии. В июле 1923 года константинопольский патриарх Мелетий IV вручил главе делегации Эстонской православной церкви архиепископу Александру Паулусу томос , согласно которому вместо получения статуса «автокефальной церкви» ЭПЦ становилась автономным церковным округом в юрисдикции Константинопольского патриархата — Эстонской православной митрополией с июля 1926 года она именовалась Эстонской апостольской православной церковью. Подобные решения Константинопольского патриархата вызвали негативную реакцию Русской православной церкви и не были признаны ей [3] [5] [8].
Русский Народный Собор — общественная организация другого государства, решения которого, несмотря на участие в нем представителей Русской Православной Церкви, не имеют отношения к Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Мы не принимаем итоговый документ этого Собора, как не соответствующий, по нашему мнению, духу Евангельского учения.
Прихожане ЭПЦМП, являясь гражданами и жителями Эстонии, с глубоким уважением и любовью относятся к культуре, обычаям и традициям своей страны и осознают себя частью эстонского общества.
Об этом заявил глава МВД страны. Ранее там говорили о признании РПЦ террористической организацией. Как сообщают 23 апреля РИА Новости , православные монастыри Эстонии могут закрыть принудительно, если они откажутся выйти из подчинения Русской православной церкви РПЦ. Об это заявил министр внутренних дел страны Лаури Ляэнеметс.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
- Baltnews: эстонская власть вмешивается в дела церкви, сея раскол | Дзен
- Что еще почитать
- Легойда назвал «театром абсурда» идею признать РПЦ террористической
- Власти Эстонии решили надавить на ЭПЦ из-за связей с Россией
- Эстония может принудительно ликвидировать ЭПЦ Московского патриархата
- В РПЦ отреагировали на идею эстонского министра признать церковь террористической
Эстония может принудительно ликвидировать ЭПЦ Московского патриархата
митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения - с днём тезоименитства. Министерство внутренних дел Эстонии хочет уничтожить Эстонскую православную церковь Московского патриархата. Синод Эстонской православной церкви Московского патриархата назвал подготовку Константинополем автокефалии в Киеве «антиканоническим деянием» и «решительно осудил» ее.
Судьба Пюхтицкого монастыря: молитвенный вызов в сердце атеистической Эстонии
В РПЦ объяснили, почему Таллин не вправе изменить статус Пюхтицкого монастыря | Документ принятый на заседании Всемирного русского народного собора, может иметь последствия для Эстонской Православной Церкви. |
В Эстонии монастырям пригрозили закрытием за отказ выйти из подчинения РПЦ | Аргументы и Факты | Эстония может принудительно ликвидировать Эстонскую православную церковь, заявил вице-канцлер МВД Райво Кюйт. |
Эстонская партия за прекращение деятельности ЭПЦ МП | Власти Эстонии могут закрыть православные монастыри, которые откажутся выходить из подчинения Русской православной церкви, сообщил радионовостям Эстонского национального телерадиовещания (ERR) глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс. |
В РПЦ отреагировали на идею эстонского министра признать церковь террористической
Несмотря на то, что официально Эстонская Православная Церковь присоединилась к Кон-стантинопольскому Патриархату, в православной среде Эстонии не было общего согласия от-носительно принятого архиеп. Эстонский министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс решил отличиться в борьбе с Россией, предложив парламенту признать Русскую православную церковь террористической организацией. Эстонский министр внутренних дел Лаури Ляэнеметс решил отличиться в борьбе с Россией, предложив парламенту признать Русскую православную церковь террористической организацией. митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения - с днём тезоименитства. Подорганизация «Отечества» предлагает п рекратить деятельности Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Эта новость пришла из монастыря святого Иоанна Кронштадтского в Санкт-Петербурге, подчеркивающая важность этого вопроса для религиозного сообщества.
Эстонская православная церковь осудила Константинополь за подготовку автокефалии на Украине
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram"Скорее всего также поднимем вопрос о том, может ли и каким образом сам монастырь предпринять какие-то шаги, чтобы прекратить это подчинение", — добавил он, выразив уверенность в том, что в монастыре серьезно отнесутся к этому вопросу. Ляэнеметс отметил, что государство намерено дать приходам возможность самим принять соответствующее решение. С другой стороны, мы постараемся дать им возможность сделать все это в соответствии с их собственным решением, так, как они посчитают нужным", — пояснил министр. В то же время министр внутренних дел отметил, что если такие решения не будут приняты, то напрямую подчиненные Русской православной церкви приходы могут столкнуться с принудительным прекращением деятельности по решению государства. Пока не будут найдены новые решения, монастырь будет продолжать свою обычную деятельностьПо словам Ляэнеметса, прием в монастыре был теплым и открытым: министр объяснил, почему эстонское государство считает позицию Московского патриархата неприемлемой, а игуменья рассказала о позиции монастыря и его отношениях с Московским патриархатом.
Ранее в МИД Эстонии сообщили, что не планируют закрывать своё посольство в России, несмотря на снижение уровня дипотношений между странами. Ошибка в тексте?
А самым непосредственным образом. Для начала, вспомните, какую роль исторически всегда играла Церковь и в целом религия в локальных противостояниях и глобальных конфликтах? Давайте возьмем даже Ветхий Завет, самую что ни на есть седую древность. Там было такое выражение — «рог спасения». Помните, еще отец Иоанна Предтечи Захария использовал это выражение, когда его немота, наконец, прошла и он изрек: «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего», как мы читаем у евангелиста Луки. В Третьей книге Царств говорится, что у ветхозаветного жертвенника, — то есть, у такого специального огромного стола в центре храма, — было четыре выступа по углам, в виде как бы своеобразных рогов. Так вот, если какой-нибудь преступник хватался за этот рог, то это спасало его от преследования. Этот спасительный выступ, этот угол жертвенника и назывался «рогом спасения». То есть, с древнейших времен человечество знало, что во время войн, конфликтов, сражений и раздоров — только религия может предоставить такой спасительный островок, является территорией, на которой возможно хоть какое-то примирение, хоть какая-то безопасность. Даже язычник Геродот описывает этот обычай. Он говорит, что на берегу Нила некогда стоял храм Геракла, который играл роль убежища даже для беглых рабов. Любой раб, который успевал добежать до сюда и накладывал на себя определенный священный знак, становился неприкосновенным, ему никто ничего не мог сделать. И в Средние века подобный обычай практиковался, причем по всей Европе. К нему прибегали и папы римские, и короли, и простые граждане. Мы знаем из церковной истории, как какой-нибудь военачальник получал указ от какого-нибудь императора-еретика схватить, например, папу римского, который не подчинялся еретической воле императора, и этот военачальник, придя в Рим с целой армией, ничего не мог сделать понтифику если тот находился в Латеранской базилике, укрывался под сводами храма.
Он отметил, что о трудах деятелей Русской церкви в Прибалтике написаны "многие тома", включая фундаментальное исследование уроженца Эстонии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II "Православие в Эстонии". Глава МВД Эстонии Лаури Ляэнеметс поехал 23 апреля в Пюхтицкий ставропигиальный подчиняющийся непосредственно патриарху монастырь с целью убедить его руководство выйти из подчинения РПЦ. При этом в ведомстве пригрозили православным приходам, которые сохранят связь с Русской церковью, принудительным прекращением их деятельности по решению государства.
Глава МВД Эстонии обратился к верующим Эстонской Православной Церкви
За Евгения заступился весьма влиятельный человек — архиепископ Эстонской евангелической лютеранской церкви Урмас Вийлма. Очень сомневаюсь, что общение в такой ультимативной форме правильно», — сказал он. В итоге от Евгения тогда отстали — в МВД сообщили, что не станут отнимать у него вид на жительство. Но для того, чтобы получить возможность остаться во главе своей паствы, Евгений пошел на уступки.
На сайте ortodox. Митрополит напомнил: «19 марта я присоединился к заявлению Совета церквей Эстонии, осудившему войну и призвавшему к прекращению военных действий. С тех пор моя позиция осталась неизменной».
Ляэнеметс сообщил, что удовлетворен таким ответом. Передышка, однако, оказалась временной. Когда в январе 2024-го митрополит подал в Департамент полиции и пограничной охраны прошение о продлении своего ВНЖ, он получил отказ.
Объясняя этот шаг, в МВД вновь озвучили все свои прежние претензии. Сотрудник министерства Индрек Ару объяснил , что Евгений, дескать, так и «не осудил агрессию РФ против Украины», чего, мол, «эстонское общество от него ждало». Впрочем, Ару многозначительно добавил: «Все детали мы обнародовать не можем, поскольку отказ в виде на жительство связан с тем, что данный человек представляет угрозу безопасности Эстонии».
Временный вид на жительство митрополита Евгения которого сейчас в эстонских СМИ предпочитают именовать просто Решетниковым истекает 6 февраля, после чего он должен покинуть Эстонию. Министр Ляэнеметс рассказал на пресс-конференции, что «патриарх Московский является «своим человеком» Кремля, усиливающим послания путинского режима и оправдывающим кровавую агрессию, войну против Украины и дающим ей свое так называемое святое благословение в качестве религиозного лидера». Поскольку же, по словам Ляэнеметса, Евгений находится в прямом подчинении патриарха Кирилла, терпеть его на своей территории эстонское государство больше не намерено.
Министр пообещал, что государство не станет вмешиваться в выборы нового главы церкви. Впрочем, он тут же добавил, что новый глава ЭПЦ МП должен будет «разделять наши ценности и дышать в одном ритме с остальным эстонским обществом». В Совете церквей Эстонии новость восприняли с настороженностью.
Глава этого органа Урмас Вийлма сообщил , что для них известие о предстоящей высылке Евгения стало неожиданностью. И мы как представители церкви не можем это как-либо комментировать, так как у нас нет той информации, которая есть у государства и полиции», — добавил Вийлма.
Собор осуществляет высшую законодательную, административную и контролирующую власть. Членами Собора является все духовенство Церкви исключая заштатных и запрещенных в служении , а также по одному представителю от мирян, избираемых от каждого прихода. Собор созывается не реже одного раза в год. В период между сессиями Собора предстоятель управляет при содействии Синода , состоящего из архиереев, а также четырех клириков и двух мирян, избираемых Собором на 3 года.
Членами Собора является все духовенство Церкви исключая заштатных и запрещенных в служении , а также по одному представителю от мирян, избираемых от каждого прихода. Собор созывается не реже одного раза в год. В период между сессиями Собора предстоятель управляет при содействии Синода , состоящего из архиереев, а также четырех клириков и двух мирян, избираемых Собором на 3 года. Предстоятель является председателем Синода и созывает Синод по мере необходимости.
Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
ERR: власти Эстонии угрожают закрыть монастыри за отказ выйти из подчинения РПЦ
Ну свои какие-то внутренние переживания я оставляю при себе. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают в блогосфере волны ответных становится не столько сам автор строк, сколько Русская Православная Церковь в целом. Наследие Депутат Евгений Примаков: «Я — нанятый вами сотрудник» Как возникла «Русская гуманитарная миссия» и какими проектами она занимается?
В чем смысл работы депутата и как в жизни появилась вера? Наследие Артём Оганов: «Ученый, который нечестен - это мертвый ученый» Наука не прощает нечестности. К сожалению, категория ученых, занимающихся подтасовками, подделками, натяжками - не такая редкая.
Есть ряд примеров людей, которые на этом сделали блестящую карьеру, а потом полностью погорели, потому что рано или поздно тайное становится явным. И уже тогда этого человека не убережёт ничто, наука будет беспощадна.
Эстонская православная церковь Московского патриархата получила право самоуправления в 1920 году, что было подтверждено томосом грамотой о независимости , которую ЭПЦ выдал глава Русской православной церкви РПЦ Алексий II в 1993 году. До этого министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс заявил , что эстонские церковные приходы, напрямую подчиненные Русской православной церкви РПЦ , могут столкнуться с принудительным закрытием, если не прекратят связи с Россией и не перейдут под руку Константинопольского патриархата. Ранее патриарх Кирилл призвал верующих сопротивляться злу.
Ляэнеметс не скрывает своего намерения добиваться через суд запрета деятельности ЭПЦ. Расцениваем это как посягательство на свободу вероисповедания и нарушение конституционных прав жителей Эстонии". Председатель Центристской партии Эстонии, мэр Таллина в 2019-24 годах Михаил Кылварт: "Правильно ли мы понимаем, что террористической организацией признаётся местная Русская Православная Церковь? Это означает, что монахини Пюхтицкого монастыря, тысячи прихожан и все священнослужители Русской православной церкви становятся террористами. Естественно, такой сигнал обществу и церкви, на мой взгляд, неправомерен".
Первый вице-президент Российского фонда мира Елена Сутормина: "Ничем иным, кроме как безумием и бесчеловечностью, подобные шаги объяснить не возможно". В Эстонии 181 тысяча православных. У Церкви хотят отобрать все храмы и другие здания. Эти идеи у эстонских бесов витали давно. Два года назад уже предлагали запретить РПЦ. Но это воспринимали, как вопль отдельных маргиналов. Теперь 181 тысяча жителей Эстонии находятся под угрозой попадания в базу боевиков. Или их тоже начнут выгонять из страны? Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Им может это нравиться, может нет, но это факт.
Об этом знают все, в том числе они сами. Судя по всему, именно этим комплексом неполноценности можно объяснить оголтелую русофобию, которую демонстрируют «дорогие» соседи. Нам к этому не привыкать: собака лает — караван идёт, но они всё равно каждый раз умудряются себя превзойти". Политолог Анна Богачёва: "Сначала они запрещают учиться на русском, потом говорить на русском, а теперь верить по-русски. Но запретить думать по-русски всё равно невозможно". Председатель общественной организации Русь Триединая" Сергей Моисеев: "Заявление министра внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметса о признании Московского патриархата «террористической организацией» — роспись в идеологическом бессилии. Тем самым признаётся поражение на культурном, идеологическом и цивилизационном фронтах". Президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич в интервью телеканалу "360": "В Эстонии православных в несколько раз больше, чем лютеран. Обычный эстонец в лучшем случае бывает в церкви три раза: туда приносят маленького ребенка, он проходит в церкви свадебный обряд, иногда его приносят туда уже в гробу. Вот и набирается три посещения.
Все лютеранские церкви не имеют влияния.
Ошибка в тексте?
В Эстонии пригрозили закрыть православные монастыри, которые подчиняются РПЦ
Судьба Пюхтицкого монастыря: молитвенный вызов в сердце атеистической Эстонии | Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата опубликовала Послание, в котором подтвердила свою каноническую связь с Русской Православной Церковью. |
В Эстонии монастырям пригрозили закрытием за отказ выйти из подчинения РПЦ | отношении Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП), требуя от нее дистанцироваться от позиций патриарха Московского и всея Руси Кирилла и предложил Парламенту Эстонии признать Московский патриархат террористической организацией с. |
Легойда обвинил МВД Эстонии в попытке уничтожить Эстонскую православную церковь
Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата РПЦ Владимир Легойда обвинил МВД Эстонии в намерении уничтожить Эстонскую православную церковь. Эстонская церковь напрямую не подчиняется Московскому патриархату, но «не свободна от его влияния», заявили в МВД. Вице-канцлер МВД Эстонии Райво Кюйт заявил, что проведены первые встречи с представителями приходов Эстонской православной церкви о процессе выхода из состава Московского патриархата. Таллин закроет монастыри, которые откажутся выйти из подчинения Русской православной церкви, заявил ERR министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс. В течение многих лет Эстонская православная церковь Московского патриархата находилась, по сути, на полулегальном положении.
ЭСТОНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА
После того как Москва потеряет последние рычаги влияния на ситуацию, у властей руки окажутся развязаны полностью. Церковная собственность — лакомый кусок для эстонских националистов. В одной только столице республики ЭПЦ арендует семь объектов, главным из которых, безусловно, является вышеупомянутый Александро-Невский кафедральный собор. Великолепное творение архитектора Михаила Преображенского является архитектурной доминантой Старого Таллина наравне со знаменитой башней «Длинный Герман», находящейся в том же Вышгороде. И считается у местных радикалов символом русификации — наглядным, оттого и особо ненавидимым. Настолько, что член Рийгикогу Марио Кадастик недавно выступил с предложением «убрать» православный храм. Возмущенный провокационным призывом другой парламентарий, Александр Чаплыгин, направил в Минюст депутатский запрос на предмет содержания признаков преступления в заявлении Кадастика. Однако министр юстиции Калле Лаанет никакого криминала в данной ситуации не усмотрел.
Так прямо и сказал: «Мне остается неясным, какое нарушение закона содержится в указанном посте. Те, кто считает, что речь может идти о преступлении, вправе обратиться с заявлением в компетентные органы». То есть он фактически направил Чаплыгина к тому самому Лаури Ляэнеметсу, активно воюющему с РПЦ — собственником собора. Который в случае его попадания в руки националистов в самом деле могут быстро «убрать» — что бы под этим ни подразумевалось.
Членами Собора является все духовенство Церкви исключая заштатных и запрещенных в служении , а также по одному представителю от мирян, избираемых от каждого прихода. Собор созывается не реже одного раза в год. В период между сессиями Собора предстоятель управляет при содействии Синода , состоящего из архиереев, а также четырех клириков и двух мирян, избираемых Собором на 3 года.
Предстоятель является председателем Синода и созывает Синод по мере необходимости.
Вид на старый город Конечно, с тех пор в стране многое изменилось, в том числе в православной среде. Некоторые активные участники раскола отошли от дел или вовсе ушли в мир иной. Там, в вечности, они, возможно, по-иному смотрят на печальные события, которые двадцать лет назад внесли в церковную жизнь сумятицу, горечь и раздор.
Но от грустных последствий тех лет никуда не деться, их невозможно не ощутить. Государство с самого начала благоволило структурам, отделившимся от Москвы: именно они получили практически всё церковное имущество, конфискованное в годы советской власти. ЭПЦ МП в составе которой более 85 процентов православного населения Эстонии была лишена этих имущественных прав, а потому в большинстве случаев вынуждена арендовать у государства те храмы, в которых уже много лет совершает богослужения. Такова, увы, не очень благостная картина церковной жизни страны.
Почва для раскола в Эстонии готовилась постепенно: в начале 1993 года некие «чада Эстонской Православной Церкви» их имена так и остались неизвестны обнародовали Декларацию, в которой выдвигали различные обвинения против Москвы и заявляли о признании канонической связи только с Константинополем. Это был первый сигнал тревоги, предвестник грядущей беды. В апреле 1993 года Эстонская Церковь Московского патриархата провела в Пюхтицах собор, причём на соборе был озвучен Томос патриарха Алексия II о восстановлении автономии самостоятельности церкви Православная Церковь в Эстонии имела автономию с 1920 по 1941 годы. Параллельно Пюхтицкому собору в Преображенском храме Таллина прошло заседание незначительной части духовенства и мирян, названное «собранием членов приходов Апостольско-Православной Церкви граждан Эстонской Республики».
На собрании председательствовал священник из другой страны — протоиерей Николай Суурсет, возглавлявший «зарубежный Синод» Эстонской Церкви. Этот Синод, именуемый «Синодом Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании» располагался в Стокгольме и находился в юрисдикции Вселенского патриархата. Создание Синода датируется 1948 годом; ему подчинялось несколько эстонских приходов за пределами Эстонии. Духовенство ЭПЦ на Поместном Соборе в мае 2012 года К сожалению, церковный конфликт быстро вышел за рамки сугубо межправославных отношений: началось активное вмешательство государства в религиозные дела.
В августе 1993 года Служба по делам вероисповеданий зарегистрировала под названием «Эстонская Апостольская Православная Церковь» немногочисленные эстонские приходы, перешедшие в юрисдикцию Стокгольмского Синода при этом признав их права на довоенную собственность Церкви. Представителям Церкви Московского патриархата было предложено регистрироваться в качестве новой церковной структуры, без всяких имущественных прав. Попытки оспорить это решение успехом не увенчались. В феврале 1996 года Константинополь заявил о принятии в свою юрисдикцию «Эстонской Апостольской Православной Церкви».
В ответ Москва на несколько месяцев разорвала евхаристическое общение с Константинополем. В самой Эстонии, нередко против воли большинства прихожан, приходы переводились в юрисдикцию Вселенского патриархата. К слову, только в этом случае государство возвращало конфискованное советской властью имущество. Приходы, сохранявшие верность Москве, были лишены имущественных прав и возможностей.
Более того, несколько лет Эстонская Православная Церковь Московского патриархата находилась, по сути, на полулегальном положении: официальную регистрацию ЭПЦ МП смогла получить только в апреле 2002 года. Если отвлечься от горечи эстонского церковного раскола, то нельзя не заметить, что Эстония-очень красивая страна, с аккуратными, ухоженными городами и сёлами, хорошими дорогами, грибными и ягодными лесами и неплохо работающим комфортабельным общественным транспортом включая бесплатный Интернет в междугородних автобусах. Живёт в этом прибалтийском государстве всего полтора миллиона человек меньше, чем в Минске , из них примерно четверть — русские. Эстонский язык мелодичен и красив; именно эта мелодичность привила эстонцам любовь к хоровому пению.
Ежегодный фестиваль на Певческом поле в Таллине собирает тысячи жителей со всех уголков страны. Люди приезжают для того, чтобы вместе петь, выражая тем самым своё единение, любовь к родному языку и стране. Центральная Эстония. В городе Вильянди Конечно, за те девять месяцев, что я прожил в Эстонии, было непросто разобраться в хитросплетениях эстонской общественной жизни.
Ещё сложнее было понять перипетии жизни церковной. Родным приходом на это время для меня стал Таллинский Александро-Невский собор — кафедральный храм Эстонской Православной Церкви Московского патриархата. Владыка Стефан обычно служит в Симеоновской церкви. Мне удалось встретиться с обоими митрополитами, расспросить их о том, как развивается церковная жизнь, как решаются проблемы, возникшие после раскола, и как выстраиваются взаимоотношения друг с другом.
Печально, когда в среде православных, не очень-то многочисленных в этих краях, возникают разделения. Но что поделаешь — жизнь невозможно вписать в заранее заданные схемы, и порой она приносит горькие разочарования, разрушая даже лучшие намерения и мечты. Митрополит Корнилий: «Нам сейчас очень сложно» О митрополите Корнилии вполне можно говорить как о самом уважаемом архиерее в Эстонии. Уже больше шести десятилетий владыка служит у престола Божия-вначале в иерейском сане, а с 1990 года — в архиерейском.
В 1943 году окончил гимназию, служил псаломщиком в таллиннской Церкви Рождества Богородицы. Рукоположен во диакона в августе 1945 года, во иерея — в феврале 1948 года, с назначением настоятелем храма Марии Магдалины в Хаапсалу. В 1951 году заочно окончил Ленинградскую духовную семинарию. В 1951—1957 гг.
За «антисоветскую агитацию» хранение книг религиозного содержания, беседы с верующими был приговорён в 1957 году к тюремному заключению, которое отбывал в политических лагерях в Мордовии Дубравлаг. В ноябре 1960 года вернулся в Эстонию и был назначен настоятелем храма Иоанна Предтечи в Нымме район Таллина , где и прослужил почти тридцать лет. В 1990 году, после принятия монашества, хиротонисан во епископа Таллинского. В 1995 году возведен в сан архиепископа, с ноября 2000 года — митрополит.
Моя беседа с митрополитом Корнилием проходила в его резиденции, что на улице Пикк в старом Таллине. Здесь на фасаде трёхэтажного дома висит табличка, извещающая на эстонском и русском языках о нахождении резиденции владыки. Сама резиденция занимает только часть здания по сути, речь идёт о большой квартире, которая даже не находится в собственности церкви. Сюда митрополит приезжает в рабочее время.
Живёт он в другом месте-в обычной двухкомнатной квартире в таллинском районе Ласнамяэ. Митрополит Корнилий Якобс Владыка стал архиереем в непростом 1990-м, когда в СССР происходили радикальные перемены, а управляющий Таллинской епархией — митрополит Алексий Ридигер был избран патриархом. Конечно, давнее знакомство с будущим патриархом сыграло некоторую роль в судьбе тогдашнего протоиерея Вячеслава Якобса; хотя нельзя не заметить, что были и другие кандидаты на архиерейский престол, хорошо известные Святейшему. Отец патриарха — священник Михаил Ридигер, настоятель Казанской Церкви, где я служил диаконом, хотел нас подружить, но дружбы не получилось.
Правда, мы вместе с Алексеем Ридигером поступали в семинарию, в 1947-м году. Но я всего полгода отучился, потом меня рукоположили в священника, и я перешёл на заочное отделение. Почти тридцать лет я прослужил в приходе св. Иоанна Крестителя в Нымме, одном из районов на юго-западе Таллина.
Думаю и дальше бы там служил, если бы не предложение патриарха об архиерействе. На поместном соборе я не был, но перед отъездом в Москву митрополита Алексия я ему сказал: «Владыка, в каком бы статусе Вы не вернулись с собора, прошу Вас служить в нашем храме в Нымме на престольный праздник». Он обещал и обещание выполнил. Была, наверное, уникальная ситуация: в самом маленьком храме города служил патриарх и два архиерея.
Храм св. Иоанна Предтечи в Нымме Когда я провожал патриарха на поезд, у нас была очень краткая беседа, минут 15—20, не больше. И он предложил мне архиерейство. Предложение прозвучало для меня неожиданно; некоторых других кандидатов, о которых я упомянул, патриарх отверг.
Я ведь никаких административных должностей раньше не занимал; должность руководителя епархиального совета была первой. В общем, я ответил, что к архиерейству не готовился, но если нужно, то я принимаю. Состоялся монашеский постриг, потом меня возвели в архимандрита, а затем уже последовала архиерейская хиротония. В то же время, по словам митрополита Корнилия, некоторые известия, полученные сразу после хиротонии, были для него неожиданны и не очень приятны.
Полковая, дом 3 строение 1, помещение I, этаж 2, комната 21.