веселый народный праздник, который длится с Рождества до Крещения Господня 06.01.2022, Sputnik Грузия. Наступили святки — начались колядки! В детском саду «Уголёк» с песнями и плясками состоялся праздничный рождественский переполох.
Завершились Святки – рождественские дни, когда мы славим Рождество Христово
Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. 12 дней святок символизировали 12 месяцев года. Алена раскрыла основные способы гаданий на Святки, которые йошкаролинцы могут вести в домашних условиях. Святками или Рождественскими Святками называют период народных зимних праздников в январе.В 2024 году Святки начинаются 6 января. Главная Новости Главные событияЗавершились Святки – рождественские дни, когда мы славим Рождество Христово. Святки всегда были особым временем, наполненным магией и вание было одним из немногих действ, которое не осуждалось церковью.
Святки 2024
Святки – двенадцать дней «от звезды и до воды», между появлением первой звезды на Рождество и крещением воды 19 января. Время от Святок до масленицы считается лучшим для заключения браков», – записывает Елена Резанова. В историко-культурном центре «Старый Сургут» показали, как отмечали на Руси святки — двухнедельный период праздников, связанный со славянскими обрядами и традициями. 18 января Городской совет ветеранов и Совет ветеранов НИИМаш побывали в Центральной городской библиотеке. Тема встречи «Мы на Святки принесли колядки»!
Что такое святки: кто, когда и зачем их отмечает?
Не менее распространенной традицией в эти дни было «баловство», когда дети, собираясь целыми компаниями, по ночам озорничали. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Кроме всего прочего, в святки запрещалось охотиться. Также в эти дни принято гадать, так как считается, они являются пограничным периодом между старым и новым хозяйственным годом, когда среди людей незримо обитают духи.
На зеркалах Лучше проводить гадание в полночь.
Стол накрыть чистой белой или черной скатертью. Два зеркала, большое и маленькое, нужно расположить напротив. По бокам зажечь две свечи, чтобы они отражались в обоих зеркалах, и появился зеркальный «коридор». Далее произнести: «Суженый мой, ряженый, покажись мне».
Увидев символ или лицо, надо быстро сказать: «Чур, сего места! На горящей бумаге Напишите имя любимого человека на бумажке, загадайте желание, связанное с ним. Затем положите ее на блюдце и подожгите. Если бумага сгорит до конца, желание сбудется.
По тени Придумать вопрос и сосредоточиться на нем. Скомканный листок бумаги положить на блюдце. Горящую свечу поставить напротив стены, чтобы хорошо просматривалась тень, и поджечь бумагу.
Этот день делил святочный период на 2 части: одна из них - освященная рождеством Христовым, а другая - время разгула нечистой силы и колдунов. В некоторых тульских деревнях до сих пор верят, что на Васильев вечер "ведьмы месяц скрадывают". Но все-таки именно Васильев день был светлым началом Нового года. Старый год нужно было провожать с благодарностью, обиды все простить, зла не держать, а Новый год встретить радостно и весело. В долг денег не давать, чтобы нужды в них не знать. В канун Нового года нужно получить деньги, что тоже - символ достатка. Ужин в Васильев вечер не должен быть пресным.
Раньше на стол ставили мясо, рыбу, пироги. Варили кашу. Детям в тульском центре народного творчества рассказывают о Святках. Зачастую одним из главных атрибутов новогоднего наряда у женщин был яркий платок. В тульских деревнях существовала такая примета: если каша сварилась вкусной, год будет хорошим. Если каша не удавалась, ее бросали в прорубь, чтобы изменить судьбу. Часто делали это с петухом. Перед ним клали землю, глину, рожь, мешочек и колечко. Куда петух клюнет, то девушку и ждет.
Древний славянский бог Коляда олицетворял начало новой жизни и обновление природы. С приходом православия в колядках стали упоминать Иисуса Христа и восхвалять его. В ночь на Коляду на Руси устраивали шумные пляски, пели песни, разжигали костры и катили с горы горящее колесо. Дети и взрослые, наряженные в костюмы медведя, кикиморы или бродяги, ходили из одной избы в другую, пели праздничные колядки и требовали угощений. Свечи В период Святок дома украшали свечами, их свет символизировал самого Христа. Крестьяне раскладывали по полу солому, а в красный угол избы ставили сноп. Если во дворе росли фруктовые деревья, их обвязывали праздничными ленточками. Славяне верили, что эти нехитрые обряды принесут в дом счастье и достаток. Гадания В пору Святок было принято гадать на любовь, урожай, семью и будущее. В древности этим занимались языческие жрецы, а со временем гадание стало, в основном, девичьей забавой. В православном мире гадание всегда считалось грехом. Несмотря на это, люди не оставляли попыток приоткрыть завесу будущего. Были распространены такие виды гадания: На Святки молодые девушки гадали на любовь по воску, яблокам и зеркалу. Подруги собирались ночью, зажигали свечи и брали небольшое зеркало. Его поворачивали к небу так, чтобы отражалась луна. Нужно было смотреть в зеркало, не отрываясь, пока изображение не начинало размываться. По количеству маленьких лун в зеркале можно было определить, насколько большая будет семья. Также будущее предсказывали с помощью чаши с водой и свечного воска.
Святки: что нельзя делать, гадания, обычаи, традиции праздника
двенадцать святых вечеров, символизирующие собой двенадцать месяцев в году (шесть светлых - светлое полуколо года. Таким образом, период Святок обрамлен двумя праздниками, каждый из которых символизирует начало: Рождество — земного пути Господа, а Крещение — Крестного Его пути. Однако и на Руси был период, когда Коляда отмечалась 25 декабря. Православная церковь 25 декабря чтит память святого Спиридона-Тримифунтского, который жил в 3–4 веке на Кипре. Главным отличительным знаком Святок всегда были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае.
В России проходят Рождественские святки
Потом все упростилось, на еловых ветках стали развешивать разноцветные игрушки, фонарики, корзинки. А еще позже пришла мода на игрушки из папье-маше, фарфора, тисненого картона, стекляруса и приклеенного бисера, прозрачного и матового стекла. Рождественские гуляния До революции выходными — не рабочими — днями были 25 и 26 декабря, 1 и 6 января. Промежуточные дни были рабочими. В первый день Рождества и на 1 января у всех сословий в обычае были походы друг к другу «с поздравлением». В дворянской среде был обычай устраивать торжественные новогодние светские рауты: представители знати «при полном параде» совершали короткие визиты, разъезжая по городу от дома к дому и поздравляя хозяев. И если для одних это был один из вариантов развлечения, то для других такой обычай стал «праздничной повинностью».
Эту сторону с юмором и даже сарказмом описал Антон Чехов в своих рассказах «Новогодняя пытка» и «Новогодние великомученики». Отчего вы упали? Вы пили что-нибудь? Обидишь, коли не выпьешь… Ну, выпил рюмки три… колбасой закусил… Оттеда на Петербургскую сторону к Лиходееву… Хороший человек… — И все пешком? От кофею распарился, оно, должно быть, в голову и ударило… От Пелагеи Емельяновны пошел к Облеухову… Облеухова Василием звать, именинник… Не съешь именинного пирога — обидишь…» К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку К концу XIX века появился еще один способ поздравить с праздником — отправить почтовую открытку. Сразу возникла традиция дарения открыток.
Первая такая открытка появилась в России к Пасхе 1897 года, и уже через пару лет отечественный рынок был заполнен сотнями разнообразных пасхальных и рождественских сюжетов. С выпуском русскоязычных поздравительных открыток отечественный ассортимент становится самым разнообразным в Европе. На Святки, пока высший свет веселился на балах и маскарадах, простые горожане развлекались на катальных горах, которые часто стояли потом до Масленицы, и в балаганах, где давались незамысловатые представления. В Петербурге они располагались в основном на Царицыном лугу или на Марсовом поле, в Москве — под Новинским монастырем район нынешнего Новинского бульвара , потом переместились на Девичье поле сейчас это Хамовники. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная елка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьевых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. Так, если в период новогодних празднеств в Москве гостил император, главный новогодний бал устраивался в Большом Кремлевском дворце в первых числах января.
Традицию новогодних фейерверков на Воробьевых горах еще в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на нынешней улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву.
Эти две праздничные недели — время для радости, веселья и отдыха. В святочные праздничные дни в художественной мастерской отделения социально-трудовых услуг прошло открытое занятие «Рождественские святки». Инструктор по труду Светлана Геннадьевна Рубан рассказала получателям социальных услуг значение и смысл православного праздника.
Святки начинаются в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды, и заканчиваются 18 января - в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды. Это одни из самых ярких и весёлых дней в году - полных таинственности, задора, радости и счастья. Традиция отмечать Святки давняя, а вот как отмечали Святки на Дону.
Вообще, с историей Святок, с традициями, обрядами можно ознакомиться здесь.
Как уже было сказано выше, песни, исполняемые на таких сборищах, не обязательно были новогодними по тематике — пелось всё, что нравилось, что вообще любили петь. Поэтому понятие «святочная песня» часто неправильно интерпретируется исследователями-фольклористами. Когда они спрашивают у исполнителей: «Когда пелась эта песня? Ответчик просто вспоминает самое яркое её исполнение. Впрочем, бывали песни и совершенно тематические: Ньнче Святки — все святые вечера! Все мои подруги на игрища пошли, Мене, молоду, свекор не пустил.
Заставил мене свекор овин сушить. И я-то со зла овин сожгла, Овин сожгла и туды ж пошла. Нынче Святки, все святые вечера! Все мои подружки на игрища пошли, Мене, молоду, свекры не пустила, Заставила свекры красен натыкать. Я со зла красна изорвала, берды выломала, Берды выломала да и туды ж пошла. Поэтому спустя недельки две-три сваха появляется в доме которой-нибудь девушки, садится под матицу и пресловутым предисловием начинает вести сватовство. Время от Святок до масленицы считается лучшим для заключения браков», — записывает Елена Резанова.
Возможность заключения брачного союза вскоре после святочных вечеров учитывалась и родителями, имевшими детей «на выданье» и «на возрасте». Так что крестьянские семьи считали необходимым проведение святочных сборищ молодёжи и стремились их во что бы то ни стало организовать, разумеется, исходя в этом из имевшихся возможностей. Неимущие крестьяне в складчину организовывали так называемые ссыпки. Ссыпки — тоже игрище, устраиваемое несколькими небогатыми крестьянскими семьями, «на которое может приходить всякий, кто бы ни вздумал».
Как в России проходят Святки: традиции, гадания и запреты
Русская история указывает, что и царь Иван Васильевич Грозный со своими опричниками маскировался, подобно скоморохам, и даже казнил К. Репнина за то, что тот не надел личины. Петр I любил святочные игрища, в которых сам принимал участие, как было выше нами замечено. В его время святочные игры бывали не только в городах и в сельских приютах, но и в царских теремах, где царевны святочничали с верховными сенными девушками и боярынями. Гадание В состав святочных обрядов входит гадание, где по каким-либо особенным знакам, искусственным или естественным, стараются предузнать человеческий жребий, свое будущее. В язычестве гадание составляло одно из главных обрядов богослужения; но когда язычники стали переходить в христианство, то гадание стало преследоваться под видом ворожбы, и если гадание и осталось в народе как сила привычки по праву давности, то как народная забава самое слово «гадание» сродно с еврейским словом Гад, Gad — так называлась богиня счастья, а по другим, от санскритского Gad — исследовать, по третьим — Gadam — испытывать. Самое же гадание в древности было служение богине Гаде фортуне, богине счастья. Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или знаках, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали.
Ворожбою называлось действие сверхъестественных враждебных сил ко вреду одних или к пользе других, почему волхование, по толкованию Стоглава, называлось бесовским служением и имело одно и то же значение, что и колдовство, колдование, которым, по сказанию, занимались халдейские и другие волхвы. Способы гадания бывают естественные или искусственные, какие встречаются не только у восточных народов, но у греков, римлян и славян. Святочными гаданиями вообще занимаются вечером или ночью. Святочные гадания, 1890-ые гг. Святочные вертепы и звезды Мы уже упоминали о бумажной звезде, с которой маленькие мальчики ходят на Рождестве славить Христа. Колядки, 1880-е гг. В Сибири также ходили с вертепом, о котором в наше время мало кто говорит.
Это был ящик о двух ярусах; в нем представляли разными деревянными фигурами сцены, относящиеся к Рождеству Христову: явление ангелов, поклонение волхвов, бегство в Египет. В верхнем ярусе вертепа представлялась смерть Ирода, а в нижнем — пляски. При этом дьячок зажигал свечи, которыми освещалась внутренность вертепа, а трапезник гасил их. У одного за плечами был кузов, у другого в руках тарелка, в которую клали деньги. С вертепом хаживали мальчики, иногда в сопровождении гудочника или скрипача. Славление наших царей Хотя в России не было западного праздника «путешествие трех царей», но со времен царя Алексея Михайловича было введено ходить государям о Святках славить даже к своим подданным. Славление это начиналось с полудня праздника следующим образом: процессии предшествуют двое чиновников с барабанами в руках и ударяют в них палочками, обернутыми сукном.
За ними следует царь со всем клиром и с толпою князей и бояр. Они едут на санях и посещают знатнейших придворных вельмож. По вступлении в дом к кому-либо поют: «Тебе Бога хвалим» и поздравляют с Новым годом. Потом хозяин подносит царю подарок деньгами и угощает его со свитою. После угощения они отправляются к другому вельможе. То же говорит Броун в своем путешествии по России в 1649 году. В таком случае их угощают, и это называется славлением.
Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами. Эта церемония началась с 1702 г. Первого Бранса царь Петр I посетил в 9 часов утра; с ним проехало около 300 человек на санях и верхом. Столы покрыты были различными лакомствами, сперва подавали холодные, а потом горячие кушанья. Веселость была непринужденная, и напитки лились щедрою рукой. Около 3 часов Его Величество со всем своим двором отправился к Лупсу, где было такое же угощение, потом в другие, наконец, вся его свита поехала отдыхать в домы, нарочно для этого построенные». Из современных записок видно, что наказываемы были те кнутом и батогами, которые уклонялись от славления.
У Желябужского в летопись внесено, что Григорий Камынин бит плетьми за то, что, быв записан в славленье, да не ездил. При императрице Елизавете Петровне на Руси о Рождестве Христове давалось придворным певчим дача жалование под названием славленного. Петр I с 1 января 1700 г. Но это был уже гражданский праздник. Славильщики-городовые Несколько слов о Васильевом вечере Васильев вечер, канун Нового года, слившийся вместе со Святками или каледою в наше время, в прежнее время именовался то богатым вечером, то авсенем, то овсенем, то таусеном, то усеном, то иногда говсенем или бауценем в губерниях Рязанской, Симбирской, Владимирской, Нижегородской и отчасти в Пензенской, а в некоторых губерниях каледой и таусенем, так как эти два праздника ныне безразлично сливаются в одни Святки. Под влиянием христианства если народ забывал своих главных богов, то припоминал своих второстепенных, и особенно те мифы физические, которые имели предметом олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей, сюда относят Авсеня или Таусеня как божество. Если у нас год начинался с марта, то понятно, что Авсень было божество, покровительствовавшее первым весенним посевам, сравнивая с нем.
Но как Петр I изменил наше древнее счисление и предписал считать начало года с 1 января, то празднование Авсеня перешло на Васильев вечер. Однако же темные предания об Авсене бессознательно сохранились в народе, что можно заключить уже из того, что деревенские славильщики, ходя по избам своих односельчан с песнями, при входе в каждый дом бросают на пол по нескольку хлебных зерен; и эти зерна собираются старухами и хозяйками дома и сберегаются до весеннего посева. Может быть, овсень происходит от выражения «О весне». Понравился материал? Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
Управляли ими один единственный кукловод. Он же их и озвучивал разными голосами, с разными эмоциями. Все это сопровождалось музыкой. На вертепе представлено рождение Иисуса Христа. Царство Ирода. Что касается кукол, еще одну делали дети. Она была в виде крестика - кукла-перушка. С ней ходили колядовать. Научный сотрудник государственного музея-заповедника "Куликово поле" Игорь Бурцев говорит, что колядование, как впрочем и святочные традиции в целом, в Тульской области достаточно устойчивы. Вероятно, в 21 веке они сохранят вою социальную значимость. К сожалению, нам не удалось охватить своими исследованиями всю Тульскую область. Эта работа нам представляется перспективной на будущее", - говорит Игорь Бурцев. Кстати, в Центре народного творчества работает выставка-представление "Правда сбудется — не минуется…". Она знакомит туляков и гостей города с народными святочными обычаями Тульской губернии и соседних областей. Посетить выставку можно только по предварительным коллективным заявкам группы от 15 до 25 человек.
Коляда в переводе означало - солнце-младенец. Оно в этот день зарождалось с новой силой. Это, вероятно, было связано с самыми длинными ночами, которые после дня зимнего солнцестояния начинали укорачиваться. Соответственно, день увеличивался. Праздновали Коляду вплоть до 6 января. В этот день жгли большие костры, чтобы помочь Солнцу нарастить силу, а также рядились в страшные костюмы, чтобы отпугивать нечисть, которая долгими зимними ночами могла шастать по земле. То есть колядки у православных нынче начинаются с 7 января и длятся неделю - до Старого Нового года. Именовать и стали Рождественскими Святками.
Среди старинных деревянных домов хутора традиции оживают. Ежегодно в начале святок на Щёлоковском хуторе с самого утра начинаются настоящие народные гулянья. В этом году из-за морозов программу сократили. Но это не помешало посетителям окунуться в атмосферу народной сказки. Какие же святки без ряженых?
А что меня ждет? Рассказываем и показываем, как гадали на Вологодчине в Святки
Некоторые из них являются пасторальными колядками, восхваляющими рождение младенца Христа, в то время как другие связаны с Колядой, древней дохристианской славянской богиней солнца. Считалось, что Коляда может сделать длинные зимние дни теплее и принести солнечный свет в дома людей. Эти песни широко популярны на Украине, в Беларуси и России. За их пение людям обычно дают немного денег, фруктов, сладостей и пирогов. В принципе, Рождество было большим и важным праздником для каждой русской семьи и остается таковым до сих пор. Год заканчивается Карачуном самой длинной ночью в году , а новый год начинается Колядой, или Рождеством Солнца.
В целом праздник можно охарактеризовать так: массовые народные гуляния, проведение обрядов. Бедных, больных и убогих вспоминали в Святки. Все неравнодушные посещали тюрьмы и больницы. Верующие во время Святок отправлялись на богослужения. Важно знать, что до наших дней сохранился обычай, связанный со Святками. Речь идёт о Святочных Колядованиях их цель — пожелание всем хорошего урожая, максимального достатка и благосостояния. Колядующие небольшими группами приходили в дома, перед этим переодевшись в различных животных, бесов или кикимор. Детвора пела поздравительные колядки и просила за это угощения.
В основном на Святки гадали на будущее и благополучие своей семьи, урожай и любовь. Места обрядов выбирали такие, где, по поверьям, обитали духи и нечистая сила. Это мог быть перекресток, лес, река, баня или место рядом с печью. Самыми популярными были гадания на любовь и на будущее. Гадали в основном на подручных материалах — блюдах, свечах, зеркалах и поленьях. Гадание на полене на суженого. В темноте или спиной к дровенику гадающие, обычно девушки, брали полено наугад. Гладкое полено означало, что муж попадается хороший, бревно с трещинами сулило сердитого супруга, полено с множество сучков — дурного избранника. Подблюдное гадание на будущее. Гадающие складывали в блюдо украшения, а затем накрывали его полотенцем. Блюдо с предметами нужно было трясти под песенки-наговоры, в которых говорилось и о любви, и о надвигающихся бедах, и о деньгах. Когда песенка останавливалась, из блюда наугад доставали один предмет. Хозяину этой вещи и сулили то, о чем говорилось в песне. Чего нельзя делать на Святки Хоть Святки и считаются днями разгула и веселья, определенных правил и даже запретов стоит придерживаться, чтобы не навлечь на себя беду.
Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www.
Святки в русской деревне XIII–XVIII веков
Забайкальский краеведческий музей провёл для школьников рождественские Святки | 18 января Городской совет ветеранов и Совет ветеранов НИИМаш побывали в Центральной городской библиотеке. Тема встречи «Мы на Святки принесли колядки»! |
Святки 2024 - Православный журнал «Фома» | Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. |
«Ох, уж эти святки!»: в Стамбуле колядовали и гадали о будущем | В дни между Рождеством и Крещением православные верующие отмечают Рождественские святки. |
Святки: что это за праздник, христианские традиции празднования | С первой звезды в канун Рождества и до самого Крещения в России в течение 12 дней длятся Святки. |
Святки. Записки этнографа
Это поясняет портал boooh. Святки начинаются 6 января в канун Рождества, на Коляду, с момента восхождения на небе первой звезды и заканчиваются 18 января в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды. Исторические факты Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» — традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение.
Посетители библиотеки узнали, что такое колядки и когда их устраивали, как это всё происходило на страницах русской литературы.
Также сотрудники библиотеки знакомили участников тематического дня с народными приметами и обычаями, связанными с январскими праздниками. А их на первый месяц года приходится очень много: это и Новый год, и Старый Новый год, и два Сочельника — Рождественский и Крещенский, и собственно Рождество и Крещение, и Святочная неделя… Вот уж действительно: «Кабы не было зимы в городах и селах, никогда б не знали мы этих дней веселых! Отдельная страничка тематического дня была посвящена зиме как времени года — сколько она длится, какой бывает, чем можно заниматься и развлекаться зимой, какие существуют зимние виды спорта.
Святки считались временем разгула нечистой силы. Наряжаясь в шкуры, маски, распевая песни и устраивая такие погромы, народ уподоблялся нечисти, старался с ней слиться, чтобы иметь возможность пообщаться и попросить потусторонние силы исполнить их заветные желания. Главное, о чем просили — хороший урожай. Однако в числе пожеланий были также материальное благополучие, удачный брак и вообще все, о чем мечтали люди того времени. Кстати, обычай купаться в проруби на Руси тоже был известен задолго до принятия христианства. Например, арабский путешественник и купец Ибн-Даста примерно в 30-е годы X века описал этот обряд. Словене погружаются в прорубь, ибо они язычники и таким образом почитают суровое ледяное божество своей холодной родины. Как отмечали Святки после принятия христианства Отношение православной церкви к народным святочным гуляниям было негативным. VI Вселенский собор, прошедший в 680—681 годах, постановил запретить гадания, обычаи колядовать и «рядиться». На смену им по примеру Византии полагалось посещать тюрьмы, помогать бедным и вообще принимать у себя любого гостя, так как считалось, что с ним приходит Божья благодать. Отсюда вытекает и традиция петь тропари на Рождество, то есть прославлять Христа, появившегося на свет. Таким образом, языческие колядки сменились духовными песнями , и обычай ходить по домам, чтобы получить угощения, обрел вполне одобряемую церковью форму. Кондак Рождества Христова, глас 3 Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог. Икос: Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом: приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа. Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение: тамо обретеся кладезь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася. Тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову. Сего ради к Нему идем, где родися Отроча младо, Превечный Бог. Однако народные традиции, далеко не всегда сопоставимые с христианскими правилами, не исчезли спустя много веков после крещения Руси. Люди продолжали гадать и проводить ритуалы для общения с нечистой силой.
С этого момента дни становятся длиннее, а древние люди считали, что это означает рождение Нового года. Они думали, что в этот период вся судьба на предстоящий год определяется. Поэтому к Святкам относились с особым уважением и вниманием. Первая неделя Святок называется святой неделей и включает в себя празднование Рождества. Вторая неделя называется «страшной». Рождество Христово Славянские народы считали, что злые силы особенно опасны в эту неделю. Этот период включает в себя всевозможные гадания, а также прогулки и игры на свежем воздухе. Славяне все это время пировали до крайности, в надежде, что следующие 12 месяцев будут плодотворными. Для русских крестьян, которые круглый год трудились на полях. Празднование становилось долгожданным перерывом от изнуряющей работы, ведь во время Святок не принято было работать, заниматься рукоделием и шитьем, заключать бракосочетание и т. Что делать на Святки Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения — ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам. К Святкам, 6 января, заканчивается Рождественский пост. В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику Рождества Христова, который отмечают 7 января. В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились. Как отмечают Святки православные Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество , а также в канун и первый день старого Нового года ночь с 13 на 14 января ; канун Крещения. Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок, славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив — требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями. Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое». Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд — христославление. Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда чаще всего это были дети либо молодежь ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка — символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками. Традиции Святок включают также церемонию посевания. Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей. В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли.