Кадр из документального фильма «Советы в космосе» РИА Новости По словам Александра Железнякова, на завершающей стадии полёта возникли технические трудности.
Юрий Алексеевич Гагарин
Эта победа имела огромное значение для Советского Союза, поскольку она подтверждала научно-техническое превосходство страны в глазах мирового сообщества. Полёт Юрия Гагарина ста л символом достижений советской науки и технологий, а также открыл новую эру в изучении космоса. Данная миссия была отправной точкой для многих других космических программ, которые привели к разработке международной космической станции, а также других значительных достижений.
Отец говорил: "… Что же это за работа — бегать? Ты ему напиши, Нюра, что мужчине такое не к лицу". Но новость о том, что ученики могут быть направлены в Саратовский техникум по специальности, обрадовала родителей. К счастью, Юрия Алексеевича литейное отделение имелось и там. Недолго думая, ребята пришли к своему директору. И тот дал им все нужные документы, оформил бесплатные билеты на поезд и отправил их вместе с воспитателем Никифоровым Владимиром Александровичем в Саратов. Студенты были хоть отнюдь не маленькими Гагарину и его сверстникам на тот момент было 17 лет , но директор завода все равно боялся за них — как-никак новый город. В письмах родным Юрий Алексеевич восторгался величием и могуществом реки Волги.
Жил он тогда в общежитии при Саратовском индустриальном техникуме, которое находилось по адресу: г. Саратов, ул. Мичурина, д. Сегодня этот техникум гордо несет имя Юрия Алексеевича Гагарина. И вот трое друзей из Люберец стали учиться в одном из самых лучших техникумов Союза. За время учебы там Юра все также продолжал писать письма родителям. Он рассказывал о своих увлечениях, друзьях, планах, даже присылал свои фотографии, например где он играл в составе местной баскетбольной команде техникума. В Саратове Гагарин познакомился с театром. Часть денег со стипендии он всегда откладывал на билеты интересных ему премьер. Учился также слаженно, поражал преподавателей своими способностями и познаниями в математике и физике, помогал сокурсникам в сложных для них предметах, да так, что те выходили вперед и становились отличниками.
С Гагарина стали брать пример. Начал он еще много читать книг, особенно историй из Великой Отечественной войны. Рассказ о герое-летчике задел его тонкие нити души. Гагарин в письмах и со своими сокурсниками стал обсуждать идею о полетах на самолете. Жила уже тогда в нем искорка героизма и тяги к подвигам. Перейдя в 1954-м году на четвертый курс обучения, с гордостью своей маме в письме он заявил о наборе четверокурсников в местный аэроклуб. В аэроклуб объявили прием четверокурсников техникумов. Аэроклуб—это то, о чем только можно мечтать! Начинался самый напряженный год, оставалось всего ничего до защиты диплома, но Гагарин не отчаивался и старался совмещать занятия в техникуме с курсами в аэроклубе. Своим родителям он стал писать намного меньше, потому что стало не хватать того лишнего часа времени в сутках.
Но понимал он, что матери и отцу без его весточек будет тяжело, поэтому ни за что не смел забывать о них и своих учебных делах. И вот наконец, диплом получен. За тот нелегкий последний год Гагарину приходилось много чертить. Благодарил он за это своего учителя, которые преподавал черчение еще в Люберецком ремесленном училище. За свой дипломный проект Юрий Алексеевич Гагарин получил твердую «пятерку», а также характеристику дисциплинированного, ответственного и добросовестного ученика. В самом дипломе была лишь только одна «четверка» — по психологии. Как только Гагарин окончил ремесленное училище, он сразу перешел в летное. В аэроклубе у него был невероятно умный и опытный летчик-инструктор Дмитрий Павлович Мартьянов, с него Гагарин стал брать пример. Возможно, если бы не он, то не стал бы Юрий Алексеевич заниматься пилотированием самолетов. Мартьянов был влюблен в авиацию, авиация была частью его жизни.
Это отношение он смог передать и Юре. Уже после смерти Гагарина Саратовский аэроклуб писал письма благодарности его матери: «Анна Тимофеевна! Мы, работники Саратовского аэроклуба, гордимся Вашим сыном, а нашим учеником. Аэроклуб сыграл решающую роль в становлении Юрия Алексеевича как летчика. Очень важно, как начинается путь. Юрий Гагарин с первых летных шагов показал и доказал свою любовь и преданность авиации. Из того набора, где был Юра, ему первому был доверен самостоятельный полет»... Юра гордился своим делом. Успехами он всегда делился со своими родителями. Однажды Гагарин во время своего первого самостоятельного полета на самолете смог стать героем материала в местной газете.
Один выпуск он запечатал в конверт и вместе со своим письмом отправил почтой домой к родителям. Распечатав его, мама увидела овальную фотографию своего сына, в которой видно, как он сидит в кабине пилота — серьезный, повзрослевший. Идеей стать летчиком Гагарин заболел давно, еще во время учебы в вечерней школе в Люберцах. На вручении диплома об окончании семи классов директор спросил Юрия о том, кем он хочет быть. И тот недолго думая, резко и четко, в своей манере ответил, что летчиком. За своей мечтой он поехал в Оренбург тогда — Чкалов поступать в авиационное училище. Прошел он туда без сдачи экзаменов, так как у него был диплом свидетельствующий об отличном окончании техникума. Да и похвалы из аэроклуба были не лишними. Зачем земля, когда есть небо? В начале материала я как-то сказал, что полет за пределы нашей планеты разделил жизнь Гагарина на две части.
Однако до этого события периодом, принесшим в его жизнь много нового, стало поступление в Авиационное училище. За годы обучения в нем Гагарин нашел дело своей жизни, верность которому он пронес до конца своих дней. Точно также, как и жена Гагарина Валентина смогла сохранить верность мужу, даже после его гибели… В письмах родителям Юрий Алексеевич всегда хорошо отзывался о командирах училища, всегда в подробностях расписывал занятия, не стеснялся и делиться своими успехами. Но, как и у всех, не всегда у Гагарина все шло так, как хотелось бы. Во время учебы в авиационном училище был момент, что Гагарина чуть не отчислили. Он умел мастерски маневрировать самолетом, но вот посадка ему давалась с трудом. Очень часто Гагарин задевал землю кармой самолета, а все из-за его маленького роста. У него был ограниченный угол обзора, из-за которого рассчитать примерное расстояние до земли было сложно. Первым об этом догадался инструктор училища Анатолий Колосов, спасший в конечном счете Гагарина от отчисления. На экзамене, чтобы компенсировать недостаток роста, Колосов подложил под кресло подкладку.
И перед полковником Григорием Константиновичем Серковым, заместителем полковника Полшкова, ученик показал себя достойно, осуществив четкий и безошибочный полет. Был довольно один комичный момент в этой истории. У пилотов есть давняя традиция, что прошедший контрольный полет летчик, дарит принимающему экзамен пачку самых дорогих, самых лучших сигарет. Когда Гагарин достал из массивной папки, выступавшей в роли подкладки на сиденьи в кабине пилота, пачку сигарет. Та была изрядно помята. Серков ответил ему: «Видно, задолго готовился к полету, товарищ Гагарин. Поздравляю вас с успешной сдачей экзамена». После этого Юрию Алексеевичу также было присвоено офицерское звание. Однако вернемся к 1955-му году, к тому времени, когда Гагарин только-только поступил в 1-е военное авиационное училище в Чкалове ныне Оренбурге. Когда настала пора отпуска, в ноябре 1955-го Юрий Алексеевич — статный, повзрослевший приехал к своим родителям.
Анна Тимофеевна давно стала обращать внимание на часто мелькающее имя Валентины, будущей жены Гагарина в его письмах. После разговора об этом мама конечно же была рада, что её сын нашел свою первую настоящую любовь. Валентина родилась 15 декабря 1935-го года и училась в местном медицинском училище, расположенном неподалеку от авиационной академии, где учился Гагарин. Юрию Алексеевичу будущая жена понравилась сразу. Это была любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Её застенчивость, голубое платье, удивительная улыбка, внутреннее тепло и красота сразу запали молодому курсанту глубоко в душу. Свадьбы у пары было целых две: первую они сыграли сразу после того, как закончили учебу, в Чкалове с родственниками Валентины и их общими друзьями, а вторую свадьбу пара сыграла уже в Гжатске, где были приглашены все родственники и друзья Гагарина. А все потому, что хотелось пригласить всех, но не все могли бы приехать в какое-то определенное место. Поэтому чтобы никого не обидеть, Юрий и Валентина пришли к такому решению. Спустя полгода, сдав все экзамены, к нему приехала Валентина.
Пока молодожены были в разных городах, каждый день они писали друг другу письма. Выводя каждую букву, подбирая слова Юра старался максимально подробно выразить то, что он чувствует к своей супруге. Это было больше, чем просто любовь. Он уважал, ценил свою жену, как и она его. Всегда старался её чем-то радовать. День встречи оба ждали с трепетом в сердце и теплом в душе. Валя закончила учебу и получила специальность фельдшера. Молодая пара первое время жила в маленькой комнате, которую им любезно согласилась дать местная учительница на время своего отпуска.
И лицо это должно быть открытым, приветливым, располагающим к себе.
О том, кто же все-таки полетит, космонавтам сообщили лишь 10 апреля. Гагарину выпала честь испытать корабль «Восток-1» — совершить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 км с посадкой в заданном районе. За условные полтора часа нужно было проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей и убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта. Дублером назначили Германа Титова. Юрий Гагарин во время предстартовой подготовки на космодроме Байконур 12 апреля трехступенчатая ракета-носитель «Восток» доставила на орбиту корабль с человеком на борту. Двигатели третьей ступени ракеты вовремя не выключились, и корабль вышел на 100 км выше расчетной высоты, тем не менее в целом полет проходил по заданному расписанию. Гагарин постоянно докладывал о своем самочувствии, производил записи в бортжурнал и бортовой магнитофон, проводил простые эксперименты — например, впервые в истории поел в космосе. Затем надо было мне записать очередной доклад. Взял планшет, а карандаша на месте не оказалось.
Улетел куда-то. Ушко было привернуто к карандашу шурупчиком, но его, видимо, надо было или на клей поставить, или потуже завернуть. Этот шуруп вывернулся, и карандаш улетел. Свернул бортжурнал и вложил в карман. Все равно не пригодится, писать же нечем», — о каждом своем действии Гагарин доложил на заседании Государственной комиссии 13 апреля. В конце полета не произошло штатного разделения отсеков, и 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался с высокой скоростью. Перенести такое мог бы далеко не каждый человек. В личной характеристике Гагарина отмечалась его способность быстро ориентироваться в новой обстановке и владеть собой в различных неожиданных ситуациях. Так и во время непредвиденной ситуации на борту корабля «Восток-1» он сумел сохранить хладнокровие и решил «шум не поднимать», лишь сообщил на Землю, что разделения не произошло.
Получился «кардибалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Все кружилось. То вижу Африку над Африкой произошло это , то горизонт, то небо.
На высоте нескольких километров от поверхности Земли космонавт катапультировался и приземлился на парашюте на пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. В апреле 2011 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН странами была принята резолюция, которая официально провозгласила 12 апреля Международным днём полета человека в космос. Соавторами данной резолюции стали более чем 60 государств мира. Таким образом, праздник День космонавтики, который ранее отмечался в СССР, а затем и в России, получил международный статус и признание. Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года совершил настоящий подвиг. И дело не только в том, что до него ни один человек не летал в космос, а в том, что этот полет мог стать для него первым и последним.
При этом проблемы могли возникнуть даже на финальной стадии полета во время торможения и входа спускаемого аппарата в атмосферу Земли. Советский Союз не собирался скрывать информацию о полете первого человека в космос вне зависимости от исхода полета. Первое — торжественное на случай успешного полета. Второе — на случай, если корабль с космонавтом приземлиться не в заданном районе и не на территории СССР. Это сообщение должно было предупредить страны, что на их территории может приземлиться космонавт и ему понадобится помощь. К счастью для Юрия Гагарина и для всех нас, первый полет в космос завершился успешно. Жители Земли услышали 12 апреля 1961 года торжественное обращение ТАСС, которое ознаменовало собой новый этап космической эры человечества. Как родилась знаменитая фраза «Поехали!
12 апреля -День космонавтики, 60 лет полёту Юрия Гагарина в космос
После полета в космос он вернулся в Узморье и поблагодарил тех, кто первыми встретил его на земле. Восьмой факт Факт запуска Гагарина в космос предварительно не освещался в СМИ ввиду обеспечения секретности полета. После полета в космос Гагарин активно занимался международной общественной деятельностью. Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос. 12 апреля 1961 года состоялся первый полёт человека в открытый космос, ставший одной из самых важных вех в истории всего человечества.
Гагарин Юрий Алексеевич
Соавторами данной резолюции стали более чем 60 государств мира. Таким образом, праздник День космонавтики, который ранее отмечался в СССР, а затем и в России, получил международный статус и признание. Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года совершил настоящий подвиг. И дело не только в том, что до него ни один человек не летал в космос, а в том, что этот полет мог стать для него первым и последним. При этом проблемы могли возникнуть даже на финальной стадии полета во время торможения и входа спускаемого аппарата в атмосферу Земли. Советский Союз не собирался скрывать информацию о полете первого человека в космос вне зависимости от исхода полета. Первое — торжественное на случай успешного полета. Второе — на случай, если корабль с космонавтом приземлиться не в заданном районе и не на территории СССР. Это сообщение должно было предупредить страны, что на их территории может приземлиться космонавт и ему понадобится помощь. К счастью для Юрия Гагарина и для всех нас, первый полет в космос завершился успешно.
Жители Земли услышали 12 апреля 1961 года торжественное обращение ТАСС, которое ознаменовало собой новый этап космической эры человечества. Как родилась знаменитая фраза «Поехали! Ёмкая фраза очень быстро превратилась в настоящий символ, который олицетворял собой новую, космическую эру в истории всего человечества. Существует несколько версий того, откуда именно взялась данная фраза, но все эти версии объединяет летчик-испытатель Марк Галлай, который был методистом и инструктором первого отряда советских космонавтов.
И все это началось 12 апреля 1961 года. Однако 12 апреля - это гораздо больше, чем просто день, символизирующий ушедшее в прошлое советское технологическое превосходство. Гагарин родился 9 марта 1934 года, сын работницы молочно фермы и плотника, и на протяжении всей его жизни простое и скромное происхождение характеризовало его поведение. Юрий фактически представлял собой романтический идеал советского человека, скромного происхождения и твердого характера, но с блестящим будущим. На самом деле, роль Гагарина не закончилась после того, как ему удалось приземлиться в степи Казахстана. Как первый человек в истории, совершивший полет на орбиту, он стал символом советского успеха и превосходства над загнивающим западом. Во всем мире Гагарина считали и продолжают считать героем. Он был человеком, который первым бросил вызов и превзошел последний рубеж человеческого освоения: первый человек в космосе. Он был человеком, который в разгар космической гонки, оказавшись на орбите, сказал: "Я вижу Землю!
Юрий Алексеевич быстро адаптировался, смог продолжить выполнение своей программы. Первый космонавт Земли ел, пил, поддерживал постоянную связь с Землей по разным каналам. Вскоре он спускается и приземляется без происшествий. Вид изнутри кабины космонавта космического корабля-спутника «Восток»: 1. Земля имела очень красивый и отчетливый синий цвет. Благодаря тщательной подготовке, после приземления первый космонавт чувствовал себя хорошо. Достижение Гагарина открыло новую эру в истории человечества. Дальнейшие полеты человека в космос происходили быстро. Уже 5 мая 1961 года Алан Шепард пилотировал космический корабль Freedom 7 и стал вторым человеком и первым американцем, отправившимся в космос. Юрий Алексеевич Гагарин мгновенно стал всемирной знаменитостью.
В шестилетнем возрасте Юра пошел в школу. Мальчик проучился всего год, когда грянула Великая отечественная война. Фашисты захватили многие советские города и деревни, в том числе, и Клушино. Поэтому о дальнейшей учебе в школе маленькому Юре пришлось забыть. Когда Гагарин вырос и стал знаменитым, он предпочитал не вспоминать о тяжелом времени оккупации. Когда фашисты отступали, они угнали Зою и Валентину Гагариных в Германию. К счастью, им удалось вернуться оттуда живыми. Юрий Гагарин в детстве Деревню, где жили Гагарины, освободили в 1943 году. Когда война закончилась, Гагарины перебрались в Гжатск. Там мальчик продолжил свою учебу. Мальчик был очень любознательным и способным. У него было очень много увлечений, например, фотография, музыка и пр. После окончания шестого класса школы Юра решил переехать в столицу, где было намного больше возможностей для его дальнейшего развития. Родители юноши были не слишком довольны таким решением и пытались его отговорить, однако Юрий своего решения не изменил и в пятнадцатилетнем возрасте переехал в Москву. Подросток поселился у столичных родственников и поступил на учебу в ремесленное училище. Параллельно он учился в московской школе рабочей молодежи, уже в седьмом классе. В это время он начал играть в баскетбол, в скором времени став капитаном команды. Через несколько лет Гагарин переехал в Саратов, поступив на учебу в местный индустриальный техникум. В Саратове Юрий впервые оказался в клубе авиалюбителей. В клубе читались доклады людей, ставших основателями космонавтики. Впервые познакомившись с выкладками Циолковского , молодой человек влюбился в небо и решил связать свою жизнь с авиацией. Юрий Гагарин в юности Выпустившись из техникума, Юрий уже имел на своем счету несколько полетов на небольшом учебно-тренировочном самолете. Через пару месяцев после окончания техникума Гагарин был призван в Чкаловское военное авиаучилище для прохождения службы в армии. Во время учебы у Юрия возник конфликт с однокурсниками, который едва не закончился трагически. Гагарин был помощником командира взвода. Он очень строго относился к дисциплине, а некоторых сокурсников такое положение дел не устраивало. Они решили проучить юношу и жестоко избили его ночью. В результате этого Юрий попал в больницу, где ему пришлось провести целый месяц. Вернувшись на службу, он остался таким же строгим и требовательным, как и до избиения. Сломить боевой дух будущего космонавта хулиганам не удалось. Во время учебы Гагарину удавалось успешно справляться со всеми заданиями, за исключением посадки самолета. Управляемое курсантом воздушное судно все время «клевало носом». В училище к обучающимся предъявлялись чрезвычайно строгие требования, поэтому Гагарина решили отчислить. Юрий был невероятно огорчен этим решением, так как без неба уже не представлял своей дальнейшей жизни. К счастью, начальник летного училища, который все время пытался понять, почему его лучший курсант не может освоить посадку самолета, предположил, что неудачи объясняются маленьким ростом молодого человека. Юрию предоставили последний шанс, и юноша его блестяще реализовал. Научиться сажать самолет ему удалось после того, как на кресло пилота положили подкладку, позволившую увеличить угол обзора. Окончив в 1957 году летное училище, Гагарин отправился в Мурманскую область для прохождения дальнейшей службы.
90 лет со дня рождения Юрия Гагарина: как был осуществлён первый полет в космос?
Полет Юрия Гагарина в космос приближался к своему завершению. Из-за неисправности корабль беспорядочно вертелся 10 минут перед входом в атмосферу – это случилось по причине недобора импульсов. Вернуться в космос ему не удалось: 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб при выполнении полета на учебно-тренировочном истребителе МиГ-15 УТИ. Первая полоса экстренного выпуска газеты «Правда» от 12 апреля 1961 года, посвящённого полёту Юрия Гагарина в космос. на корабле "Восток" полетел в космос Юрий Гагарин.
10 неизвестных фактов о полете Гагарина
В этот день состоялся первый полет человека в космос. В этот день, 12 апреля, 62 года назад Юрий Гагарин стал первым человеком в истории, отправившимся в космос. После первого полёта в космос Юрий Гагарин стал не просто кумиром и самым главным гостем во всех странах мира. 12 апреля Международный день полёта человека в космос 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. О том, что для самого Юрия Гагарина значил этот полет, сегодня достоверно известно благодаря прощальному письму жене, которое было написано за два дня до старта.
Юрий Гагарин совершил первый полёт в космос 58 лет назад
Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина. Рекорд Юрия Гагарина уникален тем, что он является первопроходцем космоса. Буквально за два года до полета в космос в жизни Юрия и Валентины Гагариной случилось самое долгожданное событие — у пары 17 апреля 1959-го года родилась их первая дочурка Лена.
Юрий Гагарин
СССР первая страна в мире, которая отправила человека в космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1». Этому событию в России будет посвящено множество праздничных мероприятий, различных форм и масштабов. Тематические устные журналы, форумы, диспуты, научные конференции, встречи и концерты планируют провести учреждения культуры, научные сообщества и организации просвещения. Конверт, посвященный 12 апреля, автор Юрий Ряховский Кроме того, организаторам мероприятий следует помнить, что главная тема 2024 года, это будет Год семьи в России. Эти темы следует учитывать при составлении сценария на День космонавтики и желательно совмещать их в программах. Напомним вам хронику первого полета человека в космос. Начало космической эры Корабль «Восток-1» 80 лет назад человек впервые отправился в космос. Космическая капсула была поднята ракетой «Восток», созданной на базе межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, с космодрома Байконур.
Место старта находилось примерно в 320 км к юго-западу, недалеко от железнодорожной станции Тюратам Казахстан , а название «Байконур» использовалось, чтобы запутать и сохранить это место в секрете. Стартовая площадка, известная в настоящее время как «Старт Гагарина», является частью крупнейшего в мире действующего космодрома и ныне известного как космодром Байконур.
Это непостижимо было для нашего времени, для нашего села такое событие». Совхоз «Безымянский».
И там все говорят: «У вас на территории приземлился такой человек». Как-то душа радовалась, что это у нас. Аппарат у нас на горе упал, а сам Гагарин дальше приземлился. Корабль упал не там, где стела стоит.
Он упал на наших полях, колхоза Шевченко. Всего — человек шесть. Помогли ему вылезти. Он спрашивает: «А можно позвонить у вас тут?
Там в полях телефона нет, только в селе. Когда он сказал, что нужно позвонить, у нас тут военная часть была в Подгорном. Сразу приехала машина крытая, все это погрузили: и этот шар, и его самого. Потом он приезжал к нам 6 января 1965 года.
Тут уже все люди знали, что он к нам приедет. Вся дорога — полтора километра — от трассы и до села была заполнена людьми. До самого клуба. Когда приехали в клуб, там уже все собрались.
Перед этим меня председатель вызывает и говорит: «Люб, вот Гагарин приезжает. Пойдешь и поможешь постряпать». Все это было у председателя в доме рядом со старой школой. Я говорю: «Какая из меня повариха?
Апельсины привезли. Тогда их вообще не было как сейчас в каждом магазине. У нас учитель был по ботанике. Он все осенние цветы пересаживал, у него была целая оранжерея.
Обратились к нему. Гагарина принимали в пионеры, галстук повязали. Там немного выступили наши, рассказали о хороших показателях колхоза. Потом завели ему трудовую книжку.
И каждый год мы туда записывали заработок. Гагарин там выступал. Тогда еще нового клуба не построили хотя на здании клуба красуется надпись «1964 г. Там набилось столько народу.
Потом был обед в доме председателя. Мы его встречали, все настряпали. Повара были старше меня — Валя Зинченко, Татьяна Мишанина. Они хорошо готовили.
Они его встретили: «Раздевайтесь поскорее, проходьте». А он в ответ пошутил: «Быстрота нужна при ловле блох и когда пойдешь к чужой женщине». Привезли Тахтарову первые люди, которых Гагарин увидел после приземления — Анна Тахтарова и её внучка Рита, чуть позже подбежали колхозники, — прим. Он сказал: «Я вот вам подарочек привез.
Что в портфеле — это вам, а внучке будет портфель». Кожаный, хороший такой, а в нем отрез ткани. Его заставили открывать шампанское. Когда картошку поставили, там пюре было.
А Гагарин говорит: «А огуречков с кадушки вот нет».
Полет длился всего 108 минут, но и за это время возникли внештатные ситуации. Так, в конце полета неправильно сработала тормозная двигательная установка. В результате корабль начал хаотично кувыркаться. Это продолжалось целых 10 минут. Гагарин не хотел пугать ЦУП, и доложил о выходе системы из строя только после приземления. Другая аварийная ситуация произошла после катапультирования. В герметическом скафандре Гагарина не сразу открылся клапан для подачи воздуха, так что Юрий Алексеевич чуть не задохнулся. Наконец, из-за происшедшего в космосе сбоя системы торможения Гагарин приземлился не в районе Сталинграда, а в Саратовской области, недалеко от города Энгельс.
Два дня спустя, 14 апреля Юрий Алексеевич Гагарин приехал в Москву, где ему был оказан грандиозный прием. Всего Юрий Гагарин посетил более тридцати стран. Последние годы Однако Гагарин тяготился таким вниманием к своей персоне: ему хотелось вернуться в истребительную авиацию, а, может быть, даже полететь в космос вторично. Он закончил воздушно-инженерную академию имени Жуковского и получил квалификацию «летчик-инженер-космонавт». В 1966 Юрий Алексеевич начал подготовку к новой звездной экспедиции.
А вот для чего он не был предназначен, так это для приземления с человеком на борту.
В отличие от более поздних российских космических аппаратов, таких как современный Союз, Восток-1 не был оснащен двигателем для его замедления по мере направления к Земле, и потому Гагарин должен был катапультироваться до того, как достичь Земли на высоте примерно 7 км. Но так как достижение могли не засчитать как первый успешный пилотируемый полет в космос, если он не включал в себя пилотируемую посадку, эту деталь держали в секрете от официальной информации для печати. Что мешало более ранним миссиям достичь орбиты? Одним словом можно сказать - скорость. До Востока-1 ни одна ракета не была достаточно мощной, чтобы двигаться с такой скоростью. Капсула Востока-1 в форме пушечного ядра помогла ракете и космическому кораблю достичь необходимой скорости.
Покорители космоса. Они были первыми (к 60-летию полета Ю.А. Гагарина)
Вспоминает Евгений Анатольевич Карпов: 6:00 - состоялось предпусковое заседание Госкомиссии. Оно было удивительно простым и коротким. Все доклады сводились к одной фразе: «Замечаний нет, всё готово, вопросов нет, можно производить пуск». Как-то раньше не подумали об этом - спохватились в последний момент: чтобы при приземлении советского покорителя космоса ненароком не приняли за иностранного разведчика... Юрий Гагарин в пути к стартовой площадке, 12 апреля 1961 года На стартовой площадке все ждут космонавтов... Всё ближе. Останавливается почти у самой ракеты.
Первым из него выпрыгнул врач, помог выйти Юрию Гагарину. Попрощавшись с Гагариным, Титов возвратился в автобус. Короткий доклад председателю Госкомиссии, последние напутствия... Юрий Гагарин на Байконуре перед стартом, 12 апреля 1961 года Провожавших и обнимавших Гагарина перед посадкой в лифт оказалось гораздо больше, чем предусматривало где-то оговорённое расписание. Вместо пожелания счастливого пути некоторые прощались и даже плакали... Скупые, но достоверные кадры кинохроники этого момента сохранились - заслуга кинооператоров студии «Моснаучфильм».
Юрий Гагарин у лифта подъёмника на борт ракеты, 12 апреля 1961 года... И вот уже лифт поднимает Юрия к вершине ракеты... Юрий Гагарин перед входом в кабину космического корабля «Восток» Установлена связь между бункером стартового комплекса и кораблём «Восток». Около 8 часов утра повторное открытие и закрытие люка с проверкой концевого контакта оперативно крышка люка крепилась 32 гайками! Ивановский и слесарь-монтажник В. Других ЧП на старте «Востока» не зафиксировано.
Дежурному расчёту покинуть старт! Отвести фермы обслуживания! Рассказывает Юрий Алексеевич Гагарин: Всех волновал вопрос: как будет себя чувствовать человек в космосе? Не отразится ли, например, невесомость на активности его деятельности, адекватности реакций, способности принимать правильные решения? На «Востоках» предусматривался полностью автоматизированный цикл управления кораблём: от старта до посадки. И только при отказе автоматики космонавт должен был перейти на ручное управление.
Однако прежде он должен был преодолеть специальный «логический замок» - набрать на шестикнопочном пульте определённое трёхзначное число и лишь после этого мог включить ручное управление. Из опасения непредсказуемых действий космонавта решили не сообщать ему код заранее. Запечатанный конверт с «магическим числом» был приклеен к внутренней обшивке кабины рядом с креслом Гагарина. Достаточно было сорвать печать, чтобы за раскрывшимися лепестками конверта увидеть заветное число. Но вот что любопытно: спустя много лет выяснилось, что «магическое число» - 125 - стало известно Гагарину ещё на Земле до старта. Об этом позаботились ведущий конструктор корабля «Восток» Олег Ивановский и инструктор-методист группы космонавтов Марк Галлай.
Они не могли смириться с решением утаить от космонавта, пусть и до поры, возможность перейти на ручное управление… Воспоминания участников запуска 12 апреля 1961 года эти фрагменты интервью впервые прозвучали спустя пять лет после старта «Востока» - весной 1966 года : Отведены фермы обслуживания... Кириллова: «Ключ на старт! Раздался вулканический гул двигателей, ракета медленно оторвалась от стартового стола и, быстро набирая скорость, исчезла из глаз. Но это было первое в мире космическое телевидение! А переговоры Сергея Королёва позывной «Заря 1» и Юрия Гагарина позывной «Кедр» записывались на плёнку в стартовом комплексе и бортовым магнитофоном космического корабля: Переговоры на старте «Востока» Другой аудио- или кинохроники старта корабля «Восток», которую также можно считать подлинной, не существует. Всё на космодроме находилось в режиме строжайшей секретности.
Кинооператоров, командированных на Байконур, к моменту старта ракеты отвезли на «безопасное расстояние»... Исторический момент: старт ракеты на Байконуре, 12 апреля 1961 года Справедливости ради, необходимо отметить, что, начиная уже со следующего старта человека в космическое пространство полёта Германа Титова 6 августа 1961 года , на Байконуре всегда присутствовала небольшая группа журналистов ее называли «пресса космодрома» - представители информагентств, центральных газет, радио и телевидения. Благодаря им, со временем была собрана внушительная библиотека, фоно- и фильмотека жизни космодрома. Земля с космодрома Байконур, собранная в день Гагаринского старта. Экспонат Государственного музея истории космонавтики имени К. Циолковского Журналистская работа на Байконуре быстро приобрела свой стиль, породила определённые традиции.
Например, строго запрещалось единоличное использование полученной информации, сделанных наблюдений. Все детали - в общий котёл, а как с ними обращаться - личное дело каждого. Ракета-носитель «Восток» с Юрием Алексеевичем Гагариным на борту... Известные кадры общения Сергея Королёва из бункера стартовой площадки с находящимся в космическом корабле Юрием Гагариным были сняты гораздо позже, а не 12 апреля 1961 года - специально для документального кино. Вновь на космодроме собрали всех основных участников запуска корабля «Восток» и на цветную киноплёнку эффектно сняли инсценировку исторического события. Вполне возможно, что такая псевдодокументалистика или, если использовать современный термин, «реконструкция событий» при тотальной секретности в СССР всего того, что было связано с космонавтикой, и давала поводы сомневаться некоторым журналистам и писателям: действительно ли летал Гагарин в космос?
Послушайте и сравните предыдущую запись перепись с магнитофонной ленты от 12 апреля 61-го с вот этим фрагментом звука кинохроники: Фрагмент звука кинохроники Человек в космосе! Перегрузки закончились. Перегрузки на участке выведения заметного влияния на голос космонавта не оказывали. Радиосвязь была хорошей... В момент перехода связи со старта на Колпашево было несколько неприятных секунд: космонавт не слышал нас, а мы не слышали его. Не знаю, как я выглядел в этот момент, но Королёв, стоявший рядом со мной, волновался очень сильно: когда он брал микрофон, руки его дрожали, голос срывался, лицо перекашивалось и изменялось до неузнаваемости.
Все облегчённо вздохнули, когда Колпашево и Москва сообщили о восстановлении связи с космонавтом и о выходе корабля на орбиту»... Из воспоминаний инженеров космодрома Байконур: Специальный выпуск «Последних известий» Всесоюзного радио 10:02 - специальный выпуск «Последних известий» длился до 10 часов 20 минут, читал его Юрий Борисович Левитан : Юрий Левитан, 12 апреля 1961 года Сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство: «12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик лётчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полёт по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89 целых одну десятую минуты; минимальное удаление от поверхности Земли в перигее равно 175 километрам, а максимальное расстояние в апогее составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4 тысячи 725 килограммов, без учёта веса конечной ступени ракеты-носителя.
С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частота бортовых коротковолновых передатчиков составляет 9 целых 19 тысячных мегагерца и 20 целых 6 тысячных мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143 целых 625 тысячных мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полёте. Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенёс удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полёт корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается».
Социолог предположил, что когда будут первые полеты на Марс, тогда снова будет ажиотаж, и журналисты будут описывать это событие как очень важное в истории человечества. Правда, для покорения новых космических высот необходим технологический прорыв. Как ни печально, но в юбилейные торжества, приуроченные к Дню космонавтики, специалисты говорили о накопившихся за последние проблемы в этой отрасли. Караш считает, что в российской космонавтике тяжелейший застой. Этот космический корабль Союз через 6 лет отметит свой полувековой юбилей, и ничего кроме этого «Союза» у России практически нет», - высказал обеспокоенность эксперт. По его словам, российские модули на 20, а то и на 30 лет по уровню своего технологического совершенства отстали от модулей США и Европы.
Эксперты уверены, - интерес общества к космосу можно вернуть только новым прорывом, покорением новых космических вершин, новыми открытиями. Достает ли для этого технического оснащения, готова ли Россия к новому прорыву? Здесь эксперты высказывают самые различные точки зрения. Понятно, что в стране был застой в науке и технике. С другой стороны, такая конкуренция — всегда стимул к действиям, именно конкуренция — залог прогресса. К тому же космическая отрасль — одна из приоритетов в начавшейся в стране модернизации.
На прошлой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин провел совещание «О перспективах развития российской космонавтики». На совещании шла речь о дальнейшем развитии российского модуля МКС, широком внедрении космических технологий, использовании достижений космической области в интересах социально-экономического развития страны. Изучение Луны, Марса и его спутников, создание новых ракет-носителей и нового пилотируемого транспортного корабля, который придет на смену заслуженным «Союзам» - такие проекты стояли в повестке дня заседания. Однако, как подчеркнул премьер, Россия не должна ограничиваться лишь ролью международного космического перевозчика. Но чтобы оставаться лидером - ни в коем случае нельзя стоять на месте. Это аксиома: если не двигаешься вперед, то отстаешь», - отметил Путин.
Так что лидерство в космической отрасли Россия отдавать не собирается. Хотелось бы надеяться, что не за горами тот день, когда модернизация предприятий и значительные инвестиции в научные и конструкторские разработки, о которых говорил премьер, станут реальностью. Да и празднование 50-летнего юбилея покорения космоса — еще один стимул к будущим открытиям, еще одно напоминание о былом лидерстве и необходимости его удержать. Скорее всего, именно такие мысли придут с первыми залпами салюта, которые прогремят 12 апреля. Соответствующий указ подписал президент страны Дмитрий Медведев. Первым космонавтом стал наш соотечественник Юрий Гагарин.
Этот день в истории: 1961 год — первый полет человека в космос 12 апреля 2017 08:50 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут по московскому времени с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовал космический корабль «Восток-1», на борту которого находился космонавт Юрий Гагарин. Впервые в истории космический аппарат с человеком на борту вышел в космическое пространство, совершив полет по орбите искусственного спутника Земли. Всем известно знаменитое гагаринское слово «Поехали! И мало кому известен возглас Главного конструктора Сергея Королева. Провожая взглядом уходящую ввысь ракету-носитель Королев произнес: «Только бы слетал и вернулся живым! Все участники этого подвига прилагали неимоверные усилия для того, чтобы так и было, однако никакой абсолютной уверенности в благополучном исходе — не было. Поэтому невероятное напряжение, царившее в центре управления, длилось все 108 минут этого эпохального полета. Особого внимания заслуживает корабль-спутник из серии «Восток», на котором и был совершен первый полет Гагарина в космос.
Фраза, которую сегодня мы тем более можем сделать своей основной идеей всего освоения космоса человеком. После возвращения на Землю Гагарин хотел снова полететь в космос.
Однако ему не разрешили, поскольку его считали слишком значимым человеком, а космические полеты все еще были слишком опасны. Однако к сожалению не прошло и семи лет после достижения орбиты, как он нашел смерть на борту МиГ 15УТИ, в котором он был вторым пилотом. Это случилось 27. Сегодня исполняется 62 года со дня первого полета Юрия Гагарина в космос. За 60 лет мы ступили на Луну, отправили зонды по всей Солнечной системе и "колонизировали" целую планету с помощью наших роботов. Мы построили космические станции, одна из которых, благодаря сотрудничеству десятков государств, остается обитаемой уже почти 20 лет. Мы часто думаем, что спустя 60 лет нам немного досадно оставаться неподвижными на околоземной орбите.