19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права. 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем. В середине февраля 1861 года «Положение об освобождении крестьян» было рассмотрено и одобрено Государственным советом. 19 февраля 1861 (по новому стилю это 3 марта) года в Российской империи по указу Александра II отменили крепостное право. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право.
Решение об отмене крепостного права в России обнародовали в Прощеное воскресенье
В 1861 году в России провели реформу, отменившую крепостное право. Манифест об этом император подписал (19 февраля) 3 марта 1861 года. Новости отрасли. 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы.
160 лет отмене крепостного права в России
Главная» Новости» Манифест 19 февраля 1861 года об отмене крепостного права и положение о крестьянах подписал. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. •19 Февраля 1861 года.
Улица 19 февраля
Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости. 150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. Одна медаль — «19 февраля 1861 г.» — была выпущена в единственном экземпляре: ею был награждён Александр II.
19 февраля 1861 года в России отменили крепостное право
28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. «Чтение Положения 19 февраля 1861 года», художник Григорий Мясоедов. 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. В статье раскрывается правовое содержание Крестьянской реформы 1861г., ее причины и последствия для развития российского общества, государства и права. В 1861 году состоялось 1176 крестьянских восстаний. (19 февраля) 3 марта 1861 года Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».
1861, 19 февраля Отмена крепостного права, начало реформ
ПОЛОЖЕНИЯ ФЕВРАЛЯ — ПОЛОЖЕНИЯ 19 ФЕВРАЛЯ 1861 законодательный акт, оформивший отмену крепостного права в России и начавший крестьянскую реформу 1861. 19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 года Александр II подписал Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. 19 февраля 1861 – Отмена крепостного права и другие реформы Центральным событием эпохи Великих реформ стала отмена крепостного права. 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Главная» Новости» 19 февраля 1861 года событие.
Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.
Свержение царизма Советский период 1917—1991 1917, 25 октября Захват большевиками власти в Петрограде 1917, октябрь — 1924, январь Ленин — председатель Совнаркома 1917,14 ноября Декрет о национализации промышленности 1917, 2 декабря Декларация прав народов России. Распад Российской империи 1917, 7 декабря Образование Всероссийской чрезвычайной комиссии 1918, январь Разгон Учредительного собрания 1918, февраль Декрет о социализации земли. Создание Рабоче-крестьянской Красной армии 1918, октябрь Распад Австро-Венгрии 1918, ноябрь Начало революции в Германии 1918, ноябрь Адмирал Колчак — верховный правитель 1919 Неудачные наступления белых 1919, март Образование Венгерской Советской Республики 1919, 28 июня Версальский мирный договор 1920 Введение сухого закона в США 1920, апрель Образование Дальневосточной республики 1920, август Польско-советская война, «чудо на Висле» 1920, август Севрский мирный договор.
Бахрушин построил храм во имя Василия Исповедника — он и сейчас стоит, вновь открытый, на Международной улице. А место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели, как и хотели, в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы. Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади. На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма. Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами.
В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную. Латков предложил построить гигантский, круглый в плане храм с галереей, но его проект, одобренный Московской духовной консисторией и городскими инстанциями, был отвергнут Святейшим Синодом по причине архитектурных и технических несовершенств. Возможно, столь важный государственный проект вновь не хотели отдавать малоизвестному московскому архитектору. Ученые и в этом видят сходство с историей храма Христа Спасителя — первый принятый проект Витберга тоже был отклонен. И автором утвержденного проекта стал академик А.
Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства. Главные разработчики проекта-Н. Милютин и Ю. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ. Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества. В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным. В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
Он подписал « Манифест о трехдневной барщине » — об ограничении подневольного труда. В 1803 г. Александр I подписал «Указ о вольных хлебопашцах». Указ прописывал правовое положение отпускаемых на волю крестьян. Александр I одобрил проект А. Аракчеева о постепенной ликвидации крепостного права путём выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной. Но этот проект реализован не был. Тем не менее в 1816—1819 гг. Однако земельные наделы крестьянам не предоставили. Проекты отмены крепостного права К приходу на трон Александра II 1855-1881 необходимость кардинальных преобразований в жизни страны стала очевидна. Отмена крепостного права открывала дорогу другим реформам, могла бы способствовать оживлению экономической жизни страны и повышению доходов государства. Население России к концу 1850-х годов достигло 74 миллионов человек. Крепостное право было распространено на территории 45 губерний из 65. Всего же крепостных насчитывалось до 23 миллионов лиц обоего пола. Это была треть населения страны. Милютин Николай Алексеевич В марте 1856 года, выступая перед собранием Московского дворянства, Александр II заявил, что намерен заняться крестьянским вопросом. Будучи нерешительным человеком, он ждал инициативы со стороны, чтобы отвести от себя критику. Во всех 45 губерниях, где существовало крепостное право, были образованы губернские комитеты по крестьянскому вопросу. Первыми такие комитеты создали прибалтийские дворяне. Московское дворянство сопротивлялось до последнего. С 1859 году при Главном комитете работала Редакционная комиссия. Она состояла из 31 человека — чиновников различных ведомств и членов-экспертов — представителей поместного дворянства. Итоговые документы были рассмотрены Государственным советом, и Александру предложили два варианта: прокрестьянский и продворянский. Император выбрал первый. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» Самарин Юрий Фёдорович Семёнов-Тян-Шанский Пётр Петрович 19 февраля 3 марта 1861 года, в пятую годовщину восшествия на престол, Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Первоначальный текст был составлен товарищем министра внутренних дел Н. Милютиным и известным славянофилом Ю. Однако по повелению императора текст переделал московский митрополит Филарет.
19 февраля 1861 года в России отменили крепостное право
Не собирались составители Манифеста и точно копировать западную систему общественных отношений, как это утверждают некоторые специалисты. По поручению царя чиновники побывали в рядке стран, изучали отношения между государством и крестьянами, между крестьянами и владельцами земли, продумывали, насколько этот опыт может быть использован в России. И все же очень долго держать в тайне готовящийся исторический документ было невозможно. Ведь это равносильно тому, чтобы утаить в мешке не то, что шило, а целый меч. И начались бурные дискуссии. Против реформы выступали весьма влиятельные лица. Даже многие члены правительства, большинство из которых были помещиками, выражали свое несогласие достаточно жестко.
Среди них и министр внутренних дел Петр Валуев, который, по его же выражению, был «пером оппозиции», то есть, оппозиции делу освобождения крестьян». Но государю все же было, на кого опереться. Александра II поддерживали его брат великий князь Константин Николаевич и сестра покойного императора Николая I, умная, энергичная и волевая великая княгиня Елена Павловна. В ходе обсуждения реформы накал страстей был таков, что у императора порой не выдерживали нервы, и он позволял себе покрикивать на своих оппонентов. Об этом потом с горечью вспоминал ярый сторонник отмены крепостного права генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии граф Александр Строганов. Недовольны были и крестьяне, и помещики Манифест 1861 года и последующая реформа — результат компромисса различных сил.
И, как всегда бывает в подобных случаях, они не были лишены серьезных недостатков. За пользование ими крестьяне должны были по-прежнему отбывать барщину или платить оброк - до тех пор, пока не выкупят свою землю. А когда выяснилось, что крестьяне не имеют средств на выкуп, деньги за них внесло государство, обязав погасить долг в течение 49 лет из расчета 6 процентов годовых — высокий по тем временам процент. В таких условиях многие крестьяне попросту отказывались от земли. Не желая вызывать сильного недовольства у помещиков, площади земель, выделенных бывшим крепостным, сделали меньше, чем необходимо для рентабельности крестьянского труда. В среднем каждое крестьянское хозяйство получало по три с половиной десятины земли, а для того, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, нужно минимум пять-шесть десятин.
То есть, хозяйства обрекались на постепенное разорение.
Осуществление реформы[ править править код ] «Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 10 апреля в Петербурге и Москве — 5 марта. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандиевское восстания. Всего в течение только 1861 года было зафиксировано 1176 крестьянских восстаний, в то время как за 5 лет с 1855 г. Таким образом, число крестьянских восстаний в 1861 году в 2,5 раза превысило прежний «рекорд» второй половины 1850-х годов. По другим данным, только с января по июнь произошло 1340 крестьянских выступлений, причём в 718 случаях волнения были ликвидированы с помощью войска [55].
Восстания не утихали и в 1862 году, и подавлялись очень жестоко. За два года после объявления реформы правительству пришлось применить военную силу в 2115 сёлах [56] [29]. Это многим дало повод говорить о начавшейся крестьянской революции. Так, М. Бакунин был в 1861—1862 годах убеждён, что взрыв крестьянских восстаний неизбежно приведёт к крестьянской революции, которая, как он писал, «по существу уже началась» [57]. Рожков, сравнивая возможные её последствия с Великой французской революцией [58]. Как отмечал П. Зайончковский , у правительства возникали опасения, что войска, применявшиеся для подавления восстаний крестьян, могут перейти на сторону последних [59].
Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине 1863 года Уставные грамоты заключались не с каждым крестьянином по отдельности, а с «миром» в целом. На 1 января 1863 г. Интересно, что на условия реформы, когда крестьянин вынужден был приобретать землю, а не получить её безвозмездно, обращали острое внимание и дворяне. Так, в 1862 году был составлен адрес монарху от тверского дворянства. В нём дворяне отметили, что подобное положение вещей ставит «общество в безвыходное положение, грозящее гибелью государству» [60]. В этом адресе тверское дворянство обратилось к государю с просьбой распространить и на дворянство уплату налогов, а на крестьян — возможность выбирать «людей для управления государством» [61]. Проблема в том, что цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время; в нечернозёмной полосе в среднем в 2—2,5 раза в 1854—1855 годах цена всех крестьянских земель составляла 544 млн рублей, в то время как выкуп составлял 867 млн. В результате этого в ряде районов крестьяне добивались получения дарственных наделов, и в некоторых губерниях Саратовская , Самарская , Екатеринославская , Воронежская и др.
Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. Но в ряде губерний их было ещё много Курская 160 тыс. Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки. Сбор недоимок Уводят последнюю корову. Картина 1868 г. Переход из «временнообязанных» в «выкупные» не давал крестьянам права покинуть свой участок то есть обещанной свободы , но значительно увеличивал бремя платежей. Выкуп земли по условиям реформы 1861 года для подавляющего большинства крестьян растянулся на 45 лет и представлял для них настоящую кабалу, поскольку они не были в состоянии выплачивать такие суммы.
Размер недоимок по выкупным платежам постоянно увеличивался. Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян , которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян. Средний размер надела бывшего удельного крестьянина составлял 4,8 десятины на душу. В отличие от помещичьих крестьян, переводившихся на выкуп через 20 лет, удельные крестьяне переводились на выкуп через 2 года. Картина С.
Царя-закрепостителя нужно искать среди этих двоих. Так или иначе, но закрепостили всех? По крайней мере, следует уточнить, что подразумевать под этим словом. В старой России крепостные крестьяне делились на государственных и частных. К помещикам, или частным владельцам, в неволю попала только половина крестьян. Вторая находилась в собственности государства. Помимо него, в роли земле- и душевладельцев выступали монастыри православной церкви. На протяжении веков русской истории соотношение между государственными, монастырскими и частновладельческими крестьянами претерпевало изменения. Юридическая зависимость от барина была особенно тягостна для тех частновладельческих крестьян, кто вынужден был проводить часть своего времени обрабатывая его пашню, а в остальное время всегда находился у хозяина под рукой. Этих крестьян называли барщинными. Такое соседство открывало возможности для самых тяжелых злоупотреблений. Другие, переведенные на оброк, могли не встречать своего господина продолжительное время. Оброк в Российской империи сводился к постоянной финансовой выплате, тяжесть которой один человек нес в пользу другого. Как оброчный крестьянин зарабатывал деньги, помещик оставлял на его усмотрение. Этот налог можно сопоставить с отчислениями по ипотеке или алиментам. Оставаясь крепостными, крестьяне разбредались из деревень — устраивались на подсобные работы в городе с целью заработать денег для помещика и заплатить ему. На Русском Севере отходников насчитывалось около четверти. Остальные оброчные крепостные при желании тоже могли уйти на заработки — не встретив особенных препятствий. Хотя у этих крестьян и имелся владелец, но они не были так уж обязаны постоянно иметь дело с ним. Эти землепашцы не только вынуждены были находиться в селах неотлучно, но и в силу этого целиком зависели в своей повседневности от помещиков. Страдания именно этих крепостных легли в основу крестьянских песен о неволе, горечь которых подпитывали личные унижения, не исключая причиненных по личной жестокости, сексуальной невоздержанности или даже ради развлечения. Страх крестьян перед своим господином усиливала опасность быть отправленными в Сибирь до конца своих дней — этим дисциплинирующим правом сельского хозяина наделяли законы империи. Но более типичны для старой России были не лобовые столкновения, затрагивавшие человеческое достоинство, а конфликты между барином-доброхотом и крестьянским миром по вопросу об использовании земли. На попытки вмешаться в свой труд, навязав новые формы земледелия, в том числе полезные например, возделывание картофеля , крестьяне отвечали вспышками коллективной ярости. Отношения между барином и крестьянами не сводились к примитивной эксплуатации, но часто принимали усложненную форму взаимонепонимания сторон, усугубленного разницей в образовательном уровне, ценностях и образе жизни. Крепостное право и рабство — это одно и то же? История обвинений в рабовладении, выдвигавшихся против крепостников, восходит к случаю в библиотеке Лейпцигского университета, где впечатлительному студенту из России Александру Радищеву попало на глаза сочинение Гийома Рейналя "Философическая и политическая история европейских поселений и коммерции в Индиях", содержащее описание рабовладения на островах Карибского моря. Сходство между положением афрокарибских невольников и русских крепостных показалось Радищеву настолько разительным, что он сделал все от него зависевшее, чтобы донести эту параллель до российской общественности. Итог усилий Радищева — сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" чудом прошло цензуру. Последовал конфликт с властями Российской империи и пожизненная ссылка, завершившаяся через несколько лет помилованием при Павле I. Радищеву возражали многие. Ценивший полемиста Пушкин посвятил опровержению его представлений зеркальное "Путешествие из Москвы в Петербург". Разница между крепостным правом и рабовладением, по мнению Пушкина и его единомышленников, сводилась к трем обстоятельствам — двум бытовым и одному юридическому. В повседневной жизни, в отличие от невольников, крестьяне жили в собственных домах, полностью отдельно от хозяина, располагали имуществом, пусть юридических прав на него и не имели. В этом отношении разница с плантационными рабами, содержавшимися в бараках, бросалась в глаза. Различие шло дальше этого. Крестьяне трудились самостоятельно без надсмотрщиков и противились вмешательству барина в свой аграрный цикл. Это не имело ничего общего с плантацией. Юридическая разница относилась к вопросу о купле и продаже. Крестьян нельзя было продавать без земли как товар. И в то же время этот запрет действовал не всегда: его ввел император Николай I в 1827 году, а до него указ, воспрещавший продажу крепостных с аукциона за долги без земли, действовал при Екатерине II, хотя соблюдался не всегда. Правовое положение крестьян не было неизменным на протяжении всего существования Российской империи, то приближаясь к рабскому, то удаляясь от него. Церковь боролась против КП или, по крайней мере, по-христиански осуждала его? Еще законодательный сборник XI века "Русская правда" упоминает о чернеческих холопах — сельских рабах, принадлежавших монастырям.
О произошедших с крестьянами разительных переменах писал в мемуарах ученый-географ и революционер Петр Кропоткин : «Я посетил Никольское в августе 1861 года, а затем снова летом 1862 года и был поражен тем, как разумно и спокойно приняли крестьяне новые условия. Они знали очень хорошо, как тяжело будет платить выкуп, который являлся в сущности вознаграждением за даровой труд отобранных душ; но они так высоко ценили свое личное освобождение от рабства, что приняли даже такие разорительные условия. Правда, делалось это не без ропота, но крестьяне покорились необходимости. В первые месяцы они праздновали по два дня в неделю, уверяя, что грех работать по пятницам; но, когда наступило лето, они принялись за работу еще с большим усердием, чем прежде». Кропоткин с удовлетворением отмечал, что не мог налюбоваться никольскими крестьянами через 15 месяцев после освобождения. К тому же из крестьян уже выделились такие личности, которые могли постоять за их права». Остальное вносило государство, которому крестьянин или его потомки были обязаны вернуть средства с процентами ежегодными платежами в течение 49 лет. В основу выкупа должна была лечь доходность земель, но помещики, особенно в нечерноземных районах, стремились нарезать крестьянам худшие наделы. По причине тяжелых условий договора «свободные сельские обыватели» лишались каких-либо накоплений и жили в постоянной нищете. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Так, до полного расчета с долгами крестьянин не мог бросить свой участок и уехать из деревни без согласия сельского схода. Клюнувшие на эту уловку впоследствии влачили жалкое существование на крошечных наделах. Многие крестьяне не поверили так и не понятому ими Манифесту. Среди них сложилось стойкое убеждение в том, что чиновники нарочно дурят доверчивого доброго царя, выдавая крестьянам волю, но не наделяя их при этом землей на безвозмездной основе — крестьянам приходилось вновь ломать спину на помещика, просто по немного измененным правилам. Как следствие, многие губернии страны сотрясли бунты недовольных. Для их подавления приходилось привлекать войска. Случились массовые жертвы. Многие из других реформ Александра II также не были доведены до логического завершения. Что-то из задуманного отцом свел на нет Александр III, которому больше импонировал жесткий самодержавный стиль деда — Николая I.
Закрепощение крестьян
- 160 лет назад Александр II освободил крестьян от крепостной зависимости -
- Крестьянская реформа 1861 года, отмена крепостного права - Справка
- Манифест Александра II от 19 февраля 1861 г. | Архивы Беларуси
- Крестьянская реформа 1861
- Улица 19 февраля /
19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права
Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей. Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов.
И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика. Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. И более всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы. Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия. Были такие примеры?
Каждый раз это был подвиг конкретных лиц — монахов или приходских священников. Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие. Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек.
Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года.
Но здесь тоже надо пояснить исторический контекст. Дело в том, что к середине XIX века у Церкви вновь появляются земли — не села с крестьянами, а леса, ловли, промысловые земли, иногда пашни. Это им дарило правительство.
И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства.
В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли?
Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными.
Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько. Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством.
Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам. Почти вся принадлежащая монастырям земля и, соответственно, населявшие ее крестьяне оказалась в собственности государства, а монастырям взамен выделялось из казны денежное содержание — крайне скудное. Судьба этих бывших монастырских крестьян они стали называться «экономическими», потому что ими управляла коллегия экономии была печальной, поскольку этих крестьян начали активно раздавать в частные руки екатерининским орлам. Обьявления о продаже крепостных.
Газета «Московские Ведомости», 1797 г. Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей.
Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами.
Коллекция содержит такие источники, как «Высочайше утверждённое общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.
В электронном читальном зале Президентской библиотеки можно ознакомиться с исследованием правоведа Ивана Энгельмана «История крепостного права в России» 1900 и др. Сделать шаг по уходу от крепостного права хотела ещё Екатерина Великая, но встретила неприятие идеи со стороны дворянства. В последующие годы была проделана значительная работа по изданию законов об облегчении жизни крестьян, но фактически она никак не повлияла на их положение. Для молодого государя Александра Николаевича напутствием по жизни были слова отца, выступавшего против крепостного права.
Александр II главной целью своего правления обозначил крестьянскую реформу. С призывом поддержать его Александр в конце марта 1856 года обратился к московским дворянам. Предупредил, что реформа будет поэтапной и продолжительной.
После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей. Восторженность, с которой был встречен выход Манифеста, вскоре сменилась разочарованием. Бывшие крепостные ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием «временнообязанных». Полагая, что от них скрывают истинное значение реформы, крестьяне бунтовали, требуя освобождения с землёй. Для подавления наиболее крупных выступлений, сопровождавшихся захватом власти, как в сёлах Бездна Казанская губерния и Кандеевка Пензенская губерния , были использованы войска.
Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений. Однако к лету 1861 года волнения пошли на убыль. Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому крестьяне тянули с переходом на выкуп. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет.