Главная → Новости → Московская Митрополия → Сретение Господне. Сретение Господне связано с библейской легендой, описанной в Евангелии от Луки. По церковному календарю Сретение Господне приходится на 15 февраля. Православные верующие сегодня, 15 февраля, отмечают Сретение Господне, один из двенадцати главных церковных праздников, сообщает РИА «Новости». В православии праздник Сретения Господня относится к числу господских (то есть посвященных Христу) двунадесятых (то есть двенадцати важнейших) и отмечается всегда в один и тот же день 15 февраля по новому стилю.
Что значит слово «Сретение»?
- Последние комментарии
- Какие тайны хранит древний праздник Сретение: история, обычаи и приметы
- Православные верующие отмечают Сретение Господне. В чем суть этого праздника
- Приметы на 15 февраля: что нельзя делать в Сретение Господне
Сретение 2024: что нужно сделать, чтобы слезами год не умываться
Хотя некоторые священники считают, что вера в чудесные свойства сретенских свечей отражает языческие корни, праздник остается светлым и радостным событием. Его традиционно встречают в кругу близких — с застольем и обменом иконами в качестве подарков. Свеча — некая мягкая субстанция, которая подвержена изменению; выход из ригидной, незастывшей сложности как жестокосердие. Сердце, которое не откликается в ответ на переживания другого человека. Эта мягкость, которую свеча символизирует, означает, что Бог сейчас со мной в этом свете. Алексей Золотай Вера в особые свойства освященной на Сретение воды, защищающей от болезней и негативного воздействия, — тоже часть традиции. Однако Алексей Золотай посоветовал искать не мистику, а поддержку Господа. На Сретение православным стоит молиться перед иконой Богородицы «Умягчение злых сердец» для исцеления от душевных недугов и даже эпилепсии. Празднование сопровождается умеренностью, избеганием тяжелой работы и негативных эмоций, подчеркивая важность мира, добра и гармонии.
Эта древняя мозаика иллюстрирует сцену в Иерусалимском храме, где Дева Мария держит на руках Младенца Иисуса, когда Иосиф Обручник и старец Симеон встречают их. С IX века православные иконы Сретения начали включать в себя изображения пяти святых. В центральной части композиции — Богордица с Иисусом Христом на руках. Рядом с ней — старец Симеон, который преклоняется перед младенцем или держит его на руках. Иосифа Обручника традиционно представляют с белыми голубями, символизирующими жертву, а святая Анна Пророчица изображена со свитком, что подчеркивает ее роль свидетельницы события.
Как видим, Прокопий обстоятельно рассказывает о распространении болезни, говорит о напрасных попытках отчаявшихся людей прибегнуть к Божественной помощи! Вывод может быть только один: во время и по окончании столь губительного бедствия император Юстиниан был занят облегчением участи своих несчастных подданных, оставшихся в живых, а отнюдь не литургическими реформами, неуместными в данной ситуации! Ибо года два по взятии персами Антиохова города появился чумный недуг, в некотором отношении сходный с описанным Фукидидом, а в другом — весьма отличный. Начался он в Эфиопии... Некоторые города так сильно были им объяты, что и вовсе обезлюдели. Так что и я, описавший это,... Я же возвращаюсь туда, откуда отступил, и расскажу остальное о Юстиниане» [31]. И вновь, как и у Прокопия, — ни слова о празднике Сретения. Ясно, что он не имеет к этой чуме никакого отношения. Обратим внимание и на то обстоятельство, что традиционная дата появления чумы в Константинополе 542 г. А ее начало, согласно Евагрию, относится ко второму же году «по взятии Антиохии персами». Отсчитывая, таким образом, четыре года от завоевания Антиохии 540 г. Неудивительно, что эти даты фигурируют у некоторых историков, в том числе у цитируемого далее кардинала Цезаря Барония 544-й год [32]. Прокопий и Евагрий, пережившие все ужасы чумного мора, были бы весьма озадачены утверждением минейной легенды о том, что бедствия «кончились в тот же день», т. Рассмотренные византийские источники красноречиво свидетельствуют о полной непричастности природных бедствий шестого века к установлению богослужебного чествования Сретения Господня и подтверждают как акцентируемое нами сообщение Никифора Каллиста, связывающего реформу праздника с окончанием Пятого Вселенского Собора 553-го года [35], так и краткие, но важные заметки Георгия Амартола , разграничивающего введение и последующее изменение литургического статуса этого торжества. Так завершается византийская церковно-историческая традиция в отношении праздника Сретения, — традиция, как мы убедились, фактологически корректная и заслуживающая доверия. Можно было бы ожидать, что именно она послужит в дальнейшем основанием для официальной церковной версии об установлении Сретения. К сожалению, этого, по каким-то причинам, не произошло. История формирования уже знакомой нам позднесредневековой легенды, которой до сих пор вынуждены поучаться христиане на праздник Сретения Господня, не является целью настоящей работы. Попытаемся лишь кратко наметить характерные пути ее становления. Чума в Византии и праздник Сретения: истоки и формирование легенды Обращаясь к истокам этого странного сказания, устанавливающего причинно-следственную связь между богослужебным чествованием сорокового дня земной жизни Спасителя и чумой, поразившей Византийскую империю в середине VI -го века, обнаруживаем, что его первоначальные варианты принадлежат, очевидно, западным летописцам, чья осведомленность в церковной жизни Константинополя не может быть сопоставлена, разумеется, с осведомленностью рассмотренных выше византийских авторов, живших внутри своей церковно-исторической традиции. Не будучи «свободными исследователями», но — церковными историографами, они, тем не менее, не перешли здесь тот важный рубеж между достоверной традицией и псевдоблагочестивым вымыслом, отсутствие которого в отечественной церковной историографии прошлого и нашего времени столь неприятно поражает интеллигентного читателя. Действительно, знаменательное ибо первое по времени сообщение Павла Диакона устанавливает между чумой и праздником Сретения лишь формально-хронологическую связь, хотя заинтересованный историк легко может истолковать эту предельно лаконичную, к сожалению, фразу в желательном для него контексте. Спор здесь попросту невозможен. Однако более поздняя и пространная хроникальная заметка, принадлежащая перу анонимного «монаха из Урсикампа» ок. Здесь мы читаем следующее: «542-й год. В ту пору, когда великий мор поразил Константинополь, учреждается праздник Очищения Блаженной Марии, который по-гречески зовется «Hypante», что означает «Сретение», ибо в этот день Симеон пришел в Храм, когда туда принесли Господа; после чего бедствие то отступило от города]» [33]. Эта заметка, как видим, уже ясно и несомненно формулирует генетическую зависимость между чумой и праздником Сретения. Более ранняя заметка подобного рода пока не обнаружена. В его также популярной всемирной Хронике, составленной по указанию папы Климента IV , о празднике Сретения сказано следующее: «В те времена [при императоре Юстиниане Великом. Среди поздних второстепенных по своей источниковой ценности свидетельств об обстоятельствах введения в византийской церковный календарь праздника Сретения выделяется заметка из знаменитых Церковных Анналов римского кардинала Цезаря Барония 1538—1607. Библиотекарь в Ватикане , блестящий знаток рукописной церковной историографии Востока и Запада, Бароний выступает здесь не как средневековый летописец-компилятор, но как ученый историк, пытаясь предпринять обзор к сожалению, далеко не полный доступных ему источников и дать хотя бы беглую критику некоторых из них. В этой связи он пишет следующее. Когда же протекло времени не долее трех месяцев с той поры, как мор охватил Константинополь, случилось чудо. Хотя не свидетельствуют о том ни Прокопий, ни Евагрий [sic! Ибо столь великое благодеяние — установление торжественно справляемого праздника в честь Божией Матери Марии, повторяемого в ежегодном церковном круге, — осталось навеки запечатленным в памяти потомков. Этот праздник ввел в Западной Церкви папа Геласий [492—496], уничтожив языческий праздник Луперкалий: мы упомянули о том в примечаниях к Римскому Мартирологию [Februarii II]. Кроме того, об этом празднике в честь Богородицы... Обратим внимание на деликатные и даже скрытые — но именно поэтому совершенно замечательные — упреки в адрес Прокопия Кесарийского и Евагрия Схоластика, — упреки, разумеется, несправедливые: ведь не могли же добросовестные византийские авторы VI столетия свидетельствовать о том, чего не было в действительности! Выражая их в форме сожаления, Бароний вместе с тем прекрасно понимает, что единственно достоверными историками буквально «свидетелями» событий юстинианова времени могут быть только наблюдавшие их современники [36] , поэтому он и не противопоставляет здесь открыто Прокопию и Евагрию историков и хронистов позднейшего времени, опиравшихся на предшествовавшую традицию, степень достоверности которой они не всегда могли либо просто не желали критически проанализировать. В обстоятельных примечаниях к Римскому Мартирологию кардинала Барония находим некоторые дополнительные сведения: «Очищение». Об этом празднике сообщает Беда [37] и другие латинские писатели; греки также указывают этот день, что известно из Менология [Месяцеслова] и постановления императора Мануила о праздниках. В древних рукописях праздник, справляемый в этот день 2-го февраля , известен под разными названиями: «Праздник Симеона и Анны», «Представление», «Встреча». Во времена императора Юстиниана этот праздник начали отмечать в Константинополе, о чем свидетельствуют как греческие, так и латинские авторы: Никифор, Павел Диакон, Георгий Кедрин под 9-м годом царствования Юстина. Сигеберт в Хронике под 542-м годом так говорит о причине, послужившей поводом установления праздника [... Некоторые полагают, что не следует доверять Никифору [Каллисту] о времени установления этого праздника [39]. Таким образом, список конкретных авторов, сообщающих о введении Сретения в Константинополе, ограничивается у Барония всего лишь четырьмя именами, и потому наша подборка свидетельств о древнейшем периоде существования этого праздника в Восточной Церкви является на сегодняшний день наиболее полной [40]. Весьма знаменательна здесь и деликатная, но достаточно ясно отражающая историографическую позицию Барония характеристика Никифора Каллиста. Действительно, хроникальная заметка последнего о причинах возвеличения праздника Сретения имп. Юстинианом даже при самом большом желании не может быть согласована со сказанием о чуде во время чумы, явно импонировавшим ученому кардиналу. Подводя предварительные итоги, наметим наиболее вероятную, на наш взгляд, схему образования этой противоречивой традиции. При этом временные и пространственные координаты целого ряда независимых друг от друга событий, на него наслаивавшихся, окончательно перепутались. Откровение о надписи на воротах антиохийских домов «Христос с нами, стойте! Популяризаторов этой легенды, воспроизводящих ее вплоть до сего дня, не смущали ни конкретные свидетельства древних источников об установлении праздника императором Юстином, ни то, что ни один византийский хронист, относящий это событие ко времени его преемника, императора Юстиниана, не ставит церковное торжество в генетическую зависимость от губительного мора и землетрясений не одновременных чуме , ни даже то, что современники бедствий юстинианова времени не только ничего не знают о спасительном для всех сретенском богослужении в разгар чумы, но свидетельствуют прямо противоположное, говоря о тщетных попытках отчаявшихся людей найти спасение в святых храмах! Серьезных же церковных историков, таких как кардинал Цезарь Бароний или наш протоиерей Григорий Дебольский , эти вопиющие противоречия между фактами и вымыслом, безусловно, смущали, но они, по понятным причинам, должны были отстаивать официальную версию событий. Литература Рубан Ю. Сретение Господне Опыт историко-литургического исследования. Так греки называют Храм Гроба Господня , Воскресение. В переводе И. Помяловского, во второй фразе цитируемого отрывка, допущена серьезная неточность: сущ. VII, вып.
Её делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами. Эту свечу зажигают только в особых случаях, когда в семье происходят грустные или радостные события смерть или рождение человека, свадьба, помолвка. Знахари верят, что громничная свеча способна исцелять от болезней и очищать душу и тело человека. Для людей, которые занимаются сельским хозяйством, Сретение Господне говорит о начале подготовки к полевым работам. В этот праздник хозяйки щедро кормят домашних животных, чтобы они дали хороший приплод. Существует традиция трясти в этот день в саду фруктовые деревья, чтобы получить богатый урожай. Круглая форма и золотистый цвет символизируют солнце и наступление тепла. В священный праздник не следует работать. Запрещается скучать и грустить, чтобы счастье и любовь не обходили стороной. На радостную встречу необходимо отвечать взаимностью. Нельзя класть на кухонный стол деньги, иначе благополучие и удача могут покинуть дом. Не рекомендуется отправляться в дальнюю дорогу — в пути могут ожидать неприятности. Нежелательно переезжать на новое место.
По приданию, он ждал пришествия Мессии около 300 лет. Когда Симеон взял на руки младенца Иисуса, он произнёс речь, славящую Бога. Она получила название «Песнь Симеона Богоприимца». В церквях 15 февраля проводят Божественную литургию. Во время богослужения у Господа можно попросить помощи в делах и исполнения желаний. Искренние мольбы будут услышаны и выполнены. Кроме того, православные верят, что вода, освящённая в Сретение Господне, обладает особой чудодейственной силой. Она может храниться долгое время, не теряя своих свойств. Её используют в магических ритуалах, освящении домов, исцелении от заболеваний. В этот день молодые незамужние девушки гадают. Для этого они используют рождественские и святочные обряды. В этот день существует традиция изготавливать громничную свечу. Её делают вручную из пчелиного воска или приобретают в церковной лавке, освящают в храме на Сретение Господне и хранят в углу за образами.
Встреча зимы с весной. Обряды, приметы, традиции
- Самое читаемое
- Сретение Господне 15 февраля 2024 года: что это за праздник, его суть и традиции | 360°
- Сретение Господне 2023: история, приметы и традиции
- Предпраздненство Сретения. Что можно и что нельзя 14 февраля 2024 года | Аргументы и Факты
- Сретение Господне | 14.02.2024 | Московский Данилов монастырь
- 15 февраля – Сретение Господне. История праздника. Фильм митрополита Илариона
Сретение Господне
Сегодня, 15 февраля, отмечается один из двунадесятых, а значит, самых главных христианских праздников – Сретение Господне. Ангел Господень удержал руку Авраама (Быт 22,12), но не удержал руки распинавших Сына Марии. Сретение Господне считается одним из двунадесятых праздников и посвящено важному событию в жизни Христа — встрече с Господом.
Сретение Господне: два тайных смысла праздника, что можно делать, а что нельзя
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ. Трансляции богослужений 14-17 февраля | 15 февраля, в праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. |
15 февраля - Сретение Господне | Православные христиане 15 февраля отмечают важный праздник – Сретение Господне. |
Telegram: Contact @daystoday | Православные верующие 15 февраля отмечают Сретение Господне. |
Сретение Господне в 2024 году: история и смысл праздника, что можно и что нельзя делать | Православные христиане 15 февраля отметят один из древнейших двунадесятых праздников — Сретение Господне. |
Завтра зима встречается с весной: что нельзя делать в Сретение Господне
15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. 2023-02-14Новости. Сретение Господне всегда празднуется 15 февраля Праздник Сретения Господня является непереходящим и ежегодно отмечается через 40 дней после празднования Рождества Христова, то есть — 15 февраля 2 февраля по старому стилю.
Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать
15 февраля мы вспоминаем события, описанные в Евангелии от Луки. Сретение произошло через 40 дней после Рождества Христова. перед 15 февраля принято убираться дома, а в сам праздник будничные дела запрещены. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, бедствия в Византии прекратились. Сретение Господне — христианский праздник, отмечаемый в православии, католицизме и некоторых протестантских конфессиях, в том числе и в лютеранстве. В среду, 15 февраля, православный мир отмечает Сретение Господне — один из важнейших двунадесятых праздников христиан. 15 февраля православная церковь вспоминает Сретение Господне.
15 февраля 2023. Сретение Господне
Сретение Господне: два тайных смысла праздника, что можно делать, а что нельзя | В православии праздник Сретения Господня относится к числу господских (то есть посвященных Христу) двунадесятых (то есть двенадцати важнейших) и отмечается всегда в один и тот же день 15 февраля по новому стилю. |
Сретение Господне: самарцам рассказали смысл и традиции праздника 15 февраля 2023 года | В праздник Сретения Господня в православных храмах освящают сретенские свечи. |
15 февраля православные христиане празднуют Сретение Господне
Почему так получилось и что обычно делают в этот день? Сретение Господне. В православии праздник Сретения Господня относится к числу господских то есть посвященных Христу двунадесятых то есть двенадцати важнейших и отмечается всегда в один и тот же день 15 февраля по новому стилю. А вот католики и все остальные конфессии, которые живут по григорианскому календарю, отметили Сретение еще 2 февраля. Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви, он завершает цикл рождественских праздников. Самые ранние свидетельства о праздновании на христианском Востоке относятся к концу IV века. Слово "сретение" переводится как "встреча". Праздник установили в память о встрече Иисуса Христа с праведным старцем Симеоном. На сороковой день после рождения Иисуса, его родители Мария и Иосиф по древней традиции принесли малыша в церковь.
Эта традиция — посвящение Богу своих первенцев, то есть первых сыновей, соблюдалась согласно ветхозаветному закону. Симеону Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Так и случилось. Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет.
Нельзя класть деньги на обеденный стол, иначе достатка в семье не видать. Не разрешается ругать кого-либо, в противном случае весь негатив вернется человеку в тройном размере. Приметы 15 февраля: Какая погода в этот день, такой будет и весна.
Оттепель - к ранней и теплой весне, и лето не припозднится. Холода и морозы — к холодной и затяжной весне. Много больших сосулек — к богатому урожаю. Капель вокруг — пшеница уродится. Много звезд на небе - весна будет поздней. Облаков на небе много — вскоре начнет холодать. Подписывайтесь и будьте в курсе всех событий!
После встречи со Христом Симеон отошел к праотцам, чтобы ждать Воскресения Христова. И, представьте, смерть стала для него огромным счастьем! Праведный старец прожил долгую жизнь — по преданию, ему было больше трехсот лет. Многие скажут «счастливчик», потому что мечтают жить вечно. Но почитайте рассказы долгожителей, которые превысили возраст, отпущенный человеку Богом, — сто двадцать лет. Мне запомнился один телесюжет: древнюю старушку к журналистам вывела пра-пра-правнучка, которая тоже далеко не молода. Согбенную бабушку разогнули и спросили: «К тебе здесь телевидение пришло. Что ты можешь сказать? Почему Он меня не забирает? И, приняв из рук Девы Марии Богомладенца, возрадовался.
Теперь, когда он своими глазами увидел Спасителя, Господь отпускает его из мира тленного — в мир Горний. Так и мы, однажды встретив Бога, должны понять: время греха, слабостей и своеволий прошло. Настает время блаженства! Неслучайно Сретение происходит с сорокадневным Младенцем. Он мал и беззащитен, но одновременно — велик и полон торжествующей радости. Таким должен быть человек, узнавший Христа, — новорожденный христианин. Полным ликования.
Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого. В данном контексте - это еще и встреча человечества в лице старца Симеона с Богом и окончательный переход от ветхозаветной истории к новой. В этот день в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богородице подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова», которую за вдохновенные речи о Боге называли Анна-пророчица. Она поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии мессии.
Предпраздненство Сретения. Что можно и что нельзя 14 февраля 2024 года
Два Завета встретились. Сретение Господне | 15 февраля Церковь празднует Сретение Господне. |
Telegram: Contact @daystoday | 15 февраля, в праздник Сретения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в московском кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. |
Предпраздненство Сретения. Что можно и что нельзя 14 февраля 2024 года | Сретение Господне. Церковь вспоминает евангельское событие, которое произошло через 40 дней после Рождества Христова. |
Сретение Господне 15 февраля: традиции, приметы, что можно и нельзя делать | 14 февраля отмечается множество праздников, но для православных верующих это дата, в которую отмечается предпразднество Сретения Господня. |
«Ныне отпущаеши раба Твоего»: в Лавре встретили праздник Сретения Господня
На Сретение Господне, по традиции, праздничные службы проводят во всех православных церквях, а иногда и крестный ход. 15 февраля в Сретение Господне утром всем верующим обязательно нужно посетить храмы и церкви. Обряд в Сретение Господне на удачу Купить 15 февраля в храме шесть свечей, освятить их, а также посвятить воду.
Два Завета встретились. Сретение Господне
Сретение Господне связано с библейской легендой, описанной в Евангелии от Луки. 15 февраля Русская Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников – Сретение Господне. Завтра, 15 февраля, православные традиционно отметят Сретение Господне. Праздник Сретения Господня — двунадесятый и непереходящий, не зависит от даты Пасхи и всегда совершается 2 февраля по старому стилю. Ангел Господень удержал руку Авраама (Быт 22,12), но не удержал руки распинавших Сына Марии.