(45 лет назад) погибла атомная подводная лодка Северного флота проекта 627 "К-8" (командир капитан 2 ранга ов), затонув в Бискайском заливе после пожара и героической борьбы за живучесть, продолжавшейся около четырех суток. Об этом говорит инструкция по выходу из затонувшей подводной лодки, которую обнаружили в руках у одного из погибших моряков.
Британская разведка заявила о гибели 55 моряков на китайской подводной лодке
Город - 17 ноября 2023 - Новости Владивостока - Рядом с затонувшим «Титаником» нашли обломки подлодки, на которой находились пять человек. О гибели 14 моряков-подводников стало известно во вторник около 16:30 мск, когда информагентства начали передавать соответствующее сообщение Минобороны. Уничтожение подводной лодки последние новости.
УШЕДШИЕ НАВЕЧНО В ГЛУБИНЫ МОРСКИЕ…К-429
Через три дня, шестого октября, лодка затонула в Атлантическом океане на глубине 5500 метров. На борту подлодки находились пять человек. Это британский миллиардер Хэмиш Хардинг, который является председателем частной авиастроительной компании Action Aviation. Старшим на борту начальником штаба соединения капитаном 1 ранга Гусевым А.А. и командиром ПЛ был организован вывод моряков из затонувшей подводной лодки.
УШЕДШИЕ НАВЕЧНО В ГЛУБИНЫ МОРСКИЕ…К-429
Причем Суворов не подписал запись в Журнале готовности оперативного дежурного о готовности корабля и команды. В итоге для проведения учебных стрельб на АПЛ К-429 для выполнения поставленной задачи вышли 106 моряков, включая 48 человек из 379-го экипажа, 58 подводников из 228-го и двух экипажей других атомных лодок. Кроме того, для обучения на лодку были дополнительно взяты еще 14 молодых моряков. Помимо трех практических ракет, на лодку также были загружены боевые ракеты и торпеды. В 22 ч 46 мин атомоход зашел в бухту Саранная для проведения дифферентовки, и в 23 ч 18 мин командир приказал принять главный балласт. Но, при начале заполнения ЦГБ, глубиномеры показали, что лодка остается на поверхности.
После чего командир БЧ-5, в целях ускорения погружения, начал заполнять уравнительные цистерны. В результате, К-429 получила отрицательную плавучесть и начала быстро погружаться, что не было замечено ни командиром, ни другими офицерами в ЦП, так как при межпоходовом ремонте глубиномеры в ЦП были заглушены, а сами заглушки после ремонта просто «забыли» убрать. В 23 ч 30 мин поступили сразу два доклада о поступлении забортной воды в I и IV отсеки лодки через систему вентиляции, после чего связь с IV отсеком прекратилась. Примерно в это же время вода начала поступать и во II и III отсеки, также через систему корабельной вентиляции. Но, после закрытия клинкетов заслонок вентиляционной системы, поступление воды в первый, второй и третий отсеки прекратилось.
Приборы во II отсеке показали глубину 37 метров. В отсеках АПЛ, где находился экипаж, имелись 60 комплектов аппаратов ИДА-59М, а также около 40 гидрокомбинезонов, которые были рассчитаны на штатный экипаж в 87 человек, а в море, напомним, на К-429 вышло 120 моряков. Помимо этого, часть «идашек» осталась в затопленном четвертом отсеке. Аппарат ИДА-59М Также выяснилось, что почти все аварийно и спасательные средства лодки неисправны — так, выяснилось, крышка ВСУ оказалась приварена, лебедка ВСУ оказалась разобранной, были повреждены устройства отдачи обоих АСБ аварийно-спасательных буев , а у прочной рубки III отсека оказался неисправен кингстон затопления. Таким образом, ни об аварии, ни о месте затопления АПЛ К-429 службы флота не знали, а выйти из лодки на поверхность экипаж мог только через АСЛ аварийно-спасательный люк в корме и торпедные аппараты носового отсека.
На фоне этого командир АПЛ решил отправить на поверхность пару моряков-добровольцев, которые должны сообщить командованию о случившейся аварии, состоянии корабля и экипажа, а также точные координаты лодки. Около 4 часов мичманы Н. Мерзликин и М. Лесник поочередно начали выход из аварийной лодки через трубу ТА.
Пог рассмеялся и закрыл лицо руками. Пог прокомментировал это так: «Создаётся впечатление, что этот подводный аппарат конструировал на скорую руку МакГайвер. В качестве балласта вы используете строительные трубы». Но в последнее время всё чаще серьезная военная техника, включая танки и подводные лодки, управляется с помощью готовых или слегка модифицированных контроллеров для видеоигр. ВМС США в настоящее время устанавливают контроллеры Xbox на своих подводных лодках в качестве замены громоздких рычагов управления, используемых для работы с перископами и фотонными мачтами. В этом случае контроллеры Xbox управляют не всей подлодкой, а только ее частью.
Согласно докладу, авария произошла 21 августа. В результате отказа кислородных систем подводной лодки погибли 55 членов экипажа: 22 офицера, семь курсантов, девять старшин, 17 матросов. Предполагается, что среди погибших - капитан китайской субмарины Сюэ Юн-Пэн. Это привело к сбоям в системах, на ремонт и всплытие судна ушло шесть часов. Бортовая кислородная система отравила экипаж...
У кого-то могло схватить сердце от предчувствия того, что может произойти. Самое ужасно то, что всё человечество, которое следит за ними, не может им помочь. Они ушли в такие дебри, на такую глубину. Они почти что на другой планете», — добавил Черкашин. Подытоживая сказанное, он добавил, что в случившемся есть элемент некой мистики. А они испытатели судьбы. Даже батискаф назвали «Титаном» в память о «Титанике», — заметил офицер-подводник. Ранее ИА Регнум сообщало, что батискаф «Титан» предположительно мог застрять в обломках затонувшего в начале XX века «Титаника» на глубине 3,8 км. Некоторые эксперты полагают, что его можно спасти, взяв на буксир. Между тем Читайте также: воздуха на «Титане» осталось менее чем на 40 часов, в то время как поисковые усилия спасателей пока не дали результатов. На борту батискафа находятся пять человек.
Тайна гибели “К-429”
12 августа 2000 года произошла самая страшная катастрофа в истории российского подводного флота — погибла атомная подводная лодка К-141 «Курск». «Подводная лодка частично затонула во время ее буксировки на утилизацию, сообщили в Росморречфлоте. Задачей проекта "Азориан" был подъем советской дизель-электрической подводной лодки К-129, которая затонула в марте 1968 года на глубине 5600 метров в районе Гавайских островов. Радиоактивное загрязнение от затонувшей 30 лет назад подводной лодки «Комсомолец» почти в 100 тысяч раз превышает норму. Публикую очередной инцидент из история нашего подводного флота, когда в июня 1983 года АПЛ К-429 при проведении дифферентовки затонула в бухте Саранной на глубине 38 метров. О гибели 14 моряков-подводников стало известно во вторник около 16:30 мск, когда информагентства начали передавать соответствующее сообщение Минобороны.
Секрет ядерного гонщика: почему на самом деле затонула подлодка "Комсомолец"
Требуется тренировка, специальный экипаж. Также Черкашин рассказал о том, какие чаще всего бывают причины аварий на подводных аппаратах. Это электричество. Может быть короткое замыкание.
А пожар на такой глубине отличается тем, что кислород выгорает мгновенно и дышать становится абсолютно нечем. Особенно если учесть небольшие объёмы батискафа. Но нет никакой информации о том, что произошло на борту», — уточнил Черкашин.
Рассуждая о том, какая психологическая обстановка сложилась на борту батискафа, собеседник ИА Регнум напомнил, что на борту находится конструктор этого аппарата, который сейчас перебирает все варианты и ищет, в чём его главная ошибка, почему они попали в такое трудное положение. Может быть, кто-то потерял сознание, потому что люди немолодые. У кого-то могло схватить сердце от предчувствия того, что может произойти.
Самое ужасно то, что всё человечество, которое следит за ними, не может им помочь.
Экипаж должен был выполнять роль подводной лодки условного неприятеля, которая пробивалась к берегам Советского Союза. Учения планировали начать 14 апреля, они были посвящены 100-летнему юбилею Владимира Ленина. Но вечером 8 апреля при всплытии К-8 с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке гидроакустиков. Случилось это в районе Азорских островов.
Раздался звук тревоги. Все командование сразу же прибыло на центральный пост. Началась борьба за живучесть субмарины. Лодка всплыла через пять минут. Но пожар по воздухоотводам распространялся дальше.
Состав первой смены главной энергетической установки успел заглушить ядерные реакторы и предотвратил возможность теплового взрыва.
К тому моменту, как "Комсомолец" всплыл на поверхность, внутри подлодки уже горели шестой и седьмой отсеки, а через несколько минут после всплытия пожар охватил и три соседних — второй, третий и пятый отсеки. Через 20 минут после всплытия экипажу "Комсомольца" удалось отправить сообщение в штаб флота, и практически сразу "в ружьё" поставили все спасательные службы. После единственного сообщения на берег по субмарине пронеслась "волна" коротких замыканий — на корабле пропала вся связь, в том числе и аварийная — последний "мостик" на большую землю был сожжён пожаром. Останки на дне Через несколько часов после всплытия "Комсомолец", и без того набравший лишней воды во время всплытия и получивший крен на левый борт, внезапно начал "заваливаться" назад — в системе сброса давления кормовых балластных цистерн случился сбой, и лодка начала "заглатывать" тонны морской воды. Подводники, до последнего ожидавшие, что к ним на помощь придут спасатели Северного флота, не надевали жилеты и опомнились лишь в тот момент, когда оказались по колено в ледяной воде. Через пятнадцать минут набравшая воды субмарина начала резко крениться и "встала свечкой" — вертикально, как "Титаник" во время крушения. В таком положении подлодка простояла десять минут, а затем со страшным грохотом пошла ко дну, забирая с собой всех, кто оставался внутри и не успел отплыть на безопасное расстояние. Жертвами трагедии стали 42 подводника.
Большинство моряков утонули и замёрзли в ледяной воде Норвежского моря, другие погибли в пожаре, ещё трое скончались уже на борту подоспевших на помощь кораблей. Спасти удалось 27 человек. Атомный наезд.
Столько же времени нужно на подъем К-27 2028-2031. Подъём оставшихся пяти лодок запланирован на 2029-2032 годы", - сообщает газета. В сентябре 2018 года перед информационным рабочим семинаром "Результаты сотрудничества по повышению ядерной и радиационной безопасности на северо-западе России" Григорьев сообщал журналистам, что международное экспертное сообщество к 2019 году завершит технико-экономическое обоснование подъема атомных подводных лодок, затопленных в Карском море. Он отмечал, что это позволит расставить приоритеты по дальнейшему подъему затонувших объектов. В этой связи работы по подъему К-27 и отправке субмарины на выгрузку ядерных реакторов необходимо начать в ближайшие годы.
Поделиться
- Что известно о катастрофе китайской подводной лодки в Желтом море - Толк 04.10.2023
- Кто был на подлодке
- Как удалось найти пропавшую аргентинскую подлодку
- Погибший "Кит": советская атомная подлодка К-8 затонула 49 лет назад
Спасение с затонувшей подлодки С-11
При этом уточняется, что позднее стало известно о том, что подлодка всплыла. Также сообщается, что это второй подобный инцидент за неделю. В то время речь шла о подводной лодке Б-260 «Чита». Подлодка еще в 2013 году была исключена из состава флота.
У кого-то из погибших, например, имелись татуировки; мы уточняли, где на теле и какая именно. Это западало в память. Особенно если было не изображение группы крови, а, к примеру, акула или подводная лодка.
Естественно, они в памяти откладывались. И потом, уже во время работы на самой лодке, естественно, я вспоминал, кто и что об этом герое-подводнике рассказывал. Можно представить, составлено около 100 протоколов допросов. Все это было нужно для опознания — никто ж не знал, в каком состоянии будут тела, когда их поднимут. Скажу сразу, с нами всегда дежурили медики скорой, которым часто приходилось помогать родственникам, — нелегко было рассказывать о детях и братьях, которых нет в живых". Специалисты начали с девятого отсека.
Там, по словам Горбунова, была вода с пленкой из мазута и высокая концентрация угарного газа, так что эксперты работали в специальных костюмах. В самой лодке повсюду были средства регенерации воздуха и спасательные гидрокостюмы. На лицах некоторых подводников были надеты маски портативных дыхательных аппаратов. К некоторым, чтобы извлечь их в проход, приходилось проползать по-пластунски, и затем, практически в обнимку, выползать назад. В девятом отсеке я работал обычно вместе со следователем военной прокуратуры Северного флота Андреем Мезеновым. Одного из моряков мы поднимали почти пять часов.
Но не всех, кого планировали найти, нашли сразу", — вспоминает Александр Горбунов. Александр Горбунов признался, что работать было очень тяжело — и физически, и психологически: "Там был настоящий хаос. Искать тела приходилось в огромных кучах обломков, настоящей каше из металла. Нельзя было фрагментировать тела — старались, как могли, их сохранить. Адский труд на самом деле. Копали по несколько часов — и это было нормально.
Представьте, если следователей, которые работали непосредственно на "Курске", было около 40 человек, то экспертов всего четверо. Один из нас, экспертов, Шамиль Шамшутдинов, сутками не вылезал из подлодки. На самых сложных участках, где взрыв уничтожил почти все, находили только части тел.
Судно было объявлено пропавшим 21 апреля.
Экипаж подводной лодки должен был проходить учения, однако субмарина неожиданно исчезла с радаров. Спустя три дня лодку удалось обнаружить на глубине 850 метров в водах близ Бали. По приблизительным расчетам индонезийских военных, воздух в лодке закончился в одиннадцать часов вечера 23 апреля по московскому времени.
И они написали от 3-й флотилии на министра обороны, что, мол, в связи с тем-то и тем-то просим переиздать приказ и изменить там формулировку увольнения: по оргштатным мероприятиям. То есть как бы по сокращению штатов. А это совсем другая формулировка, совсем другое отношение, другие льготы. И после этого я уже не помню, кто сюда приехал. В общем, привезли ходатайство на нашего местного областного военкома о присвоении мне звания капитана 1-го ранга запаса. И в 1998 году мне капитана 1-го ранга запаса присвоили. Почему звание Героя России ему дали только спустя десять лет? Причём не я их представлял к награде, а какими-то другими путями они получили эти ордена. Сергей — посмертно, а Воробьёв — живым, дай бог ему здоровья. А потом про всё это тихо-мирно забывали, забывали, и только когда американцы сняли фильм «Враждебные воды», в 1997 году этот вопрос опять подняли. И в какой-то центральной газете была большая статья, что вот такая ситуация была, вот такая-то лодка, вот Чернобыль мог быть, вот человек погиб, и никто ему ни спасибо, ни здрасьте, ни до свидания не сказал. И буквально дней через десять после этого уже в «Правде» статья: секретным указом президента ему присвоено звание Героя России. Мы все об этом узнали из газеты. Обычно публикуется, а здесь не опубликован — значит, секретно. Это всё было в августе-сентябре, а в ноябре-декабре 1997 года уже мы с командующим флотом Вячеславом Поповом поехали в Красавино — это рядом с Великим Устюгом небольшой городок, где родители Сергея жили. И там им торжественно передали эту звезду героя. У меня была фотография, вот то, что американский самолёт снимал, когда после всплытия вокруг нас кружил, как раз на ней видно, что там из шахты дым идёт. Я подарил её маме и сказал: «Это вот гроб вашего сына». Я не буду рассказывать всю ядерную физику, попытаюсь объяснить просто. У ядерного реактора есть аварийная защита — четыре стержня, которые в аварийной ситуации просто вбрасываются в сам реактор и поглощающими своими свойствами моментально гасят ядерную реакцию. Но это не на бесконечно. Потому что объёма стержней этой аварийной защиты не хватает. Потом надо опустить компенсирующие решётки, которые полностью заполняют реактор и не дают ни при каких условиях развиваться ядерной реакции. И тогда аварийная защита упала, но питание на лодке пропало, и эти компенсирующие решётки не опустились, их надо было вручную опускать. А Коля Беликов, командир группы, старший лейтенант — здоровый такой, с меня ростом. Но, видимо, силы организма разные. И когда они вернулись после первого захода в восьмой отсек отдохнуть, Беликов просто упал в обморок, и всё — не смог идти дальше. Преминина спросили: «Что осталось? И вот он пошёл. А пошли бы двое — там бы двое остались. Беликов остался жив и умер четыре года назад. Когда там поднялось давление, то дверь прижало — и открыть её было невозможно. Пытались и раздвижным упором, который давление в 3 тонны давит. И оттуда не смогли открыть. Тут одно на другое всё наложилось. На лодке есть система снятия давления с коридоров, правого и левого бортов. В море она закрыта напрочь, на чеку, и на чеке ещё замок висит. Чтобы никто случайно не нажал и не открыл, потому что это забортное отверстие, оттуда вода польётся. Я дал команду стравить по этой системе воздух. И там он не смог вытащить эту чеку. То есть сам замок, который преграждал к ней доступ, сломали, но как-то закусило её так, что он не смог её вытащить. Поэтому так и не смогли снять давление. Писали, что вы успешно судились с голливудской кинокомпанией, которая сняла фильм «Враждебные воды», и даже получили от неё какие-то хорошие деньги. Просто когда мы с частью экипажа рассказали всю эту историю американским сценаристам, они, не знаю, чем они мотивировали, может, достоверностью, они включили в фильм всех нас под реальными фамилиями в этот фильм. Капитан Британов, Капитульский, Петрачков, Пшеничный. А у них там с этим жёстко. Для того чтобы вот это в таком виде куда-то запускать и использовать, нужно письменное разрешение на право использования. Они мне прислали письмо. Я, естественно, не стал. Я им написал: «Давайте вы или платите нормальные деньги, или разговора на эту тему не будет никакого». Денег у меня не было ему платить, и мы договорились, что он поработает за процент от того, что удастся с них получить. Я ему кучу документов отправил. Он там делал какие-то телодвижения, общался и с судьей, и с этой кинокомпанией. Долго они там обсуждали всё, и в итоге, когда они поняли, что в суде шансов у них меньше, чем у нас, и суммы после судебного решения будут совсем другие уже, не десятки тысяч долларов, а, возможно, миллионы, то предложили выплатить нам уже нормальную сумму. Мы подумали и согласились. Половина мне, а половина — этому адвокату. У нас просто никто этим не занимается. И по факту они нашли и рассказали о героических вещах в нашем случае. И хотя я далеко не совсем согласен с этой лентой, но я горжусь, что это первый фильм, где советские моряки не идиоты, не сволочи, не кровожадные какие-то персонажи. Мне обидно то, что экипаж не награждён. Вот это действительно обидно. Потому что у меня вот такая пачка бумаг где-то здесь в столах лежит. Мои запросы и их ответы.
Капитан I ранга Черкашин заявил, что спасти пассажиров пропавшего батискафа практически невозможно
- Последнее погружение. Аварии и катастрофы подводных лодок в СССР и России - ТАСС
- Офицер-подводник рассказал, обречены ли пассажиры пропавшего батискафа
- Затонувшую американскую подводную лодку "Херринг" исследовали у берегов Курил
- 10 самых крупных катастроф с российскими и советскими субмаринами за 40 лет
Курсы валюты:
- «Похоронили раньше времени»: Гундаров нашел ляпы в версии о гибели китайской подлодки
- 10 самых крупных катастроф с российскими и советскими субмаринами за 40 лет
- 10 самых крупных катастроф с российскими и советскими субмаринами за 40 лет
- Трагедия в Баренцевом море. Факты