Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. Музей «Прорыв блокады Ленинграда» по адресу Ленинградская область, Кировское городское поселение, Р-21 Кола, 41-й километр, показать телефоны. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Карта прорыв блокады ленинграда 18 января 1943 года кратко.
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта
карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий. Сегодня, 18 января, жители города на Неве отмечают одну из самых трагичных и одновременно радостных дат в истории города – День прорыва блокады Ленинграда. Минобороны к 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда опубликовало архивные документы по операции «Искра». 18 января отмечается 80-летие прорыва блокады Ленинграда, ставшего результатом успешной военной операции "Искра". карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий.
Прорыв блокады Ленинграда: как это было?
Начать свое наступление корпус должен был после захвата района Колпино. Буквально через несколько дней штаб 11-й армии вынужден был покинуть участок фронта под Ленинградом. Его перебрасывали на южный фланг группы армий «Север», в стык с группой армий «Центр», для проведения наступательной операции на флангах двух групп армий. Целью этой операции был захват города Торопец. Для ее проведения из-под Ленинграда и с участка 18-й армии снималась часть сил. После вывода штаба 11-й армии 18-я армия снова получила под свою ответственность весь участок у Ленинграда. Еще три армейских корпуса и III полевой корпус люфтваффе были развернуты вдоль восточного фланга армии. Сложившаяся на советско-германском фронте обстановка позволяла Красной армии перейти к активным действиям на всем Северо-Западном направлении. Поэтому, прежде чем перейти к дальнейшему описанию, нельзя не остановиться на том, как складывалась ситуация для 18-й армии и какой участок группы армий «Север» вызывал наибольшие опасения.
А положение у врага было, мягко говоря, затруднительное. И здесь необходимо сказать несколько слов о действиях войск Северо-Западного фронта в период с ноября 1942-го по январь 1943 г. Силы германской 16-й армии располагались довольно компактно, но имели крайне невыгодное построение. Демянская группировка полностью зависела от безопасности Рамушевского коридора и в течение всего 1942 г. И теперь их начали выделять, забирая части с участка 18-й армии. Непосредственно II армейский корпус имел на намеченных для предполагаемого советского наступления участках довольно высокую плотность войск и мог считаться одним из самых сильных армейских корпусов на советско-германском фронте вообще. Но уже 3 декабря ОКХ приказало на основе распоряжения Гитлера усилить группировку 16-й армии еще и 225-й пехотной дивизией. Положение на участке II армейского корпуса было сложным.
Вдобавок из штаба 18-й армии 5 декабря доложили о том, каких действий ждут от советских войск под Ленинградом. Немецкие штабные работники ждали наступления, которое позволило бы соединиться войскам на Ораниенбаумском плацдарме. В общем, из доклада картина получалась не очень радостная. Командующие двух советских фронтов могли выбирать время и место наступления. Его перспективы немцы оценивали для себя не слишком оптимистично. Штабисты 18-й армии указывали, что из 12 дивизий армии часть понесла большие потери, а часть является полевыми дивизиями люфтваффе, каковые даже в идеальном состоянии имели низкую боевую ценность. Здесь надо заметить, что выше уже упоминалось, насколько силен был II армейский корпус. Так вот, только его боевой состав был сравним со всей 18-й армией.
А из ее состава он получил еще три пехотные дивизии [25]. Чуть позже был сделан вывод, что наступление наиболее вероятно произойдет на участке XXVI армейского корпуса южнее Ладоги. Рассматривалась и возможность удара против немецких войск в Киришском выступе. Надо сказать, что немецкая разведка довольно быстро вскрывала перегруппировки войск Волховского фронта. С 28 ноября по 5 декабря дивизии II корпуса уже потеряли при отражении советского наступления 3500 человек, но немцы считали, что они достаточно удачно перемалывают противостоящие им части Красной армии. К 9 декабря корпус израсходовал почти все свои резервы, а потери достигли цифры в 5000 человек. Ежедневные же потери колебались от 300 до 500 человек, что в условиях сокращения боевой численности пехоты и уменьшения количества пехотных батальонов в полках являлось показателем тяжелейших боев. В этих условиях ситуацией в Рамушевском коридоре были обеспокоены все: и штаб армии, и штаб группы армий, и Верховное командование.
Имея уже две окруженные группировки с туманными перспективами на спасение, немцам вряд ли бы сильно хотелось получить еще и третью. В результате из штаба группы армий почти каждый день докладывали наверх о потерях и ситуации в Рамушевском коридоре. Резервы почти кончились, положение Демянского плацдарма с наступлением зимы становилось еще более затруднительным. Поэтому штаб армии настоятельно попросил еще одну дивизию, в дополнение к 225-й. Этой дивизией оказалась 254-я пехотная, которая ранее также находилась в составе 18-й армии. Можно сказать, что это был новогодний подарок — решение было принято как раз 31 декабря. Теперь Линдеманн оставался без серьезных резервов и в случае крупного советского наступления должен был идти на риск и снимать силы с других участков фронта. Общее ухудшение стратегической обстановки на всем советско-германском фронте поставило жирный крест на любых планах наступательных операций противника под Ленинградом.
Теперь командующему 18-й армией Линдеманну оставалось только ждать советского наступления. Немецкие пулеметчики. Вермахт еще сохранял значительное техническое превосходство над Красной Армией В это же время появился и замысел операции по прорыву блокады, позже получившей известность как операция «Искра». Он родился в недрах Военного Совета Ленинградского фронта. В ноябре 1942 г. Военный Совет фронта представил в Ставку планы возможных операций. Всего было разработано две операции — Шлиссельбургская и Урицкая. Целью Шлиссельбургской операции было «снять блокаду Ленинграда, обеспечив постройку железной дороги вдоль Ладожского канала и тем самым организовать нормальное сообщение Ленинграда со страной» [26].
И если Урицкая операция так и осталась на бумаге, то идея Шлиссельбургской операции получила дальнейшее развитие. Командующий Ленинградским фронтом Л. Позже в Ставку были направлены более конкретные предложения по ее проведению. По плану, предложенному Военным Советом Ленфронта, главный удар следовало нанести на Шлиссельбургском направлении, на участке 1-й Городок — Шлиссельбург. С востока наступал Волховский фронт, который должен был нанести главный удар на участке Липка — Мишкино. Достигнутый прорыв обороны противника силы обоих фронтов должны были развивать на Синявино. Степень участия Ленинградского фронта теперь должна была стать выше, чем ранее, а фронты должны были наступать одновременно. Для будущей операции предлагалось создать армейскую ударную группировку в составе семи-восьми стрелковых дивизий, двух лыжнострелковых и двух танковых бригад, 14 артиллерийских полков.
Усилить эту группировку планировалось артиллерией флота и зенитной артиллерией. В директиве Ставки от 8 декабря обоим фронтам были поставлены конкретные боевые задачи в этой операции. Волховский фронт должен был действовать двумя своими объединениями — 2-й Ударной и 8-й армиями. Фронт был усилен пятью стрелковыми дивизиями 18-й, 147-й, 239-й, 364-й и 379-й и 53-й инженерно-саперной бригадой. Со стороны Ленинградского фронта наступление должна была вести 67-я армия. Начало наступления было назначено на 1 января 1943 г. Чуть позднее его перенесли на 12 января. Дело в том, что вторая военная зима выдалась гораздо более мягкой, чем предыдущая, и Нева долго не замерзала.
А прочный лед на Неве был одним из условий проведения наступления Ленинградского фронта. Планы наступления советских армий Согласно имеющимся в нашем распоряжении данным, 67-я армия генерала М. Духанова должна была нанести главный удар в направлении на Синявино. Войска армии должны были прорвать оборону противника на фронте Московская Дубровка — Марьино. После установления общего фронта с встречной ударной группировкой 2-й Ударной армии войска 67-й армии должны были развивать наступление на юго-восток с целью овладеть рубежом р.
Одну из Кобоны до станции Ладожское озеро уже к тому времени начали строить на деревянных сваях, вбитых в дно озера, а вторую — узкоколейку — только еще собирались проложить прямо по льду». Ставка одобрила второй вариант причем эта операция имела изначально условное название «Шлиссельбург» , но внесла изменения: после прорыва немецкой обороны предполагалось освободить еще и железнодорожную линию Мга — Ленинград. А дальше — вообще очистить от немцев Неву. В таком виде план операции и был утвержден.
Как высечь «Искру» Забегая вперед, следует сразу сказать, что немалая заслуга в успешном проведении операция «Искра» принадлежит, конечно, Леониду Говорову. Благодаря его решениям Ленинградский фронт был, по сути, возрожден к зиме 1942-1943 годов. Во-первых, уже с июля в город стало активно прибывать пополнение. Во-вторых, командующий приложил огромные усилия, чтобы заодно еще и улучшить физическое состояние личного состава Ленинградского фронта. Ведь, согласно сохранившимся документам, еще осенью 1942 года примерно 12 процентов военнослужащих страдали от дистрофии. В-третьих, Говоров сумел подготовить части к выполнению поставленной боевой задачи. К примеру, на полигоне в Токсово отрабатывались приемы взаимодействия во время атак, а на Неве в районе Рыбацкого — действия по штурму обледенелых крутых берегов. Ну и в-четвертых, командующий сумел обеспечить частям мощное артиллерийское прикрытие.
Начальник пожарной охраны города полковник М. Сериков обеспечивал противопожарные меры на время проведения салюта — Ленинград слишком сильно пострадал за минувшие годы, чтобы допускать даже малейшие его повреждения из-за торжества. В тот же день, 24 января, грамотный обходной манёвр в сочетании с атакующими действиями позволил 110-му стрелковому корпусу И. Хазова освободить серьёзно укреплённые немцами Пушкин и Павловск. На исходе 25 января бои завязались на северо-западном краю Красногвардейска Гатчины , мощнейшего узла немецкой обороны. После полусуток тяжёлых уличных боев город был освобождён. В исторической литературе этот момент описывается так: «Всю ночь 26 января на командный пункт 42-й армии поступали донесения: взят вокзал, закончен бой на центральной площади, идет бой в развалинах депо, блокирован заминированный врагом аэродром…». Наступление продолжалось, но перелом в нём был уже необратим. Великая победа 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта транслировал по радио приказ командующего войсками фронта генерала армии Л. Говорова о полном освобождении города от блокады. Войскам Ленфронта и морякам-балтийцам была объявлена благодарность, а также приказ гласил: «Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом! Улицы, площади и мосты в городе были заполнены ликующими горожанами, а вечером, точно вовремя, в небе над Ленинградом прогремел торжественный салют. Конечно, даже столь знаменательное событие не означало прекращения наступления Красной Армии. К началу февраля 1944 года основной задачей немецких войск была оборона Луги. Именно туда были брошены все силы Волховского фронта. Боевые действия Ленинградского фронта в Красносельско-Ропшинской наступательной операции 14—30 января 1944-го и боевые действия Волховского фронта в Новгородско-Лужской наступательной операции 14 января-15 февраля 1944-го. Чтобы отрезать противника от западных рубежей, 2-я армия Ленинградского фронта присоединилась к наступлению, обходя город с тыла. Немецкое командование требовало удержать линию коммуникаций Луга — Псков любой ценой. В результате почти двух недель ожесточенных боёв, 12 февраля город Луга был освобождён от захватчиков. Признаюсь, что мне очень хотелось этого, и я даже кое-что прикидывал заранее, — вспоминал командующий войсками Волховского фронта маршал Советского Союза К. На следующий день после освобождения Луги фронт расформировали, распределив входившие в его состав армии между Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами; маршал Мерецков возглавил Карельский фронт, успешными наступлениями которого будет руководить летом и осенью 1944-го. В то же время войска Ленинградского фронта продолжали движение в сторону Нарвы. Немецкое командование считало этот участок фронта особо важным. Войска противника прочно закрепились вдоль реки, стянув туда дополнительные силы из состава группы армий «Центр».
Целевая аудитория: студенты, историки, и все интересующиеся историей Великой Отечественной войны Задачи проекта: 1. Проанализировать стратегию и тактику освобождения Ленинграда. Исследовать роль генерал-лейтенанта Л. Говорова и генерала армии К. Мерецкова в операции. Проанализировать вклад различных воинских подразделений в успешный прорыв.
Новости и события Российского исторического общества
18 января 1943 года удалось прорвать блокаду города Ленинграда - Российское историческое общество | Блокада Ленинграда была прорвана 18 января, но ожесточенные бои за расширение узкого перешейка, прозванного «Коридор Смерти», продолжались еще месяц. |
Прорыв блокады Ленинграда. Операция «Искра» | Поклонный крест на месте прорыва блокады Ленинграда. |
18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда | Пикабу | Краткая экскурсия по новому музею-панораме "Прорыв". |
Операция «Искра» — Википедия | Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда" Автор фото: Вячеслав Голубцов. |
Операция «Искра» | Как добраться: Самый оптимальный способ доехать до музея «Прорыв блокады Ленинграда» — сесть на автобус № 565 или 575, или 572а, которые идут от метро Улица Дыбенко. |
Экспозиция панорамы прорыва блокады
- Карта операции искра прорыв блокады ленинграда
- Пятая попытка
- Приемная комиссия
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Прорыв блокады Ленинграда: как это было
Русский государственный деятель П.А. Столыпин (1862-1911) | Полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, в ходе Ленинградско-Новгородской операции, однако прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. |
Новости и события Российского исторического общества | 70 лет со дня прорыва энергетической блокады Ленинграда | ТГК-1 фотоснимки. |
Прорыв блокады Ленинграда 2024 | Карта прорыва блокады ленинграда в 1943 году. |
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
Горючее для войск Ленинградского фронта продолжало поступать по проложенному еще летом через озеро подводному трубопроводу. В середине декабря, как только Ладожское озеро сковал лед, возобновилась работа автомобильной дороги, которая функционировала круглосуточно, с огромным напряжением, под непрерывными бомбежками вражеской авиации. Половина партизанских формирований имела надежную радиосвязь с Ленинградским штабом партизанского движения. Основные усилия партизан сосредоточивались на ведении разведки и борьбе на вражеских коммуникациях. Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г.
Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий. Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее плотную группировку войск противник имел в шлиссельбургско-синявинском выступе глубина его не превышала 15 км.
Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом до 10—12 тыс. Лесисто-болотистая местность в районе шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны.
Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами. По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район. Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения.
Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. В этом документе, в частности, говорилось: «... Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта... Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении на участке 1-й Городок — Шлиссельбург с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Синявино».
Эти предложения 2 декабря 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования утвердила. Конкретные задачи войскам Ленинградского и Волховского фронтов были определены директивой Ставки от 8 декабря. Командующие фронтами получили указание к 1 января 1943 г.
Основная идея операции сводилась к тому, чтобы встречными ударами фронтов прорвать оборону противника южнее Ладожского озера, разгромить его группировку севернее Синявино и восстановить сухопутные коммуникации с Ленинградом. К концу операции соединения ударных группировок фронтов должны были выдвинуться на рубеж река Мойка, Тортолово, надежно обеспечив коммуникации Ленинградского фронта с юга. По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала В. В ее состав входило 12 стрелковых дивизий, 2 лыжные и 4 танковые бригады 2100 орудий и минометов и около 300 танков и САУ.
Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия. Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И. Журавлева около 450 самолетов. На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М.
В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово. В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков. Кроме того, для содействия войскам 67-й армии привлекалось 88 орудий калибром 130—406 мм Краснознаменного Балтийского флота. Боевые действия 67-й армии поддерживали авиация 13-й воздушной армии генерала С.
Рыбальченко и военно-воздушные силы Балтийского флота всего около 450 боевых самолетов. В течение декабря в войсках фронтов проводилась тщательная подготовка операции. К 1 января 1943 г. Однако, учитывая недостаточную прочность ледового покрова на Неве и плохую проходимость болот в связи с оттепелью, командование фронтов 27 декабря обратилось в Ставку с просьбой отложить начало операции до 10—12 января 1943 г.
Эта просьба была удовлетворена, и войска получили дополнительное время для подготовки к наступлению. Особое внимание уделялось организации взаимодействия между ударными группировками фронтов. Командование и штабы фронтов разработали специальный план взаимодействия, в котором были определены линия встречи войск, ответственность за обеспечение флангов группировок и другие вопросы. Перед началом операции непосредственно в работу по ее подготовке включился заместитель Верховного Главнокомандующего генерал Г.
Готовя операцию, советское командование учитывало, что войска обоих фронтов в предшествующий период главным образом оборонялись и не имели необходимого опыта ведения наступательных боев. Поэтому значительное место в подготовке заняло обучение соединений и частей наступательным действиям в лесу и штурму укрепленных позиций противника. Тренировки проводились в тылу на учебных полях и специальных городках, оборудованных по типу опорных пунктов врага. На совместных учениях соединений и частей различных родов войск тщательно и всесторонне отрабатывались вопросы взаимодействия и управления войсками в ходе наступления.
Войска 67-й армии провели практическую подготовку к форсированию Невы, настойчиво тренировались быстро преодолевать ледяное поле и крутые обледенелые берега реки. Тренировки проводились на участке реки в районе Колонии Овцино, в тылу армии. Ладожская военная флотилия под командованием капитана 1 ранга В. Черокова, продолжая обеспечивать доставку грузов в осажденный Ленинград, в период подготовки операции по прорыву блокады в тяжелых ледовых условиях перевозила из Кобоны в Осиновец и Морье для усиления 67-й армии войска, боевую технику и материально-технические средства.
Только с 13 декабря 1942 г.
Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино.
И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта.
Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили». Настроение было такое, что медлить с прорывом блокады было уже никак нельзя. И неудачи быть просто не могло: предел для человека существует; и жителями, и защитниками города он был перейден не единожды.
Ленинградская область, г. Кировск, Ладожский мост, дом 2 Как доехать 34 км на автобусе 575 от метро "Улица Дыбенко" до остановки "1-й километр" первая остановка после Ладожского моста Официальный сайт Интерактивная карта музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда" Музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда" на "Невском пятачке" Мемориальный комплекс находится на месте прорыва блокадного кольца Ленинграда в январе 1943 года во время военной операции "Искра" и состоит из открытой экспозиции военной техники времён Великой Отечественной войны и двух музеев: - Музей-панорама "Прорыв" открыт 18 января 2018 при участии творческой мастерской "Невский Баталист" - Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда" открыт 7 мая 1985.
Ленинградская область, г. Кировск, Ладожский мост, дом 2 Как доехать 34 км на автобусе 575 от метро "Улица Дыбенко" до остановки "1-й километр" первая остановка после Ладожского моста Официальный сайт Интерактивная карта музея-заповедника "Прорыв блокады Ленинграда" Музей-заповедник "Прорыв блокады Ленинграда" на "Невском пятачке" Мемориальный комплекс находится на месте прорыва блокадного кольца Ленинграда в январе 1943 года во время военной операции "Искра" и состоит из открытой экспозиции военной техники времён Великой Отечественной войны и двух музеев: - Музей-панорама "Прорыв" открыт 18 января 2018 при участии творческой мастерской "Невский Баталист" - Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда" открыт 7 мая 1985.
12 января 1943 началась операция «Искра». Прорыв блокады Ленинграда.
1943. Прорыв блокады Ленинграда. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Поклонный крест на месте прорыва блокады Ленинграда. Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны.
Прорыв блокады Ленинграда
sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. Дорога жизни блокадного Ленинграда: 50 фото, карта, как доехать. 24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда.
12 января 1943 началась операция «Искра». Прорыв блокады Ленинграда.
Павел Сумароков Русский писатель И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса… Патриарх Кирилл Патриарх Московский и всея Руси Здесь купель нашего крещения; здесь начало нашей священной истории и народных преданий. Уступить после сего страну эту кому бы то ни было — значило бы для России отказаться от купели своего крещения, изменить памяти святого Владимира. Иннокентий Борисов Святитель, архиепископ Херсонский и Таврический Здесь были заложены основы нашего государства. Мы чувствуем особое родство этого источника, откуда пришло к нам православное христианство.
Чтобы не разделять силы между Москвой и Ленинградом, осенью Гитлер отдал приказ взять город-миллионник измором по плану «Голод» и добиться полной продовольственной изоляции. Командующий группой армий «Север» фельдмаршал Вильгельм фон Лееб тогда записал в своем дневнике, что поскольку у противника на данном направлении сосредоточены довольно крупные людские резервы, главным союзником немцев следует считать именно голод. Сначала в городе было достаточно продуктов и топлива, но в результате авиаударов сгорели стратегические Бадаевские склады. С сентября по декабрь в блокадный город самолетами удалось доставить чуть более пяти тысяч тонн продовольствия. Еще 60 тысяч тонн путем титанических усилий ленинградцы получили водным путем через Ладожское озеро. Но этого на три миллиона жителей не хватало. Барановский Наступление на Ленинград началось в июле 1941 года, а 8 сентября кольцо вермахта вокруг города сомкнулось на долгие 872 дня — до 18 января 1943-го. В осаде оказались почти три миллиона человек, в том числе 400 тысяч детей. За время блокады погибли до полутора миллионов человек. Авиация и суда не могли в полной мере обеспечить все население. Единственным путем, по которому в город можно было доставить продовольствие, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера. Трассу бомбили, машины уходили под лед, люди тонули, но движение не останавливалось. Несмотря на поставки с Большой земли, пришлось урезать норму выдачи хлеба. Муку заменяли обработанной древесиной. Люди умирали от голода прямо на улицах. Но город продолжал жить и бороться. Другим страшным кошмаром ленинградцев стали холода. В первую блокадную зиму город полностью обледенел. Дома не отапливались, водопровод замерз, электричества не было, транспорт не ходил. Наконец, спустя долгие 17 месяцев, Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда. В ходе операции «Искра» силы Ленинградского и Волховского фронтов сломили сопротивление немцев и ценой более 115 тысяч жизней освободить южный берег Ладоги и Шлиссенбург. Новость облетела весь мир. Люди ликовали и обнимались.
Это две 305-мм мортиры M16 чешского производства фирмы «Шкода» Тяжелая 305-мм мортира M16 чешского производства, захваченное советскими воинами. Район Ленинграда План операции Ещё 18 ноября 1942 г. Ставка, рассмотрев это предложение, потребовала сосредоточить все внимание на прорыве немецкой обороны только на одном направлении — шлиссельбургском, которое кратчайшим путем приводило к достижению поставленной цели. Он предусматривал нанесение встречных ударов — Ленинградского с запада, Волховского — с востока в общем направлении на Синявино. Ставка 2 декабря утвердила представленный план. Координация действий обоих фронтов поручалась маршалу Советского Союза К. Подготовить операцию планировали к 1 января 1943 г. Она требовала совместными усилиями двух фронтов разгромить группировку противника в районе Липка, Гайтолово, Московская Дубровка, Шлиссельбург и, таким образом, «разбить осаду гор. Ленинград, к исходу января 1943 г. После этого, перейдя к прочной обороне на рубеже р. Мойка, пос. Михайловский, Тортолово, обеспечить коммуникации Ленинградского фронта и дать войскам 10-дневный отдых. В первой половине февраля 1943 г. Подготовка операции Для проведения операции были сформированы две ударные группировки: на ВФ — 2-я ударная армия генерал-лейтенанта В. Романовского, на Ленинградском — 67-я армия генерал-майора М. Ударной группировке ЛФ предстояло форсировать Неву по льду, прорвать оборону на участке Московская Дубровка, Шлиссельбург, разгромить окопавшегося здесь противника, соединиться с войсками ВФ и восстановить связь Ленинграда с Большой землей. В дальнейшем планировался выход соединений 67-й армии на рубеж р. Обеспечение левого фланга 2-й ударной армии возлагалось на 8-ю армию генерала Ф. Старикова, которая своими правофланговыми соединениями должна была наступать в направлении Тортолово, пос. Авиационную поддержку и прикрытие войск осуществляли 13-я и 14-я воздушные армии Ленинградского и Волховского фронтов и авиация Балтийского флота всего около 900 самолётов. К участию в операции привлекались также авиация дальнего действия, береговая и корабельная артиллерия флота 88 орудий. Проведение операции ударной группы Волховского фронта по решению Ставки ВГК возлагалось на командующего 2-й ударной армией под непосредственным руководством заместителя командующего фронтом генерал-лейтенанта И. Операцию ударной группы Ленинградского фронта должен был проводить командующий 67-й армией под непосредственным руководством командующего фронтом генерал-лейтенанта Л. Жуков и К. Основой ударной группировки ЛФ являлась 67-я армия, построенная перед наступлением в два эшелона. Первый эшелон состоял из 45-й гвардейской, 268-й, 136-й, 86-й стрелковых дивизий, 61-й танковой бригады, 86-го и 118-го отдельных танковых батальонов. Второй эшелон составили 13-я, 123-я стрелковые дивизии, 102-я, 123-я, 142-я стрелковые бригады, а армейский резерв — 152-я и 220-я танковые бригады, 46-я стрелковая дивизия, 11-я, 55-я, 138-я стрелковые, 34-я и 35-я лыжные бригады. Поддержку наступления осуществляли артиллерия армии, фронта и Балтийского флота — всего около 1900 орудий и минометов и 13-я воздушная армия силами 414 самолетов. Ударную группировку Волховского фронта составили 2-я ударная армия, часть сил 8-й армии. Первый эшелон 2-й ударной армии составили 128-я, 372-я, 256-я, 327-я, 314-я, 376-я стрелковые дивизии, 122-я танковая бригада, 32-й гвардейский танковый полк прорыва, 4 отдельные танковые батальона. Во второй эшелон входили — 18-я, 191-я, 71-я, 11-я, 239-я стрелковые дивизии, 16-я, 98-я и 185-я танковые бригады. Резерв армии составили 147-я стрелковая дивизия, 22-я стрелковая, 11-я, 12-я и 13-я лыжные бригады. На левом фланге наступления действовала часть сил 8-й армии: 80-я, 364-я стрелковые дивизии, 73-я бригада морской пехоты, 25-й отдельный танковый полк и два отдельных танковых батальона. Поддержку наступления осуществляли артиллерия фронта и двух армий силами около 2 885 орудий и минометов и 14-я воздушная армия силами 395 самолетов. При подготовке операции командующие Ленинградским и Волховским фронтами за счёт своих резервов и перегруппировок соединений с других направлений значительно усилили 67-ю и 2-ю ударную армии, решительно сосредоточив силы на участках прорыва. Артиллерийская подготовка атаки была запланирована продолжительностью 2 часа 20 минут, поддержка атаки — методом огневого вала на глубину 1 км, а затем методом последовательного сосредоточения огня. Все танковые части на ЛФ — 222 танка и 37 бронемашин, на ВФ — 217 танков намечалось использовать для непосредственной поддержки пехоты. Для противовоздушной обороны ударных группировок привлекались: на ВФ — три зенитные артиллерийские дивизии, шесть отдельных зенитных дивизионов и две отдельные зенитные железнодорожные батареи; на ЛФ — зенитная артиллерийская дивизия, полк противовоздушной обороны, шесть отдельных зенитных артиллерийских дивизионов, две отдельные зенитные железнодорожные батареи, а также четыре зенитных артиллерийских и четыре истребительных авиационных полка из состава Ленинградской армии ПВО. Особенностью операции было то что на подготовку выделили почти месяц. Весь декабрь войска 2-й ударной и 67-й армий напряженно готовились к предстоящей операции. Все соединения были доукомплектованы личным составом, военной техникой и оружием. В войсках было накоплено от 2 до 5 боекомплектов боеприпасов в зависимости от систем орудий и минометов. Наиболее трудоемкой работой стала подготовка исходных районов для ударных группировок фронтов. Требовалось увеличить число траншей и ходов сообщения, укрытий для личного состава, отрыть и оборудовать огневые позиции для артиллерии, минометов, танков, устроить склады боеприпасов. Общий объем земляных работ на каждом фронте исчислялся сотнями тысяч кубических метров. Все работы выполнялись только вручную, в темное время суток, без нарушения обычного режима поведения войск, занимавших оборону, с соблюдением мер маскировки. Одновременно саперы строили дороги и колонные пути, гати и лежневки через болота, которыми изобиловали исходные районы, разминировали минные поля, готовили проходы в заграждениях. Так, инженерные части построили 20 км колонных путей в войсковом тылу, усилили мосты и построили новые, сделали проходы в минных полях по одному на роту.
Диорама представляет собой художественное полотно, рассказывающее о военной операции «Искра», проведенной советскими войсками в 1943 году. Цель «Искры» заключалась в том, чтобы прорвать блокаду Ленинграда. В семидневной операции участвовали Волховский и Ленинградский фронты: на диораме запечатлена их встреча утром 18 января 1943 года, состоявшаяся в результате тяжелых боев. Художникам удалось передать трагизм этих событий, на полотне можно увидеть как переправляется военная техника по льду Невы, как ведется сражение. Для создания диорамы привлекались историки, военные консультанты, ветераны, участвовавшие в операции «Искра», художники, дизайнеры. Панорама выставочной площади и диорамы: Музей-панорама «Прорыв блокады Ленинграда» Новый объект музейного комплекса открылся недавно, но уже заслужил популярность у жителей и гостей нашей страны. Его особенность заключается в том, что здесь посетители оказываются на поле боя, становятся свидетелями конфликта. Реконструкция прорыва блокады Ленинграда, создана так, что все экспонаты можно трогать, что особенно привлекает сюда детей.
Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений.
Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор.
За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар.
Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель.
А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно.
В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек.
На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги.
И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград.
Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов. Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж. А мосты в Шлиссельбурге разобрали уже после войны.
Однако в послевоенные годы беспримерный подвиг тех, кто создавал, защищал железную дорогу вдоль берега Ладоги, водил по ней поезда, ежедневно рискуя жизнью, оказался незаслуженно задвинут в тень. Дорога Жизни стала символом стойкости и мужества ленинградцев и защитников города на Неве, но Дорога Победы имеет на это не меньшее право. К счастью, память о ней бережно хранится в Ленинградской области и Санкт-Петербурге.
Алексей Затонский Паровоз ЭМ 725-39, перевозивший грузы в осажденный Ленинград по Дороге победы В здании станции Петрокрепость в 1995 году открыт музей «Дорога Победы», посвященный истории строительства и строителям этой дороги, железнодорожникам, работавшим в составе 48-й паровозной колонны особого резерва Наркомата путей сообщения.
Это наша историческая ответственность. Ведь Россия и сегодня продолжает бороться с наследием тех дней. Буквально в прошлом году Ленинградский областной суд признал геноцидом преступления фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Такие вещи нужно называть своими именами. В этот день стоит в очередной раз отметить недопустимость героизации нацизма и ревизии истории Второй мировой войны. Хотя этим, к сожалению, сегодня модно заниматься во многих странах. Где-то находятся политики и историки, которые в угоду своим амбициям или, выполняя политический заказ, пытаются переписать историю. Об этом свидетельствуют и так называемая война с памятниками, и героизация пособников нацизма.
Такая политика привела к тому, что мы видим сейчас на Украине. Шайка нацистов, захватившая власть в Киеве, наплевала на свой народ, историю и культуру. Они перевернули историческую картину для своих граждан. Сделали свои преступные иллюзии нормой для жителей своих стран. Считать жителей Донбасса «недолюдьми» — это сейчас официальная политика киевской хунты, которая формирует отношение одной части населения к другой. Разве это не нацизм? Одна часть общества возвышается за счет унижения другой.
Враг продолжал ожесточенные бомбежки и артобстрелы, но инициатива в боевых действиях полностью перешла к советским войскам. Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги. Первый, главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан. Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. За время блокады 632 253 человека погибли от голода, почти 17 тысяч гражданских умерли при артобстрелах и бомбардировках. Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
В течение дня проходят торжественные мероприятия, памятные акции, тематические выставки в музеях и на открытых площадках города, программы в библиотеках и концертных залах. Фото заставки: szfo.
Карты и схемы
1943. Прорыв блокады Ленинграда. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт. Именно там утром 19-го января он узнал новость о прорыве блокады и оставил о ней в своем дневнике приведенную выше краткую запись. Прорыв блокады Ленинграда – история праздника 18 января, ход операции Искра, когда годовщина в 2024, мероприятия, где и как отмечают в Петербурге. В ходе операции "Искра" по прорыву блокады Ленинграда зенитчики ПВО сбили 32 самолета противника. Длившаяся почти 500 дней и ночей полная блокада Ленинграда была прорвана. И очень важной, потому что без прорыва блокады о стабильном положении Ленинграда говорить не приходилось.