При этом дополнительные уроки для преподавания истории в начальной школе вводиться не будут, уточнил министр. Минобрнауки утвердило новую концепцию преподавания российской истории. По инициативе фракции КПРФ в Государственной Думе 9 октября 2023 года прошел круглый стол «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий».
«Битва за Историческую правду». Честный обзор на новый учебник Мединского
Нам это небезразлично», — сказал он. Для первого класса у нас не может использоваться учебник десятого класса: для каждого возраста есть своя образовательная программа, соответствующая этому возрасту», — пояснила депутат. Также по теме «Их отцы сражались за нашу общую Родину»: генерал Борис Громов предложил открыть суворовские училища для сирот Донбасса Председатель Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Громов... Председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова положительно оценила идею преподавания истории в начальной школе, однако отметила , что данный вопрос должен рассматриваться системно. Но её нужно рассматривать не в отрыве, а в системе общих мер, понимая, что мы делаем, какой у нас план и каких результатов мы хотим достигнуть», — рассказала сенатор в комментарии RT. По её мнению, необходимо комплексно подходить к вопросу воспитания и преподавания как истории, так и других «предметов гуманитарного цикла». В свою очередь, зампред комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева в беседе с RT предложила также ввести в 4-м классе патриотический курс рассказов об истории России. Не знаю, как с 1-го класса, но очень хотелось бы, чтобы в 4-м классе как предполагала концепция преподавания истории России, утверждённая в 2020 году отдельным курсом на 34 часа преподавался патриотический курс рассказов об истории России.
Ну а элементы истории России нужно преподавать с первого класса», — сказала сенатор. Алтабаева отметила, что в начальной школе нужно также преподавать основы региональной истории. И нашей большой России, и той малой родины, где они родились и живут. Это очень нужно и полезно. Иначе нормальных людей не вырастишь», — заключила собеседница RT.
Я все время повторяю: изучение истории имеет мало отношения к зазубриванию цифр, дат, фамилий и каких-то теоретических постулатов, это самый интересный школьный предмет", - сказал Ме динский.
По его словам, нужно выстроить образовательный процесс так, чтобы изучение истории было "синхронизировано" с литературой, географией и обществоведением, чтобы школьник с интересом воспринимал обучение и "начинал понимать логику исторического процесса". Тогда у нас проблем никаких не будет", - отметил Меди нский.
Понимаете, все-таки надо твердо понимать, что в учебном процессе учитель и ученик заведомо не равны друг другу.
Утверждение, что они равны, это нонсенс, потому что носитель знания только один из них. Моя бабушка закончила школу в селе Илек на Урале, была довольно обычной отличницей. Она поступила на филфак МГУ и стала одной из самых сильных студенток своего потока.
Это был 1945 год. Меньше, чем в 1975 году, не говоря уже про сегодняшний день. Все учили одинаково, все были одинаково бедны, и в основе всего преподавания лежал краткий курс истории ВКП б , который полагалось заучивать наизусть.
Сегодня другая ситуация, и от контингента учеников зависит очень многое. Дело не в том, какая это школа — маленькая или большая, элитная или обычная. В интеллигентном районе Москвы или Петербурга и в заводском поселке преподавать одинаково будет невозможно, потому что способность восприятия детей разная.
Литература и история — стоит ли проводить параллели? Литература XIX века традиционно растягивается на два года, а то и больше. Пушкин, Лермонтов и Гоголь должны быть пройдены в 9-м классе, а начинается он со «Слова о полку Игореве», Толстой и Достоевский — это конец 10-го класса, туда же должен попасть Чехов.
На практике Гоголь переносится в 10-й класс, Чехов уплывает в 11-й. У историков на весь XIX век год. И это 9-й класс.
История должна опережать литературу. Но так бывает не всегда, историки тоже отстают от программы. Одним словом, синхронизировать предметы полностью практически невозможно.
И, конечно, возникают проблемы. Бывали ситуации, когда мы шли впереди, а учитель истории искусств отставала от нас. В этом году возникла обратная ситуация.
Правда, не на предмете, а на спецкурсе. Оказалось, она проходит темы, до которых мы еще не дотянулись. Уроки истории и патриотизм — Сегодня много говорят о том, что история должна учить патриотизму, учить любить свою страну.
Наука должна учить неким азам научного подхода, наука должна учить критическому подходу. Патриотизм должна формировать не школа, а общество. Я всегда привожу один и тот же пример.
Конец 80-х, время тотального дефицита. Ко мне приходит выпускник, который три года назад окончил школу. Он едет в гости к бабушке, в окрестности Токио.
И спрашивает: «Леонид Александрович, а что вам привезти из Японии? Я говорю: «Не знаю, привези кассеты какие-нибудь». И тут у него на лице возникает змеиная улыбка: «А какие?
Я называю две первые фирмы, которые мне пришли в голову. И у него улыбка становится еще более змеиной: «А я не смогу этого сделать». С этого момента я твердо понял, что такое патриотическое воспитание.
Наши граждане а точнее — гражданки готовы были по шесть часов стоять в очереди, толкаться локтями, чтобы купить югославские сапоги, а уж если австрийские — то это просто верх желаний. Прямо скажем, патриотического воспитания тут немного. Но кто виноват?
Отечественная промышленность. Потому что отечественные сапоги были такие, что на них взглянуть нельзя было без слез. Нюта Федермессер создала систему хосписов.
И сделала для патриотического воспитания больше, чем все разработчики соответствующих программ. Школа здесь может относительно немного. Понимаете, когда человека сажают напротив себя и начинают: «Вася, я расскажу тебе, какая наша страна прекрасная».
Знаете, что подросток думает? Еще один пример помню. Очередная программа патриотического воспитания была принята, немалые средства отпущены.
Я помню только одну строчку. Отводилась энная сумма в миллионах на издание дисков с записями маршей и патриотических песен. Записи маршей никакого отношения к патриотическому воспитанию не имеют, и рассказы о Суворове — тоже.
Не так патриотическое воспитание должно осуществляться. Патриотом человек становится тогда, когда он понимает, что, во-первых, в нем его страна заинтересована. Во-вторых, когда он знает, что от него в его стране кое-что зависит.
Тогда он становится патриотом. Школа должна заниматься гражданским воспитанием. Если человек станет гражданином в высоком смысле этого слова, патриотизм приложится.
Патриотизм я понимаю так. Принцип — «это моя страна, и все, что она делает, это правильно» — не патриотический принцип. Патриотический принцип: «я люблю свою страну и хочу, чтобы в ней жить стало лучше».
Но это я так понимаю патриотизм. А кто-то понимает его прямо противоположным образом. Поэтому под патриотическим воспитанием может пониматься очень и очень разное.
Как взрослым изучать историю? Что делать? Можно начинать даже с вузовских учебников.
Они сейчас скучные, но систематичные. Когда-то я мог порекомендовать свой курс лекций, но я не хочу заниматься саморекламой. Он на сайте фонда Гайдара есть.
Но я уже сказал, что лекционных курсов сейчас очень много. Не думаю, что взрослый человек захочет изучать систематически курс истории. Он, скорее всего, заинтересуется той или иной проблемой.
Сегодня мне интересна предыстория Второй мировой войны, завтра мне интересна, скажем, предыстория Октябрьской революции. Ищите соответствующие лекции. О фейках и фолк-хистори — Часто обсуждают проблему так называемых исторических фейков.
Она звучит в разных контекстах, но действительно много — и в области филологии, и в области преподавания. Это не только фейки, это еще и то, что называют проблемой фолк-хистори. Фолк-хистори — претендующие на научность, но не являющиеся научными литературно-публицистические труды и идейно-теоретические концепции на исторические темы, созданные в основном непрофессионалами.
Когда непрофессионалы, люди невысокой компетентности, и вообще сказочники всевозможные, берутся за написание книг, статей по различным темам. Наиболее очевидный пример — фокус академика Фоменко «новая хронология» — псевдонаучная теория радикального пересмотра всемирной истории, созданная под руководством математика Анатолия Фоменко. Это все фолк-хистори, фантазии на исторические темы.
Как отличить фолк-хистори от серьезных трудов? Это не всегда легко. Но есть один, на мой взгляд вполне явный признак.
Как только автор начинает говорить: вам все лгали, все вас вводили в заблуждение, и только я один сейчас вам раскрою глаза... Книгу можно закрывать, потому что это халтура. Правда, и здесь есть исключение.
Есть очень интересный автор Александр Львович Янов советский и американский историк, политолог и публицист, доктор исторических наук, профессор. Но его читать интересно. Его труды спорные, там можно найти массу исторических огрехов, но концептуально это интересно и заслуживает чрезвычайно большого внимания.
Но Янов такой один. Как Леонид Кацва стал учителем истории — Как вы сами поняли, что будете историком? И с тех пор не сворачивал.
Понимаете, папа историк. Оба деда, один из которых был юрист, а второй был вообще агроном, историей интересовались всегда. У меня дома эта историческая атмосфера присутствовала постоянно, и мне деваться было некуда.
И когда родители опомнились и попытались меня с этого пути свернуть, было поздно. Они поняли, что никакие физико-математические предметы невозможны, потому что я к ним, как говорится, «такую ненависть испытываю — кушать не могу». И с другой стороны, было понятно, отчасти по этой же причине, отчасти по причине природной брезгливости, с которой ничего нельзя поделать, мне закрыт путь в биологию.
Была последняя идея — географический факультет. Разбилась она мгновенно, как только выяснилось, что на геофаке один из вступительных экзаменов — физика. Вопрос был закрыт моментально.
И больше к нему никогда не возвращались. В 10-м классе не до этого было. Там надо было уже целенаправленно готовиться.
Леонид Кацва — Вы помните, как вы принимали решение про то, что пойдете работать в школу? Его за меня приняли. Понимаете, достаточно посмотреть на мой профиль, чтобы понять, что в 1975 году в МГУ мне поступать смысла не имело.
Туда людей моей национальности принимали только в исключительных случаях, по большому блату. Поэтому МГУ для меня был закрыт. Что оставалось?
Историко-архивный или пединститут. Отец мне сказал: историко-архивный не надо, потому что история в варианте работы в архиве — это скучно. И в общем, судя по всему, в моем случае он оказался прав.
Потому что я по складу характера оказался больше популяризатором, чем архивистом. Как выяснилось в дальнейшем, архивы — это не мое, там я очень быстро устаю. И это для исследователя плохо.
Я пошел в пединститут. И в первые годы был уверен, что как-нибудь я с этой дороги слиняю. Издательство, редакция, музей, что-нибудь в этом роде.
Отец, кстати, начинал с работы в музее. Ну а к пятому курсу стало понятно, что слинять не удастся. Была система распределения.
Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10—11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной. Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10—11-го классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов. Осуществление согласования и гармонизации курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», а также совершенствование механизмов экспертизы пособий по региональной истории. Такие шаги требуются для завершения формирования единого образовательного пространства. Сами региональные пособия должны соответствовать Концепции и Историко-культурному стандарту. Конкретизировать дидактические единицы материала по истории России, изучаемого в курсе «Окружающий мир», а также рассмотреть вопрос о выделении из данного курса в 4-м классе курс «Рассказы по истории России» объёмом 34 часа. Это поможет обеспечить преемственность между историческими сведениями, получаемыми учащимися в начальной школе в курсе «Окружающий мир» , и курсом «История России» в основной и средней школе. Для повышения качества учебников по истории необходимо продолжить проведение экспертизы их содержания на предмет соответствия Историко-культурному стандарту с привлечением специалистов Российского исторического общества. Разработка плана по постепенному внедрению обязательной проверки учебных достижений по истории России у всех выпускников основной и средней школы.
В последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе – Сергей Нарышкин
Десятого октября Российское историческое общество разработало проект преподавания истории для неисторических факультетов от древнерусского государства до расширения НАТО. Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. Вопросы преподавания истории в школах обсудили в Казани на Всероссийском совещании учителей истории и обществознания с участием министра просвещения Ольги Васильевой. Президент России Владимир Путин пообещал, что качество преподавания истории, обществознания и других дисциплин будет повышаться.
Что важнее. В Минпросвещения разъяснили, зачем часы общаги отдадут истории
В нее внесены существенные уточнения и учтены замечания, которые накопились с принятия культурно-исторического стандарта. Александр Оганович, в чем новость с точки зрения практической работы школы? Александр Чубарьян: Законодательно утвержден переход от концентрической системы к линейной. Концепция и культурно-исторический стандарт, принятые в 2014 году, касались преподавания лишь до 9-го класса. Ведь по старой концентрической системе в 10-11-м классах школьники только повторяли уже изученное, правда, в более укороченной и усложненной форме. Сейчас в последних классах предмет будут не повторять, а изучать хронологически: на них придется самый сложный XX век.
Соответственно, появятся и новые учебники. Коллегия поручила к 2021 году доработать концепцию преподавания всеобщей истории. Этот курс будет синхронизирован с преподаванием отечественной истории. Педагоги-историки в соцсетях много спорили по поводу персоналий, которые предлагает историко-культурный стандарт. Вопросы вызывали и критерии их отбора.
Мнения несогласных учли? Александр Чубарьян: Говорили, что в области науки есть десятки не менее великих ученых, чем Вавилов и Сахаров. Кто-то предложил включить в список нобелевских лауреатов, тут же нашлись противники. Взять всех академиков, как для энциклопедии? Но их слишком много.
Всех лауреатов Госпремии? Но есть те, кто не получили премий, но очень достойные ученые...
Кармен Бонер, учительница истории в гимназии, рассказала о том, как позиционируется роль Советского Союза во Второй мировой войне в учебниках земли Баден-Вюртемберг единых централизованно утвержденных учебников для всех школ в Германии нет , каков уровень представлений немецких школьников о роли СССР в войне, что они думают и какие вопросы задают учителям относительно самых острых проблем например, по поводу пакта Молотова-Риббентропа и секретных протоколов. Кармен Бонер сказала, что она счастлива быть на конференции российских историков еще и потому, что она имеет возможность спросить непосредственно у россиян — как еще она может улучшить и дополнить свой учебный материал, относящийся к этой странице нашей общей истории. Изабелла Станиславовна представила весь спектр меняющихся оценок на фоне меняющейся ситуации в стране и в мире.
Алена Постникова , кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории ИОН УрГПУ, представила доклад «Историческая политика в современной Франции», с оговоркой, что термин «историческая политика» для современной Франции достаточно условен, и сегодня государство не стремится вмешиваться в процесс формирования исторической памяти о тех или иных событиях на примере империи Наполеона и наполеоновских войн или контролировать, как те или иные исторические сюжеты представлены в образовании. Но были периоды, когда государство более активно обращалось к тем или иным знаковым событиям истории и пыталось усилить таким образом собственный авторитет — при Шарле де Голле, Жаке Шираке и Николя Саркози. Татьяна Дорохова , кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и учитель истории и обществознания ЧОУ СОШ «Индра», представила интереснейший опыт проектной работы школьников и со школьниками, направленный на изучение истории Второй мировой войны. Самостоятельная работа с источниками, обращение к живой памяти представителей старшего поколения собственной семьи делает историю войны для школьников близкой и интересной, позволяет поспорить, снимает однозначность оценок и ура-патриотический глянец, дает возможность эмоционально прочувствовать то, что пережили люди в военное время. После перерыва работа конференции была продолжена в формате «круглого стола».
Будут ли «Основы» в вузах вводиться ценой сокращения профильных предметов или дисциплин общего профиля, пока не ясно, но авторы уже предусматривают, что отдельные блоки нового предмета могут быть внедрены в другие гуманитарные дисциплины. Например, в социологию или политологию. В колледжах же преподавание осуществляется «в рамках внеурочной деятельности». Если верить разъяснениям Минпросвещения, курс «Россия — моя история» рекомендуется проводить в форме или факультатива, или отдельных лекций для поступивших на базе 9 классов, и вписывать в дисциплину «История» для обучающихся, поступивших на базе 11 классов.
Поскольку электив или факультатив — это дисциплина по выбору, то новый предмет является необязательной частью учебного процесса. Практика показала, что это совсем не обязательно так. Кроме того, в середине сентября СМИ со ссылкой на пост Мипросвещения РФ в Telegram отмечали, что те же школьные «Разговоры о важном» обязательны для освоения, несмотря на то, что официально входят во внеурочную деятельность. Хотя Марина Лейба считает, что это совершенно разные вещи: если «Разговоры» должны сформулировать мировоззрение, то «Основы» — это гражданская программа, которая формирует российскую идентичность.
Идеологической константы в тех материалах, которые пришли из министерства в колледжи, педагог не видит. В данном случае для нашего общества, в том числе и гражданского, очень важно сохранять общественное сознание. Мы - многоконфессиональная страна с огромной территорией. Если у нас сохраняется в обществе согласие, то только в таком обществе возможны созидательные действия.
Там, где больше противоречий, там меньше возможностей. Для этого нужно было пожить в 1990-е, даже в 2000-е, чтобы понять, насколько тяжело, когда политическая борьба идет в незрелой экономике. Нашему капитализму 30 лет в сравнении с западно-европейским», - считает Лейба. Отметим только, что речь идет о той идентичности, которую заранее составили эксперты из органов власти и академического сообщества.
Возможно, что именно пентабазис стал основой для всех последних образовательных новшеств. Когда плохо что-то получается, давайте продвинем это», - прокомментировал преподаватель вуза. Напомним, весной 2022 года в России впервые заговорили о введение в школах новой дисциплины — «Разговоры о важном». Согласно задумке, темы каждого занятия адаптируют под возраст учеников.
Десятого октября появилась информация об организации в свердловских школах классов с курсами начальной военной подготовки НВП. А в сентябре руководителям образовательных ведомств в регионах пришло письмо из Министерства просвещения с информацией о курсе «Россия — моя история» для учреждений среднего профессионального образования. В октябре заговорили и о нововведениях для российских вузов.
А в минувший вторник на совещании двух образовательных ведомств, где присутствовали ректоры вузов и помощники Президента, глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил о необходимости возвращать интерес школьников к физике.
Помимо этого, В. Путин поручил правительству «принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора, включая использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления». В свою очередь, Минобрнауки и Минпросвещения РФ на очередном совещании обсудили необходимость вернуть интерес детей к физике. По данным Рособрнадзора, в 2020 году госэкзамен по этому предмету выбрали 139,5 тысяч выпускников, в 2021 году — 128 тысяч, а в 2022 — всего 100 тысяч.
По сравнению с прошлым годом упал и средний балл ЕГЭ по физике — с 55,9 до 53,8. Кроме того, за последние четыре года сократилось более чем вдвое число физматклассов — с 7 тысяч до 3 тысяч. Также ректор МФТИ, ссылаясь на экспертные оценки, заявил о том, что две трети российских школ уделяют недостаточно внимания преподаванию физики, поэтому «ни один школьник» там не выбирает этот предмет для ЕГЭ.
В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов
Главная • Новости • Общество • Преподавание истории в школе: важные изменения в 2022/2023 учебном году. На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания. «Преподавание истории в школе» — современный журнал с богатыми традициями. При этом учитель истории московской школы № 1543 Леонид Кацва в комментарии для «Мела» заявил, что относится к данной концепции скорее скептически: «Преподавание неизбежно будет очень примитивным. Сейчас уроки истории в школах начинаются с пятого класса. Введение исторического образования в начальной школе, о чём заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, потребует серьёзного изменения подготовки кадров.
Путин заявил о повышении качества преподавания истории в школах России
Спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила подумать об увеличении количества часов уроков истории в школах на фоне событий на Украине. Образование - 9 августа 2023 - Новости Перми - Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин заявил, что в последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе, информирует пресс-служба РИО. Причинам и мотивам специальной военной операции будет посвящена одна из глав нового учебника истории для старших классов. Она назвала правомерной инициативу об увеличении количества часов истории в школе, а также указала на необходимость изменения качества преподавания.
Путин заявил, что качество преподавания истории и других предметов будет повышаться
Admin к записи Правила предоставления, рецензирования и опубликования авторских материалов в журнале «Преподавание истории в школе». И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. — В английском опыте преподавания истории есть свои достоинства и недостатки. Преподавание истории уже с 1-го класса может потребовать переформатирования школьной программы, изменения учебников и переквалификации педагогов, отметили опрошенные «Известиями» эксперты. Вопросы преподавания истории в школе обсудят ученые, специалисты и преподаватели средних общеобразовательных учреждений 26 января в Государственной научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского в Москве.
В школах вводится новый курс «Россия — моя история» для старших классов
Реклама «Качество преподавания этих дисциплин, причем на всех уровнях образования, будем обязательно повышать», — сказал глава государства. Президент указал на то, что вопросы обучения и наставничества являются вопросами будущего. По его словам, система образования в стране должна быть суверенной.
Гродекова состоялась презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе», входящего в перечень ВАК РФ. Актуальная тема номера — «Хабаровский процесс 1949 г. Он стал вкладом хабаровских учёных, преподавателей и учителей истории, сотрудников архива и музеев в решение одноименного международного форума, состоявшегося в Хабаровске в сентябре 2021 года о «разработке учебной и учебно-методической литературы, посвященной Хабаровскому процессу и его итогам, преступлениям против человечности и преступным планам японских милитаристов в годы Второй мировой войны» и «использованию этих материалов в учебной и воспитательной работе образовательных организаций высшего, среднего профессионального и среднего образования».
Я ему сказал, что есть три выхода. Выход первый простой: смириться и терпеть. Выход второй: поискать школу и учителя, которые будут больше устраивать. Выход третий: собрать родительское собрание и выяснить, что хочет большинство. И поменять учителя, если большинство на это согласно.
Но добиться, чтобы все учителя дудели в одну дуду, даже при едином учебнике — это труднореализуемая задача. Все-таки учитель, войдя в класс, закрывает за собой дверь. С кем-то может, с кем-то не может. Вопрос, в какой форме будет эта полемика. Например, систематически перебивать учителя с места, наверное, не может. Это вызовет крайнее раздражение. И ничего, кроме конфликта, не последует за этим. Если это вежливая, корректная форма полемики через поднятую руку — то опять же зависит от разума учителя. У меня был ученик, который просто не давал мне слова сказать. Я на него в конце концов стал рявкать.
Потому что знаний нет, а желание быть в каждой бочке затычкой есть. Это тоже невозможно. Понимаете, все-таки надо твердо понимать, что в учебном процессе учитель и ученик заведомо не равны друг другу. Утверждение, что они равны, это нонсенс, потому что носитель знания только один из них. Моя бабушка закончила школу в селе Илек на Урале, была довольно обычной отличницей. Она поступила на филфак МГУ и стала одной из самых сильных студенток своего потока. Это был 1945 год. Меньше, чем в 1975 году, не говоря уже про сегодняшний день. Все учили одинаково, все были одинаково бедны, и в основе всего преподавания лежал краткий курс истории ВКП б , который полагалось заучивать наизусть. Сегодня другая ситуация, и от контингента учеников зависит очень многое.
Дело не в том, какая это школа — маленькая или большая, элитная или обычная. В интеллигентном районе Москвы или Петербурга и в заводском поселке преподавать одинаково будет невозможно, потому что способность восприятия детей разная. Литература и история — стоит ли проводить параллели? Литература XIX века традиционно растягивается на два года, а то и больше. Пушкин, Лермонтов и Гоголь должны быть пройдены в 9-м классе, а начинается он со «Слова о полку Игореве», Толстой и Достоевский — это конец 10-го класса, туда же должен попасть Чехов. На практике Гоголь переносится в 10-й класс, Чехов уплывает в 11-й. У историков на весь XIX век год. И это 9-й класс. История должна опережать литературу. Но так бывает не всегда, историки тоже отстают от программы.
Одним словом, синхронизировать предметы полностью практически невозможно. И, конечно, возникают проблемы. Бывали ситуации, когда мы шли впереди, а учитель истории искусств отставала от нас. В этом году возникла обратная ситуация. Правда, не на предмете, а на спецкурсе. Оказалось, она проходит темы, до которых мы еще не дотянулись. Уроки истории и патриотизм — Сегодня много говорят о том, что история должна учить патриотизму, учить любить свою страну. Наука должна учить неким азам научного подхода, наука должна учить критическому подходу. Патриотизм должна формировать не школа, а общество. Я всегда привожу один и тот же пример.
Конец 80-х, время тотального дефицита. Ко мне приходит выпускник, который три года назад окончил школу. Он едет в гости к бабушке, в окрестности Токио. И спрашивает: «Леонид Александрович, а что вам привезти из Японии? Я говорю: «Не знаю, привези кассеты какие-нибудь». И тут у него на лице возникает змеиная улыбка: «А какие? Я называю две первые фирмы, которые мне пришли в голову. И у него улыбка становится еще более змеиной: «А я не смогу этого сделать». С этого момента я твердо понял, что такое патриотическое воспитание. Наши граждане а точнее — гражданки готовы были по шесть часов стоять в очереди, толкаться локтями, чтобы купить югославские сапоги, а уж если австрийские — то это просто верх желаний.
Прямо скажем, патриотического воспитания тут немного. Но кто виноват? Отечественная промышленность. Потому что отечественные сапоги были такие, что на них взглянуть нельзя было без слез. Нюта Федермессер создала систему хосписов. И сделала для патриотического воспитания больше, чем все разработчики соответствующих программ. Школа здесь может относительно немного. Понимаете, когда человека сажают напротив себя и начинают: «Вася, я расскажу тебе, какая наша страна прекрасная». Знаете, что подросток думает? Еще один пример помню.
Очередная программа патриотического воспитания была принята, немалые средства отпущены. Я помню только одну строчку. Отводилась энная сумма в миллионах на издание дисков с записями маршей и патриотических песен. Записи маршей никакого отношения к патриотическому воспитанию не имеют, и рассказы о Суворове — тоже. Не так патриотическое воспитание должно осуществляться. Патриотом человек становится тогда, когда он понимает, что, во-первых, в нем его страна заинтересована. Во-вторых, когда он знает, что от него в его стране кое-что зависит. Тогда он становится патриотом. Школа должна заниматься гражданским воспитанием. Если человек станет гражданином в высоком смысле этого слова, патриотизм приложится.
Патриотизм я понимаю так. Принцип — «это моя страна, и все, что она делает, это правильно» — не патриотический принцип. Патриотический принцип: «я люблю свою страну и хочу, чтобы в ней жить стало лучше». Но это я так понимаю патриотизм. А кто-то понимает его прямо противоположным образом. Поэтому под патриотическим воспитанием может пониматься очень и очень разное. Как взрослым изучать историю? Что делать? Можно начинать даже с вузовских учебников. Они сейчас скучные, но систематичные.
Когда-то я мог порекомендовать свой курс лекций, но я не хочу заниматься саморекламой. Он на сайте фонда Гайдара есть. Но я уже сказал, что лекционных курсов сейчас очень много. Не думаю, что взрослый человек захочет изучать систематически курс истории. Он, скорее всего, заинтересуется той или иной проблемой. Сегодня мне интересна предыстория Второй мировой войны, завтра мне интересна, скажем, предыстория Октябрьской революции. Ищите соответствующие лекции. О фейках и фолк-хистори — Часто обсуждают проблему так называемых исторических фейков. Она звучит в разных контекстах, но действительно много — и в области филологии, и в области преподавания. Это не только фейки, это еще и то, что называют проблемой фолк-хистори.
Фолк-хистори — претендующие на научность, но не являющиеся научными литературно-публицистические труды и идейно-теоретические концепции на исторические темы, созданные в основном непрофессионалами. Когда непрофессионалы, люди невысокой компетентности, и вообще сказочники всевозможные, берутся за написание книг, статей по различным темам. Наиболее очевидный пример — фокус академика Фоменко «новая хронология» — псевдонаучная теория радикального пересмотра всемирной истории, созданная под руководством математика Анатолия Фоменко. Это все фолк-хистори, фантазии на исторические темы. Как отличить фолк-хистори от серьезных трудов? Это не всегда легко. Но есть один, на мой взгляд вполне явный признак. Как только автор начинает говорить: вам все лгали, все вас вводили в заблуждение, и только я один сейчас вам раскрою глаза... Книгу можно закрывать, потому что это халтура. Правда, и здесь есть исключение.
Есть очень интересный автор Александр Львович Янов советский и американский историк, политолог и публицист, доктор исторических наук, профессор. Но его читать интересно. Его труды спорные, там можно найти массу исторических огрехов, но концептуально это интересно и заслуживает чрезвычайно большого внимания. Но Янов такой один. Как Леонид Кацва стал учителем истории — Как вы сами поняли, что будете историком? И с тех пор не сворачивал. Понимаете, папа историк. Оба деда, один из которых был юрист, а второй был вообще агроном, историей интересовались всегда. У меня дома эта историческая атмосфера присутствовала постоянно, и мне деваться было некуда. И когда родители опомнились и попытались меня с этого пути свернуть, было поздно.
Они поняли, что никакие физико-математические предметы невозможны, потому что я к ним, как говорится, «такую ненависть испытываю — кушать не могу». И с другой стороны, было понятно, отчасти по этой же причине, отчасти по причине природной брезгливости, с которой ничего нельзя поделать, мне закрыт путь в биологию. Была последняя идея — географический факультет. Разбилась она мгновенно, как только выяснилось, что на геофаке один из вступительных экзаменов — физика. Вопрос был закрыт моментально. И больше к нему никогда не возвращались. В 10-м классе не до этого было. Там надо было уже целенаправленно готовиться. Леонид Кацва — Вы помните, как вы принимали решение про то, что пойдете работать в школу?
Его постоянно «дёргают» к участию в различных конкурсах, мероприятиях, смотрах, еженедельно проводимых разными организациями, не всегда имеющих отношение к системе общего образования. Такой педагог также зажат в рамки бумажной работы с многочисленными отчётами о проделанной работе, к слову, пустой и ненужной. Он не имеет права давать знания больше, чем это предусмотрено учебником, отсутствует свобода творчества, а учитель — это творческая профессия, это непреложная истина. Современный учитель на многое чего не имеет права, но самое страшное, что он вынужден огромную часть своего времени заниматься отписками. В плане социально-коммуникативной деятельности ему порою приходится встраиваться в систему, выстроенную администрацией образовательного учреждения. Бездарный руководитель также бьёт бичом на факт формирования системы знаний ребёнком, подростком, юношей и девушкой, которые как губка впитывают предложенную «систему ценностей» и воспринимают данную модель как общепринятой в обществе — зачем учиться, получать знания? Да и какие исторические знания может дать вчерашний экономист, прошедший курсы по пере- профилированию с присвоением квалификации «учитель истории»? Конечно, есть приятные исключения из правил, но по большому счёту такой педагог лишь имитирует учебно-воспитательный процесс, а главной его сутью нахождения в стенах школы является банальный зарплатный интерес. Возможно, в этом аспекте я немного утрирую, но факт остаётся фактом — в наших школах явный дефицит грамотных учителей-историков. Многие из учителей и уходят, причём безвозвратно, сжигая все мосты с твёрдым убеждением, что в школе он трудится не будет. Такой педагог понимает, что, несмотря на все имеющиеся способности и таланты, заслуги, но, не имея своего «Я», обречён на карьерное забвение, что приводит к профессиональному выгоранию. Ему уже безразличен результат. В конечном итоге от этого страдают школьники - наши дети. Да, проблема!
С 1 сентября 2025 года время изучения истории в школе увеличится на 136 часов
Вопросы преподавания истории в школах обсудили в Казани на Всероссийском совещании учителей истории и обществознания с участием министра просвещения Ольги Васильевой. С небольшим введением в проблематику конференции выступил заведующий кафедрой всеобщей истории, доктор исторических наук Владимир Земцов. Новый учебник основан на принципах исторического суверенитета, объективности исторического знания, преемственности истории и уважения к прошлому нашей страны. Самая громкая новость последних дней в системе образования – в школьных общественно-научных дисциплинах. Преподавание истории в школе (ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал.