Надежда Константиновна за свою жизнь написала большое количество работ, посвященных партии большевиков, педагогике, воспитанию молодежи. Мало кто знает, что Надежда Константиновна была тесно связана с Алтайским краем и Барнаулом. 85 лет назад умерла вдова революционера Владимира Ленина, замнаркома просвещения РСФСР Надежда Крупская. Судьба лишила Надежду Крупскую здоровья, женской привлекательности и возможности иметь детей.
На всю жизнь
- Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской? / На тему дня / Журнал
- 150 лет со дня рождения Надежды Константиновны Крупской
- Отравленный торт, ошибка врачей и другие загадки смерти Крупской
- Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
- Надежда Крупская - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
Крупская Надежда Константиновна
Надежда Крупская родилась 14 (26 по новому стилю) февраля 1869 года в Санкт-Петербурге в бедной дворянской семье. Сталин ненавидел жену Ильича и начал её унижать, когда понял, что в Горках заточён человек уже больной и безвольный. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. Брак Владимира Ильича Ленина и Надежды Константиновны Крупской был во многих отношениях нестандартным.
Н.К. Крупская: революционер, просветитель, созидатель
Чем мы обязаны Надежде Константиновне Крупской? / На тему дня / Журнал | Надежда Константиновна Крупская известна прежде всего как соратница и жена Владимира Ильича. |
Поход на молодежь / | Крупская знала об этом, и вопреки надеждам сплетников, относилась спокойно к времяпровождению мужа и Инессы. |
Надежда Крупская: главные тайны биографии жены Ленина | В советское время Надежда Константиновна Крупская вовсе не была причислена к «пантеону» непогрешимых вождей. |
Факты из жизни Надежды Крупской, которые замалчивали в СССР » | Ко дню рождения Надежды Крупской «Комсомолка» вместе с экспертами прочитала ее записи о смерти мужа. |
«Отравленный торт» от Сталина и другие шокирующие факты о Надежде Крупской | 70 лет назад, 27 февраля 1939 года, в день своего 70-летия, скончалась Надежда Константиновна Крупская, чье имя связано с созданием советской атеистической системы образования. |
Крупская сводила с ума многих мужчин
Когда Наде исполнилось шесть лет, кто-то из ребят принёс ей в подарок глиняного петуха-свистульку. Все дети наперебой стали дудеть и только самой виновнице торжества никак не удавалось получить удовольствие. Она всё ходила за ребятами и канючила: «Дайте Наде подудеть! Кунецкая: «Надя росла чутким и впечатлительным ребёнком; не имея ни братьев, ни сестёр, крепко привязывалась к детям, так в четырёхлетнем возрасте очень полюбила свою няню — четырнадцатилетнюю Люду». У Нади была няня? А то как же!
Ведь в пансионе благородных девиц не учат стирать за детьми подписанные пелёнки. И потом, кто же тогда будет книжки писать? Но ведь няням нужно платить, а мы уже знаем, что у Крупских «ни кола - ни двора», и в карманах — моль вместо денег. Крупская: «Люди богатые нанимали вместо себя нянек, бонн, гувернанток, гувернёров. Дридзо: «В доме Крупских отец с матерью часто задумывались над тем, как лучше воспитать дочку.
Они считали, что детям надо предоставлять как можно больше самостоятельности, меньше опекать их. Надя весьма рьяно отстаивали свои ребячьи права, и ей разрешалось читать, что хочет, дружить, с кем хочет, не ходить в гимназию, если не хочет, и т. Но знания давались туго. В школе её справедливо признали неспособной и решили оставить на второй год. Крупская: «В гимназии мне было плохо.
Класс был большой, человек 50. Я была очень застенчива и как-то затерялась в нём. Никто не обращал на меня никакого внимания. Спрашивать ни о чём не полагалось... Я много читала, писала почти совершенно без ошибок, но я совершенно не знала грамматики.
У нас бывали по четвергам уроки грамматики, но никто из ребят решительно ничего не понимал. Недели через две после начала занятий приехал в гимназию какой-то инспектор... Я откровенно сказала, что никогда этих слов не слыхала и что они значат, не знаю. Классная дама у нас была придира и крикса» «Когда мне было 11 лет, я была в гимназии. Мы целый год писали изложение описания добывания соли, на уроках грамматики щипали друг друга, чтобы не заснуть» В детстве, Крупская отличалась крайней бестолковостью.
Учительница даёт домашнее задание на сороковой странице, а Надя учит с первой — по сороковую страницу. Оказалось заданы были четыре строчки на 40-й странице» Г-н Крупский, понимая, что оставлять уже 11-ти летнюю дылду в первом классе на второй год ни как нельзя переводит дочь в одну из лучших частных гимназий Петербурга, в гимназию Оболенской. Сразу в третий класс. Справка: Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг.
В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей. В лучших частных Женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий. Некоторые частные гимназии носили сословный характер, например Женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. Ещё раз отмечу - "только состоятельных родителей" и "сословный характер". Что там Дридзо писала про 20 копеек на обед?
Взять бы её за шкирку и натыкать носом в эту справочку. Это к мифам о "бедности" и "скромности". Нет ничего постыдного в том, что ребёнок получает образование в дорогой элитной гимназии, напротив - это прекрасно! Но не нужно потом строить из себя сироту казанскую, пролетария не нужно из себя корчить! Дридзо: «Большое влияние имела на Надю её гимназическая подруга Саша Григорьева.
Её мать революционерка, женщина врач, и вся их семья очень заботились о литературном и художественном воспитании Нади, которая у них часто бывала. Жизнь Саши сложилась неудачно. Она стала провинциальной актрисой. Будучи ещё совсем молодой, покончила жизнь самоубийством. Пока подруга Саша алчет аплодисментов Крупская: «жадно вглядывается в окружающую жизнь, видит нищету народа, бесправие, неравенство, произвол.
Её, как и всю передовую молодёжь того времени, мучает вопрос о том... Как бороться с произволом царской власти, полиции? Где выход? Что же делать? Всю передовую молодёжь во все времена мучают в восемнадцать лет совсем другие вопросы.
ПЕЗИК: аббревиатуру коллектива авторов расшифруем чуть позже «Надежда Константиновна выросла и воспитывалась в революционной среде. Её отец, К. Крупский, был типичным представителем революционной интеллигенции 60 годов. С юных лет Надежда Константиновна посвятила себя революционной деятельности. Что ж, очень даже может быть.
Шагинян 1938г. В феврале 1883 г. Крупский скончался от туберкулёза лёгких. Семья получает посмертное пособие 9 рублей серебром? Заметьте, пособие не разовое.
Кунецкая: «И вот мать и дочь остались одни. Средств к существованию не было, а ведь Наде ещё надо окончить гимназию. Пошли по пути, который подсказали друзья, — сняли квартиру побольше и стали сдавать комнаты фельдшерицам, студентам, телефонисткам, швеям». То есть, мама стала сдавать углы. Это спекуляция чистой воды.
Взять в аренду жилплощадь побольше и перепродать по частям втридорога. А ведь Надежда Крупская не сирота казанская! У неё полно родственников! Только по материнской линии Тистовы тёти-дяди; Пётр Васильевич 1829 г. А по линии отца Крупские ; Александр Игнатьевич 1836 г.
Есть и двоюродные братья Александр и Октавиан дети Александра Игнатьевича. Фонд 268. Опись 2. Дело 303 Об опеке над дочерью умершего коллежского асессора Крупской Н. Что-то мне подсказывает - опять не обошлось без дяди - прокурора.
К сожалению не имею такой возможности, может кто из читателей сподобился и даст знать? Мало того — она ещё и профессиональный разведчик. Такая вот судьба у человека. Перу Штирлица в юбке принадлежат известные художественно-публицистические произведения о семье Ульяновых, о новой Конституции СССР какой по счёту? В общем всё то, что так интересно детям!
Потому что пишет она в основном для юных читателей, только чересчур увлекается и иногда её заносит. Деньги большие». Это не просто большие деньги. Помните у Ильфа и Петрова, Бендер говорит Шуре: «Там даже в довоенное время человек с десятью тысячами назывался миллионером». А жалование Константин Игнатьевич получал соответственно - 135 рублей серебром.
Честно, не знаю сколько это на тот год в ассигнациях. В ту пору это деньги огромные. Всеволод Абрамов: «А. Крупский к тому времени уволился и служил адвокатом, а до того он служил прокурором Волынской губернии. Брат вмешался в судебное дело Константина, и Сенат не только снял с него судимость, но даже выделил около 11 тысяч рублей в качестве компенсации ущерба потерпевшему».
Не забывал Александр ни брата Костю, ни семью его. И похороны Константина оплатил Александр Игнатьевич. А вот племяшка Надин удивительным образом забыла упомянуть дядю - прокурора. Зоя Воскресенская: «Со свойственной Елизавете Васильевне энергией были закуплены кровати, столики, половики, постельное и столовое бельё, всякая посуда. Елизавета Васильевна делала это на широкую ногу, рассчитав, что за год все расходы окупятся.
К пяти часам все нахлебники были за столом. Надя с Клашей еле успевали разносить тарелки с вкусно пахнущим борщом, Клаша? Какая Клаша? А вы, что же думали, Елизавета Васильевна будет сама на кухне кастрюлями греметь, да тарелки мыть? Не только студент, но и акцизный чиновник попросил «повторить».
Маленькая, худенькая Елена Георгиевна — портниха из модной лавки — ела мало. Про коммерческую деятельность Елизаветы Васильевны Воскресенская написала зря. Я уже как-то свыкся с образом молодой Крупской — полуголодной в перешитом - перештопанном мамином платье. А тут, так некстати,подвернулись эти десять тысяч, платные обеды, репетиторство. Умышленно или по рассеянности, не знаю.
Читая их измышления в первый раз, я невольно подумал: «Господи, а живут-то Крупские на что? На папины девять рублей что ли? Крупская заканчивает гимназию, поступает в педагогический класс и заканчивает его в 1887 г. Срок обучения в женских гимназиях — 7 семь лет. Помните, Надя поступила сразу в третий класс?
Вы, читатель, умеете складывать столбиком? Давайте подсчитаем сколько всего проучилась будущий учёный, доктор педагогических наук, почетный член АН СССР, первый в Мире педагог-марксист? У меня получилось шесть лет. А у вас сколько? Нет, вы ошиблись.
Ах, простите, я совсем забыл про воскресную школу для взрослых, к ней мы ещё вернёмся. Из всего педагогического образования — один класс гимназии. Какие же науки преподавала юная Надя своим ученицам? ОбДриМаМиПоСт утверждает, что: «Крупская учила задумываться над окружавшим, над тем, почему одни живут бедно, а другие богато. Воспитывая в своих ученицах уважение к людям труда, она приучала их ненавидеть несправедливость и зло.
Крупскую также волновал вопрос, что делать, как изменить жизнь и уничтожить эксплуатацию. Надеясь всё же получить ответ на волновавшие её вопросы, Крупская в 1889 г. Сухие, академические, оторванные от жизни лекции не могли удовлетворить девушку, жаждавшую «цельного мировоззрения», и она без сожаления вскоре покидает курсы. Её неудержимо влекло в пролетарскую среду. Начало занятий 27 сентября.
Уже 30 января 1890 г. Крупская, якобы? Анти Дюринг помешал, будь он не ладен.
А это, по её мнению, было исключительным злом.
Крупская была уверена: дети должны всё делать вместе и привыкать быть частью коллектива. Надежда Константиновна была также резко против телесных наказаний. В одной из своих статей как вопиющий случай «буржуазных пережитков» она приводила пример некой школы, в которой действовала «целая система наказаний». За наиболее нехорошие проступки школьников даже били — а такого, резко заявляла Крупская, быть в демократической школе не должно категорически.
Надежда Константиновна занималась и дошкольным образованием. В своё время она жила во Франции и Германии, и в своих статьях резко критиковала французские и немецкие системы в детсадах. Особенно доставалось системе Монтессори, которую Крупская не любила. Она была уверена, что эта система разъединяет детей, практически «с горшка» приучая их действовать в одиночку.
В советских же школах было необходимо сближать детей самыми разными коллективными действиями: от хорового пения и совместного прослушивания рассказов до всеобщего участия в праздниках. И здесь Надежда Константиновна жирно подчёркивала: все детали не только школьного, но и дошкольного образования остаются в памяти человека навсегда. И продолжают влиять на его поведение и действия из подсознания. Пионеры — активные и самостоятельные члены нового общества В 1922 году в Советской России появилось главное детище Крупской — пионерская организация.
Основные схемы работы с детьми, как ни странно, были заимствованы у скаутского движения. Российские скауты должны были помогать ближнему — что, в свою очередь, должно было способствовать их патриотическому и моральному воспитанию. Но «буржуазному скаутскому движению» в обновлённой постреволюционной России не было места. В 1919 году все скаутские организации были распущены.
Под этим утверждением подразумевалось прежде всего то, что у Крупской глаза были навыкате, как у рыбы, — один из признаков обнаруженной позднее базедовой болезни, из-за которой, предполагают, Надежда Константиновна не могла иметь детей. Сам Владимир Ульянов к «селедочности» Надюши относился с юмором, присвоив невесте соответствующие партийные клички: Рыба и Минога. Уже находясь в заключении, он предложил Наденьке стать его женой. Будучи сосланной на три года в Уфу за свою революционную деятельность, Надя решила, что отбывать ссылку с Ульяновым будет веселее. Поэтому она попросила отправить ее в Шушенское Минусинского уезда, где уже находился жених, и, добившись разрешения полицейских чинов, вместе с матерью последовала за своим избранником.
Крупская в детстве, 1876 год Первое, что будущая теща сказала Ленину при встрече: «Как вас разнесло-то! Жил будущий вождь в избе крестьянина Зырянова, но после приезда невесты стал приискивать другое жилье — с комнатой для тещи. Приехав в Шушенское, Елизавета Васильевна настояла, чтобы брак был заключен без промедления, причем «по полной православной форме». Ульянов, которому было уже двадцать восемь, и Крупская, старше его на один год, подчинились. Началась долгая волокита с разрешением на брак: без этого Наде с матерью нельзя было жить вместе с Ильичем.
Но разрешения на свадьбу не давали без вида на жительство, который, в свою очередь, был невозможен без брака… Ленин отправлял в Минусинск и Красноярск жалобы на произвол властей, и наконец к лету 1898 года Крупской разрешили стать его женой. Венчание происходило в Петропавловской церкви, на невесте были белая блузка и черная юбка, на женихе — обычный, весьма потертый коричневый костюм. Следующий свой костюм Ленин сшил только в Европе… На свадьбе веселились многие ссыльные из окрестных деревень, причем пели так громко, что хозяева избы заходили попросить утихомириться… «Мы ведь молодоженами были, — вспоминала Надежда Константиновна о жизни в Шушенском, — и это скрашивало ссылку. То, что я не пишу об этом в воспоминаниях, вовсе не значит, что не было в нашей жизни ни поэзии, ни молодой страсти…» Н. Крупская, 1890 год Мужем Ильич оказался заботливым.
В первые же послесвадебные дни нанял для Нади пятнадцатилетнюю девочку-помощницу: управляться с русской печью и ухватом Крупская так и не научилась. А кулинарные способности молодой супруги даже у близких людей отбивали аппетит. Когда Елизавета Васильевна умерла в 1915 году, пришлось супругам до самого возвращения в Россию питаться в дешевых столовых. Надежда Константиновна признавалась: после смерти ее матери «еще более студенческой стала наша семейная жизнь». В письме к матери любящий сын сообщает: «Надя, должно быть, лежит: доктор нашел как она писала с неделю тому назад , что ее болезнь женская требует упорного лечения, что она должна на 2-6 недель лечь.
Я ей послал еще денег получил 100 р. Кое-кто из ленинского окружения намекал, что Владимиру Ильичу нередко попадает от супруги. Петровский, один из его соратников, вспоминал: «Мне приходилось наблюдать, как Надежда Константиновна в ходе дискуссии по разным вопросам не соглашалась с мнением Владимира Ильича. Это было очень интересно. Возражать Владимиру Ильичу было очень трудно, так как у него все продумано и логично.
Оно с каждым годом искажало ее внешность и влияло на здоровье. На пару с близкими Владимир Ильич давал Надежде обидные прозвища. Из-за характерных глаз навыкате ее называли: «селедкой», «рыбой», «миногой». Не нравилось родственникам Ульянова и само выражение лица его избранницы. Измученная Петербургским климатом невеста была бледна и нездорова.
Детей иметь она не могла, крайне редко улыбалась и казалась им холодной. Надежда Крупская. Даже внешне вождю нравились другие женщины. Аристократичной Петербургской красоте он предпочитал дам из разряда «кровь с молоком». Однако с Надеждой ему было интересно и комфортно.
Его привлекала в Крупской идейная близость.
О Надежде Константиновне Крупской
Биография революционерки Надежды Константиновны Крупской: личная жизнь, профессия матери, образование в гимназии, отношения с мужем Владимиром Лениным, базедова болезнь, улица ее имени. Сталин ненавидел жену Ильича и начал её унижать, когда понял, что в Горках заточён человек уже больной и безвольный. А после смерти Ленина Надежда Крупская жила в настоящем аду. Например, Надежда Константиновна Крупская очень всерьёз взялась за свой коммунистический облик. Веселье завершилось печально: у Крупской появились острые боли в области толстого кишечника, перешедшие во вздутие живота. В связи с этим представляется весьма актуальным обращение к созидательным воспитательным идеям Надежды Крупской, внимательное прочтение и анализ ее великого педагогического наследия.
Надежда Крупская
КРУПСКАЯ Надежда Константиновна — (1869 1939) политический деятель, почетный член АН СССР (1931). Надежда Крупская – революционерка, занималась государственной, партийной и общественной деятельностью. Молотов якобы вспоминал рассуждения Сталина: сожительство Надежды Крупской с вождём, не значит, что она разбирается в Ленинизме и нужно перед ней «лебезить».
Врач назвал страшную причину гибели Крупской, опровергнув официальную версию
Фото: Wikimedia Супругам-атеистам даже пришлось венчаться в сельской Петропавловской церкви. Иначе им запретили бы пребывать в ссылке в одной избе. Кольца для них отливал из медных монет шушенский кузнец. Их Крупская сохранила на всю жизнь. Они стали законными мужем и женой. И запомним: Надежда с молодых лет была одной из многих в своем движении, в котором видела будущее человечества. Это поможет определить ее картину мира. Мемуаристка Крупская была не просто «миногой» так ее иногда называли — по сложившейся в подполье привычке к кличкам , не просто рано постаревшей больной женщиной с аккуратными заплатками на платье. И не просто женой а потом и вдовой лидера советского государства.
По многим вопросам она не без оснований считала себя специалистом и готова была брать ответственность за решения. Крупскую считали одним из лучших ораторов и пропагандистов партии — в одном ряду с Троцким и Калининым. Ее ценили и как публициста. Надежда Константиновна действительно умела слагать буквы в слова, а слова — в лозунги. И писательскими способностями природа Крупскую не обделила, о чем можно судить по самой известной книге. Это воспоминания о Ленине. Суховатые, сдержанные, с установкой на документализм и объективность, хотя иногда там прорываются сильные эмоции. Есть там и характеры — прежде всего, его и ее.
Но не только! Совсем по-учительски сдержанно, с налетом сентиментальности. Но именно из ее воспоминаний мы знаем, что Ленин нередко до слез хохотал, при этом «отбрасываясь назад». И петь он, оказывается, любил. Репертуар: «Нас венчали не в церкви», «Я вас люблю, люблю безмерно», «Замучен в тяжелой неволе», «Варшавянка», «Вставай, подымайся, рабочий народ», «Смело, товарищи, в ногу», «День настал веселый мая», «Беснуйтесь, тираны», «Vous avez pris Elsass et Lorraine», «Soldats dix-septieme»». Неплохой репертуар, не каждому по силам. В то время петь умели основательно, не пропуская куплетов. У истоков советской школы Наконец, школа и воспитание детей.
В этой области Крупская с первых революционных дней взяла инициативу в свои руки. Идея октябрятской, пионерской организации и комсомола во многом принадлежит именно ей. А это — создание советского образа жизни, который не исчез, не выветрился и в наше время. И ведь плодотворная оказалась идея. После взятия Зимнего она уже не была секретарем Ленина. Сосредоточилась на работе в Наркомпросе по линии школы, на которую большевики сделали серьезную ставку. Не только идеология, но и гигиена, всеобщая грамотность, горячая пища для школяров, педагогическое образование. И, разумеется, стремление ко всеобщему и обязательному бесплатному среднему образованию.
Долгий путь к этой цели. Все это следовало наладить почти с нуля. Система яслей или материнских школ — это тоже Крупская, ее идея. Внешкольное образование, дома пионеров с кружками и секциями — это тоже новация, которую поддержала Надежда Константиновна. Официально она занимала такие должности: заведующая внешкольным отделом, руководитель Главполитпросвета, председатель научно-педагогической секции Государственного учёного совета, член коллегии Наркомпроса. Но по существу — была министром образования, учитывая, что наркомпрос Анатолий Луначарский, в большей степени, был, по нашим современным понятиям, министром культуры. Надежда Крупская в бархатном пальто и шляпке «таблетка». Фото: Wikimedia Ортодоксия Крупской В последние годы Крупскую принято считать чуть ли не цербером советской цензуры, которая только и делала, что травила писателей и запрещала пыталась запретить?
Необходимо понимать, что без идейной революционной подоплеки в то время мало кто обходился. В особенности — старые большевики и опытные работники Наркомпроса. А Крупская, несомненно, относилась именно к этой плеяде. Разумеется, она считала главной задачей школы и пропаганды воспитание человека для коммунистического будущего. Эту задачу, по ее мнению, должны были с великим прилежанием решать и писатели, и литературоведы. Тем, в ком она видела единомышленников, Крупская помогала. А, например, сказки Корнея Чуковского считала вредными, мещанскими, хотя их автор с молодых лет считался, да и был леваком. Особенно Крупской не нравилась первая из классических сказок Чуковского — «Крокодил».
По вполне политическим причинам. Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению. Такая болтовня — неуважение к ребенку. Сначала его манят пряником — веселыми, невинными рифмами и комичными образами, а попутно дают глотать какую-то муть, которая не пройдет бесследно для него. Я думаю, «Крокодил» ребятам нашим давать не надо, не потому, что это сказка, а потому, что это буржуазная муть», — искренне бушевала Надежда Константиновна. Она увидела в этой сказке и некоторые достоинства — отметила юмор, удачную игру слов, но старорежимный дух перевешивал.
В 1891-1896 гг. В 1894 году познакомилась с В. В 1895 году участвовала в организации и работе Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». В августе 1896 года была арестована. В 1898 году приговорена к ссылке на 3 года в Уфимскую губернию, которая по её просьбе была заменена на село Шушенское Енисейской губернии, где отбывал ссылку Ленин; здесь Надежда Константиновна стала его женой. После окончания ссылки приехала к В. Ленину в Мюнхен, где работала секретарём редакции газет «Искра», «Вперёд». В ноябре 1905 года вместе с Владимиром Лениным вернулась в Россию. В конце 1907 года В. Ленин и Н.
Но Надежда Константиновна понимала и другое: Володя не может, не хочет и не готов остаться без нее. В незримой схватке между красотой и обыденностью все равно побеждала она, Надежда… Оставалось смириться и признать, что для каждой женщины в жизни Ильича была отведена особая роль. После революции, которую Надежда Крупская встречала на передовой, ей отдали на откуп образование и просвещение, а Инессе Арманд — Женский отдел ЦК. Крупская, понимая, как опустошена разрывом Инесса, жалела ее. Супруги были близки, практически неразлучны, а для Арманд Ильич становился все более недосягаем. Теперь он принадлежал всем — народу, стране, но не любящим женщинам. В Крупской не было злорадства и самодовольства от победы, но внутренне ее грыз червячок: она знала, что, оставшись с ней, Володя поступил по уму, но где было его сердце? После ранения Ленина Крупская выходила его, словно ребенка, боясь услышать, как он в бреду зовет Инессу. Но этого не было. Он будто запер сердце на ключ. Или окончательно подарил его Революции… В 1920 году Инесса повезла подлечить сына на курорт. Свирепствовала холера. Арманд сдалась болезни без боя. Последней в ее дневнике осталась страшная запись, иллюстрация абсолютного отчаяния. Она писала, что устала жить, несмотря на сохраняемые к «В. Похороны Инессы, некролог на которые в «Правде» писала Крупская, превратились в ад и для Надежды Константиновны, и для Ленина. Володя был растерзан. Он постарел, за фантастически красивым катафалком шел с закрытыми глазами, опираясь на Надю. Если бы она не держала его, он бы упал! Это заметила бдительная Александра Коллонтай, заметили все... Дома Ленин плакал, как ребенок. Инесса будто уводила его с собой... Его держала только Надя. После смерти Инессы отрадой для Надежды Константиновны стали дети Арманд. Она любила их, как своих. Через два года после смерти Арманд у Ленина случился инсульт. С работой Надежды Константиновны было фактически покончено: он онемел, рука не двигалась, Надя была нужна ему круглосуточно. Практически полная изоляция в Горках Надежду Константиновну и печалила, и оставляла равнодушной — ей было важно, чтобы Володя снова начал нормально говорить и писать. За попытку передачи Троцкому некоторых записей Ленина Крупская получила от Сталина жесткий нагоняй. У нее случилась истерика — она рыдала и каталась по полу, болезненно ощущая, как уходит их время. Январь 1924 года стал для Ленина последним. Товарищи восприняли это как насмешку. Телу Ильича вообще была уготована другая роль… После смерти мужа постаревшая Крупская продолжила работу, искренне занимаясь образованием, детьми. Она совершала ошибки — например, осуждала сказки Чуковского или методику педагогики Макаренко, но кто из крупных политических фигур их не совершал? Она была искренней и беспредельно одинокой. Разве что дети Инессы… Глядя на них, она думала о сопернице и Володе, испытывая странное чувство — почти признательность. Бисквитный торт от Сталина, огромный, красивый, стал гвоздем вечера. Ели его все, а боль и признаки отравления начались у Крупской. Скорая и правда ехала долго — три часа. А это был аппендицит. Ее нужно было срочно оперировать, но такие решения не принимались без указания сверху. Запросили Сталина — он не ответил.
Она казалась им некрасивой и слишком сухой, «бесчувственной». Тем более ее здоровье было подорвано сырой петербургской погодой и тюрьмами, а еще базедовой болезнью, которую в то время не умели лечить и которая, по-видимому, лишила ее возможности стать матерью. Но Крупская очень любила Ленина и всячески заботилась о нем, так что и отношения с его семьей постепенно стали налаживаться. Правда, особой хозяйственностью Наденька не отличалась, кулинарными способностями не блистала, и все хозяйство в доме вела Елизавета Васильевна, в помощь которой наняли 15-летнюю девочку-подростка. Был ли Ленин единственным мужчиной в жизни Крупской? Рассказывают, что в юности за ней ухаживал член революционного кружка, который она вела — Иван Бабушкин. А в ссылке, когда Ленина не было рядом, она увлеклась другим революционером — красавцем Виктором Курнатовским… Крупская и семья Арманд В 1909 году во Франции Ленин впервые встретился с Инессой Арманд, которая не только разделяла революционные взгляды, но и была настоящей красавицей. А Крупская из-за базедовой болезни выглядела непривлекательно, из-за выпученных глаз Ленин в шутку называл ее «селедкой»… Известно, что в 1911 году Крупская даже предложила Владимиру Ильичу развод — по-видимому, причиной являлась его любовная связь с Арманд. Но вместо этого Ленин решил порвать с Инессой. Настоящим ударом стала для Ленина кончина Арманд в 1920 году. Он попросил жену позаботиться о младших детях бывшей возлюбленной, оставшихся во Франции. Надежда Константиновна сдержала слово, младшие дочери Арманд даже некоторое время жили в Горках, но затем были снова отправлены за границу. Всю жизнь Крупская переписывалась с ними, а сына одной из них, Инессы, даже называла «внучком».
Биография Надежды Константиновны Крупской
Вместо наполненных слезами глаз Марии Магдалины надо показать верещагинские картины, демонстрирующие неравенство на войне «выхоленного офицерья» и простого солдата. Детское изобразительное творчество само подчиняется насущным вопросам современности, например индустриализации. Крупская отмечала возрастание темы труда в детском рисунке. Если дореволюционные школьники рисовали цветочки и самоварчики, то «наши рисуют плуги и тракторы». Так мы подошли ко второму разделу школьной темы — организации учебно-воспитательной работы. За походом на православную религию неминуемо следовал поход на личность.
Из коммунистической морали вытекал важнейший принцип построения советской школы — коллективизм, сколько бы его теоретики не твердили, что и задачи индивидуального воспитания ребенка имеют огромное значение. Да, но в пределах служения коллективу. Как уже говорилось, коммунистическая мораль была призвана переродить индивидуалистскую психологию, сообщаемую капиталистическим частным хозяйством, в коллективистскую психологию, вытекающую из потребностей коллективного труда. Социализм строит общественную жизнь на началах коллектива, и также «во образ» должна быть устроена школа. Крупской надо отдать должное.
Иные советские педагоги и вовсе уверяли, что школа — это буржуазный метод воспитания, а истинно социалистический — народные детские дома. Не согласившись с таким мнением, Крупская стала внедрять в школу коллективизм — то есть воспитание людей, умеющих «подходить ко всякому вопросу с точки зрения целого», умеющих подчинять свою волю коллективу. Коллективизм распространялся на все сферы школьной жизни, от методов ведения занятий до введения школьного самоуправления. Построение учебного процесса в противовес старой школе становится коллективным. Если раньше школьный мир был разделен на два враждебных лагеря — учитель и ученики, где каждый всячески выгораживал товарища перед педагогом, то теперь эти миры объединялись.
В старой школе каждый учился сам, сам делал уроки, отчитывался за пройденный материал, получал свои оценки, то есть отвечал сам за себя… Это воспитывало индивидуализм. В старой школе на первое и главное место была поставлена учеба, простое получение знаний, имеющее целью подготовить к поступлению в университет или просто дать хорошее среднее образование. В советской «школе жизни» вводился коллективный метод усвоения знаний и отчета по ним, чтобы приучить ребят работать вместе и помогать друг другу, кто в чем сильнее. Но Крупская не была бы Крупской, если бы все так было просто. Она учитывала наличие в школах детей «лишенцев» священников, жандармов, буржуазии и указывала на программу партии, обязывающей ко всеобщему обучению детей до 17 лет, и на поставленную советской школе задачу быть проводником «идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс», чтобы воспитать поколение строителей коммунизма.
Таким образом, по мысли Крупской, школа должна воспитывать и детей «лишенцев», а это может сделать только такая школа, где все ребята связаны в один дружный товарищеский коллектив. Воспитывать из них надо строителей социализма. А это, уж, какое воспитание! Педагогическая мечта Крупской о единой трудовой школе включала в себя три тезиса: всестороннее изучение человеческого труда в прошлом и настоящем, построение процесса обучения на принципе политехнизма и организация детского коллективного производительного труда. Это было увязано не только с идеологией, но и с прямыми потребностями страны — электрификацией, индустриализацией, развитием сельской техники.
Школа должна была готовить не только в вузы, но и на производства. Отсюда вытекает всесторонняя прямая связь школы с фабриками и заводами. Политехнизм есть система обучения, при которой подростки знакомятся в теории и на практике с главными отраслями производства, учатся понимать связь между отдельными отраслями, изучают технику во всех формах, от сельского хозяйства до промышленности, плюс учатся видеть применение полученных в школе знаний. В результате появляется представление о народном хозяйстве, а также личная заинтересованность в нем учащегося, и в коммунистической перспективе — стирание грани между физическим и умственным трудом. Важен и моральный момент: социализм, по словам Крупской, не терпит барчат и белоручек в республике труда.
Отсюда логически вытекает следующий принцип советской школы — тесная связь обучения с детским трудом как условие всестороннего развития личности и воспитания коллективизма. Он имел целью приучить детей к коммунистическому труду — бесплатному, добровольному и производительному на общую пользу, как «потребность здорового организма». При этом Крупская запрещала использовать бытовой детский труд ради заводских нужд в отрыве от учебно-воспитательных целей. Труд осуществлялся в различных школьных мастерских или на пришкольных земельных участках, где выращивались овощи для завтраков, но главной была школьная кооперация, основанная на ленинском учении о социалистической кооперации. Практика тут же выявила опасный момент: не все ученики могли внести первоначальный пай, поскольку кому-то родители не дали денег, а ребенку взять негде.
В целях эксперимента Крупская даже предложила организовать при школах платную работу, где дети могли бы заработать своим трудом и сделать взнос. Главное, чтобы в кооперативе работали все ребята и чтобы кооператив имел целью не получение дохода, а старался бы обслужить нужды коллектива, — иначе будем воспитывать купцов. Кооперативы мыслись в виде трудовых кружков, например цветочный, куроводческий, переплетный, огородный, швейный кооперативы, где работу могут исполнять дети. Кружок, заработавший определенную сумму, сам и определяет, на что расходуется заработок. Плюс метод школьного социалистического соревнования.
Последний коллективистский метод, доживший до конца советских времен — школьное самоуправление в образе учкомов, старост, звеньевых, командиров октябрятских звездочек. Так детидолжны были учиться организации совместной жизни. Но Крупская предостерегала от копирования политической системы и от детского администрирования. Школьное самоуправление было призвано выявить и воспитать детей-вожаков, детей-организаторов, умеющих стремиться к цели и увлекать за собой других. На первых же порах выявились и первые отрицательные опыты, вроде насильного умывания грязнуль.
А потом началась настоящая борьба за власть. Крупская стояла у истоков детского коммунистического движения — пионерии, где наиболее сильно воплотились ее марксистские и педагогические идеалы. Крупская видела в ней, с одной стороны, необходимый детям элемент игры, а с другой — высшую форму детской политической организации. Задачи перед пионерией стояли те же, что и перед школой: создать новое поколение, но если в школе основное внимание уделялось все-таки учебе, то пионеры наиболее были призваны к воспитанию. А начинать коммунистическое воспитание Крупская предлагала с детских садов, где следовало обеспечить всестороннее развитие у детей «общественных инстинктов» — чувства товарищества, волю к труду, к учебе, и сообщить им начатки правильного представления о советской жизни.
Она просила только избегать образа благословляющего дедушки Ленина и не преподавать малышам «основы ленинизма». Конечно, на практике из всего этого получилась довольно жестокая, убогая система, о которой больше вспоминается плохого, чем хорошего. Без религии иначе быть и не могло. Хотя некоторые педагогические тезисы Крупской не были воплощены в жизнь, по крайней мере так, как она предлагала, или были отменены со временем. И все же ее методы очень скоро дали горькие и грозные плоды.
Как известно, Крупская поддержала кампанию против сказок Корнея Чуковского, которого обвинила в мещанской идеологии, пародии на Некрасова и буржуазной мути. Другие критики уже углядели, что Чуковский ни словом «не упоминает… о детстве, организованном через детский коллектив». Крупская сама занималась чисткой библиотек, запрещая «дезорганизующие» труды Достоевского, Карамзина, Владимира Соловьева, Лескова, Лосского, Платона, Канта, Декарта, басни Крылова… Смерть ее была загадочной. Днем 26 февраля 1939 года в санатории в Архангельском друзья собрались отметить ее 70-летний юбилей.
Настоящим ударом стала для Ленина кончина Арманд в 1920 году. Он попросил жену позаботиться о младших детях бывшей возлюбленной, оставшихся во Франции. Надежда Константиновна сдержала слово, младшие дочери Арманд даже некоторое время жили в Горках, но затем были снова отправлены за границу. Всю жизнь Крупская переписывалась с ними, а сына одной из них, Инессы, даже называла «внучком». После Ленина Карьера Крупской не завершилась со смертью мужа. Она работала в Народном комитете просвещения, стояла у истоков создания пионерской организации, написала множество книг и статей, в том числе по литературе и педагогике. Несмотря на то, что у нее самой никогда не было детей, Надежда Константиновна посвятила остаток жизни проблемам подрастающего поколения, боролась с детской беспризорностью и безнадзорностью. Но в то же время критиковала педагогические методы Макаренко, полагала, что сказки Чуковского вредны для детей… В результате поэту пришлось на некоторое время публично отречься от своих «идеологически вредных» произведений. Торт от Сталина Непросто складывались отношения вдовы Ленина со Сталиным. Надежда Константиновна не одобряла проводимую в стране политику террора, даже выступала в защиту «новой оппозиции» - Каменева, Бухарина, Троцкого и Зиновьева, протестовала против гонений на детей «врагов народа». Ходили слухи, что на XVIII съезде партии она собирается обнародовать предсмертное письмо Ленина, в котором тот предлагает на роль вождя иную кандидатуру, чем Сталин. Сталин прислал к юбилею торт — все знали, что вдова Ленина неравнодушна к сладкому. А вечером ей стало плохо.
Отцом женщины то есть дедушкой Надежды Крупской был горный инженер Василий Иванович Тистров, управляющий Барнаульским сереброплавильным заводом, Сузунским медеплавильным заводом, Томским железоделательным заводом. Отец и сын Фроловы, Козьма Дмитриевич и Пётр Козьмич, — знаменитые изобретатели и организаторы горнозаводского дела на Алтае. Пётр по своему проекту построил первую в России конно-чугунную дорогу между Змеевским сереброплавильным заводом и Змеиногорским рудником. Также он был сооснователем Алтайского государственного краеведческого музея и метеорологической станции. По инициативе Петра Фролова в Барнауле началось строительство училища и богадельни с церковью, горного госпиталя, ансамбля Демидовской площади с обелиском в честь столетия горного дела на Алтае. Участники этого объединения организовали с Надеждой Крупской переписку. В одном из писем в 1926 году культурный и партийным деятель дала согласие на присвоение библиотеке своего имени: «Дорогие ребята, ваше письмо я получила.
В книге Хелен Раппапорт «Конспиратор» [3] рассказывается о подробностях жизни Ленина и Крупской в эмиграции парижского периода — в частности, об отношениях с Инессой Арманд : «Есть неверное представление о том, что Ленин и Надя жили в изгнании весьма комфортно, что они были этакими буржуа, что партия о них заботилась. На самом деле это неправда. Они жили в ужасной, бедной квартире с минимумом мебели, потому что по природе оба были очень бережливы, хотя оба получали зарплату от партии и дополнительно зарабатывали переводами. Нейтральность этого раздела статьи поставлена под сомнение. На странице обсуждения должны быть подробности. В апреле 1917 года вместе с Лениным вернулась в Россию, была помощницей Ленина в подготовке и проведении Октябрьской революции. Занималась организацией пролетарского юношеского движения, стояла у истоков Социалистического союза рабочей молодёжи, комсомола и пионерской организации. С 1917 года являлась членом Государственной комиссии по просвещению. В 1920 году была председателем Главполитпросвета при Народном комитете просвещения; выступила инициатором создания общества «Друг детей». В дискуссии о применении в воспитании советских детей скаутской методики считала, что пионерская организация должна быть скаутской по форме и коммунистической по содержанию. Вместе с немецким коммунистом Эдвином Гёрнле разрабатывала вопросы пролетарского, коммунистического воспитания детей. Крупская в центре Н. Крупская справа и К. Крупская стала одним из создателей советской системы народного образования, сформулировав основную задачу нового просвещения: «Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания». Как идеолог коммунистического воспитания критиковала педагогическую систему, разработанную А. Макаренко после её выступления на сьезде комсомола в мае 1928 г. Макаренко последний был в скором времени снят с руководства колонией им.