В истории русского искусства Михаил Александрович Врубель (1856-1910) занимает уникальную позицию: с одной стороны, он принадлежит к прославленной плеяде мастеров русского модерна, но в то же самое время очевидна колоссальная дистанция. Михаил Александрович Врубель. Демон сидящий 1890, 116.5×213.8 см. Осенью 1889-го Врубель переселился в Москву, где через год закончил первого «Демона».
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Михаил Александрович Врубель. Богоматерь с Младенцем. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Летящий Демон. русский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства. В данном случае имел в виду Михаил Александрович Врубель не только «Демона» своего, но «Демона» лермонтовского, который во многом вдохновил его живописную работу. hudozhnik Mihail Vrubel 16 Михаил Александрович Врубель.
160 лет со дня рождения русского художника Михаила Александровича Врубеля
Осенью 1880 года был принят в Академию художеств. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» обе 1886. Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон, Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески. В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.
В 1889 году художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном сидящим » 1890 и иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Лермонтова 1891. Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство, с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.
Многие, наиболее яркие впечатления, Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» 1902. С 1902 года начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» 1904. Неоконченным остался портрет поэта В.
Брюсова 1906 — во время работы над ним Врубель ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присвоили звание академика.
Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина».
Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы. Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках. Всемирное признание пришло к Врубелю уже после его смерти.
Подобная трагическая судьба — не единичный случай в мире искусства. История Михаила Александровича и его картин необычна тем, что при наличии серьезных болезней он смог сохранить свое мастерство. Это по сей день удивляет искусствоведов, психологов и психиатров. Несмотря на внутренних демонов и несчастья, с которыми художник боролся всю свою жизнь, Врубель оставил значимый след в искусстве и доказал, что настоящий талант может существовать в любых условиях.
Ничто в его образе не говорит о злобе и коварстве. Сам Врубель рассказывал в одном из своих писем о своем видении демона.
Он говорил, что люди не понимают это существо, считают его дьяволом, врагом рода человеческого, а на самом деле даже само слово «демон» переводится с греческого как «душа». Художник сравнивал мятежный дух со страдающим человеком, не находящим себе места в этом мире. Когда картина «Демон поверженный» была уже написана, Врубель продолжал работать над ней, словно зачарованный. Его жена каждый день с ужасом замечала, как меняется лицо демона. Фон Мекк, купив картину, устроил званый вечер для чествования художника. На ужине присутствовали Серов, Пастернак, Нестеров и другие.
Врубель на протяжении всего вечера говорил только о себе и о гениальности своего произведения. Он становился вспыльчивым и дерзким, всех критиковал. В Михаиле Врубеле проснулась странная энергия, мятежность. Он постоянно повторяет жене, что довольно ему быть скромным, теперь он станет вести себя иначе. Нельзя не заметить сходства его душевных порывов с образом демона в его картине «Демон летящий». Очарованный истинной свободой и величием, Врубель писал это произведение в надежде на прекрасное будущее, славу, почтение.
Но вдруг он останавливается и вовсе прекращает свою работу. Но почему?
Падший ангел сочетает в себе и мужские, и женские черты, у него густая копна черных волос и большие печальные глаза. Однако в прессе иллюстрации нещадно критикуют за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость». В Москве Врубель создает свою собственную сказочную вселенную: с русалками, птицами-сиринами, былинными героями и принцессами-грезами — в самых разных техниках, включая керамику, фрески, витражи. Но в 1894 году он снова возвращается к «Демону» — в образе скульптуры и с испуганным страдающим выражением. Голова демона. Это были предвестники нейросифилиса — тяжелого бактериального поражения головного и спинного мозга.
Сифилисом Врубель заразился в 1892 году, накануне своей женитьбы на оперной певице Надежде Забеле. Он был так поглощен семьей и работой, что не обратил внимание на первые симптомы заболевания и не начал лечение. Сестра его жены, Екатерина Ге, вспоминает: «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку». С конца 1898 года Врубель нарисовал набросок к картине «Пророк» и несколько графических иллюстраций по мотивам стихотворения Пушкина — о шестикрылом серафиме, который является страннику и совершает над ним страшные превращения, чтобы тот мог творить. Одновременно с этим художник снова размышляет над «Демонами»: «летящим» и «поверженным». В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения.
Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее», — вспоминает художник Александр Бенуа процесс работы над «Демоном поверженным». У художника только что появился сын Савва — мальчик родился с заячьей губой. Художник написал его портрет: глаза ребенка печальны и тревожны. Жена вынуждена прервать выступления, чтобы заботиться о ребенке, и ответственность за содержание семьи полностью ложится на Врубеля. Его психологическое состояние ухудшается, а количество рабочих часов увеличивается. Художник стоит, не отрываясь от холста, порой дольше 14 часов при искусственном свете. Раз в день он надевает пальто, открывает форточку и 15 минут вдыхает холодный воздух — это и есть вся «прогулка».
Демоны Михаила Врубеля
Художник и его демоны . Михаил Врубель | Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством. |
13 демонов Михаила Врубеля | Михаил Александрович Врубель1890. |
Ангелы и демоны Михаила Врубеля | Позже он создаст картину «Демон летящий», где тот изображён как могучий властелин мира, и «Демон поверженный», в которой герой находится на грани гибели. |
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля | Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу). |
Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия | Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. |
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
«Демон сидящий» Врубеля | Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. |
Четыре демона Михаила Врубеля | РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — «Демон летящий» — незаконченная картина русского художника Михаила Врубеля. |
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ: vinalnik — LiveJournal | Картине Врубеля «Демон летящий» не было суждено предстать перед публикой: художник не закончил полотно из-за сложных семейных обстоятельств. |
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия | М. Врубель. Демон летящий. |
«Демоны» и «ангелы» Михаила Врубеля. 5 известных картин художника | АиФ Санкт-Петербург | На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. |
Картина "Демон" Врубеля: описание и история шедевра. Тема демонов в творчестве Михаила Врубеля
Панаева и самого М. Лермонтова, создав один из интереснейших посмертных портретов поэта. Во втором томе издания были помещены иллюстрации к поэмам «Демон», «Измаил-Бей» и роману «Герой нашего времени». Русалка Врубель М. Еврейская мелодия. Журналист, читатель и писатель К «Демону» Врубель выполнил более 20 рисунков считая варианты , но помещено было только 11: «Летящий Демон» — заставка черная акварель , «Верблюды с ужасом глядели» черная акварель , «Несется конь быстрее лани» черная акварель, белила; карандаш, первоначальный эскиз; Домик Лермонтова , «Демон и Тамара» «Не плачь, дитя»; черная акварель, белила , «Летящий Демон» — заставка черная акварель; местонахождение оригинала неизвестно , «Демон у стен монастыря» черная акварель , «Демон и Тамара» «Люби меня! Не вошли в издание Кушнерева следующие иллюстрации: «Демон, смотрящий на долину», «Пляска Тамары», «Несется конь быстрее лани», «Демон у стен монастыря», «Люби меня! Тамара и Демон.
Бумага, черная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея Глубокое проникновение в поэзию М. Лермонтова позволило художнику создать серию иллюстраций, передающих пафос поэмы; мощь и трагичность Демона Врубеля соответствуют лермонтовскому образу. Однако в некоторых вариантах есть черты неврастеничности, чуждые герою поэмы. Несомненно, созвучен лермонтовскому образ Тамары: радость жизни, отчаяние, непобедимая страсть, покой смерти — все эти противоречивые состояния прекрасно выражены художником. Работая над иллюстрациями в основном черной акварелью, скупо вводя белила, тушь, сепию, Врубель добивается удивительной живописности; богатство оттенков создает впечатление многоцветности. Иллюстрации М.
Врубеля к «Демону» по их философской глубине и новаторству техники не имеют аналогий среди иллюстраций, создававшихся его предшественниками, современниками и художниками более позднего времени. Летящий Демон. Врубель выполнил сюиту из трех иллюстраций все воспроизведены во втором томе Кушнерева : «Старик-чеченец» черная акварель , «Прощание Зары с Измаил-Беем» черная акварель, белила, сепия , «Труп Измаил-Бея» черная акварель. В центре этой сюиты — сцена прощания, трагизм разлуки. С этим настроением гармонирует суровость горного пейзажа. Художником была задумана иллюстрация и к поэме «Беглец» — «Гарун бежал быстрее лани» местонахождение оригинала неизвестно; не воспроизводилась. Прощание Зары с Измаил-Беем.
Старик-чеченец К «Герою нашего времени» М. Врубель выполнил 4 иллюстрации вошли во второй том Кушнерева : к «Бэле» — «Казбич и Азамат» два варианта: первый — черная акварель, белила; второй — черная акварель , к «Княжне Мери» — «Печорин» черная акварель , существовал также более ранний вариант черная акварель , «Княжна Мери и Грушницкий у источника» черная акварель, белила , «Дуэль Печорина с Грушницким» черная акварель, белила. Казбич и Азамат. Княжна Мэри и Грушницкий.
Тема Демона имеет исключительное значение для Врубеля. Первый вариант «Демона» 1885 — 1886 годов не сохранился. В 1887 — 1888 годах художник создает первые варианты скульптурного Демона.
В его представлении, это — «... Голова Демона. Бумага, прессованный уголь, сангина. Государственная Третьяковская галерея Врубель М. Бумага, смешанная техника В 1890 году появляется картина «Демон сидящий», впервые представленная в 1903 году на выставке «Мира искусства» масло. Известен и эскиз к этой картине акварель, белила, карандаш. Но это еще не тот «монументальный» Демон, какого Врубель мечтает написать, а, по его словам, лишь «демоническое».
Демон сидящий. Государственная Третьяковская галерея «Сидящий Демон», по справедливому наблюдению С. Дурылина, связан с первыми появлениями этого образа у Лермонтова — его юношеским стих. В 1889 году внимание художника привлекла «Песня про... Известна только одна иллюстрация М. Врубеля к этому произведению — «Кирибеевич на царском пиру» цветная акварель; частное собрание. В том же 1889 году, по предложению П.
Кончаловского, редактора юбилейного Собрания сочинений М. Лермонтова, Врубель начинает серию иллюстраций для этого издания 1891, издание И. В первом томе были помещены 3 иллюстрации к лирике поэта — «Русалка» черная акварель , «Еврейская мелодия» черная акварель; частное собрание и «Журналист, читатель и писатель» черная акварель. В последней иллюстрации Врубель придал трем безымянным персонажам конкретные черты В. Белинского, И. Панаева и самого М. Лермонтова, создав один из интереснейших посмертных портретов поэта.
Во втором томе издания были помещены иллюстрации к поэмам «Демон», «Измаил-Бей» и роману «Герой нашего времени». Русалка Врубель М.
Он резал картины, свое тело — только тогда страдания уменьшались. Художник дошел до точки в физическом и душевном самоистязании. Свое состояние он выражал в чертах демона.
Дьявол присутствовал на холсте, глядя на мир глазами Эмилии. Отцу художника в этом образе виделась злая, отталкивающего вида пожилая женщина. Врубелем была вылеплена голова того, кем он был одержим. В скульптурном облике проступали то черты возлюбленной, то его самого. И все это время Врубель работал над заказом — иконами Владимирского собора.
Но работа не была одобрена заказчиком А. Праховым, мужем Эмилии. Только случай помог художнику оборвать связь с наваждением. Мне нравится5 Не нравится Одна из переломных в творчестве Врубеля картин — «Демон сидящий». Художник так описывал будущее произведение: «…полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами».
На полотне художник изобразил одиночество и вселенскую тоску. Одинокий исполин посреди неземного пейзажа. В лиловости застывших за спиной демона гор нет улыбки. Можно сравнить образ с самим автором, который был одинок в этом мире, где его никто не понимал. Бумага, чёрная акварель, белила.
Мне нравится3 Не нравится Когда Петр Кончаловский пригласил художников для создания иллюстраций к произведениям Лермонтова, Врубель выбрал поэму «Демон»: она была близка ему по духу. Он акварелью писал сцену встречи Тамары с Демоном. Картина переписывалась несколько раз.
С 1889 года жил в Москве. Давняя любовь к музыке привела Врубеля в частную оперу С. Мамонтова, и он принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане».
Некоторое время жил в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице, где по его эскизам был построен и оформлен дворовый флигель. Также занимался оформлением интерьеров самого дома Мамонтовых и ряда других московских особняков. Для кабинета Мамонтова Врубель написал картину «Демон сидящий». Входил в Абрамцевский кружок С. Мамонтова, был одним из руководителей Абрамцевской гончарной мастерской. В керамике Врубель открыл для себя люстр блеск , переливающийся всеми цветами радуги.
В конце 1891 года художник с семьей Мамонтовых уехал в Италию. В 1896 году Врубель создал декоративные панно для нижегородской выставки «Микула Селянинович», «Принцесса Греза». В 1900 году на Парижской выставке его работы были отмечены золотой медалью.
Художник и его демоны . Михаил Врубель
Ко времени поступления в реставрацию тыльная и лицевая стороны произведения имели слои въевшихся в фактуру сильных загрязнений. Натяжение основы ослабло, отпечатались планки подрамника, возникли деформации в углах и по краям. Живопись была поражена жестким разнохарактерным приподнятым кракелюром, создающим угрозу осыпей. Многочисленные осыпи, от мелких до участков выпорашиваний, локализовались по всей поверхности красочного слоя. Комплекс проведенных мероприятий: Предварительно проведенный комплекс лабораторных исследований позволил оптимально определиться с подбором реставрационных методик по укреплению и укладке кракелюра на произведении, где художник использовал клее-меловой грунт с применением мягкой и тягучей смолы «Элеми».
Также определенных изменений и иного подхода потребовало удаление загрязнений с поверхности красочного слоя. В результате все основные задачи были выполнены, красочный слой и грунт укреплены, очищены от въевшихся загрязнений, основа дублирована на новый холст, и картина натянута на подрамник.
Он не нарисовал Демона, даже не породил его — он его прожил. Все, созданное до "Демона поверженного" до 1902 года , "при всей радикальности укладывается в рамки своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества, созданное после—принадлежит уже целиком новому ХХ столетию". Так поясняет буклет. Эти две эпохи тоже отражены в построении экспозиции, разделенной на две очевидные части.
Разговор относительно Демона — месседжа творца — надо начать с того, что расхожее представление о Демоне как о "делегате" адских сил Врубель не разделял. Для него он олицетворял, скорее, духовное начало мира. Сам художник так характеризовал своего героя: "Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый…". Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Но то были не рядовые иллюстрации, визуализирующие героев и сюжет. Нет, Врубель вышел далеко за рамки прикладного сопровождения текста.
Есть мнение, что он в своих рисунках воплощал особенности поэтики Лермонтова — и "закадровый" смысл поэмы. Для него он явно сводился к возможности существования свободного духа в человеческом мире. Эта идея не отпускала художника на протяжении более чем десяти лет. Сидящий мыслитель превратился в летящего в тучах завоевателя крылья которого словно бы распахиваются на весь небосвод, загораживая Землю от солнца и от Бога , а тот бесславно канул со звездной высоты на земную твердь. Но между этими тремя вехами был создан едва ли не сонм графических рисунков — не только набросков к гигантским станковым полотнам и их предварительных вариантов, но и сюжетов, раскрывающих те или иные особенности Демона и его взаимоотношений с людьми. Думаю, не будет слишком дерзким предположить, что в образ Демона Врубель всегда вкладывал себя — даже несмотря на отсутствие портретного сходства поздние Демоны, летящий и поверженный, скорее, опять же напоминают Надежду Забелу.
Одиночество "художника в толпе" было ему знакомо… Портрет Саввы Мамонтова и маски ливийских львов. Хотя социальное бытие Михаила Александровича выглядело вполне благополучным. Он не голодал, не нищенствовал, не сталкивался с непониманием своего творчества — напротив, был в фаворе, в моде и получал выгодные заказы. Счастливейшим событием для Врубеля стала встреча с Саввой Мамонтовым. С момента знакомства в 1889 году и до самого банкротства Мамонтова, вызванного обвинениями в финансовых злоупотреблениях, то есть те же десять лет, художник находился под покровительством могущественного и понимающего в искусстве мецената, инициатора многих крупных культурных начинаний. Это Мамонтов ввел Врубеля в свою семью в благодарность художник нарисовал портреты самого промышленника и всех его домочадцев , в круг состоятельных заказчиков, в среду меценатов, готовых поддерживать его замыслы, и, что особенно важно, в свое театральное предприятие.
Именно там Врубель встретил свою будущую супругу. А еще — получил массу выгодных предложений, например, об украшении богатых особняков и служебных помещений. Распространено мнение, что работа на заказ убивает талант. На примере Врубеля можно совершенно точно сказать, что подлинный талант не убьешь. Врубель работал над дизайнами интерьеров в тандеме с блистательным архитектором Фёдором Шехтелем, центральной фигурой московского модерна. Для его зданий Врубель создал соответствующее им внутреннее убранство — благо, его дарования, как мы уже знаем, не исчерпывались живописью.
Его стенные росписи, потолочные панно, стеклянные витражи в неоготическом стиле, изразцовые панно, декоративные блюда и фигурки по праву считаются вершиной декоративно-прикладного искусства эпохи модерна — и, как полагают специалисты, в основном ее и представляют. Никто из современников с Врубелем, грубо говоря, тягаться не мог. Его панно и панелями украшены особняк Дункеров, доходный дом Ф. Александрова, дом П. Солодовникова в Лебяжьем переулке, усадьба Алексея Викуловича Морозова и другого Морозова — прославленного Саввы Тимофеевича и его супруги Зинаиды между собой все Морозовы находились в родстве , и даже гостиница "Метрополь". Декоративно-прикладные работы Врубеля - потолочные плафоны и панно "Суд Париса".
При этом, работая над украшением помещений, Врубель себя не сдерживал, не шел на поводу у заказчиков, не делал "красивенько". Скажем, для особняка Морозова он нарисовал триптих, имитирующий готические витражи по трагедии Гёте "Фауст", и полотно "Полет Фауста и Мефистофеля". Владелец, несмотря на то, что происходил из старообрядческой семьи и обладал едва ли не лучшей в России коллекцией старинных икон, благосклонно принял декорации с изображением нечистой силы. Казусы, как с заказчиками "Утра", случались крайне редко. Врубель не мог пожаловаться на невостребованность. При этом, работая над оформлением интерьеров и театральных постановок, он сумел уловить и выразить новые эксцентричные запросы эпохи, добиться признания — и вместе с тем выразить свои самые сокровенные идеи.
Письмо с приглашением посетить мать городов русских Врубелю выслал Адриан Прахов — профессор, историк искусства, археолог и художественный критик. Уже через полгода Врубель без памяти влюбился в супругу своего покровителя — Эмилию Прахову, пианистку и ученицу Ференца Листа. Вскоре демоническая привязанность Михаила к Эмилии начала раздражать обоих мужчин.
Выходом стала командировка Врубеля в Италию — в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства. Вернувшись в Киев, Врубель, по слухам, незамедлительно сделал Эмилии предложение — несмотря на ее положение матери семейства. Причем, по одной из версий, художник объявил о своем намерении жениться даже не самой Эмилии Львовне, а Адриану Викторовичу.
И вскоре весь этот сказочный род оживет в картинах Врубеля, в сценических костюмах, в скульптурах. Он боготворил жену. Как эстет, не мог не восхищаться ее голосом. Придумывал для нее сценические костюмы, рисовал декорации к операм. То была светлая, гармоничная пора в жизни Врубеля. Ему хотелось цельности и ясности бытия. Теперь он тянется к исконно русскому, народному: «Морская царевна, «Тридцать три богатыря», майолики «Снегурочка», «Купава», «Садко». В ответ на все обвинения в декадентстве Врубель пишет своего «Богатыря». Кряжистый, земной, мощный — соль русской земли. Знак судьбы И все-таки даже в картинах-сказках Врубеля виден второй план — тревожный и жутковатый.
Есть двойственность и лукавость во врубелевском «Пане». Он добродушный старичок-лесовичок или колдовской леший с прозрачными глазами, обернувшийся из древесной коры и корней? И пейзаж картины «К ночи» дышит таинственным, тревожным. Во всем присутствие потусторонней силы. Даже «Сирень» у Врубеля затягивает зрителя в воронку, в душный, лиловый сумрак. Нет светлости. Повсюду нарастание беспокойства, напряжения. Сильный, особый дар художника, но какая-то беззащитность души перед силами тьмы. Ребенок не прожил и двух лет. Михаила Александровича тогда увезли в психиатрическую клинику в Риге, потом поместили в клинику Сербского в Москве.
Блок заметил: «То немногое, что приходилось слышать о Врубеле, похоже на сказку более, чем на обыкновенную жизнь». Порой на сказку, а порой и на притчу. Ну, вот казалось, Врубель — франт и эстет, для которого последняя истина — в красоте. Случайно ли, но именно у него рождается сын с врожденным уродством — заячьей губой? И Врубель, творивший культ из красоты, так тяжело и страшно переживает этот знак или подсказку своей судьбы. Накануне рождения сына, Саввы, в 1899 году Врубель вновь берется за образ Демона. Совсем другой демон рождается в душе у художника. Тогда в России только появились первые переводы богоборческих сочинений Ницше. Становилась модной драматургия Ибсена. Ангел с кадилом и со свечой.
Человек, имеющий действенную волю, чтобы противостоять обществу, которое пытается поработить и обезличить его. Беда в том, что высокая миссия нового героя часто сметает на своем возвышенном пути обыкновенных людей и вообще все человеческое. И вот проглядывает новая личина Демона. На сей раз это не скорбный юноша в объятьях мировой тоски и одиночества. Врубель страстно берется за работу. В невероятном возбуждении он отправляет записку своему почитателю, господину фон Мекку, который покупал его картины: «Помогите и поскорее достаньте где-нибудь фотографии гор, лучше Кавказских. Я не засну, пока не получу их». В одну ночь на холсте за фигурой Демона выросли пустынные горные хребты. Неземной холод и неживой покой этого пейзажа. Человеческое здесь невозможно.
В конце концов Врубель оставил работу незаконченной. Причины не совсем понятны. В полете Демона, вместо задуманного ощущения мощи и свободы духа, явлено чувство катастрофы, преддверие конца. Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь! Долой ваше искусство!
Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка.
Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами!
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ - ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ
К концу жизни Михаил Александрович Врубель все же получил заслуженное признание, но из-за болезни узнать об этом не успел. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Летящий Демон. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург) Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. Видел наброски «Демона» и отец Врубеля, который приехал в Киев навестить сына в момент его страданий.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля
Картина Михаила Врубеля "Летящий Демон" (1899 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве. Михаил Александрович Врубель. Демон летящий. С конца 1899 и в 1900 годах Врубель работает над большим полотном «Демон летящий» (масло). Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона.
Михаил Врубель. Демон летящий. 1899
Михаил Врубель впервые почувствовал себя печальным Демоном, «духом изгнания», о котором так пронзительно писал любимый им Михаил Лермонтов. Михаил Александрович Врубель. Демон летящий. «сидящий», «летящий», «поверженный» - обречен уйти вместе с порожденным им злом. Михаил Александрович Врубель – художник, чьё творчество было для многих дико и странно, с трудом воспринимал людскую посредственность мышления, равнодушие, бездарность. 1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника.
Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"
Что это — операция, что ль, как это? Я страдал в невозможности объяснить ей это мешающее. Я страдал, но когда резал себя, страдания уменьшались». Михаил Врубель Михаил Александрович Врубель — русский художник, который работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства. С 1896-го был женат на известной певице Надежде Забеле, портреты которой неоднократно писал. Одни из самых знаменитых произведений Врубеля — т.
Положение усугубилось тем, что к творческому кризису добавился кризис душевный: Врубель безответно влюбился и решил вернуться в Петербург. Врубель взялся оформлять панно к Всероссийской нижегородской выставке, где он начал рисовать иллюстрацию к былине «Микула Селянинович», но его фантасмагоричный стиль, полный необычных перепадов цветов, категорически не понравился государственным критикам. Несмотря на неприятие общества, Врубель продолжал творить. Полотном его жизни стал «Демон» — художник всё-таки смог воплотить свою мечту и изобразить тёмного ангела в качестве иллюстрации к переизданию собрания сочинений Лермонтова. Многие восхищались найденными формами, беспокойным сочетанием синего и багрового, проступающими на фоне одеяния Демона каменными цветами, меланхоличным лицом ангела. Но находились те, кто считал Врубеля богохульником, что усугубляло начинающуюся депрессию художника. Женитьба на певице Надежде Забеле на время подарило Врубелю новые силы.
Реставратор Адриан Прахов пригласил его, подающего надежды студента Академии, поновить фрески XII века в Кирилловской церкви — прописать контуры, восполнить утраты. При этом отдельные фигуры и даже целые композиции художник создал сам по византийским образцам, стилизуя древнюю живопись. Одна из таких фигур — Ангел с лабарами. Дописал Врубель ангелов и в куполе Софии Киевской — на месте утраченных древних мозаик. Затем художник разработал целый ряд эскизов к композиции «Воскресение Христово» для самой ответственной стройки того времени — Владимирского собора в Киеве. На этих акварельных листах, отвергнутых комиссией как «несвоевременные», — восстание Христа из белых пелен созерцают Ангелы — безмолвные свидетели Чуда, свершающегося в мистической синеве Великой ночи. Эти образы так занимают Врубеля, что он создает отдельный этюд — «Ангел со свечой и кадилом», один из самых нежных и поэтичных. Слева — «Ангел со свечой и кадилом»,1887 г. Справа — «Богоматерь с Младенцем», 1885 г. Большое впечатление на него произвела и постановка одноименной оперы А. Постепенно кристаллизуется главная тема художника, прошедшая сквозь все его творчество: образ Ангела — вестника иных миров, и Демона — ангела отпавшего, искусившегося, утратившего блаженство. На исходе киевского периода интерес художника явно переходит к последнему. Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. Это была первая картина в русской живописи не считая иконной , где художник обратился к образу, не принадлежащему эмпирической реальности, хотя и представленному в натуроподобном облике. Врубель хотел сделать зримым, явственным, осязаемым то, что было нематериально по своей природе — томление человеческой души. Именно так — «душа», -переводится слово «демон» с греческого, и так понимал свой образ сам автор, говоривший, что у нас его неверно путают с «рогатым», то есть дьяволом. Шестикрылый Серафим. Его Демон — отверженный и одинокий, олицетворение мятущегося духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, но не находящего ответа на свои вопрошания ни на земле, ни на небе. Он и пристал где-то между землей и небом: ландшафт, в котором изображен Демон, ирреален. Здесь вечный сумеречный или закатный свет: «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет». Вокруг поднимаются нездешние цветы, подобные твердым кристаллам. Сам Демон неподвижен — словно камень, его титаническая фигура скована бездействием. Он не смотрит на нас: как истинно романтический герой он погружен в свои думы. Удивительный эффект создаёт сама техника Врубеля — столь же новая, как и тема его полотна. Необычно крупные, разнонаправленные яркие цветные мазки, структурирующие изображение, не имеют ничего общего ни с академическим письмом, ни с передвижнической манерой, ни с импрессионизмом. Последний уже практикуют его друзья, Серов и Коровин. Но Врубеля не интересует мимолетное. Он углубляется в надмирное, в вечность. Технику Врубеля сравнивали с мозаикой, витражом, с работой скульптора. Контраст между «бесплотностью» самой идеи и скульптурной осязаемостью, «вырубленностью» форм на картине создаёт гипнотический эффект. Пройдет почти 10 лет — напряженной творческой работы, скандального дебюта на Нижегородской выставке, где его панно будут отвергнуты жюри Императорской Академии художеств, — прежде чем он напишет следующего, «Летящего Демона». Исполненный мрачной решимости, совершает свой полет над горами и целым миром внезапно пробудившийся к действию герой. Исследователи отмечают, что нет ни одного подготовительного эскиза к этой картине, но настолько был велик потенциал этой темы внутри художника, что она могла актуализироваться в любой момент.
И все это время Врубель работал над заказом — иконами Владимирского собора. Но работа не была одобрена заказчиком А. Праховым, мужем Эмилии. Только случай помог художнику оборвать связь с наваждением. Мне нравится5 Не нравится Одна из переломных в творчестве Врубеля картин — «Демон сидящий». Художник так описывал будущее произведение: «…полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». На полотне художник изобразил одиночество и вселенскую тоску. Одинокий исполин посреди неземного пейзажа. В лиловости застывших за спиной демона гор нет улыбки. Можно сравнить образ с самим автором, который был одинок в этом мире, где его никто не понимал. Бумага, чёрная акварель, белила. Мне нравится3 Не нравится Когда Петр Кончаловский пригласил художников для создания иллюстраций к произведениям Лермонтова, Врубель выбрал поэму «Демон»: она была близка ему по духу. Он акварелью писал сцену встречи Тамары с Демоном. Картина переписывалась несколько раз. Автор был недоволен композицией полотна. Третий вариант стал триумфальным. Зритель видит Тамару, сидящую у открытого окна. За ее спиной на небе сверкают звезды. Влюбленный Демон склонился над девушкой, прося красавицу поверить ему. Существует еще несколько иллюстраций к поэме. Образ злого духа поразил почитателей Лермонтова.
Врубель летящий и Врубель поверженный
Демон поверженный Михаил Александрович Врубель (1856-1910) вообще не должен был стать художником. «ДЕМОН ЛЕТЯЩИЙ» — незаконченная картина Михаила Врубеля. Михаил Александрович говорил, что теперь Демон уже не повержен, а летит; и многие видели полет Демона», — вспоминала Екатерина Ге, сестра супруги художника — Надежды Забелы-Врубель. Картине Врубеля «Демон летящий» не было суждено предстать перед публикой: художник не закончил полотно из-за сложных семейных обстоятельств.