Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. Первый блин комам (Ком — медведь, отсюда же «команика» — медвежья ягода, она же ежевика, снобориха), его относили в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса — великому Медовому зверю кому. Обратимся к аргументу о том, что пробуждающийся из спячки медведь (ком) дал уже забытое название Масленицы — Комоедица. ком ´komos (отсюда- Комоедица). Слово «комы» трактовалось не только как «медведь», но и как «кроны», то есть, верхушки деревьев.
Связанные вопросы
- Что такое Комоедица
- Смотрите также
- Праздник пробуждения медведя - - все о праздниках и празднованиях
- Масленица-Комоедица — грандиозные похороны Великой Мары, Богини Зимы
- История возникновения названия
- Масленница-комоедица по-славянски и по-русски (Мара Северная) / Проза.ру
🗊Презентация 24 марта – День пробуждения медведя. Славянский праздник Комоедица
Слово «комы» трактовалось не только как «медведь», но и как «кроны», то есть, верхушки деревьев. Слово «комы» трактовалось не только как «медведь», но и как «кроны», то есть, верхушки деревьев. Никому из них не показалось подозрительным или хотя бы странным, что ни в толковых, ни в этимологических словарях нет указания на «древнеславянское» слово «комы» в смысле медведей.
Комоедица: в чем суть праздника и зачем угощать медведей блинами
Комы медведи по древнеславянски | Медведя славяне называли "ком". |
Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки | «первый блин комам», т.е. медведям). |
Что такое Комоедица и чем она отличается от Масленицы | У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). |
Комы медведи по древнеславянски | Также грозный косматый медведь-ком был для славян архаичным олицетворением далёкого предка. |
Первый блин комом: 20 марта на Комоедицу раскрываем загадку старой пословицы
Всем известна поговорка "Первый блин комом". К какому животному имела отношение эта поговорка во времена, когда она появ Гость Ответ ы на вопрос: Гость У многих народов, в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам по—древнеславянски комы — медведи. Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Дальше пословица претерпела изменение. В христианской Руси блин комАм стал комОм.
Почему говорят первый блин комом. Откуда пошла поговорка первый блин комом. Что означает пословица первый блин комом. Комы медведи. Ком медведь. Блин комам медведям. Весеннее равноденствие Комоедица.
Славянская Масленица Комоедица. Первый блин комом фразеологизм. Первый блин комом происхождение пословицы. Медведь в славянской мифологии. Первый блин комом картинки. Медведь скатывается. С праздником Масленица Комоедица.
Масленица Комоедица у славян. Велес Славянская мифология. Велес древнеславянский Бог. Славянские стихи. Старославянские стихи. Славянские природные духи. Стих по старославянски.
Комоедица языческая. Масленица славяне язычество. Древние названия медведей. Медведь у древних славян название. День медведя. Древние изображения медведя у славян. Комоедица праздник пробуждения медведя.
Комоедица 2023. Велес Бог. Велес Бог славян. Славянский Пантеон богов Ожиганов. Велес — Бог мудрости и магии. Велес Славянский Бог. Образы медведя в славянской мифологии.
Медведь у славян. Бог Велес в славянской мифологии. Велес Бог славян арт. Славянские девушки. Девушка и медведь. Славянка с медведем. Фотосессия в Славянском стиле.
Животные в мифах и легендах. Хозяином языческого леса был медведь. Легенда о медведе. Медведь в мифологии. Славянские боги Ожиганов Велес. Ожиганов Славянская мифология. Берендей Славянская мифология.
Велес Бог у славян картины. Русский мужик с медведем. Медведь на древнеславянском. Медведь Русь славяне.
Первый масленичный блин полагалось относить в лес. В день Комоедицы, в медвежье пробуждение, наши предки не морочили голову учением Дарвина и почитали именно медведей, которых считали людскими прародителями. В этот день на столы выставлялись не только блины в устрашающих количествах, но и блюда, до которых мишка считался большим охотником — гороховые каши и овсяные кисели. Кое-где упоминалась даже каша из лопуховых корней, о вкусовых свойствах которой я могу только строить предположения… Жители таежные считали, что после трапезы нужно обязательно поспать или хотя бы с полчаса неподвижно полежать, имитируя зимнего мишку. После этого надо было от души потянуться, встряхнуться и поздороваться с весенним солнышком со всей доступной сердечностью.
Медведь всегда изображался с четырьмя когтями — это знак оборотничества, знак возможности превращения как в других животных, так и человека. А ещё, именно народный герой коми по имени Кудым-Ош «ош» — медведь , чьим прародителем был медведь, научил людей добывать огонь, плавить металл, строить деревянные удобные избы, пахать землю. Правила Комоедицы Есть версия, что праздник Комоедица — прообраз Масленицы. Праздник прощания с зимой и встречу с весной раньше праздновали в день весеннего равноденствия, а потом сдвинули ближе к февралю, уже во времена христианства и установления правил Великого поста, возможно только в XVI в. Согласно сказкам и былинам Снегурочка как раз растаяла в день весеннего равноденствия, что стало основой многочисленных экранизаций. Предположительно, в мультфильме «Снегурочка» 1952 года была сделана попытка реконструкции обычаев славянского праздника Комоедицы и встречи Весны священной. Возможно даже, что Комоедица длилась не один день, а две недели. Празднование начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продлевалось ещё на неделю после. На Камоедицу тоже пекли блины или другую выпечку круглой формы, олицетворяющую солнце. Часть угощения принято было «отдавать» предкам и часто образ этих предков, вероятно, и исполнял медведь! Комоедицу отмечали яркого, громко и широко. Люди устраивали пиршества, играли, состязались в силе и езде на лошадях. Среди зрелищ была и пляска медведя с козой — популярная народная забава. Зачастую в роли козы выступал мальчик, одетый в мешкообразный сарафан, в руке на длинной палке он держал маску козы. Мальчик должен был дразнить, раззадоривать медведя на потеху публике. Скоморошество, как и любое лицедейство, порицалось, приравнивалось чуть ли не к волхованиям и колдовству. Комы — духи деревьев, им и отдавали первые блины. Комы живут внизу — в утолщении ствола, не случайно его называют «комель» «конец ствола дерева около корней». Если дерево спиливали под комель, брали часть дерева до Кома. Весной просыпаются духи деревьев и им несут подношения — блины, символ Солнца. Комы — нищие попрошайки или ряженые, одевающие шкуру медведя, изображающие за небольшую денежку на ярмарках игровые сценки или пантомиму. Белоpyсы ещё в XIX века, иногда не считаясь с тем, что Комоедица могли совпасть с Великим постом, отмечали праздник плясками в медвежьих шкурах или в вывороченных мехом тулупах.
Что значит первый блин комом?
Чтобы объяснить это название, появился обычай есть гороховые комы, а поскольку комоедицы совпадали с первым выгоном скота, ряженые («шуты гороховые») стали изображать медведя — «скотьего бога» в славянских представлениях[5]. Комы медведи по древнеславянски. Блин комам медведям. Комы медведи по древнеславянски. Блин комам медведям. "первый блин КОМАМ"(по-древнеславянски комы-медведи).У древних славян был праздник Комоедица,посвященный пробуждению медведей,которых они считали прародителями блины приносили к берлогам мишек,которые просыпались от зимней спячки и.
Комоедица 2024: что за праздник, когда отмечать и причём тут медведь
Масленица — это древний славянский языческий праздник, пришедший к нам от предков и сохранившейся после принятия христианства. Оказывается, на древнеславянском языке комами называли медведей, которых очень уважали все славянские народы. В Комсомольском районе провели славянский праздник и разбудили медведя. В Комоедицу отмечается пробуждение медведя (хозяина леса) от зимней спячки и это есть символическое оживление природы, и существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Велеса изображали в виде старца с рогами, которого повсюду сопровождали комы (медведи). Медведь в славянской традиции в целом был символом леса, его могущественным хозяином и пользовался большим уважением, а его пробуждение предсказывало и призывало скорую весну.
Первый блин комом: 20 марта на Комоедицу раскрываем загадку старой пословицы
И этот блин должен был вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В наше время никто мишек не задабривает, да и про христианский обычай тоже, думаю, вспоминают нечасто. А поговорка живет своей отдельной жизнью, означая неуспех первого начинания. На Масленицу языческий праздник пеклись блины, как символ молодого солнца. Раньше Масленица праздновалась в период примерно с 22 марта по 28 марта солнечная фаза пробуждения солнца. Теперь она привязывается к Пасхе 24 марта чествовали Велеса, который являлся в облике зверя, то есть медведя. Этот праздник назывался Комоедица или Медвежий праздник. Медведь просыпается после зимней спячки.
Мужчины чествовали его в особой медвежьей пляске и Велесовой борьбой. Старшие женщины пекли комы — обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки, овса, гороха или ячменя.
Цвет и форма блина напоминала солнце, силу которого прославлял народ. А вот комами славяне называли медведей, которым был посвящён праздник. Пробуждение медведя после спячки являлось верным признаком скорой весны. В народном сознании медведь был грозным властелином леса, мудрым и величественным зверем, воплощением силы и могущества.
Считалось, что медведи тоже могут зазывать весну, а потому их образам уделялось особое внимание во время Комоедицы. Комоедицу в Белоруссии можно назвать настоящим Медвежьим праздником. О старинных обрядах во время торжеств писал исследователь П. Шейн, что использовал материалы от 1874 года. Он отмечал, что даже кушанья во время Комоедицы должны были соответствовать медвежьему рациону. Например, на первое люди делали сушеный репник, что символизировал преимущество растительной пищи проснувшегося мишки.
К нему подавали овсяный кисель, поскольку медведям нравится овёс, а также гороховые комы. За праздничным столом не забывали о медведях, приговаривая, что все угощения — жертва могучим зверям, чьё пробуждение предвещает весну. Меня немало позабавил один из древних обрядов Комоедицы. Шейн пишет, что после трапезы ни ребёнок, ни взрослый, ни старик не должны были пойти и уснуть.
Мазуркевич, после чего она была опубликована в книге из серии «Энциклопедия заблуждений» одним крупным московским издательством. Уму непостижимо, как много людей, прочтя эту выдумку, отреклись от многовекового значения вполне очевидной кто блины пёк — тот знает поговорки и перешли в стан адептов нового псевдоисторического толкования. Никому из них не показалось подозрительным или хотя бы странным, что ни в толковых, ни в этимологических словарях нет указания на «древнеславянское» слово «комы» в смысле медведей. Никого даже не смутил тот факт, что в классических произведениях русской литературы очень часто упоминается «первый блин комом» в известном значении, но никогда — слово «комоедица». Словарь Даля, уникальный в своём роде кладезь фольклора, неоднократно указывает только на традиционное значение нашей поговорки, и опять же ни слова не говорит о «комах»-медведях.
Наоборот - в старину, когда волк прибегал в деревню, крестьяне прятались и ждали, когда волку надоест и он убежит в лес. А работа-то никуда не убежит. Следовательно, и ждать не надо - надо начинать работать.
Полная версия поговорки звучит так: «От работы кони дохнут, а люди - крепнут». Мудрый народ хотел сказать этими словами, что работа вредна только для неразумных животных, которые не понимают радости труда. Для человека же работа - не просто полезна, но и необходима для здоровой и счастливой жизни.
И на живших с краю людях была особая ответственность - первыми встречать любую опасность и, при необходимости, давать отпор любой опасности.
Бер, МедВедь или КОМ? Александра Попова
Это означало пробуждение медведя весной. Это был шумный и веселый праздник. Люди ходили в гости друг к другу, затевали шумные игры. Молодежь ходила «будить медведя».
Делали яму, берлогу, там «селили» медведя — ряженого человека. Вокруг берлоги водили хоровод, кричали, стараясь разбудить спящего медведя. Бросали в него снежки, ветки и прутья.
Но будила «медведя» одна из девушек. Когда медведь просыпался, сразу начинал танцевать, имитируя движения настоящего медведя, затем ряженый-медведь отправлялся искать разбудившую его девушку; найдя её, начинал её щекотать, заключать в крепкие объятия. Лесных жителей в этот день подкармливали и задабривали «комами», блинами по-нашему, чтобы был удачным и урожайным год.
Люди верили, что в силу свершившегося обряда, медведи встанут из берлоги не голодными и не злыми, будут есть растительную пищу. Верили что, нарисованное собственноручно изображение медведя помогает сделать свою жизнь стабильной и разбогатеть. В Сибири до сих пор широко отмечают этот день.
Выпекают праздничные булки и блины, относят их в лес, чтобы угостить проснувшегося медведя, лесного хищника, великого «КОМУ». Но, по-древнеславянски, «КОМЫ» — это и есть медведь. Такой был обычай первые блины отдавать Потапычам.
Образ медведя и пугал , и завораживал. Он присутствовал многих русских праздниках, на ярмарках. Медведь и сейчас — один из ярких представителей животного мира России, пока он не занесен в Красную книгу.
Педагогический аспект проекта. Мы знакомим детей с образом медведя, формируя представления о том, что этот образ во многом символизирует характер русского народа, недаром русских людей до сих пор сравнивают с медведем. Еще — это яркий образ в русском искусстве и геральдике Ярославль, Пермь , символике партия «Единая Россия».
Мы с детьми прослеживаем неоднозначность отношения к образу медведя в сказках «Маша и медведь», «Мужик, медведь и лиса», «Кот и лиса», «Зимовье зверей», в которых медведю присваиваются такие человеческие черты характера, как легкомыслие, наивность, простодушие и ограниченность.
Якобы тогда праздник назывался «Комедиа», и из него позже развилась античная комедия. Для справки — сведения из этимологического онлайн-словаря Н. Шанского: «Комедия. Заимствованное в конце XVII в.
Вторая версия — белоруская. Он отмечается 6 апреля накануне Благовещенья и посвящён пробуждению медведя. Единственный источник, свидетельствующий об этом празднике, как о белоруском торжестве — статья священника Симеона Нечаева за 1874 г. Он наблюдал Комоедицу в селе Бегомль Борисовского уезда Минской губернии. Хотя есть сведения, что праздник отмечали и в Витебской области.
Этнограф П. После обеда все — стар и мал — ложатся, не спят, а поминутно самым медленным способом перекатываются с бока на бок, как бы стараясь подражать и приноровиться к поворачиванию медведя в берлоге». Комоедица и Медведь Вот и проявился образ Медведя, который связывают с Комоедицей. Сам праздник Рыбаковым относился ко временам каменного века и связывался с охотничьим культом медведя. Образ медведя объединяет все три версии происхождения праздника.
Да, есть и третья версия — языческая, общеславянская. Согласно ей, Комоедица или Комоедицы — славянский праздник, во время которого встречали Весну, начинали полевой новый год и почитали местного славянского Медвежьего бога. Первый выпекаемый блин приносили как особое подношение великому медовому зверю Кому, отправляясь с подарком в лес. Для справки — сведения из этимологического онлайн-словаря М. И ещё.
Согласно этимологическому онлайн-словарю Н. Шанского: «Ком, буквально — «стиснутое, сжатое». Для справки — сведения этимологического онлайн-словаря Г.
Потом путь медведь вас догоняет. Поменяйтесь ролями. Слайд 11 Описание слайда: После пробудей начинались игрища. Первая игра — городок. Девушки становились на высокое огороженное место городок.
Вооружившись длинными палками, отбивали нападение парней, колотя их нещадно. Парни «на коняшках» пытались ворваться в городок, взять его приступом. Тот, кто первый прорывается в городок, получал право перецеловать всех девушек-защитниц. После взятия городка начинался пир горой, а затем остальные забавы: кулачки, коняшки, качели, лазание на столб за подарком, ручеёк. Проведите с ребенком одну или несколько забав: постройте городок из подушек и устройте его взятие или залезьте на столб-канат за подарком… Слайд 12 Описание слайда: После прихода на Русь христианства праздник Комоедица, как и все остальные, подвергся изменениям. Во-первых, название изменилось на "Масленица". И до сих пор все знают именно этот праздник, забыв о древней Комоедице. Но это далеко не самое главное изменение.
Основное заключается в том, что праздник потерял свою привязку к основе - Дню Весеннего равноденствия. Масленицу привязали к Христианскому Великому посту, который является подготовкой христиан к Пасхе. И получилось, что "Встречу Весны" начали праздновать в самый холодный месяц в году — феврале. Но с каждым годом все больше народу возвращаются к празднованию Комоедицы тогда, когда это должно быть по закону природы: после Дня Весеннего Равноденствия! Комоедицу, например, широко празднуют а Сибири. Слайд 13 Описание слайда: Итак, 24 марта — день пробуждения медведя.
На Масленицу существовала даже игра в пробуждение медведя, во время которой уже изрядно веселые люди ходили хороводом вокруг условной «берлоги» , орали песни, кидались снежками и всяким праздничным мусором, пытаясь вывести из себя товарища, наряженного медведем. А там уж как придётся — если «медведю» это быстро надоедало, то под визг-писк он, к удовольствию компании, восставал из берлоги с ответным ревом и мчал кого-нибудь «заломать» … В усложненном варианте игры «медведь» должен был «спать» до тех пор, пока какая-нибудь отважная девушка не оторвет от его шкуры порядочный клок. Ловить и «заламывать» народ тогда полагалось до тех пор, пока не обнаружится пропажа. А девице-обидчице избавиться от суровых «медвежьих» объятий можно было, только поцеловав косолапого. Остальные ответы.