Доля российской нефти на рынке Индии стабильно росла 2 последних года и начав с отметки в 1% достигла в 2023 году 40%. 40 миллиардов долларов задолжала Индия России за нефть. Индия настаивает на оплате российской нефти своими рупиями. Россия не может использовать "застрявшие" в Индии 39 миллиардов долларов, вырученных с продажи нефти, сообщает Reuters. Нефть и капитал.
Эксперт объяснил отказ индийской компании от покупки российской нефти
Статистические данные свидетельствуют о том, что Индия уже обошла Китай по объему импорта нефти из России. Нефть и капитал. После отказа Индии закупать у России дорогую нефть в Китае заявили о готовности расширить объемы импорта российских углеводородов. Ранее Нью-Дели отказалась покупать российские нефтепродукты после новых санкций США. Как отметил политолог Роман Зыков в разговоре с "Известиями", Индия в последнее время приобретала нефть с серьёзным дисконтом. Министерство по делам нефти и газа Индии выступило с официальным заявлением, в котором призвало не политизировать поставки нефти из России. Все индийские нефтеперерабатывающие заводы — и частные, и государственные — отказались от поставок российской нефти на танкерах судоходной компании «Совкомфлот» после недавних санкций США против перевозчика.
FX.co ★ Китай и Индия сворачивают покупку российского газа
Несмотря на предварительные договоренности Индии и США, отказ Индии нарушать антироссийские санкции не приведет к отказу страны от российской нефти, отмечают эксперты. Замглавы МИД РФ Андрей Руденко сегодня заявил ТАСС, что у него нет информации о том, что Индия из-за санкций отказалась покупать российскую нефть марки «Сокол». Вторая в мире крупнейшая энергетическая компания индийская Reliance Industries отказалась от покупок российской нефти, перевозимой на танкерах «Совкомфлота», из-за недавних санкций США, пишет Reuters со ссылкой на два источника.
Reuters: Компания Indian Oil Corporation исключила российскую нефть Urals из тендера
По его словам, реальная проблема, с которой сталкиваются многие страны — не нехватка топлива на рынке, а отсутствие денег или ресурсов, чтобы за него заплатить. Ранее сообщалось, что Индия в июле резко сократила импорт нефти, в том числе из России и Саудовской Аравии. Также часть НПЗ в республике закрыты на ремонтные работы из-за продолжающегося сезона дождей. Совокупный объем индийского импорта в прошлом месяце упал до 4,4 миллиона баррелей в день — на 5,2 процента по сравнению с июнем.
Однако затея обошлась слишком дорого в прямом и переносном смысле.
Возврат к российскому сырью был быстрым и впечатляющим. Фактически все произошло за полтора-два месяца, что очень быстро для столь серьезных перемен в настроениях на высоком уровне. Несмотря на то что нефть из РФ продается гораздо выше ценового потолка G7, поставки все равно обходятся дешевле, чем у альтернативных трейдеров, представленных на рынке азиатского гиганта. Теперь внутренние цены в Индии на топливо и энергоносители вновь стабилизировались, дефицита нет, а рентабельность и конкурентоспособность НПЗ вернулась к прежнему удовлетворительному уровню.
Судя по всему, стремление заместить европейских и американских потребителей нашей нефти азиатскими супергигантами - Китаем, Индией и Индонезией, где проживает в общей сложности около половины населения Земли, - может оказаться иллюзией. Да, после начала спецоперации ни одна из названных стран не поддержала антироссийские санкции, но в этом гораздо больше политики, чем экономики. Навлекать на себя гнев своих основных торговых партнеров — Соединенных Штатов Америки и стран Евросоюза — азиатские «тяжеловесы» явно не хотят. И их нетрудно понять.
В той же Индии общий оборот торговых операций с США в 2021-м году достиг 100 миллиардов долларов, в то время как оборот внешней торговли с Россией не превысил 10 миллиардов. Да и Китай, который считается главным геополитическим партнером Российской Федерации, торгует с США почти в 6 раз активнее, чем с Россией 780 миллиардов против 140 миллиардов долларов.
Здесь есть сразу несколько уязвимых зон, каждая из которых потребует изобретательности.
Во-первых, есть вопросы к расчетам. Доллары не слишком устраивают Россию, так же как рупии, и в меньшей степени юань. Однако и рубли азиатским странам не особенно нужны, хотя Россия с удовольствием перешла бы на рублевые счета.
Очевидно, расчеты могут оставаться в рупиях и юанях, однако любой банк, работающий с подсанкционными, сам рискует испытать гнев европейцев. Вероятно, рано или поздно часть расчетов перекочует в сферу криптовалют, с тем чтобы российские аффилированные лица получали оплату в токенах, переводя ее анонимно в Россию. Однако все равно остаются вопросы транспортировки, такие как страхование.
Страхование может стать более сложным, хотя вполне вероятно, что нефтепереработчики и трейдеры достаточно сообразительны, чтобы найти способы продолжать вести бизнес, например, страхуясь у национальных страхователей — индийских и китайских. Впрочем, тогда риски вырастут уже у страховых компаний. Но и это не все.
На самом деле основная трудность может заключаться в поиске достаточного количества судов для перевозки сырой нефти из западных портов России в Азию. Транспорт — вечная российская проблема Известно, что в настоящее время большая часть сырой нефти, которую Китай покупает в России, поступает из восточных портов. Так, из 3,42 млн тонн морской нефти, доставленной в ноябре, весь объем, кроме 705 000 тонн, поступил из тихоокеанских и арктических портов.
Китай закупал лишь небольшие объемы нефти этого сорта, но в мае этого года они начали расти, достигнув пика в 739 860 тонн в июне. Если мы говорим об объемах закупок, превышающих ежегодные, то можно рассчитывать, что Китай импортирует не менее 705 000 тонн российского сорта Уралс, основного сорта, поставляемого также и европейским нефтеперерабатывающим заводам из западных портов страны. Вопрос в том, достаточно ли у России и Китая танкеров, чтобы увеличить отгрузки нефти Уралс?
Нефть из ХМАО отдают Индии «за просто так». Главное о перестройке экспорта и бюджете
Лидирует по наращиванию объемов импорта Хорватия рост в 13 тыс. Индия, по его словам, стала посредником и перевалочной базой для поставки и переработки нефти из РФ. В результате новые меры нанесут ущерб не российской экономике, а европейской. Такая ситуация объясняется увеличением плеча логистики, платы посредникам и компенсации за санкционные риски, отмечает эксперт. Опасения индийских НПЗ вынудят их удлинять цепочку посредников и усложнять маршруты поставок всё той же российской нефти, убежден собеседник "Известий". Рост стоимости особенно вероятен на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке. Возрастают стоимость и сроки перевозки. В этих условиях усиление ограничений может вызвать "идеальный шторм" на рынке нефтепродуктов, — подчеркивает Зайнуллин. Причина ограничений в покупке российской нефти со стороны Индии, впрочем, может крыться и не в санкциях, считает депутат Госдумы Алексей Журавлев. Речь в публикации Reuters идет о высококачественной нефти ESPO c низким содержанием серы, которая из Восточной Сибири по трубопроводу поступает к Тихому океану. Продукция из РФ, по мнению парламентария, просто оказывается слишком дорогой для индийских компаний.
Но такая нефть не может стоить дешево, и индийцы устроили демарш, очевидно, считая, что им сложно будет найти замену, — полагает он. Возможна, однако, и обратная ситуация. Опасения новых вторичных санкций могут негативно повлиять на продолжительную тенденцию по снижению дисконтов на российскую нефть, наблюдавшуюся с 2022 по 2024 год, предупреждает председатель Русско-Азиатского делового совета Максим Кузнецов. В целом текущая ситуация не означает дефицита предложения на рынке нефти, указывает он. Соответственно, не угрожает и росту цен.
Фото: aramco. Ранее в Индию не дошли танкеры с дальневосточной нефтью, что связывали с проблемами оплаты и санкциями против танкеров «Совкомфлота». Такие данные публикует министерство торговли и промышленности Индии. Также в страну снизились поставки сырья из Ирака: с 33 млн баррелей до 28,9 млн баррелей соответственно. При этом средние цены на нефть из разных стран едва ли изменились. В эту сумму входят доставка, страховка и маржа трейдеров.
По имеющимся сведениям, индийская фирма в рамках последнего на данный момент тендера отказалась от нескольких высокосернистых сортов. Завершение тендера назначено на 12 апреля. Indian Oil Corporation импортирует нефть для себя. Кроме того, идет работа от лица дочерней фирмы под названием Chennai Petroleum.
А что точно, так это что Индия поступила некрасиво. Сейчас речь идёт о пяти или шести танкерах, но на их место может прийти ещё один, который загрузился в декабре и прибудет в Индию 5 января. Точная причина задержки приёма нефти до последнего времени была неизвестна, поскольку нефтеторговцы не особо любят посвящать стороннюю публику в свои дела. В мировых СМИ возникали разные версии отказа индийцами разгружать российскую нефть. По одной из версий проблема заключалась в нежелании индийцев обеспечить нормальные платежи в твёрдой валюте, а рупии, которыми они, якобы по договорённости оплачивали нефть, согласно их законодательству вывести с внутренних счетов нельзя. Между тем, Индия отрицала это, утверждая, что проблем с оплатой нет. Танкеры на рейде иллюстрация из открытых источников Но главной, и на наш взгляд, наиболее правдоподобной из них, называлось присоединение Индии к западным санкциям, подразумевающим наказание за перевозку и покупку российской нефти ценой выше 60 долларов за баррель. И вот сегодня ситуацию прояснил министр нефти Хардип Сингх Пури. А суть её получается такова, что даже если индийцы и не присоединились к санкциям, о чём они нас клятвенно заверяют, то очевидно, не прочь использовать их для своей выгоды.
Индия не отказывается от нефти из России, но хочет скидку
Данному решению предшествовала беседы между президентом США и премьер-министром Индии. Джо Байден посоветовал Нарендре Моди отказаться от роста закупок российской нефти и анонсировал поддержку в вопросах диверсификации энергоресурсов. Автор: Светлана Анисимова Экономика На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации.
Не очень понятно почему. Скорее всего, вопрос тайной стоимости лежит в плоскости российских контрагентов, которых подставлять не хочется. В банках подставляться тоже никто не хочет, хотя вторичные санкции за перевод им не угрожают.
Но взаимодействовать с непрозрачными закупками — себе дороже.
В конечном счете российское сырье, вероятно, всё же будет поступать на индийские НПЗ, однако цены на него будут более волатильны, если поставки не будут привязаны к долгосрочным контрактам, добавляет Михаил Беспалов. В краткосрочной перспективе компании-потребители в европейских странах испытают давление, что может стимулировать рост цен до момента налаживания новых поставок. Поставки возобновились в октябре после перерыва в полтора года Разгон инфляции Таким образом, индийские НПЗ без сырья вряд ли останутся.
Но Европе прежние объемы не гарантированы. Во-первых, и в самой Индии в последние годы резко вырос спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке. А с начала 2024-го из-за проблем в Красном море экспорт топлива из Индии в Европу уже резко сократился. При наиболее негативном сценарии европейцев ждут уже известные последствия, с которыми им уже пришлось столкнуться в разгар энергокризиса.
В итоге серьезные проблемы наблюдаются не только в странах Восточной Европы, но и в странах — лидерах Евросоюза, — отмечает Юрий Ляндау, профессор РЭУ им. В конечном итоге нехватку нефтепродуктов ЕС создал себе сам.
Это привело к значительному дисбалансу в торговле между Россией и этими странами, что вызывает беспокойство у российских политиков. Правительство России в настоящее время работает над решением этих проблем и поиском решений, которые позволят российским компаниям выводить иностранную валюту из Индии и Китая. Это рассматривается как важный шаг в обеспечении того, чтобы российский экспорт оставался конкурентоспособным на этих важных рынках, и в устранении торгового дисбаланса.
Под давлением США индийская корпорация отказалась от покупки российской нефти
Правда, в том феврале было на один день меньше. Сейчас есть два крупных покупателя российской нефти, и часть экспортного потока была перенаправлена с одного рынка на другой. В основе проблем с экспортом в Индию, конечно, лежат санкции, но не в том смысле, что они перекрыли наши поставки, отмечает эксперт. Санкции дали повод Индии поторговаться за дополнительные скидки на российскую нефть. Поэтому ситуация сознательно драматизируется самими индусами, в том числе и через прессу. Здесь достаточно вспомнить, что это совсем не первый "отказ" Индии от российской нефти. Схожая история произошла в апреле 2022 года, крупнейшая нефтеперерабатывающая индийская компания Indian Oil Corporation отказывалась закупать российское сырье. Сейчас именно она же отказываются принимать нашу нефть, перевозимую танкерами "Совкомфлота", которые попали в sdn-лист.
С точки зрения Симонова, нам опять придется обходить все эти запреты и санкции, но мы уже знаем, как все это делать, и все это требует времени и увеличивает издержки.
Как такое решение может повлиять на экономику России и мировой рынок нефти в целом? По мнению экспертов, хотя отказ Индии от российской нефти и является негативным фактором для России, пока это не будет иметь катастрофических последствий.
Скорее всего, высвободившиеся объемы нефти Россия постарается перенаправить в Китай и другие страны. Мировой рынок нефти достаточно гибкий, потоки нефти могут довольно быстро перераспределяться между странами. Например, если Индия перестанет покупать российскую нефть, эти объемы могут пойти в Индонезию или другую страну, которая раньше покупала нефть у других поставщиков.
Поэтому отказ Индии создаст для России скорее временные трудности с логистикой и перенаправлением экспортных потоков. Также стоит отметить, что значительная часть выручки России от продажи нефти в Индию в итоге оседала в самой Индии и не попадала в Россию в полном объеме. Поэтому влияние на валютный баланс и курс рубля, скорее всего, тоже будет не таким большим, как может показаться на первый взгляд.
Тем не менее, определенные издержки понесут все российские нефтяные компании, которые экспортируют нефть в Индию. В первую очередь это "Роснефть", "Лукойл", "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть" и другие.
Такая ситуация объясняется увеличением плеча логистики, платы посредникам и компенсации за санкционные риски, отмечает эксперт. Опасения индийских НПЗ вынудят их удлинять цепочку посредников и усложнять маршруты поставок всё той же российской нефти, убежден собеседник "Известий".
Рост стоимости особенно вероятен на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке. Возрастают стоимость и сроки перевозки. В этих условиях усиление ограничений может вызвать "идеальный шторм" на рынке нефтепродуктов, — подчеркивает Зайнуллин. Причина ограничений в покупке российской нефти со стороны Индии, впрочем, может крыться и не в санкциях, считает депутат Госдумы Алексей Журавлев.
Речь в публикации Reuters идет о высококачественной нефти ESPO c низким содержанием серы, которая из Восточной Сибири по трубопроводу поступает к Тихому океану. Продукция из РФ, по мнению парламентария, просто оказывается слишком дорогой для индийских компаний. Но такая нефть не может стоить дешево, и индийцы устроили демарш, очевидно, считая, что им сложно будет найти замену, — полагает он. Возможна, однако, и обратная ситуация.
Опасения новых вторичных санкций могут негативно повлиять на продолжительную тенденцию по снижению дисконтов на российскую нефть, наблюдавшуюся с 2022 по 2024 год, предупреждает председатель Русско-Азиатского делового совета Максим Кузнецов. В целом текущая ситуация не означает дефицита предложения на рынке нефти, указывает он. Соответственно, не угрожает и росту цен. Но может привести к увеличению издержек и снижению маржи российских энергетических компаний.
Войти в поток На саму Россию опасения вторичных санкций со стороны индийских импортеров повлияют в меньшей степени, чем на Европу, полагает Ольга Борисова. Уже сейчас кабмин оперативно разрабатывает решения о перенаправлении нефтяных потоков в азиатские и африканские страны, напоминает она.
Reuters: Индия теряет прибыль и возможности, бойкотируя российскую нефть 21 марта 2024 10 Все больше индийских нефтеперерабатывающих заводов планируют отказаться от использования судов «Совкомфлота», что может негативно сказаться на поставках российской нефти в Индию и сузить рынок сбыта черного золота из РФ. Об этом агентству Reuters рассказали три источника в правительстве Индии и нефтеперерабатывающем секторе страны. Так, как пишет агентство, индийская компания Reliance Industries, оператор крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего комплекса, отказалась от поставок нефти танкерами российской компании «Совкомфлот» из-за санкций.
Почти все контракты заморожены или расторгнуты. Такой ярко выраженный бойкот обойдется Нью-Дели в огромную сумму убытков, которые при продолжении импорта сырья из РФ превратились бы в прибыль и рост экономики. К примеру, Нью-Дели планирует больше закупать американского и катарского СПГ, что станет почти непосильной ношей для только начавшей расти экономики.
Индия перестанет приобретать российскую нефть
Причина ограничений в покупке российской нефти со стороны Индии, впрочем, может крыться и не в санкциях, считает депутат Госдумы Алексей Журавлев. Индия возобновляет закупки российской нефти Sokol. Как объяснил собеседник РИА Новости, такое решение связано со стремлением индийских НПЗ увеличить выпуск бензина и нафты. «Отказ Индии принять российский танкер является своего рода шантажом России», — констатировали обозреватели Tencent.