В 2024 году Масленица продлится с 11 по 17 марта, но знаете ли вы, что в других странах последнюю неделю перед постом отмечают с не меньшим размахом? Рассказываем, как празднуют приход весны |. Таким образом, в Ирландии есть свой аналог Масленицы, который называется Великая Четверка, и который традиционно связан с католической верой и Пасхой. “Свечная” традиция особенно жива в церквях: у католиков священник благословляет свечи пришедших на молитву, купленные заранее и используемые в течение года.
Когда Пасха в 2023 году?
День блина и католическая «масленица» - Марди Гра | новости беларуси, римско-католическая церковь, религия, пасха. Скоро Пасха: у католиков 6 апреля начнется Великий Тридиум. |
Масленица и её кулинарные традиции в зеркале истории | Сегодня начинается Масленица у католиков. |
Католическая масленица. Празднуют ли Масленицу в Европе | Существует мнение, что феномен Масленицы восходит к празднику в честь Велеса, покровителя домашней скотины и богатства. |
[12.03.2024] Протоиерей Александр Салтыков: «Во время масленицы читайте Апокалипсис» | Есть даже примета – если хоть одна блестящая бумажка-конфетти коснется вас – быть удаче. |
Есть ли у католиков Масленица? Празднуют ли католики Масленицу? | Чаще всего католическая Пасха наступает раньше, но иногда праздник у разных ветвей христианства выпадает на один день. |
Жирный вторник – как католики празднуют собственную “Масленицу”?
У католиков есть аналог праздника. 5 мая. Пепельная среда, с которой начинается Великий пост (за 46 дней до Пасхи), выпала на 14 февраля. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Какого числа в 2023 году начнется Масленица, описание, суть праздника и связанные с ним народные обычаи, особенности каждого дня Масленичной недели — в материале РИА Новости. Масленица у лютеран и католиков.
Смотрите также
- Масленица | Правмир
- Содержание
- Есть ли у католиков Масленица? Празднуют ли католики Масленицу?
- Есть ли у католиков Масленица? Празднуют ли католики Масленицу?
У католиков начался Великий Пост
Молодёжь повсеместно каталась на лошадях, переезжая из деревни в деревню с песнями и музыкой. Сани украшали лентами, бумажными цветами и колокольчиками. Ярко Масленицу отмечали на западе Литвы — в Жемайтии, где европейское влияние было особенно сильным. Здесь кульминацией праздника было шествие ряженых, в котором явно прослеживались черты западноевропейского карнавала. Центральным персонажем, олицетворявшим зиму, была соломенная старуха Морэ с молотильным цепом в руках. Ее на колесе, укрепленном на полозьях саней, с песнями и танцами возили по ближайшим усадьбам. Сопровождали старуху мистические персонажи, олицетворяющие собой злую силу: «чёрт», «смерть», «ведьма». Наряду с ними в шествии участвовали и традиционные ряженые, переодетые в козу, медведя и коня. По дороге обязательно разыгрывали масленичную «свадьбу ряженых», которая по народным представлениям способствовала плодородию земли и людей.
Россия, Украина, Беларусь Когда: восьмая неделя перед Пасхой В восточнославянских странах Масленица сочетает в себе черты христианского и дохристианского празднества. Неделю перед Великим постом традиционно объедаются мясом, жирным и мучным не только в славянских, но и многих других христианских странах. Эта неделя по сезону совпадает с языческими гуляниями в честь наступления долгожданной весны. В древности прибытие тепла также отмечали пиром на весь мир — или хотя бы на всю деревню. Сегодня Масленицу отмечают широко как верующие, так и атеисты: с блинами, сырниками и варениками, танцами, хороводами и походами в гости. Гвоздь программы — сожжение соломенного чучела. Франция, Италия, США, Канада, Великобритания Когда: за 47 дней до пасхального воскресенья Во франкоязычных странах и некоторых странах Европы празднуют аналог Масленицы — «Жирный вторник», а на французском — Mardi gras. Праздник связан христианскими обычаями.
Да и в целом Масопуст не похож на Масленицу. Но всё же это тот же самый праздник провода зимы и приветствия весны. И в русской традиции печь блины, и в чешской готовить колбаски из ливера много жирной, калорийной еды. Много веселья и смеха. И это самое главное. Пожарные разливают пиво участникам шествия 50 Пожарные разливают пиво участникам шествия И, кстати, в прошедшие выходные мы были в парке Стромовка.
В эти дни мы представляем себе последние времена, когда, после неизбежных тяжелых испытаний всего человечества, придет конец истории: все мироздание, весь космос сотрясется, катастрофически изменится, в небе пред всем человечеством появится победный знак креста, и люди увидят в непостижимой, великой, недосягаемой славе Сына человеческого — Богочеловека Господа Иисуса Христа… А в последний день перед постом, в Прощеное воскресенье, мы вспоминаем начало истории — изгнание первых людей — Адама и Евы — из рая на землю, потерявшую первоначальную благодать. Масленица — это уже пост Карнавал — это тоже пост Масленица посвящена посту, и не просто посвящена: она уже сама по себе частичный пост. Все знают: масленица — это ограничение себя в мясной пище. Можно есть только молочные продукты — сыр и масло, откуда и название. У католиков эти дни носят другое название — карнавал буквально «прощай, мясо» , то есть время, когда уже не едят мясное, а только сыр и яйца. Иными словами, карнавал — это тоже пост, но об этом все давно забыли, и карнавал стал веселым и иногда необузданным времяпрепровождением. Все, кто ходит на карнавалы , должны об этом знать и помнить. Но что же такое пост? Сам по себе пост есть и у других христиан, отпавших от Православия. Например, у католиков есть «пепельная среда». Есть посты и у других религий. Но ни у кого из них — ни у католиков, ни у иудеев, ни у мусульман, ни у буддистов и прочих — нет такого поста, как наш строгий и длительный Великий пост. Это одна из особенностей Православия. Единственная религия, которая по-настоящему учит воздержанию и идет против мейнстрима, движения всего человечества к невоздержанию, — это православное христианство. Пост — это наше богатство. В XXI веке, когда всё направлено на развлечения и всё меряется деньгами, человек совершенно перестает владеть самим собой. Он не хочет даже и думать о том, что он в чем-то должен себя ограничить. Так живут почти все: и дети, и взрослые. Для нас важны прежде всего удовольствия. Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение Во время поста человек заставляет себя воздерживаться от влекущих его пищи, развлечений и удовольствий. Он должен себя победить. Только победив себя, человек становится личностью. Победа над собой — самая трудная задача, с чем согласится каждый, кто вступает в такую борьбу. Главная цель этой войны с самим собой и награда за победу — Богообщение. Нужно ли воздержание, тренировка воли, нужно ли учиться делать не то, что хочется, а то, что должно?
Протоиерей Александр Салтыков: «Во время масленицы читайте Апокалипсис»
Принято воздерживаться от увеселительных мероприятий, вредных привычек и прочих мирских удовольствий. Во время поста католики с 14 лет обязаны воздерживаться от мясных блюд по пятницам, а с момента достижения совершеннолетия и до 60 лет должны соблюдать строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу. Каждое воскресенье верующие должны участвовать в мессе. Все это необходимо для подготовки к празднованию Пасхи - Воскресения Христова.
Во время Масленицы дозволялось нарушать многие запреты, появлялась возможность пародировать события повседневной жизни. Переодевшись врачом, монахом или даже надев женское платье, шутники позволяли себе разные выходки, оставаясь при этом неузнанными.
Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений. Примерно к 1450 году сложился относительно стабильный репертуар карнавальных масок. Чаще всего ряженые изображали чертей. Популярны были также фигуры ведьм и бестолковых деревенских мужиков, над которыми любили потешаться горожане. Часто встречались также костюмы разных животных, с каждым из которых средневековый человек связывал определенный смысл, ведь многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали.
Из истории венецианского масленичного карнавала В Венеции в XVII веке карнавал начинался 26 декабря, на следующий день после Рождества, и заканчивался в Пепельную среду, в день начала Великого поста. Карнавал включался в литургический календарь. Несмотря на это, согласно средневековым документам VIII-IX веков, карнавал был периодом полного безумства с использованием масок — для того, чтобы опрокинуть повседневную рутину, подорвать устои, смешать сословия, чтобы богач стал бедняком и наоборот, аристократ — плебеем. В Венеции эти нравы, эта философия обрушения устоев, были кодифицированы. В те времена венецианская аристократия сама титуловала себя дворянскими званиями, поскольку в Венеции не было короля, который даровал бы эти титулы Божьим именем.
В Венеции сформировался олигархический класс особого рода: его представители не считали зазорным смешаться с толпой, стараясь подпитать иллюзию о том, что в Венеции социальные границы размыты. Карнавал, который сейчас проводится в промежутке между Рождеством и Великим постом, в средние века начинался в октябре и длился почти шесть месяцев! В этот период можно было расхаживать по городу в маске, выдавая себя за другое лицо. Это что-то вроде древнеримских цирковых представлений — дать возможность народу беспечно развлечься, но также в этой странной регулируемой распущенности нравов поддержать социальный порядок. С давних времен костюмированный масочный венецианский карнавал был прекрасным способом смешения и обновления аристократической крови.
В те времена аристократы могли заключать браки только с людьми своего круга, однако благородная женщина, выходящая ночью в маске из особняка, может делать все, что ей заблагорассудится! Она может вернуться домой с новой кровью в чреве, которая даст свой плод через девять месяцев. Это обстоятельство благотворно сказалось на том, что венецианский политический правящий класс был всегда свеж и весел и не сталкивался с проблемой увядания. Лучший способ впитать в себя жизненную силу карнавала - надеть маску. К сожалению, в последнее время мало кто скрывает свою личность под маской, зато Венеция переполнена зрителями с фотоаппаратами.
Но прелесть карнавала и его подлинный дух заключаются в том, чтобы превратиться в нечто отличное от того, чем ты являешься в реальной жизни, стать свободнее, чем в повседневной реальности. Общество постоянно навязывает нам маски - не те, которые закрывают лицо, а общественные маски, которые в действительности ограничивают рамки нашего бытия. Когда приходит карнавал, ты скрываешь свое лицо под маской; никто не знает, кто ты на самом деле. Только тогда и только так ты действительно можешь быть самим собой. Некоторые старые венецианские маски дошли до наших дней.
Возможно самая известная из них, белая - баута. Она похожа на лик призрака.
Сейчас церкви нечего бояться подрыва устоев, поскольку теперь карнавал - это праздник довольно невинный и не создающий никакой дестабилизации. Но то, что происходило в Венеции в прошлом, предоставляло людям церкви любые запретные возможности. Имеются документальные свидетельства об участии в карнавалах монашек. В те времена девушек принуждали к постригу в монахини, это не было внутренним призванием. На карнавале желающие приключений монашки, облачившись в карнавальные маски и костюмы, тоже давали выход своим чувствам.
В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата обета безбрачия. Потому на костюмированный карнавал в Венеции из разных мест съезжалось множество католических священников, монахов и монахинь. С течением веков венецианцы разработали множество способов празднования карнавала. Это и состязания, и публичные выступления, театральные шутки, вроде, например, «Геркулесовой силы» - человеческой пирамиды. Были «пунические войны» - жестокие сражения, разыгрывавшиеся на мостах, между двумя кланами, жившими по разные стороны от Большого канала. Кланы называли себя «кастеллани» и «николотти», бойцы жестоко колотили друг друга в попытке захватить чужую территорию или отстоять свою. Практиковались бег с ручными тележками, корриды с быками и медведями.
И, конечно, проводилось множество веселых пиров. Все это в совокупности и был карнавал, по определению являвшийся безумием и попранием правил приличия. Среди симпатичных курьезов распутства, сохранившихся до сих пор, упомянем «казини» - значение этого слова претерпело изменения и в современном итальянском оно значит «публичный дом». Однако прежде "казини" были своего рода клубами венецианской аристократии, с которых играли в карты, чинно беседовали, слушали музыку и - почему бы и нет? Здание одного из этих «казини» сохранилось, там сейчас расположен французский культурный центр. Его еще называли «казино Вениер», поскольку дом был собственностью всемогущего прокурора Марко Вениер. Однако зданием пользовалась, в основном, жена прокурора Елена Приоли, которая, насколько известно, водила туда своих любовников именно в период карнавала.
Прокурорша не боялась, что муж застукает ее, поскольку дверь находилась под портиком, в котором было проделано отверстие, замаскированное напольной плитой, приподняв которую, можно было увидеть, кто стоит у входной двери. Согласно легенде, в «казино» вел потайной ход, ведший под ближайший мост, под которым всегда наготове стояла гондола, и посетитель, пожелавший остаться незамеченным, мог спокойно уплыть восвояси. Этот потайной ход не виден со стороны комнат, но его хорошо видно с моста деи Барете ри, со стороны Сан Марко, и следовательно, этот потайной ход действительно существовал. Фигура карнавального шута. В XVI веке церковь стала все решительнее выступать против масленичных игр, хотя в предыдущие два века даже в монастырях этот праздник отмечали на широкую ногу. При этом протестантское духовенство было настроено еще непримиримее, чем католическая церковь. Начиная с 1540 года тема Масленицы и карнавала стала одним из основных спорных моментов во взаимоотношениях между обеими конфессиями.
Эти разногласия привели к тому, что масленичные игры и карнавалы сохранились в Германии в католических местностях, исчезнув там, где преобладают протестанты. Примерно в это же время из карнавальных представлений исчезли фигуры чертей и бестолковых крестьян, им на смену пришли шуты. Carnival Clowns, 1620 год. Типичные атрибуты карнавального шута - это шутовская шапка с ослиными ушами как символ глупости, скипетр с фигуркой шута на вершине намек на его самодовольство и, наконец, бубенчик. Этот бубенчик обычно связывают с цитатой из Библии: «Если бы я разговаривал языком человеческим и ангельским и не был исполнен любви, то я был бы звонкой медью или гремучим бубенцом». То есть шуту не была свойственна добродетель христианской любви к ближнему. В средние века он олицетворял в первую очередь глупость и ребячество, шута считали существом злым и опасным.
Глупость толковали как невежество по отношению к Богу, так что карнавальному шуту оставалось сделать всего один шаг, чтобы вступить в союз с дьяволом. Короче говоря, шут презирал все то, что общество обычно считало хорошим и правильным. Таким образом, создание шутовского королевства, ставшее масленичной традицией в средние века, можно рассматривать как пародию на нормальное общественное устройство. Шутовским королевством управлял король-шут, у которого, разумеется, был свой шутовской двор. Эта традиция по сей день продолжается в форме «карнавальной гвардии» или «танцевальных союзов». Перед Великим постом в христианских странах принято устраивать некий «праздник непослушания», так, чтобы выплеснуть накопившуюся лишнюю энергию и в последующие сорок дней до Пасхи сосредоточиться на посте и молитве. Этот праздник у нас называется «Масленица», а на Западе - «Карнавал».
Масленица на православной Руси и Карнавал в католических странах - это действительно, - на первый взгляд, - два явления одного порядка. И у них, в самом деле, много общего. И проводятся они примерно в одно и то же время, будучи «привязанными» к Пасхе. И цель их, которая не обязательно называется, но всегда подразумевается, - одинаково языческая, - символические проводы зимы. И во время этих праздников как бы отходят на второй план и становятся не очень обязательными для исполнения общепринятые правила поведения в обществе. Но у Масленицы и Карнавала есть и различия, которые обусловлены, прежде всего, сильно отличающимися восточным и западным менталитетами. Во время Масленицы все строго регламентированные действия и события проникнуты так называемой русской соборностью.
Всё делается для авторитета семьи, общины, деревни или города. Сообща и напоказ. Даже традиционные кулачные бои проходят не как пьяная драка без правил в переулке, а демонстративно, открыто, при большом скоплении зрителей и по правилам. Взятие снежного городка , народные гулянья и катания на санках с горок, ухаживание за девушками и лазанье по обледеневшему столбу. Сообща изготавливается, а затем сообща сжигается чучело Масленицы. Зять демонстративно, с бубенцами, едет к тёще на блины. Тёща навещает зятя, прихватив своих подруг, чтобы потом они всем рассказывали о том, какое почтение оказывал ей зять.
За одним столом собирается вся большая семья. Всю неделю парни присматриваются к девушкам, а девушки - к парням во время игрищ, конкурсов и гуляний, выбирая себе партнёра не на одну ночь, а для женитьбы на всю жизнь! Именно браки, задуманные во время Масленицы, считаются самыми прочными! Карнавал же только внешне кажется родственным Масленице по духу. На самом деле это, - несмотря на свою впечатляющую массовость,- глубоко индивидуалистическое мероприятие. Кто-то участвует для того, чтобы показать себя в карнавальном костюме , кто-то - чтобы показать, как здорово он играет в духовом оркестре. Кто-то - чтобы набрать бесплатных конфет, кто-то - чтобы развлечься с временным партнёром, кто-то - чтобы, скрывшись за маской, повыкрикивать оскорбления в адрес властей и политиков и вообще просто отпустить тормоза, швыряя пустые бутылки , зная, что ему за это ничего не будет… Масленица в принципе одна и та же по всей Руси, а вот карнавалы - все разные.
Но, похоже, что второй официальный вариант перевода: «Свобода для плоти! Карнавалы в том или ином виде проводятся практически во всех католических странах, но наиболее известными и популярными считаются карнавалы в Рио-де-Жанейро, Венеции, а также Рейнские карнавалы в Германии. Общим у них является, пожалуй, только желание участников немножко похулиганить, а если удастся, то и согрешить, - в общем - расслабиться перед якобы постом и отдохнуть от церковных правил… Но расслабляются и хулиганят участники карнавалов по-разному, опять же в соответствии с явными и тайными желаниями людей, а также менталитетом своего народа. Карнавал в Рио - самый исторически молодой и самый простой для понимания. Лето и тёплый океан предсказуемо вызывают у темпераментных смуглокожих весельчаков желание красиво раздеться и потрясти своими формами. Потрясти как в прямом, так и переносном смысле. Конкурсы на лучший костюм и лучшее исполнение самбы - это как бы генеральная репетиция грядущего всебразильского соревнования за звание Мисс Бум-Бум - самой красивой попы Бразилии… Рейнские карнавалы свелись к двум типам.
Карнавал в верховьях Рейна демонстрирует уклонение в сторону древнего язычества : участники, ряженые в зелёные или разноцветные лоскутные костюмы с колокольчиками и с устрашающими деревянными масками на лицах, должны, - по задумке, - прогнать зиму, а заодно и отпугнуть каких-то неведомых, но, видимо, очень злых духов. На самом деле, производя барабанами и трещотками ужасный шум, они распугивают только прохожих и вводят в исступление собак… С продвижением вдоль Рейна на север, карнавал теряет свои магические функции и приобретает светские и политизированные черты. В Бонне и Кёльне на карнавале бывает задействован практически весь тракторно-повозочный парк окрестных фермеров для того, чтобы провезти по городу огромные, ярко раскрашенные скульптурные изображения политиков. Фигуры и композиции из них изображают своих героев подчас в весьма непристойном виде, в соответствии с тяжеловесным национальным юмором. Никаких масок участники карнавала не носят. С проезжающих по городу повозок «в народ» тоннами на обе стороны сбрасываются конфеты, шоколад, мягкие игрушки и прочая мелочь. Всех возрастов граждане и гости богатейшей страны Европы самозабвенно ловят дармовую добычу руками, шапками, пляжными полотенцами и даже раскрытыми и перевёрнутыми зонтиками… Активные и удачливые участники карнавала возвращаются домой с несколькими тяжёлыми сумками трофеев.
На следующий день занятия в школе теряют смысл, так как школьники почти поголовно остаются дома с больными животами и расстроенными желудками… Что называется, «прощай, мясо - здравствуйте, конфеты! Он проводится с небольшим перерывом уже почти тысячу лет. Каждый участник карнавала обязан иметь на лице маску и перчатки на руках. Костюмы и маски очень красивы, но в общем-то однообразны. Они призваны полностью скрыть волосы, руки и особенности фигуры, так, что под женским платьем запросто может скрываться мужчина. И наоборот. Для всех участников карнавала установлены строгие правила: запрещено называть своё настоящее имя, устанавливать контакты в социальных сетях , обмениваться адресами и номерами телефонов… Никакой достоверной информации о себе!
Впрочем, никакого наказания за несоблюдение правил не предусмотрено, потому, что соблюсти инкогнито - в интересах каждого. Ведь не для того же, чтобы набрать дармовых конфеток,- как меркантильные немцы,- люди веками собирались сюда! И не для того, чтобы показать себя во всей красе и перьях, - как вечновесёлые мулаты в вечнозелёной стране! У Венецианского карнавала есть сценарий и официальная часть. Но исторически люди стекались сюда не для того, чтобы радоваться их дурацким шуткам со сцены, а конкретно для бесконтрольного и разнузданного блуда в парах и группах сменного состава. Без обязательств и последствий, без вопросов и объяснений, без стеснений и опасений… Почему именно тут и именно так? Если посмотреть на Венецию с высоты, то бросается в глаза предельная скученность на небольшом пространстве всех палаццо, домов, церквей, площадей.
И, надо полагать, людей, - хотя их и не видно с высоты. Венецианцы веками жили в тесноте. Покупали молоко, хлеб, вино и воду, морепродукты и предметы обихода в одних и тех же лавках и магазинчиках. Им были с детства знакомы не только голоса и фигуры своих друзей и знакомых, но даже и их руки, которыми те традиционно размахивали ежедневно перед лицами собеседников. В замкнутом пространстве Венеции всё это очень осложняло и амурные дела темпераментной начинающей молодёжи, и левые манёвры ничуть не менее темпераментных семейных людей. К тому же в городе оседали неисчислимые богатства, что тоже косвенно подтолкнуло к учреждению карнавала. Венеция разбогатела на торговле, но ещё больше - на участии в нескольких Крестовых походах.
Только лишь в Четвёртом Крестовом походе для переправки крестоносцев морским путём в Святую Землю Венеция предоставила около пятисот кораблей! За это Венеции полагалась треть всех награбленных на Востоке богатств! Плюс беспошлинная торговля! За счастье быть богатыми и чтобы не выпускать деньги из семьи, приходилось платить близкородственными внутриклановыми браками, которые, как утверждает генетика, всегда приводят к вырождению потомства. Венецианцы того времени генетики, конечно, не знали, но, похоже, кое о чём догадывались. Тут-то они и вспомнили о древних римских языческих вакханалиях и сатурналиях и решили возродить их, но в немного более приличном, завуалированном виде - в форме карнавала. Типично католическое лукавое изобретение: поменять форму без изменения сути!
Но то, что происходило в Венеции в прошлом, предоставляло людям церкви любые запретные возможности. Имеются документальные свидетельства об участии в карнавалах монашек. В те времена девушек принуждали к постригу в монахини, это не было внутренним призванием.
На карнавале желающие приключений монашки, облачившись в карнавальные маски и костюмы, тоже давали выход своим чувствам. В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата обета безбрачия. Потому на костюмированный карнавал в Венеции из разных мест съезжалось множество католических священников, монахов и монахинь.
С течением веков венецианцы разработали множество способов празднования карнавала. Это и состязания, и публичные выступления, театральные шутки, вроде, например, «Геркулесовой силы» - человеческой пирамиды. Были «пунические войны» - жестокие сражения, разыгрывавшиеся на мостах, между двумя кланами, жившими по разные стороны от Большого канала.
Кланы называли себя «кастеллани» и «николотти», бойцы жестоко колотили друг друга в попытке захватить чужую территорию или отстоять свою. Практиковались бег с ручными тележками, корриды с быками и медведями. И, конечно, проводилось множество веселых пиров.
Все это в совокупности и был карнавал, по определению являвшийся безумием и попранием правил приличия. Среди симпатичных курьезов распутства, сохранившихся до сих пор, упомянем «казини» - значение этого слова претерпело изменения и в современном итальянском оно значит «публичный дом». Однако прежде "казини" были своего рода клубами венецианской аристократии, с которых играли в карты, чинно беседовали, слушали музыку и - почему бы и нет?
Здание одного из этих «казини» сохранилось, там сейчас расположен французский культурный центр. Его еще называли «казино Вениер», поскольку дом был собственностью всемогущего прокурора Марко Вениер. Однако зданием пользовалась, в основном, жена прокурора Елена Приоли, которая, насколько известно, водила туда своих любовников именно в период карнавала.
Прокурорша не боялась, что муж застукает ее, поскольку дверь находилась под портиком, в котором было проделано отверстие, замаскированное напольной плитой, приподняв которую, можно было увидеть, кто стоит у входной двери. Согласно легенде, в «казино» вел потайной ход, ведший под ближайший мост, под которым всегда наготове стояла гондола, и посетитель, пожелавший остаться незамеченным, мог спокойно уплыть восвояси. Этот потайной ход не виден со стороны комнат, но его хорошо видно с моста деи Баретери, со стороны Сан Марко, и следовательно, этот потайной ход действительно существовал.
Фигура карнавального шута. В XVI веке церковь стала все решительнее выступать против масленичных игр, хотя в предыдущие два века даже в монастырях этот праздник отмечали на широкую ногу. При этом протестантское духовенство было настроено еще непримиримее, чем католическая церковь.
Начиная с 1540 года тема Масленицы и карнавала стала одним из основных спорных моментов во взаимоотношениях между обеими конфессиями. Эти разногласия привели к тому, что масленичные игры и карнавалы сохранились в Германии в католических местностях, исчезнув там, где преобладают протестанты. Примерно в это же время из карнавальных представлений исчезли фигуры чертей и бестолковых крестьян, им на смену пришли шуты.
Carnival Clowns, 1620 год. Типичные атрибуты карнавального шута — это шутовская шапка с ослиными ушами как символ глупости, скипетр с фигуркой шута на вершине намек на его самодовольство и, наконец, бубенчик.
[12.03.2024] Протоиерей Александр Салтыков: «Во время масленицы читайте Апокалипсис»
В Чехии так же как и в Польше кульминация праздника приходилась на Жирный четверг. В этот день много едят и пьют, чтобы, согласно поверью, на весь год хватало сил. Главным блюдом считается свинина с «кнедликами», вареными на пару с клецками и капустой. Запивается все горячим пивом и сливовицей. Кроме того, как и в Польше, незамужним девушкам несладко приходилось. Однако в Чехии парни сами «выходили на охоту», обмазавшись сажей, кидались на шею первой встречной красавице и привязывали её к себе веревкой.
Откупиться можно было только деньгами. А вот на Балканах наоборот страдают холостяки. Их усаживают в свиное корыто и волокут по улице. В Покладную неделю блинов не пекут, однако наедаются перед постом сытной пищей и прыгают через костры не хуже русских в ночь на Ивана Купалу. В Греции «Апокреас» — или, дословно, «без мяса» — это три недели празднества перед Великим постом, которые знаменуют приход весны.
В дни гуляний греки объедаются свининой и говядиной, с песнями, плясками и народными гуляниями. Пик праздника приходится на понедельник. В этот день можно насладиться театрализованными представлениями, фокусами и шумным шествием в различных костюмах. Как правило, обладатель самого впечатляющего костюма поощряется памятным призом. На финском Масленицу называют laskiainen ласкиайнен - что в переводе «считать дни до Великого Поста».
Считается, что того, кто съест хотя бы один пончик, ждёт удача. Ещё одна традиционная сладость — фаворки. Их также называют хруст или хрусцики.
Это тонкое печенье, обжаренное во фритюре и посыпанное сахарной пудрой. У православных Великий пост начинается в понедельник в этом году 27 февраля. А в последний перед ним четверг стартует Широкая Масленица — организовываются гуляния и устанавливается соломенные чучела.
Раньше в этот день прекращали все работы и устраивали кулачные бои. Остатки — день перед постом Масленичная неделя у православных заканчивается в Прощёное воскресенье, когда сжигают соломенное чучело, символизирующее зиму, веселятся, пьют, едят мясо и блины. А уже с Чистого понедельника и до самой Пасхи, верующие будут воздерживаться от жирной пищи, алкоголя и веселья.
У поляков последний день перед Великим постом — вторник. Раньше в этот вечер садились за стол, ели мясо, селёдку и пили алкоголь. И сегодня, особенно те, кто планирует поститься, могут собраться за общим ужином.
Чаще всего — в «жирный четверг» на неделе, предшествующей началу Великого поста, но праздничные базары начинают работать еще в субботу. Последний день карнавала, «жирный вторник», празднуется особо пышно, а на следующий день, в «пепельную среду» у католиков начинается пост. Как и Масленица, карнавал немыслим без обильных застолий, народных гуляний, игр и балаганов, но всё же главной составляющей карнавала являются театрализованные шествия. Несмотря на общий смысл и содержание карнавала, в каждой стране он имеет свои «изюминки».
Так, в Англии, где празднования сводятся к одному лишь «исповедальному вторнику», главное событие — забег женщин с блинами на сковороде. В Бразилии всё внимание направлено на соревнования танцевальных школ по исполнению самбы. Люцернский карнавал Швейцария немыслим без причудливых костюмов на всех участниках и ночного шествия музыкантов. В Восточной Европе главными действующими лицами праздника являются холостяки.
В Польше в последний день гуляний в деревенских трактирах скрипачи «продают» незамужних девушек. В Сербии холостяка могут прокатить по деревне в свином корыте, а на крышу поставить фигуру Соломенного Деда. А за безудержным весельем начинаются степенные дни размышления и молитвы. Скоро Пасха… Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
После христианизации Европы многие культы и праздники были ассимилированы новым вероучением. Традиция празднования карнавала очень жива во многих странах Европы и Америки. В Европе к празднику готовятся традиционные сдобные «жирные» сладости: пирожки, булочки с кремом, пончики, блины.
Изначально это было костюмированное представление по случаю встречи весны во Французском квартале Нового Орлеана, вызывавшее любопытство зевак.
МА́СЛЕНИЦА
Как празднуют Пасху католики, какие имеет традиции католическая Пасха, как называется Пасха у католиков, что католики едят на Пасху — эти вопросы в преддверии светлого воскресенья волнуют многих. 5 мая. Пепельная среда, с которой начинается Великий пост (за 46 дней до Пасхи), выпала на 14 февраля. Там отмечают свою католическую масленицу перед Великим постом накануне так называемой Пепельной среды. У католиков есть аналог праздника.
Есть ли у католиков прощеное воскресенье?
Идёт масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». французский «жирный вторник», который ныне отмечают по всему миру в католических странах - перед началом Велик. новости беларуси, римско-католическая церковь, религия, пасха. Скоро Пасха: у католиков 6 апреля начнется Великий Тридиум. Не символ ли солнца ли мы едим, когда кладем блин в рот? Есть ли у католиков Масленица Празднуют ли католики Масленицу. Что история хранит о католической “Масленице”?
Празднование Масленицы в разных странах
Ее отмечали многие восточнославянские народы. Перекликается она с аналогичными праздниками некоторых индоевропейских народов, посвященных наступлению весны. По одной из версий, древний славянский праздник был посвящен богу Велесу, покровителю скота. По другой — смерти богини Зимы. Поэтому ученые спорят о том, зимний или весенний это праздник. С установлением христианства масленица больше не связана с днем весеннего равноденствия. Она становится частью церковного календаря и по уставу приходится на последнюю неделю перед Великим постом.
У католиков есть аналог праздника. Он называется «жирным вторником», а отмечают его перед «пепельной средой» — началом Великого поста в календаре Римско-католической церкви. На «католическую масленицу» принято устраивать карнавалы. С понедельника по среду отмечают «узкую масленицу». А с четверга начинается «широкая масленица», то есть масштабное празднование. При этом у каждого дня Сырной недели есть свое название и свои традиции.
Понедельник называется «Встречей». В этот день заготавливаются все яства, печется первый горячий блин. Кроме того, раньше еще собирали солому для чучела зимы, а также возводили снежные горки и крепости. Второй день — «Заигрыш». В деревнях начинались гуляния, а также ставили праздничное чучело. И в этот день проходили смотрины невест.
Третий день масленичной недели — «Лакомка». Именно в среду начинали принимать гостей. Кроме того, в этот день затья ходили к теще на блины. Четверг — «Разгуляй». Начиналось празднование широкой масленицы. В городах и деревнях в этот день было принято устраивать кулачные бои.
Пятница — «Тещины вечерки». Наступала очередь зятя звать тещу в гости. Согласно обычаю, именно этот день был решающим: от него зависело, какими будут отношения в семье весь год. Шестой день — «Золовкины посиделки». В этот день к молодым в гости шли родственники мужа. Своей невестке они приносили подарки, чтобы, как гласит обычай, «задобрить ее».
Седьмой день — «Прощенье».
Название "Пепельная среда" связано с особым ритуалом: во время мессы священник наносит пеплом крест на лоб каждого прихожанина. Эта традиция символизирует христианское смирение и покаяние, которые требуются от христиан во время поста. Перед началом службы сжигаются вербные и пальмовые ветви, сохранившиеся с прошлого Вербного воскресенья, а оставшийся пепел освящается согласно обряду. Великий пост у католиков длится 40 дней.
Они стали жить в этом мире.
И как все мы видим, наш мир — это не рай. Но, как это ни парадоксально звучит, мир наш в некоторых своих чертах все же отдаленно похож на рай: в нем есть уголки необыкновенной красоты, есть незабываемые минуты общения с природой и добрыми светлыми людьми… В памяти человечества сохранилось смутное представление о рае, из которого вышли наши прародители. И мы, верующие, все хотим попасть в рай. После смерти у каждого будет своя участь. Каждый человек проходит личный суд: в этой жизни его судит совесть, после смерти каждого судит Бог — это частный суд. И если человек не прощен, то остается в ожидании Страшного суда.
Таким образом, история Адама и Евы повторяется со всеми людьми. Однако в Писании сказано, что праведник на суд не приходит. А Церковь каждый день молится о грешниках. Такова духовно-нравственная установка Библии от первых до последних страниц. Итак, если Церковь установила, что воспоминание о Страшном Суде совершается именно перед Великим постом, то верующие должны думать о последних днях мира, которые наступят в будущем. В истории известны многочисленные случаи, когда люди ожидали конца света.
Католики, можно сказать, привыкли к ожиданию конца света в средние века и сегодня уже почти не говорят на эту тему, потому что она им представляется «слишком неопределенной» для рационального человека. С нашей точки зрения, они слишком уповают на собственный разум, на «эволюцию» общества, но не на веру. Рационализм, конечно же, имеет определенное основание, потому что Бог дал человеку разум, чтобы он правильно устраивал свою жизнь. Но ум должен помогать вере, а не отвергать ее. Мы видим, что в мире много иррационального и как бы неразумного. Люди часто совершают безумные поступки.
В революционное время в нашей стране происходило настоящее буйство, зверские убийства людей, безумное разрушение храмов. Многое творилось еще на глазах нашего поколения. Что это было? В истории иногда побеждает ум, а иногда — безумие. Христиане же должны опираться не только на ум, но в гораздо большей степени — на веру в Бога. Вера же исходит из сердца.
Это последний день, а значит, лоб себе расшиби, но на празднике погуляй. В воскресенье выходной день и значит действительно можно найти время, чтобы поучаствовать в праздновании. Все мероприятия, организуемые на Масленицу муниципальными властями, проводятся в воскресенье.
И последнее, самое важное, что так все любят - сжигание чучела. Этот образ горящей копны знаком многим с детства, так как праздник активно праздновался и в СССР, ведь вроде как он не Христианский, а значит, проводить зиму можно и не привязывая сие мероприятие к религии. Да, чучело горит славно и красиво, здесь главное уже за устроителями мероприятия.
Надеемся они не распилят бюджет, на этом святом, и чучело в вашем городе, поселке, селении будет гореть как надо и зажигательно привлекающее… Принятые дни недели на Масленицу с их наименованием и традициями празднования Понедельник называется «Встреча Масленицы». Уже в этот день начинают печь блины, есть, угощать и раздавать. Раздавали блины нуждающимся.
Также делали и ставили чучело, которое жгли в воскресенье, в последний день Масленицы. Вторник в народе называли «Заигрыш». Этот день полностью посвящали молодоженам, если таковые есть.
В этот день устраивались народные гуляния: катание на санках, на каруселях и горках. Среда «Лакомка». В этот день ели, да объедались.
Ходили на блины и приглашали. Именно благодаря этому дню в народе появилось крылатое выражение «сходить к теще на блины». Однако и теща ждала пятницы, когда ее очередь была прийти на блины.
Четверг в народе нарекли «Разгуляй». Гуляния, катания, всевозможные увеселительные мероприятия, все это и описывает слово разгуляй, а также характеризует этот день на Масленичной неделе. Пятница «Тещины вечерки», именно в этот день приходил черед и тещи, идти в гости.
Карнавал и масляная неделя: "Прощай, мясо!"
Женщины и дети, как правило, развлекались более мирно — танцевали, пели, водили хороводы. В воскресенье сжигали чучело Масленицы. А как празднуют Масленицу в других странах? Люцерн — один из красивейших городов Швейцарии. Именно здесь европейцы предпочитают провожать зиму.
Привычное спокойствие рушится: толпы ряженых выходят на улицу, бьют в барабаны, дудят в саксофон... Практичные швейцарцы даже на несколько дней закрывают музеи и банки! В городе существует несколько карнавальных объединений, история которых насчитывает десятки лет. У каждого из них есть свой гимн и флаг.
В Германии карнавал проводится в Мюнхене или Кёльне. Пунктуальные немцы готовятся к празднику основательно: 11 ноября в 11 часов 11 минут по всей стране проходят первые собрания активистов, и официально объявляется начало 5-го времени года — карнавала. К празднику присоединяются все жители Германии. Детей щедро угощают конфетами, а взрослых — знаменитым баварским пивом.
Карнавал в жарком бразильском Рио в представлении не нуждается.
Страны с православными традициями Белоруссия и Украина празднуют похожим образом. Центральная Европа — Чехия и Польша — сохранили более древнее название, которое встречалось в славянских летописях с XI века: Масленица здесь называется «Мясопуст». Католический мир именует праздники наступления весны «карнавалом». Слово имеет латинское происхождение: carne vale означает «мясо, прощай». В Британии Масленица так и называется — «Блинный день». В странах с христианскими традициями проводы зимы совпадают с началом пасхального поста. Везде расстаются с зимой ярко и шумно, но в одних местах принято праздновать несколько недель, а в других ограничиваются одним днем. Самыми продолжительными гуляниями отличается Чехия — страна начинает праздновать 6 января, в День Трех Королей, и продолжает веселье до самой Пепельной среды — первого дня поста у католиков.
Широко провожают зиму и католические страны: Масленица В Италии, Польше, Испании, Германии и Латинской Америке продолжается неделю — с «жирного» четверга до Пепельной среды. Сдержанные протестанты — Великобритания, Нидерланды, северные страны Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, страны Балтии — празднуют от одного до трех дней, а кульминация веселья приходится на «жирный вторник». Самые интересные традиции и развлечения В каждой стране свои традиции празднования Масленицы, в то же время проводы зимы имеют общее настроение, часто обычаи разных народов перекликаются. Соревнования школ самбы в Бразилии в рамках карнавала — одно из самых зрелищных массовых событий планеты. Именно во время карнавала страна привлекает основную массу туристов. Главный европейский карнавал проходит в Венеции, но и другие страны не уступают в размахе и фантазии. Так, в Германии это Фастнахт — целый карнавальный фестиваль, который длится почти неделю с четверга по вторник.
Слово имеет латинское происхождение: carne vale означает «мясо, прощай». В Британии Масленица так и называется — «Блинный день». В странах с христианскими традициями проводы зимы совпадают с началом пасхального поста. Везде расстаются с зимой ярко и шумно, но в одних местах принято праздновать несколько недель, а в других ограничиваются одним днем. Самыми продолжительными гуляниями отличается Чехия — страна начинает праздновать 6 января, в День Трех Королей, и продолжает веселье до самой Пепельной среды — первого дня поста у католиков. Широко провожают зиму и католические страны: Масленица В Италии, Польше, Испании, Германии и Латинской Америке продолжается неделю — с «жирного» четверга до Пепельной среды. Сдержанные протестанты — Великобритания, Нидерланды, северные страны Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, страны Балтии — празднуют от одного до трех дней, а кульминация веселья приходится на «жирный вторник». Самые интересные традиции и развлечения В каждой стране свои традиции празднования Масленицы, в то же время проводы зимы имеют общее настроение, часто обычаи разных народов перекликаются. Соревнования школ самбы в Бразилии в рамках карнавала — одно из самых зрелищных массовых событий планеты. Именно во время карнавала страна привлекает основную массу туристов. Главный европейский карнавал проходит в Венеции, но и другие страны не уступают в размахе и фантазии. Так, в Германии это Фастнахт — целый карнавальный фестиваль, который длится почти неделю с четверга по вторник. К нему страна готовятся целый год: некоторые уже после окончания очередного праздника начинают придумывать невероятные мистические костюмы для будущего карнавала. Самое эффектное карнавальное событие Швейцарии страна проводит в Люцерне: участники наряжаются в фантастические костюмы и шествуют по ночному городу. Испанские карнавалы не менее впечатляющи.
Именно благодаря этому дню в народе появилось крылатое выражение «сходить к теще на блины». Однако и теща ждала пятницы, когда ее очередь была прийти на блины. Четверг в народе нарекли «Разгуляй». Гуляния, катания, всевозможные увеселительные мероприятия, все это и описывает слово разгуляй, а также характеризует этот день на Масленичной неделе. Пятница «Тещины вечерки», именно в этот день приходил черед и тещи, идти в гости. Однако вежливые родственники приглашали тещу еще накануне в четверг. Суббота называется в народе «Золовкины посиделки». Молодые невестки звали к себе сестер мужа, вели с ними разговоры, угощали различными вкусностями и дарили подарки. Если золовка еще не успела выйти замуж, то невестка звала своих незамужних подруг, а если сестра мужа состояла в браке, то приглашались только замужние родственницы. Последний день празднования. Но как мы знаем один праздник не обходится без другого, ведь последний день Масленицы это не что иное как « Прощеное воскресенье ». Празднуют ли Масленицу католики католическая церковь Подобно русской масленице такие праздники существуют практически во всех католических странах. Быть может их наименование и хронология другая, но смысл примерно тот же. Как и у нас "католическую Масленицу" отмечают перед Великим постом, накануне так называемой Пепельной среды Shrove Tuesday. Праздник у католиков называется карнавал. Кстати, если перевести слово "карнавал", то это дословно как "прощай мясо". То есть карнавал это как раз подготовка к посту. В странах с преобладанием французского языка такой праздник называют Марди гра, в англоязычных странах - это "Блинный день" Pancake Day , в США - "Жирный вторник". Как и нас, в дни католической Масленицы проходят всевозможные увеселительные мероприятия, вроде игр, празднеств. Самое известное масленичное событие в Европе - Венецианский карнавал, который проходит перед Великим постом и продолжается 10 дней. В Лондоне в последний день местной Масленицы проходят блинные гонки.
МА́СЛЕНИЦА
Масленица у католиков в 2024 | Масленица у лютеран и католиков. |
Протоиерей Александр Салтыков: «Во время масленицы читайте Апокалипсис» | Началась масленица — последняя неделя перед Великим постом, называемая в Церкви «неделей о Страшном Суде». |
Что олицетворяет собой праздник Масленица
- Национальные особенности масленицы у католиков
- Масленица: есть ли традиции празднования у католиков?
- Россия, Украина, Беларусь
- Улправда - Карнавалы VS Масленица: как провожают зиму католики и православные
- Масленица: есть ли традиции празднования у католиков?
- Масленица в 2024 году. Католическая и православная
Католическая масленица. Празднуют ли Масленицу в Европе
последний день перед началом Великого поста. Католическая церковь не предписывает отказ в этот день от мяса. Празднуют ли Масленицу католики (католическая церковь). В прошлом венецианский карнавал был весьма полезен церкви, поскольку являлся своего рода отдушиной для самих католических священнослужителей, страдавших от целибата (обета безбрачия). У католиков Масленицу заменяет Карнавал, у западных славян – Мясопуст или Фашанк, у армян – Бун Барекендан, у французов – Жирный вторник. Чаще всего католическая Пасха наступает раньше, но иногда праздник у разных ветвей христианства выпадает на один день.