1837 год, принесший Достоевскому серьезные испытания, потери и перемены, стал важным и сложным периодом в его жизни.
Достоевский в молодости
Николай Страхов, биограф и близкий друг Достоевского, говорил, что описание молодости героя "Записок из подполья" весьма автобиографично: "В то время мне было всего 24 года. «[Достоевский] был в молодости довольно кругленький, полненький, светлый блондин, с лицом округлённым и слегка вздёрнутым носом. Федор Достоевский в молодости. Достоевский организовал литературный кружок в училище, робко пробовал писать свои первые работы, но кардинально поменять судьбу так и не решился. У интроверта (развивает свою мысль Достоевский) все внешнее преувеличивается, и искажается в восприятии, особенно говоря о внешних событиях.
Ловушка в поисках правды: бунташная молодость Достоевского
Вообще, детство и юность Фёдора Достоевского прошли скорее в мире книг и вымысла, нежели в суровой действительности: он взахлёб читал стихи и романы, был полон мечтаний и возвышенных стремлений. Молодой Достоевский в воспоминаниях А. Е. Ризенкампфа (по материалам рукописного фонда Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение». Захватывающая биография Федора Достоевского: избежал смертной казни, стал игроком и увяз в больных отношениях. Завершив обучение в 1843 г., Достоевский получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. Выдающийся русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года в Москве. В этой статье вы найдете множество фотографий Федора Достоевского в его молодости.
К.К.Истомин. Из жизни и творчества Достоевского в молодости
И при этой «незначительной», «простонародной» наружности, весь облик его производил сильнейшее впечатление. Несмотря на «железную волю» и внешнюю сдержанность Достоевского он был «точно замкнут на ключ» , ему не удавалось скрыть чувства и мысли, «неудержимо просившиеся наружу» — они «одухотворяли» «каждый мускул на этом лице» и словно отпечатались в «резких, точно имеющих каждая свою биографию морщинах» Ф. Достоевский в воспоминаниях современников. Необыкновенной выразительностью отличаются и портреты Достоевского. До нас дошло всего два натурных портрета К. Трутовского, 1847 и В.
Перова, 1872 и два десятка фотографий. А наряду с этим — богатейшая посмертная иконография, несравнимая ни с какой другой, которая восходит к этим немногим прижизненным образцам. Современные живописцы и графики, отечественные и западные, не устают обращаться к загадке личности Достоевского, заключающей в себе неисчерпаемый источник вдохновения для совершенно непохожих художников. Символично, что самые удачные прижизненные изображения не считая знаменитого портрета кисти В. Перова из собрания Третьяковской галереи — это первое и последнее эпох двух его триумфов: времени литературного дебюта, едва ли не самого эффектного, блистательного и романтического из всех литературных дебютов XIX в.
Уже в первом изображении писателя — рисунке его товарища по Инженерному училищу К. Трутовского 1847 О взаимоотношениях Достоевского и Трутовского см. В гостях у Достоевского. Удивительное лицо, напоминающее в одно и то же время мечтателя из «Белых ночей» и героя «Записок из подполья», князя Мышкина и Ивана Карамазова... Вдобавок сохранились воспоминания художника с описанием наружности молодого Достоевского: «В то время Федор Михайлович был очень худощав; цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий.
Во всем училище не было воспитанника, который бы так мало подходил к военной выправке, как Ф. Движения его были какие-то угловатые и вместе с тем порывистые. Мундир сидел неловко, а ранец, кивер, ружье — все это на нем казалось какими-то веригами, которые временно он обязан был носить и которые его тяготили. За год до создания портрета в «Петербургском сборнике» была опубликована первая повесть Достоевского «Бедные люди», сразу удостоенная великой чести, восторженной похвалы самого Белинского. Публикации предшествовала настоящая романтическая история, вполне в духе Достоевского — внезапный ночной визит к нему Некрасова и Григоровича с выражением восторга по поводу только что прочитанной повести, а потом и «самая восхитительная минута» — встреча с Белинским, вспоминая о которой, он на каторге «укреплялся духом» об этом подробно рассказано в «Дневнике писателя, 1877».
Такое победоносное вступление в литературу не только повлияло на самоощущение Достоевского, но и внешне изменило его жизнь. Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Описание внешнего облика Достоевского, оставленное Авдотьей Панаевой, вполне соответствует впечатлению от портрета: «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. При всей своей мнительности Достоевский, ошеломленный неожиданным успехом, совершенно потерял чувство реальности, и хлестаковские интонации то и дело слышны в его письмах. Тем чувствительнее после недолгого триумфа было отрезвление — охлаждение к нему Белинского, вызванное «Двойником» и другими повестями.
Как замечает Д. Григорович, «неожиданность перехода от поклонения и возвышения автора «Бедных людей» чуть ли не на степень гения к безнадежному отрицанию в нем литературного дарования могла сокрушить и не такого впечатлительного и самолюбивого человека, каким был Достоевский. Он стал избегать лиц из кружка Белинского, замкнулся весь в себя еще больше прежнего и сделался раздражительным до последней степени» Там же. С этого времени наметилась трещина во взаимоотношениях Достоевского с Тургеневым, в которого он в начале знакомства «едва ль не влюбился».
Это был, по свидетельству близких, человек чрезвычайно раздражительный, крайне вспыльчивый и заносчивый.
Он представлял собой тип упорного и неутомимого работника, угрюмо исполняющего свой жизненный долг, нетерпимо требовательного ко всем окружающим. Вспышки его гнева были ужасны. При всем этом он отличался крайней скупостью и страдал тяжелой формой алкоголизма. Характер отца и созданная им невыносимая атмосфера в доме глубоко омрачили детство и отрочество Достоевского. С четырехлетнего возраста мальчик уже ощущал этот деспотический гнев главы семейства.
Сохранившийся портрет Михаила Андреевича изображает довольно правильное холодное лицо с тонкими сжатыми губами и строгим взглядом под мефистофельски очерченными бровями. Высокий, шитый золотом воротник гражданского мундира, крепко застегнутый и плотно облегающий шею, завершает впечатление холодной и недружелюбной замкнутости. Этот угрюмый врач военных лазаретов выбрал в году себе в жены девушку светлой души и жизнерадостной натуры — Марию Федоровну Нечаеву. Происходила она из скромной среды старинных кустарей и мелких посадских. Это была безвестная, безыменная, ремесленная и торговая Русь.
Затем он вступает в третью гильдию и торгует самостоятельно в суконном ряду, потом приобретает дом и выдает старшую дочь за представителя московской коммерческой аристократии — Александра Куманина. Младшая дочь Федора Тимофеевича, Маша Нечаева, с юных лет воспринимала культурные влияния, идущие из другой среды — от ее матери Варвары Михайловны Котельницкой. Эта бабка Достоевского происходила из разночинной интеллигенции XVIII века — отец ее служил корректором в московской духовной типографии еще во времена Новикова и слыл человеком умным и начитанным. Его характер, видимо, сказался на семейном быту и на воспитании детей, отразился он и на развитии младшей внучки. Супруга штаб-лекаря любила поэзию, ценила Жуковского и Пушкина, зачитывалась романами, отличалась музыкальностью, исполняла романсы и песни под собственный аккомпанемент на гитаре.
Свое глубокое чувство любящей жены и матери она умела выразить живым слогом своих писем, исполненных лиризма и юмора. Она была первой учительницей всех своих детей. Великий писатель всегда отзывался о ней с горячей любовью и, вероятно, думал о ее грустном облике, создавая кротких и обреченных героинь своего позднего творчества. Взгляд молодой женщины ласковый и задумчивый, лоб высокий и развитой, еле уловимая улыбка оживляет тонкие губы. Лицо одухотворенное, умное, чуть грустное и матерински приветливое.
Сын Федор напоминал мать очертаниями лба, удлиненным разрезом век и пристальным взглядом, но только исполненным пытливого и скорбного раздумья. В году семья перебралась в другой флигель больничного здания, где и прошло все детство Феди с двухлетнего возраста. Старшим мальчикам вскоре отвели особую комнатку, отгородив часть передней. Описывая впоследствии тесные петербургские мансарды, похожие на шкаф или гроб, где даже мысль теряет способность к полету, Достоевский, вероятно, вспоминал и мрачный чулан на Божедомке, где впервые стали развертываться его поэтические видения. Но и сама жизнь уже раскрывала ему свои подлинные драмы и вызывала его мысли на первые недоумения и раздумья.
Фёдор Михайлович Достоевский - русский писатель, мыслитель, философ и публицист, член-корреспондент Петербургской академии наук с 1877 года. Как в начале, так и в продолжении своего литературного творчества, после четырёх лет каторги и ссылки за участие в кружке Петрашевского, Достоевский выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма. После смерти Достоевский был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения, писатель считается первым представителем персонализма в России.
Федор Достоевский детство и Юность. Детство Юность отрочество Достоевский. Детство Достоевского кратко. Федор Федорович Достоевский.
Сын Достоевского Федор. Федор Федорович Достоевский сын писателя. Фёдор Михайлович Достоевский 1843. Достоевский в молодости фото. Достоевский 1844. Константин Васильев портрет Достоевского. Достоевский портрет василь5в.
Достоевский биография. Фёдор Михайлович Достоевский биография. Жизнь и творчество Достоевского. Федор Михайлович Достоевский 1821-1881. Михаил Достоевский, брат писателя.. Федор Михайлович Достоевский учеба. Инженер прапорщик Достоевский.
Фёдор Михайлович Достоевский 16 лет. Детство и Юность Федора Михайловича Достоевского. Алексей Федорович Достоевский. Федор Достоевский в детстве. Фёдормихайлович Достоевский в детстве. Федор Михайлович Достоевский служба. Федор Достоевский на службе.
Служба в Семипалатинске Достоевский. Достоевский в военной форме.
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
В середине XVII века воин литовской дружины Филипп Достоевский обвинялся сыновьями старосты Речицкого в разграблении их имущества и нанесении побоев принадлежавшим им крестьянам. Достоевский п и н. Достоевский фёдор Михайлович в молодости. Презентац ядосоевский ф.м. В бордели Достоевский ходил только в юности.
Фото Достоевского
В молодости Федора Михайловича приговорили к казни за посещение «вольнодумного» кружка Петрашевского. Федор Михайлович Достоевский презентация Юность. Вместо расстрела Достоевский отправился в Омск на четыре года, отбывать каторгу, после которой служил рядовым в Семипалатинске. значительная личность не только в русской, но и мировой литературе. Загадочная смерть Михаила Андреевича Достоевского в 1839 году до сих пор вызывает дискуссии среди биографов писателя. Достоевский п и н. Достоевский фёдор Михайлович в молодости. Презентац ядосоевский ф.м.
Ссылка Достоевского
Достоевский сближается с Н. Под руководством Спешнева организуется особое тайное общество, куда вошли наиболее решительные петрашевцы: Достоевский, Н. Мордвинов, Н. Момбелли, П.
Филиппов, Н. Григорьев, В. Достоевский предлагает А.
Майкову вступить в «особое тайное общество с тайной типографией», во главе которого стоит Н. Спешнев 23 апреля 5 мая Рано утром проходят аресты членов кружка Петрашевского. Достоевского арестовывают в 4 часа утра.
Всего в эту ночь арестовано «36 человек разного звания».
Достоевский — шизофреник? Еще одна байка, ни то порочащая, ни то выделяющая писателя, - его «болезнь шизофренией». Многие, вероятно, под вдохновением непростых работ прозаика, считают, что у него были симптомы всевозможных психических заболеваний, вплоть до шизофрении. Некоторые даже апеллируют к немецкому исследователю Райнхарду Лауту, который как бы предположил, что Достоевский писал героев в непотребных и ужасных ситуациях, так как сам не мог сделать что-то из ряда вон выходящее, но якобы очень хотел. Однако в работе Лаута речь шла о философии произведений, а не о психике писателя. Тургенев в письмах 1871-1872 годов. Однако профессионалы, психиатры лишь подступались к обсуждению «ментального здоровья» Федора Михайловича, никаких громких и сенсационных заявлений они не делали. Опережая научную психиатрию, задолго до описания шизофрении как заболевания Достоевский раскрыл основные проявления специфики психопатологии...
Такое победоносное вступление в литературу не только повлияло на самоощущение Достоевского, но и внешне изменило его жизнь. Он знакомится с кругом Белинского, становится вхож в литературные кружки и салоны, в частности в дом Панаевых — один из центров культурной жизни Петербурга, где начинающий автор впервые читал «Бедных людей». Описание внешнего облика Достоевского, оставленное Авдотьей Панаевой, вполне соответствует впечатлению от портрета: «С первого взгляда на Достоевского видно было, что это страшно нервный и впечатлительный молодой человек. При всей своей мнительности Достоевский, ошеломленный неожиданным успехом, совершенно потерял чувство реальности, и хлестаковские интонации то и дело слышны в его письмах. Тем чувствительнее после недолгого триумфа было отрезвление — охлаждение к нему Белинского, вызванное «Двойником» и другими повестями. Как замечает Д. Григорович, «неожиданность перехода от поклонения и возвышения автора «Бедных людей» чуть ли не на степень гения к безнадежному отрицанию в нем литературного дарования могла сокрушить и не такого впечатлительного и самолюбивого человека, каким был Достоевский. Он стал избегать лиц из кружка Белинского, замкнулся весь в себя еще больше прежнего и сделался раздражительным до последней степени» Там же. С этого времени наметилась трещина во взаимоотношениях Достоевского с Тургеневым, в которого он в начале знакомства «едва ль не влюбился». Тот сочинил на него вместе с Некрасовым ядовитую эпиграмму «Витязь горестной фигуры», глубоко уязвившую самолюбивого и мнительного начинающего литератора. Много лет спустя эта трещина превратилась в пропасть после исторической ссоры писателей в Баден-Бадене, поводом к чему послужил роман Тургенева «Дым», и Достоевский наконец отомстил за давнюю обиду. Он написал «донесение потомству», сделав эту ссору достоянием третьих лиц, а в 1871 г. В начале 1847 г. Достоевский расходится с Белинским, а с весны открывается новая и роковая страница в его жизни стоившая ему четырехлетней сибирской каторги и последующей ссылки — он начинает посещать пятницы Петрашевского. Иконографическая традиция, интерпретирующая Достоевского как «страдальца и страстотерпца», была заложена еще при жизни писателя. Начало свое она ведет с портрета Перова, впервые запечатлевшего в его чертах выражение скорби и страдания, которое не улавливается в большинстве фотографий. По мнению И. Крамского, это «не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще» И. О портрете Ф. Достоевская рассказывает, как художник работал над ним. Еще до начала сеансов он ежедневно навещал писателя в течение недели, заставал «в самых различных настроениях, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение», когда тот «был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Пе-ров уловил на портрете «минуту творчества» Достоевского. Такое выражение я много раз примечала в лице Федора Михайловича, когда, бывало, войдешь к нему, заметишь, что он как бы «в себя смотрит», и уйдешь, ничего не сказав» Ф. Портрет был написан для Третьяковской галереи, имел большой успех на Передвижных выставках 1872 и 1874 гг. Если фотопортреты больше говорят о натуре и характере Достоевского и особенно интересны физиономистам и психологам, то в графических работах, сделанных по этим снимкам, личные свойства не имеют принципиального значения: перед нами пророк и провидец, как бы вовсе лишенный житейских качеств. Правда, среди фотографий Достоевского выделяются снимки последних лет, «когда его лицо сделалось еще знаменательнее, еще глубже и трагичнее» Н. Лоренковича, 1878 и М. Панова, 1880. Особенно это относится к фотографии Панова, сделанной на пушкинских торжествах, по которой «можно судить, насколько прибавилось в лице Достоевского значения и глубины мысли» И. Крамской И.
Вот что писал он об этом брату Михаилу: «…О, какая откровенная, чистая душа!.. О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною…» Беседы с Шидловским, прогулки с ним по Петербургу и его окрестностям, совместные чтения любимых авторов, журналы и стихи, монологи и философские споры — все это было настоящей «романтической школой», противопоставленной самою жизнью «дрянной, ничтожной кондукторской службе!.. С товарищами же по учебе Достоевский особенно не сближался. Его любимым развлечением были прогулки в одиночестве. И в юности он не мог мириться с обычаями, привычками и взглядами своих сверстников-товарищей. Он не мог найти в их сотне несколько человек, искренно ему сочувствовавших, его понятиям и взглядам… Он очень далеко держал себя от начальства и старших товарищей… — вспоминал А. Нравы инженерного училища, допускающие господство старших товарищей над младшими, драки, кутежи, — совсем ему не нравились». А вот что писал Д. Григорович: «Федор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился, не принимал участие в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединенного места… В рекреационное время его всегда можно было… найти… с книгой». Об этом же свидетельствовал и К. Трутовский: «Достоевский держался замкнуто, несколько отстраненно, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок». Действительно, начитанность Достоевского создала ему определенный авторитет среди друзей и соучеников. В училище оформились и первые собственные литературные замыслы будущего писателя. В 1841 году на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих ранних драматических произведений, которые не дошли до нас и известны только по названиям — «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Эти романтические драмы рождают ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. Пушкина, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского. В юности он читал горячо, с увлечением, не дававшим ему уснуть ночами, «Историю» Карамзина знал почти наизусть, зачитывался У Шекспиром, В. Гюго, страстно любил романы Жорж Санд. Он столь серьезно увлекся произведениями французской писательницы, что и много лет спустя после знакомства с ее первым романом писал о ней: «Появление Жорж-Занда в литературе совпадает с годами моей первой юности, и я очень рад теперь 1876 г. Надо заметить, что тогда только это и было позволено, — т. Сохранение этой веры до конца обыкновенно составляет удел всех высоких душ, всех истинных человеколюбцев… Она основывала свои убеждения, надежды и идеалы на нравственном чувстве человека, на духовной жажде человечества, на стремлении его к совершенству и к чистоте, а не муравьиной необходимости. Она верила в личность человеческую безусловно даже до бессмертия ее , возвышала и раздвигала представление о ней всю жизнь свою — в каждом своем произведении, и тем признавала ее свободу…» В литературных увлечениях главным товарищем Достоевского был его брат Михаил, и на этой общности умственных интересов и выросла их дружба.