Праздник Крещения Господня и Богоявления все православные верующие отметят 19 января, однако готовится к нему начали заблаговременно: на водоемах уже появились иордани. 19 января 2023 года, в день празднования Святого Богоявления в Покровском ставропигиальном женском монастыре были совершены две Божественные литургии.
Крещение-2023: в чем смысл православного праздника, окунания в прорубь и святой воды
Воду, освященную накануне, в Навечерие (иначе называемое крещенским сочельником) и в сам день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней. Освещают ее как накануне праздника, так и в день Богоявления. Праздник также называется Богоявлением, потому что в этот день Бог явил себя миру в виде Пресвятой Троицы. Праздник также называется Богоявлением, потому что в этот день Бог явил себя миру в виде Пресвятой Троицы. Владыка также напомнил о благоговейном отношении к Крещенской воде и возвышенных традициях праздновать светлый праздник Богоявления.
Праздник Богоявления: в чем смысл и что делать в этот день
Таково событие этого праздника, и таковы его обстоятельства. О нем говорит апостол Павел в послании ученику своему апостолу Титу: «Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» Тит. Что же делать нам, чтобы эта надежда была действительно блаженной, счастливой? Чтобы не прозвучало для нас страшное обличение: «Вы ходили на праздники в храмы, но Бога не знали, Он открылся вам, но сердце ваше было закрыто, и в нем не нашлось места для Него»? Надо жить в Церкви — этом Богом установленном и освященном союзе единоверцев, жить Законом Божиим и жить в церковных таинствах. Она, Церковь, хранительница светлой, святой воды жизни см.
Она дает человеку благодатную возможность начать вторую жизнь, начать новое, преображенное бытие в таинстве Святого Крещения и продолжить это крещение в таинстве покаяния, о котором первое было слово Иоанна Предтечи: «Покайтесь! Для каждого из нас это таинство в начале его христианского пути было Богоявлением, явлением благодати Божией, спасительной для каждого человека, научающей, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские желания, чисто, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке см. Только однажды в нашей жизни — во время совершения над нами таинства Крещения — священник в молитвах выражает наше желание «быть сраслену то есть срастись и причастнику то есть быть участником Смерти и Воскресения Христа Бога нашего» Последование Святого Крещения. Дополнительные прошения мирной ектении. Это наше стремление в вере, надежде и любви умереть со Христом, Залогом нашей собственной жизни, и воскреснуть с Ним из мертвых.
Будем помнить эти святые слова. Иеродиакон Никон Париманчук.
Также Архипастырь окропил присутствующих святой водой.
Материалы по теме:.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе». Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу , то после чтения паримий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии.
На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии в субботу и воскресенье , за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол Кор. После этого — ектенья «Рцем вси…» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы если совершается литургия св. Василия Великого. А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…».
Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии тоже после заамвонной молитвы. Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения oглашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления Пост. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах так называемое «Хождение на Иордань» , ибо Христос крестился вне храма.
Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому.
Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления.
В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения паримии , самого события Апостол и Евангелие и его значения ектеньи и молитвы , в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня. На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы в конце литургии или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» в конце вечерни настоятель в полном облачении как во время совершения литургии , а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе обычно Крест полагается на воздухе. На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами.
Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды окрест стола трижды , а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ. По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии из книги пророка Исаии , в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении Кор. В Евангелии Мк. После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями.
С Богоявления отсчитываются многие календарные циклы, поэтому оно отмечается в январе: в древнем Риме год начинался с января. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление. Как прекрасно сказал с своей проповеди на Богоявление митрополит Трифон Туркестанов : «Вот Он, Сын Божий, выходя на проповедь, идет на Иордан, чтобы получить крещение от Иоанна, для того, чтобы спасти мир. Великая Тайна совершается на реках Иорданских: «Се — Бог является! Се — Сын Крещается! Се — Дух Святый сходит с неба на землю! Для кого был этот голос?
Конечно, не для Самого Сына, потому что Он знал любовь Своего Отца; не для Иоанна Крестителя, потому что он знал, Кого он крещает; не для учеников, ибо их тогда у Иисуса Христа еще не было, не для одного народа был этот голос. Эти слова были сказаны всему страждущему человечеству, всем народам, эти слова сказаны нам: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — утверждает Отец с Неба, то есть это — Тот, Кого так давно и так жадно искало человечество; это — Тот, Кого предвещали Пророки; это — Тот, Который должен стереть голову змея, это — Он! Его слушайте, смиряйтесь!
Предыдущие выпуски
- 19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление
- Храм Богоявления Господня б.Богоявленского монастыря
- Историческое содержание
- Крещение 2024: как отметить, что нельзя делать, как загадать желание | Ямал-Медиа
- Богоявление или Крещение Господне: история, традиции, что нужно делать
Когда празднуют Крещение в 2024 году
- Когда отмечают Крещение Господне в 2024 году
- День Богоявления
- 19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?
- Крещенское чудо: как праздник Богоявления вошёл в нашу жизнь
- День Богоявления
- 19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия? 3
Православные верующие отметили праздник Крещения Господня
Проповедь епископа Солнечногорского Алексия на праздник Крещения Господня | Праздник Богоявления отметил весь православный мир – от Святой земли, где произошли библейские события, до разных уголков нашей большой страны. |
Православные верующие отметили праздник Крещения Господня | Воду, освященную накануне, в Навечерие (иначе называемое крещенским сочельником) и в сам день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней. |
Православные верующие отметили праздник Крещения Господня | И в день богоявления греческий православный патриарх Иерусалима Феофил третий отменил традиционный парад скаутских школьных оркестров. |
Православные сегодня отпраздновали Крещение Господне — ГТРК "Бира" | День Богоявления нужно посвятить больше духовным делам, чем физическим. |
Проповедь в праздник Крещения Господня / | В светлый день Богоявления нельзя ругаться и сориться, запрещается стирать вещи, поскольку считается, что вода на Крещение наполняется Божьей благодатью. |
Патриаршая проповедь в день отдания праздника Богоявления после Литургии в Александро-Невском скиту
В эти святые дни важно помнить, что освящаемая на праздник Богоявления Крещенская вода, является великой святыней, требующей к себе особого благоговейного отношения. Информационная служба Раифского монастыря.
О, несказанная благодать! Христос подвизается, а я приемлю часть. Он крещается, а я отлагаю скверну.
На Него нисходит Дух Святой, а мне подается оставление грехов. Пред Ним отверзаются небеса, а я восхожу на них. Является крещающемуся горнее Царствие, а я остаюсь наследником его» [2]. Крестился Господь и нам напоминает о нашем Крещении, что некогда мы младенцами или в сознательном возрасте исполнили это таинство и получили благодать Святого Духа. В таинстве Крещения перерождается человек: оставляются грехи, омывается скверна, и некогда беззаконный человек может стать святым.
Церковная история сохранила для нас следующий рассказ: когда в IV веке в Риме при императоре Диоклетиане христиан гнали, мучили, уничтожали, позволяли себе всяческие насмешки и кощунства, однажды в одном из театральных представлений изображалось Крещение. Актеры на сцене исполняли всё, что требовалось для этого таинства. И внезапно комический актер по имени Генесий, который изображал крещаемого, после того как его облекли в белые одежды, в порыве восстал, подошел к императору и воскликнул: «Жители города сего, выслушайте меня! Некогда я смеялся над христианством. Когда мне указывали на христианина, я всячески измывался над ним.
Более того, я отрекся от родителей своих, потому что они были христиане. Но когда сейчас меня коснулась вода, я увидел отверстыми небеса.
Справа от Христа два ангела в белых одеяниях. Вверху над головой Христа Св. Дух, в виде белого парящего вниз голубя, окруженного светложелтым сиянием. Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления. Крещенская вода — это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской.
Освящённую воду как и раньше, так и сейчас верующие набирают в специальные сосуды. Хранить воду лучше всего в стеклянных сосудах. Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Освящённую воду как и раньше, так и сейчас верующие набирают в специальные сосуды. Хранить воду лучше всего в стеклянных сосудах.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность. Среди стеклянных артефактов, обнаруженных в ходе археологических раскопок, отдельного внимания заслуживают изделия церковного обихода. В дореволюционной России существовало множество видов стеклянной посуды, специально предназначенной для отправления религиозного культа. Для каждого монастыря делались особые пузырьки и флаконы, часто с видами обители или изображениями местночтимых святых. Троице-Сергиева лавра в этом случае не была исключением.
Стеклянные изделия для неё изготавливались в основном на Релинском стекольном заводе в Переславле-Залесском уезде. Каждая из таких склянок предназначалась для чего-то отдельно.
19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?
С древности с праздником Богоявления связаны особые церковные службы – совершается освещение воды. Поскольку в день Богоявления древние христиане совершали массовое крещение заранее подготовленных к этому людей (их называли «просвещаемыми». Так что сейчас воду освящают два раза: в сочельник 18 января и непосредственно в день Богоявления. Не является исключением и день Богоявления, который за последние десятилетия народная традиция наделила большим количеством несвойственных ему смыслов и символов. день, когда и Христос явил себя Богом, и Бог явил себя Троицей во Христе.
Крещение-2023: в чем смысл православного праздника, окунания в прорубь и святой воды
Вот как говорит об этом Иоанн Златоуст: «Если бы [Иоанн начал] обходить жилище каждого и, подойдя к дверям, вызывать на улицу и, держа Христа, говорить: это есть Сын Божий, — то это делало бы свидетельство подозрительным… но когда весь народ стекся из всех городов к Иордану и пребывал на берегах реки, то уже то обстоятельство, что и Сам Он пришел креститься и получил удостоверение свыше голосом Отца и наитием Духа в виде голубя, делало свидетельство о Нем Иоанна несомненным» Иоанн Златоуст, святитель. Беседа о Крещении Господа и Богоявлении. Христос только вошел в воды — не для того, чтобы очиститься, так как был безгрешен, но чтобы освятить их по древнему пророчеству: «Ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву» Пс. Несомненным, как об этом и поется в тропаре праздника, было по исходе Христа из вод и величественное явление Бога во Святой Троице: Самого Христа Спасителя, схождение с отверзшихся небес «Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. Отныне день этот в Церкви и называется Богоявлением, потому что Христос стал известен миру: отныне приходят к нему апостолы, совершаются Его чудеса, отныне звучит слово Нового Завета. Так началось наше возрождение в купели обновления Святым Духом см. Таково событие этого праздника, и таковы его обстоятельства. О нем говорит апостол Павел в послании ученику своему апостолу Титу: «Ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» Тит. Что же делать нам, чтобы эта надежда была действительно блаженной, счастливой? Чтобы не прозвучало для нас страшное обличение: «Вы ходили на праздники в храмы, но Бога не знали, Он открылся вам, но сердце ваше было закрыто, и в нем не нашлось места для Него»?
Надо жить в Церкви — этом Богом установленном и освященном союзе единоверцев, жить Законом Божиим и жить в церковных таинствах. Она, Церковь, хранительница светлой, святой воды жизни см. Она дает человеку благодатную возможность начать вторую жизнь, начать новое, преображенное бытие в таинстве Святого Крещения и продолжить это крещение в таинстве покаяния, о котором первое было слово Иоанна Предтечи: «Покайтесь!
Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий. На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый — в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма.
Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения — в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» — прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком — символом Святого Духа. В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения.
Купание в проруби иордани не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Святая Крещенская вода Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа. По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой. Иордань — прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи.
Но это лишь народное суеверие.
При нехватке крещенской воды разрешается разбавить ее обычной водой. Соединяясь вместе, святая вода полностью передает ей свои благодатные свойства. Источник: Freepik Крещенские купания Помимо освящения воды существует и традиция окунаться в прорубь в ночь с 18 на 19 января.
Принято считать, что в это время купель и место вокруг нее обладают особой силой. Люди верят, что, искупавшись, смогут исцелиться от болезни или смыть грехи. Несмотря на то что праздник Крещения сложно представить без этой традиции, купание в проруби не относится к церковным таинствам и не отражено в уставе. Церковь никого не принуждает к этому.
Крестный ход Еще одна традиция связана с проведением крестного хода. Обычно он проходит вечером 18-го января после ночной литургии или утром 19-го. Процессия верующих во главе с церковными служителями совершает молитвенные песнопения, направляясь к ближайшему водоему для проведения обряда освящения вод. Крестный ход не является строго обязательным для церквей.
Чтобы принять участие в этом обряде, нужно заранее уточнить в церкви, состоится ли там это мероприятие. Источник: Freepik Народные традиции прошлого В стародавние времена подготовка к празднику начиналась за день до Богоявления. С утра начисто выметали весь сор из избы, так как верили, что в нем прячется нечисть. Вечером всей семьей отправлялись на церковную службу, в конце которой совершалось великое водосвящение.
После возвращения домой было принято проводить очистительные обряды: пить святую воду, окроплять жилище, скотину и хозяйственные постройки. Существовал и обычай смешивать крещенский снег с кормом для лошадей и кур, чтобы защитить их от болезней. Растопленный целебный снег также выливали в колодец, чтобы не допустить его пересыхания летом. Было распространено поверье, что принесенная домой свеча с церковной службы в канун Крещения обладает защитной силой.
Ее хранили с особой тщательностью, используя как знак защиты дома от природных стихий. Вечер накануне праздника собирал за столом всю семью. После постной трапезы домочадцы опускали ложки в общее блюдо и накрывали хлебом, веря, что это принесет небывалый урожай. Матери семейства пекли в этот день традиционное обрядовое печенье — крестцы, загадывая на благополучие домочадцев.
Неудавшиеся образцы подгоревшие, с трещинами или с иными изъянами крошили птицам, чтобы отогнать беду. С птицами связана и традиция отпускать в небо белых голубей. Так делали после завершения богослужения в день великого праздника.
В этот день совершается Великое освящение воды. Хотя ее освящают и в другие дни на водосвятных молебнах, считается, что крещенская вода особенная. В России сложилась традиция массовых купаний в проруби «иордани» в день праздника, но этот обычай не является церковным таинством, и погружение в прорубь не очищает от грехов. День по календарю.
Праздник Святого Богоявления — Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
Владыка напомнил отрывки из Евангелия, которые читались за богослужением. В одном из них говорилось о том, как Христос исцелил болящего человека в субботу и обличил фарисеев. Перед исцелением Христос спросил их: «Позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали» Лк. Молчание фарисеев было вызвано только одним желанием — уловить Иисуса в нарушении правил субботнего дня.
Так оба праздника имеют Навечерие — Сочельник, со строгим постом и определенными традициями. В первые века христианства на праздник Богоявления было принято крестить оглашенных так называли новообращенных христиан , поэтому этот день еще называли "днем Просвещения", "праздником Светов", или "святыми Светами", поскольку Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.
Уже тогда была известна традиция освящать в этот день воды в водоемах. Смотрите, какие еще праздники отмечаются в январе: Духовное наставление в день Крещения Господня Сегодняшний праздник имеет огромное духовное значение для верующих. Как пояснял святитель Феофан Затворник: "Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец — гласом с неба, Бог Сын — воплотившийся — крещением. Бог Дух Святый — нисшествием на Крещаемого.
С птицами связана и традиция отпускать в небо белых голубей. Так делали после завершения богослужения в день великого праздника. Голуби символизировали Святой Дух, явившийся на землю в обличье этой птицы, когда крестился Иисус Христос. Праздник закрывал святочный период гуляний с играми, колядками и гаданиями, который длился с Рождества. Источник: Freepik В святочных гаданиях принимали участие многие герои классических произведений русской литературы: сразу вспоминаются пушкинская Татьяна Ларина и Светлана у Жуковского. Считалось, что в это время нечистая сила особенно сильна. Утро Богоявления начинали с молитвы. Если верить преданиям, небо в предрассветные часы было открыто для заветных просьб. Последние дни Святок посвящали подготовке к Богоявлению: прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее ледяными узорами и еловыми ветками. Существовал и обычай разжигать костры на берегах водоемов, чтобы согреться после окунания в ледяную воду. Костры служили символом очищения и обновления, а их пламя считалось защитным и благословенным. Вопросы и ответы Дадим ответы на популярные вопросы об этом празднике. Как правильно окунаться в прорубь? Купание в проруби в день Крещения Господня — популярная народная традиция. Но оно может быть связано с определенными рисками для здоровья, особенно в колючие морозы. Чтобы не заболеть после купания в проруби, нужно следовать определенным мерам предосторожности: 1. Подготовьтесь заранее. За несколько месяцев до праздника начните закаливаться или практиковать контрастный душ. Возьмите с собой полотенце, удобные сланцы и комплект сменной одежды. Перед купанием убедитесь, что вы хорошо себя чувствуете. Ограничьте время нахождения в воде. Не задерживайтесь в холодной воде слишком долго. Однократное окунание в прорубь будет достаточным для участия в обряде. Если делаете это в первый раз и сомневаетесь в своих силах, то можно совершить омовение, протерев лицо или тело зачерпнутой из проруби водой. Следите за своим здоровьем. Если у вас есть какие-либо заболевания, обязательно проконсультируйтесь с врачом и не пренебрегайте рекомендацией специалиста.
Что значит этот день для православных? Что это за праздник? Праздник Крещения Господня, или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его в Навечерие крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов Мф. Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения. Христос Спаситель в Крещении дарует водою благодать «решительную душ и телес купно». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение пакибытие. Богоявление «Новотвориши земнородныя, Нов Адам быв Содетель, огнем и Духом и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… » Крещение Христа в водах Иорданских имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Погружением Своим в воды Иордана Господь освятил «все естество вод» и всю землю. Присутствие Божественной силы в водном естестве наше тленное естество через Крещение преобразует в нетленное. Крещение оказало благодатное действие на все двуединое человеческое естество — на тело и душу человека. Крещение Христа Спасителя было фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Трикратное погружение каждого верующего во Христа в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды — приобщение тридневному Его Воскресению. Христос Спаситель «от воды крещением таинственно Духом соделал … многочадну Церковь, первее прежде безчадну». При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание религия , была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице. Иоанн Креститель слушавшему его народу указывает на пришедшего Иисуса как на ожидаемого всем Израилем Христа — Мессию: «Сей, избавляяй Израиля, свобождаяй нас от истления». И когда Господь просил у него крещения, «Предтеча затрепетал и громко воскликнул: как светильник может освещать свет? Как раб возложит руку на Владыку? Спаситель, взявший на себя грехи всего мира, Ты Сам освяти меня и воды». И тогда Господь говорит Иоанну: «Пророче, гряди крестити Мене, тебе создавшаго, и просвещающаго благодатию и очищающаго всех. Прикоснися Божественному Моему верху головы и не усумнися. Прочее остави ныне, ибо исполнить приидох правду всякую». Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божией и смирения. В песнопениях широко использовано пророчество св. Псалмопевца пс. Яже бо устыдеся Иисуса Навина, како Творца своего устрашится не имяше». Церковь устами творцов стихир приглашает верующих мыслью и сердцем перенестись к тому великому событию Богоявления, которое совершилось некогда на реке Иордан, чтобы возблагодарить за «благоутробие неизреченное» Христа, в «рабии зраце» пришедшего в мир спасти род человеческий. Не забыла Церковь в предпраздничной и праздничной службе и великого служителя Христова и участника события — «Предтечу и Крестителя, и Пророка, и паче всех почтена пророк из пророков » — Иоанна. Заканчивая предпраздненственное пение и начиная воспевать само великое событие праздника, Церковь обращается к Иоанну Предтече и просит его воздвигнуть молитвенно свои руки к Тому, пречистой главы Которого он касался этими руками на Иордане; Церковь просит Крестителя прийти и духом своим соприсутствовать нам, стать вместе с нами, «запечатаяй пение и предначинаяй торжество». Предпразднество Богоявления Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских кн. Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» с 25 декабря по 6 января , составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова со 2 января Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями на вечерне , трипеснцами на повечерии и канонами на утрени , а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих: «От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением или Просвещением.
Крещение-2023: в чем смысл православного праздника, окунания в прорубь и святой воды
Но это неизбежно, и из этой скорлупы, из младенчества придется рано или поздно вылупиться и как-то расти. Здесь нужна смелость, спору нет. Но на помощь нашей маленькой смелости Господь подает такую великую благодатную силу, что душа скоро втягивается, «привыкает» к взрослению и уже не желает возвращения в младенчество и изумляется, как могла им довольствоваться раньше. Впрочем, возрастание отнюдь не означает одно многознание, которое, как известно, лишь «надмевает», — а именно опыт христианской жизни, исполнение правды, в котором знание играет лишь роль необходимых «подпорок». Истинное взросление сейчас в отношении к общему состоянию нашего общества — это возрастание до минимальных норм христианской жизни. Соблюдение минимальных условий, без которых ни о какой христианской жизни говорить не приходится. Нам, служителям Церкви, сейчас надо первоочередное внимание уделить этому «минимальному просвещению», переходу переводу христианского люда в массе своей от младенчества к отрочеству. Первое — всемерно содействовать, чтобы люди осознали наконец, пусть в общих чертах, но правильно и твердо основы православной веры.
Без этого никак. Ведь это просто беда повальная: люди совершенно не понимают, во что и как они верят. Ну, то, что в Бога верует, это, пожалуй, любой скажет, а вот как — единицы. И это проблема номер один. Нужно всемерно прививать навык домашнего чтения Слова Божиего, Нового Завета, вдумчивого и, главное, сознательного исполнения заповедей Божиих. Это же так просто, очевидно, но в реальности, кроме «не убий, ни укради», мало кто знает, о чем говорит Господь, к чему Он нас призывает. Исповедь, причастие — источник духовной жизни; как горько видеть, что не то что многие, а именно большинство крещенных людей лишают себя этой жизни и даже не понимают, чего лишают… Молитва домашняя, не эпизодическая, по случаю, а по правильцу, пусть скромному, но постоянному, — это же тоже так важно!
Апостол Павел желает всем христианам постоянства в доброделании см. Вот и нам надо людям объяснять, что важно именно начинать организовывать свою жизнь православно, вести христианский образ жизни, пусть даже соблюдая какие-то минимальные, но не совсем уж «младенческие», а, по крайней мере, «отроческие» требования. Это очень важно сейчас объяснять, и именно широко, повсеместно. Впрочем, это уже и делается, но, наверное, плохо мы, служители Божии, молимся, если люди не понимают важность этих «малых» требований. Соблюдение постов… Понятно, что трудно и неудобно и все такое… Но одно дело — не получается, и я иду в храм и каюсь, а другое дело — не хочу даже знать, чтобы не омрачать свою беспечную жизнь «ненужными» знаниями. Ссылаются иногда на «удобное»: будьте, как дети… Мол, проще надо быть… Э-э, нет, погодите, давайте не будем наши вольные трактовки принимать за истину. Тот же апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцами, а умом совершенны» 1 Кор.
Вот в чем уподобляться надо детям — в незлобии, а веру свою нужно познавать всей полнотой данных нам способностей, творчески, ревностно… Впрочем, самое главное — то, что никакими буквами не объяснишь, — это живое, искреннее стремление, любовь к Богу. Вера, чтение слова Божиего, исполнение заповедей, молитва и пост — это все средства, хоть и необходимые, но все же средства приобретения благодати — этого «ответа» любящего Отца на немощное сыновнее лепетание. Как эту любовь пробудить, как привлечь людей ко Господу, как зажечь их сердца?! Именно это главный вопрос, ответ на который скрыт в сокровенных глубинах Божиего Промысла. Ясно только одно: если мы, служители Божии, не будем этой любовью гореть — никого мы не зажжем и не увлечем из младенчества в отрочество, а значит, начинать взрослеть нам нужно, прежде всего, самим. Ну вот… проговорил время, а о Богоявлении толком и не сказал ничего… Но, может быть, в этом и дело, что смысл, сокровенное содержание этого праздника — события явления в мир Бога! Но для этого мы и сами должны делать все, о чем Господь нас просит так терпеливо и кротко, говоря: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» Ин.
Вот ведь простые, опять же — минимальные вещи, маленький, но такой полезный труд: накануне сочельника соберемся семьей да и прочитаем вслух или расскажем, кто знает о смысле праздника Богоявления.
Владимир Разуваев: — Я ею умываюсь и пью. Удивительно, вообще! Людмила Баранова, жительница г. Биробиджана: — Во всём помогает, и в жилище помогает, и в здоровье помогает. Один из крещенских обычаев — омовение в Иордани.
Перед тем, как биробиджанцы смогли окунуться в прорубь, воду в ней тоже освятили. Несмотря на мороз, нашлось немало желающих испытать силу духа и тела. Сергей Петрушин, житель г. Биробиджана: — Ну как водичка? Я каждый год, да хожу. Год, можно сказать, не болею.
Крещение Господне, оно же Богоявление — один из древнейших христианских праздников. Уходит корнями еще во времена апостолов и посвящён крещению Иисуса Христа в реке Иордан. Владыка Ефрем, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский: -Когда он погрузился в воды Иордана, сошёл Святой Дух, словно голубь, то есть, это не означает, что непосредственно было схождение птицы на главу Христа Спасителя, а Дух Святой сходил тихим изящным образом и Господь с небес — Бог Отец свидетельствовал «Это сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение! В храмах проходят службы и совершается первое водосвятие. Второй раз воду освящают в день Крещения. Считается, что Крещенская вода обладает чудодейственными свойствами. Люди верят, что она способна уберечь от темных сил и болезней.
Владимир Разуваев: — Я ею умываюсь и пью. Удивительно, вообще! Людмила Баранова, жительница г. Биробиджана: — Во всём помогает, и в жилище помогает, и в здоровье помогает.
Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские посвященные Господу Иисусу Христу и Богородичные посвященные Божией Матери. Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю 6 января по старому стилю. Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника. Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника — последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства. События Крещения Господня После поста и странствий в пустыне пророк Иоанн Предтеча пришел на реку Иордан, в которой иудеи традиционно совершали религиозные омовения. Здесь он стал говорить народу о покаянии и крещении во оставление грехов и крестить людей в водах. Это не было Таинством Крещения, каким мы его знаем сейчас, но было его прообразом. Народ верил пророчествам Иоанна Предтечи, многие крестились в Иордане. И вот, однажды к берегам реки пришел сам Иисус Христос. В ту пору Ему было тридцать лет. Спаситель попросил Иоанна крестить Его. Пророк был удивлен до глубины души и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Христос уверил его, что «надлежит нам исполнить всякую правду».
Проповедь епископа Солнечногорского Алексия на праздник Крещения Господня
Более 1,2 миллиона человек в Российской Федерации участвовали в праздновании Богоявления или Крещения Господня. Этот день также называется еще днем Богоявления, так как Господь явился в мир, явился уже явно, не сокровенно, как это было при Рождестве, лишь для некоторых. 18 января 2023 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия. Смотрите онлайн видео «Православные отмечают праздник Богоявления / События на ТВЦ» на канале «Новости ТВЦ» в хорошем качестве, опубликованное 19 января 2024 г. 12.