Гротеск – это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. разберем в этом материале.
Что такое гротеск? Гротеск в литературе и других видах искусства
Что означает понятие гротеск? Гротеск (Grotesque, Grottoesque) – тип художественного образа, являющегося контрастным смешением реальности и выдумки. Гротеск примеры из литературы. Гротеск это в литературе кратко. Узнайте из статьи, что такое гротеск, его особенностях, где и когда впервые появился в мировой культуре, как менялся и развивался до наших дней. Художественные элементы в литературе, использующиеся для красочного описания эмоция и явлений, примеры гротеска, как используется в литературе.
Значение слова «гротеск»
Узнайте из статьи, что такое гротеск, его особенностях, где и когда впервые появился в мировой культуре, как менялся и развивался до наших дней. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. что это такое, как зародился жанр и какие произведения литературы могут служить его яркими примерами. Гротеск в литературе В отличие от параболы гротескное преувеличение является особенным: оно является фантастическим, преподносит читателю изображаемое, обладающее невероятными свойствами, которые уходят далеко за пределы жизненных истин. Что такое гротеск кратко. Гротеск художественный прием. Гротеск примеры из литературы. Пример гротеска в литературе примеры.
Что такое Гротеск
это фантастическое, нереальное преувеличение какого-либо ер, сон Татьяны Лариной, где совмещаются реальные люди и нереальные мифические существа. Гротеск примеры из литературы. Гротеск это в литературе кратко. Зачастую, гротеск путают с горгульями, но каменная резьба в стиле «гротеск» не предназначалась для отвода воды. Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы.
Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Литература | ГРОТЕСК простыми словами для чайниковГротеск в литературе и искусстве представляет собой одну из разновидностей комического, которая сочетает в себе. Гротеск – это высшая степень комического, проявляющегося в чрезмерном преувеличении или сочетании контрастов, смещении серьезного и трагического в область комического. Также понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы. Гротеск – это всегда некое отклонение от общепринятых норм, намеренная карикатура, нереальность образа или ситуации. Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях.
Что такое Гротеск
В литературе гротеск представлен множеством произведений, начиная от комедий древнегреческого драматурга Аристофана и до наших дней. Наибольшего расцвета этот жанр достиг в эпоху Ренессанса. До сих пор не утратили популярности Рабле и его бессмертные «Гаргантюа и Пантагрюэль», Эразм Роттердамский с «Похвалой глупости». Широкие массы в гротеске привлекал дух свободы, противопоставление многообразия мира аскетичным клерикальным догмам. В последующие периоды истории жанр гротеска пополнился новыми произведениями: остро сатирическими «Путешествиями Гулливера» Дж. Свифта, романтическими сказками Т.
Гофмана и философским «Фаустом» В. Девятнадцатый век обогатил литературу гротескным реализмом, воплощенным в произведениях Ч. Диккенса, М. Салтыкова-Щедрина и, конечно, Н.
Отношение к времени, к становлению — необходимая конститутивная определяющая черта гротескного образа" М. Рубрикаторы содержат ссылки на словарные статьи или отсылки к нужному термину, если подобный уже был растолкован. В словаре дано толкование самых широко применяемых определений, используемых в современном литературоведении, даны биографические сведения об известных философах, теоретиках литературы, критиках.
Словарь адресован широкому кругу читателей и будет полезен и школьникам, интересующимся литературой, и специалистам-филологам и преподавателям литературоведческих дисциплин. Резко смещая формы самой жизни, создает особый художественный мир, который нельзя понимать буквально или расшифровать однозначно, как в аллегории: гротеск устремлен к целостному и многогранному выражению основных, кардинальных проблем человеческой жизни. Издревле присущ художественному мышлению мифология, произведения Ф. Гоголя, Ф. Кафки, М. Булгакова, X. Босха, П.
Брейгеля, О. Домье, М. Шагала и др. Гротеск — это не прием, не грубо карикатурное, в причудливо-фантастических формах, передразнивание каких-то явлений. Это принцип изображения жизни, особый угол зрения при ее восприятии и трактовке.
В XVI веке узор несколько раз менялся. Первоначальный его вариант - гротеск по типу "канделябра" - нанизывался на вертикальный стержень и состоял из изображений птиц, грифонов, дельфинов, аллегорических фигурок, маскаронов, а также изображений предметов, бытовавших у римлян - каменных алтарей, табличек для надписей, дисков, служивших одним из видов наград.
Постепенно орнамент насыщался фантастическими существами и приобретал движение композиции Николетто да Модена, Агостино Венециано. Во второй половине XVI в. Гротеск стал легким и воздушным. Благодаря гравюре, тиражировавшей орнаментальные композиции, гротеск распространился в Европе. Происходящее от орнамента. Гротеск наименование особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескный мир, таящий в себе многозначную содержательность, фантастически публицистическое средство обличения социальной действительности творчествово Ж.
Калло, Ф. Гойи, О. Домье и др. В модернистском искусстве гротеск пронизан ощущением абсурдности бытия нагромождение чудовищных, агрессивно-враждебных человеку форм в сюрреализме и др.
Высоцкого , народа и народной правды в прозе П. Алешковского, В. Войновича, Ф. Искандера и М. Жванецкого , культурного опыта и интеллигентской традиции в прозе В. Аксенова, В.
Уфлянда, И. В русскоязычной литературе семидесятых годов четко сформировались все три тенденции внутри гротескного направления: 1 Романтический гротеск - где изображался контраст между личностью, желающей индивидуальной свободы, и фантастическими парадоксами общества поэзия Александра Галича, Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого ; 2 Реалистический или социально-психологический гротеск- где автор отстранённо, через укрупнение порой доходящее до фантастики отдельных, как правило, наиболее существенных норм советского образа жизни, показывал ее недостатки проза Андрея Синявского, Василия Аксенова, Анатолия Гладилина и др. О приметах гротеска в прозаических произведениях авторов, перечисленных выше, я в данной подборке упоминать не буду кто интересуется, можно почитать в интернете , а примеры гротеска из поэзии есть смысл рассмотреть более подробно. Советскую поэзию, построенную на приемах гротеска, легче всего найти в авторской песне. Если Булат Окуджава выбрал роль современного певца романсов, возвращающего лирику к романтическим ценностям частной жизни, то Александр Галич и Владимир Высоцкий приняли на себя роли шутов - Галич создал современный вариант "белого клоуна", Пьеро, исполненного горечи и сарказма, а Высоцкий возродил традицию "рыжего" - Арлекина, карнавального скомороха, обращающегося к толпе и любимого толпой, не ведающего почтения ни к каким земным и небесным авторитетам. В поэзии Александра Галича 1918 - 1977 четко просматриваются черты романтического двоемирия. С одной стороны, это мир псевдо жизни, лжи и пошлости, где по ночам вышагивают на параде гипсовые памятники вождю всех времен и народов: "Им бы, гипсовым, человечины - Они вновь обретут величие! Здесь "старики управляют миром". Здесь Бог говорит человеку: "Иди и убей! С другой стороны, есть мир художников-мучеников: Пастернака, Мандельштама, Ахматовой, Хармса, Зощенко, Михоэлса и других, кому Галич посвятил свой цикл "Литераторские мостки".
Этапы развития гротеска
Впоследствии гротеск стал любимым жанром у художников эстетики маньеризма, экспрессионизма и сюрреализма. Гротеск в литературе Под гротеском в литературоведении понимают один из способов сатирического изображения в жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического. Прием служит выявлению нелепости, противоестественности тех или иных сторон действительности и их осмеянию. Он отличается от других форм комического смешением смешного и пугающего, оттенком трагического глубинного смысла. Ярким примером служит использование гротеска М.
Так, работая над лоджиями Апостольского дворца, Рафаэль изобразил на стенах гротескных сказочных существ — единорогов с драконьими крыльями и рыбьими хвостами, людей с чешуей и плавниками, грифонов. Позже возник целый жанр, построенный на гротеске, — карикатура. Его первооткрывателем исследователи считают Леонардо да Винчи. Он делал наброски людей, намеренно уродуя их облик. Например, рисовал огромный нос, выдающуюся челюсть, искажал мимику. Такие изменения во внешности делали характер героя более ярким и вызывали у зрителей смех. Гротеск стал популярным приемом и в литературе.
Впоследствии гротеск стал любимым жанром у художников эстетики маньеризма, экспрессионизма и сюрреализма. Гротеск в литературе Под гротеском в литературоведении понимают один из способов сатирического изображения в жизни, отличающийся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического. Прием служит выявлению нелепости, противоестественности тех или иных сторон действительности и их осмеянию. Он отличается от других форм комического смешением смешного и пугающего, оттенком трагического глубинного смысла. Ярким примером служит использование гротеска М.
То же, что гротескный… … Толковый словарь Ушакова ГРОТЕСК — французское grotesque, буквально причудливый; комичный , 1 орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы растения, животные, человеческие формы, маски. В искусстве: изображение чего н. Гротескный стиль. Гротесковая роль.
Гротеск: что это такое и каким языком говорит
Дикса , Дж. Энсора , М. Шагала и многих других; у представителей дадаизма , экспрессионизма , сюрреализма и других авангардистских течений 20 в. В музыке образы и технические приёмы, которые иногда называют «гротесковыми», претворены в некоторых произведениях Г. Малера , И. Стравинского , С.
Прокофьева , Д. Шостаковича , А. Шнитке и др. Михайлов Александр Викторович. Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2007.
Опубликовано 18 сентября 2023 г.
Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. В русской литературе актуальна сатирическая функция гротеска: Н. Гоголь «Нос» , М. Салтыков-Щедрин сказки, «История одного города» , к гротеску неоднократно прибегает В.
Маяковский «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» и др.
Это может быть достигнуто через преувеличение размеров, форм или деталей объекта. Карикатура часто используется в комических и сатирических рисунках, анимации и кино. Другой техникой гротеска является искажение формы и пропорций. Примером может служить искаженное изображение человеческого тела или животных, которое вызывает неприятное или комическое впечатление. Эта техника также может быть использована для выражения сатирических и иронических идей. Гротеск также может использовать черты стиля комиксов, такие как экспрессивные и преувеличенные жесты, выражения лица и типичные комические ситуации.
Эти элементы помогают усилить комический эффект и придать работе гротескного характера. Все эти техники и стилистика помогают создать уникальное и неповторимое впечатление от гротеска, делая его популярным инструментом в искусстве и литературе. Чувство юмора и сатира Гротеск изначально был частью комедийного жанра, который основывался на чувстве юмора и использовал сатиру как свой главный инструмент. Через преувеличение, искажение и противопоставление, гротеск воплощал в себе смешное, нелепое и абсурдное. Он отображал иронию и непоследовательность обыденной жизни, позволял относиться к ней с улыбкой и наблюдать за ней со смешками на лице. Сатира, как один из ключевых элементов гротеска, была способом высмеивания недостатков и недостаточностей общества, политики и культуры. Через насмешку и разоблачение, гротеск оказывался мощным инструментом критики и вызывал социальное размышление.
Он помогал людям воспринимать истину в перевернутом и перекрученном виде, акцентируя внимание на проблемах и вызывая смех и, порой, даже шок у зрителей. Чувство юмора и сатира играют важную роль в гротеске, делая его не только забавным и развлекательным, но и позволяющим глубже понять и осознать многие стороны жизни и общества. Благодаря этим элементам, гротеск становится мощным и эффективным способом передачи сложных и важных идей, моральных ценностей и политических установок. Примеры гротескной и художественной архитектуры Один из знаменитых примеров гротескной архитектуры — это Саграда Фамилия в Барселоне, Испания. Этот незаконченный собор, разработанный архитектором Антонио Гауди, сочетает в себе разнообразные стили, включая готику, модерн и гротеск. С его невероятными формами, органическими линиями и эксцентричными украшениями, Саграда Фамилия уникально обращает на себя внимание и представляет собой полное воплощение гротескной архитектуры. Еще один пример — знаменитый Дворец Договорности во Флоренции, Италия.
Этот замок, построенный в XV веке, обладает кривыми формами, фантастическими деталями и украшениями, необычными статуями и скульптурами.
Гротеск стал символом буфонады и иронии, позволяя художникам выражать свои мысли и идеи с юмором и заигрыванием. В 20 веке гротеск был переосмыслен и использован в современном искусстве. Художники начали использовать его для передачи драматичности и экспрессии. Отчасти, это было связано с появлением новых материалов и технологий, которые позволили создавать более агрессивные и мрачные образы. Сегодня гротеск используется в различных сферах искусства, от графического дизайна до современного кино. История развития гротеска свидетельствует о его многогранности и способности адаптироваться к различным временам и требованиям художников. С самого начала и до сегодняшних дней гротеск остается важным и интересным элементом в искусстве, способным вызывать эмоции и передавать идеи с помощью своего особого стиля и выразительности. Характеристики и особенности жанра 1. Иронический подход.
Гротеск характеризуется ироничным отношением к изображаемым явлениям и ситуациям. Он ставит насмешку над реальностью и раскрывает необычные, экстравагантные стороны бытия. Фантастическое и неправдоподобное. Жанр гротеска играет с необычными и абсурдными ситуациями, создавая фантастические и неправдоподобные образы. Здесь обычное и реальное смешивается с абсурдным и фантастическим. Преувеличение и карикатура. Гротеск часто использует преувеличение и карикатуру для усиления комического эффекта. Он утрирует черты и особенности персонажей, явлений и ситуаций. Парадоксальность и противоречивость. Жанр гротеска основывается на противоречиях и парадоксах.
Он подвергает сомнению стандарты и нормы, выставляя их в необычном свете и показывая, что мир не всегда логичен и последователен. Сатира и социальная критика.
Что такое Гротеск
Гротеск обращает все наоборот, нарушает устоявшиеся нормы и ценности, подчеркивая их безумие и иррациональность. Это позволяет автору гротеской литературы усилить комический эффект и передать своеобразную жизненную истины. Гротеск в литературе может быть не только забавным, но и серьезным. Он может провоцировать читателя задуматься над социальными проблемами, политической коррупцией, неравенством и многим другим.
Гротеск открывает новые горизонты в литературе, позволяя автору играть со словами, образами и идеями, нарушая традиционные стили и жанры. Однако первые примеры гротеска в литературе можно найти в Ренессансе, когда в Европе была провозглашена новая эпоха научного исследования и великих открытий. В Древней Греции и Риме гротеск представлял собой декоративный стиль росписи в подземных камерах и украшениях зданий.
Этот стиль был своеобразным смешением различных элементов, включая человеческие и животные фигуры, растения и геометрические узоры. В Ренессансе, гротеск начал использоваться в буквальном смысле слова, как стиль в искусстве периода Возрождения. Картины, фрески и гравюры отличались необычной фантазией и богатством деталей.
Фигуры гротеска часто были представлены в комических позах и с необработанными формами. В литературе, гротеск впервые получил широкое признание благодаря произведениям Франсуа Рабле и Мигеля де Сервантеса.
Гротеск может быть использован в различных контекстах: в исторических маскарадах, сказках, комических фильмах и мемах в интернете. Он помогает нам переосмыслить знакомые вещи, порой расширяя наше воображение и позволяя нам улыбнуться в процессе. История и происхождение гротеска В Средние века гротеск был часто использован в иллюминациях и росписях религиозных текстов.
Отдельные элементы гротеска стали применяться в европейской книжной графике. В Ренессансе стиль гротеска достиг своего расцвета. Художники-рисовальщики начали создавать сложные композиции с элементами гротескной фантазии, которые изображались на книжных и эстамповых листах. Гротеск стал непременным атрибутом сказочных героев и всяческих фантастических существ. В XIX веке гротеск приобрел новую форму в течение периода модерна.
Искусство этого времени стало подразумевать смешение реальности и фантазии. Отдельные элементы гротеска будут использоваться в новых стилеобразующих направлениях, таких как сюрреализм и экспрессионизм. Гротеск в Ренессансе Гротеск в модерне Характерные черты и стилистика гротеска В стилистике гротеска часто присутствуют символические изображения и аллегории, которые могут носить сатирический или критический характер. Гротеск может использоваться для переноса социальных или политических посланий, а также для выражения негативных эмоций и искусственного порядка в более свободной и декоративной форме. Такие художественные произведения зачастую содержат шаржи и пародии, которые позволяют обозначить некоторые стереотипы или идеи вне их обычного контекста.
Становление гротеска как художественного жанра происходило в различных сферах искусства, таких как литература, живопись, скульптура и архитектура. Известные примеры гротеска можно найти как в средневековых соборах, так и в современных комиксах и рекламных плакатах. Эта уникальная стилистика и характерные черты гротеска делают его одним из самых узнаваемых и популярных жанров в искусстве. Гротеск в литературе и кино Гротеск, с его смешными и порой удивительными элементами, нашел свое место не только в изобразительном искусстве, но и в литературе и кино.
Главное отличие гротеска от других жанров литературы заключается в его необычности и экстравагантности. Гротеск обращает все наоборот, нарушает устоявшиеся нормы и ценности, подчеркивая их безумие и иррациональность. Это позволяет автору гротеской литературы усилить комический эффект и передать своеобразную жизненную истины.
Гротеск в литературе может быть не только забавным, но и серьезным. Он может провоцировать читателя задуматься над социальными проблемами, политической коррупцией, неравенством и многим другим. Гротеск открывает новые горизонты в литературе, позволяя автору играть со словами, образами и идеями, нарушая традиционные стили и жанры. Однако первые примеры гротеска в литературе можно найти в Ренессансе, когда в Европе была провозглашена новая эпоха научного исследования и великих открытий. В Древней Греции и Риме гротеск представлял собой декоративный стиль росписи в подземных камерах и украшениях зданий. Этот стиль был своеобразным смешением различных элементов, включая человеческие и животные фигуры, растения и геометрические узоры. В Ренессансе, гротеск начал использоваться в буквальном смысле слова, как стиль в искусстве периода Возрождения.
Картины, фрески и гравюры отличались необычной фантазией и богатством деталей. Фигуры гротеска часто были представлены в комических позах и с необработанными формами.
Примеры в литературе Для того чтобы понять, что такое гротеск, нужно рассмотреть его примеры, представленные в литературе. Примеры гротеска в произведениях мировых литераторов: Франсуа Рабле, «Гаргантюа и Пантагрюэль».
В произведении главные герои имеют громадные размеры, они живут с обычными людьми. Гротескно выглядит сцена, в которой один из приближенных попадает в рот своему господину. Там он обнаруживает деревни и города. Эразм Роттердамский, «Похвала глупости».
Произведение было написано в шуточной форме во время путешествия автора. Гротеск, примеры которого описаны выше, выражается с самого начала, когда Глупость представляется аудитории, сообщая тему своей речи. Николай Гоголь, «Нос». Здесь исчезновение Носа переплетается с будничной реальностью Петербурга.
Абсурдность состоит в том, что нос, исчезнув с лица, стал чиновником 5-го класса. Все ведут себя с ним, как с обычным человеком. Даже героя происшествия, который лишился носа, заботит не то, чем он будет дышать, а то, как он будет выглядеть в обществе при дамах. Нос в должности чиновника вовсе не вызывает ни у кого лишних вопросов.
Нелепость самой идеи является гротеском. Эрнст Гофман, «Крошка Цахес». Описывает жизнь уродливого карлика, которого добрая фея заколдовала и сделала для всех другим.
Гротеск — смысл слова, его краткое и понятное определение
Где же половина другая? Прозаседавшиеся а Викисловарь Корень: -гротеск-. Значение - художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов; произведение литературы или искусства, использующее этот приём; в гротеске сталкиваются несовместимые элементы, а образы воспринимаются как фантастика, абсурд; орнамент в виде причудливо, фантастически переплетающихся растений, животных, фигурок людей, масок и т. Этимология Происходит от??? Отметим, этимологию Викисловарь не объясняет, хотя её можно найти в любой справочной литературе, ЧТО-ТО заставляет разработчиков статьи обойти вопрос о происхождении понятия. Первичное значение французского grotesque — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот то есть небольшая пещера или впадина , восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье.
Например, стены Золотого дома Нерона в Риме расписаны гротескными сюжетами с участием фантастических существ — призрачных чудовищ, полулюдей-полуживотных, грифонов и драконов. Термин «гротеск» появился именно благодаря этим фрескам. Памятник случайно обнаружили в XV веке, и исследователи обратили внимание на росписи. С тех пор художники стали использовать в своих работах сюжеты с выдуманными созданиями, подражая древнему живописцу.
Так, работая над лоджиями Апостольского дворца, Рафаэль изобразил на стенах гротескных сказочных существ — единорогов с драконьими крыльями и рыбьими хвостами, людей с чешуей и плавниками, грифонов. Позже возник целый жанр, построенный на гротеске, — карикатура. Его первооткрывателем исследователи считают Леонардо да Винчи.
Его первооткрывателем исследователи считают Леонардо да Винчи. Он делал наброски людей, намеренно уродуя их облик. Например, рисовал огромный нос, выдающуюся челюсть, искажал мимику. Такие изменения во внешности делали характер героя более ярким и вызывали у зрителей смех.
Гротеск стал популярным приемом и в литературе. В этом виде искусства он превратился в инструмент сатиры : с его помощью авторы указывали на человеческие пороки. Часто гротеск в своих произведениях использовал Франц Кафка.
Wikimedia Foundation. Термин Г. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» grotte подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия гротеск — а, м.
Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей. Картина, живописная вещь из многих красок и худых фигур. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления … Словарь литературных терминов Читать еще: Рисуем чебурашку с детьми. Конспект нод по художественно-эстетическому развитию "рисование чебурашки" Гротеск — франц. Практический справочник. Произведение искусства, исполненное в причудливо фантастическом, уродливо комическом стиле иск. Название стенной живописи в римских гротах.
То же, что гротескный… … Толковый словарь Ушакова ГРОТЕСК — французское grotesque, буквально причудливый; комичный , 1 орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы растения, животные, человеческие формы, маски. В искусстве: изображение чего н. Гротескный стиль. Гротесковая роль. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова Что такое гротеск в литературе и примеры его использования Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. Художественная литература успешно пользуется приёмами и средствами, зародившимися в недрах других видов искусства: музыки, живописи, архитектуры. Одним из таких приёмов можно считать гротеск, широко используемый как литераторами прошлого, так и писателями-современниками.
Что такое гротеск и история этого термина Гротеск — это средство художественной выразительности, объединяющее в причудливых, поражающих воображение образах простое и сложное, высокое и низкое, комическое и трагическое. Основа гротеска — контраст. Конфликт что это? В этих персонажах нет ничего традиционно кукольного.