Рассказываем, какие страны хотят вступить в БРИКС, в чем состоят задачи 15-го саммита и приводим некоторые экономические позиции стран-членов организации. саммит которого (а вернее - БРИКС плюс) прошёл многих. Другие страны БРИКС заняли в целом нейтральную позицию по отношению к конфликту, рассматривая его скорее как региональную проблему, чем как глобальный кризис. Открыто заявляются цели по экономическому сближению со странами вне БРИКС с использованием площадок БРИКС.
БРИКС нежизнеспособен: кто и зачем придумал БРИКС?
Стратегическая цель эволюции БРИКС заключалась не в укрупнении самой группы за счет включения в нее других государств-членов, а в увеличении охвата благодаря повышению ее открытости и доступности для развивающегося мира. БРИКС занимается решением проблем глобальной безопасности, таких как терроризм, кибератаки и другие угрозы. БРИКС представляет собой значительную часть мирового населения, территории и экономического производства. Лидеры стран БРИКС занимаются различными вопросами, в том числе и взаимодействием, и одним из приоритетных вопросов является создание молодежных инициативных групп, которые впоследствии смогут оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю арену действий. Лидеры стран БРИКС дали поручение своим министрам финансов изучить реализуемость и жизнеспособность этой инициативы.
Цели неясны, средства туманны: итоги саммита БРИКС оставили странное впечатление
Политика Выше уже писал, что экономики без политики не бывает. По своей сути БРИКС — союз стран, которые решили совместно отстаивать свои интересы на международной арене. Страны запада явно видят в БРИКС угрозу для своего доминирующего положения, далее приведу слова Джо Салливана : «Слухи о гибели доллара как мировой резервной валюты, возможно, были преувеличены в преддверии августовского саммита [БРИКС]. Однако на этот раз слухи о его гибели могут оказаться не преувеличенными», — указал он. Как указал автор, достаточно организовать торговлю между государствами в национальных валютах. В таком случае роль доллара может стать сравнима с ролью британского фунта в XIX веке. От себя отмечу, что, конечно, до значительного снижения роли доллара вероятнее всего еще много лет может даже десятков лет , но это вовсе не означает, что США будут игнорировать эту проблему.
В 2017 году «ноу-хау» китайского председательства стало развитие формата «аутрич» с привлечением внерегиональных игроков — крупнейших стран Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых до этого момента не входили в сферу влияния председательствующей страны. Чего стоит только беспрецедентное количество а именно двадцать восемь стран, приглашенных к участию в Форуме политических партий, мозговых центров и гражданских организаций стран БРИКС, который состоялся в июне 2017 года в китайском г. Часть этих стран благодаря своему региональному влиянию, экономическому потенциалу, размеру территории и численности населения по праву претендует на то, чтобы надолго войти в ареал деятельности БРИКС [16].
Идут дальнейшие дискуссии о необходимости продолжения расширения. Как предполагается, они присоединятся с 1 января 2024 года [24]. Хотя название группы было изменено, когда к ней присоединилась Южная Африка, на этот раз название изменено не будет. Но 16 января 2024 года стало известно, что Саудовская Аравия ещё официально не присоединилась к организации [28]. Третье расширение[ править править код ] 7 ноября 2022 года Алжир подал официальную заявку на вступление в БРИКС [29]. В первый день председательства России в БРИКС Владимир Путин заявил о растущем авторитете коалиции и сообщил, что около 30 стран готовы присоединиться к участию в том или ином формате [34]. Эксперты предсказывают, что Китай и Индия будут доминирующими глобальными поставщиками товаров промышленного назначения и услуг, в то время как Бразилия и Россия станут также доминирующими поставщиками сырья.
Все решения принимаются на основе консенсуса. В 2020 г.
Ключевыми в экономической повестке объединения в 2021 г. Ежегодно проходят два саммита лидеров стран объединения — основной и заседание «на полях» встречи «Группы двадцати» G20 ; около 100 официальных мероприятий, из них примерно 20 министерского уровня. Развивается взаимодействие по линии администраций городов, бизнеса, академических и научных кругов, гражданского общества. В целях координации текущей работы БРИКС функционирует институт национальных шерп должностных лиц государств — участников G7, G20 и БРИКС, обеспечивающих формирование повестки этих международных форумов, подготовку саммитов и участие в них руководителей своих стран. К 2020 г. В 2015 г.
Несмотря на внушительные доходы от продажи черного золота, по уровню жизни страна отстает от многих развитых государств.
Несмотря на то, что страна когда-то переживала нестабильные времена, она все-таки добавляет организации довольно серьезный вес. У американцев свое видение ситуации", — отметил он. Ее экономика процветает благодаря большому запасу полезных ископаемых и экспорту сельскохозяйственной продукции. Экономист Колташов отметил, что у Аргентины сложная экономическая история. В ХХ веке страна не раз вырывалась в группу лидеров среди молодых экономик. А сейчас находится на пути поиска собственной устойчивой стратегии развития. В стране неоднократно менялась политическая линия.
В начале нулевых там произошла катастрофа для американцев. Там буквально вышвырнули руководство, полностью закабалившее страну, которое контролировали США. Дальше были новые периоды, власть менялась. И это как раз проблема всех латиноамериканских государств. Вы договариваетесь с правительством, а потом — проходят выборы, на которые американцы протаскивают своего кандидата или происходит переворот. И вы получаете страну совершенно другого политического профиля. В этом заключается риск", — рассказал эксперт.
Что такое БРИКС и зачем ему своя криптовалюта?
Главными торговыми партнерами пятерки основателей по-прежнему являются ЕС и США, что не позволяет выносить на обсуждение по-настоящему острые вопросы. Для этого БРИКС начинает, с одной стороны, усиливать свою представленность в системе мировых институтов управления и на коммуникационных площадках, с другой — расширяет свою репрезентативность, открывая двери для других членов. Сначала входит Аргентина, потом в целях усиления евразийской повестки и сдерживания Китая России удается привести в организацию Турцию что считается огромным геополитическим успехом. В альянсе формируется многоуровневая система членства, и на очередном ежегодном Саммите развивающихся держав в Анкаре в 2030 году ожидается предоставление членства Индонезии и Саудовской Аравии. Страны — основатели Альянса в ходе долгого и тяжелого переговорного процесса смогли определить ту долю суверенитета, от которой они отказались в пользу созданной организации. Секретариат находится в Мумбаи, штаб-квартира — во Владивостоке, Парламентская ассамблея — в Стамбуле. Ключевым вызовом в данном сценарии становится необходимость преодолеть внутренние противоречия: конкуренцию в ряде регионов, исторические споры о границе в первую очередь, между Индией и Китаем и неготовность делиться даже частью суверенитета в пользу интеграционного объединения. Хотя наличие одинаковых проблем у нескольких стран не означает, что они воспринимают эти проблемы как общие, позитивным примером здесь может послужить НАТО, где государства, имеющие исторические противоречия вековой протяженности, вполне успешно сосуществуют в рамках одной наднациональной военной структуры и сообща ищут ответы на политические и экономические вызовы. Сценарий 3 СОЮЗ Ухудшение экономической ситуации на развивающихся рынках вкупе со стартом третьей промышленной революции в развитых странах не позволяли БРИКС демонстрировать прежний экономический рост. В этих условиях лидеры пятерки выбрали стратегию национального экономического развития через развитие интеграции. Политическая повестка БРИКС стала лишь приложением к экономическому развитию, и страны-участницы придерживаются парадигмы, что сильная и устойчивая экономика сможет преодолеть вызовы любого порядка.
Экономическая же повестка БРИКС за последние 15 лет претерпела существенные изменения: на сегодняшний день пятерка, создав многочисленные институты поддержки и взаимодействия бизнеса, превратилась в мощный экономический союз. Однако этот союз выходит за рамки еще одной «зоны беспошлинной торговли в мире», в его основе лежат концепция устойчивого развития и новый подход к инновациям, включая развитие технологий. Создаваемые технологии находят широкий спрос на развивающихся рынках, включая беднейшие страны, и стимулируют устойчивое социально-экономическое развитие в мире. Эти технологии также начинают проникать на верх пирамиды, на развитые рынки, что приводит к возникновению глобальной технологической экосистемы, альтернативной сложившейся к настоящему времени и основанной на концентрации НИОКР в странах Запада и Японии. В этих условиях экономический союз БРИКС сводит свою внешнеполитическую повестку к сотрудничеству с другими торговыми блоками и отдельными странами создание ЗСТ, активизация работы в регионах мира, диверсификация портфеля проектов , однако основной задачей союза является углубление экономической интеграции. Страны БРИКС осуществляют единую внешнеторговую политику с тысячами общих торговых домов по всему миру. Более того, в условиях сохраняющейся экономической нестабильности на внешних рынках и распада еврозоны в экономическом союзе БРИКС создается единое министерство планирования и прогнозов, которое стремится сочетать компетенции и производственные мощности стран БРИКС в комплексных долгосрочных стратегиях. Ключевые вызовы, стоящие перед экономической интеграцией БРИКС: низкий уровень взаимной торговли, слабость экономических связей и взаимная конкуренция на третьих рынках. С переходом на этот уровень важнейшим показателем развития БРИКС стала его глобальная конкурентоспособность. Представленные на ключевых континентах, которые являлись источником не только глобального роста, но и основных мировых проблем, члены БРИКС, превращаясь в главного агента работы с цивилизационными вызовами, вынуждены ставить перед собой задачи, выходящие за рамки их политических и экономических интересов.
Постоянно растет плотность контактов между странами — экономических, цифровых, культурных, образовательных, общества стран БРИКС учатся проектировать совместное будущее для всего мира. Компании из Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР реализуют проекты развития глобального масштаба, и политическая подсистема альянса поддерживает его экономическую мощь. Показательным примером является масштабный инфраструктурный проект «Африканский перекресток», который связал транспортными артериями крупнейшие города Центральной, Восточной, Южной и Западной Африки. Для реализации этого проекта свои компетенции объединили более 300 компаний из стран пятерки, а Силы быстрого реагирования БРИКС по мандату ООН обеспечили безопасную постройку этой континентальной транспортной артерии. Таких примеров становится все больше и больше — Латинская Америка стала глобальным центром биотехнологий, северо-восток Китая производит больше высокотехнологичной продукции, чем остальные страны АТР, Россия становится глобальным хабом фундаментальной науки. Приоритет на более глубокую интеграцию не привел к ее расширению, и вместо включения каждая страна-участница становится политическим, технологическим и экономическим лидером в окружающем ее регионе, беря на себя ответственность за развитие составляющих его стран.
В прошлые годы разговоры о расширении ничем не заканчивались во многом из-за определенной аморфности организации. Кроме того, эксперты указывали на серьезные противоречия между ее членами, например, Индией и Китаем. Тем не менее, как считает политолог Юрий Светов, переговоры последних лет даром не прошли, а события последнего года подтолкнули страны активней рассматривать перспективу вступления в БРИКС. Правда, для этого им придется хорошо взвесить все плюсы и минусы. Как видим, БРИКС в этом плане — более серьезная организация, чем Европейский Союз, который легко нарушает собственные принципы принятия новых членов по политическим соображениям. Но почему таких же требований нет к Украине и Молдавии, и даже Грузии? Нюансы существуют при вступлении в любую международную организацию. Чтобы стать членом БРИКС, который теперь позиционирует себя, как один из центров влияния на мировые дела, нужно взвесить все плюсы и минусы, в том числе понять, от чего, возможно, придется отказаться. Но у них есть соглашение о зоне свободной торговли с США. Что будет с этим соглашением? Неизвестно, поэтому Мексика пока воздерживается. То же самое с Аргентиной, которая, с одной стороны, говорит о своем желании вступить в БРИКС, с другой — готова заместить Европе российские энергоносители, а с третьей — не хочет конфликтовать с США. Пока БРИКС не является безусловным императивом, когда вступившие туда государства сразу получают массу преимуществ, которые перекрывают то, что они потеряли от охлаждения отношений с другими. Например, Иран уже находится под санкциями США. Сейчас идут шестисторонние переговоры о заключении всеобъемлющего договора о сотрудничестве, но американцы его блокируют.
Современные международные отношения формируют иные правила и институты. В прошлое постепенно уходит практика подписания государствами обязательных для исполнения «договоров» и «конвенций»; они всё чаще заменяются помпезными, но не обязательными для подписавших их государств «декларациями» и «меморандумами о взаимопонимании». Нынешний этап развития международной системы — переходный. Сегодня у правительств и парламентов суверенных государств заметно меньше, чем четверть столетия назад, возможностей регулировать весь комплекс отношений между странами, их народами, бизнес-структурами, организациями гражданского общества. Мы убеждены в том, что в будущем именно формат «форумов», а не привычных межправительственных организаций будет иметь наилучшие возможности справляться с быстрыми изменениями международной среды, расширением круга её акторов, утверждением новых и отмиранием старых форм трансграничного взаимодействия. Лидеры государств на таких форумах сверяют часы, договариваются о координации действий на международной арене, а затем на национальном уровне реализуют эти договорённости. БРИКС, пожалуй, самое масштабное и яркое подтверждение этой тенденции. Все государства — участники этого форума были отнесены российским президентом к категории «развивающихся», а их высшими приоритетами в мировых делах названы соблюдение норм международного права, отстаивание центральной роли ООН в мировых делах и создание справедливого мирового порядка.
Основной задачей БРИКС стало «последовательное, активное, прагматичное, открытое и транспарентное сотрудничество стран». В последующие годы группа также удалось реализовать несколько крупных совместных проектов, направленных на углубление взаимосвязей и поддержание экономики государств. Создание Пула условных валютных резервов Представляет собой механизм страховки от экономического кризиса. Согласно принятым государствами решениям, в пуле содержится 100 млрд долларов США в качестве резервных средств.
Новая, весьма полезная инициатива БРИКС
Лидеры стран БРИКС пригласили Аргентину, Египет, Иран, Эфиопию, ОАЭ и Саудовскую Аравию стать полноправными членами альянса. Страны БРИКС выступают за мирные переговоры между Россией и Украиной, установление стабильной и безопасной обстановки в Афганистане, мирное урегулирование проблемы Корейского полуострова. БРИКС состоит из рабочих групп, где каждая занимается своим направлением, например развитие торговли, безопасность, медицина — такое точечное взаимодействие увеличивает эффективность коммуникаций.
Что такое БРИКС: расшифровка, цели, принципы | Екатерина Малашенко
Поэтому каждый член БРИКС выражает в объединении не только свои национальные интересы, но и коллективные интересы своего региона. Колташов отметил, что включение Египта в БРИКС – хорошая новость, поскольку у экономики этой страны большой потенциал. В отличие от международных организаций и блоков БРИКС имеет более гибкую структуру, за счёт чего может оперативнее и эффективнее реагировать на возникающие вызовы глобального масштаба.
Что такое БРИКС и чем занимается эта организация?
Сергей Вадимович, как Вы оцениваете принятое решение? Вместе с тем, главой МИД ЮАР Наледи Пандор были названы критерии отбора новых членов, которые, по моему мнению, звучат достаточно расплывчато: приверженность прогрессивным идеям, признание ООН «ведущим мировым институтом», веру в мир и соблюдение международного права. В этой связи достаточно странно видеть среди новых членов Эфиопию, разрываемую от гражданской войны, Саудовскую Аравию, не отличающуюся прогрессивными идеями в плане внедрения прав человека и ведущую войну в Йемене. Появление именно такого списка стран среди приглашенных к полноправному членству — ситуационные решения, которые таят в себе как и преимущества, так и недостатки. В первую очередь, ключевой критерий отбора — отсутствие явных противоречий со странами-участницами БРИКС, а также партнерство в сфере экономики. Так, Эфиопия является ключевым экономическим партнером Китая в Африке, равно как и Египет имеет тесные экономические связи сразу с несколькими странами-участницами БРИКС. Иран в данном случае наиболее ценен для России, как государство, обладающее опытом по развитию в условиях многолетних санкций и транзитом по коридору Север-Юг. Приглашение Аргентины отвечает уже, в первую очередь, китайским и бразильским внешнеполитическим интересам: левый президент Бразилии Лула да Силва прилагает все старания, чтобы в ходе предстоящих президентских выборов в соседней стране власть не получили сторонники правых сил, которые, в том числе, имеют и антироссийские настроения.
Главным риском расширения видится отсутствие общих целей всех приглашенных государств. В течение предстоящего года БРИКС необходима, по моему мнению, выработка единого политического измерения, которое предотвратит скатывание организации в «объединение ради объединения». Кроме того, важно введение институциальной основы организации, так как с повышением количества участников неизменно повысится и количество региональных противоречий между членами. Исходя из необходимости принятия решений консенсусом, расширение БРИКС может затормозить его развитие. Вместе с тем хочется надеется, что предстоящее председательство России и новый цикл организации в расширенном формате даст объединению возможность повысить эффективность сотрудничества и кооперации по различным направлениям в противовес западным институтам и организациям.
Еще несколько государств официально заявили о своей заинтересованности в присоединении к этому формату. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, тема расширения БРИКС стоит "высоко в повестке дня", при этом между членами объединения "существуют нюансы по поводу его расширения". Идут консультации об определении параметров членства. Он призван финансировать проекты в области инфраструктуры и устойчивого развития в государствах БРИКС и развивающихся странах. Кроме НБР, объединение к настоящему времени учредило еще несколько структур в деловой и финансовой сфере, среди них Альянс бирж 2011 , Деловой совет, Совет экспертных центров 2013.
С 2015 года на саммитах принимается ключевой документ в области экономического взаимодействия - Стратегия экономического партнерства, рассчитанная на пять лет. Последняя была одобрена в ноябре 2020 года. В том же году по инициативе России был создан Женский деловой альянс и начал работу Молодежный бизнес-инкубатор стран БРИКС, в рамках которого молодые предприниматели делятся опытом и устанавливают прямые деловые контакты. Они охватывают такие направления, как промышленность, сфера услуг, программное обеспечение, услуги в технологической сфере, логистика, торговля и экономика. В настоящее время ведется работа по переходу стран БРИКС на взаиморасчеты в национальных валютах и созданию Фонда облигаций в национальных валютах. Президент РФ Владимир Путин, выступая 22 июня 2022 года на форуме деловых кругов БРИКС, сообщил, что прорабатывается вопрос создания международной резервной валюты на основе корзины валют стран объединения. По мнению экспертов, это может защитить страны БРИКС от санкционных рисков, связанных с расчетами в долларах и евро. В области образования и науки С 2013 года функционирует Научный совет.
В организации собрались далеко не близкие по культуре страны, которые, однако, желают совместно идти навстречу будущему. Это открывает возможности для вступления в объединение и других важных стран, например, Мексики и Индонезии», — подчеркивает эксперт. Это и привлекает новых членов. Для них блок становится своеобразной возможностью усиления позиций на международной арене. Кроме того, сотрудничество в рамках организации позволяет усилить и собственную независимость от политических и экономических институтов западных стран», — акцентирует собеседник. Теперь Москва получает возможность высказываться по линии организации от имени большей части мира. Это же приближает трансформацию объединения в значимую альтернативу «Большой семерки», — уточняет политолог. Тем не менее БРИКС уже превзошла западный форум по площади территории и численности населения стран-участниц.
Так он обозначил четверку стран Brazil, Russia, India, China , которые считались самыми быстрыми по темпам экономического развития. По его оценкам, к 2050 году эти страны могут стать доминирующими экономическими системами в мире. Созвучность названия группы со словом brick «кирпич» , не случайно. Оно подчеркивает, что благодаря развитию этих стран во многом будет строиться дальнейший рост всей мировой экономики. Первые встречи в формате БРИК состоялись в 2006 году. В июле 2008 года краткая встреча глав государств и правительств содружества прошла в японском городе Тояко в рамках саммита «Большой восьмерки», где лидеры Бразилии, Китая Индии и России договорились о необходимости проведения саммита и утвердили место следующей встречи. Тогда целью объединения обозначили «развитие последовательного, активного, прагматичного и открытого диалога и сотрудничества между странами». Внутри БРИКС работают еще десятки групп и объединений по различным направлениям, которые закрывают поставленные на саммите задачи. Первый создан для поддержания финансовой стабильности в странах «пятерки». Он служит своеобразной «заначкой» из которой можно задействовать средства в случае серьезных финансовых проблем в странах-участницах объединения. Примерно столько же составляет бюджет Нового банка развития, цель которого — расширение финансового сотрудничества между странами и финансирование инфраструктурных проектов стран-участниц.