Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Первая религиозная реформа, принятая Владимиром Святым, - создание пантеона языческих богов.
СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА
Говоря о первых годах княжения Владимира, летописец выставляет на вид его ревность к языческой религии, его женолюбие и воинственность. На холме близ теремного дворца он поставил новый истукан Перуна с серебряною головою и идолы других божеств. То же делал в Новгороде дядя его, Добрыня. Кроме нескольких жен, Владимир, по словам летописца, имел до 800 наложниц.
Строительство Святого Кирилло-Белозерского монастыря на берегу озера Сегозеро. Провозглашение святого Кирила Туровского чудотворцем Русской православной церкви. Активное распространение христианства в Византийской империи под руководством патриарха Николая. Великая роль религии в жизни людей в 980 году подтверждается созданием новых монастырей и признанием святых чудотворцами. Распространение христианства на Византийской империи позволило существенно укрепить позиции Церкви.
Оцените статью.
Пожаловаться Языческая реформа князя Владимира Языческая реформа в 980 году не встретила всенародной поддержки, а в отдельных случаях вызвала открытый протест.
Причина, по мнению историков, состоит в том, что, преследуя интересы высшего сословия, князь разрушил общий строй мифологических представлений народа, самовольно возвысив одних богов и ниспровергнув других. Таким образом, установленный им культ был узкогрупповым и не соответствовал духовным запросам всего народа. Был учрежден пантеон высших славянских богов во главе с Перуном, богом грозы и войны ; кроме Перуна в пантеон Владимира вошли Хорс - бог солнца - святила, небесный Конь, Дажьбог - бог белого света и податель небесных благ, тепла; Стрибог - бог ветра и воздушных стихий, распространитель доли; Семаргл - бог - сеятель семян - небесный посланец, связующий небо и землю, и единственный женский персонаж Мокошь мать - сыра земля - богиня плодородия и плодовитости, мать судьбы пряха и урожая, покровительница домашнего очага.
До XV в. Бывали случаи, когда из Константинополя на Русь присылали своего заранее подготовленного греческого митрополита. Так после крещения Руси сложилась церковная зависимость Руси от Византии. Митрополит греч. Крещение имело для Руси важные международные, внутриполитические, экономические, нравственные и культурные последствия. Крещение Руси и брак князя Владимира с царевной Анной сделали Русь равноправным участником международных отношений в христианской Европе, что подтверждают дальнейшие родственные связи русских князей. Эти и другие браки с европейскими правителями говорят о высоком положении Руси среди других народов Европы.
Укрепление Руси на международной арене вело к активному расширению торговых связей и экономическому подъёму. Ефошкин Принятие христианства способствовало внутреннему укреплению государственности. Церковь учила людей быть покорными власти. Государство, в свою очередь, обеспечивало процветание и защиту церкви. В Средние века большинство населения занималось крестьянским трудом, поэтому в виде десятины отдавали часть выращенного урожая и скота. Ремесленники отдавали произведённый ими продукт или деньги. Немаловажным было влияние христианской религии на нравы и обычаи славян.
В основе христианского учения лежали нравственные идеалы: милосердие, взаимопомощь, любовь к ближнему. Загробная участь человека напрямую зависела от проявленных в жизни добродетелей. Языческие обычаи постепенно искоренялись, были запрещены кровавые обряды и многожёнство, народные традиции наполнялись новым христианским смыслом. Крещение Руси стало стимулом для развития культуры и образования. Ключевые культурные традиции были заимствованы из Византии. Для укрепления веры и новых культурных традиций были необходимы грамотные и образованные люди. По свидетельству летописей, после крещения Владимир приказал выбрать детей из знатных семей для «научения книжного».
Вместе с письменностью на Русь пришла достаточно сложная по содержанию литература, которая затрагивала религиозные, философские вопросы, излагающая всемирную историю и нравственные законы. При храмах и монастырях, ставших центрами грамотности, появлялись библиотеки, в которых находились не только переводные книги, но и творения местных авторов. Летописцы начали записывать происходящие события. Вместе с новой культурой на Руси появилось церковное искусство: зодчество, иконопись, пение. Заимствованное первоначально из других христианских стран, искусство быстро ушло от простого копирования, попало под влияние славянских традиций и начало развиваться своим особым путём. Памятник Владимиру Святому в Киеве. Клодт Правление князя Владимира надолго осталось в народной памяти.
Героями этих былин выступают богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, которые служат князю Владимиру Красное Солнышко, защищают Русь от врагов, сражаются с разными воплощениями зла. На основе всех этих легенд можно сделать вывод о том, что для современников эпоха князя Владимира была наполнена великими свершениями. Наиболее значимым событием этой эпохи было принятие Русью христианства. Задания 1. Сравните правления Святослава Игоревича и Владимира Святославича. Для этого используйте таблицу. Линии сравнения сформулируйте самостоятельно.
Линии сравнения.
Усобица Ярополка и Владимира в 980 г.
- События истории 980 года: что происходило важного?
- Правление Владимира Святого (980-1015 гг.)
- Объединение Руси
- Что произошло в 980 году на Руси?
- Правление князя Владимира. Крещение Руси
- 980 год — Википедия с видео // WIKI 2
980 год в истории России: события и значимые моменты
В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. В 980 году на Руси произошло разрушение Древлянского княжества, что имело серьезные последствия для этого региона. Согласно одним летописям это произошло 980 года, согласно другим 978 года.
Что произошло в 1019 1054 году?
В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир Красно Солнышко. Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Татищев, во время этого похода Владимир основал город Владимир-Волынский, что подтверждается археологическими материалами.
По версии летописца, воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, убедил своего патрона бежать в маленький городок Родень под защиту союзных печенегов, запугав его возможным мятежом киевлян. Именно здесь в Родне, на границе с печенежской степью, Владимир заманил Ярополка на переговоры, где по его приказу два наемника-варяга подняли его «мечьми под пазуси, и тако убиенъ бысть Ярополкъ». Расправившись с киевским князем, Владимир взял его беременную жену в наложницы, и торжественно въехал в Киев. По летописному свидетельству Владимир вокняжился в Киеве в 980 г. В исторической науке предпочтение отдается именно этой дате, но в учебной литературе, как правило, указывается первая дата. Точная дата его рождения неизвестна, но, вероятнее всего, к моменту его вступления на престол юному князю было около двадцати лет, поэтому многие историки полагают, что родился он примерно в 960 г. Вокняжившись в Киеве, Владимир быстро восстановил политическое единство Древней Руси и приступил к расширению границ своего государства. В 981—983 гг.
Владимир I впервые в истории восточных славян провёл реформу языческих верований. Согласно этой реформе, прошедшей в 980 году, были выделены следующие общие для страны божества: Перун — главный среди богов и покровитель князя; Хорс — бог солнца;.
Но с введением христианства верования в воду ослабли, а обычай знакомиться с девушкой, когда она шла с ведрами по воду, остался. У воды совершались и предварительные сговоры девушки с парнем. Наиболее, может быть, важный пример сохранения и даже приумножения нравственного начала язычества — это культ земли. К земле крестьяне да не только крестьяне, как показал В. У земли просили прощения за все свои проступки против нравственности. Примеров можно привести много. Принятие христианства не отменило низшего слоя язычества, подобно тому как высшая математика не отменила собой элементарной. Нет двух наук в математике, не было двоеверия и в крестьянской среде. Шла постепенная христианизация наряду с отмиранием языческих обычаев и обрядов. Теперь обратимся к одному чрезвычайно важному моменту в акте крещения Руси. Начальная русская летопись передает красивую легенду об испытании вер Владимиром. Посланные Владимиром послы были у магометан, затем у немцев, служивших свою службу по западному обычаю, и наконец пришли в Царьград к грекам. Последний рассказ послов чрезвычайно значителен, ибо он был наиболее важным основанием для Владимира избрать христианство именно из Византии. Приведу его полностью в переводе на современный русский язык. Послы Владимира пришли в Царьград и явились к царю. Они же рассказали ему все. Услышав их рассказ, царь обрадовался и сотворил им честь великую в тот же день. Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила возожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же то есть послы были в восхищении, дивились и хвалили их службу. Они же вернулись в землю свою. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Архитектура Вспомним, что испытание вер имело в виду не то, какая вера красивее, а то, какая вера истинная. А главным аргументом истинности веры русские послы объявляют ее красоту. И это не случайно! Именно в силу этого представления о примате художественного начала в церковной и государственной жизни первые русские князья-христиане с таким усердием обстраивают свои города, ставят в них центральные храмы. Поставленные в XI веке церкви до сего времени являются архитектурными центрами старых городов восточных славян: София в Киеве, София в Новгороде, Спас в Чернигове, Успенский собор во Владимире и т. Никакие последующие храмы и строения не затмили собой того, что было построено в XI веке. Ни одна из стран, граничивших с Русью в XI веке, не могла с ней сравниться по величию своей архитектуры и по искусству живописи, мозаики, прикладному искусству и по интенсивности исторической мысли, выраженной в летописании и работе над переводными хрониками. Единственная страна с высокой архитектурой, сложной и по технике и по красоте, которая может считаться помимо Византии предшественницей Руси в искусстве,— это Болгария с ее монументальными строениями в Плиске и Преславе. Большие каменные храмы строились в Северной Италии в Ломбардии, на севере Испании, в Англии и в прирейнской области, но это далеко. Не совсем ясным представляется вопрос о том, почему в прилегающих к Руси странах были распространены в XI веке преимущественно храмы-ротонды: то ли это делалось в подражание ротонде, построенной Карлом Великим в Ахене, то ли в честь храма Гроба Господня в Иерусалиме, то ли считалось, что ротонда более всего подходит для совершения обряда крещения. Во всяком случае храмы базиликального типа сменяют храмы-ротонды, и можно считать, что в XII веке примыкающие страны ведут уже обширное строительство и догоняют Русь, которая все же продолжает сохранять первенство вплоть до татаро-монгольского завоевания. В этом описании не все точно, но можно поверить общему впечатлению, которое производил храм Софии на иностранца, видевшего храмы и Малой Азии и Балканского полуострова. Можно думать, что художественный момент не был случаен в христианстве Руси. Эстетический момент играл особенно важную роль в византийском возрождении IX—XI веков, то есть как раз в то время, когда Русь принимала крещение. Патриарх константинопольский Фотий в IX веке в обращении к болгарскому князю Борису настойчиво высказывает мысль, что красота, гармоническое единство и гармония в целом отличают христианскую веру, которая именно этим разнится от ереси. В совершенстве человеческого лица ничего нельзя ни прибавить, ни убавить — так и в христианской вере. Невнимание к художественной стороне богослужения в глазах греков IX—XI веков было оскорблением божественного достоинства. Русская культура очевидным образом была подготовлена к восприятию этого эстетического момента, ибо он надолго удержался в ней и стал ее определяющим элементом. Вспомним, что в течение многих веков русская философия теснейшим образом была связана с литературой и поэзией. Поэтому изучать ее надо в связи с Ломоносовым и Державиным, Тютчевым и Владимиром Соловьевым, Достоевским, Толстым, Чернышевским… Русская иконопись была умозрением в красках, выражала прежде всего миропонимание. Философией была и русская музыка. Мусоргский — величайший и далеко не раскрытый еще мыслитель, в частности исторический мыслитель. Что же дало принятое из Византии христианство русской истории? Не стоит перечислять все случаи нравственного воздействия церкви на русских князей. Они общеизвестны для всех, кто так или иначе, в большей или меньшей степени беспристрастно и непредвзято интересуется русской историей. Скажу кратко, что принятие христианства Владимиром из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Хорошо это или плохо — пусть судят читатели. Но бесспорно одно: прекрасно организованная болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода обычно условны. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год. Надо ли оттягивать юбилейные даты в глубь времен? Нужна ли нам дата двухтысячелетняя или полуторатысячелетняя? С нашими мировыми достижениями в области всех видов искусств вряд ли такая дата чем-либо возвысит русскую культуру. Основное, что сделано восточным славянством для мировой культуры, сделано за последнее тысячелетие. Остальное — лишь предполагаемые ценности. Русь появилась со своим Киевом, соперником Константинополя, на мировой арене именно тысячу лет назад. Тысячу лет назад появились у нас и высокая живопись и высокое прикладное искусство — как раз те области, в которых никакого отставания у восточнославянской культуры и не было. Знаем мы и то, что Русь была высокограмотной страной, иначе откуда у нее образовалась бы уже на заре XI века столь высокая литература? Попытки обосновать ту мысль, что Ольга и Владимир приняли христианство по латинскому обычаю, лишены сколько-нибудь научной документальности и носят явно тенденциозный характер. Неясно только одно: какое это могло иметь значение, если вся христианская культура была принята нами из Византии и в результате сношений Руси именно с Византией. Из самого факта, что крещение было принято на Руси до формального разделения христианских церквей на византийско-восточную и католическо-западную в 1054 году, вывести ничего нельзя. Ничего нельзя вывести и из того факта, что Владимир и Ярослав выдавали дочерей за королей, примыкавших к западному христианскому миру. Разве русские цари в XIX веке не женились на немецких и датских принцессах, не выдавали своих дочерей за западных владетельных особ? Зато следует принять во внимание, что Россия никак не соглашалась на унию. Как бы мы ни рассматривали отказ великого князя московского Василия Васильевича принять Флорентийскую унию 1439 года с римско-католической церковью, для своего времени это был акт величайшего политического значения. Ибо это не только помогло сохранить свою собственную культуру, но и способствовало воссоединению трех восточнославянских народов, а в начале XVII века, в эпоху польской интервенции, помогло сохранению русской государственности.
Правление Владимира Святого (980-1015 гг.)
РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — 980 (девятьсот восьмидесятый) год по юлианскому календарю — високосный год, начинающийся в четверг. Период 980-1015 годов в истории Руси — это время княжения сына Святослава — Владимира Святого. Тем временем в Норвегии Владимир набрал варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород и выгнал посадника Ярополка. Языческая реформа в 980 году не встретила всенародной поддержки, а в отдельных случаях вызвала открытый протест. Одним из главных событий произошедших в 980 году на земле древней Руси, стало начало правления выдающиеся князя Владимира I Святославича. В 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии произошло окончательное утверждение догмата иконопочитания.
Крещение Руси
Войны против соседних народов позволили Руси расширить свои территориальные владения, укрепить свое положение и увеличить свою военную мощь. Они также помогли Руси укрепить свою экономику и культуру, развивая торговые и культурные связи с другими народами. Таким образом, войны против соседних народов в 980 году имели огромное значение для истории Руси, они способствовали ее развитию и укреплению ее государственности. Политические пертурбации и изменения правления В 980 году на Руси произошли значительные политические изменения, которые повлияли на будущее правление и организацию государства.
Главным событием стало свержение правящего князя Владимира Красное Солнышко. Великий князь Владимир был известен своей жестокостью и жестокими методами управления. Он произвел множество убийств и казней, чтобы укрепить свою власть и подавить возмущения.
Однако его угнетающее правление вызвало недовольство и неодобрение среди населения. В 980 году некоторые князья объединили свои силы и совместно свергли Владимира Красное Солнышко. Он был лишен престола и выслан в изгнание.
После свержения Владимира княжеская власть распалась и начались политические борьбы за власть. В 980 году состоялась важная встреча князей, на которой был выбран новый князь. Этот выбор породил множество конфликтов и разделений, что привело к слабости и раздробленности государства.
В результате политических изменений, произошедших в 980 году, Русь оказалась на пороге множества внутренних конфликтов и войн, которые сильно повлияли на развитие государства и его отношения с другими народами.
По свидетельству летописца, Олег то ли упал с узкого моста в ров с кольями у стен своего стольного града Овруча, то ли был раздавлен на самом мосту копытами коней своих дружинников, в беспорядке отступавших под защиту крепостных стен. Новгородский князь Владимир, узнав о произошедшей трагедии, испугался и бежал из Новгорода в Южную Прибалтику, который вскоре заняли посадники Ярополка. Однако уже в 978 г. Владимир с наемной варяжской дружиной вернул себе новгородский стол и пошел войной на старшего брата.
Сначала Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью тамошнего князя Рогволода, а затем с большим войском осадил Киев, где в «тяжкой истоме» заперся Ярополк. По версии летописца, воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, убедил своего патрона бежать в маленький городок Родень под защиту союзных печенегов, запугав его возможным мятежом киевлян. Именно здесь в Родне, на границе с печенежской степью, Владимир заманил Ярополка на переговоры, где по его приказу два наемника-варяга подняли его «мечьми под пазуси, и тако убиенъ бысть Ярополкъ». Расправившись с киевским князем, Владимир взял его беременную жену в наложницы, и торжественно въехал в Киев.
Тогда послушник спросил как звучит имя его дивного гостя.
На что странник смиренно произнес: "Гавриил" и... Интернет сегодня полон вопросов о том, сохранился ли этот камень со словами молитвы. Но увы, известно лишь, что камень тот некоторое время находился в Константинополе, а где он сейчас — никто не знает.
Владимир I впервые в истории восточных славян провёл реформу языческих верований.
Согласно этой реформе, прошедшей в 980 году, были выделены следующие общие для страны божества: Перун — главный среди богов и покровитель князя; Хорс — бог солнца;.
Что произошло среди восточных славян в 980 году?
Усобица Ярополка и Владимира в 980 г. Так в 980 году единоличным князем Киевской Руси стал Владимир Святославович. В 980 году произошла смерть правителя Руси князя Владимира I Святославича, что вызвало политическую и военную борьбу за власть в Киевском княжестве. Первая усобица на Руси — период междоусобной борьбы сыновей Святослава за Киевский престол в. Данный пример приводится не случайно, поскольку вся Отечественная война 945–980 годов связана с именем как раз этого выдающегося государственного деятеля и полководца Киевской Руси. Также в 980 году произошло восстание восточных славян против норвежских войск, связанных с Ярополком, князем Киевским.
Что происходило в 980 году на Руси — важные события и исторические факты
Одна часть историков говорит о том, что реформа была проведена в 980 году (идею высказывают такие историки как Карпов, Кузьмин). Тем временем в Норвегии Владимир набрал варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород и выгнал посадника Ярополка. Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Основные события 980 года. Самуил Шишман освободил от Византии всю Западную Болгарию. В 980 году на Руси произошли значимые события, одним из которых было приход Владимира Святославича к власти великого князя Киевской Руси. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году.
980 – Захват власти Владимиром Святославичем
980 год - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» | В 980 году среди славян произошло волнение против нововведений Владимира Святославовича. |
СОБЫТИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА I СВЯТОСЛАВИЧА | 980 (девятьсо́т восьмидеся́тый) год по юлианскому календарю — високосный год, начинающийся в четверг. Это 980 год нашей эры. |
Первая междоусобица и начало правления князя Владимира (977—980) | В 980 году на территории Беларуси, тогда еще известной как Русь, произошло объединение государств под властью князя Владимира Святославича. |
980 год: события, факты и значимые события в истории | Известно только то, что это происходило в 988-м году. |
События истории Руси за 980 год
В 980 году на Руси произошли значимые события, одним из которых было приход Владимира Святославича к власти великого князя Киевской Руси. В 980 году на Руси политическая ситуация была достаточно напряженной. Придя к власти в Киеве в 980 году, Владимир решил совершить преобразования, которые должны были по его замыслу объединить народ и укрепить власть князя. В 980 году на Руси произошло несколько значимых государственных событий. Это произошло в 988 г. При этом считается, что взятие Корсуни случилось в 989 году.