Новости восстание богдана хмельницкого 1648 1654

Личная обида Богдана Хмельницкого разгорелась в нешуточную войну, итогом которой стало отделение Украины от Речи Посполитой и воссоединение с Московским царством. Вместе с Б. Хмельницким в марте 1648 г. на Сечь прибыл мурза Перекопской орды Тугай-бей во главе 4-тысячного войска. В конце января 1648 г. в Запорожской Сечи под руководством ицкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитой, положившее начало Освободительной войне украинского народа.

Восстание Богдана Хмельницкого

В октябре 1648 года Богдан Хмельницкий осадил Львов. Так начинались события восстания Богдана Хмельницкого, положившего начало выходу Украины из-под власти Польской Короны и постепенному переходу ее под власть России, а также формированию ее как единого политического и этнокультурного региона. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Восстание Богдана Хмельницкого — восстание крестьян и казаков юга-востока Польши против польского государства. Восстание под предводительством Богдана Хмельницкого.

«Волим царя восточного»: как Украина объединилась с Россией

В мае 1648 года Хмельницкий одержал первую крупную победу, разгромив в битве под Жёлтыми Водами польский отряд под командованием нежинского старосты Стефана Потоцкого. под руководством гетмана Богдана Хмельницкого - началось в 1648. Освободительная война Б. Хмельницкого 1648-1654 гг. Восстание Хмельницкого — широкомасштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского против правительства Речи Посполитой.

«Выразил настроения народных масс»: как Богдан Хмельницкий перекроил карту Восточной Европы

Так или иначе, а время положение лишь усугубляло, и украинцы в Польше начали регулярно поднимать восстания, пока в 1648 году не началась серьезная освободительная война, продлившаяся до 1654 года. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Восстание Б.Н. Хмельницкого 1648–1654. Восстание во главе с Б.М. Хмельницким против Речи Посполитой было вызвано стремлением запорожских казаков восстановить свои права и привилегии и добиться ликвидации Брестской унии 1596 г.

Богдан Хмельницкий и восстание Хмельницкого

Для Украины переломной эпохой стала Национально-освободительная война 1648-1657 годов под предводительством Богдана Хмельницкого. восстание Хмельницкого - переросло в Русско-польскую. Так начинались события восстания Богдана Хмельницкого, положившего начало выходу Украины из-под власти Польской Короны и постепенному переходу ее под власть России, а также формированию ее как единого политического и этнокультурного региона. Лит.: Голобуцкий В. А. Освободительная война украинского народа под руководством Хмельницкого (1648–1654 гг.). М., 1954; он же. Таким образом, личная обида Хмельницкого стала поводом для восстания в 1648 году. Шаблон:Восстание Хмельницкого Освободительная война украинского народа — вооружённое казацко-крестьянское восстание на землях Надднепрянщины Речи Посполитой и последующая народная национально-освободительная война православного населения против власти Речи.

Как Украина воссоединялась с Россией несколько веков назад

Какие цели преследовали обе стороны? Как складывались отношения с Россией? В конце января 1648 г. Хмельницкого началось новое восстание против шляхетской Речи Посполитой, положившее начало Освободительной войне украинского народа.

Каковы же основные этапы и их основное содержание? I этап - 1648 - 1649 г. Это время создания из разрозненных крестьянских и казацких отрядов народно-освободительной армии и первые победы восставших: у урочища Желтые Воды и у Корсуни май 1648 г.

Летом 1648 г. В сентябре 1648 г. В августе 1649 г.

От полного истребления их спасло предательство крымского хана. Хмельницкий был вынужден заключить 8 августа 1649 г. Зборовский договор.

Согласно его условиям: 1 казацкий реестр увеличивался до 40 тысяч человек; 2 реестровое войско размещалось в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах, которые подчинялись гетману Б. Хмельницкому, польским войскам там пребывать запрещалось; 3 польским магнатам, изгнанным с Украины в ходе Освободительной войны, разрешалось возвратиться в свои владения и требовать от крестьян выполнения повинностей. Одновременно борьба развернулась и на территории Белоруссии, но носила менее организованный характер.

Хмельницкий понимал значение Белоруссии как плацдарма для нанесения Речью Посполитой ударов по Украине с фланга и тыла. Поэтому он отправил в помощь повстанцам значительные силы. Совместные действия белорусских крестьян и горожан с украинскими казаками сковывали силы польской армии и лишали возможности бросить их на Украину.

Хмельницкий понимал, что собственных ресурсов для завоевания независимости и длительной борьбы с Речью Посполитой недостаточно. Он неоднократно обращался к русскому правительству с просьбой принять Украину в русское подданство. В феврале 1651 г.

С этого времени Русское государство начало активную подготовку к войне против Польши и усилило помощь Украине.

Но еще более плачевной была ситуация в тех украинских поселениях, которые польским правительством сдавались панам в аренду. Чтобы как можно скорее отбить арендную плату господа зачастую просто опустошали поселения, нещадно эксплуатирую крестьян. Крестьяне часто пытались бежать от таких условий, но их ловили и потом они работали уже в кандалах. Разумеется, с такой же легкостью за малейшее неподчинение пан мог убить любого крестьянина, например, путем сажания на кол.

Чуть легче, но все равно тяжелой была доля и жителей украинских городов, где по отношению к коренному населению был всё такой же жестокий и беспощадный произвол. Кроме того, не стоит забывать, что помимо собственных господ украинцев мучили и люди со стороны.

Жалоба Хмельницкого королю не принесла ему успеха 1647, декабрь — Хмельницкий убежал в Сечь и начал там сеять смуту 1648, февраль — Хмельницкий избран гетманом 1648-1657 — военные и дипломатические усилия Хмельницкого по упрочению положения казаков 1657, 27 июля — Смерть Богдана Хмельницкого в Чигирине Хронология «Хмельничины» — восстания Богдана Хмельницкого 1648, февраль — Посольство Богдана Хмельницкого к крымскому хану Ислам-Гирею III. Военный союз с Крымом. С Турцией он заключил договор о союзе и взаимопомощи, с обещанием отдать ей часть русской Польши до Люблина , и выпросил позволения для казаков свободно плавать по Черному и Азовскому морям и беспошлинно заниматься в этих местах торговлею. Послы господарей Молдавского и Валашского тоже хлопотали о союзе с Украиной, и Хмельницкий согласился поддерживать первого из них, Лупула, против иных претендентов, но обусловил помощь выдачею дочери Лупула Александры за своего сына Тимофея Хмельницкого. Князь Трансильванский хлопотал о помощи, чтобы стать королем польским, и за это делал Хмельницкому очень щедрые обещания; Хмельницкий и с ним заключил союз. Московский гонец привез ему подарки от царя, но от вмешательства в его дела царь уклонился. В начале февраля явились и польские комиссары для переговоров и 10 февраля вручили Хмельницкому от короля грамоту на гетманство и знаки гетманского достоинства; но из переговоров ничего не вышло. Правительство готово было восстановить прежнее устройство казаков, но требования последних простирались уже неизмеримо далее: речь шла о полной обособленности Малороссии, уничтожении унии, изгнании евреев и пр.

Собравшийся в Варшаве сейм решил продолжать войну, и летом официально открылись военные действия 1649, 5—6 августа — Битва под Зборовом. Результатом их был Зборовский договор от 9 августа 1649 года, который предоставлял важные права казакам: запорожское войско восстановляется в прежних вольностях число казаков определяется в 40000 составление реестра поручается гетману дается амнистия всем участвовавшим в восстании польские войска выводятся из казацких местностей, не могли там жить и евреи киевскому митрополиту дано место в сенате и пр. Все статьи договора должны были получить утверждение сейма. С заключением Зборонского договора и она прекратилась. На Украине стало тихо. Тогда Хмельницкий стал разрешать панам возвратиться в их имения и издавал универсалы к их подданным о повиновении; те, разумеется, продолжали сопротивляться, некоторые паны жестоко мстили подданным за минувшие грабежи и тем вызвали уже крупные бунты. Беспорядки продолжались. Хмельницкий пытался угодить обеим сторонам, но скоро пришел к заключению, что исполнение договора немыслимо. Дело снова шло к борьбе. Польско-литовская армия 100000 разбила армию Хмельницкого 100000 и татар 25000 1651, 17 сентября — Белоцерковский договор Хмельницкого с Польшей, отменивший почти все условия Зборовского договора: число реестровых ограничено 20000; но Хмельницкий остался гетманом.

Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много. Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле.

Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская. Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины.

На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен. Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в.

Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в.

Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами. Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений. На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др.

В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины. Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П.

Протасьева в Разрядный приказ от 9 марта 1652 г. А в листу, государь, их написано: бьют челом тебе, государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, черкасы, чтоб ты, государь, пожаловал велел их принять на свое государево имя на вечное житье и землями устроить, где ты, государь, укажешь. А в роспросе он, черкашенин, сказал, что будет их, черкас, з женами и з детьми с 500 человек семьянистых людей. Жители украинского пограничья с разрешения местных власти, иногда и самовольно косили сено, засевали землю, заводили пасеки, занимались производством дегтя и селитры, строили мельницы, ловили рыбу на территории России. В письме к путивльским воеводам 17 июля 1650 г. Таким образом, в ходе освободительной войны украинского народа произошли большие изменения в социально-экономическом и политическом её развитии: было ликвидировано крупное землевладение польских магнатов, подорвано среднее и мелкое шляхетское землевладение. Часть освобожденных земель отошла казакам и крестьянам, создателям вольных войсковых сёл. На освобожденной территории почти исчез феодализм, значительная территория освободилась от национального гнёта.

Создававшиеся новые органы власти усиливали позиции украинских эксплуататоров. Старшинская администрация Украины проводила свою политику в интересах господствующего класса. Развивались и крепли экономические и культурные связи России с Украиной, способствовавшие сближению двух братских народов. Но главного — воссоединения Украины с Россией — осторожное правительство царя Алексея Михайловича пока не делало. Посольства украинского народа в Россию и ответные шаг царя. В январе 1649 года Хмельницкий направил в Москву своё первое посольство. В нарушение сложного дипломатического этикета посол гетмана Силуян Мужиловский получил указания убедить царя в том, чтобы тот предоставил казакам свое покровительство. Никон выполнил просьбу Хмельницкого, о чем и уведомлял его в письме от 14 мая того же 1653 года.

Ответным шагом русского правительства в 1654 году стало царское посольство к Хмельницкому. Это был в глазах всего тогдашнего мира акт открытого признания и поддержки. Проехав всю Украину русский посол отметил общее стремление всех украинце к братскому союзу с Россией. А выразилось это, по заявлению Пушкиных, в том, что во многих бумагах неверно пишут титулы русского царя. В категорической форме послы потребовали, чтобы польский король казнил нескольких магнатов, искажавших царские титулы, а кроме этого вернул России захваченные Речью Посполитой Смоленск и внёс в царскую казну 500 тысяч золотых! Дипломаты Речи Посполитой были ошеломлены. Им сразу стало ясно, что русский царь ищет повод для разрыва мирного договора и вступления в войну. Этот дипломатический нажим имел большие последствия.

Поняв, что Россия может открыто выступать против Речи Посполитой, король вынужден был держать наготове против неё большие военные силы, которые в другом случае мог бы бросить против войска Хмельницкого. Именно поэтому весь 1650 год прошёл без больших сражений и позволил гетману накопить силы. Лишь в феврале 1951 года шляхетское войско смогло начать наступление. Вторгшись на казацкую территорию, оно двинулось в направление Винницы. Король не случайно начал войну зимой. Пешее войско восставших вязло в снегах, боеспособность его снизилась. Погиб верный сподвижник Хмельницкого Данила Нечай. В этот тяжёлый для Украины момент в Москве был созван Земский собор.

Собравшимся боярам, дворянам, посадским людям, православному духовенству было оглашено царское письмо. Более того, король договорился с крымским ханом о нападение на Россию, а также пропустил в Швецию ханского посла, который ехал, чтобы и его подбить к войне с Россией. В конце письма говорилось, что гетман Богдан Хмельницкий просит принять его под высокую государеву руку. Историческое решение было принято, теперь предстояло, преодолевая огромные трудности, претворить его в жизнь. Это удалось не сразу. Решительный шаг России — Земский собор. Москва пристально следила за событиями на Украине, всё больше наращивала помощь восставшим. К осени 1653 года, когда обстановка на Украине стала критической, собрался общероссийский Земский собор.

Не было на Руси человека, кто не одобрял бы этого шага, хотя был он труден, обещал тяготы и лишения. Принятое собором решение означало объявление войны могущественной Речи Посполитой. Кроме того, оно до крайности обостряло отношения с Крымом и могущественной Османской империей, делало очень вероятным столкновение со Швецией. Переяславская рада После решения Земского собора на Украину было послано великое посольство. Его возглавил ближний царский боярин тверской наместник Василий Бутурлин. С ним ехали окольничий, муромский наместник Иван Алферьев и думный дьяк Ларион Лопухин. С посольством следовал большой почётный конвой. У въезда в город были выстроены шпалерами казаки, они приветствовали послов ружейным салютом.

Это не был обычный казацкий сбор. Богдан призвал к соединению с единокровным русским народом. Мощный гул одобрения был ему ответом. Известие о Переяславской Раде быстро облетело всю Украину. Повсюду рождало оно радость и ликование. На присяге русскому царю Войска Запорожского по приблизительным данным было: 11 полковников, 62 военных судьи, 5 обозных, 115 шляхтичей, 1475 сотников, хорунжих есаулов и писарей, а также 60 375 казаков, 625 войтов, бурмистров и атаманов, 37 монахов, 59. По сведениям представителей России, присягу приняли 122 542 человек мужского пола. В течение января и февраля месяца присягнули на верность московскому царю население Киева, Чернигова, Нежина, Белой Церкви, Канева, Прилук, Черкасска, и других городов, а также сёл Войска Запорожского.

Население всюду с большой радостью и ликованием встречало русских посланников и торжественно клялись вечно жить в братской дружбе с великим русским народом. Было вынесено решение по всем пунктам, последний из них, 23-й был внесен русским правительством. После исторического акта воссоединения 8 18 января в Переяславе, боярин Василий Васильевич Бутурлин с представителями русского правительства отправились в Киев. В другие города и крупные населенные пункты также выехали уполномоченные лица для принятия присяги. Когда Василий Бутурлин находился в полутора верстах от Золотых ворот, его встретили митрополит Сильвестр Коссов, Черниговский епископ Зосима, Печерский архимандрит Иосиф и несколько других игуменов. Митрополит Сильвестр приветствовал московских представителей, как посланцев русского народа, которых с братской любовью, радостью и ликованием приветствует весь украинский народ. Затем все пришли в Софийский собор, где эта встреча была завершена торжественным молебном, а 17 января была принята присяга от киевлян. Такого рода торжественный приём московских представителей происходил во всех городах и селениях, где они появлялись.

Во всех этих встречах активно участвовало местное духовенство в церковном одеяние с крестами и иконами. Историческое значение воссоединения Украины с Россией. Православная Украинская Церковь совершенно правильно оценивала значение Переяславского акта. Если в союзе с братским русским народом, украинский, после воссоединения получил возможность полного развития всех своих экономических и культурных сил, то значительных успехов достигла и Православная Церковь на Украине, ставшая свободной от иезуитско-шляхетского гнета. В 1946 году на Львовском соборе Брестская уния была полностью ликвидирована. Украина стала частью складывавшегося всероссийского рынка, купцы продавали в центральных районах России шерсть, кожу, скот, спиртные напитки. На многочисленных украинских ярмарках русские купцы продавали соль, изделия из железа, меха. Укрепление экономических связей с Россией способствовало значительному росту украинских городов и распространению железоделательного, поташного, мукомольного и других промыслов.

Сплоченность трудящихся масс Украины и России укрепилась в совместной борьбе против общих внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией содействовало также культурному общению двух братских народов, укрепление позиции Православной церкви и московского государства во всём мире. Однако этот великий акт имела не только радостное значение. После в истории нашему общему народу предстояло встретиться с вынужденные последствия, ведь пошли войны с Речью Посполитой, Османской империей, Крымским ханством, Швецией, которые унесли не мало русско-украинских жизней. Но это того стоило, потому, что Россия и Украины были являются и будут братьями на века. Три века спустя — наше время Прошло то тяжёлое время смуты на украинской земле и нет больше иноземного феодального гнёта, однако за эти долгие 361 год очень многое в русско-украинских взаимоотношениях поменялось, долго просуществовали два братских народа вместе, не разъединяясь друг с другом. Сегодня, отношения России и Украины находятся в состоянии холодной войны. Всем хорошо известно, что этому способствовала внешняя политика украинских властей.

Стоит отметить, что всё это началось с распада СССР, когда огромное государство под влиянием внутренних и внешних факторов рухнуло, и дружественные некогда республики, находившиеся раньше в одном государстве отстранились друг от друга. При выполнении и анализе своей исследовательской работы, я пришёл к выводу, что Украины в XVII веке по политическому настрою мало отличается от сегодняшней. Как и более трёх столетий назад, правобережная её сторона смотрит в сторону запада, подчиняясь странам НАТО и США, а братскую верность и взаимопомощь сохраняет левобережная часть, и я полностью уверен, что братское единство между Россией и левобережной Украиной сохранится и в будущем. По прежнему наша страна помогает и защищает Донбасс и мирных людей: поставляет конвоями гуманитарную помощь, оружие, не оставляет этот край один на один с неприятелем. Из-за присоединения Крымского полуострова к Российской Федерации отношения между Россией и Украиной чрезвычайно обострились, но это была воля самих крымцев. В создавшейся обстановке главное разрешать все конфликты дипломатическим путём и не допустить масштабных военных действий. В заключение своей работы, хочу отметить, что остался доволен ею. Наглядно показав помощь русского народа украинскому и сотрудничество в главных социально-общественных сферах.

Исходя из всего я не остановлюсь на данном этапе. В своём исследование я открыл много нового для себя это дало мне инициативу продолжать работать в направлении русско-украинских отношений. Маловато известно об участие донских казаков в освободительной войне 1648-1654 гг. Меня также заинтересовала тема культурных, экономических, военных отношений народов в разные годы. Возможно скоро они появятся снова на вашем конкурсе.

Ответ на оскорбление

  • Восстание Богдана Хмельницкого (Михаил Рогачев) / Проза.ру
  • Почему в XVII веке в Белоруссии исчезли все казаки
  • Добровольное «оказачивание» белорусов при Хмельницком
  • Почему в XVII веке в Белоруссии исчезли все казаки

Богдан Хмельницкий и восстание Хмельницкого

Перебив евреев, казаки атаковали город. Когда же поляки напомнили обещание не трогать их, казаки ответили: «Смерть предателям! Вы не пожалели своих союзников-евреев, почему теперь мы должны жалеть вас? Во Львове, который также попал в осаду, была значительная еврейская община. Но за астрономическую сумму денег удалось уговорить украинско-татарские войска отойти от стен города, и евреям Львова удалось избежать гибели. Только пан Вышновицкий собрал маленькую армию, к которой присоединились евреи и которая некоторое время держала оборону, но в конце концов, была разбита. Летом 5408 1648 года были убиты десятки тысяч евреев, уничтожены сотни общин. Большинство евреев отказались изменить своей вере ради спасения жизни, и только немногие приняли православие. С некоторых живьем сдирали кожу, а мясо бросали собакам. У других отрубали руки и ноги, а тела бросали на дорогу, давили на телегах и топтали конями. Иным наносили тяжелые раны и потом оставляли на улицах умирать медленной мучительной смертью от потери крови и боли.

А некоторых просто сжигали заживо. Казаки убивали младенцев на руках матерей, как рыбам вспарывая животы и выдергивая внутренности. Женщин, даже беременных, подвергали ужасным мучениям. Детей протыкали пиками, поджаривали как на вертеле и приносили матерям, чтобы они их ели… Святые свитки Торы рвали на части, делали из них стельки и обувь. Все летние месяцы спорили паны, кому быть королем и кто возглавит армию. В конце концов был избран брат Владислава, Ян Казимир. Но ему так и не удалось собрать силы для борьбы с Хмельницким. При возобновлении военных действий весной 5409 года король Ян Казимир послал татарам крупную сумму денег и уговорил их расторгнуть союз с казаками. Хмельницкий, увидев, что сейчас не подходящее для войны время, заключил мир с поляками. Польский король, ярый католик, в глазах которого православие не было «настоящим» христианством, разрешил насильно крещеным казаками евреям вернуться в иудаизм.

Однако мир в стране длился недолго. В 5411 1651 году война возобновилась, и банды Хмельницкого были почти разбиты. В поисках поддержки он обратился к московским властям с предложением присоединить Украину к России.

Не добившись возмездия по закону, Хмельницкий решил действовать самостоятельно.

Были проведены переговоры с крымским ханом, по итогу которых войны Польше хан не объявлял, но предоставил отряд. Богдана Хмельницкого избрали гетманом Войска Запорожского. Победа обеспечила приток участников, война стала освободительной. Хмельницкий разбил короля у Зборова.

В то же время восстания шли в Белоруссии, но гораздо слабее.

Именно она кардинально изменила историческую судьбу украинского народа. И после нескольких веков подневольного, безгосударственного существования снова вывела его на путь самостоятельного развития, построения национального государства.

Православная церковь во времена Воссоединения Украины с Россией. В 1596 году под эгидой епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви во главе с митрополитом Михаилом Рогозой была провозглашена Брестская уния — союз католической и православной церквей под высочайшей эгидой папы римского. Далеко не все церковники приняли и согласились с унией, многие остались верными православию. Широкие массы городских и сельских жителей, свыкшихся с родной религией отрицали католичество. На мой взгляд уния была ещё одним способом окатоличивания и ополячивания Украины. Идеологами воссоединения с Россией являлись и представители церковного мира — митрополит Киевский Иов Борецкий, епископ Перемышльский, позднее митрополит Исаия Копинский и другие.

Православное духовенство было всегда на стороне восставших казаков и крестьян. Когда Богдан Хмельницкий, возвращался в Переяславль и проезжал через Киев, его торжественно встречали Киевский митрополит Сильвестр Косов и находившийся там проездом Иерусалимский патриарх Паисий. Отметим, как реагировала на события на Украине Русская Православная Церковь. Во главе ее в первый момент восстания Хмельницкого стоял патриарх Иосиф. В феврале 1651 года он подал Земскому собору свое мнение по украинскому вопросу. Однако между Польшей и Россией существовал официально мир, но фактически со стороны поляков этот мир постоянно нарушался. В марте 1652 года гетманские послы к царю Алексею — Иван Истра и его товарищи имели встречу и с патриархом Иосифом. Больной патриарх, очень скоро 1652 году скончавшийся, не мог толком войти в курс украинских событий. Его приемник патриарх Никон повёл себя более решительно. В августе 1653 года гетман Хмельницкий вновь пишет Никону и просит его походатайствовать перед царем о воссоединении Украины с Россией.

В этом же месяце Богдан уже благодарит Никона за помощь содействие. На соборе 1 октября 1653 года по украинскому вопросу всесильный патриарх играл видную роль. В годы освободительной войны значительно усилились связи, взаимопонимание между русским и украинским народами. Они охватывали многие сферы общественно-экономической и политической жизни и отражали новые тенденции в сближении двух единокровных народов. Помощь России была разнообразной. Сейчас мы рассмотрим важные направления сотрудничества России с Украиной в период освободительной войны, а именно экономические, культурные и военные связи. Расширение экономических связей России с Украиной в то сложное время особенно заметно проявлялось в торговле. Уже в начале 1649 г. По такой же схеме поступала и старшинская администрация. Котелевский сотник Г.

Триполев и городской атаман В. Кислица писали 2 марта 1653 г. Данная взаимовыгодная торговая политика встречала одобрение и поддержку различных слоев населения России и Украины. Во время освободительной войны сложились обстоятельства, в которых экономическая поддержка украинского народа играли особую роль. Например, в засушливые 1648—1649 гг. В создавшихся тяжёлых условиях подвоз продовольственных товаров из Москвы приобретал не только экономическое, но и военно-политическое значение. Конкретная помощь России являлась большим подспорьем малороссийскому народу в его борьбе против польско-шляхетского господства. Через Путивль, который был в те годы значительным административным и военным центром на юге Русского государства, торговое сотрудничество поддерживалось со многими городами Украины, и в первую очередь с Киевом. Жители пограничных земель выступали в роли посредников в экономических операциях. Постоянную с украинскими купцами торговлю вел богатый московский купец П.

Русские торговцы на торгах и ярмарках Украины продавали или покупали товары как за наличные деньги, так и в кредит, что свидетельствовало о систематических торговых связях. В торговле участвовали различные слои населения. Большинство из них за определенное вознаграждение продавало товары, которые входили в состав государственной монополии. Русским торговым людям, которые ездили на Украину, в отдельных случаях давались поручения политического характера: они встречались и даже вели переговоры с Б. На Украине люди, занимавшиеся торговлей, по социальному положению принадлежали к различным слоям общества: зажиточные горожане, особенно больших городов, таких как Киев и Нежин, богатая старшина, казаки, а также люди, владевшие селитряными и поташными промыслами, ремесленники. Они, заинтересованные в расширении связей с Россией, всемерно оказывали поддержку экономической политики Гетманщины. В годы освободительной войны украинского народа, снабжение населения солью осуществлялось главным образом из России, причем её покупка производилась без пошлинных сборов. В 1940—50-е годы XVII в. Соль доставлялась водным путем в Нижний Новгород, а оттуда сушей через Москву и Калугу в Орел, потом она поступала в пограничные с Украиной города — Севск, Путивль, Рыльск. Предметом постоянного ввоза из России на Украину являлись различные меха, торговля которыми являлась государственной монополией.

Дорогие горностаевые и собольи меха могли приобретать себе зажиточные слои населения: казацкая старшина, высшее духовенство, городская верхушка. На Украину доставляли также сермяжное сукно, лосиные кожи, белое и цветное полотно. Большим спросом в Малороссии пользовались металлические изделия тульских мастеров. С 1653 г. Во время освободительной войны экономика страны заметно подорвалась, но это не повлияло на характер русско-украинских торговых отношений. По-прежнему поступали из Украины в Россию продукты сельского хозяйства, изделия ремесла и промыслов, как и раньше, отправлялся скот. К примеру, брянские купцы покупали на Черниговщине коров и овец, торговые люд из Нежина гнал на продажу волов, лошадей на калужские и на свенские вблизи Брянска ярмарки. В пограничных городах России торговали лошадьми купцы из Гадяча, Веприка и других городов и сел Украины. Россия вывозила большое количество воска для продажи в западноевропейских странах, этим объясняется закупка русскими купцами данного товара на территории соседа. Так, путивльский купец Д.

Гурьев в 1651 г. В России украинские купцы продавали мед, царское правительство наказывало купцам закупать на Украине табак для своей армии. Производство поташа на Украине сосредоточили в своих руках преимущественно богатая старшина, казаки и зажиточные крестьяне. Большие партии готовой продукции или вывозилась на территорию России, или продавалась на месте нашим купцам, приезжавшим на Украину с этой целью. Несмотря на то что большое количество селитры требовалось и в Малороссии для производства пороха, во время освободительной войны её вывозили в Россию. Кроме выше упомянутых товаров в Россию с Украины поступали на продажу стеклянная посуда, тулупы, полотно. Торговые связи России с Украиной осуществлялись традиционными путями сообщения, существовавшими еще до освободительной войны. Основной путь, связывавший большинство городов двух народов, проходил через Путивль, Севск, Волхов, Калугу на Москву. В междуречье и Дона и Днепра с юга на север проходил Муравский путь — сакма, западными ответвлениями его в междуречье Сейма и Пела были Пахнучкова дорога и Бакаев путь. В годы освободительной войны в Малороссии, экономические связи между Россией и Украиной стали неотъемлемой основой установления и дальнейшего развития политических и дипломатических отношений, завершившихся воссоединением братских народов в единое мощное государство.

Выходя из исследования экономических и торговых отношений между русскими и украинцами, мы делаем чёткий вывод о том, что именно поддержка Российского царства сыграла важную роль в освободительной войне. Выше я приводил пример с засушливыми, а значит малоурожайными 1648-49гг. Если бы не инициативная помощь России хлебом, кто бы знает, как голодное войско запорожцев противостояла мощной армии Речи Посполитой. При том, что бы вести длительную войну, нужны большие экономические средства. Здесь тоже российское правительство не отвернулось и оказывала помощь Украине. На вырученные деньги, полученные в торговых отношениях с Россией малороссийский народ приобретал нужное военное снаряжение. Взаимоотношения Донского и Запорожского казачество. Приложение 6 Запорожские и донские казаки жили тяжело. Неспокойное время было обусловлено постоянными вражескими набегами и усилением религиозного гнёта. Запорожских казаков пытались окатоличить, а к донские испытывали мусульманское влияние со стороны крымских татар и других неприятелей.

Несмотря на все попытки врагов отторгнуть оба казачества от общей религии, они оставались верны православию. Именно наличие общих религиозных связей стало одной из главных причин к взаимопомощи, а потом и сотрудничество донцов и запорожцев уже в едином государстве. После небольшого введения мы приступим к рассмотрению этих взаимоотношений. К середине XVI в. В известиях летописцев этого времени как одним из главных донских атаманов упоминается Михаил Черкашевин, этот человек пользовался на Дону почётом и уважением. Польский хронист конца XVI в. В известиях 20-х годов XVII. Это было совместным делом двух казачеств. Это о наличие боевой взаимопомощи и союза между казачествами России и Украины. Укреплению и развитию этих связей способствовало единство происхождения не даром запорожцы и донцы называют себя братьями.

Как позже увидим, что донские казаки постоянно помогали запорожцам в их борьбе против Речи Посполитой. Глубокое сочувствие России в освободительной борьбе и прямая её помощь проявились, в первую очередь в том, что русский люд, а именно крестьяне, бежавшие от крепостничества На Украину, вступали в ряды повстанческой армию. В битвах времён освободительной войны украинского народа всегда принимали участие и храбро сражались отряды донских казаков, которые постоянно пополнялись новыми добровольцами из донского казачества. Так, в отписке вяземских воевод в Посольском приказе в июне 1648 г. Российское казачество продолжало помогать украинскому и в дальнейших сражениях. Под Пилявцами так же участвовал полк донцов. Позже прибыли отряды атаманов Сергеева и Медведева. Русское казачество помогало Украине вплоть до завершения войны и Воссоединения с Россией. Культурные отношения народов. К исторической "встречи" народов в Переяславле в культуре России и Украины общих черт было довольно много.

Корнями они уходили в глубокую древность и обуславливались единством территории, на которой возникла восточнославянская государственность, родственной близостью языков и т. Благодаря которой давние историко-культурные связи русских и украинцев остались сохранёнными и продолжали укрепляться в течение всего периода "раздельного существования" народов — от начала феодальной раздробленности Руси и вплоть до Переяславской Рады середины XVII в. Именно это имела в виду и казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким, обращавшаяся за помощью и защитой к "православному" царю. Несмотря на трудную обстановку военного времени, культурные связи России и Украины продолжали развиваться. Они проявлялись в различных сферах культурной жизни, но прежде всего в издательском деле. Книги, выходившие из печати в Москве, отправлялись и распространялись на Украине. В этом же году в Москве вышел из печати изданный в Киеве в 1645 г. В культурных связях Украины с Россией важную роль играл Киевский коллегиум. Правительство России без перерывов оказывало посильную материальную помощь киевскому Братскому монастырю и коллегиуму при нем. В этих учебных заведениях обучалась не только украинская молодежь, а и белорусская и российская.

Воспитанники и преподаватели Киевского коллегиума всегда выступали за воссоединение России с Украиной. Ректор этого учебного заведения Иннокентий Гизель и преподаватель Феодосий Сафонович вовремя национально-освободительной войны его в своих трудах и лекционных курсах проводили идею единства восточных славян со времен Киевской Руси. Определенный вклад в развитие российско-украинских культурных связей внесли учёные и писатели Украины. На пример в 1648 г. В мае 1649 г. В июле этого же года в Москву прибыли Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, где они оба навсегда и остались, работая не только как переводчики книг с греческого, латинского и польского языков на русский, но и в качестве преподавателей. В 1651 г. Митрополит киевский обратился с просьбой к царю прислать книги, необходимые для церковной службы в Софийском соборе. В следующем году московское правительство отправило в Киев своих представителей для закупки изданных на Украине книг. Таким образом, имел место двусторонний книжный обмен.

Уже после воссоединения русских и украинцев в XVII в. Так из украинского народного творчества в растительный орнамент русских серебряных изданий XVII в. Культурные связи народов умножались и крепли на глазах. Уже после 1654 г. Тому в подтверждение находка академика М. Сперанский в середине XX в. Записанные вперемежку с русскими песнями, без перевода, они являются прекрасным доказательством того, что произведения украинского устнопоэтического творчества активно воспринимались в России во второй половины XVII в. Немалое количество украинских песен, которые исполнялись и записывались самыми различными любителями народного творчества, попало в рукописные, а позднее, в XVIII в. Переселения украинцев на территорию российского государства в середине XVII в. Культурные связи Украины с Россией явились важным фактором переселения, подтверждающим укрепления отношений между народами.

Связи Украины с Россией также усиливались и сближали людей в годы освободительной войны благодаря массовым переселениям в пределы Русского государства, бежавших от гнета магнатов и шляхты. Основная масса переселенцев приходила с семьями, имуществом, тягловой силой — волами, лошадьми, а также с мелким скотом, некоторые из них, даже брали с собой пчелиные ульи. На предоставленных царским правительством землях они закладывали свое хозяйство и получали от русского правительства определенную финансовую помощь. Селились они в основном на территории Слобожанщины, где несли казацкую службу, охраняя южные границы России от вражеских вторжений. На новых местах переселенцы сохраняли свой традиционный быт, осваивали незаселенные просторы. Украинский народ вносил свой вклад в развитие экономической жизни России. Переселялись не только казаки и крестьяне, но и ремесленники, работники различных специальностей: портные, сапожники, кузнецы, кадочники, слесари, мельники и др. В 1652 г. Боярин Б. Морозов, владелец этих промыслов в центральных районах Российской Ипрерии, принимал на службу будников с Украины.

Например, в 1652 г. Бугай, взявший с собой еще двух своих соотечественников. Это и явилось одной из причин бегства многих крестьян из России на Украину. Так в отписке путивльских воевод Ф. Хилкова и П.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • "Волим под царя православного": как Украина воссоединилась с Россией - РИА Новости Крым, 18.01.2024
  • Под властью Литвы
  • Восстание Богдана Хмельницкого. Причины, суть, ход событий, итоги, участники.
  • Военные и дипломатические победы Богдана Хмельницкого - Российская газета

Предпоссылки казацко-крестьянской войны под руководством Богдана Хмельницкого

  • § 20. Присоединение Украины к России - Уроки истории 2.1
  • Украинские казаки и русская Смута
  • Богдан Хмельницкий и восстание Хмельницкого
  • Предпосылки войны

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий