Страстная неделя (седмица) – это неделя перед Пасхой, время перед самым главным праздником в христианстве. В четверг Страстной седмицы вспоминаются в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Христос установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии). Страстная неделя, предшествующая Пасхе, насыщена символизмом и глубокими традициями, которые отражаются в народных приметах.
5 категорических запретов в третий день Страстной недели Великую среду и святого Иоанна
- Страстная седмица /
- Богослужения архиерейским чином на Страстной седмице
- Что нельзя делать в Страстную неделю перед Пасхой
- Богослужения архиерейским чином на Страстной седмице
Страстная седмица: как провести последнюю неделю перед Пасхой
Страстная седмица (неделя) — особенное время Великого поста. Фактически сам пост, как период нашего сугубого покаяния, завершён, и теперь начинается новый. Страстная неделя перед Пасхой – это 6 дней с понедельника до субботы перед Воскресением Христовым. Перед светлым праздником Пасхи для православных верующих начинается самое тяжёлое испытание — Страстная неделя. Ведущий документального цикла «Страстная неделя», актер Андрей Мерзликин втечение шести серий вместе с историками и библеистами осмысляет события и значения каждого из святых дней это недели – от Страстного Понедельника до Великой субботы. В 2023 году Пасха выпадает на 16 апреля, а значит, Страстная неделя начнется 10 числа. Страстная седмица Великого поста в 2024-м начинается 29 апреля – заключительная неделя перед Пасхой посвящается последним дням земной жизни, распятию, смерти и 24.04.2024, Sputnik Грузия.
Народные приметы на Страстную неделю
RU - В понедельник у православных верующих начинается Страстная седмица - последняя неделя перед Пасхой, когда Церковь вспоминает крестные страдания Иисуса Христа. В эти дни верующим предписывается строгий пост "ради Страстей Христовых", которые Он претерпел за грехи человечества. Кроме того, усиленным постом православные пытаются достойно подготовить себя к встрече светлого Христова Воскресения.
Но посмотрев на реакцию Его учеников, мы видим, что для них это что-то неприемлемое, из ряда вон выходящее.
Не умоешь ног моих вовек», - говорит Петр. Но Иисус омывает ноги каждому из своих учеников, сам Сын Божий! Тем самым Он просит нас о смирении друг перед другом.
И только после этого приступает к вечере, предложив ученикам хлеб и чашу с вином. Мы привыкли к молитвам перед Причастием. Но попробуйте представить себя на месте учеников, которые впервые слышат: Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов…» Мт.
Тайная Вечеря. Установление Таинства Евхаристии Тайная Вечеря. Установление Таинства Евхаристии Поражающий момент откровения, который мы, спустя две тысячи лет, разделяем с Христом на каждой Литургии!
После вечери Иисус предсказывает отречение Петра и рассеивание Своих учеников, но все равно говорит о любви к ним и молит Отца Своего защитить их. Это пример любви, к которой мы стремимся — всепрощающей и безмерной. Мы знаем, что ученики не потеряют ее, даже снова не оправдав силу этой любви в Гефсиманском саду.
Христос останется один в глубокой печали, когда будет молиться о миновании Его «чаши сей» - ученики Его будут спать. Так приближается Великая пятница. Около полуночи в сад приходит Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин.
И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его".
Но они не могли убить Его, так как не имели права проливать кровь. Просто же наказания им было недостаточно, поэтому они передали Христа на суд римской власти, Понтию Пилату. Ни Пилат, ни Ирод не нашли вины Иисуса, по которой могли бы казнить Его.
Всем верующим в среду Страстной недели запрещено сквернословить, ругаться, кричать на кого-то и проявлять нетерпимость. Веселиться тоже не стоит. Речь идет не только о походах в театры и кино, но и о просмотре телевизора или прослушивании музыки. Ни в коем случае нельзя гадать и ворожить - такие действия вообще не поддерживаются православием, тем более, перед праздником Светлой Пасхи.
В Великую среду уже вовсю начинали готовиться к предстоящему воскресному торжеству: начинали печь куличи и украшать свое жилище. Нельзя рубить дрова, вязать, шить, вышивать, использовать колющие и режущие предметы. Хорошо в этот день заниматься стиркой и уборкой, желательно вымыть и выскоблить полы, выбить ковры. Начатое завершали к вечеру Великого чистого четверга.
Вспоминали наши предки в Великую среду особый обряд, направленный на исцеление от всякой телесной немощи: зачерпывали кружкой воду из колодца, бочки или реки главное, чтобы резервуар находился на улице , трижды крестились и накрывали кружку с водой новым или чистым полотенцем, а в два часа ночи, вновь трижды перекрестившись, обливались этой водой, оставляя немного на дне.
Страстная неделя — это время строгого поста. Зачастую начинают ограничивать себя даже те, кто не делал этого в Великий пост.
В понедельник категорически запрещается употреблять в пищу продукты животного происхождения: мясо, рыбу, молоко, яйца. При этом в меню можно включать овощи и фрукты, крупы, орехи и сухофрукты, мед. Из горячей еды можно есть каши на воде, постные супы.
Великий понедельник — 2024: что нельзя делать Духовное очищение — главный смысл Страстной недели, поэтому в любой из ее дней запрещено совершать дурные поступки, материться, конфликтовать с окружающими, оскорблять кого-либо, вспоминать старые обиды. Нельзя также отказывать нуждающимся в помощи, а раскаявшимся — в прощении.
Страстная неделя: что можно и что нельзя делать перед Пасхой
Последняя неделя перед Пасхой. Дни предельного духовного напряжения. Время, в которое Церковь словно заново проживает последние дни земной жизни Христа.
Иосиф был любимым сыном Иакова. Кроме того, в юности ему часто снились сны, предвещавшие будущее величие. Об этих снах Иосиф часто рассказывал братьям, а они в ответ мучались завистью и ревностью. Не в силах справиться со своими чувствами братья решили избавиться от праведного Иосифа. Сначала они хотели его убить, но потом старший брат Рувим предложил бросить его в ров.
Однако в итоге было решено продать Иосифа купцам, следовавшим в Египет, за 20 сребреников — много веков спустя, Иуда, один из ближайших последователей Христа продаст его за 30 серебряных монет. В Египте, попав в служение к начальнику царских телохранителей Потифару, Иосиф заслужил доверие господина. Однако жена Потифара захотела погубить Иосифа — из-за его удивительной красоты женщина пыталась склонить святого к прелюбодеянию, но получила отказ. Тогда она заявила мужу, что Иосиф сам хотел ее осквернить, за что праведника посадили в темницу. Будучи в заключении, он прославился умением толковать сны — однажды Иосиф предсказал фараону приближение голодных лет и бедствий, за что был освобожден и получил статус главного сановника Египта. Позже Иосиф помог своей семье перебраться из Палестины в Египет. Перед кончиной святой завещал перенести его останки в землю обетованную — это случилось уже при пророке Моисее, за 1496 лет до рождения Иисуса Христа.
С Иисусом Иосифа сравнивают не только потому, что его предали близкие люди, как Иуда предал Христа. Иосиф, как и Христос, прославился добротой и готовностью прощать. Также мотив его мнимой гибели и возвращения в семью перекликается с распятием и воскрешением Христа. Помимо этой ветхозаветной истории, в Великий понедельник верующие вспоминают иссушение Христом бесплодной смоковницы — дерево, покрытое богатой листвой, но не приносящие плодов, стало символом лицемерия фарисеев и церковных книжников, против которых выступал Иисус Христос. Проклятие смоковницы — это метафора борьбы с формальностью служения Богу, когда верующий исполняет внешние ритуалы, но не испытывает подлинного покаяния Что касается богослужений, в понедельник Страстной седмицы начинается Чин мироварения, который происходит только раз в году, на последней неделе Великого поста. Миро — это смесь растительных масел, благовоний и душистых трав, которая активно используется в богослужениях. В первый день миро доводят до кипения, а потом варят на медленном огне, регулярно перемешивая вплоть до Великой среды.
Все это время священнослужители читают Евангелие. В Великий четверг, во время Божественной литургии, патриарх освящает миро при открытых Царских вратах. Во время церковной службы верующие как бы находятся в ожидании предначертанных событий. Великий вторник На второй день Страстной недели верующие вспоминают проповеди Христа в Иерусалимском храме и вне его. Уже тогда первосвященники, слыша, что говорит Иисус, хотели схватить и убить его, но пока не решались открыто нападать, боясь протестов народа, который принял Христа как пророка. Согласно Евангелию, в Великий вторник Христос рассказал ученикам о своем втором пришествии, а также поведал две притчи: о десяти девах и о талантах. Притча о талантах В идейном смысле эта история является продолжением притчи о проклятой смоковнице.
Ее основной посыл — каждый человек должен приносить свои «плоды» и приумножать дарованные ему свыше способности через труд и самореализацию. А того, кто не захотел трудиться и взращивать пусть даже небольшое свое дарование, ждут несчастья и бедность. Талант здесь — это прежде всего монета, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Но в переносном смысле его можно трактовать и как дарование, способности. Притча Христа о талантах В Евангелии от Матфея упоминается история о том, как один богатый человек, отправляясь в другую страну, призвал своих рабов и каждому раздал таланты по силам — одному дал пять талантов, второму — два, а третьему — один. Получивший пять талантов смог употребить их в дело и заработал еще столько же. Получивший два таланта тоже смог заработать еще два, благодаря дарам от хозяина.
А получивший один талант закопал свой дар в землю. Некоторое время спустя господин вернулся и потребовал отчет у своих рабов.
Вы строите гробницы пророкам, украшаете надгробные памятники праведникам и говорите: «Если бы мы жили во времена наших отцов, то мы бы не проливали вместе с ними крови пророков». Тем самым вы свидетельствуете о себе, что вы сыновья тех, кто убил пророков. Ну что же, продолжайте пополнять чашу злодейств ваших отцов!
Змеи, отродье змеиное! Вы еще надеетесь избежать осуждения и не попасть в ад? Вот, Я посылаю к вам пророков, мудрых людей, учителей, а вы некоторых из них убьете и распнете, других будете бичевать в ваших синагогах и гнать из города в город. И потому падет на вас вина за кровь всех праведников, пролитую на земле, от крови Авеля и до крови Захарии, сына Берехии, которого вы убили между храмом и жертвенником. Говорю вам истину: наказание за все эти преступления падет на нынешнее поколение.
Евангелие от Матфея 23:1-36 Великий четверг В первый день праздника Пресных хлебов ученики спросили Иисуса: — Где нам приготовить Тебе Пасхальный ужин? Иисус ответил: — Идите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит, что Его время уже подошло, и Он хочет в твоем доме отпраздновать Пасху со своими учениками». Ученики сделали все, как им велел Иисус, и приготовили Пасхальный ужин. Вечером Иисус и двенадцать учеников возлегли у стола. Когда они ели, Иисус Христос сказал: — Говорю вам истину: один из вас предаст Меня.
Ученики сильно опечалились и один за другим стали спрашивать Его: — Не я ли, Господи? С Сыном Человеческим все произойдет так, как о Нем сказано в Писании, но горе тому человеку, кто предаст Сына Человеческого! Лучше бы ему вообще не родиться. Тогда Иуда, предатель, тоже спросил: — Не я ли, Учитель? Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил его, дал Своим ученикам со словами: — Возьмите и ешьте, это тело Мое.
Затем Он взял чашу, поблагодарил за нее Бога и подал им со словами: — Пейте из нее все. Это Моя кровь завета, проливаемая за многих людей для прощения грехов. Говорю вам, что Я уже не буду пить плода виноградного до того дня, когда Я буду пить с вами новое вино в Царстве Моего Отца. Они спели и пошли на Елеонскую гору. Тогда Иисус Христос сказал им: — В эту ночь вы все отступитесь от Меня, ведь написано: «Я поражу Пастуха, и разбегутся овцы».
Но когда Я воскресну, то пойду в Галилею и буду ждать вас там. Петр ответил: — Даже если все Тебя оставят, я этого никогда не сделаю. Но Петр уверял: — Даже если мне придется умереть с Тобой, я никогда не откажусь от Тебя. То же самое говорили и остальные ученики. Молитва Иисуса в Гефсиманском саду.
Иисус пришел с ними на место, называемое Гефсимания, и сказал ученикам: — Посидите здесь, а Я пойду и помолюсь. Он пошел, взяв с Собой Петра и двух сыновей Зеведея. Его охватила тоска и тревога. Тогда Он сказал им: — Душа Моя объята смертельной печалью. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной.
Отойдя немного, Иисус пал лицом на землю и стал молиться: — Отец Мой, если возможно, то пусть минует Меня эта чаша, но пусть будет все не как Я хочу, а как Ты хочешь. Затем Он возвратился к ученикам и нашел их спящими. Дух бодр, но тело слабо. И во второй раз Он ушел и молился: — Отец Мой, если невозможно, чтобы эта чаша миновала Меня и чтобы Мне не пить из нее, то пусть все будет по Твоей воле. Когда Он вернулся, ученики опять спали, потому что их веки отяжелели.
И, оставив их, Иисус отошел и стал молиться в третий раз теми же словами. Затем Он возвратился к ученикам и сказал им: — Вы все спите и отдыхаете? Вот, время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, идем. Вот уже и Мой предатель приблизился.
Их послали первосвященники и старейшины народа. Предатель так условился с ними: — Хватайте Того, Кого я поцелую. Подойдя сразу же к Иисусу, Иуда сказал: — Здравствуй, Учитель! Иисус же сказал ему: — Друг, делай то, для чего пришел. Тут подошли люди и, схватив Иисуса, взяли Его под стражу.
Тогда один из тех, кто был с Иисусом, вытащил меч, ударил слугу первосвященника и отсек ему ухо. Неужели ты думаешь, что Я не мог бы упросить Моего Отца немедленно прислать Мне более двенадцати легионов ангелов? Но как же тогда исполнится Писание, что все это должно произойти? Затем Иисус обратился к толпе: — Что Я — разбойник, что вы пришли с мечами и кольями, чтобы арестовать Меня? Каждый день Я сидел и учил в храме, и вы не арестовали Меня.
Но все произошло именно так, чтобы исполнились писания пророков. Тогда все ученики оставили Его и убежали. Арестовавшие Иисуса привели Его к первосвященнику Каиафе, у которого уже собрались учители Закона и старейшины. Петр следовал за Иисусом на некотором расстоянии и прошел прямо во двор первосвященника. Войдя внутрь, он сел со стражниками, чтобы увидеть, чем все кончится.
Первосвященники и весь Высший Совет искали ложных показаний против Иисуса, чтобы приговорить Его к смерти. Но они ничего не могли найти, хотя и пришло много лжесвидетелей. Наконец вышли два человека и заявили: — Этот человек говорил: «Я могу разрушить Божий храм и восстановить его за три дня».
Великий вторник Во вторник верующие вспоминают, как Господь обличал фарисеев и книжников. По традиции в этот день начинают готовить одежду для праздника, а также выбирают скатерти и полотенца для пасхального стола — они должны быть белыми или светлых оттенков. Великая среда В этот день Иуда согласился совершить предательство против Господа за 30 серебренников. Нужно закончить уборку в доме, повесить на окна занавески, закупить яйца для праздника. Верующие стараются до восхода солнца помыться или хотя бы ополоснуть лицо, руки и ноги, смочить голову. Считается, что водой в Чистый четверг можно смыть все накопившиеся за год грехи. В четверг выпекать куличи и красить яйца. Великая пятница или Страстная пятница В этот день был распят Спаситель. Страстная пятница — день строгого воздержания и запретов: нельзя петь, веселиться, громко говорить.
У православных христиан началась Страстная седмица
Страстная неделя, когда христиане вспоминают события последних дней земной жизни Спасителя. Каждый день Страстной седмицы можно читать именно об этом дне недели, как о нем рассказывает библейское повествование четырех великих евангелистов. В 2023 году неделя перед Пасхой (Страстная неделя) стартует 2 апреля, а накануне страстного воскресенья, а в субботу 8 апреля, будет ее завершение. Страстная, или Великая неделя, — своего рода реконструкция библейских событий перед Пасхой. Страстная седмица посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа и подготовке к Пасхе.
Страстная неделя: что можно и что нельзя делать перед Пасхой
Страстная неделя (седмица) – это неделя перед Пасхой, время перед самым главным праздником в христианстве. Сегодня, 10 апреля, у православных христиан началась Страстная неделя: это время самого строгого поста перед Пасхой, пишет ФедералПресс. Страстная неделя в 2024 году: когда начинается и что нельзя есть перед Пасхой. это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем Страсти (страдания) Господни: предательство Христа Иудой; одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду. В 2023 году Пасха выпадает на 16 апреля, а значит, Страстная неделя начнется 10 числа. Перед Пасхой наступает Страстная неделя, когда верующие вспоминают о страданиях Христа и соблюдают особенно.
Страстная седмица: как провести последнюю неделю перед Пасхой
О том, как раньше верующие проводили последний этап пути перед главным православным праздником, с какого времени эта седмица выделялась Церковью особо, какие символы и смысл раскрывают для внимательного богомольца ее богослужения — рассказывает протодиакон Анатолий Ковшиков, клирик Христорождественского кафедрального собора города Рязани. Протодиакон Анатолий Ковшиков Когда мы обратимся к истории, то увидим, что дни Страстной седмицы действительно стояли совершенно особо и отличались строгостью. Так, если взять людей семейных, то они в это время старались даже не общаться друг с другом! Это, кстати, написано и в Триоди, там есть такие небольшие заголовки о том, как должно проводить дни Страстной седмицы. А много веков назад все было иначе… Если копнуть глубже в историю, исследуя происхождение Страстной седмицы, то вас там будут встречать неожиданные открытия. Например, у моих студентов в Рязанской православной семинарии становятся очень удивленные лица, когда я им рассказываю, что раньше Страстная седмица называлась… Светлой, а точнее — Цветной седмицей! Это, мягко говоря, необычно, и возникает закономерный вопрос — а почему так было?
Ответ достаточно прост - да потому, что в Великий пост используется одна книга, Постная Триодь, а в Пасхальный период до самой Троицы — другая, она называется Цветная триодь. И как раз Цветная Триодь в старину использовалась с Недели ваий, то есть как раз с начала Страстной седмицы. Последняя предпасхальная раньше не носила такой сугубо покаянный характер, страстной, это была именно подготовительная неделя перед Пасхой. И отголоски такого отношения к неделе, которую мы теперь привычно называем Страстной, можно найти и сейчас. Вот, скажем, я спрашиваю у студентов или даже знакомых священников: вы заметили, каким напевом в наше время поются обычные песнопения на богослужениях Страстной седмицы? Ничего подобного!
Уже с Великой среды начинают петь по-красному, торжественно. Это удивительно — наступают самые тяжелые, страстные дни, страдания Христа, а мы поем по-красному!.. А когда у нас заканчивается Великий пост? Кто-то твердо скажет, что на Пасху, ведь здесь мы разговляемся, а кто-то скажет, что раньше. А что говорят авторитетные источники?
Зато у нас популярно связанное с этой традицией именование каждого в отдельности дня седмицы Великим Великий Понедельник, Великий Вторник и др. Другое название — Страстная седмица — в Типиконе встречается лишь однажды в 17-й главе, посвященной расписанию кафисм. Зато в быту и в современной церковной периодике именование «Страстная седмица» весьма популярно и встречается гораздо чаще, чем «Великая седмица». Эта неделя особо чтится Церковью. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговения следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных за людские грехи страданий на кресте, и далее — до светлого торжества Христова Воскресения.
Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся. Дни Страстной седмицы Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к воспоминанию страстей Христовых. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих вообще на всей Евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Святая Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. В Великий Понедельник в богослужении особенно явственно звучат две темы: библейский патриарх Иосиф как прообраз Христа и проклятие смоковницы. Интересно, что в песнопениях, посвященных Иосифу, теме сходства его жизни с последними днями жизни Иисуса Христа посвящается гораздо меньше внимания, чем восхвалению его как образца целомудрия в противостоянии с египетской госпожой. Другая тема — проклятие смоковницы — прямо связана с исторической ситуацией. Согласно Евангелию Мк. Святая Церковь рассматривает это событие как науку для всех верных: человек, не приносящий плода, подвергается аналогичному проклятию и погибает. Великий Вторник — единственный день седмицы, не имеющий воспоминаний, связанных с событиями последних дней жизни Христа; в этот день всё наше внимание обращено на две притчи, произнесенные Христом как раз в Иерусалиме: притчу о талантах и притчу о десяти девах.
Притча о талантах в идейном смысле является продолжением проклятия смоковницы, так как требует реализации дарованных нам талантов; в то же время притча о десяти девах вводит новую тему — близости Второго пришествия Спасителя.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других.
Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним. Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях.
Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит — размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах, например: как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира?
Церковь учит, что для этого требуется усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление а кто не способен на него? Путь Страстной седмицы — путь поста, исповеди и причащения, иначе говоря — говения, для достойного причащения святых Таин в эти великие дни.
Помимо первого, как раз Таинства Святой Евхаристии, мы вспоминаем еще омовение Христом ног ученикам, моление в Гефсиманском саду и целование Иуды. Это все — события одного вечера из Евангельской истории. В четверг утром служится литургия святителя Василия Великого. Ведь средой, как уже было сказано, закончились литургии Преждеосвященных Даров, и с этого времени служится только полная литургия. Что же касается Великого четверга, здесь на литургии вместо Херувимской песни поется песнь, связанная с приготовлением Святого Причащения — «Вечери Твоея тайные днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» — это напоминание о Тайной вечере. В этот день большая часть верующих стараются причаститься. Это не какая-то народная, а именно общеуставная традиция. А вот на Пасху многие священники не причащали, потому что в этот день царит общее ликование, так что здесь не до покаяния. Но можно причаститься на Пасху, не исповедуясь, если исповедовался и причастился в четверг. За исключением, конечно, тех случаев, когда после исповеди был совершен какой-то большой, тяжкий грех. Но вернемся к четвергу. Моление в Гефсиманском саду, которое также вспоминается в этот день, отражено уже в вечернем богослужении, когда читаются 12 страстных Евангелий. Вечером в Великий четверг совершается чтение 12 Страстный Евангелий И как раз вечером в четверг уже начинается по-церковному следующий день, то есть пятница. Тут уже вспоминаются крестные страдания Христа, Его распятие и смерть. В этот день — никакой литургии! Ее не положено совершать, чтобы дать молящимся возможность более глубокого понимания страшных событий этого дня, сопереживания им. Вместо литургии в пятницу утром совершаются Царские часы, прочитывается Евангелие о страданиях и смерти Христа. А потом по Уставу, всегда в 14.
Страстная неделя в 2023 году: что можно и нельзя делать перед Пасхой?
В Великий понедельник принято убираться в доме и выбрасывать старый хлам. Согласно народным поверьям, это способствует привлечению всех благ. Великий вторник В церкви в этот день читают притчи о десяти девах, о верном и неверном рабах и о Страшном суде. У предков в этот день было принято готовить одежду, в которой семья пойдет в церковь на Пасху — люди доставали лучшие наряды, яркие платки, бусы. Главный цвет Пасхи — красный, поэтому в украшениях и одежде обязательно присутствовали алый, пурпурный, оранжевый оттенки. Великая среда В среду принято вспоминать предательство апостола Иуды, который продал Иисуса за тридцать сребреников. Также вспоминают о покаявшейся грешнице, которая после распятия Христа омыла слезами его ноги и помазала волосы драгоценным маслом, готовя его тело к погребению.
Верующим рекомендуется в среду сходить в церковь, исповедаться и покаяться в грехах, так как в среду исповедь имеет особую силу. Великий четверг В Великий также — Чистый четверг вспоминают Тайную вечерю, когда Иисус установил таинство причастия и омыл ноги апостолов в знак смирения и любви к ним. Главная народная традиция в этот день начинается с очищения тела. В старину в этот день мылись в бане. Люди верили и по сей день верят, что вода в этот день смывает накопившиеся грехи, как и на Крещение, дает здоровье и приносит удачу на весь год. Великая пятница Пятый день Страстной недели — самый скорбный, так как вспоминается распятие Иисуса Христа.
Во-первых, важно совершать все дела с любовью и милосердием. Необходимо помогать ближним, можно собраться за праздничным столом с родными и близкими. Источник изображения: pxhere Во-вторых, наступив на путь очищения, необходимо навести порядок в своей жизни и расстаться с лишними вещами. Рекомендуется освободить пространство для души и мыслей.
Речь идет не только о походах в театры и кино, но и о просмотре телевизора или прослушивании музыки.
Ни в коем случае нельзя гадать и ворожить - такие действия вообще не поддерживаются православием, тем более, перед праздником Светлой Пасхи. В Великую среду уже вовсю начинали готовиться к предстоящему воскресному торжеству: начинали печь куличи и украшать свое жилище. Нельзя рубить дрова, вязать, шить, вышивать, использовать колющие и режущие предметы. Хорошо в этот день заниматься стиркой и уборкой, желательно вымыть и выскоблить полы, выбить ковры. Начатое завершали к вечеру Великого чистого четверга.
Вспоминали наши предки в Великую среду особый обряд, направленный на исцеление от всякой телесной немощи: зачерпывали кружкой воду из колодца, бочки или реки главное, чтобы резервуар находился на улице , трижды крестились и накрывали кружку с водой новым или чистым полотенцем, а в два часа ночи, вновь трижды перекрестившись, обливались этой водой, оставляя немного на дне. После, не вытираясь, на мокрое тело надевали одежду, а оставшуюся в кружке воду выливали на кусты или цветы в саду. Считалось, что омытый таким образом человек как бы заново рождается.
Так как это последняя неделя Великого поста, ограничения, в первую очередь, касаются питания. Великий понедельник Страстной недели В этот день вспоминается святой Иосиф, проданный братьями в Египет, как образ страдающего Иисуса Христа. Сегодня нужно строго придерживаться правил питания Великого поста. Стоит придерживаться сухоядения, то есть питаться постным хлебом, сырыми овощами и фруктами. В первый день Страстной недели строго запрещено венчаться и праздновать свадьбу, участвовать в развлекательных мероприятиях, ругаться или завидовать, а также ходить на кладбище и поминать умерших.
Великий вторник Страстной недели Во второй день Страстной седмицы принято почитать обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также произнесенные им в Иерусалимском храме притчи. Во вторник также нужно придерживаться сухоядения. Можно работать по дому, наводить порядок в шкафах и на полках. Нельзя венчаться и праздновать свадьбу, а также участвовать в увеселительных мероприятиях. Великая среда Страстной недели На Руси считалось, что среда — это апогей разгула нечести, которая пытается сбить женщин с пути истинного.