Среднерусская возвышенность на карте России Характеристики Рельеф и происхождение Климат Флора, фауна Что мы узнали?
Погода в Кировском районе
Среднерусская возвышенность медленно возрождается, приобретая свой первозданный вид. Среднерусская возвышенность на Вост.-Европ. равнине; Россия. Впервые выделена на гипсометрической карте Европ. России, 1889 г., составленной воен. геодезистом и картографом генерал-лейтенантом А. А. Тилло. Климат Среднерусской равнины умеренно континентальный.
Среднерусская возвышенность на географической карте россии
Из-за высокой влажности по утрам часто образуются туманы. Световой день становится значительно короче. В конце ноября многие водоемы покрываются льдом, а на почве начинает формироваться устойчивый снежный покров. История Среднерусская возвышенность в северных своих частях и частично по западному и восточному склонам была покрыта ледником см. Днепровское оледенение. На указанных территориях встречаются отложения ледникового происхождения в виде перемытой морены, мощность которой варьирует в пределах до 15 м. Типичные моренные отложения отмечены на правом берегу Оки между Алексином и Серпуховом.
Чаще на Среднерусской возвышенности можно встретить полосы флювиогляциальных песков, вытянутых по речным долинам. Значительная протяжённость территории с севера на юг и различия в её ландшафтной структуре позволяют выделить в ней Сумскую и Харьковскую возвышенную область. На территорию Украины заходят лишь дальние юго-западные отроги Среднерусской возвышенности. В тектоническом отношении они приурочены к склону Воронежского массива. Отроги образуют холмистый расчленённый рельеф с обнажениями меловых пород. Среднерусская возвышенность имеет характерные климатические условия, которые отличаются наибольшей континентальностью по сравнению с соседними областями Украины.
Равнины и горы России Россия страна огромных равнин и величественных гор. Наиболее известные горы нашей страны — Уральские, Кавказские, Алтай, Саяны. С помощью карты в учебнике Окружающий мир 4 класс , с. Укажи стрелками. Вырежи фотографии из Приложения. Подумай, по каким признакам можно узнать эти географические объекты.
Помести фотографии в соответствующие окошки. Попроси учителя проверить твою работу.
Откуда он появляется и куда исчезает, никому не известно. Чьих он будет, где живёт зимой и чем занимается, никто не знает. Федя хипан неразговорчив. Он молчит и улыбается, улыбается и молчит. Человек он бесполезный и странный, но безобидный.
Селяне терпят его присутствие на реке вполне охотно. Федя аскетичен, живёт налегке, в его имуществе нет ничего лишнего. Всё имущество Феди — скрипка, чайник и армейская плащ-палатка. Больше Феде ничего не надо для душевного равновесия. Жилья Федя не строит, живёт под открытым небом. Ни землянки, ни норы, ни шалаша. Он может вскрыть чей-нибудь лодочный сарай и переночевать, если уж совсем непогода, но это крайне редко — для душевного равновесия Феде непременно нужен визуальный контакт с Большой Медведицей и созвездием Девы.
Ночует Федя хипан в лугах. Если какая-либо нужда занесла вас тёмной безлунной пасмурной ночью в луга и вы ненароком споткнулись о какое-то бревно, а бревно вдруг замычало и зачесалось — не пугайтесь, это Федя хипан. Бывают у нас такие ночи, хоть глаз коли. Тогда Федю можно сослепу принять в лугах за камень или бревно и присесть отдохнуть, и когда вдруг бревно проявит признаки несогласия, человека с тонкой душевной организацией может и кондратий хватить. Поэтому не торопитесь присесть на бревно тёмной ночью в наших лугах — может быть, это Федя хипан тихо спит, туго закатавшись в армейскую плащ-палатку. Слегка попинайте бревно ногой, прежде чем сесть, осторожность не повредит. Чайник у Феди многофункционален.
Большой медный чайник хорош для заваривания луговых трав, но пригодится и не для чаепитий. В свободное от чайных церемоний время Федя хранит там живца. Он ловит в затонах маленьких рыбок на орешину с куском лески, и живец вольно плавает в чайнике. Потом Федя в тех же затонах наставит незамысловатых жерлиц, поймает щук, что сможет — съест, что не понадобится для еды — обменяет в деревне на хлеб, соль и спички. Торговаться Федя не будет. Он улыбается и молчит, молчит и улыбается. Что дадут за щуку, того и довольно.
Федя улыбчив, приветлив и гостеприимен, но если вы решили выпить с Федей чаю в лугах из ароматных здешних трав, не удивляйтесь, что чай пахнет рыбой. Иногда Феде хочется выпить. Тогда нужна скрипка. Федя не будет пастись под сельским магазином как деревенские алкаши, не будет ничего выпрашивать и падать на хвост. Он пойдёт сеять прекрасное, доброе, вечное. Федя возьмёт скрипочку и пойдёт на перекрёсток торговых путей, на Монцевский Перевоз. Монцевский Перевоз — это средоточие светской, торговой и всякой прочей жизни в наших краях.
Это переправа. Здесь река делает большую петлю, а на берегах стоят две деревни. И если от Нарышкино до Щербатовки по реке шестьдесят километров, то переправившись через реку вот тебе Нарышкино, если тебе надо в Нарышкино, и вот тебе Щербатовка, если тебе надо в Щербатовку. Переправа ночью не работает. Ночью на обоих берегах скапливается очередь. Здесь трактора с покосов, молоканки с летних ферм, грузовики, машины туристов и прочая техника, здесь ночуют у костров, знакомятся, пьют и закусывают. Здесь оживлённо, нетрезво и весело.
И Федя хипан со своею скрипочкой здесь очень даже кстати. Трактористам и водителям грузовиков не чуждо чувство прекрасного. Чардаш Монти или «Времена года» Вивальди до слезы тревожат трепетную русскую душу, и Федю ласково бьют по спине, дружески хлопают по плечу, и охотно наливают, и охотно покормят, и денег дадут, если деньги нужны на дорогу, смахнувши скупую мужскую слезу. Так Федя хипан проживёт в наших лугах от последнего снега до первого снега. Он будет ловить на жерлицы щук, заваривать луговые травки в большом медном чайнике, пахнущем рыбой, играть на скрипке водителям у переправы, смотреть в небо, вдыхать русский простор и терпкий воздух лугов. Потом он исчезнет и не попрощается. Потом он нарисуется и не поздоровается.
Он будет молчать и улыбаться, улыбаться и молчать. Федя хипан уже и сам как времена года Вивальди — если Федя появился, то скоро лето, если Федя исчез, то скоро зима. А если на Монцевском Перевозе зазвучал чардаш Монти, то на Большой Медведице и в созвездии Девы все знают — на Земле всё хорошо и всё правильно. У Вальки-самогонщицы день рожденья. Валька — личность довольно харизматичная и день её рождения — событие на деревне не последнее. Она лучшая на всю округу плакальщица и незаменима на любых похоронах, старается в сельском храме псаломщицей и известна тем, что может ночь напролёт читать по покойнику, не сходя с места. По ночам она торгует ужасной самогонкой и на всю округу слывёт колдуньей, ибо встречали её в лесах с корзинками, полными мухоморов.
За день Валька может прополоть сорок соток картошки, недавно в пьяной драке сломала мужу руку и не боится в этой жизни ни Бога, ни чёрта. Вот такой вот цельный человек Валька-самогонщица. Серьёзный она человек. Деревня гуляет. По главной улице в клубах пыли метётся огромная процессия нарядных бабулек. Мелькают разноцветные юбки, парадные кофточки и ватные душегреечки. На ногах у них или резиновые галоши или мужские модельные полуботинки с белыми козьими носочками.
В таких лаковых полуботинках ходят торговцы на городских рынках и президент Соединенных Штатов Америки. Бабки подвыпили, раздухарились и горланят матерные частушки. Медленно, колыхаясь, матерясь и подпрыгивая, праздничная колонна движется к дому Вальки-самогонщицы, где состоится основной банкет. Чуть в сторонке идет Лёха-гармонист — высокий статный мужик в голубой милицейской рубашке, трениках с пузырями на коленках и в сандалях на босу ногу. Лёха уже изумительно пьян. На лице его застыла окаменевшая зловещая ухмылка, стеклянный взгляд упёрся в горизонт и полон ужаса. То ли Лёха в шоке от старушечьей похабени, то ли наблюдает приближающийся конец света.
Что творится в его бедной голове — непонятно, но он старательно вышивает квадраты деревенского рок-н-ролла и тоже приплясывает. На ремне его баяна сияет серебром крупная наклейка «Adidas». Процессию замыкает длинная фигура Табиба в замечательном зелёном пальто. Он снимет его только тогда, когда воздух прогреется выше тридцати градусов. Табиб сутулится больше обычного и грустно шаркает ногами. У него неприятности. Недавно он был уличён в якобы краже какой-то банки со сметаной и объявлен в деревне персоной нон грата.
Это, конечно же, неправда, но деревня есть деревня. Кто-то шлёпнул поганым языком — не отмоешься уже никогда. Во всех светских домах Табибу теперь отказано. Он плетётся позади всего этого праздника жизни скорее машинально и без особой надежды, понимая, что даже если и пустят в дом, то уж налить точно не нальют. Сюжеты настолько же витиеваты, насколько и просты — кто там кого на сеновале, кто кого под трактором… Ото всей этой визгливой похабени воздух в деревне сгустился настолько, что его можно резать ножом. Я сижу на скамеечке в своем палисадничке, наблюдаю приближающуюся пёструю скачущую процессию, вслушиваюсь в сексуальные фантазии пенсионерок и мечтаю только об одном — чтобы Данила подольше обедал. Если мой маленький сын сейчас выкатится из дома, я застрелюсь объяснять ему, о чём это бабушки поют.
Наконец, вся эта фольклорная команда добирается до Валькиного дома и, приплясывая, начинает втекать внутрь. Последним просачивается Табиб, пытаясь быть как можно меньше. Его не гонят, но как будто не замечают. Он устраивается на лавке поближе к двери, не снимая пальто. На столе перед ним пусто. Столы ломятся от деревенского изобилия. Помидорчики, огурчики, грибы солёные, маринованные, капустка квашеная, мочёные яблочки, брусника и клюква, дымящаяся картошечка, домашняя тушёнка в больших стеклянных банках… Бабки летают по хате, передают друг другу тарелки, суетливо устраиваются за столами и продолжают вопить частушки.
Изба ходит ходуном. Гармонист Лёха сидит на самом видном месте, уронив на баян голову вместе с каменной улыбкой, и спит, но играть не перестаёт. Пенсионерки во весь голос уверяют друг друга, что ни за что не променяют большой на маленький. Хоть топор вешай... И вдруг на дом обрушивается тишина… То ли частушки, наконец, закончились, то ли устали старушки, то ли все одновременно почувствовали печальный взгляд Богородицы из красного угла. Все тихо сидят и прячут друг от друга глаза, никто не выпивает и не закусывает. Тихо так, что слышно, как улыбается во сне Лёха-гармонист.
Какая-то неловкость повисает в избе вместе с тишиной. Продолжается это довольно долго. Все понимают, что вроде как праздник, вроде как день рождения, и надо бы веселиться, но куда-то делась вся давешняя лихость, и даже именинница Валька не может поднять глаза от стола. И тут вдруг Табиб начинает петь. Всё, над чем я смеялся когда-то Всё теперь умиляет меня… Поёт Табиб тихим тенорком, но в этой звенящей тишине он звучит как голос диктора Левитана — — И теперь с новым чувством и целью Я как птица гнездо свое вью И ночами у их колыбели Сам себе потихоньку пою… Мелодию и слова Табиб несколько врёт, но зато замечательно грассирует, изображая французский прононс, и водит пальцами по столу, как бы аккомпанируя себе на как бы рояле. У многих бабулечек глаза уже на мокром месте, даже Лёха-гармонист проснулся и внимательно наблюдает за руками Табиба, словно слушая музыку. На словах — Где ж вы, мои ноченьки, Где ж вы, соловьи?
С этими слезами выливаются из них и самогонка, и вся давешняя похабщина, и неловкость друг перед другом и перед Богородицей. Глаза у них блестят от слёз и светятся как-то изнутри от ласковых слов Вертинского. Это уже не бабуськи. Это Женщины. Табиб с видимым удовольствием допевает песенку до конца и умолкает. Опять воцаряется тишина. Но в этой тишине уже нет неловкости.
Из-за спины Табиба одновременно протягиваются несколько заботливых рук, и на столе перед ним возникают полный стакан самогона и тарелки с закусками. Он чинно выпивает и, запустив руку в миску с квашеной капустой, блаженно шепчет — — Спасибо, Александр Николаевич. Народ удивлённо переглядывается. Я сижу себе на лавочке и наслаждаюсь волшебным вечером. У Вальки, наконец, всё затихло, никто больше не мешает соловьям. Соловьи творят сегодня что-то несусветное, словно у них сегодня тоже день рождения. И воздух сегодня особенно мягкий и ласковый, и пахнет молоком и черёмухой.
Из Валькиного дома вываливается Табиб. Он уже не так сутулится как днём и как будто стал ещё выше ростом. Завидев меня, Табиб припускается какой-то фривольной суетливой трусцой — — Джа-а-а-ан… Джанчик! Я типично белобрысый сын Балтийского моря, но Табиб почему-то зовёт меня на армянский манер. Разве я похож на армянина? Он очаровательно пьян. Пойдём лучше в дом, я тебе водки налью.
Не пойдём в дом, давай здесь посидим, вечер-то какой! У меня всё с собой. С этими словами он достаёт из карманов бутылку с пробкой из газеты, телескопические походные стаканчики и два огромных мочёных антоновских яблока. Откинувшись на спинку скамейки, лениво блаженствуем с Табибом. Да, бабка Поташиня — виртуоз в своём деле. Я любопытствую — — О табибейший из всех возможных табибов, кто ж тебя спас от хулы? Я ничего не понял, но расспрашивать не тороплюсь.
Табиб нежно смотрит на светящиеся окна дома Вальки-самогонщицы и добавляет: — А как же иначе? Душа-то у них красивая, душа-то живая… Знаешь, как они меня зимой у волков отбили? И Валька? Во-о-от с таким дрыном! Я предвкушаю какую-то красивую историю. Поднимаю Табиба, отряхиваю — — А пошли ко мне ночевать? Пельмешек сварим, водочки выпьем… Я тебя на твоём любимом диванчике положу… — Под телевизором?
Он галантно берет меня под руку и орёт на всю деревню — — В бананово-лимонном Сингапуре… Лиловый негр Вам подавал манто! Лиловый негр нам продавал пальто! Искусство вечно! А сметану я вообще не ем! Не люблю я сметану!!! Карабкаемся в дом. Вокруг поют соловьи.
Соловьи солидарны с Табибом, они тоже не любят сметану. Умирает человеческий дом без человеческих рук. Легкомысленно пропитый Табибом забор лишал смысла любое земледелие, да и плохо Табиб был приспособлен к сельскому хозяйству. Не понимал он землю, а земля не понимала его. Не менее легкомысленно пропитая печь тоже лишала бытие необходимого комфорта. Сердобольный Керосин сварил Табибу буржуйку, но сварил он её из того, что было под рукою, а было под рукою небогато. Сталь была тонковата, быстро нагревалась, но и быстро отдавала тепло, к тому же сама грозилась быстро прогореть.
Поэтому Табиб дровами не особенно озадачивался, а ходил в ближайшие перелески за хворостом. Не прогревала печка хворостом дом, прогревала только тот угол, где спал Табиб, и стоял дом сырой и холодный. Половицы гуляли, окна начали рассыхаться, появились плесень и сквозняки. Да и походы Табиба за хворостом не предвещали ничего хорошего. Зимы в этих краях лютые, ответственные здесь зимы, особенно не забалуешь. В глухозимье, в самые морозы, снегопады и бескормицу заходят в деревню волки. Волки заходят за фастфудом, которым им служат бездомные деревенские псы, но и человеку можно сдуру попасть под раздачу.
Табиб уже попадал в серьёзные переделки с волками. Пока что ему везло, прибегали из деревни бабки с дрекольём и отбивали Табиба, но не ходить же за хворостом вечно под конвоем... К тому же всю деревню потрясла трагедия с егерем Васей Солнышком. Солнышко поехал на мотоцикле по каким-то своим делам в заповедник, взял с собою собак. Были у Васи две отменные лайки, крупные, отлично воспитанные, лютые, натасканные на любую дичь. Не какие-нибудь выставочные пижоны, а здоровенные егерские охотничьи псы. Был солнечный зимний день, ничто не предвещало беды.
Она входит в состав Восточно-Европейской равнины , и по сравнению с ней действительно лежит выше, поэтому её и выделяют в отдельную географическую единицу. Но всё равно высшая её точка лежит на высоте всего 303 метра. Для сравнения, высота Эйфелевой башни — 324 метра. Факт 2. Практически целиком Среднерусская возвышенность лежит на территории России. Небольшие её части относятся к Украине, но это лишь дальние её отроги, на которые приходится довольно скромный процент от её общей площади. Факт 3.
Главная природная достопримечательность этих краёв — Курская магнитная аномалия, самый крупный на земле железорудный бассейн. Своё название она аномалия получила не случайно — железа здесь столько, что стрелка компаса начинает сходить с ума и показывать всё, что угодно, только не направление на Север.
Общие географические закономерности Земли.
Кинд Н. Кислов А. Клименко Л.
Максимов А. Природные циклы причины повторяемости экологических процессов. Фонд 210.
Столбцы Белгородского стола. Овечкин С. Полупан Н.
Эволюция почвенного покрова Украины под влиянием изменений природных условий и антропогенных воздействий: Тез. УШ Всесоюз. Новосибирск, 1989.
Мо-чары и мочаристые почвы, их типология, пути улучшения и рационального использования: Тез.
Среднерусская возвышенность на географической карте России
Среднерусская возвышенность (Артур Скляров) / Проза.ру | Среднерусская возвышенность на карте России Характеристики Рельеф и происхождение Климат Флора, фауна Что мы узнали? |
какие города расположены на среднерусской возвышенности | Среднеру́сская возвы́шенность — возвышенность, расположенная в пределах Восточно-Европейской равнины от широтного отрезка долины реки Оки на севере до Донецкого кряжа на. |
Где находится Среднерусская равнина? | Среднерусская возвышенность — возвышенность, расположенная в пределах Восточно-Европейской равнины от широтного отрезка долины реки Оки на севере до Донецкого кряжа на юге. |
В Москве выпало рекордное количество осадков
Дождливый климат и умеренные температуры Среднерусская возвышенность характеризуется дождливым климатом и умеренными температурами. Перейти к прогнозу погоды. Среднерусская возвышенность превратится в ледяной каток. Особенности климата в разных сезонах года Весной климат среднерусской возвышенности характеризуется быстрыми изменениями температуры и скачками погоды.
какие города расположены на среднерусской возвышенности
Среднерусская возвышенность — возвышенность, расположенная в пределах Восточно-Европейской равнины от широтного отрезка долины реки Оки на севере до Донецкого кряжа на юге. Интересные факты о Среднерусской возвышенности 00:00 Интро 00:05 Несмотря на название, Среднерусская возвышенность. Погодные условия в Среднерусской возвышенности Среднерусская возвышенность расположена в центральной части России и имеет свои особенности в климате и погоде. Изучены ответные реакции компонентов природной среды на изменения климата разной периодичности на территории юга Среднерусской возвышенности.
В Москве выпало рекордное количество осадков
В комментарии под видео Виталий Лалетин написал следующее: «В этом видео я отправился к высшей точке Тульской области и высшей точке Среднерусской возвышенности. По пути я зашёл в очень крутое место — полуразрушенную церковь вознесения господня, которая находится недалеко от высшей точки. Высота — 293 метра над уровнем моря».
Территория сильно распахана. На склонах с овражно-балочным расчленением произрастают дубовые, липовые и ясеневые леса. На Среднерусской возвышенности расположены 2 заповедника — Центральночернозёмный заповедник им. Алехина и заповедник «Галичья Гора».
На территорию Украины заходят лишь дальние юго-западные отроги Среднерусской возвышенности.
На нерве, наверное. Выпили ещё по стакану. Тут маленько потеплело на душе. И вдруг я увидел ласточку.
Ничего не пойму. Зачем ты вылезла из своей надёжной дырки на крутояре, дурилка картонная? Кинул взгляд на торнадо — а он поднимается. Немного не доходя до затона, смерч оторвался от земли, на глазах превращается в конус и уходит в небо. Из него уже не сыпятся ёлки и палки, он уже похож на воронку, которая уходит в небо, он светлеет и растворяется в небе.
Облачко забирает назад свои грязные щупальца. Через минуту земля перестала гудеть, повылазили откуда-то всякие мошки, козявки, птицы летают, словно ни в чём не бывало. Ничего не поймём. Сели на землю, улыбаемся как дураки. Только теперь я понимаю, что я маленько пьяненький.
Витька тоже, похоже. Через полчасика за нами приезжают из деревни. Мы тычем пальцами в запад, взахлёб рассказываем о страшном чудесном спасении, но нам не верят. Нам говорят — если вы, баловники, хотели выпить, могли бы придумать повод и поинтереснее. Нам грозят пальчиком — хватит гнать, в наших краях не бывает торнадо.
Нам говорят — посмотрите на небо, болтушки. Такого тихого ясного неба ещё поискать. Нам говорят — единственное, что вас оправдывает — это хорошая рыба и вон те две стерлядки. Нам говорят — вы молодцы, но харе замолаживать. Мы не спорим.
Мы ничего не доказываем. Мы тихо улыбаемся. Это навсегда останется с нами. Я не знаю, что останется с Витькой, а со мной навсегда останутся эти глаза, глаза зверя, очень хотящего жить, но который выбрал смерть ради чести, ради раненого товарища. А сейчас мы катим в деревню.
Мы будем гулять день рождения. Как правило уже в 10. Любители увеселительных напитков вразнобой, на всех доступных им языках, иногда очевидно непарламентских, укоряют продавщицу Ленку в бесчеловечном формализме и бюрократии, продавщица Ленка угрюмо отгавкивается, тоже в выражениях отнюдь не стесняясь, и жестом дедушки Ленина показывает на часы. Счастье наступит ровно в 11. Это не конфликт, это ритуал, ритуал уже почти религиозный.
Сегодня лабаз вообще закрыт до одиннадцати, продавщица Ленка принимает товар. На небольшой площади перед магазином большое движение, напоминающее совещание перед строительством Вавилонской башни. Здесь почти нет штатных деревенских алкашей, они любители народного творчества. Публика всё больше почище и посолиднее, но для контрасту клубится несколько совсем уж конченых доходяг, которые не интересуют самогонщиц даже как рабочая сила, которым нельзя доверить даже выкопать яму или поправить забор. Денег же у алкашей никогда нет.
Никогда и никаких. Это не свидетельство бедности, это их принципиальная жизненная позиция. Перед лабазом людно. Здесь даже посланцы иных миров. На площади стоит конная подвода с делегацией из соседнего села — там вообще нет водки.
Гримасы советской торговли. На подводе, лениво развалясь, дремлют импортные селяне, сонная лошадка что-то лениво жуёт. Одиннадцать ноль ноль, секунда в секунду. На содержание эталона времени тратятся государством изрядные средства. Я вам скажу, это расточительное излишество.
Главный эталон времени вселенной — любой деревенский лабаз в 11. Вселенная живёт именно по этим часам. Двери магазина открываются. Мужики, не толпясь, не ругаясь, спокойно и чинно становятся в очередь. Незачем суетиться, всем хватит.
По одному, по два, они выкатываются из лабаза с поклажей, кто больше, кто меньше. На лицах нет вожделения. На лицах даже растерянность. Даже мужики из соседнего села, загрузивши подводу, не трогаются с места, не уезжают, они тоже растеряны. Во вселенной какой-то затык, вселенная забуксовала, почти застыла.
Так бывает, дорогой читатель. Так часто бывает при достижении великой цели. Человек ставит себе великую цель, а по достижении цели не испытывает ничего кроме опустошения. Наверное, так родилась легенда о бедном Сизифе. Ты стремишься, строишь планы, рвёшь жилы, исходишь на говно, а когда ты, наконец, упал измождённый возле достигнутой цели, ты вдруг понимаешь, что ты ослик с морковкой, которая была привязана к твоей спине.
Только тогда ты понимаешь высшие смыслы. Ты понимаешь, что жизнь не есть цель, жизнь есть процесс. Так бывает. Нет в душе праздника. Вот он, вожделенный продукт, вот он, уже на руках, а праздника нет.
Всё вокруг преступно буднично. Мужики выходят из лабаза без чувства победителя. Здесь силы человеческие заканчиваются. Здесь нужна помощь вселенной. И вселенная приходит на помощь, к людям спускается ангел.
У нас хорошая память. Мы помним, как зовут ангела. Ангела зовут дядя Вася Шелупонь. Это он спас легендарного кота Падлу от лишних страданий, это он, мы помним, принёс в операционную детскую аптечку с эфиром. И сейчас мимо площади тихо идёт дядя Вася Шелупонь, старенький глуховатый сторож с молочной фермы.
Идёт, постукивая своею палочкой. Останавливается возле площади перед лабазом, прищуривается, без слов шифрует поляну. Он сразу всё понимает — стоит толпа мужиков, у всех авоськи с водкой, но на лицах нет праздника, на лицах растерянность. У людей нет идеи. Погодитя, — говорит дядя Вася Шелупонь, и продолжает движение.
Когда он скрывается из виду, мужики переглядываются — щас, щас, щас что-то будет. Вселенная подала надежду, что не всё в жизни напрасно. Мужики не расходятся. Мужики ждут дядю Васю. Появляется дядя Вася.
Медленно, торжественной поступью, повесив клюшку на локоть, дядя Вася несёт что-то на вытянутых руках. Когда дядя Вася подходит к собранию, становится видно — он несёт в обеих ладонях огромный помидор. Помидор еле-еле умещается на двух ладошках. Глядите, сыночки, — говорит дядя Вася, — первый в этом году помидор. И гляньте, какой здоровенный.
В благородном обществе радостное оживление. Становится ясно, за что надо выпить. Надо выпить за первый в сезоне помидор дяди Васи. На подводе расчищается почётное место, туда аккуратно стелется газетка, кто-то достаёт нож и режет сакральный помидор на много-много частей, чтобы всем хватило. Тут же на газете появляются и другие закуски, чёрный хлебушек, сало, лучёк, всякие прочие вещи, но понятно — это лишь обрамление, это свита сакрального помидора.
Начинается радостный банкет. Праздник первого помидора. Банкет, как понятно, затягивается, начинаются лясы-балясы, но никто не забывает предмет, все свято помнят — сегодня праздник первого помидора. Все благодарны ангелу дяде Васе, он привнёс в жизнь нужные смыслы. Дядя Вася, выпив стопку-другую, откланивается и идёт по своим делам.
Мужики наперегонки спрашивают — не подвезти ли тебя куда, дядя Вася? Дядя Вася ласково машет рукой и уходит. Мы помним — ангелы несентиментальны. Батька Игорь — наш добрый друг, священник из соседнего села, здоровенный вятский медведь. Он откуда-то из-под Вятки, учился в Троице-Сергиевой Лавре, потом занесло его в наши есенинские места, тут и прижился.
Батька наш человек, отменный рыбак, занимается пчёлками, во дворе у него несколько ульев, а когда шлея под хвост попадёт, он гоняет на мотоцикле с Ночными Волками. В общем, наш человек батька Игорь, мы дружим. И храм у батька хороший, мы его любим, туда ноги несут. Храм старый, сильно пострадавший, ободранный, советская власть от души над ним поглумилась, но красивый, стоит прямо у реки, и история у него интересная. Строили его на деньги Иоанна Кронштадтского.
Пошли как-то местные мужики с обозом подсолнечного масла в город Санкт-Петербург, и свела их каким-то образом судьба с отцом Иоанном. Мужики пожалились отцу — вот, мол, храм задумали строить, а денег не хватает. Отец Иоанн достал котлету денег и сказал — нате мужики, стройте храм, дело хорошее. Ну и построили храм, и стоит он у реки, глаз радует. Храм со всех сторон интересный.
Из-за этого храма на селе два кладбища. Когда пришла советская власть и стала всячески отменять Бога, велено было храм осквернить. Нашлись среди местных энтузиасты, с азартом взялись за дело, срывали маковки, колокола, жгли иконы, поганили фрески, старались как могли. Советская власть их похвалила. А потом начались нелады.
Шло время, энтузиасты начали умирать. И местные люди заметили, что по ночам творится на кладбище какая-то нездоровая фигня — кто-то вроде как воет по ночам, кто-то шумно вздыхает, иногда вроде бы ветер какой-то проносится по кладбищу тихими ночами и тоже издаёт какие-то тревожные звуки. В общем неуютно стало на кладбище. Обычно сельское кладбище — место покойное, место тихой печали, а в этом селе погост стал пользоваться дурной славой. Поползли нездоровые слухи, старикам стало как-то неподобно здесь ложиться, и люди заложили неподалёку ещё одно кладбище, от греха подальше.
Теперь их два на селе. А рядом высится красивый поруганный храм, который по слухам и стал причиной этого неспокойствия — люди говорят, что это маются по ночам на старом кладбище те энтузиасты, что жгли иконы, срывали купола и кресты, и даже, говорят, в азарте своих атеистических упражнений пытались взорвать храм, но потерпели неудачу — раствор для кладки в те времена замешивался на курином яичке, и взрывчатка оказалась бессильной супротив русской курочки. Позвонил батька Игорь — — Приезжайте, что покажу. Глаз у батьки хитрый. Ничего вроде особенного, всё как обычно, батька ведёт нас в свой дворик, ставит самовар.
А глаз хитрый. Обычно мы с удовольствием ездим в это село — и к батьке в гости, и на церковные службы, но в последнее время сюда ноги не несут. Здесь случилась трагедия, за которую стыдно. Очень стыдно. До слёз стыдно за род человеческий.
В этом селе с давних пор жили всеобщие любимцы — пара аистов. Они прилетали каждую весну и вили гнездо на старой водонапорной башне. Башня у самого въезда в село, это была его визитная карточка — огромное гнездо больших красивых птиц. Башню видно отовсюду, это вторая господствующая высота после сельского храма. Было очень хорошо остановиться возле въезда в село, поглазеть на трогательные хлопоты этих стратегических бомбардировщиков, пофотографировать, показать детишкам.
Но однажды аистиха исчезла. Какая-то гнида о двух ногах застрелила аистиху. То ли какая-то местная пьянь по куражу, то ли приезжий охотник, не сумевший найти более достойной добычи — того не знаем. Хотели было вчинить иск и найти эту гниду — село дело прозрачное, здесь шило в мешке не утаишь. Хотели найти этого примата, в глазки ему посмотреть, познакомить с хорошим лицевым хирургом, но батька Игорь остановил.
Он махнул рукой — оставьте, мол, не надо. Аистиху этим не вернёшь, а множить зло на земле не будем. Аист пропал. Куда делся — никто не знал. Гнездо опустело.
Ветер трепал ветки огромного гнезда на старой водонапорной башне, было тихо, неуютно и очень стыдно. И мы перестали ездить в это село, всячески отлынивали от приглашений батьки Игоря. А тут он звонит — — Приезжайте что покажу. Батьку Игоря зовут на селе журавлиным батькой. К нему прилетают по осени журавли, как он говорит — благословиться перед дальней дорогой.
Кто бы рассказал — я бы вряд ли поверил, но сам видел, как журавли кружат над храмом, тоскливо курлыкают, а батька их крестит. Журавли кружат, кружат над храмом, потом выстраиваются в клин и уходят на юг. Сидим у батьки во дворике, гоняем чаи, ничего не происходит особенного, не очень понятно, для чего он нас позвал, но лишних вопросов не задаём — ждём, когда батя сам к делу перейдёт. Глаз у батьки играет, он тоже чего-то ждёт, но не колется. Дом батькин около храма.
Храм из дворика виден. И в какой-то момент становится слышен свист крыльев — на посадку идёт здоровенный боинг.
Соколов И. Хитрое Н.
Чендев Ю. Естественная эволюция почв Центральной лесостепи в голоцене. Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. Эволюция лесостепных почв Среднерусской возвышенности в голоцене.
Пущино: Товарищество научных изданий КМК, 2017. Г, Лупо Э. ВУЗов, Северо-Кавказский регион. Jenny H.
Factors of soil formation: a system of quantitative pedology. NY: McGraw-Hill, 1941. Ключевые рисунки 1. Intra-century climatic changes and their influence to underground water level and to swamp areas dynamics Тема.