Вторая Государственная дума. Февраля – 3 июня 1907 года. Член Государственной думы II, III и IV созывов В своей работе II Государственная Дума руководствовалась помимо Основных Законов и Учреждения Государственной Думы и практическим опытом Первой Думы, ее прецедентами.
А ГосДума-то не признала роспуск СССР (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД от 15 марта 1996 года N 157-II ГД)
Процесс роспуска II Государственной думы, проработавшей 102 дня, вошёл в историю также как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением избирательной системы. По старому стилю, 3 июня, как и все тогда зафиксированные даты, в настоящее время. Дума избиралась сроком на пять лет, право на ее роспуск имел российский император. июнь 1907) На карте: , Google-карта (нет точных координат) Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали. Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству поддержал поправку к Конституции РФ, которая дает право президенту распустить Госдуму при ряде обстоятельств. 3 июня 1907 г. революционная 2-я Государственная Дума была распущена. Одновременно был изменен избирательный закон (так называемый «третьеиюньский переворот»), который позволил создать умеренное большинство в 3-й Государственной Думе. II-я ГД за 102 дня рассмотрела 287 правительственных законопроектов Одобрила только 20. Из них только 3 (три) получили силу закона (об установлении контингента новобранцев и два проекта помощи пострадавшим от неурожая).
Какие события послужили причиной роспуска 2-й Государственной Думы Российской Федерации
Вопрос о возможности досрочного роспуска Второй Думы обсуждался еще до ее созыва (за это выступал бывший премьер Горемыкин еще в июле 1906 года). 3 июня 1907 г. революционная 2-я Государственная Дума была распущена. Одновременно был изменен избирательный закон (так называемый «третьеиюньский переворот»), который позволил создать умеренное большинство в 3-й Государственной Думе. Официальной причиной, почему распустили 2 Государственную Думу, стало объявление большой группы ее депутатов заговорщиками. Вторая Государственная Дума Российской Империи. Депутаты Второй Государственной Думы на заседании в Таврическом дворце. 1 июня 1907 года в закрытом заседании Государственной Думы П. А. Столыпин предъявил требование об устранении из ее состава 55 человек и о разрешении заключить из них 15 человек под стражу по обвинению в политическом преступлении. июнь 1907) На карте: , Google-карта (нет точных координат) Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали.
В январе 1907 года проходили выборы во II Государственную Думу Российской Империи
Процесс роспуска II Государственной думы, проработавшей 102 дня, вошёл в историю также как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением избирательной системы. Процесс роспуска II Государственной думы, проработавшей 102 дня, вошёл в историю также как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением избирательной системы. По старому стилю, 3 июня, как и все тогда зафиксированные даты, в настоящее время. Вторая государственная дума, российский представительный законодательный орган, действовавший с 20 февраля по 2 июня 1907 года в течение одной сессии. Процесс роспуска II Государственной думы, проработавшей 102 дня, вошёл в историю также как «Третьеиюньский переворот», сопровождавшейся изменением избирательной системы. По старому стилю, 3 июня, как и все тогда зафиксированные даты, в настоящее время. 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. читайте, слушайте.
Сегодня отмечается День российского парламентаризма
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству поддержал поправку к Конституции РФ, которая дает право президенту распустить Госдуму при ряде обстоятельств. В заранее заготовленный для такого случая бланк царского указа, который он получил от своего предшественника, была вписана дата начала перерыва в занятиях Думы 27 февраля, с тем чтобы она возобновила работу не позднее апреля 1917 года. Роспуск II Государственной думы оценивается как государственный переворот, так как была нарушена ст. 86 Основ гражданского законодательства России. Все это побудило НАСЪ Указомъ, даннымъ Правительствующему Сенату 3-го сего Іюня, Государственную Думу второго созыва распустить, опредѣливъ срокъ созыва новой Думы на 1-е Ноября сего 1907 года. Вторая Государственная Дума Российской Империи. Депутаты Второй Государственной Думы на заседании в Таврическом дворце. 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
Хроника семнадцатого года: 11 марта (26 февраля): указ о роспуске Думы.
Издан указ о роспуске Первой Государственной Думы. Манифест о роспуске II Государственной Думы Высочайший манифест БОЖИЕЙ МИЛОСТИЮ МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, Император и Самодержец Всероссийский, ЦАРЬ ПОЛЬСКИЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ, и прочая, и прочая, и прочая Объявляем всем нашим. Оригинал взят у eugenpr в А ГосДума-то не признала роспуск СССР (ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГД от 15 марта 1996 года N 157-II ГД) Как-то народ в интернете вдруг вспомнил о поставлении ГосДумы от 15 марта 1996 года N 157-II ГД, в котором прямо отмечается, что подписи. июнь 1907) На карте: , Google-карта (нет точных координат) Выборы в Государственную думу состоялись в январе 1907 г. Крайние левые партии эти выборы не бойкотировали.
Условие роспуска ГД назвали в рабочей группе по поправкам в Конституцию
Люди оказались жертвами умелых манипуляторов — агитаторов из радикальных партий, рвавшихся к власти. Большинство тогда получила конституционно-демократическая партия Кадеты - ультралибералы, призывающие к углублению революции. С самого начала работы Первой Думы, депутаты отказались от конструктивной, совместной работы с правительством и лишь выдвигали требования все более радикальных реформ. Уже через два дня вышел манифест о роспуске Думы, в котором говорилось: «Выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий поставленных от Нас местных властей». Хотя в 1906 году революция пошла на спад и в стране более не случалось таких кровавых событий, как Всероссийская стачка или декабрьский мятеж в Москве, народное беспокойство продолжалось, в России свирепствовали политические террористы, убивавшие не только чиновников и офицеров, но и мирных граждан число жертв революционного террора превысило 9 тысяч человек. Еще оставалась надежда, что выборы нового состава Думы приведут к появлению работоспособного парламента и волнения утихнут сами собой. Но почти вся русская пресса оказалась в руках революционеров. На вторых выборах радикалы получили еще больше мест.
Этот конструктивный поступок, получивший ироническое название «чашка чая с премьером», послужил затем причиной широкого возмущения против его участников в рядах кадетской партии [46]. Указы прибыли от императора в ночь со 2 на 3 июня с письмом, в котором говорилось: «Я ждал целый день извещений ваших о роспуске проклятой Думы. Но вместе с тем сердце чуяло, что дело выйдет нечисто, а пойдёт в затяжку.
Это недопустимо. Дума должна завтра, в воскресенье утром, быть распущена. Решимость и твёрдость» [47]. После этого указы о роспуске Думы, выборах новой Думы созыв был назначен на 1 ноября 1907 года и новый избирательный закон [48] были обнародованы утром 3 июня. Пришедшие в Таврический дворец депутаты обнаружили, что он закрыт, охраняется полицией, а на дверях прикреплён императорский манифест о роспуске Думы. Манифест перечислял различные основания роспуска Думы медленность рассмотрения и отклонение представленных правительством законопроектов, обращение права запросов в метод борьбы с правительством , причём составление социал-демократическими депутатами заговора не указывалось в качестве главнейшей причины [39]. Дума просуществовала 103 дня. Конституционный аспект роспуска Думы Изменение избирательного закона без утверждения Государственной Думы и Государственного Совета представляло собой прямое нарушение статьи 87 Основных государственных законов , что дало основания описывать события как «Третьеиюньский переворот». Правительство делало попытки обосновать свою правовую позицию, цепляясь за неоднозначность Основных законов, статья 10 которых допускала издание императором законов единолично «в порядке верховного управления» без всякого объяснения, в чём состоят эти законы и как это увязывается с требованиями статьи 87 [49]. Действия Николая II привели конституционное право России в состояние неопределённости — после третьеиюньских событий невозможно было понять, сохраняет ли император за собой право изменить государственное устройство ещё раз, или же установившийся строй является незыблемым; позиция императора по этому вопросу никогда не была объявлена официально.
Эта неопределённость была одной из причин беспокойства, охватившего большинство Думы в конце 1916 — начале 1917 года: в политической среде циркулировали слухи о том, что Николай II намеревается править без Думы [50]. Новый избирательный закон и его результаты Избирательная система 1907 года Основная статья: Избирательная система 1907 года Избирательный закон «Положение о выборах в Государственную Думу» был практически переписан заново. Все изменения имели твёрдо намеченную цель — уменьшить представительство в Думе тех классов, слоёв населения и национальностей, представители которых в I и II Думах проявили себя оппозиционно. По выражению автора закона С. Крыжановского , система давала «возможность предопределить число представителей от каждого класса населения, установив таким образом состав Думы в соответствии с видами правительственной власти» [51]. Основные изменения были следующими: избиратели-горожане были разделены на две курии, с высшим и низшим имущественным цензом, норма представительства более обеспеченных горожан была выше; резко сократилось количество городов, выбирающих депутатов отдельно от своих губерний; существенно сократилось представительство Кавказа и Привислинских губерний Царства Польского ; полностью лишились представительства в Думе все жители Средней Азии, кочевые киргизы и калмыки, жители Якутской области ; русское население Остзейских губерний и Царства Польского стало выбирать депутатов по отдельной курии, с большей нормой представительства, чем коренное население. Но самая главная новация заключалась в том, что депутаты на квотированные избирательные мандаты крестьянской волостной и рабочей курий теперь избирались не своими куриями, а общим губернским избирательным собранием, большинство в котором всегда составляли совместно землевладельцы крестьяне не считались землевладельцами и горожане первой курии [52]. В новом парламенте необходимое для принятия законов простое большинство 221 голос образовывалось как при блокировке октябристов с умеренно-правыми и националистами эти две фракции затем слились , так и при блокировке октябристов с кадетами и прогрессистами. В то же время, все фракции как левее, так и правее октябристов не были способны набрать большинство голосов без участия октябристов. Благодаря таким результатам выборов сразу же начала складываться устойчивая система с блокировкой двух фракций — ведущей октябристской и дополнительной националистической ведущую роль во фракции играл Всероссийский национальный союз.
При этом фракция октябристов не превращалась в марионеточную, а играла роль независимого партнёра правительства, так как имела возможность в любой момент переблокироваться с кадетами и прогрессистами, составив другое большинство. Лидеры националистической фракции, оказавшейся в менее независимом положении, установили тесные личные связи с П. Политические последствия событий Страна восприняла третьеиюньский переворот с полным спокойствием; многие наблюдатели были удивлены явным безразличием населения [54]. Не было ни забастовок, ни манифестаций. Даже газеты комментировали роспуск Думы в спокойном тоне. Николай II, редко записывавший в своём дневнике впечатления от политических событий, на следующий день отметил: «Слава Богу, уже второй день после роспуска Думы, всюду полнейшее спокойствие! Террористические акты, совершаемые эсерами, продолжались; но к 1908 году террор также резко пошёл на спад [56]. Стало очевидным, что Первая русская революция закончилась, а роспуск Думы был, по существу, её последним актом. Политические последствия третьеиюньских событий имели огромное значение. Правительству удалось получить такой состав III Думы , который обеспечивал возможность конструктивной совместной работы.
Крайние левые партии потеряли всякое значение при голосовании, влияние кадетов резко уменьшилось, власть в думе принадлежала спокойному и уравновешенному центру. Но в системе имелся очень значимый недостаток. По выражению графа С. Витте , «…переворот этот по существу заключался в том, что новый выборный закон исключил из Думы народный голос, то есть голос масс и их представителей, а дал только голос сильным и послушным: дворянству, чиновничеству и частью послушному купечеству и промышленникам. Таким образом, Государственная Дума перестала быть выразительницей народных желаний, а явилась выразительницей только желаний сильных и богатых, желаний, делаемых притом в такой форме, чтобы не навлечь на себя строгого взгляда сверху» [57]. Широкие массы населения поняли, что новая Дума их не представляет или представляет непропорционально слабо по отношению к имущим классам. Глубокая заинтересованность людей думской политикой, характерная для периода первых двух Дум, сменилась безразличием [58]. Принятая правительством тактика заваливания Думы огромным количеством мелочных и малозначительных законов так называемой «законодательной вермишелью» превратила Думу в место, где нечасто происходило что-либо значимое и интересное. Законодательная система продолжала содержать в себе возможности взаимных блокировок, сторонам надлежало удерживать политический баланс. Ни правительству, ни Думе не был выгоден роспуск Думы, поэтому Думе приходилось обходить все острые темы, чтобы избежать скандалов между правыми и левыми.
Отношения большинства Думы с Государственным Советом наладить не удалось, и многие важные законы отклонялись или задерживались второй палатой. В результате, законодательный процесс в части утверждения бюджета и мелких, малозначимых законов шёл гладко, но все важные законы заметно буксовали; от рассмотрения законов, затрагивающих гражданские права и свободы, сословные преимущества, дискриминацию евреев, Дума предпочитала воздерживаться [59]. Постепенно П. Столыпин в своих реформаторских начинаниях лишился поддержки царя и придворных кругов [60] и так и не получил поддержку Думы. Из обширных планов Столыпина состоялась только одна большая реформа — аграрная , все остальные его широкие начинания были реализованы не полностью или совсем заглохли [61]. После начала Первой мировой войны третьеиюньская политическая система начала давать сбои. В сессию 1914—1915 годов IV Дума была созвана только на три дня, с единственной целью утверждения бюджета. Недоверие между правительством и парламентом постепенно нарастало. На фоне Великого отступления русской армии в августе 1915 года из различных думских фракций образовался обладавший большинством голосов Прогрессивный блок , позиции которого требование «правительства общественного доверия» были противопоставлены правительственной политике. Тем самым, политическая основа третьеиюньской системы — обеспечение проправительственного большинства в Думе за счёт неравномерного представительства и имущественных избирательных цензов — была разрушена.
В ноябре 1914 года пять депутатов большевистской социал-демократической фракции IV Думы А. Бадаев , Г. Петровский , М. Муранов , Н. Шагов , Ф. Самойлов были обвинены в составлении антиправительственного заговора. На этот раз Дума немедленно лишила депутатов парламентской неприкосновенности, и в декабре 1914 года они были присуждены к ссылке на поселение. Суд над социал-демократическими депутатами 37 депутатов Думы были арестованы в ночь со 2 на 3 июня, непосредственно в тот момент, когда вступил в силу императорский указ о роспуске Думы и они лишились парламентской неприкосновенности. То, что большинство депутатов не успело бежать хотя бы в близлежащую Финляндию , явилось следствием секретности, с которой правительство сумело подготовить переворот. Правительственный ультиматум 1 июня оказался настолько неожиданным, что большинство обвиняемых не успело принять никаких мер безопасности.
Герус и И. Озол, являвшиеся главнейшими заговорщиками по правительственной версии, смогли бежать за границу и поселились в США [62]. Аресты членов Военной организации начались ещё до роспуска Думы так, Е. Ярославский был арестован 25 мая, как только он вернулся со съезда и продолжались в течение нескольких недель после роспуска. Всего был арестован 51 человек, примерно половина из них была солдатами. Суд над депутатами открылся 22 ноября 1907 года. Так как судебный процесс был закрытым, обвиняемые отказались защищаться и вместе со своими адвокатами покинули зал суда. Суд закончился 1 декабря 1907 года. Из 37 депутатов 17 было приговорено к каторжным работам на срок 4—5 лет, 10 сослано на поселение, 10 оправдано. Законодательство Российской империи признавало преступлением саму принадлежность к сообществам, имевшим целью насильственное изменение государственного строя [63] ; доказательная база для отнесения РСДРП к таким сообществам была хорошо разработана.
Сложившаяся судебная практика была более мягкой — суды не удовлетворялись одной только принадлежностью обвиняемых к РСДРП и требовали доказательств персонального участия обвиняемых в конкретной деятельности, направленной на свержение существующего государственного строя. По этой причине прокуратура не решалась преследовать тех, кто открыто называл себя социал-демократом и вёл деятельность, направленную на реализацию той части программы РСДРП, которая не составляла преступления борьба за улучшение рабочего и социального законодательства, изменение налоговой системы и т. На этой, достаточно нетвёрдой, правовой базе думская фракция РСДРП могла действовать открыто до тех пор, пока действия депутатов находились в рамках их законных полномочий. Принятие депутатами наказа и общение с делегацией солдат полностью изменили формально-правовую оценку их деятельности — так как для нижних чинов армии все виды политической активности были противозаконными, эти действия депутатов рассматривались прокуратурой как «приготовление к бунту против Верховной власти», то есть активно преследуемое тяжкое преступление [65]. Депутаты С. Джапаридзе , В. Ломтатидзе и С. Джугели умерли в тюрьме, Г. Махарадзе сошёл в тюрьме с ума. Остальные осуждённые после заключения оказались в ссылке, где и находились до Февральской революции.
Наибольшую известность из осуждённых в дальнейшем получил меньшевик Ираклий Церетели , министр почт и телеграфа Временного правительства. Параллельно проходило и несколько массовых судебных процессов над арестованными по делу Военной организации. В сентябре 1907 года было признано виновными 17 социал-демократов, арестованных ещё в 1906 году, а 13 ноября 1908 года к каторжным работам приговорили ещё 22 обвиняемых, арестованных после роспуска Думы. В марте 1908 года состоялись новые массовые аресты членов Военной организации, 32 из них были приговорены к различным наказаниям в сентябре 1908 года. Из осуждённых по делу Военной организации наибольшую известность затем получил лидер «воинствующих безбожников» Емельян Ярославский [66]. Благодаря этим развёрнутым репрессивным мерам правительству удалось серьёзно подавить деятельность РСДРП. Не было и речи о том, чтобы лидеры партии вернулись в Россию из эмиграции. Массовые аресты активистов в России ограничили возможности низовых партийных ячеек. По словам И. Сталина , рабочее движение в России окончилось забастовкой в Батуми 22 ноября по поводу начала суда над депутатами [67].
Разоблачения в 1911—1913 годах и расследование Чрезвычайной следственной комиссии Разоблачения в 1911 году В 1911 году разразился скандал. Бывший агент Охранного отделения Болеслав Бродский, бежавший за границу, решил вернуться в Россию; нуждаясь в средствах, он вымогал деньги у Департамента полиции, угрожая раскрыть известные ему подробности. Эмигрант Бродский завидовал своей коллеге Шорниковой, жившей в России, и в случае отказа в своих требованиях угрожал выдать и её и тот факт, что Шорникова, разыскиваемая по суду, в то же время живёт под прикрытием полиции. Так как полиция не поддалась на шантаж, в июле 1911 года Бродский дал подробное интервью эсеровской газете «Будущее», издававшейся в Париже. Бродский утверждал, что он с ведома полковника А. Герасимова и директора Департамента полиции Трусевича был инициатором посылки в социал-демократическую фракцию делегации солдат и переодевал солдат в гражданское платье на своей квартире перед отправлением делегации. Бродский также утверждал, что текст наказа был выработан непосредственно в Охранном отделении под руководством Герасимова [68]. Заявление Бродского было сделано при содействии разоблачителя Е. Азефа , известнейшего борца с полицейскими провокациями В. Бурцева , на тот момент находившегося в эмиграции в Париже [69].
Тесленко , бывший докладчиком комиссии Кизеветтера 1—3 июня 1907 года, во время думского заседания заявил о том, что комиссия 3 июня пришла к убеждению в том, что «…дело идёт не о заговоре, учинённом социал-демократами против государства, а о заговоре, учинённом Петербургским охранным отделением против второй Государственной думы», и только роспуск Думы помешал ей обнародовать свои заключения 4 июня [70]. Это заявление немедленно послужило основой для резкой статьи В. Социал-демократическая фракция III Думы 15 ноября 1911 года внесла проект запроса Думы правительству с просьбой дать комментарий данным утверждениям. В запросе, составленном в самых резких выражениях, объявлялось, что и сама Военная организация РСДРП была создана агентами полиции, и солдатский наказ был составлен полицией с единственной целью несправедливо обвинить и предать суду социал-демократических депутатов Думы. Так как председательствующий потребовал обсуждения за закрытыми дверями, то социал-демократы, заинтересованные в максимально возможной огласке данной темы, отказались от запроса. Социал-демократы в те дни ещё трижды вносили свой запрос в III Думу, но октябристско-националистическое большинство Думы так и не дало им возможности обсудить данную тему публично [72]. Новые разоблачения в 1913 году Затем достоянием гласности стали новые компрометирующие правительство данные. Агент Охранного отделения Екатерина Шорникова, второй участник событий со стороны полиции, ещё в 1907 году для сохранения конспирации была заочно приговорена к тюремному заключению наряду с другими обвиняемыми. Полиция помогла Шорниковой скрыться, снабдив её фальшивым паспортом. Продолжать деятельность в качестве агента Шорникова не могла, так как РСДРП стало известно её сотрудничество с полицией; ей приходилось скрываться, жить по поддельным паспортам и часто менять место жительства, пользуясь скрытой полицейской поддержкой.
В июле 1913 года Шорникова, уставшая жить в нищете на нелегальном положении, потребовала от полиции помочь ей переселиться в США и выдать необходимую денежную помощь. Так как ситуация угрожала разоблачениями, решение вопроса дошло до уровня премьер-министра В.
Торжественное открытие первой Думы состоялось 27 апреля 1906 года. Местом заседаний был определен Таврический дворец Санкт-Петербурга. В царской России Дума просуществовала вплоть до падения самодержавия, имела четыре созыва.
После Октябрьской революции 1917 года верховным законодательным органом РСФСР стал ВЦИК — Всероссийский центральный исполнительный комитет, который давал общее направление деятельности правительства и всех органов власти. С образованием СССР в 1922 году был создан Центральный Исполнительный Комитет — сначала однопалатный, а с 1924 года — двухпалатный высший орган госвласти в период между Всесоюзными съездами Советов. Он имел широкие полномочия в экономической области, в утверждении госбюджета, ратификации международных договоров и т.
Заседание второй государственной Думы 1907 года. II государственная Дума причина роспуска. Государственная Дума Российской империи 1907. Роспуск Госдумы в Российской империи. Председатель 2 государственной Думы 1907. Заседание первой государственной Думы Российской империи 1906. Государственная Дума России 1906-1907. Госдума России 1906. Заседание первой государственной Думы Российской империи 1905. Дума 3 созыва Российской империи. Третьеиюньский переворот 1907. Госдума 3 созыва 1907. Цели третьеиюньской монархии. Характеристика третьеиюньской монархии. Дума народного гнева. Жаркое утро российского парламентаризма. Роспуск i государственной Думы 1917. Государственные Думы и годы при Николая 2. Прияины роспускс 2 гос Думы. Причины роспуска 1 и 2 Госдумы. Всеобщая Октябрьская политическая стачка 1905. Стачка 1905 года долой самодержавие. Государственная Дума была распущена. Причины роспуска второй гос Думы. Причины роспуска первой гос Думы. Причины роспуска 2 государственной Думы. Роспуск государственной Думы 2 1906. Государственная Дума 1905 года. Таврический дворец в Санкт-Петербурге 1906. Государственная Дума Российской империи 1906. Избирательный закон 3 июня 1907 г. Государственная Дума Российской империи Столыпин. Столыпин в Госдуме. Третьеиюньский переворот в России 1907. Таврический дворец учредительное собрание. Государственная Дума Российской империи Таврический дворец. Таврический дворец 1917 учредительное собрание.
II Государственная дума
По окончании университета служил в Министерстве государственных имуществ, в 1889 г. С 1902 г. Гродненского губернатора, в 1903 г. Летом 1905 г. Горемыкина, 8 июля 1906 г.
Одновременно был изменен избирательный закон так называемый «третьеиюньский переворот» , который позволил создать умеренное большинство в 3-й Государственной Думе. В обществе наступило умиротворение, и Столыпин смог перейти к реформам, главной из которых была аграрная. Главными элементами столыпинской аграрной реформы было разрушение крестьянской общины и организация широкомасштабного крестьянского переселения в Сибирь.
Публика нарасхват покупала "Россию", где напечатан манифест". В семь часов утра все входы были заперты, кроме главного подъезда. Комнаты социалистов-революционеров, социал-демократов, мусульман и трудовиков были заперты на ключ... Днем состоялось совещание дворцовой комиссии с участием ген. Столыпин потребовал отстранения их от участия в работе Думы и ареста некоторых из них. Но Дума "не исполнила немедленно законного требования властей", что и стало одним из поводов для ее разгона.
Алексинский не принимали участия в этих и всех последующих событиях, так как ранее уехали в Лондон для участия в V съезде РСДРП [27] см. Ранее, 3 мая, в Финляндии в деревне Хаапала близ станции Куоккала были арестованы 11 членов Военной организации, при обысках были обнаружены готовые бомбы и динамит [28]. Текст наказа, содержавший разного рода жалобы, «…как запирает начальство солдат в каменные клетки-казармы, как мучает их непосильной и ненужной работой, как терзает их бессмысленными учениями…», не производил впечатления свидетельства о серьёзном противоправительственном заговоре. Весь механизм составления подобных наказов был отработанной практикой РСДРП — вначале под руководством РСДРП созывалось нелегальное собрание рабочих или, в данном случае, солдат , собрание принимало решение составить так называемый наказ для местной, центральной организации или думской фракции РСДРП, наказ писался активистом РСДРП и затем использовался партийной прессой для доказательства того, что партия выполняет волю масс [29]. Подобную практику широко поддерживали и эсеры , только по отношению к крестьянам — депутаты Думы получали сотни крестьянских наказов [30]. Дальнейшие события в Думе [ править править код ] 7 мая произошёл новый значительный инцидент. Правая фракция внесла запрос о ходивших в обществе слухах о раскрытии покушения на великого князя Николая Николаевича и Николая II. Столыпин коротко информировал Думу о произошедшем 31 марта аресте 28 членов партии социалистов-революционеров , обвинявшихся в данном преступлении [31] не называя, впрочем, партийную принадлежность революционеров.
Все эти действия были срежиссированными — Столыпин и лидер умеренно-правых граф В. Бобринский предварительно согласовали свои действия, а Столыпин сделал заявление в Думе одновременно с опубликованием правительственного коммюнике в прессе [32]. Обыск в штаб-квартире социал-демократов не упоминался. Затем события приняли неожиданный оборот. Депутаты левых фракций внесли два спешных запроса правительству с требованиями объяснений по поводу обыска 5 мая. Запросы были составлены в агрессивном тоне; вопросы участия депутатов в революционном движении, уместности посещения членов думы делегациями солдат, содержания «солдатского наказа» не затрагивались; вместо этого акцент был сделан на нарушении депутатской неприкосновенности, которое объявлялось характерным для политики властей полицейским произволом; существование Военной организации РСДРП и посещение депутатов солдатской делегацией объявлялись измышлениями полиции. Запросы взывали к общей солидарности депутатов Думы в защите парламентских прав. Из текста запросов было понятно, что социал-демократы воспринимают обыск как удобный предлог для очередной атаки на правительство, не догадываясь о том, что на этот раз именно правительство готовится использовать этот предлог для действий против них.
Столыпин не стал уклоняться от ответа и немедленно, без всякой подготовки, сделал уверенное заявление. Он заявил, что «…полиция и впредь будет также действовать, как она действовала». Далее Столыпин перешёл к принципиальным вопросам: «Я должен сказать, что кроме ограждения депутатской неприкосновенности, на нас, на носителях власти, лежит ещё другая ответственность — ограждение общественной безопасности. Долг этот свой мы сознаём и исполним его до конца» [33]. Разгорелась ожесточённая дискуссия, в ходе которой выступило 17 депутатов от различных фракций. Социал-демократы активно нападали на правительство, клеймя полицейский произвол; правые, умеренно-правые и националисты не менее горячо нападали на социал-демократов. Министр юстиции И. Щегловитов дал подробные объяснения, также выражая убеждённость в полной правоте полиции.
Щегловитов рассказал Думе об обстоятельствах, не упомянутых в запросах: собрании солдат, составлении наказа и визите солдатской делегации к думцам. Заседание окончилось официальным принятием запроса, на который правительство так никогда и не ответило немедленные ответы Столыпина и Щегловитова в заседании были в процедурном отношении неформальными, после формальных ответов министров Дума принимала формулу перехода — своеобразную резолюцию [33]. После этих событий Столыпин посетил Думу ещё один раз, 10 мая. Он выступил с обширной речью, посвящённой проводимой правительством аграрной реформе см. Столыпинская аграрная реформа. Свою речь Столыпин завершил ставшими знаменитыми словами: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия! Первым из министров инициативу проявил государственный контролер П.
Шванебах , изложивший своё предложение Николаю II при докладе 13 января 1907 года. Премьер-министр П. Столыпин сказал Шванебаху, что он «ломится в открытую дверь». К маю 1907 года товарищем министра внутренних дел С. Крыжановским было составлено три варианта нового избирательного закона. В первом варианте предполагалось полностью разделить курии землевладельцев, горожан и крестьян, не объединяя их в общем губернском избирательном собрании, а также учредить особую курию для евреев. Второй вариант, как принятый, подробно описывается в последующих разделах данной статьи. Третий вариант предусматривал предоставление выбора членов Думы губернским и уездным земским собраниям.
Третий вариант изначально считался неудачным и не рассматривался всерьёз [36]. Все варианты были разработаны эскизно, для обсуждения министрами предназначался не полный текст закона, а упрощённые схемы и таблицы. Второй вариант Крыжановский условно называл «бесстыжим».
Главными обсуждаемыми вопросами были создание демократической державы с конституционно-парламентским строем, обеспечение всех равными правами и свободами, перераспределение земли.
Императора такие требования не устраивали, и 9 июля 1906 г председатель И. Горемыкин подписал указ о роспуске. Первая дума просуществовала всего 72 дня. Они напрямую требовали уничтожить самодержавный строй, предоставить им депутатскую неприкосновенность, передать землю в распоряжение селян, освободить политзаключенных.
Власть была категорически против этого. Все реформы, созданные депутатами, отклонялись Советом министров, а законопроекты правительства, которое уже возглавлял П. Столыпин, блокировались народными избранниками. Именно эти факторы и стали причинами Третьеиюньского переворота.
Также он был вызван желанием царя вернуть все ветви власти в свои руки. Трибуна председателя и места министров в Госудме России начала прошлого века Третьеиюньский переворот был проведен по инициативе Николая II, так как он не мог смириться с большинством, состоящим из левых партий. Понимая, что роспуск и созыв новой не изменит ситуацию, он пришел к выводу, что нужно изменить сам избирательный механизм, в частности правила выборов. Однако согласно основным государственным нормам император не имел права единолично, без согласия народных представителей, создавать или вносить поправки в законы.
Выходом из сложившейся ситуации стал одновременный роспуск Госдумы и реформирование законопроектов. Роль П. Столыпина Министр внутренних дел П. Столыпин напрямую был связан с расформированием народного законодательного органа.
Кстати, про остальные его реформы, читайте здесь. Именно он 7 мая 1907 года объявил, что члены Госдумы организовали преступную группу и замышляют террористические акты против Николая II и его семьи. Предлогом для этого стала встреча социал-демократов с военнослужащими, которые передали им «солдатский наказ».
О компании
- Читайте также
- Состав и отличие 1 и 2 Думы
- Роспуск 2-й Государственной думы
- Читайте также:
- Регистрация
- Сегодня завершила свою работу Государственная Дума второго созыва.. Новости. Первый канал
Рассматриваемые вопросы
- Одна из двух палат российского парламента – Федерального собрания РФ
- Ответы : ИСТОРИЯ ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!
- ЛИСТАЯ ПОДШИВКИ. По-царски и без крови | АиФ Архив
- Первая Госдума Российской империи