Так случилось с Евгением Вахтанговым; так случилось с Римасом Туминасом.
Римас Туминас официально ушел с поста худрука театра имени Вахтангова
Театр Вахтангова открыл 103 сезон с главным режиссёром и поддержкой Римаса Туминаса. Римас Туминас часто говорил: «Я не допущу на Вахтанговской сцене спектакль, который унижает достоинство человека». После начала спецоперации Римас Туминас покинул пост худрука Театра Вахтангова и уехал из России. Литовский режиссер Римас Туминас покинул пост художественного руководителя Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Римас Туминас — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Театр Вахтангова снимет с репертуара восемь спекталей.
Театр Вахтангова заявил об окончательном увольнении Римаса Туминаса
Новости Римас Туминас покинул пост художественного руководителя Театра имени Евгения Вахтангова, сообщается на сайте театре. Художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова режиссер Римас Туминас решил покинуть свой пост. Римас Туминас часто говорил: «Я не допущу на Вахтанговской сцене спектакль, который унижает достоинство человека».
Римас Туминас покидает театр Вахтангова
Литовский театральный режиссер Римас Туминас, в 2007–2022 годах возглавлявший Московский театр имени Евгения Вахтангова, скончался после долгой болезни 6 марта в Италии. Руководитель театра имени Вахтангова добавил, что в прошлом году Римас Туминас оставил свою должность худрука и уехал на лечение в Литву. Туминас продолжил работать в Театре им. Вахтангова, что вызвало вопросы у литовских властей. В Италии на 73-м году скончался великий литовский театральный режиссер, бывший художественный руководитель московского Театра имени Евгения Вахтангова и вильнюсского Малого театра Римас Туминас. В театре имени Евгения Вахтангова сообщили, что занимавший должность художественного руководителя Римас Туминас с 6 мая прекращает свою деятельность в театре.
Римас Туминас ушел из театра Вахтангова после скандала: покажут ли его спектакли в Архангельске
Таков известный театральный режиссёр Римас Туминас, которому недавно исполнилось 70 лет» — эти слова предваряют публикуемое здесь интервью в «Lietuvos rytas». В масштабной постановке к 100-летию Театра Вахтангова, Римас Туминас не изменяет себе: все так же на первом плане человек, его душа и мысли, существование в независящих от него обстоятельствах, борьба или признание собственного поражения. Также в СМИ появились новости о его увольнении из Театра им. Вахтангова. В Италии на 73-м году скончался великий литовский театральный режиссер, бывший художественный руководитель московского Театра имени Евгения Вахтангова и вильнюсского Малого театра Римас Туминас.
Театр Вахтангова открыл 103 сезон с главным режиссёром и поддержкой Римаса Туминаса
Первым спектаклем Римаса Туминаса стал «Январь» Й. Радичкова в Литовском государственном академическом театре драмы (ныне Национальный драматический театр Литвы, 1978), а первой постановкой в Москве – «Мелодия для павлина» О. Вечером 6 марта стало известно о смерти Римаса Туминаса — бывшего художественного руководителя Театра имени Вахтангова. Советский и литовский театральный режиссер, бывший художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас умер в возрасте 72 лет в Италии, сообщил директор театра Кирилл Крок.
Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок рассказал об увольнении Римаса Туминаса
Хамство, невежество, увы, в России и между нами торжествует. Вся эта мерзость так радуется, так размножается, а мы это принимаем и направляем: «Того зарази, другого зарази, а я оправдаюсь». Тогда со своим рыцарством, когда открыто и смело говоришь о любви, о ненависти я ушел в подполье. Конечно, ужасы происходили во времена его правления, но во имя так называемой демократии. Дональд Трамп тоже ради демократии войны развязывает. Хотя бы потому, что мы пока даже представления не имеем о том, что такое демократия.
Демократия — это танк или самолет, вот и вся демократия. Разве в самолете возможна демократия? Оставьте это безумие «демократия». Сейчас многого лишился. Пусть меня любят.
Хорошо это или плохо, но уже очень давно я никого не выбираю для любви. Выбирают меня, и я иду. Чехов сказал: «Я быть хочу там, где сам люблю». Размеры и расстояния есть и на земле, и на небесах. Хотя и есть ощущение вечности любви.
К сожалению, в любви сейчас много грязи, разврата, неправильного секса, насилия. Значит, было за что. Просто так женщины не бьют по лицу мужчину. Совсем не мое. Европейская цена для режиссера моего уровня.
Главное — материал. Предлагают все время комедии. Посылали и посылают проклятые комедии. Я как-то обиделся и написал: «Что вы предлагаете комедии, я же трагик? Но они уверены, что в моих спектаклях ирония, юмор, и думают, что я смогу.
А я боюсь, что я буду ставить комедию — а получится драма. Весь театр держится на трагедии. Но я не ошибаюсь. Я просто режиссер, который знает эту профессию, и только. Нормальный, опытный режиссер.
Я сопротивлялся Роману Виктюку. Он мне сразу не понравился. Такой нахал— все знает. И я сказал: «Нет, не будешь меня гонять, и вообще откажусь от профессии, если такие режиссеры, которые издеваются над артистами». Когда поступал, один педагог сказал: «Существует одна серьезная опасность у режиссера».
Я спросила: «Какая же? И оказался прав. Женщины — самая большая опасность для мужчины. Видел его спектакли все до одного. Римас Туминас создает образы героев русской литературы.
Замечу, что сегодня создавать образы умеет далеко не каждый режиссер. Художественный руководитель Губернского театра Сергей Безруков: — Римас Туминас — один из величайших режиссеров современности, и каждая его постановка — событие театральной жизни всего мира.
Сроки переносились уже два раза.
А на первом откроем небольшой концертный зал, который точно повторяет арт-кафе на Арбате и куда два раза в месяц будут приезжать наши артисты, планируем участие и местных творческих коллективов. Расселив разрушающийся родовой дом Евгения Багратионовича и образовав там структурное подразделение Вахтанговского театра — культурный центр с мемориальной квартирой там он провел первые двадцать лет жизни , мы воздадим должное создателю нашего театра. Но потом произошли события совсем другого характера — драматического.
Театр остался без худрука — без Римаса Туминаса. Как в трагедии, обратная сторона счастья — несчастье. И я безумно сожалею о том, что случилось с Римасом.
Но я хочу всем напомнить, что он является гражданином другого государства, гражданином Евросоюза. Когда на Украине началась специальная военная операция, он уже не был руководителем Театра Вахтангова. Еще в декабре мы с ним поменялись местами: он работал в должности режиссера, оставаясь художественным руководителем только на афише, а я — директора, заключающего трудовой договор с режиссером Туминасом.
Более того, с 1 марта Туминас находился в отпуске за свой счет с открытой датой окончания отпуска, то есть он не работал в театре и не получал денег. Так что то, что он сказал о событиях на Украине, — его частное мнение. Повторяю, я очень сожалею об этом, но вклад этого человека в историю русского театра и Вахтанговского в частности намного ценнее слов, которые им были произнесены по телефону… Послушай, мало ли кто кому и что говорит по телефону.
Судить художника по словам, сказанным сгоряча, нельзя. Его нужно судить по тому, что происходит в зрительном зале и на сцене. Он вынужден был уйти с должности режиссера театра, но еще раз подчеркну — с 10 февраля он уже не руководитель Вахтанговского.
После юбилея он был на приеме у министра культуры Ольги Любимовой, и она поддержала рокировку наших должностей в связи с болезнью Римаса, с невозможностью для него постоянно присутствовать в Москве и уделять театру столько внимания, сколько необходимо. Он сам попросил министра сделать так, чтобы он ушел на договор с театром в качестве только режиссера-постановщика, сохранив имя на афише. Как будто такие у нас на каждом шагу.
Но другие руководители театров, пожиже и не особо лояльные к власти, официально высказавшие свою позицию в коллективных письмах и уж тем более в соцсетях возможно, и искренне , по-прежнему остаются на местах. Где правда? Где справедливость?
Хочу процитировать тебе одно четверостишие: Когда сбывается заветная мечта, Будь начеку — они уже в засаде, Те, кто не может в жизни ни черта, Как только гадить, нападая сзади... Римас не делал политических заявлений и вряд ли что-то подозревал, когда ему в ночи позвонил бывший однокурсник по ГИТИСу Сергей Герман и Римас частным образом ему ответил — это что, официальная позиция? А мало ли кто кому и что говорит на кухне или по телефону?
А через какое-то время еще и пранкеры позвонили, спровоцировав его на разговор. Я как директор театра сожалею о том, что было сказано Римасом.
Только через мой труп на сцене Театра Вахтангова будут нарушать права зрителей. Моя мама, которая наблюдала за тем, как я репетирую с актерами, спросила: «Зачем же ты их мучаешь? К большому сожалению. Такой же длинный нос, грубый голос, как у отца.
А мама — кругленькая, добренькая, без бровок и все вздыхающая, все вздыхающая. Мама была портниха, а говоря современным языком, художник-дизайнер. Женщина хотела сшить платье одного фасона, а мама говорила: «Нет, это вам не подойдет... Это нужно скрыть, это подчеркнуть». Признаюсь, что я очень любил наблюдать за тем, когда к маме приходили заказывать платья. Женщины раздевались, а я подсматривал.
Это была наука познания женщины, ее геометрии, анатомии, а также вкусов, запахов, манер. Важен человек, а не духи. Мне милы женщины натуральные, сексуальные, простые, которые напоминают мое детство. Тех женщин, которых я разглядывал, когда был мальчиком. Француженки — некрасивые. В Париже каждая вторая — мулатка.
Итальянки — красивые, китаянки — красивые, а француженки, увы. Бедненькие, пытаются, хотят обратить на себя внимание. Как Наташа Ростова собирается на первый бал — так они каждый день на спектакль, репетицию, пробу. Это же трагедия — полдня одеваться, переодеваться... Опять мерить, выбирать, раздеваться. Женщины так много времени тратят на маскарад вместо того, чтобы тратить это время на свое просвещение.
Но быть мужчиной не хочется хотя бы потому, что лично мне не нравится мужская фигура. Женская фигурка куда более красивая. Особенно красивые ступки и пальцы ног. Ощущение, что у меня пальчики как конфетки в коробке, — такие красивые, такие гармоничные. Правда, я один это вижу перед сном и думаю: «Гармония все-таки существует». Чтобы не вспомнить свой длинный нос — посмотрю на ноги и...
Даже без снотворного. Но есть вещь, которая более понятна — порядок. Некий проклятый порядок должен быть. Он освобождает человека от лишнего, ненужного, бессмысленного. Свобода — это ограничение себя во всем. Свобода — это и есть осмысленный порядок.
Не выношу хаос в мыслях, разные вторые, третьи планы, подтексты. Жизнь втянула в интриги, во вторые планы, в политические козни. Человек стал настойчиво себя защищать, не руководствуясь нормами морали. Главное — защитить не жизнь, не честь, а эту подлую природу невежества, хамства. Поэтому я притих и уехал ставить «Фауста» в Китай. Хамство, невежество, увы, в России и между нами торжествует.
Вся эта мерзость так радуется, так размножается, а мы это принимаем и направляем: «Того зарази, другого зарази, а я оправдаюсь». Тогда со своим рыцарством, когда открыто и смело говоришь о любви, о ненависти я ушел в подполье. Конечно, ужасы происходили во времена его правления, но во имя так называемой демократии.
Отозвана 16 мая 2022 [29]. Орден «За заслуги в культуре и искусстве» 21 февраля 2022, Россия — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность [30] Другие награды, премии, поощрения и общественное признание Премия Золотая маска 1999 — специальный приз жюри за спектакль «Маскарад» [31] Премия Чайка 2000 — за спектакль «Играем… Шиллера!
Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок рассказал об увольнении Римаса Туминаса
Туминас сказал, что понимает позицию министра, но сам никаких решений принимать не будет. Это жесткое высказывание министра культуры, оно совершенно понятно, я не то, что поддерживаю, он прав совершенно, он представитель властей, и представитель позиции власти Литвы и Евросоюза, он высказался и он прав. Поэтому никаких претензий и испугов нет, я без вины виноват, - сказал Туминас. Суть не меняет, меня это не беспокоит, потому что никто не может у меня отобрать моей профессии и моего театра.
Но его грустным мыслям не суждено было сбыться — он был приглашен работать в Москву. С 2007 года Туминас — глава и режиссер Московского государственного академического театра имени Е.
В столице России он поставил немало прекрасных спектаклей, получил за них множество престижных наград, а маршруты гастролей его спектаклей протянулись по всему миру. Ему не удалось сбежать от своей судьбы — этот человек построил прекрасную международную карьеру. Премьера спектакля прошла в греческом античном театре в Эпидавре под открытым небом, который вмещает 14 тыс. Позже «Царь Эдип» был приспособлен к сцене театра Е. Вахтангова в Москве.
Городская площадь. Вильнюс Современная гостиница в центре Вильнюса. С режиссером мы говорим о его работе и жизни в Москве. Уже после 10 вечера. Вскоре автобус из аэропорта привезет актеров «Царя Эдипа».
Туминас ждет их, хотя мог бы спокойно отдыхать дома. А вот и автобус. Режиссер встречает актеров на лестнице гостиницы, каждому жмет руку и, как всегда, произносит какую-нибудь острую шутку. Обнимает звезду театра Е. Вахтангова Людмилу Максакову — 77-летняя актриса в спектакле играет Иокасту — мать и жену Эдипа.
С Туминасом мы успели поговорить еще до приезда этого автобуса. Режиссер не скрывал, что он в группе риска несколько лет назад ему диагностировали рак , поэтому за день до спектакля он проверял в Вильнюсе здоровье. Больше радостных минут жизни, чем раньше. Жаль, что эта моя беда уже в возрасте спровоцировала вкус радости жизни. Раньше я не умел радоваться жизни.
Мне казалось, что всё исчезнет, пропадет. Красота тоже увядает. Везде я видел больше пессимизма, темной стороны было больше, чем радости», — сказал Туминас. Один из самых ярких моментов за последнее время — премьера оперы Петра Чайковского «Пиковая дама» в Большом театре, которая состоялась в середине февраля. Было рискованно ставить оперу по классическому, даже архаическому принципу.
Все любят зрелище — чтобы было по-современному. А здесь всё было схвачено, ужесточено, всё сдерживала воля и виды. Ад пустой, всё это — идея «Пиковой дамы». К моему удивлению и радости, оперу очень хорошо встретили. Телеканал Mezzo сразу после премьеры предложил снять по ней фильм.
По другой моей опере, «Катерине Измайловой», тоже был поставлен фильм, который по каналу Mezzo был показан семь раз», — рассказал Туминас. В самом центре Москвы — на Старом Арбате — несколько лет назад он купил трехкомнатную квартиру. Вахтангова Как проходят ваши дни в Москве? Не утомляет ли мегаполис? Утомляет, несомненно.
Там жить невозможно — возможно только работать. Не секрет: купить квартиру помогло московское правительство. Другую квартиру я не могу представить, потому что в Москве жизнь, когда приходится преодолевать расстояния, становится не жизнью, а мукой. Моя квартира совсем рядом с театром. Даже иногда обидно — можно было бы и пешком пройтись подольше, но сразу приходишь к дому.
Удобные условия проживания — одна из привилегий. Жить в Москве я не могу и не хочу. В Вильнюс возвращаюсь редко — раз в три-четыре месяца. Но ко мне приезжают дочь, жена. Приезжают на мои премьеры.
Но всё-таки живете. Уже 11 лет. Но эта жизнь — работа. Квартира рядом, театр рядом. Конечно, приходится ходить на юбилеи или премьеры коллег, посещать концерты.
Но выходить из дома — мука. Всё чаще закрываюсь в этой квартире. Нужно нанимать фуру, чтобы всё вывезти, столько всего нажито за 10 лет. Хотя я стараюсь ничего не покупать, потому что всё равно придется возвращаться в Литву. Какова история вашего спектакля «Царь Эдип»?
Как он прошел в Греции в театре в Епидавре, построенном в 4 веке до н. Вахтангова и Греческого национального театра. Эпидавр — святое место. Туда возили людей со всей Греции и лечили театром. После землетрясения этот огромный амфитеатр сохранился.
Но в течение веков его заносило землей, и откопан он был примерно 140 лет назад. Национальный театр Греции Спектакль создавался в Греции. Мы репетировали в Афинах под открытым небом, рядом с Театром Диониса. Я еще не видел таких условий проживания и репетиций, такой радости в глазах актеров. Гостиница была в 12 км от Эпидавра, возле моря.
Они все время были на море, на солнце. Репетировать в Эпидавр мы ездили в восемь часов вечера — днем была невыносимая жара. Конечно, нужно было предпринимать разные меры, чтобы актеры не перегревались, — море, солнце отнимают энергию, и на вечерней репетиции они были полностью вымотаны, хотя, казалось, весь день лежали на песке.
Позднее режиссёр объяснил, что это была провокация. Авторы видео нарочно смонтировали видео и вырезали полный текст Туминаса, где он говорил о своём обещании покойному Богдану Ступке сделать с ним спектакль в Киеве.
Ранее СМИ сообщали, что литовский режиссер якобы покинул московский театр из-за ситуации на Украине. Читайте также.
Содержание
- Римас Туминас решил остаться в Вахтанговском театре
- Telegram: Contact @Vakhtangov_theatre
- Туминас, Римас — Википедия
- Римас Туминас покинет пост худрука Театра имени Вахтангова | Афиша – новости
- Биография Римаса Туминаса
В гостях хорошо
- Римас Туминас. Великий режиссёр мирового театра — публикации и статьи журнала STORY
- Римас Туминас — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- Театр Вахтангова заявил об окончательном увольнении Римаса Туминаса
- Умер Римас Туминас. Он 15 лет возглавлял театр имени Вахтангова
- Михаил Швыдкой - о том, каким худруком для Театра Вахтангова был Римас Туминас - Российская газета