Римас Туминас. Режиссер, лауреат Государственной премии России, художественный руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова. Родился 20 января 1952 в городе Кельме в Литве. Портрет Римаса Туминаса в 26 цитатах Патриотичные российские критики и зрители о Римас Туминасе: Нельзя сказать, что режиссер Римас Туминас глуп или циничен. Эймунтас Някрошюс, Римас Туминас, Оскарас Коршуновас пользовались ими очень по-разному, но чаще всего этим золотым ключиком открывалась русская классика. Римас жил в уверенности: русская классика имеет всемирное значение и касается каждого, потому что дает силу для жизни. В возрасте 72 лет умер известный театральный режиссер Римас Туминас.
Римас Туминас — последние новости
В 2007 году Римас Туминас стал худруком московского Театра имени Вахтангова. — С момента увольнения Римаса Туминаса с должности художественного руководителя Театра Вахтангова прошло полтора года (это произошло после появления в сети разговора Туминаса с пранкерами «Вованом» и «Лексусом». Главная» Новости» Римас туминас последние новости на сегодня. Театрального режиссера Римаса Туминаса похоронили сегодня, 20 марта, на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе, на прощании присутствовал президент Литвы Гитанас Науседа. В возрасте 72 лет умер известный театральный режиссер Римас Туминас. эти слова предваряют публикуемое здесь интервью в «Lietuvos rytas».
Римаса Туминаса увольняют из Вильнюсского театра, но он остается в Вахтанговском
Интерфакс: Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, согласно которому режиссер Римас Туминас, ранее покинувший пост худрука Театра Вахтангова, исключен из числа лиц, которым присуждена премия правительства РФ в области культуры за 2021 год. Директор театра Кирилл Крок рассказал ТАСС, что Римас Туминас умер в реанимации. Римас Туминас совместил современные театральные ходы с драматургическим материалом XIX века — и сделал это настолько виртуозно, что почти пятичасовой спектакль смотрится на одном дыхании. Вечером 6 марта стало известно о смерти Римаса Туминаса — бывшего художественного руководителя Театра имени Вахтангова.
Римас Туминас прокомментировал увольнение из театра в Вильнюсе
Например, подрабатывал на летних каникулах, убирая с обочин дорог сухую траву и кусты. Платили за это неплохо. Римас Туминас с младшим братом Затем из Клайпеды в городишко Эндреявас, где жил Римас с матерью, приехал отец и забрал жену с младшим сыном. Римас остался один, решив не переводиться в клайпедскую школу. Он сам себя содержал, после занятий отправляясь на работу. Позже местная власть отобрала жилье, и юноша был вынужден переехать к родителям. В Клайпеде он пошел в вечернюю школу и работал сварщиком.
Завершив среднее образование, Римас попробовал окончить курсы киномехаников в Каунасе, однако там ему не понравилось, и он вернулся в отчий дом. Римас Туминас в школьные годы Примерно в это время его мама увидела в газете объявление о дополнительном наборе на отделение телережиссуры в консерватории Вильнюса и показала его сыну. Римас отправился в столицу и был зачислен на курс на правах кандидата. Сначала, как вспоминал Туминас, занимался он без энтузиазма, потом втянулся. Ему легко давались этюды. Появился азарт к учебе.
Его заметили, позвали на телевидение. Однако к тому моменту он увлекся Чеховым , поэтому связывать жизнь с кино и журналистикой ему уже не хотелось. Как не хотелось и репетировать в Молодежном театре, куда его пригласили в качестве актера. На фоне Чехова, которого в Литве в ту пору не знали и не ставили, все казалось блёклым. Первым его спектаклем стал «Январь», поставленный на сцене Литовского государственного академического театра драмы. Годом позже он поставил первый спектакль для московской аудитории — в театре им.
Постановка называлась «Мелодия для павлина». С 1979 по 1990 год он был режиссёром Национального драматического театра Литвы. В 1994 Туминас стал его главным режиссером, до того успев создать Малый театр Вильнюса и став его художественным руководителем. На этой сцене он поставил немало спектаклей по русской классике, в том числе и по Чехову. Римас Туминас в молодости Зрителя подкупал — либо вводил в шок — оригинальный взгляд режиссера на проверенные временем произведения. Подход Туминаса привлек внимание к его работам не только на родине, но и за рубежом.
Он десять лет боролся с онкологическим заболеванием. Почти 15 лет Туминас возглавлял Театр имени Вахтангова. И это был, безусловно, очень успешный для театра период. Туминас скончался в реанимации больницы в Италии.
По данным СМИ, режиссер приехал в эту страну ставить спектакль. Его смерть — огромная потеря для всей мировой режиссуры. Продолжает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина: Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Он мне сам говорил: «Я устал, я жду смерти», но бог ему даровал время для жизни, для постановок в других странах.
Вахтангова на такой резкий выпад ответил весьма спокойно и сдержанно - позицию Литвы он понимает, не обижается, а заявление им было подано еще в первых числах февраля. Тем самым дал понять - мешать культуру с политикой он по-прежнему не собирается. Министр культуры Литвы потребовал от директора Вильнюсского театра уволить Римаса Туминаса лишь за то, что он работает в России О каких-либо изменениях в московском театре речи вообще не идет. Ситуацию "Российской газете" прояснил директор Вахтанговского театра Кирилл Крок: - Министр культуры Литвы потребовал от директора Вильнюсского театра уволить Римаса Туминаса лишь за то, что он работает в России. Римас Владимирович прокомментировал эту ситуацию, сказав, что все понимает - если министр Литвы так считает, пусть так и будет. Недобросовестные СМИ, не потрудившись проверить информацию, почему-то решили, что он уходит из Вахтанговского и стали об этом кричать - это не так.
Римас Туминас как был художественным руководителем Театра им. Вахтангова, так и остается. Не верьте фейкам.
Юного литовца приняли, даже закрыв глаза на двойку по истории СССР.
Всех поразил его неординарный талант и глубина внутреннего мира. Первые постановки начинающего мастера Окончив обучение в Москве, Римас Туминас вернулся к себе на родину — в милую сердцу Литву, где и состоялся как талантливый режиссер-постановщик. Начиная с 1979 года Римас Туминас более двадцати лет проработал в столичном драматическом театре вначале простым режиссером, а затем художественным руководителем. Личное детище В 1990 году литовский постановщик организовал и возглавил собственный театр, названным Малым драматическим.
Как видим, любовь литовского режиссера к российским писателям поистине безгранична. Передавая в своих постановках всю силу и великий смысл этих произведений, драматург не только поднимает серьезные гуманные вопросы, но и выставляет на всеобщее обозрение глубину человеческих эмоций, поступков и отношений. На сцене Малого театра с успехом шли и личные пьесы Туминаса. Кукуласом, произвел большое впечатление на зрителей и был по достоинству отмечен театральными критиками и средствами массовой информации.
Заграничные проекты В этот период также Римас Туминас активно работал за рубежом. Как видим, режиссера часто приглашают именно на серьезные классические постановки, так как он, как никто другой, может правильно и корректно, в свете современных условий, передать дух и атмосферу того времени, а также ярко и образно изобразить истинные человеческие чувства и стремления. Здесь по приглашению российского Федерального агентства культуры и кинематографии он занимает ответственную должность худрука. Также стоит упомянуть, что на счету литовского художественного руководителя две работы совсем иного жанра.
Оба произведения поставлены на сцене Большого театра и были отмечены многими положительными отзывами и рецензиями. Преподавательская работа Начиная с 1979 года Римас Туминас занимается педагогической деятельностью. В Вильнюсской консерватории он значится как профессор театральных дисциплин. Также режиссер преподает в ГИТИСе, а с 2012 года принимает в своей Первой студии при Вахтанговском театре студентов из разных театральных учебных заведений.
Немного о личном В отношении личной жизни Римаса Туминаса жена, семья, хобби и увлечения известно довольно много. Талантливый режиссер был женат два раза. Его первой супругой была Юрате Анюлите. В этом недолгом браке родилась дочь Моника.
Затем литовский постановщик женился во второй раз.
Умер в реанимации итальянской клиники бывший худрук театра Вахтангова Римас Туминас
Профессиональная биография Римаса Туминаса как режиссера началась еще в Литве. эти слова предваряют публикуемое здесь интервью в «Lietuvos rytas». Портрет Римаса Туминаса в 26 цитатах Патриотичные российские критики и зрители о Римас Туминасе: Нельзя сказать, что режиссер Римас Туминас глуп или циничен.
На могиле Римаса Туминаса в Вильнюсе появились венки с русским текстом
Звезда фильма «Место встречи изменить нельзя» Станислав Садальский заступился за режиссера Римаса Туминаса после его увольнения. Римас Туминас умер. Ушёл из жизни выдающийся режиссёр, 15 лет возглавлявший Театр Вахтангова. Художественный руководитель Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Римас Туминас отвечает на вопросы Владимира Познера об искусстве и рассказывает о спектакле «Война и мир» по одноименному роману Льва Толстого.
Римас Туминас прокомментировал увольнение из театра в Вильнюсе
Знаменитый соотечественник посмел посягнуть на святая святых, назвав доктрину « советской оккупации » выдуманным конструктом, которым в советские годы сами литовцы не пользовались — за такое нарушение главного национального табу современная Литва карает общественной травлей и несколькими годами тюрьмы. Перепуганный собственными словами постановщик сразу же принялся долго и многословно оправдываться. Я склоняю голову перед каждым, кто погиб: немцем, англичанином, французом, американцем. Люди были в настоящей мясорубке.
Из-за раздела миров, осуществленного политиками во время оккупации, Литва испытала ужасные явления, а Латвия и Эстония сильно пострадали. Если бы было понято, что я думал и думаю по-другому, это больше не был бы я. Думаю, все мы признаем и понимаем, что были и оккупация, и Холокост.
Так что это была провокация», — написал худрук Театра имени Вахтангова по поводу интервью на Первом канале. Не нужно осуждать человека за то, что он сперва утверждал одно, а потом пишет другое. Римас Туминас — гражданин Литвы, и этим все сказано.
Это в России он мог в свободной беседе свободно говорить все, что думает. Сказал бы Владимиру Познеру, что в Литве была советская оккупация, — ничего бы ему за это в России не было. Еще стал бы кумиром «старой гвардии» — либеральной интеллигенции, которая смотрит ночью по понедельникам программу «Познер».
Elegant New York, 27. Это изучение, вечная расшифровка неких посланий с небес — что нам Господь сказал. Мы различаем, анализируем эти фразы, мысли, сигналы.
Вот этим театр занимается. Но в новом нет глубины. Кажется, современность освобождает тебя от необходимости углубляться.
Я думаю, нужно вообще заколотить все поворотные круги, чтобы ничто ниоткуда не выезжало, не спускалось. Туминас о России: — То, что Запад Россию ругает, это понятно, но зачем нам ругать самих себя? Они это делают, потому что завидуют нам, а сами не знают, как жить, будучи самыми несвободными людьми.
Поэтому я не верю их предсказателям ни в политике, ни в экономике. Я могу вам сказать свое мнение, строгий режим необходим, может быть даже жестокий. Иначе начнется хаос, революции.
Это никому не нужно. И потому строгость и дисциплина в управлении, может быть вопреки каким-то канонам, но нужны. Демократия и свобода не возникают сразу.
Им надо учиться, надо менять психологию, ждать 20 и 30 лет, однако я надеюсь, что все вернется на свои места. Будет меньше войн и больше идей. Фрагмент выступления в Нью-Йорке в июне 2015 года на встрече со зрителями, видеозапись которого была обнародована на YouTube, цитируем по источнику ru.
Поэтому у нас и все беды, и Болотные площади. Не хитрю и не приспосабливаюсь, не в этом смысле, но стараюсь понять то, что мне предлагают. Ее не стоит бояться, так можно сохранить менталитет народа, сохранить ценности, которые уничтожаются серостью… Когда я руководил Национальным театром 5 лет, и мне начали нравиться Лукашенко и Ельцин, стучащие кулаком по столу, принял решение, что время уйти.
Римас Туминас отнесся к увольнению философски: раз министр культуры Литвы так считает, то пусть так и будет. Фото: Валерий Яков Он также напомнил о том, что совсем недавно в устав Театра им. Вахтангова были внесены изменения - у Римаса Туминаса сохраняется договор с учреждением, но теперь он освобождается от ряда административных задач и может сосредоточиться на творчестве. Это была его личная просьба. В Министерстве культуры, напомним, заверили, что на дальнейшую работу коллектива эти изменения не повлияют: "Театр им. Евгения Вахтангова - одно из тех учреждений, где сложился крепкий тандем директора и художественного руководителя.
Римас Туминас был и остается на своей должности". Римас Туминас основал Малый драматический театр Вильнюса в 1990 году. До последнего времени он был его художественным руководителем.
А бороться, значит — проиграть. Бороться с ней бессмысленно. Не скрываете, что оно, как хорошая подруга, идёт с вами под руку. А теперь ещё надумало проникнуть более глубоко в тело. Как вы с этим справляетесь?
Лечение в полной темноте. По сравнению с ним карантин, изоляция — чепуха. Здесь был карантин в полной темноте. Синяя точечка там, где туалет и где стол. Это новый метод лечения. В Германии делали то, чего ещё не могут сделать в Литве или в России. Немецкие хирурги не вскрывали грудную клетку. Болезнь примостилась в очень плохих местах - на лёгких, бронхах, трахее, и хирургам трудно до неё добраться.
А во Фрайбурге, на юге Германии, рядом со мной была хорошая компания. Неподалёку, в Баден-Бадене, лечился и умер Антон Чехов. Здесь бродил и Фауст Иоганна Вольфганга фон Гёте. Я ездил туда, скажу так, не лечиться, а в гости. Рядом Франция, Швейцария, сказочная природа, городки. Базель, где много культурных мероприятий. Полечусь, сажусь в машину, объезжаю, посещаю - и снова в больницу. Лечение было как бы поводом побывать в этих местах.
Я просто игнорировал болезнь. В последнее время я должен продолжать процедуры, которые можно проходить и в Литве, и в России. Я был привязан к 100-летию театра Вахтангова и к премьере, а бывать в больницах нужно было довольно часто. Так что, то в больницу, то на репетицию. И сейчас в Литве я посещаю врачей. Они замечательные — талантливые, мудрые, интересные. Теперь буду работать в Италии, в Венеции, где ставлю «Привидения» Ибсена. Я рад этому предложению, потому что там смогу спрятаться от этой трагедии в январе.
Утешает только то, что Федерико Феллини тоже родился 20 января. Но пока работаю в Италии, мне придётся продолжать лечение. Лекарства с собой не возьмёшь и не попросишь. Они должны провести свои исследования. Поэтому на один день придётся возвращаться из Венеции в Литву, пройти процедуры и уехать обратно. Сказали, что нельзя прерывать двухгодичный цикл процедур. Я улыбнулся, услышав это, — значит, ещё два года обязан жить. Наверное, сотни гудящих мыслей.
Может, о том двухлетнем обещании? Давным-давно вы пророчески говорили: «Актёр — это только половина театра. Другая сторона — это постоянная борьба со смертью». Эта борьба — точка разлома и в вашем творчестве? Я хотел бы продолжить распространение этого посыла. Мне потребуется ещё несколько лет, чтобы полностью понять, что это такое, дать этому название и, подобно миссионеру, распространять это понимание, осознание, открытие того, что значимо, может быть, только для меня, того, к чему я стремился, к чему шёл, чего боялся… Того, что я победил этих демонов, вернувшись к жизни после реанимации, пребывания в полной темноте. Неужели зрители поверят, что театр такой — как можно больше грязи, наглости, шума?.. Я думал — уйду, неужели так и останется?
Ведь есть театр! Хотелось сказать — есть чистота, есть боль, есть ценности. Не нужны камни, экраны, инсталляции». Вы всё ещё верите в театр, который создавали 45 лет? И какой театр вы хотели бы после себя оставить, какой продолжать создавать? Я последовательно шёл по этому пути, не обращая внимания на успехи, сопровождавшие меня в Москве. Это был всего лишь конец долгого пути, начавшегося в Литве. Когда уже можно подойти к воротам загадки театра.
Их ещё не открыть, возможно, и не нужно открывать, а нужно только подойти к этим воротам, к тайне этого так называемого чёрного ящика. Сейчас я, кажется, подошёл к этим воротам. И уже есть мотивация вернуться в Литву, хочется делиться этим, быть миссионером. Художник, учёный и мыслитель. Его анализ человека, исследование его анатомии, строения. Я понял, что миссия театра - тоже исследование человека. Я и раньше робко говорил, что театр — это лаборатория, в центре которой — человек. Но я всё боялся отойти от преследовавшего меня академизма.
Боялся отойти от этого, потому что тогда, возможно, я ничего не сделаю. Я ведь никогда не был авангардистом. Но это понимание сейчас пришло ко мне. Я понял, что могу построить человека и исследовать его. Как Леонардо да Винчи. И я испытал такое удовольствие! Мне больше ничего не нужно. Я отказался от используемых в театре средств изображения, инструментов, которыми я умею управлять.
Я просто заставил себя отказаться от них. Мне показалось, что они уже не те. Я сам сделал новые. И понял, как легко и весело с ними работать. Я никогда не репетировал так легко, как спектакль «Война и мир». Его реакция, история, строение психики. Через него смотреть на историю, связанную с культурой, общественным устройством, политикой, природой. Только через него.
Не вносить театр в человека, а идти от человека. Не вкладывать в актёра знания, мудрость и потом управлять им.