Новости пуритане кто такие

В толковых словарях пуритане — это приверженцы возникшего в 16 веке направления протестантизма, которые требовали полностью очистить христианство от католицизма.

Пуританство

Она одевается подчеркнуто строго, в обществе ведет себя чопорно, осуждает любую естественность и живость в других, не приемлет веселья. Для нее слово "секс" - ругательство. Комплимент или оскорбление? Женщину называют пуританкой, желая подчеркнуть ее сдержанность в поведении или одежде, а иногда - некую старомодность.

Пуританками в сексе называют тех, кто не приемлет экспериментов, ведет себя с партнером скованно и однообразно. Многие считают, что пуританка - это старая ханжа. Звучит не слишком привлекательно, но тем не менее пуританство является надежным оплотом в слишком свободной от условностей современности, удерживая общество от окончательного растления и падения нравов.

Моделям "Плейбоя" или актрисам порнофильмов не помешал бы некоторый налет пуританства... Истина в том, что везде нужна золотая середина.

Многие пуритане во 2-й половине 16 в. В 1603 г.

Несмотря на продолжавшиеся преследования, особенно усилившиеся в правление Карла I Стюарта , из-за которых многим пуританам пришлось бежать из Англии в том числе в Америку , к середине 17 в. После реставрации Стюартов в 1660 г. Опубликовано 30 марта 2023 г.

По закону высокопоставленным церковным чиновникам было запрещено занимать политические должности. В отличие от Англии, правительство не имело полномочий снимать министров и других лиц с церковных должностей, даже если они были признаны виновными в светском преступлении. С другой стороны, отлучение от церкви не влекло за собой немедленных светских наказаний, таких как штрафы или тюрьма. Однако некоторые аспекты церкви распространялись на правительство. У государства была власть образовывать новые церкви. Часть государственных налогов пошла на финансирование религиозных организаций. Это немного вводящий в заблуждение термин, который сегодня стал означать, что каждый волен поклоняться тому, как и кому он выбирает.

Для пуритан свобода вероисповедания означала, что они могли свободно поклоняться в соответствии с постановлением их собственного духовенства — и Бог поможет любому, кто думал иначе, чем они. Такие слова, как «еретик» и «язычник», использовались для описания любого, кто стремится к свободе вероисповедания, в терминах, которые мы понимаем сегодня. Нам нравится думать, что Америка была основана на плечах этих повстанцев, которые считали, что каждый должен иметь право свободно следовать своей религии, но правда в том, что они считали свой путь правильным, и не было никаких аргументов по этому поводу. Изгнание из дома не было редкостью для людей, придерживавшихся взглядов, отличных от нормы, будь то религиозные обычаи или даже материалы, которые следует принимать. Энн Хатчинсон, пуританская акушерка в 1630-х годах, была вынуждена покинуть колонию в Массачусетском заливе для проведения собственных богословских дискуссий, основанных на мнениях, которые не совсем соответствовали стандартной пуританской доктрине. Она также совершила грех чтения проповедей, не одобренных пуританскими священниками. Эта версия свободы вероисповедания делает основание нашей страны совершенно другим. Дебра — писатель-фрилансер, в настоящее время проживающая в Нью-Йорке.

Холодность, сдержанное поведение не только в обществе, но и в семье, пресечение громкого смеха, радостного пения и оживленных разговоров - строгая мораль гиперболизировалась в ханжество. Литература проходила пристрастную цензуру, медицина объявила сексуальную активность психическим отклонением, а следствием мастурбации - слепоту. Эти перегибы в конечном счете спровоцировали сексуальную революцию. Современное звучание Так кто же такая пуританка? Это последовательница пуританского движения. В обычном смысле просто трудолюбивая, скромная женщина с устойчивыми моральными принципами, избегающая развлечений и праздности. Радикально настроенная пуританка - это затворница. Она одевается подчеркнуто строго, в обществе ведет себя чопорно, осуждает любую естественность и живость в других, не приемлет веселья. Для нее слово "секс" - ругательство.

Пуританство

пуритане Пуритане (пуританизм) возникли как третья ветвь после распада Англиканской церкви в шестнадцатом веке. Их жизнь и учение (Эрол Халз, изд."Евангелие и Реформация") ISBN 978-9-8569-8313-2 Кто такие эти великие мужи веры, пуритане? ибо это доступно и нехристианам. Пуритане считали, что бог вознаграждает тех, кто живет праведной жизнью и отвергает соблазны сатаны. Кто такие пуритане и как возникло пуританское движение. Пуритане проповедовали аскетизм, сугубую строгость нравов, выступали против роскоши, требовали обязательного отделения церкви от государства.

Пуританка – это кто?

Позднее пуритане распространили идею завета на организацию церквей, что отчетливей всего проявилось в росте конгрегационализма или независимости и иерархическом устройстве общества с Богом во главе, как, напр. Вместе с первыми английскими деятелями Реформации пуритане верили в верховный авторитет Библии. Тем не менее толкование Св. Писания вскоре породило конфликт между пуританами и их оппонентами из Англиканской церкви, а также среди самих пуритан. Пуритане, англикане и многие другие верили в высший авторитет Библии. Но пуритане настаивали на том, что христиане обязаны делать лишь то, что повелевает Библия, а англикане утверждали, что верующие просто не должны делать того, что запрещено Библией. Различие было тонким, но важным. Среди самих пуритан возникли существенные разногласия, в особенности в том, что касалось церковной жизни. Некрые гл. Уильяме в Новой Англии считали, что, согласно Библии, конгрегационалистские церкви должны быть отделены от государства.

В общем, пуритане расходились с англиканами в интерпретации Св. Писания, а между собой они спорили, какие библейские толкования лучше. Разногласия с англиканами определяли религиозную жизнь Англии до тех пор, пока у власти оставались король и его епископальные союзники. После успеха пуританской революции на передний план вышли внутренние разногласия, что и привело к упадку пуританского движения в Англии. Эти разногласия не должны, однако, заслонить глубокую приверженность пуритан к авторитету Св. Они сделали самую серьезную, какая только была предпринята в англоязычном мире, попытку построить свою жизнь на основе библейских заповедей. Когда попытки пуритан провести реформы в Английском королевстве встретили препятствия в последние годы царствования Елизаветы, они сосредоточились на той сфере, крую еще могли контролировать, на сфере семьи. Именно в это время ок. Когда в 1640 г.

Пуритане верили в то, что Церковь должна быть организована на основе библейского учения. Англикане доказывали, что Епископальная церковь, испытанная и проверенная временем и не нарушившая библейских заповедей, построена на благочестивых и правильных принципах. В ответ пуритане утверждали, что защитники епископализма упустили главное, поскольку отказались от ясного библейского учения. Пуритане настаивали на том, чтоСв. Писание заложило особые принципы создания и управления церквями. Более того, по их мнению, Библия предлагает систему церковного устройства, в крой отсутствует епископство. Пуритане отстаивали это убеждение даже тогда, когда не смогли договориться между собой о том, что такое библейская система. Но эти разногласия принесли свои плоды, поскольку современные пресвитерианские,конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на их принципах. Взгляды пуритан на спасение, Св.

Писание и Церковь совершили переворот в общественном сознании. Этому способствовало их четвертое убеждение: Бог благословил единение людей. Большинство пуритан верило в то, что жизнью общества должна управлять единая, согласованная власть. Вследствие этого пуритане хотели ни больше ни меньше, как сделать всю Англию пуританской. Позднее, в эпоху Пуританского содружества, возникли идеи терпимости и т. С современной точки зрения нетерпимость, основанная на унифицированной модели общества, повредила репутации пуритан. Но если занять более беспристрастную позицию, нельзя не признать и многих их достоинств. Стремясь ревностно служить Богу, пуритане разрушили оковы рутинной религиозности. Пуританство стало одной из движущих сил, способствовавших подъему Английского парламента в нач.

XVII в. К добру или нет, но благодаря ему совершилась первая великая политическая революция Нового времени. Благодаря пуританской идеологии у переселенцев, обосновавшихся в Массачусетсе, сформировалось отчетливо христианское общественное сознание, доныне небывалое в Америке. Наконец, это, казалось бы, нетворческое движение дало огромный толчок развитию художественной литературы. Видные пуритане. Из среды пуритан вышло огромное число могучих проповедников и учителей. Книга дра У. Эймса "Суть теологии", где рассказывается о том, "как жить с Богом", первые 50 лет существования Гарвардского колледжа была учебником по теологии. В проповедях и трактатах У.

Перкинса перечислялись шаги, крые должен сделать кающийся грешник, чтобы найти Бога. Оуэн, советник К-ром веля и вицеканцлер Оксфордского университета, писал теологические трактаты об искуплении и Св. Духе, крые до сих пор сохраняют влияние в кальвинисткой теологии англоязычного мира. Его современник Р. Бакстер опубликовал ок. Льюис в XX в. В Америке бостонский теолог Дж. Коттон заострял внимание на Божьей славе при обращении, а Т. Хукер из Хартфорда в делах обращенных.

Вестминстерское исповедание и катехизисы, крые пуританские теологи создали по просьбе парламента 164347 , по сей день остаются путеводителями по реформатской теологии, в особенности в пресвитерианских кругах. Труды пуритан неотъемлемая часть широчайшей протестантской литературы по священной и практической теологии. Как бы ни был велик вклад служителей, самая большая заслуга пуритан в христианской истории, вероятно, принадлежит мирянам. Англоговорящий мир никогда не видел такого созвездия глубоко христианских политических деятелей, как лордпротектор Оливер К-ром вель, губернатор Массачусетса Дж. Уинтроп или губернатор Плимута У. Эти деятели могли ошибаться, но они сознательно и беззаветно отдавали свою жизнь общественному служению из глубочайшей благодарности Богу, даровавшему им спасение. Мы также ощутим дух пуританства, если вслед за политическими лидерами посмотрим на писателей.

Английский пуританство обратился к проповеди, опубликовал яростные брошюры и клевету и накопил различный опыт религиозного самовыражения, социального поведения и организации. Его растущий успех был также результатом его защитников в дворянстве и в парламенте, а также его влияния в университетах Оксфорда и Кембриджа. Вопрос об иерархии церкви был деликатным: Елизавета поддержала богослова Ричарда Хукера , автора книги « О законах церковной политики», опровергая аргументы пресвитерианской церкви. Хукер сделал прямое опровержение «братьев Женевской церкви» и обрисовал средства массовой информации для англиканской церкви. Это через средства массовой информации , чья слабая доктринальная сущность подвергалась критике, составило набор специально упорядоченных правил, которые стали «хребтом» англиканства. Наряду с англиканской реформацией Шотландская церковь была создана по кальвинистской пресвитерианской модели , которую пуритане надеялись распространить на Англию. Но на конференции в Хэмптон-Корт в 1604 году король, который сам не был пуританином и не доверял им, отклонил их претензии одной фразой: «Нет епископа, нет короля» нет епископа, нет короля. Однако он разрешил публикацию Библии короля Иакова на местном языке, в частности, для усиления англиканской ортодоксии против Женевской Библии. Эта книга стала популярной среди пуритан, несмотря на то, что она имела антироялистские переводы и содержала революционные примечания. Давление ассимиляции Церкви Англии дальнейшего увеличения под Карлом I первого под влиянием его архиепископом Уильям Лауд , то с помощью средств массовой информации Елизаветинского применяется везде с силой. Пуритане рассматривались как нарушители спокойствия, угрожающие единству монархии и церкви, и поэтому всегда подвергались жестоким репрессиям. Приговоры к тюремному заключению были суровыми, сопровождались конфискацией имущества и телесными наказаниями: в частности, красным железом был отмечен фронт Осужденных с пометкой «СС» сеятель мятежа - сеятель мятежа. Изгнание пуритан в Европу продолжалось, первые эмиграционные движения в Америку начались в 1620 году, где они основали колонию Массачусетского залива , но пуританские идеи продолжали набирать силу в Англии. Идеальный пуританский дом. Когда конфликт между парламентом и Карла I - го переросло в полной гражданской войны в 1640 году , пуритане поспешили воспользоваться возможностью , чтобы призвать народ возобновить договор с Богом. Парламент созвал собрание духовенства и мирян, исповедующих кальвинистское убеждение, известное как « Вестминстерское собрание », которое не смогло полностью реформировать церковное правительство. Однако армия Оливье Кромвеля , разгромившая королевские войска, привела к власти своего генерала. Кромвель в значительной степени поддерживал пуританское движение и не допускал большого плюрализма. В то время великим защитником пуританства был поэт Джон Мильтон. Возникли различные пуританские тенденции, среди которых только группа квакеров имела устойчивое процветание.

В отличие от других протестантов, которые были склонны рассматривать эсхатологию как объяснение «далеких планов Бога для мира и человека», пуритане понимали ее как описание «космической среды, в которой возрожденный солдат Христа должен был теперь вести битву против силы греха». На личном уровне эсхатология была связана с освящением, уверенностью в спасении и опытом обращения. На более высоком уровне эсхатология была линзой, через которую интерпретировались такие события, как Гражданская война в Англии и Тридцатилетняя война. В пуританском тысячелетии был также оптимистичный аспект; Пуритане ожидали будущего всемирного религиозного возрождения до Второго пришествия Христа. Еще одним отличием от других протестантов было широко распространенное среди пуритан убеждение, что обращение евреев в христианство было важным признаком апокалипсиса. Дэвид Брэди описывает «затишье перед бурей» в в начале 17 века, когда «разумно сдержанная и систематическая» протестантская экзегезия Книги Откровения была замечена Брайтманом, Мидом и Хью Бротоном , после чего «апокалиптическая литература стала слишком легко принижаться», поскольку она стала более популярной. Уильям Ламонт утверждает, что внутри церкви елизаветинские тысячелетние верования Джона Фокса отошли на второй план, пуритане приняли вместо них «центробежные» доктрины Томаса Брайтмана, тогда как лаудианцы заменили «центростремительное» отношение Фокса к «Христианский император» национальной и епископальной церкви ближе к дому, с его царской главой, как ведущий протестантский мир iure divino по божественному праву. Вигго Норсков Олсен пишет, что Мид «полностью оторвался от августинско-фоксианской традиции и является связующим звеном между Брайтманом и премилленаризмом 17 века». Плотина прорвалась в 1641 году, когда традиционное ретроспективное почитание Томаса Кранмера и других замученных епископов в Деяниях и памятниках сменилось дальновидным отношением радикальных пуритан к пророчествам. Культурные последствия Паломники, идущие в церковь от Джордж Генри Ботон 1867 Некоторые сильные религиозные убеждения, общие для пуритан, оказали непосредственное влияние на культуру. Пуритане считали, что правительство обязано обеспечивать соблюдение моральных норм и обеспечивать установление и поддержание истинного религиозного поклонения. Образование было необходимо каждому человеку, мужчине и женщине, чтобы они могли сами читать Библию. Однако упор пуритан на индивидуальную духовную независимость не всегда был совместим со сплоченностью сообщества, что также было сильным идеалом. Энн Хатчинсон 1591—1643 , хорошо образованная дочь учителя, спорила с утвердил богословскую ортодоксию и был вынужден покинуть колониальную Новую Англию со своими последователями. Образование Коттон Мазер , влиятельный пуританский священник Новой Англии, портрет Питера Пелхэма В то время, когда уровень грамотности в Англии составлял менее 30 процентов, пуританские лидеры колониальной Новой Англии считали, что детей следует обучать как по религиозным, так и по гражданским причинам, и работали над достижением всеобщей грамотности. В 1642 году Массачусетс потребовал от глав семей научить своих жен, детей и слуг основам чтения и письма, чтобы они могли читать Библию и понимать колониальные законы. В 1647 году правительство потребовало, чтобы все города с 50 или более семьями наняли учителей, а города с 100 или более домашними хозяйствами наняли инструктора гимназии для подготовки перспективных мальчиков к колледжу. Мальчиков, заинтересованных в служении, часто отправляли в такие колледжи, как Гарвард основан в 1636 году или Йельский университет основан в 1707 году. Начинающие юристы или врачи поступили в ученики к местным практикующим или, в редких случаях, были отправлены в Англию или Шотландию. Подобно знаменитому утверждению Макса Вебера о связи между протестантской трудовой этикой и капиталистической экономикой , Мертон утверждал аналогичное положительная корреляция между ростом английского пуританства, а также немецкого пиетизма и ранней экспериментальной наукой. Например, семь из 10 основных членов Королевского общества были пуританами. В 1663 году 62 процента членов Королевского общества были идентифицированы таким же образом. Тезис Мертона стал предметом непрерывных дебатов. Поведенческие нормы 1659 г. Когда к власти пришли пуритане, некоторые праздники были объявлены вне закона. В 1647 году парламент объявил вне закона празднование Рождества , Пасхи и Троицы. Рождество было объявлено вне закона в Бостоне с 1659 года. Пуритане возражали против Рождества, потому что празднества вокруг праздника считались нечестивыми. Английские тюрьмы обычно были заполнены пьяными гуляками и дебоширами. Пуритане были против воскресных занятий спортом или развлечений, потому что они отвлекали от религиозного соблюдения субботы. Другие формы досуга и развлечений были полностью запрещены по моральным соображениям. Например, пуритане повсеместно выступали против кровавых видов спорта , таких как травля медведя и петушиные бои , потому что они наносили ненужный вред созданиям Бога. По тем же причинам они также выступили против бокса. Эти виды спорта были запрещены в Англии во время правления пуритан. Хотя игра в карты сама по себе в целом считалась приемлемой, игра в карты и азартные игры были запрещены в Англии и колониях, как и смешанные танцы с участием мужчин. Народный танец , который не предполагал тесного контакта между мужчиной и женщиной, считался уместным. В Новой Англии первая танцевальная школа открылась только в конце 17 века. Крупной пуританской атакой на театр была книга Уильяма Принна Histriomastix. Власти пуритан закрывали английские театры в 1640-х и 1650-х годах, и ни одному из них не разрешалось открывать в колониях, контролируемых пуританами. Пуритане не возражали против умеренного употребления алкоголя. Однако пивные строго регулировались пуританскими правительствами как в Англии, так и в Соединенных Штатах. Ранние законы Новой Англии, запрещавшие продажу алкоголя коренным американцам, подвергались критике, потому что они «не могли лишать индейцев любого законного комфорта, доступного для всех мужчин, с помощью употребления вина». Законы запрещали обжаривать друг друга тостами, объясняя это тем, что это приводит к растрате Божьего дара пива и вина, а также к проявлению плоти. Не было никаких ограничений на то, чтобы наслаждаться сексуальностью в рамках брака как дара от Бога. Супругов наказывали, если они не выполняли свои сексуальные супружеские обязанности, в соответствии с 1 Коринфянам 7 и другими библейскими отрывками. Ожидалось, что женщины и мужчины в равной степени будут выполнять супружеские обязанности. Женщины и мужчины могли подавать на развод только по этому поводу. В колонии Массачусетс, где действовали одни из самых либеральных колониальных законов о разводе, каждое шестое прошение о разводе подавалось на основании мужского импотенции. Пуритане публично наказывали пьянство и внебрачные сексуальные отношения. Пары, которые занимались сексом во время помолвки, были оштрафованы и публично унижены. Мужчины и горстка женщин, практикующих гомосексуализм, считались особенно грешными, а некоторых казнили. Религиозная терпимость Пуританское правление в Англии было отмечено ограниченной религиозной терпимостью. Отменены Закон о верховенстве , Закон о единообразии и все законы, квалифицирующие отвод как преступление. Больше не было законного требования посещать приходскую церковь по воскресеньям как для протестантов, так и для католиков. В 1653 году ответственность за регистрацию рождений, браков и смертей была передана от церкви регистратору актов гражданского состояния. В результате церковные крещения и браки стали частными действиями, а не гарантиями юридических прав, что обеспечило большее равенство несогласных. Правительственный акт 1653 гарантировал, что в вопросах религии «никто должны быть принуждены к наказанию или иным образом, но должны быть приложены усилия, чтобы выиграть их с помощью здравой Доктрины и Пример хорошего разговора ". Свобода вероисповедания была дана «всем, кто исповедует веру в Бога через Иисуса Христа». Однако католики и некоторые другие были исключены. Во время протектората никого не казнили за свою религию. В Лондоне тех, кто посещал католические мессы или англиканское святое причастие, иногда арестовывали, но отпускали без предъявления обвинений. Многим неофициальным протестантским общинам, таким как баптистские церкви, было разрешено встречаться. Квакерам было разрешено свободно публиковаться и проводить собрания. Однако они были арестованы за срыв церковных служб в приходе и организацию забастовок десятины против государственной церкви. Квакер Мэри Дайер привела к казни на Boston Common , 1 июня 1660 года, неизвестный художник XIX века В Новой Англии, где конгрегационализм был официальной религией, пуритане проявили нетерпимость к другим религиозным взглядам, включая квакеров , англиканцев и баптистское богословие. Пуритане из колонии Массачусетского залива были наиболее активными преследователями квакеров в Новой Англии, и дух преследования разделяли Плимутская колония и колонии вдоль Коннектикута. Четыре квакера, известные как бостонские мученики , были казнены. Первые два из четырех бостонских мучеников были казнены пуританами 27 октября 1659 года, и в память об этом 27 октября теперь Международный день религиозной свободы , чтобы признать важность свободы религии. В 1660 году одной из самых заметных жертв религиозной нетерпимости была английская квакера Мэри Дайер , которую повесили в Бостоне за неоднократное нарушение пуританского закона, запрещающего квакерам находиться в колонии. Повешение Дайера на Бостон-Коммон ознаменовало начало конца пуританской теократии. В 1661 году король Карл II прямо запретил Массачусетсу казнить кого-либо за исповедание квакерства. В 1684 году Англия отменила хартию штата Массачусетс , направила королевского губернатора для обеспечения соблюдения английских законов в 1686 году и в 1689 году приняла широкий Закон о терпимости. Появились антикатолические настроения. В 1647 году Массачусетс принял закон, запрещающий любым иезуитским римско-католическим священникам входить на территорию, находящуюся под пуританской юрисдикцией.

Поражение монархии показало, что пуритане пришли к власти в Протекторате Кромвеля. Реставрация английской монархии в 1660 году показала, что оставшиеся пуритане преследуются и выходят из строя. Интересные статьи:.

Пуритане это кто

Кто такие пуритане? Нравы и идеология пуританства. puritane В современном мире пуританами называют людей, которые придерживаются скромного образа жизни. Кто такие пуритане, история их возникновения, основные черты идеологии пуританства и её влияние на духовно-политическую жизнь Англии и иных регионов. незаменимый продукт для тех, кто очень часто ходит в походы, на пикники, или для тех, кто просто не любит или не умеет готовить. Пуритане обладали дисциплинированностью, страстным стремлением к почитанию Бога и желанием духовного возрождения[2].

Группа «Пуритане» привезли из Петербурга иронию и бардовское настроение

Наиболее сильно пуритане ополчились на сексуальную тему. Пуритане ценили тяжелый труд, относились с подозрением к чрезмерным развлечениям и не делали попыток скрыть свое отвращение к ленивым и нерадивым: «Благословен каждый, кто боится Господа и ходит путями Его, и считающий, что должен кормиться трудом рук своих. Пуритане английские протестантские христиане, жили преимущественно в XVI – XVIII веках, они утверждали, что англиканская церковь недостаточно дистанцировалась от католицизма и стремилась "очистить" его от католических практик. Все, кто приписывают этот мирской дух пуританам, просто клевещут на Церковь и Евангелие. Выступая за освобождение англиканской церкви от остатков католической религии, пуритане внесли огромный вклад в становление и формирование религиозной базы Великобритании современности.

О пуританах

Выступая за освобождение англиканской церкви от остатков католической религии, пуритане внесли огромный вклад в становление и формирование религиозной базы Великобритании современности. Кто такие пуритане и почему они появились в Англии: различные течения пуританизма. На следующей неделе наш славный коллектив ПуриТане порадует вас сразу двумя событиями Гиперионе! Кто такие пуритане и роль пуританизма в Англии. Пуритане – это одна из самых известных групп религиозных диссидентов, которая существовала в XVI-XVII веках. очень консервативны, почитают Бога, экономны, трудолюбивы, целомудренны и расчетливы. Пуритане, одно из течений протестантизма во 2-й половине 16–17 вв.

Пуританка - это кто?

По образцу пуритан из Плимута они начали учреждать церковные общины индепендентов, поддерживаемые общественными фондами. Восстание в Шотландии, побудившее Карла I 1625-1649 созвать т. Долгий парламент, предоставило английским пуританам возможность для укрепления своих позиций. Их требование искоренить епископат привело к Первой гражданской войне 1642-1646. Во время конфликта пресвитериане были доминирующим религиозным элементом в рядах сторонников парламента. Их усилия по достижению согласия в области вероучения привели к появлению Вестминстерского исповедания, которое стало символом веры английских и американских пресвитериан. Однако рост антишотландских настроений, распространение духа индепендентства в рядах т.

Армии новой модели парламентской армии Кромвеля и возвышение генерала-индепендента Оливера Кромвеля позволили индепендентам потеснить своих соперников в ходе Второй гражданской войны 1648. Оба течения отвергали всякого рода развлечения.

Грин 1837-1883 в "Краткой истории английского народа" 1874 представляет его как одно из самых ценных явлений английской жизни и культуры, источник морали и благочестия в прошлом и для настоящего. Грин, однако, критиковал действия известного пуританина Томаса Картрайта 1535-1603 и пресвитериан, считая их радикалами, нетерпимыми к чужим мнениям38. Таким образом, термин "пуританизм" достался современности используемым в благоприятном смысле, но в самом широком значении и неопре-деленно39. Современные историки вносят свои нюансы в его определение. Как писал П. Макграт, "каждый чувствует, что такое пуританизм, но а, может быть, как раз по этой причине , существует почти столько же "пурита-низмов", сколько историков, изучающих пуританизм"40. Характеризуя разницу во мнениях, Дж. Морган пишет, что "между таким историками, как Дж.

Нью "Англикане и пуритане" 41, которые находят пуритан диаметрально противоположными "ортодоксальным" членам англиканской церкви, и позицией таких исследователей, как Ч. Джордж "Протестантский характер английской реформации, 1570-1640" 42, которые видят мало отличительных черт в пуританской позиции и действиях, существует очень широкий спектр оттенков мнений"43. Особенность позиции Дж. Нью состоит в последовательном рассмотрении явных разногласий между пуританами и англиканами. Так, он обращает внимание, что в понимании природы человека пуритане считали, что силой своего разума, без Божественной благодати, человек ничего не может достигнуть, англикане же, хотя и считали рациональное начало в человеке подчиненным, несравнимым с тем, что может дать вера, не отказывали человеческому разуму в способности действовать своими 36 Simpson, A. Chicago, 42. Puritanism as History and Historiography. Past and Present, 41, 94. Baton Rouge-London, 4. Papists and Puritans under Elizabeth I.

London, 45. Anglican and Puritan. The Basis of Their Opposition, 1558-1640. George K. The Protestant Mind of the English Reformation, 1570-1640. Princeton N. Пуритане считали реальной невидимую церковь избранных, англикане стремились не вдаваться в обсуждение таких вопросов, поскольку отсюда были выходы к сепаратистским идеям45. Англикане в службе делали ставку на совершение таинств, пуритане — на проповедь46. В целом Дж. Нью аргументированно выявил ряд отличий пуритан от англикан.

В то же время Ч. Джордж стремился сблизить пуритан и англикан, вплоть до их неразличения. Насколько можно судить по методологическим взглядам американского историка, он боролся с неосновательным образованием общих понятий, не подкрепленных эмпирическим содержанием, и такого рода не имеющим достаточной фактической базы общим термином ему представлялся пуританизм. По его мнению, пуритане отличались от англикан лишь более интенсивным проявлением приверженности к осуществлению общих для всех английских протестантов целей, у них не было какой-либо отчетливо сформулированной доктрины. За весь период 1570-1640 гг. Джордж, пуританизм, в самом деле, существовал, как легко отличимое и, несомненно, поддающееся определению явление — это был период публикации трактатов Мартина Марпрелата и подъема пресвитерианского движения в конце 1580-х гг. Число сторонников взглядов Ч. Джорджа невелико48. Такое сближение пуритан и англикан не может быть признано продуктивным в познавательном отношении. Но этот подход по-прежнему представлен среди современных исследователей, подчеркивающих идею о том, что пуритане в соотношении с приверженцами Церкви Англии были лишь более "горячими и рьяными" протестантами49.

Разумеется, и сторонники Церкви Англии, и пуритане принадлежали к протестантизму, к реформированной церкви. Но следует иметь в виду, что Церковь Англии в своем развитии породила тенденцию отчетливо проявившуюся еще при архиепископе Кентерберийском Уильяме Лоде 1632-1645 к тому, чтобы представлять себя как церковь, которая сохранила всю полноту апостольской преемственности. Это стало превращать англиканство в особое направление в христианстве. Барг отмечал, что в англо-американской историографии появились работы, характеризующиеся острым неприятием таких общих, концептуального характера понятий, как "революция", "пуританизм" и т. Однако историческая наука, считал 44 New, J. Chapter 1. Past and Present, 44, 133146; Finlayson, M. Puritanism and Puritans: Labels or Libels? Canadian Journal of History, 8, 207-209. Puritan Reformed Journal, 2 1 , 41-66.

Барг, если она не желает ограничивать свои функции регистрацией частностей, не должна отказываться от пользования общими понятиями, в том числе понятием "пуританизм". Обобщение явлений действительности в понятиях не ведет к ее схематизации, а является способом ее научного познания50. Большинство английских и американских историков отстаивают целесообразность употребления понятия "пуританизм". Как пишет Р. Гривз, "важно то, что пуритане были узнаваемы для англикан как пуритане, люди, чей религиозный опыт, личное поведение и рвение придавали им идентичность"51. Макграт считал, что церковные власти преследовали пуритан не за более интенсивную религиозность, а за отклонения во взглядах на литургию, церемонии и управление церковью52. Маршан полагал, что разногласия между пуританами и англиканами в доктрине реально проявлялись, в том числе, и во внешне не существенных пунктах — ношении стихаря или отказе от него, использовании крестного знамения при крещении и т. Церемонии, ритуалы всегда отражают приверженность тем или иным доктринальным идеям. В глазах самих пуритан, их разногласия с Церковью Англии были значительными — так, "Предостережение парламенту" в 1572 г. Писанию, а не чего-то тривиального54.

По признанию историков, трудность определения пуританизма в эпоху Елизаветы связана еще и с тем, что англиканство и пуританизм находились в стадии становления. И все-таки, можно проследить, что разногласия в церкви не сглаживались, а нарастали. Продолжаются споры и относительно объема понятия "пуританизм" о том, кого включать в число пуритан. Кнаппен писал, что "термин "пуританизм" используется для характеристики мировоззрения тех английских протестантов, которые активно приветствовали проведение реформации за те рамки, которые установила королевская власть, но при этом не дошли до анабаптизма. Соответственно, понятие включает в себя пресвитериан, индепендентов, сепаратистов и несепаратистов, а также часть англикан, которые соглашались с существованием епископальной системы, но, тем не менее, моделировали английскую церковную жизнь в соответствии с образцами европейских континентальных реформированных церквей". Кнаппен признается в том, что на его понимание пуританизма оказал влияние Г. Тревельян, и приводит его определение пуританизма: "религия всех тех, кто хотел или очистить установленную церковь от остатков папизма, или проводить службы отдельно в формах уже "очищенных". Кнаппен считал, что суще- 50 Барг, М. Minneapolis, 8. London, 35.

London, 205-206. London, 40. В последние десятилетия историки пуританизма обычно не включают в число пуритан сепаратистов, мотивируя это тем, что пуритане стремились реформировать Церковь Англии изнутри, их не устраивала перспектива раскола, а сепаратисты покидали церковь и формировали свое сообщество. Сепаратистов изучают отдельно от пуритан, хотя и видят взаимопереходы в этих группах. Гривз предпочитает в связи с этим говорить о "религиозном континуитете", подчеркивая возможность изменений взглядов у отдельных представителей разных религиозных течений. Но это не отменяет существовавших различий, и Гривз особенно протестует в связи с попытками сблизить пуританизм и англиканство. Это означало бы, по его словам, сближение таких разных людей, как архиепископы Кентерберийские Джон Уитгифт 1583-1604 или Ричард Бэнкрофт 16041610 , с одной стороны, и Томас Картрайт 1535-1603 , которого они как представители религиозных властей преследовали, так что объединение их в одно внутрицерковное течение просто абсурдно56. Морган мотивирует невключение сепаратистов в состав пуритан позицией самих сепаратистов. Он цитирует отрывок из сочинения "Платформа мистера Барроу", возможно, принадлежавшего перу Генри Барроу 1550-1593 , который был одним из лидеров сепаратистов в конце 1580-х — начале 1590-х гг. Автор-сепаратист утверждал, что броунисты так называли основную группу сепаратистов того времени по имени Роберта Бро-уна ок.

В соответствии с этой же позицией невключения сепаратистов в число пуритан Л. Сасек так определяет "пуританизм": "настоящие пуритане — это члены установленной англиканской церкви, которые хотят остаться в ее составе, но очистить ее путем устранения некоторых недавних добавлений и большинства из того, что осталось от средневекового католицизма"58. Но в целом он придерживался мнения, что "вопрос о том, являются ли сепаратисты частью пуританского движения, трудно разрешить, опираясь на изучение источников. Некоторые сепаратисты явственно отличают себя от пуританского движения. Официальные документы этого времени склонны объединять всех противников установленной церкви в одну группу"59. Один из классиков в изучении пуританизма среди американских историков У. Халлер 1885-1974 склонен был к расширительному толкованию пуританизма. По его словам, "пуритане существовали еще до того, 55 Knappen, M. A Chapterin the History of Idealism. Chicago, VIII, 489.

Minneapolis, 29. Cambridge, 11. Baton Rouge-London, 13. В качестве предшественников пуритан Халлер даже упоминает склонного к морализаторству священника из "Кентерберийских рассказов" Джеффри Чосера 1343-1400 60. Халлер придерживался мнения, что пуританизм был явлением, укорененным в английской культуре, имевшим корни в средневековой английской истории61. Близки к его точке зрения в этом пункте также взгляды Л. Большинство же историков обращают внимание на то воздействие, которое оказали на пуританизм европейские реформированные церкви, как видно из истории становления пуританизма в XVI в. По мнению большинства исследователей, ключевым фактором в становлении пуританизма было континентальное идейное влияние со стороны Цюриха и Женевы. Исследователи пуританизма возражали У. Халлеру в его мнении о том, что отличительной чертой пуританизма была приверженность пуритан к кальвинизму63.

До конца XVI в. Сейчас к тому же английский кальвинизм изучен лучше, и стали более понятными те новшества, которые внесли в кальвинизм пуритане. От кальвинизма в формировании пуританизма исходил заметный начальный импульс, но пуритане сами стали вносить идейный вклад в дальнейшее развитие кальвинизма. Заметные заслуги в прояснении этого вопроса принадлежат Р. Он охарактеризовал взгляды пуританских богословов, в том числе и самого известного из них — Уильяма Перкинса 1558-1602. Кенделл квалифицировал их как "экспериментальных сторонников предопределения" experimental predestinarians 64. От Кальвина их позиция отличалась тем, что пуританские богословы и пасторы, принадлежавшие этой традиции, стали искать опытного подтверждения того, является ли человек избранным, Кальвин же не рекомендовал делать этого. Проповедующие пуританские священники в своих пастырских нуждах стали разрабатывать идею, что уже при жизни в душе можно обнаружить признаки того, что человек избран к спасению. Это было новшеством, внесенным пуританами в английский кальвинизм. Исследователи пуританизма установили и другие отличия пуритан от англикан в богословских взглядах.

Кулидж считал, что пуритане своеобразно понимали предписания Библии. Они не соглашались с лоллардами, а также с взглядами сектантов XVI в. Отличалась их 60 Haller, W. The Rise of Puritanism. New York, 3. Origins of Puritanism. Church History, 20 1 :37-57. Minneapolis, 5. Calvin and English Calvinism to 1649. Oxford, 79.

Пуритане, считает Кулидж, выработали свое понятие adiaphora: эти второстепенные вопросы не могут быть оставлены просто на усмотрение церковных властей. Аргумент этот, очевидно, был направлен против попыток властей в англиканской церкви выгородить сферу adiaphora из-под критики пуритан, а к ней англикане отнесли и литургию, и строй управления в церкви, рассматривавшийся пуританами как остатки "папизма"65. Отличалось от англиканского, по Кулиджу, и понимание пуританами свободы. Свобода христианина для пуританина состояла в выполнении повелений Бога, англикане же в гораздо большей степени были озабочены возможностью существования свободы выбора для человека66. Оригинальную особенность в богословских взглядах пуритан отметил Дж. Он показал, что в своих проповедях и других сочинениях пуритане, в отличие от англикан, занимаются преимущественно толкованием первых четырех из Десяти заповедей, касающихся отношений человека и Бога, англикане же толковали прежде всего шесть остальных заповедей, определяющих отношения людей между собой67. Американский исследователь Б. Берри разъяснил еще одну из позиций пуритан — возражения на то, чтобы в церкви верующие кланялись при упоминании имени Иисуса. На первый взгляд, послание к Филиппий-цам апостола Павла 2:10 не оставляет сомнений на этот счет: "дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних". Пуритане же видели в имени Иисус воплощение человеческого начала в Спасителе, а Христос представлял Божественное начало, поэтому, на их взгляд, человеческому кланяться не пристало для верующего"68.

В определении пуританизма был испробован еще один путь — взять несколько общеизвестных фигур из числа проповедников, публицистов-полемистов второй половины XVI — начала XVII вв. Таким путем, используя индуктивный метод, попытались пойти Д. Эусден69 и М. Лейк, построивший свое исследование о пуританах умеренного толка подобным образом, не скрыл, что этот метод имеет свои слабости и не избавляет от необходимости предварительного определения пуританизма — для репрезентативного подбора фигур уже заранее нужно составить предварительное представление о пуританизме71. The Pauline Renaissanse in England. New Haven. Baltimore, 23. A Mirror of England. Cambridge Mass. Moderate Puritans and the Elizabethan Church.

Cambridge — New York. Многие исследователи пуританизма предлагают свои определения пуританизма. Обычно эти определения носят описательный характер. Так, Л. Тринтеруд включает в состав пуритан 1 первоначальную партию, выступившую в середине 1560-х гг. Портер видит пуританизм эпохи Елизаветы в составе следующих направлений религиозной мысли: 1 сепаратисты, и он находит эту традицию даже наиболее интересной, поскольку из нее вырос американский пуританизм, интересующий Портера в связи с этим следует отметить, что американский пуританизм, по мнению английских и американских историков, не был прямым продуктом основной линии пуританского движения при Елизавете, поскольку большинство пуритан не одобряли отделение от англиканской церкви ; 2 группа, называемая Портером "евангелические пуритане" — они настаивали на использовании Писания как твердой основы религиозной практики, оставались в англиканской церкви и не требовали ее радикальной трансформации; 3 традиция английских диссентеров, которую Портер проводил от лоллардов к раннему английскому реформатору Уильяму Тиндейлу 1494-1536 и к пуританам; 4 пресвитерианское движение 1570-1580-х гг. Сасек так описывает свою позицию в понимании пуританизма. Пуританизм — это термин, прежде всего, религиозный. Для некоторых исследователей существуют пуританские политические группировки, многие находят пуританскую мораль или пуританскую социальную этику. Но слово "пуританизм" используется в исследовании такого века, в котором ни один аспект жизни не мог быть отделен от религии, когда религия определяла политические пристрастия и, более или менее совершенно, также и мораль, этику, социальное поведение.

Нет возможности со всей точностью определить богословскую систему пуритан, немногие из них пытались быть систематическими богословами, пуританизм вообще не дал масштабных мыслителей европейского значения. Обычно богословские идеи пуритан имплицитно содержались в их трудах, действиях. Сосредоточиться следует на религиозной практике пуритан: именно в ней можно найти конкретные, определенные предложения реформ, которые помогут отличить пуритан от других религиозных направлений. В качестве отправной точки исследования Сасек предлагает взять "Тысячную петицию" 1603 г. Этот американский исследователь также считает, что не следует непременно добиваться точного определения пуританизма на все случаи. Достаточно, если определение обеспечивает начальную стадию продуктивного исследования, по ходу его можно корректировать. Определение, выведенное в одном исследовании, может плохо подходить к другому, так что читатель должен быть предупреждён 72 Elizabethan Puritanism 1971. Trinterud L. New York. London, 9-10.

Как видно, это чисто операционалистское понимание определения, проникающее в методологию некоторых английских и американских историков. По мнению П. Коллинсона, "пуританизм был более чем движением, это был уже институт, церковь внутри церкви со своими собственными стандартами и рождающимися традициями, даже своей дисциплиной и управлением. Во многих отношениях английские пуритане составляли секту со всем тем, что подразумевает солидарность узкого круга избранных, но это была секта с верой в возможности официальной церкви.

По мнению К. Хилла, существовали экономические, политические причины недовольства епископатом, церковными судами в англиканской церкви — первые обладали 74 Images of English Puritanism. Baton Rouge-London, 6, 24-25. London-New York, 14. London, 17.

Hamden Connecticut , 101, 141-142. Сепаратистов Хилл не включал в число пуритан. Хилл стремился также показать, что пуританизм отвечал интересам "третьего сословия", "трудолюбивых людей". Британский историк отмечал, что "неверным было бы обсуждать пуританизм только в религиозных терминах. Пуританизм был образом жизни, крепко и глубоко укоренённым в английском обществе своего времени. Отсюда глубокие различия в практике при сходстве на уровне доктрины между пуританизмом и континентальным протестантизмом. Чтобы понять пуританизм, мы должны понять нужды, надежды, опасения и стремления набожных ремесленников, купцов, йоменов, джентльменов, священников и их жён, которые поддерживали пуританские доктрины. Пуританизм был действенным для них только тогда, когда они чувствовали его в своем пульсе. Он казался им указывающим путь на небеса потому, что он помогал людям жить на земле"79.

Солидаризируясь с такой оценкой, П. Зивер объяснял популярность пуританских священников тем, что они стали выполнять функции, которые раньше принадлежали странствующим монахам — проповеди, утешения, поскольку ХУ1-ХУ11 вв. Хилл так определял пуританизм: "я согласен с современниками в том, что в Англии в течение жизни двух или трех поколений до гражданской войны существовал корпус мнений, который с пользой может быть назван пуританским, и в нем уделялось внимание религии, управлению церковью, говорилось о необходимости очищения церкви изнутри. Эта доктрина по разным причинам завоевала поддержку существенной и растущей группы светских лиц. Пресвитерианство было главным образом движением духовенства и в 1590-е гг. Тезисы К. Хилла подвергаются критике. Коллинсон считал вопрос о социальной природе пуританизма очень непростым, а связь пуритан с зарождающимся капиталистическим элементом в социальной структуре очень неоднозначной. По словам П.

Коллинсона, "религия пуритан была основой глубоко консервативного мировоззрения, а радикальной её считают по грандиозному недоразумению"82. Хилл, уделяя внимание секу-лярным факторам, способствовавшим формированию пуританизма, не забывал и о его религиозном характере: "пуританизм не был бы исторической силой, — писал он, — если бы он был лишь отражением экономической ситуации. Мужество и мученичество пуритан были посвящены очень различным целям, но ни одна из них не может быть просто описана в экономических терминах"83. Как пишет Д. Мак-Каллок, не следует сбрасывать 78 Hill, Ch. The Economic Problems of the Church. From Archbishop Whitgift to the Long Parliament. Oxford, IX-XI. New York, 510-511.

The Puritan Lectureships. The Politics of Religious Dissent, 1560-1662. New York, 28. London, 6. Oxford, XIII. По мнению Х. Кирни, работы Хилла ограничивают феномен пуританизма 1590-1640 гг. Из определения пуританизма Хиллом исключалось пресвитерианское "классное движение" 1570-1580 гг. В итоге, как считал Кирни, у Хилла получалось не объяснение религиозного содержания пуританизма экономическими причинами, а элиминация его религиозного содержания, и пуританизм превращался в нечто более однородное, но такое определение отдалялось от его понимания85.

Как писал Х. Кирни, "на мой взгляд, пуританизм состоял из различных перекрестных течений мысли и чувства, в общем окрашенных в кальвинистские тона и обладавших определенной преемственностью с 1560-х гг. Мне кажется, что многое в пуританской мысли было по окраске клерикальным, многое — антиклерикальным. Часть ее была академической, часть находилась в оппозиции к знанию. Многие пуритане были пресвитерианами, другие — индепен-дентами. Некоторые были милленаристами, некоторые ими не были". По его словам, "пуританизм больше напоминает неопределённый набор не всегда последовательных утверждений, чем точное, недвусмысленное понятие... Если нужно иметь определение, я определил бы пуританизм как растущий круг недовольства внутри и вне установленной церкви, возникший в 1560-е гг. Он простирался от академического пуританизма Картрайта и Гринхэма до народных вульгарных высказываний в трактатах Мартина Марпрелата, которые в образованных кругах осуждались.

Общим для всех пуритан было стремление к тому, чтобы церковь была избавлена от внешних и несущественных деталей, отличались же пуритане между собой и нельзя сказать, что различия среди их были незначительными пониманием того, что именно является несущественным"86. Кирни раскритиковал также понимание Хиллом связи пуританизма с научной деятельностью: в представлении Кирни, пуританизм 84 MacCulloch, D. The Later Reformation in England, 1547-1603. New York, 82. Puritanism and Science: Problems of Definition. Past and Present, 31, 106. Индуктивная наука XVII в. Бэкона одной из своих главных задач ставила овладение человеком силами природы, а разве пуритане, спрашивает Кирни, планировали улучшение человеческой доли в этом мире? По мнению Кирни, обобщённое представление о пуританизме как о некой "революционной", "прогрессивной" силе, прямо связанной с выработкой характерного для Нового времени индивидуалистического мироощущения, сказывавшегося во всех областях, от науки до политики, не выдерживает эмпирической проверки.

Кирни, ссылаясь на работу Э. Тейлор87, обращает внимание, что число людей, постоянно занимавшихся математикой, в эту эпоху было крайне мало, составляло около 150 человек. Они нуждались в покровителях и жили главным образом у землевладельцев из среды дворянства, выполняя при них некоторые практические работы, главным образом землемерные. Оказывали некоторую помощь учёным также крупные купеческие компании, но обычно на жёстких финансовых условиях. В работе "Интеллектуальные корни английской революции" 1962 89 Хилл утверждал, что гражданская война в Англии происходила между "приверженцами разных школ в астрономии — между парламентариями-сторонниками гелиоцентрической системы и роялистами-сторонниками системы Птолемея". Хилл обращал также внимание на основание в 1596 г. Исследуя преподавательский состав Грешем Колледжа и его учебные программы, Кирни приходит к выводу, что он был учебным заведением, схожим с университетом. Образование в колледже, университетское по своему характеру, было адаптировано к потребностям населения Лондона, программы обучения включали не только риторику, богословие и гражданское право, но и математику, навигацию. В Грешем Колледже некоторые преподаватели имели священнический сан, как и в университетах, а в отношении религиозных настроений в этом учебном заведении они были, скорее, усреднённо протестантскими, чем пуританскими.

Гре-шем Колледж выступает у Х. Кирни не новым образовательным учре- 87 Taylor, E. Cambridge, XI, 442 p. The Intellectual Origins of the English Revolution. Особые возражения у Кирни встречает утверждение Хилла о прямой связи пуританизма с наукой. Кирни считает, что пуританизм принес с начала XVII в. Пуританизм в этом смысле нашёл выражение во взглядах индепендентов с характерной для них ярой ненавистью к университетам, к использованию учёности в религиозных делах, и стремлением к простому стилю религиозных проповедей без использования ученых аллюзий и образов. Гарвею, Р. Бойлю, И.

Ньютону, то можно убедиться, что они принадлежали к совершенно иной традиции религиозной мысли, которую можно назвать латитудинаристской, широкой и умеренной. В религии они отводили больше места разуму, чем эмоциональному опыту. Современные историки вообще подчеркивают большой удельный вес традиционных компонентов в мировоззрении пуритан. Так, английский историк Д. Пэллизер считает, что "главной темой в пуританизме было индивидуальное спасение, а не изменения в светском обществе, экономическое учение пуританизма практически неотличимо от традиционного учения средневековой католической церкви, и было в действительности ультра-консервативным, а в конечном счете — бесполезным. Интеллектуальный плюрализм и свобода произошли, в итоге, из столкновений пуритан и их противников, но такой результат совсем не входил в намерения пуритан, которые страстно верили в свою истину, достигнутую путем самостоятельного истолкования Библии, и осуждали соперников. У пуритан было стремление к знанию, но оно было узким, неглубоким и примечательно традиционным по содержанию. Такие же трудности встречаются при идентификации пуританизма с "протестантским духом", с подъемом средних классов, предпринимательства, ростом капитализма"91. Пэллизер считает, что буржуазия не доминировала в Англии в начале Нового времени, хотя справедливо и то, что пуританизм утверждался, прежде всего, в Лондоне и в более развитых в экономическом отношении крупнейших городах.

Для пуритан был характерен и яростный анти-аристотелизм, так как философия Аристотеля отдавала предпочтение умозрительным видам знания над практическими. На формирование практических наклонностей в мировоззрении пуритан, считает Кирни, повлиял французский философ и логик Пьер Раме 1515-1572. Из аристотелевской логики он убрал все её черты, которые, по его мнению, были беспо- 90 Kearney, H. Puritanism, Capitalism and Scientific Revolution. Past and Present, 28, 85-89. London-New York, 348. По оценке П. Лейка, рамистская логика была попыткой сконструировать систему, которая отражала бы "основные структуры человеческой рациональности"92. Рамистскую логику высоко ценил известный пуританский богослов У.

Перкинс 1558-1602 , другие авторитетные пуританские священники93. Это направление не интересовалось развитием науки как самоценной познавательной деятельности ради внутринаучных целей. Неудивительно, что ученые этого толка скептически относились к возможности доказательства достоверности гелиоцентрической космологии. Эти прагматики рамистского толка в космологии становились на позиции Библии — её данных на этот счёт им было достаточно. Эту же позицию выразил Джон Мильтон в поэме "Потерянный рай" 1667 : Кирни называет её "прагматической в самом вульгарном смысле этого слова", "обскурантистским утилитаризмом, враждебным всем исследованиям нерешённых проблем в изучении физического мира". В астрономии периода революции тоже не совсем ясно, на чьей стороне в космологической теории были сторонники парламента. Кирни считает, что религиозно настроенные парламентарии были сторонниками того варианта компромисса в космологии между гелиоцентризмом и геоцентризмом, который был предложен датским астрономом Тихо Браге с тем, чтобы спасти буквальный смысл Библии94. Тем не менее, по мнению Кирни, всё это не означает, что связь между развитием протестантизма и новой доказательной наукой XVII в. Уже сам характерный для эпохи Реформации более критический подход к религиозным авторитетам создавал духовную атмосферу, предрасположенную к критическому подходу к догмам в науке.

Но не следует проводить прямой связи между социально-экономическим развитием и историей науки, считал Кирни, так как революционные открытия в науке XVII в. Хилл тоже впоследствии отмечал, что пуритане в целом не восприняли гелиоцентрическую теорию. Для пуритан текст Библии оставался авторитетным при решении астрономических вопросов. Главными препятствиями для принятия гелиоцентрической теории в астрономии было описание в Книге Бытия 1:16 солнца и луны как двух великих светил, и приказ Иисуса Навина солнцу остановиться в Книге Иисуса Навина 10:1296. Историки подчеркнули также стимулирующее влияние протестантизма и пуританизма на повышение уровня грамотности в Англии. Стоун оценил развитие образования в Англии в 1560-1640 гг. Cambridge — New York, 101. London, 214 p. Вполне возможно, предполагал Стоун, что англичане в это время были самой образованной нацией в мире.

Далее же в английском обществе после событий 1640-1660 гг. Причины образовательного бума 1560-1640 гг. Стоун связывал с ликвидацией в эпоху Реформации церковной монополии на образование, социально-экономическим развитием общества и происходившим генезисом капитализма, требовавшим увеличения числа образованных профессионалов, с подъемом средних классов, вкладывавших средства в образование детей. Большой вклад в повышение образовательного уровня английского общества внесли также пуритане, которые подчеркивали религиозное значение образования для становления личности, рассматривали образование как опору в борьбе с невежеством, богохульством и праздностью. Пуритане предлагали ввести всеобщее начальное образование. Такого уровня образованность членов парламента вновь достигла лишь в середине XIX в. Особенно наглядно можно проследить влияние пуританизма на развитие образования, как считал Л. Стоун, на примере Новой Англии, где пуритане имели возможность реализовать свои планы в сфере образования без противодействия властей. Здесь отнюдь не в самых благоприятных экономических условиях переселенцы сразу начали создавать широкую систему образовательных учреждений, открыли в 1636 г.

Гарвардский университет. В пуританской Новой Англии к 1650-м гг. Доля же студентов колледжей по отношению к небольшому ещё по численности населению была такова, что процент студентов в колледжах в США в общей численности населения в XX в. Стоун так характеризовал пуританизм: "это общее убеждение в необходимости самостоятельных суждений, основанных на совести и чтении Библии. Сущность пуританизма заключается даже не в том, чтобы придерживаться какой-то данной доктрины, а в энтузиазме к моральному совершенствованию каждого аспекта жизни, "в священном насилии при исполнении всех обязанностей", по словам одного из пуританских священников, Ричарда Сиббса. На практике это рвение выражалось в желании упростить 97 Stone, L. The Educational Revolution in England, 1560-1640. Past and Present, 28, 41-80. Такие позиции занимали некоторые представители знати, многие среди влиятельного джентри, некоторые крупные купцы, очень многие из мелких торговцев, ремесленников, владельцев торговых заведений, йоменов.

Социальные корни пуританизма все еще не ясны, но в Англии, как и везде, существовала определенная связь между текстильной промышленностью и религиозным радикализмом... Другие группы, которые, по-видимому, были особенно восприимчивы к религиозным влияниям радикального характера — это ремесленники с сидячим характером труда, где разговор естественным образом сопровождает работу: это портные, обувные мастера и т. Наряду с этим, пуританская идеология, с ее решительной антипапской позицией и ее прославлением англичан как избранного народа, слилась с подъемом национализма, который значительно усилился из-за долго сохранявшейся угрозы испанского вторжения. Враждебность пуритан к епископам подыгрывала антиклерикальным настроениям в народе и стремлению влиятельных светских лиц установить контроль над церковью. Потенциальный конфликт между амбициями пресвитерианских священников и авторитетом светских патронов всегда присутствовал в английском пуританском движении, но он открыто не вышел на поверхность до 1640-х гг. Пуританизм среди джентри распространяли пуритански настроенные преподаватели университетов101. Стоун высказал и свое мнение о политических последствиях пуританизма. Пуританизм обеспечил существенный элемент в Английской революции — чувство уверенности в правоте дела, отстаиваемого оппозицией, он также усиливал моральное негодование по отношению к властям, помогал построить теоретическое обоснование и оправдание вызова существующим порядкам. Пуритане пришли религиозным путем к выводу, что сопротивление законно и необходимо.

Можно утверждать, что сама постановка вопросов о существующем строе была подрывной, как всегда, утверждали оппоненты пуритан, так как легитимность власти зависит еще и от неоспоримости подчинения ей. Когда Томас Картрайт утверждал, что светская власть должна осуществлять свои полномочия в согласии со Словом Божьим, архиепископ Кентерберийский Уитгифт сразу же указал, что его слова могут быть истолкованы так, что могут послужить призывом к свержению монарха, к подрыву его авторитета в церковных и светских делах. Для властей, считал Стоун, нелегко было иметь дело с людьми, которые начинали свои завещания спокойным утверждением своего морального превосходства. В связи с этим распространение и поддержка арминиан-ства при Карле I Стюарте имели политические причины, которые были ясны для современников — арминианство ослабляло кальвинистскую теорию предопределения. Пуритане, заключал Стоун, могли быть консер- 101 Stone, L. The Causes of the English Revolution, 1529-1642. London, 99-100. Продуктивные определения, отражающие те или иные грани пуританизма, принадлежат еще нескольким исследователям. Симпсон считал, что объединяющей чертой пуритан было неудовлетворение установленной церковью.

Но сущностью пуританизма, по его мнению, является внутренний опыт обращения, испытанный пуританином, и этот опыт отделял его от остальной массы, наделяя обращенного привилегиями и обязанностями избранного. Для пуританина характерен дух избранности, связанный с тем, что он уверил себя в том, что находится среди спасенных, и это налагает на него обязанность способствовать религиозному пробуждению окружающих. Трудно сравнить с кем-то другим уверенность пуританина в себе. Миллера, специалиста по американскому пуританизму, которого цитирует Симпсон, "невозможно представить себе разочарованного пуританина; вне зависимости от того, какие неудачи выпадают на его долю, несмотря на то, насколько часто и трагически его подводят соотечественники, пуританин готов к худшему и не ждет лучшего"103. Не более чем на рабочее определение пуританизма претендует П. Он предупреждает, что не следует включать в число пуритан всех тех, кто хотел изменений и реформ в церкви, потому что в этом случае объединяются в одну группу, скажем, и архиепископ архиепископ Кентербе-рийский Уильям Гриндел 1575-1583 , и авторы трактатов Мартина Мар-прелата. Макграт считает, что в состав пуритан следует включить тех из числа реформаторски настроенных лиц внутри церкви, кто оказался в конфликте с церковными властями. Среди них, правда, не было полного согласия в том, чем именно следует заменить не устраивавшие их порядки. К этому ядру движения следует прибавить также тех, кто испытывал различные степени симпатии к пуританским идеям104.

Хант понимает под пуританизмом "корпус мнений внутри английского протестантизма, характеризующийся интенсивной враждебностью к католической церкви как воплощению Антихриста; подчеркиванием роли проповеди и изучения Библии, а не ритуала как средства спасения; желанием навязать строгий моральный кодекс обществу в целом. Эти качества обычно сопровождались агрессивной империалистической концепцией национального призвания Англии. Перечисленные особенности, считает У. Хант, не обязательно принадлежали только пуританам, но у них они с большой интенсивностью проявлялись, вызывая враждебные чувства у более миролюбивых протестантов.

Эта остановка в развитии Реформации вызывала нетерпение у пуритан. С их точки зрения английская Церковь оставалась лишь «наполовину реформированной».

Они жаждали «очистить» Церковь от остатков католических церемоний, обрядов и иерархии. Этот ранний конфликт с государственной Церковью быстро разросся, захватив и другие аспекты личной и общественной жизни. Пуританство, таким образом, являлось отчасти сугубо английским явлением, заключавшимся в недовольстве местной Церковью. Но с другой стороны, с самого начала оно являлось также и частью европейского протестантизма. Хортон Дэвис говорит, что «пуританство началось с реформы литургии, а развилось в самостоятельную систему отношения к жизни». По мере развития движения, все большее количество его членов не могло полноценно «признавать авторитет» государственной Церкви, оставаясь при этом послушными ее сынами.

Пуританские пасторы все чаще смещались со своих должностей. Для написания этой книги я пытался отделить пуритан от «сепаратистов» и «нонконформистов», но факты прямо указывают на то, что в XVII веке пуритане быстро, и отнюдь не по своей воле превратились в сепаратистов, не признающих авторитет официальной Церкви. Поскольку пуританское движение не имеет определенной даты своего появления, то и дату его завершения указать довольно сложно. Поэтому я ограничился концом XVII столетия. Основные даты развития пуританского движения Эта книга не является справочником по истории пуританства, но перечень некоторых ключевых событий в жизни движения может стать полезной основой для дальнейшего изучения. Протестантская Реформация в Англии делает резкий скачок вперед.

Триста английских протестантов становятся мучениками, еще восемьсот изгнаны на континент, где проникаются Реформатским учением. Непосредственный вопрос состоит в том, обязаны ли священнослужители носить предписанные облачения во время богослужения. Впрочем, это лишь признак того, что решается глобальный вопрос церемоний, обрядов и литургии в Церкви в целом. Среди пуритан растет недовольство «наполовину реформированной» Церковью. Пуритане поначалу надеются на улучшение сложившейся ситуации. В 1604 году они встречаются с новым монархом на конференции в Хэмптон Корте, чтобы изложить свои просьбы.

Король отвечает угрозой «стереть их с лица земли, или сделать еще кое-что хуже». Гонения Лода стали причиной переселения пуритан в Америку. Переселение в Новую Англию прекращается. Будучи Лордом-протектором Англии, Кромвель пытается привить идеалы пуританства в Церкви и государстве 1660 - На трон всходит Карл II, в Англии происходит реставрация монархии, а в Церкви Англии — возврат епископальной системы правления. Не-англиканам отказывают в получении ученых степеней в Оксфордском и Кембриджском университетах, что приводит к массовому росту неортодоксальных академий. Некоторые главные характерные черты пуританства Ранее я попытался внести ясность в распространенную ошибочную точку зрения о пуританстве.

Теперь пришло время поговорить о некоторых положительных чертах этого движения. Будь мы современниками пуритан, какие из их отличительных качеств поразили бы нас? Пуританство необходимо рассматривать, прежде всего, как религиозное движение. Светская интерпретация пуританства является результатом атеистической эпохи и игнорирует тот факт, что даже в своих заявлениях по политическим, социальным и экономическим вопросам, пуританство опиралось на религиозную основу. Вот что пишет один современный историк: «Когда мы завершим наши попытки осовременить пуританство и сделать его мирским, то обнаружим, что оно упорно остается религиозным феноменом». И в частных, и в публичных своих проявлениях пуританство разрасталось за счет горячо преданных Богу людей.

Известный вопрос Джона Беньяна: «Как я могу спастись? Один армейский генерал писал Кромвелю: «Милорд, пусть служение Богу-Яхве будет для вас величайшим и значительнейшим занятием повседневно; считайтесь с ним более, чем с едой, сном или советом вместе взятыми». Еще одной характеристикой пуританства можно назвать высоко нравственное сознание. Для пуритан вопрос о том, что хорошо, а что плохо, был наиболее важен. Они рассматривали жизнь, как постоянную борьбу добра и зла. Вселенная была утверждена Богом, а права на нее требует сатана.

Нейтральной полосы не существовало. Ричард Сиббс выразил это мировоззрение в типичной форме: «В этом мире существует только две стороны, которым принадлежит все: одна из этих сторон — Божья и тех, кто с Ним, а другая сторона — сатаны и его вассалов; два царства, две стороны, две противоположности, постоянно сталкивающиеся друг с другом». С Божьей помощью верующие могли одержать победу, имея в своем арсенале такое оружие, как видение, верное следование, смирение. Пуританство было движением реформ. Это определение вытекает из попыток пуритан изменить то, что уже существует. В сердце пуританства жило убеждение о необходимости изменить что-либо, а формула «делать как обычно» не являлась для них приемлемым вариантом.

Трудно переоценить то влияние, которое оказывает подобный подход на чью-либо жизнь. Это также объясняет, между прочим, почему пуритане в свое время заняли столь агрессивную позицию, и почему, читая полемическую литературу того периода, можно обнаружить, что их оппоненты в основном сами защищались от нападок. Ключевыми терминами, использовавшимися у пуритан, были, в основном, слова реформа, реформация, и прилагательное реформированный. Эти определения вовсе не являются выдумкой поздних историков, а словами, бывшими у всех на устах в течение всей эры пуританства. Это была эпоха, когда правителей вынуждали «реформировать страны», священнослужителей — осуществлять «реформацию религии», а отцов — «реформировать свои семьи». А на личном уровне пуританство побуждало «реформировать жизнь от не богоугодных и неправильных поступков».

Пуританское движение было движением мечтателей, получающим подпитку из видения реформированного общества. Кто-то очень кстати суммировал программу пуритан таким образом: «Требованием реформации был призыв к действию, прежде всего, к изменению индивидуума таким образом, чтобы он стал инструментом, пригодным для исполнения Божественной воли, а потом к использованию этого инструмента для изменения всего общества». Пуританство являлось также и движением протеста, как и все протестантское движение в целом. Вновь и вновь на последующих страницах точка зрения пуритан будет проясняться все полнее, особенно, если мы учтем тот факт, что пуритане выступали против позиций Римско-католической церкви, и в меньшей степени — против англиканства. Относительно вопросов, касающихся работы, секса, денег и поклонения, лучше всего начать с рассмотрения того, против чего выступали пуритане. Вот как преподносит это Кристофер Хилл: «Существовал элемент социального протеста практически в каждой пуританской позиции по какому-либо вопросу».

Пуританство также было и международным движением, что делает его вполне современным. Многие из первых лидеров движения, особенно во времена гонений, провели месяцы, и даже годы на континенте. В Европе они прониклись догматикой и практикой богослужений «лучших церквей Реформации» — так они называли европейский протестантизм. А в дальнейшем, после переселения пуритан в Америку, особенностью пуританства стало взаимодействие между лидерами движения по обе стороны Атлантики. Кнаппен, — «стояла мощь поднимающего голову международного протестантизма». Интернациональная природа пуританства объясняет, почему в своей книге я соединил вместе американских и английских пуритан, и почему я использовал сноски, чтобы привлечь внимание к параллельности пуританской мысли и взглядов Лютера и Кальвина.

Английское пуританство в отличие от американского было движением меньшинства. Хотя английские пуритане набрали значительный вес в своем обществе особенно в парламенте , но никогда не имели численное большинство. Вследствие этого, пуританство проявило черты, характерные для всех меньшинств: сильное чувство внутренней лояльности к общим принципам, ощущение уязвимости, склонность к биполярному мышлению, при котором мир разделяется на два лагеря — мы и они. Диккенс справедливо определяет пуританство «как силу больше подходящую к проникновению, нежели, чем к доминированию над английским духом», в то время как Пол Сивер полагает, что пуритане «преуспели в неудачах». В Новой Англии, где пуритане более успешно доминировали в обществе и учреждениях, пуританство, на мой взгляд, являлось менее привлекательным явлением — более склонным к нетерпимости и безжалостному правлению, к самодовольству, к законничеству, к внутреннему разложению. В Англии, для сравнения, движение существовало без стабильной руководящей структуры и избежало тенденции направления лояльности своих последователей в управленчество, нежели чем в идеалы.

Пуритане составляли не просто меньшинство, а гонимое меньшинство. В Англии они подвергались преследованиям и репрессиям. Фактически на каждом этапе своей истории за исключением, конечно, середины XVII столетия, когда их партия играла главную роль в правительстве и Церкви. Для пуританских пасторов периодические тюремные заточения стали образом жизни. Мирян таскали по судам за проведение религиозных собраний на дому. Молодые пуритане, не подписавшие акт о единообразии, не имели права поступать в Оксфордский и Кембриджский университет.

Служители, отказавшиеся носить облачения Англиканской Церкви или признавать англиканские ритуалы или проводить службы по Книге молитв, смещались со своих должностей. Сознание отчуждения послужило пуританам их главным прототипом: пилигрим, проходящий через чужую страну в родные края. И, несмотря на всю важность роли, которую играли в пуританском движении проповедники и профессора, все же успех его, при окончательном анализе, был обеспечен тем, что это было движение мирян. Как говорит один ученый: «Пуританское движение замечательно весьма энергичным участием в нем мирян». Верно и то, что интеллектуальную основу движения заложили духовенство и профессура. Именно они облачили превосходящие силы мирян в доспехи силы для того, чтобы бросить вызов существующим структурам.

И, конечно же, в этой ситуации существовало множество парадоксов: в самом действии по подрыву традиционной иерархии и первенства духовенства, пуританские проповедники привлекли на свою сторону огромное число последователей из мирян, а сами потеряли правящие позиции. Их власть, однако, распространялась лишь так далеко, насколько велика была их возможность влиять на мышление простых мирян. Пуританство было движением, в котором Библия играла центральную роль во всех аспектах жизни. В определенном смысле наиглавнейшим предметом обсуждения пуританского движения как и всей Реформации в целом был вопрос об авторитете. Пуритане решили этот вопрос, сделав Библию последним и наивысшим авторитетом в вере и поклонении. Джон Оуэн, часто рассматриваемый в качестве величайшего богослова пуританства, сказал, что «протестанты определяют Священное Писание, как дарованное Богом для того, чтобы быть… совершенным и полным правилом вероисповедания».

Что такое пуританство

В связи с этим, было решено считать договор с «Вирджиния Компани» утратившим силу. В этот же день главы 41 семьи переселенцев подписали «Мэйфлауэрское соглашение» по которому они обязались основать колонию и подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими общему благу колонии». С 25 ноября отцы-пилигримы как принято называть первых поселенцев постепенно стали высаживаться на берег и обследовать новые территории. Они подверглись нападению индейцев, но благодаря огнестрельному оружию сумели от них отбиться. В Рождество 25 декабря началось строительство Дома собраний, что положило начало поселению Нью-Плимут. Первая зима была суровой, жить приходилось на корабле, многие не пережили ее. Помощь пришла, откуда не ждали. Индеец Тискуантум, которого переселенцы прозвали Скванто, немного понимал речь колонистов и научил их выращивать тыкву и маис, показал, где водится дичь и ловится рыба. Благодаря этим знаниям переселенцы смогли выжить в новом неизведанном краю. На следующий год отцы-пилигримы собрали богатый урожай и смогли обеспечить себя продовольствием на следующую зиму.

Они восприняли это как подарок небес. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд решил провести этот день в благодарности богу и пригласил на праздник вождя и еще 90 индейцев из племени Скванто.

Период его расцвета, когда оно стало влиятельной политической силой, приходится на период Английской буржуазной революции. Для этого была создана Англиканская церковь, которая подчинялась непосредственно королю и должна была объединить нацию. Тому было немало противников, которые не давали завершить реформация. Высадка пуритан в Америке. Источник: wikimedia. Особенно радикальными настроения пуритан были в годы правления Стюартов.

Представители этой династии симпатизировали католикам и находились в непрекращающемся противоборстве с парламентом. Живи там хорошо Часть пуритан решила перебраться в Голландию, где к их взглядам относились терпимо.

Реставрация английской монархии в 1660 году показала, что оставшиеся пуритане преследуются и выходят из строя. Интересные статьи:.

Явление зародилось и получило распространение в Англии в XVI-XVII веках и изначально затрагивало религиозные, политические и общественные сферы жизнедеятельности того общества.

Мы не будем детально рассматривать значение термина в этих аспектах в силу давности лет и его логичной неактуальности. Интереснее узнать о том, как трансформировалось его значение в жерновах веков, и кого сегодня принято считать пуританками. Ведь именно женщин чаще всего так называют. Итак, пуританка — это кто? Давайте попробуем разобраться. Пуританка — это женщина-консерватор Дама с таким статусом по большей части знакома нам из старинных произведений или художественных постановок, где она неизменно подавалась как хранительница домашнего очага, строгих моральных устоев и религиозных убеждений.

В те времена женщин с таким мировоззрением и жизненной философией было предостаточно. Не последнюю роль в формировании пуританского образа жизни сыграли церковь и консервативное воспитание.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий