Почему в пост именно такие пищевые запреты? — Что можно, а чего нельзя есть в Великий пост? Объяснили, чего нельзя есть в пост на примере каждого из четырех больших постов года. Великий Пост относится к самым продолжительным и тяжелым постам в христианстве, считается, что в это время через отречение от привычной пищи и мирских развлечений человек очищает свою душу, задумывается над своими поступками и раскаивается в грехах. Сейчас еще идет Великий пост, а в составе кулича есть ингредиенты, которые запрещены в пост: молоко, масло, яйца.
Можно ли в пост есть молочные продукты. Что нельзя есть в пост: список продуктов
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно. 08:44 Почему ни в коем случае нельзя ездить на кладбища перед Пасхой. Почему в пост именно такие пищевые запреты? Отменять пост, когда себя плохо почувствовал, нельзя. Почему нельзя беременеть в Великий пост?
Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста
Почему так важен именно пост перед Пасхой? Почему в пост нельзя молоко и яйца? В пост нельзя негативно мыслить, ссориться, ругаться с окружающими, впадать в агрессию. И почему молоко — это постный продукт?
Великий пост: полный перечень продуктов, что можно и нельзя есть
Почему нельзя молоко в пост? О том, какие продукты нельзя есть постящимся, все наслышаны, а вот о том, что можно есть во время поста, у большинства людей, неверное мнение. Почему нельзя пить горячий чай? Великий пост — главный многодневный пост, установленный в честь памяти о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. рассказывает, что такое Великий пост, почему во время него нельзя есть мясо и на какие дни обратить особое внимание. Всегда не мог понять, почему нельзя молоко в Рождественский пост.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Что можно есть в великий пост и что нельзя: календарь питания по дням. Почему льняную кашу нельзя есть каждый день и как приготовить самую полезную. И тут у соблюдающих пост есть два пути — либо отказаться от неподходящего блюда или продукта, либо использовать растительное молоко. Чем нельзя заменять молоко в пост. Почему в пост нельзя вкушать именно такой набор продуктов — яйцо, мясо, рыба, молочные продукты, растительное масло и продукты из белой муки?
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
Что можно и что нельзя есть в Великий пост, как подготовить организм к ограничениям и какие блюда помогут разнообразить постное меню — в материале «Газеты. Смысл Великого поста — и когда он проходит Что нельзя есть в Великий пост Что можно есть в Великий пост Морепродукты во время Великого поста Как подготовиться к Великому посту 18—24 марта: Торжество православия или Федорова неделя 25—31 марта: Неделя святителя Григория Паламы 1—7 апреля: Крестопоклонная неделя 8—14 апреля: Неделя преподобного Иоанна Лествичника 15—21 апреля: Неделя преподобной Марии Египетской 22—28 апреля: Неделя ваий, Вход Господень в Иерусалим 29 апреля — 4 мая: Страстная неделя Как правильно выходить из Великого поста Смысл Великого поста — и когда он проходит По православным канонам, Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней в 2024 году он стартует 18 марта и оканчивается 4 мая. Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей и знаменуют 40 дней, которые Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитвах, оставшиеся дни — Седмица или Страстная неделя — посвящены воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Смысл Великого поста — духовное очищение и подготовка в светлому празднику Пасхи, поэтому на протяжении всех семи недель верующим положены покаяние и молитвы, а также отказ от развлечений и воздержание в пище. Что нельзя есть в Великий пост Согласно церковному уставу, в Великий пост здоровым людям полагается полный отказ от продуктов животного происхождения и блюд с животным маслом, а в отдельные дни под запрет попадает любая термически обработанная пища. Также есть несколько дней, когда церковный календарь приписывает и вовсе отказаться от любой пищи и пить только чистую воду. Категорически запрещены в пост мясо и птица, молочные продукты и яйца, животные масла и кондитерские изделия, а также сладости и алкоголь кроме красного сухого вина в определенные дни. Под частичный запрет попадают растительное масло и рыба. Важно понимать, что вышеперечисленные правила касаются в первую очередь духовенства, мирянам же особенно с проблемами со здоровьем можно придерживаться менее строгих ограничений.
Что можно есть в Великий пост На самом деле список разрешенных в Великий пост продуктов довольно обширен. Основой постного меню являются крупы, овощи и фрукты — из них готовят гарниры, закуски и салаты.
По этому поводу есть масса дискуссий — дело в том, что это богослужение, пришедшее к нам с Запада, но насыщено оно именно православными текстами. Об этом есть серьезная богословская дискуссия. Также есть прекрасные службы под названием: Стояние Марии Египетской, Торжество Православия — это службы Страстной седмицы, каждый день которой посвящен чему-то очень важному. В начале поста четыре дня происходит чтение покаянного канона Андрея Критского, где каждая строчка, каждый текст насыщен мыслями, насыщен темой покаяния и изменения самого себя. Поэтому Великий пост без богослужения — это просто диета, это не то измерение поста, которое должно было быть. Так ли это?
Великий пост — это время работы над самим собой. Очень важно понять каждому человеку, чего не хватает ему в его духовной жизни. Быть может, человек пришел поститься в первый раз, ему может не хватать банально какой-то церковности — он не читает утреннее и вечернее правила, он не знает, как прийти в храм на литургию. Значит, ему нужно подтянуть эти знания. Человек, который уже постится год, два или три, должен задуматься, может, он Евангелие уже давно не читал? Значит, нужно это сделать. А человек, который давно ходит в храм, уже такой профессиональный православный верующий и понимает многие моменты, должен задуматься, может, ему нужно начать бороться с внутренним фарисейством. Это когда человек думает, что он все знает и все умеет.
У таких людей проглядывается некая гордыня. А кому-то, может быть, действительно нужно делать добрые дела. Поэтому я всегда призываю людей: берите благословение. Не надо заниматься самолечением. Для меня сложный момент, когда приходит человек, например, на Пасху, уже в саму Пасхальную ночь, говорит: «Здрасьте, батюшка, я постился, поисповедуйте меня». Тогда я спрашиваю: «А вы были на богослужениях хоть раз? Не были? Ну тогда извините».
И с таким человеком начинаются самые сложные разговоры. Потому что сложно объяснить человеку, что он молодец, но делал не то. Поэтому каждый должен понять, над чем ему нужно работать. Я сегодня уже много раз говорил: «Приходите, спрашивайте». Но это ведь нужно делать не в последний день поста. Задайте заранее вопросы до начала поста. Пост должен быть процессом духовного роста, а не диетой. Что можно, а чего нельзя есть в Великий пост?
Отвечу издалека. У нас очень большая практика Великого поста, уже больше двух тысяч лет Христианская Церковь находится в разных условиях климата, в разных условиях погоды, природы, в конце концов в разных внешних условиях. Нужно понимать, что устав предполагает воздержание от мясных продуктов, продуктов животного происхождения, таких как молоко и яйца, в том числе и от рыбы. Важно понимать, какая возможность есть у вас: есть возможность поститься строго — поститесь, а если нет — поститесь с послаблениями, но берите благословение. Вообще это вопрос, на который я стремлюсь отвечать меньше всего, потому что каждый более-менее понимает, что ему нужно, а тех, кто не понимает, зовем на беседу и призываем, чтобы это было максимально осмысленным действием. Можно ли есть макароны, ведь в их составе есть яйца? Нужно ли изучать состав продуктов? Одна из форм фарисейства современного человека — изучение состава продукта.
Один раз я купил пачку печенья, и там было написано: «В продукте могут содержаться следы масла».
Да, насчёт масла: если я не ошибаюсь, многие батюшки считают, что пост без растительного масла — это для монахов, не для мирян, так что на такой пост нужно брать особое благословение. Этого достаточно. Но если еще хочется что-то услышать, то в трудах по аскетике очень часто можно встретить утверждения о том, что ядение даже необязательно объядение некоторых продуктов мяса, например проводит к разжиганию различных страстей, в основном блудной. Так что его даже и не в пост лучше слишком часто есть не надо. Если же мирянин: да будет отлучен. Сам Великий Пост — это еще и воспоминание 40-дневного поста нашего Спасителя Матф. Поэтому предписывается еще и довольно строгое воздержание, причем воздержание не только от еды, а вообще от всякой роскоши, увеселений и ублажений.
Грибы — ценный источник белка и альтернатива мясу. Рыба и морепродукты — разрешается только два раза в Великий пост на Благовещение и в Вербное воскресенье. Растительное масло — разрешено в отдельные дни поста. Выпечка, для приготовления которой не используют яйца и продукты молочного происхождения. Если вас попросили о помощи, не позволено отказывать, ведь верующие считают, что в Страстную неделю сам Бог обращается к людям с просьбой. Ни в коем случае в Великий пост не ссорьтесь с близкими, родными, друзьями, также недопустимы сквернословие, зависть, агрессия, ложь. В храмах в Страстную неделю не проводят венчания и таинства крещения, не поминают мертвых и не празднуют религиозные праздники. В этот период стараются придерживаться особенно жестких правил и помнят, что нельзя кушать в Великий пост, в Страстную седмицу, даже рыбу и молочные продукты.
Каждый день этой недели называют «Страстным» или «Великим». Их посвящают основным притчам и важным событиям в жизни Иисуса Христа. Это самая строгая и самая строгая неделя Великого поста. Она предполагает духовную и телесную чистоту, поэтому ее еще называют Белой или Чистой неделей. Она заканчивается самым почитаемым в православном христианстве праздником Воскресения, который отмечается всю последующую Светлую неделю. Страстная пятница: печальный и очень важный для верующих день, когда Иисуса Христа распяли на кресте. Этот день посвящают молитвам и не занимаются никакими бытовыми делами. Уборку нужно закончить в Чистый четверг.
Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
Пост это не ограничения в еде — это способ очищения души и мыслей. Если вы задаетесь вопросом, можно ли молоко во время поста, вам в помощь — перечень продуктов, которыми можно заменить молоко животного происхождения. Чем можно заменить молоко во время поста Перечисленные ниже продукты не содержат животных жиров и считаются постными. Их можно употреблять в пищу на протяжении всего Великого поста.
Соевое молоко Это продукт растительного происхождения, изготовляемый из сои — бобового растения, широко распространенного в Азии. Состав молока из сои может варьироваться, в зависимости от производителя и рынка, где оно реализуется. Так, в Россию, как правило, завозят соевые продукты с достаточным содержанием белка и жиров.
Это позволяет если не полностью, то весьма эффективно заменить этим продуктом козье или коровье молоко.
Очень полезна овсяная каша с небольшими ломтиками банана. Все зеленые продукты растительного происхождения содержат такой важный компонент, как аргинин. В лимонах, квашеной капусте, черной смородине значительное количество аскорбиновой кислоты — важного компонента для поддержания иммунной системы. Клюква, брусника — продукты, которые обладают и мочегонным, и противовоспалительным эффектом и очень полезны в качестве противовоспалительного лечения при заболевании мочевыводящей системы и почек. Продукты типа киви, граната хороши для кроветворной системы.
Для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта сыроядение не полезно Не менее важен вопрос: как есть фрукты и овощи? Модная тема сегодня — сыроядение. Могу сразу сказать, что для людей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта сыроядение не полезно. Лучше всего продукты подвергать легкой обработке. Допустим, картофель полезнее есть печеным, другие овощи тоже лучше не варить, а запекать или тушить. Такие продукты, как фасоль, чечевица, горох, богаты белком.
Это азотистые активные продукты, они тоже очень полезны, но есть заболевания, при которых их рекомендуется есть в очень ограниченном количестве. Например, подагра. Ну и общий совет: если у вас наличествуют какие-то заболевания, то прежде, чем начать пост, особенно если вы поститесь в первый раз, проконсультируйтесь о рационе с врачом. Как быть с усталостью и недомоганием Бывает, что человек постом чувствует общее недомогание, слабость. Люди, которые постятся постоянно, таких проблем не испытывают. Когда человек впервые с этим сталкивается, он может проконсультироваться с врачом, и лучше, если врач будет верующий, будет понимать, зачем нужен пост с духовной точки зрения и как поддержать пришедшего к нему за советом человека.
Состояние недомогания совершенно объяснимо, потому что во время поста мы ограничиваем употребление того, к чему привыкли. Даже если маленькому ребенку ты не захочешь купить игрушку, у него сразу испортится настроение. То же самое происходит и со взрослым человеком, когда перестаешь давать ему то, к чему он привык. Привык он есть мясо, да еще по килограмму за раз, а тут — нет мяса! У него сразу ухудшается настроение. Поэтому мы должны понимать, зачем мы постимся, к чему мы приходим.
Если мы осознаем, что наша основная задача — духовно подрасти, духовно окрепнуть, мы поймем, что пост — это добродетель, и все свои немощи будем переносить абсолютно спокойно. Еще одна проблема: некоторые, вспоминая о том, что скоро начнется пост, говорят себе: «Надо наесться перед постом! Это тоже плохо. Надо обязательно подготовиться: за неделю до начала поста желательно постепенно ограничивать себя в продуктах, а за день-два можно поголодать — немножко очистить организм. Можно принимать активированный уголь, он очень хорошо выводит шлаки и токсины. Когда мы резко переключаемся на что-то, это всегда стресс для организма.
А стресс ведет к вегето-сосудистой реакции, к усталости и т. Поэтому всё надо делать планомерно. Отменять пост, когда себя плохо почувствовал, нельзя. Другое дело, когда человек не готов к посту в принципе, но это дело не врача, а духовника. Пост и беременность Я несколько лет проработала в женской консультации и знаю, насколько это приятное для женщины состояние может быть и очень тяжелым. Особенно первые три месяца беременности, когда у многих женщин развивается токсикоз.
В этот период возникают самые неприятные ощущения, вплоть до непрекращающихся рвот. Советовать беременным поститься в этот период надо, понимая, что с ними происходит. Если беременность проходит патологически, если появляются отклонения от нормы, то перед тем, как начать поститься, надо обязательно посоветоваться с лечащим врачом. Если беременность большей частью проходит физиологически, то поститься вполне можно. Кстати, сейчас я часто встречаюсь с тем, что будущие мамы к беременности относятся как к какой-то патологии. Для них это не радость, а безумный страх.
Они начинают ходить к врачам чуть ли не каждый день, глотать пилюли… Они боятся, что не смогут доносить ребенка. Но беременность — это нормальный физиологический процесс, не надо об этом забывать. Но и помнить нужно, что всё зависит от воли Божией.
Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях.
Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский.
Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды.
Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека.
Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме.
Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста?
Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино.
Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы. Поэтому в Типиконе столь часто встречается разрешение на вино. Речь идет, конечно же, о натуральном виноградном вине, без добавления сахара или спирта. Именно такого во времена составления устава — разбавленного вина, в количестве от 1 до 3 красовуль чаш емкостью около 200 гр. Относительно более крепкого или легкого алкоголя церковный устав не содержит никаких указаний. Очевидно, что применять количественную меру в 1-3 красовули к крепким спиртным напиткам не стоит даже без поста. Важно понимать, что вино, веселящее сердце человека Пс.
Апостол Павел предостерегает: «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» Еф. Таким образом, умеренность при употреблении алкоголя важна для христианина не только в посту, но и вне его. Можно ли кушать сладкое во время поста? Правила о постной пище в равной степени относятся ко всей потребляемой еде. Соответственно, если сладкое не содержит в составе скоромных продуктов, например, сливочного масла или молока, то его кушать можно. Заниматься при этом буквоедством и выискивать в составе «следы» скоромных продуктов не стоит. Но в то же время необходимо помнить, что пост — это время ограничения и даже постными сладостями объедаться не стоит.
Устав не требует разойтись по кельям в затвор на период поста, поэтому общение с близкими ничуть не нарушает его. Главное чтобы общение осуществлялось в рамках благочестия, без излишеств и чревоугодия и т. Можно ли играть свадьбы во время поста? Как правило, Таинство брака не совершается: по вторникам, четвергам накануне постных дней — среды и пятницы и в субботу накануне малой Пасхи — дня воскресного ; в Пасху, накануне двунадесятых и великих праздников. Венчание в дни двунадесятых праздников не запрещено, но нежелательно. День общего церковного великого праздника мы стремимся прожить вместе с Церковью, не заслоняя церковную радость своей личной радостью, личными нуждами; накануне престольных храмовых праздников в каждом храме они свои ; в Сырную седмицу, в продолжение Святок и Пасхальной Светлой седмицы. Венчание в подготовительные к Великому посту недели и иные сплошные седмицы не запрещены, но нежелательны; во время 4-х многодневных постов: Великого, Апостольского, Успенского и Рождественского; в дни и накануне строгого однодневного поста: Усекновения главы Иоанна Предтечи — 11 сентября и Воздвижения Креста Господня — 27 сентября; ночью. Исключения из этих правил могут быть сделаны только правящим архиереем епископом. Если венчание уже совершено в день, когда это запрещено церковным Уставом, то это не делает таинство недействительным.
Можно ли расписаться в ЗАГСе во время поста? Ответа на этот вопрос в правилах и канонах Церкви нет, поскольку в то время, когда они составлялись, ЗАГСов просто не существовало. Поэтому можно услышать разные мнения священников и духовников на сей счет, порой диаметрально противоположные. С одной стороны заключение брака — это радостный повод для сугубого торжества, каким обычно является свадьба. Но свадьбы в посту не играют, о чем было сказано выше. С другой стороны, если регистрация в ЗАГСе не будет продолжена свадебным торжеством, то это просто формальное подписание документа и не более. Запрещать такое нелогично. Можно ли ходить в гости во время поста? В гости ходить, конечно же, можно.
А вот предаваться там безудержному веселию, напиваться и объедаться — нет. Этого лучше в принципе не делать, ведь не только в посту нужно бороться со своими страстями. Но пост — это как раз самое время для сугубого воздержания. Что делать, если пригласили в гости, а на столе — скоромная пища? Если приложить небольшое усилие, то на столе практически всегда можно найти постную пищу. Гнушаться видом мяса и других скоромных продуктов не стоит, Церковь не запрещает находиться за одним столом с теми, кто не постится, при этом не нарушая собственного поста. Если не удается вкушать исключительно постное и хозяева недоуменно смущаются тому, что гость не хочет вкушать предложенное угощение, то не исключена возможность действовать по ситуации. Нередко бывает, что хозяева дома не в курсе того, что их гость постится и предлагают специально приготовленные для гостя скоромные блюда. Тогда, возможно, ради любви к ближнему, уместно будет нарушить пост, восполнив это потом усилением поста и сугубой молитвой в другой день.
Но в то же время нельзя злоупотреблять такой установкой, оправдывая любовью частые посиделки с друзьями или свое личное желание отведать вкусные блюда. Порой проще отказаться от похода в гости, чем, сев за стол, смущать хозяев, смущаться самому или размышлять: «Есть или не есть? Вот в чем вопрос! Стоит отказаться от похода в гости и в том случае, если хозяева, заведомо зная о том, что гость постится, нарочито не готовят для него подходящее угощение, мотивируя это тем, что «ничего страшного, можно и нарушить пост». Допустима ли супружеская близость во время поста? Интимные отношения супругов — это то, о чем в Типиконе нет ни слова. Это не удивительно, поскольку в монастырях, где формировался устав, нет и быть не может никакой интимной жизни супругов. Получается, что супружеская близость у супругов есть, а что делать с этим в посту, указаний нет? Церковь не оставляет своих верных чад без рассмотрения данного вопроса, разрешение которого есть в Священном Писании и церковных правилах.
Апостол Павел в послании к христианам Коринфа пишет: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена — мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление» 1Кор. Как видим, апостол, указывает на то, что супругам не должно уклоняться друг от друга, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния, и при этом указывает условия, при которых стоит уклониться от близости — пост и молитва. Воздержание, то есть пост, а также молитва, помогают успешно бороться с искушениями. Таким образом, воздержание от интимной близости весьма полезно супругам во время поста. Не будет лишним рассмотреть в данном контексте ветхозаветную традицию поста, которая представляла собой, как правило, полное воздержание в течение относительно короткого промежутка времени.
Эта традиция легла в основу раннехристианского поста, о чем мы говорили выше. У иудеев пост мог быть как общинным, так и индивидуальным, соблюдаемым с разными частными целями. Пост мог быть выражением смирения, раскаяния, молитвенного настроения. Моисей, взойдя на гору для общения с Богом, постился 40 дней. Пост мог устанавливаться в знак траура, а также, чтобы смягчить наказание Божие. Также в Ветхом Завете был установлен ряд постов, связанных с памятованием об особых событиях, например, в память о разрушении Первого и Второго храма, или взятии Иерусалима Навуходоносором. В обычный пост запрещалось лишь есть и пить, а во время важных постов не разрешались купание, умащение благовониями, ношение кожаной обуви, различные виды работы, а также интересующие нас в данном контексте интимные отношения. Обычные посты продолжались с утра до наступления темноты, а особо важные посты — в течение суток. Некоторые посты могли продолжаться три или семь дней.
В ряде случаев пост мог состоять в воздержании лишь от некоторых видов пищи, например, мяса или вина, умащения благовониями и т. Так, например, пророк Даниил постился 3 недели, не вкушая вкусного хлеба, мяса и вина, не умащаясь, и после этого сподобляется видений о судьбе народа Дан. В современном иудаизме суточный пост Девятого Ава в воспоминание разрушения Первого и Второго храма предваряется схожими тремя траурными неделями, во время которых нельзя мыться горячей водой и употреблять в пищу мясо и вино. Также у иудеев существовала традиция поститься в понедельник и четверг, в противовес чему Новозаветная Церковь устанавливает посты в среду и пятницу, о чем имеется упоминание в раннехристианском памятнике «Дидахи»: «Посты же ваши да не будут с лицемерами, ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в четвертый и шестой». Здесь указывается ветхозаветный счет дней недели, где каждая седмица заканчивается субботой.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Надо заметить, продолжая в период поста есть мясо, яйца, молочное и отказавшись от элементарного кофе и чая с сахаром, которые очень люблю, от конфет, пирожных и изысканного печенья, я все равно почувствовала эту легкость молитвы. Не такую, как бывало прежде все-таки физические свойства продуктов имеют, пожалуй, решающее значение , но все же очень ощутимую. Во-вторых, в пост мы, христиане, стараемся с особой силой и усердием бороться со своими страстями, греховными навыками и одновременно приобретать навыки добрые, умножать в себе любовь к ближним, смирение, кротость, рассудительность, твердость в вере. Мы, безусловно, должны все это делать каждый день своей жизни, но в суете житейской часто ослабляем или вовсе оставляем этот труд. А пост — как раз то, что мобилизует нас, мотивирует сосредоточиться на самом главном. И здесь уже, конечно, нет никаких преград ни для кого.
Больные, беременные, военнослужащие, даже дети — все способны на это. Стоит начать с малого: например, перестать огрызаться в транспорте в ответ на резкие замечания или откровенное хамство; не выплескивать на других собственную злость и, чтобы невыпущенным «паром» не повредить здоровью, просто пожалеть того, кто вызывает гнев, и, если получится, помолиться за него; не судачить о своих коллегах, соседях, даже врагах; быть внимательным и чутким к членам своей семьи; бросить курить, пить, играть в компьютерные игры или перестать смотреть сериалы все свободное время напролет, и вообще удалиться на это время от всякого рода увеселений и развлечений, почитать душеполезную литературу. У каждого человека набор того, с чем надо справиться, навсегда исключить из своей жизни, а чему постараться научиться, будет свой. Главное — честно посмотреть на свою жизнь и понять, что в ней не так: что огорчает близких, в чем обличает совесть. Посмотреть и попытаться хотя бы что-то исправить.
И для этого совершенно не важно, соблюдаешь ли ты пост строго по уставу, или убрал из рациона только чай с сахаром. И еще одним важнейшим фактором в моем непостном посте было то, что я всегда помнила, ради Кого тружусь. Богу не нужны наши подвиги сами по себе, ради подвигов, но Он ждет, чтобы наши сердца открывались Ему, чтобы обращались к нему наши лица. Как в любых человеческих отношениях мы выражаем свою любовь не только словами, но и делами, заботой, уделенным временем, вниманием, так и в наших отношениях с Богом мы отвечаем на Его любовь, которая проявляется каждую секунду нашей жизни, даже если мы не умеем или не хотим этого замечать, своим трудом над собой. Трудом, который делает нас лучше, делает нас похожими на Него, а значит, с Ним соединяет.
Если есть их регулярно и при этом не забывать про бобовые и грибы, в сумме получится достаточное количество белка. Чем заменить сладкое? Сладкое улучшает настроение и помогает справляться с физическими нагрузками, так что совсем отказываться от него не стоит. Калорийные торты и пирожные в пост не разрешаются, но их можно заменить на десерты с медом, сухофруктами и орешками или на сладости на основе агар-агара — в отличие от желатина он полностью растительный.
Можно ли пить чай и кофе? А если хочется с молоком? Ограничений на кофе и чай во время поста нет, но, если вы привыкли пить их с молоком, замените его на растительное — кокосовое, миндальное, кунжутное, рисовое, соевое, овсяное. А если пост не совместим с состоянием здоровья? Пост — это не для всех.
Нормально, если человек приходит в церковь, чтобы спросить, что он может оставить в рационе. Для детей, беременных, пожилых, путешественников и людей с хроническими заболеваниями действуют послабления — их обсуждают с врачом. Как выходить из поста? День Пасхи не может обойтись без застолья, но это не значит, что мы 7 недель постимся, а потом на Пасху съедаем сразу все. Организм должен постепенно входить в привычный рацион, добавляйте привычные продукты по очереди.
Если немедленно начать в большом количестве есть жирное мясо, яйца, выпечку, пить алкоголь и поглощать все, что обычно ставят на пасхальный стол, легко вызвать обострение заболеваний желудка. Что делать с физической активностью?
В этот период времени верующим христианам запрещалось употреблять какую-либо пищу.
В третьем веке многие люди по собственному желанию увеличили продолжительность поста до шести дней. Но также было немало верующих, которые продолжали поститься не более двух суток. В последующие несколько веков длительность поста увеличилась до 40 дней и стала обязательной.
Строгий запрет на прием пищи сменили серьезные ограничения в питании — все православные верующие во время поста должны питаться очень скромно и малыми порциями. Считается, что воздержанием от пищи можно ослабить тело, в результате чего душа станет более восприимчивой к общению с Богом.
А далее открываем на одном из православных сайтов раздел кулинарии и читаем, что пост может быть и разнообразным, и полезным. А потом, здесь же, видим кучу вкусных блюд. Повкуснее и послаще.
К примеру, на два стакана муки — стакан сахара. И мед, по словам священника, можно. И шоколадку, если без молока. И помню, я как-то покупал лукум. Так продавец сказала, что это продукт постный и постящиеся покупают в пост.
Кстати, на том же Правмире читаем такое пояснение священника: «Благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей — есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста — несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его». И это мне простите еще раз за личное суждение кажется логичным, если «цель поста — борьба со страстями». Только почему так много верующих об этом не знают? То есть неужели священники этого не доносят?
На сайте Православие. Даже настоящего монаха и целого кандидата богословия, а в прошлом светского ученого и тоже кандидата. Даже самые калорийные растительные продукты плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др. Вот только чуть ниже он же цитирует перечень того, что затмевает ум, чувства и волю «к благой деятельности»: «объядением, пьянством и заботами житейскими». Вот интересно!
Не знаю, чему учат в Духовной академии. Но неужели выпускник факультета философии, кандидат наук а вместе с богословским дипломом — дважды! Ну хотя бы в блоги спортсменов и прочих людей, всерьез ограничивающих свое питание? Всерьез, без дури! Там и медицинские выкладки приводят, выжимками и конкретикой.
Ознакомиться нетрудно. Да и элементарная логика… Не верю, что она отсутствует. Что сказать о собственно «постной диете». Ощущение тяжести вызывает не качество, а количество пищи. Мясным, творогом, яйцами, да и рыбой наедаешься куда быстрее и меньшей порцией, чем кашей или картошкой.
Что нельзя делать во время Великого поста?
- Вопросы о посте
- Что можно есть в Великий пост
- Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
- Петербургский священник объяснил, кому категорически нельзя есть куличи до Пасхи
- Великий пост и пост вообще. Почему в пост именно такие пищевые запреты? | Культура | ШколаЖизни.ру
- Почему в пост нельзя молоко, а мед можно?
Значение Великого поста
- «Если ваша постная пища стоит дороже скоромной — вы не поститесь». Архимандрит Савва Мажуко
- Меню на Великий пост, что можно есть
- Великий пост: что можно и нельзя в это время
- Почему нельзя молоко в пост