Новости первый земский собор созвал кто

Прошло 465 лет со времени созыва Первого земского собора. 21 февраля (3 марта) 1613 г. Земский собор избрал царем Российского государства Михаила Федоровича Романова (1596—1645). Первый Земский собор был организован при Иване IV, который взошел на престол в 1533 году, однако не мог в полной мере руководить страной в силу возраста. В статье кратко разобрана история появления и история созывов Земских соборов. Первый Земский собор созвал Иван IV Грозный в момент начала своего царствования.

Реформа созыв земского собора ивана грозного кратко

Собор примирения позднее стал называться Земским, т.к. его участники собрались со всех земель. Созыв самого первого Земского собора в 1549 году (двадцать седьмого февраля) совпал с началом периода реформ царя Ивана Четвёртого (Грозного). Земский Собор, созванный в 1598 г. по результатам своей работы, внес некоторые изменения в список представителей столичного купечества, в основной принцип представительства. Созыв первого Земского собора стал одним из ключевых событий правления царя Ивана IV Грозного. Земские соборы созывались нерегулярно, главным образом по инициативе царя, в отдельных случаях – патриарха Московского и всея Руси и Боярской думы или сословий.

Вы точно человек?

Первый известный российский собор состоялся еще в 1549 году. Первый известный российский собор состоялся еще в 1549 году. Первый земский собор был созван в 1549 году Иваном Грозным, первым царем всея Руси.

Эволюция роли собора от Ивана Грозного до Михаила Романова

  • Земские соборы. История России.
  • Земский собор - что это такое (краткое определение), когда был созыв первого русского парламента
  • Земские соборы. Большая российская энциклопедия
  • Эволюция роли собора от Ивана Грозного до Михаила Романова
  • Причины созыва Земского собора 1613 года

Возникновение Земских соборов, их состав и специфика работы

Число Земских соборов традиционно исследователи насчитывают свыше 50 , характер представительства, процедура выборов депутатов, состав и круг разбиравшихся на них проблем за исключением ряда важнейших вопросов внешней и внутренней политики остаются в исторической науке дискуссионными. Земские соборы созывались нерегулярно, главным образом по инициативе царя , в отдельных случаях — патриарха Московского и всея Руси и Боярской думы или сословий. Заседали в основном в Московском Кремле. Ядром Земских соборов в подавляющем большинстве случаев являлись члены Освященного собора , Боярской думы и Государева двора в понимании населения Русского государства они представляли «лучшую» часть общества и в этом смысле были «выборными» от него. В соборах участвовали также представители торгово-ремесленного населения, прежде всего крупного купечества гостей , гостиной сотни и суконной сотни , и, как правило, посадского населения Москвы и уездного дворянства , в исключительных случаях — черносошных крестьян. С начала 17 в. История Земских соборов В соответствии с внутренними закономерностями становления и развития Земских соборов в их истории выделяются 4 периода. Первый период конец 1540-х — конец 1590-х гг. Большинство исследователей считают первым Земским собором т. Собор примирения 27—28 февраля 1549 , на котором при участии монарха, митрополита Московского и всея Руси Макария и иных духовных лиц состоялось символическое примирение бояр и других представителей власти, осуществлявших неправый суд и насилие в годы боярского правления 1530—1540-х гг. Были приняты решения о неподсудности детей боярских наместникам по большинству дел, о преобразовании органов суда и местного управления и о подготовке нового Судебника вместо Судебника 1497 г.

В Земском соборе, созванном в начале опричнины 28 июня 1566 г. На этом Земском соборе обсуждался вопрос о продолжении войны с Великим княжеством Литовским или о принятии условий примирения с ним. Руководствуясь различными мотивами, участники собора рекомендовали отвергнуть условия мира, предложенные литовской стороной, и при определённой ситуации продолжить военные действия. Активизация общественно-политической жизни, связанная с Земским собором 1566 г. Участники Земского собора конца 1580 г. Некоторые учёные к Земским соборам относят состоявшиеся в Москве два сословных собрания начала января 1565 г. Александров Иван IV по поводу введения опричнины. К особым формам Земского собора относят войсковые собрания соборы в ходе Казанских походов 1545—1552 гг. Второй период конец 1590-х — начало 1620-х гг. Второй период совпал с системным кризисом общества и государства события Смутного времени и первыми шагами по его преодолению.

Прекращение династии московских Рюриковичей 1598 объективно расширило права и сферу деятельности Земских соборов, одновременно обострив политическую борьбу при их созыве и во время работы. В 1605—1622 гг. Земские соборы созывались почти ежегодно, иногда длились 2—3 года депутаты собирались на отдельные сессии по конкретным вопросам в 1610, 1613, 1618. Расширилось сословное представительство Земских соборов за счёт депутатов от промежуточных военно-служилых сословных групп в том числе иноэтнических , а в трёх случаях при создании Земского правительства в 1612, на Земских соборах 1613 и 1616 — за счёт выборных от черносошных крестьян.

В остальном каждое правлением сопровождалось одинаковым сценарием: переворот, смена правления, раздача чинов и поместий родственникам, гонения в отношении соперников. Читайте также Во времена правления Ивана Грозного только начиналось зарождение демократических институтов управления. Но в ремесленном деле равных славянским мастерам не было уже давно. Узнайте с чего начиналось ремесленное дело в Древней Руси «Древнерусские ремесленники» Самые страшный момент детства юного князя, который и стал причиной многих преобразований в эпоху Грозного, был связан с приходом к власти рода Шуйских. В ночь переворота они арестовали своих противников, в том числе тех, кто был близок к юному князю.

Задержание митрополита Иосафа произошло на глазах самого мальчика, в его покоях. На главу православной церкви охотились как на обычного беглого преступника — едва ли это не оставило след на характере будущего царя. После этой ночи установилось «шуйское царство». Оно не было продолжительным, но, очевидно, именно период их правления убедил Ивана в необходимости контроля над боярским сословием. Декабрь 1543 года. Юный князь готов заявить о своих правах. Для этого он использует единственный известный ему способ, показанный десятки раз при дворе — жестокость и расправы. Он отдает приказ об аресте князя Шуйского. Процесс закончился не так как планировалось — до тюрьмы боярина не довели, его убили царские псари.

Хотя достоверных сведений о том, что было планом нет. Возможно, приказ заключался в этом. Но даже после серьезного шага Грозного на пути к своему становлению в качестве самодержавного правителя, распри между кланами не прекратились. Изменилось только отношение к самому князю. Если раньше его игнорировали, то теперь стали проявлять внимание, выказывать знаки уважения и почтения. Иван Васильевич венчается на царство. В ближайшем круге царя происходят перестановки, связанные с его женитьбой и выдвижением нового боярского рода. В народе зреет недовольство отсутствием управления и произволом знати. Усугубляется противостояние нового феодального сословия и бояр.

Грозный постепенно понимает, что в тех условиях, которые действовали до венчания его на царство, он постоянно будет пешкой в чужих руках. Кроме того, он должен был управлять огромной территорией, но гарантировать исполнение своих решений он не мог. Так, постепенно стала очевидной необходимость перемен. Первый созыв Земского собора 1549 года — причины и предпосылки: установление и регламентация новых порядков в управлении признание самодержавной власти царя и возвращение порядков, существовавших в период правления Василия III ; создание политической опоры для самодержавной власти объединение ведущих политических сил — феодального сословия и посадской верхушки ; необходимость межсословного договора о сотрудничестве; разделение ответственности за проводимую политику между представителями знати; народное недовольство, обострившееся на фоне Московского пожара 1547 года; потребность в реформах как следствие — необходимость поддержки разных слоев населения, а также представителей всех земель, входящих в состав государства. Этот собор получил название «собора примирения». Он подвел неутешительные итоги правления бояр после смерти Елены Глинской.

При этом регентом при Иване стала его мать — Елена Глинская. Княгиня отличалась жестким стилем правления. Она даже реализовала в государстве финансовую реформу и ввела единую денежную единицу. Однако женщина умерла до того, как ее сын стал совершеннолетним. Высказывается предположение, что Глинская была отравлена. Дело в том, что в ее теле нашли следы ртути. Смерть княгини датируется 1538 годом. Они узурпировали власть и, по сути, начали править от имени наследника трона. Если верить историческим источникам, бояре издевались над будущим правителем. Он испытывал недостаток в еде и одежде и даже подвергался унижениям. При этом страна погрязла в интригах. Народ возмущали несправедливые налоги и казнокрадство. В этот сложный период Иван имел наставника. Им был митрополит Макарий. Бытует мнение, что он оказывал большое влияние на решения князя. Именно этот человек подсказал Ивану венчаться на царство. Это позволило ему стать равным королям Европы и укрепить власть. Причины создания Земского собора 1549 года Вследствие смерти Василия III и юных лет его наследника наступил серьезный кризис. При этом страна лишилась властного монарха, а при дворе начались интриги. Это повлекло за собой заговоры и перевороты. Бояре, которые правили от имени маленького наследника престола, узурпировали власть. Они повышали налоги и увеличивали давление на людей. Апогеем кризиса стали пожары 1547 года. После чего началось Московское восстание. При этом люди выступали против рода Глинских, обвиняя их в магии и поджогах. Именно тогда 17-летний Иван IV стал царем и начал править страной. В 1549 году он решил создать особый совет, который получил название Земского собора. Цели Земского собора По решению правителя всея земли была создана организация, к главным задачам которой относилось следующее: устранение противоречий между дворянами и боярами; проявление доверия правителя к самым разным слоям населения и улучшение отношений с людьми; устранение последствий бунта 1547 года, который появился после пожаров в столице; разрешение управленческих вопросов и борьба с узурпацией власти чиновниками на местах; внесение коррективов в Судебник и проведение насущных реформ; предоставление власти старостам, которые выбирались от имени народа.

С приходом Романовых произошла постепенная деградация Земского собора: 1613 — 1622 г. Из принятых в XVII веке решений можно отметить, например, земский собор 1613 года, созванный ради избрания нового царя и исполнивший эту функцию, заложив начало для правления новой династии — дома Романовых. Так положили начало новой династии русских правителей, продержавшейся до Октябрьской революции. Обычно в этом контексте упоминают еще принятие «Соборного уложения» в 1649-м, а также принятие Запорожского Войска в состав государства на земском соборе 1653-го. Земской собор как главный политический институт История русских земских соборов органично связана с историей развития общества, с процессами формирования общественных отношений, с эволюцией государственного аппарата и изменениями, неизбежно происходившими в сословном строе. По сути, Земский собор — это собрание, определившее будущее России. Усиление его влияния в конце царствования Ивана IV привело к тому, что после смерти царя новые правители избирались с согласия собора. При этом сами участники Земского собора по-прежнему назначались государем. Ситуация изменилась со смертью Федора Ивановича в 1598 году. Тогда члены Земского собора стали избираться, а не назначаться, и государственный орган обрел исключительное легитимное — признанное жителями совокупной Руси — право признавать или не признавать чьи-либо притязания на престол.

Первый созыв Земского собора: дата, причины, последствия

Чем завершился Земский собор? Земский собор закончился 21 февраля 1613 г. Первым решением собора было утверждение обязательного условия для кандидатов на трон — монарх должен был обязательно быть русским и никаким образом не относиться к чужеземцам. Второе решение — собор избрал царём Михаила Романова, которому на момент собора было только 16 лет. В результате вся полнота власти сосредоточилась в руках одного легитимного монарха, который основал стабильную правящую династию. Российское государство смогло остановить нападения Польского королевства, Германии и Швеции, которые стремились занять свободный российский престол. Для оповещения Михаила о его избрании в Кострому прибыла делегация земского собора. В Москву для коронации он смог приехать лишь в мае 1613 г.

К сожалению, до наших дней сохранилось очень мало аутентичных документов, которые бы пролили свет на все тонкости тех событий и решений. Мы знаем только о многочисленных интригах вокруг собора. Это вполне закономерно, учитывая ответственность и масштабы принимаемого решения. Целые династия могли потерять своё влияние. Для страны это была единственная возможность выйти из политического кризиса. Царь Во главе государства, начиная с 1547 г. Изменение титула было важным политическим шагом, имевшим целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний па престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей.

Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI в. Царь — глава государства — обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Однако правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и земскими соборами. Периодизация земских соборов Периодизацию земских соборов можно разделить на 6 периодов: 1. История земских соборов начинается во время правления Ивана IV Грозного. Первый собор состоялся в 1549 г.

Соборы, созываемые царской властью — данный период продолжается вплоть до 1584 г. Начиная со смерти Ивана Грозного и вплоть до падения Шуйского 1584—1610 гг. Это время, когда складывались предпосылки гражданской войны и иностранной интервенции , начинался кризис самодержавия. Соборы выполняли функцию избрания на царство, зачастую становились орудием враждебных России сил. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти и законодательной, и исполнительной , решающий вопросы внутренней и внешней политики, соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти.

Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские, и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. Значение земских соборов снижается небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах. Последний собор в полном составе собирался в 1653 г.

Первым считается земский собор 1549 г. В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности кроме как по крупным уголовным делам боярских детей наместникам. По мнению И. Беляева в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников и волостелей. Также существует мнение, что это был так называемый «собор примирения» возможно, царя с боярами или примирение между представителями различных сословия между собой. Романов, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую — воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.

Ничего не говорится о том, из кого состояла вторая «палата»: из тех, кто оказался в то время в Москве, или из тех, кто был вызван в Москву специально. Данные об участии посадского населения в земских соборах очень сомнительны, хотя решения, принимаемые там, были зачастую очень выгодны верхушке посада. Зачастую обсуждение происходило по отдельности у бояр и окольничих, духовенства, служилых людей, то есть каждая группа по отдельности высказывала своё мнение по данному вопросу. Самый ранний собор, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота с подписями и перечнем участников думного собора и известия в летописи состоялся в 1566 г.

Слово земский происходит от слова земля, и вероятнее всего подчёркивает отличие земского собора от соборов, проводимых церковью для решения духовных вопросов. Теперь можно перейти к разговору об управленческой и государственной роли земского собора. При Иване Четвёртом сформировалась достаточно сложная система управления государством и сложная социальная структура. Для нормального функционирования государства требовалось согласование действий между всеми привилегированными сословиями и всеми органами управления. Площадкой для общения и стал земский собор, впервые созванный в 1549 году Иваном Грозным.

Именно этот орган позволяет нам описать государственный строй российского государства шестнадцатого века как сословно-представительную монархию. Необходимо также заметить, что земский собор не работал постоянно, а лишь созывался на время, при необходимости и по велению царя. Структура земского собора При беглом знакомстве с темой земский собор может показаться очень демократичным органом в понимании современного человека. Это представление ложно, и важно разобраться, как на самом деле распределялось членство в земских соборах. В состав входили: Все члены Боярской думы как представители верховного государственного органа; Все члены Освещенного собора как представители верховного церковного учреждения; Служилые люди, то есть дворяне, феодалы с правом условного землевладения.

Шуйские, опьяненные торжеством победы, потеряли всякую меру. Разыгрывая роль полновластных хозяев, они расхищали государственную казну, обзавелись золотой посудой из царской ризницы, раздавали своим приверженцам чины, награды и вотчины. Иностранные послы уже величали Шуйских «принцами крови», как бы подтверждая их право на престол.

Унижая мальчика, глава мятежного клана Иван Шуйский сидел в присутствии государя, опираясь при этом локтем о постель его покойного отца и положив ноги на царский стул. Впоследствии Иван Грозный вспоминал, что в то время он часто не имел самого необходимого: одежды и пищи. Если такое приходилось терпеть царю, то каково же было его подданным? Будущего царя опекал святитель Макарий, которого Шуйские посадили на митрополичий престол после изгнания ими из Москвы митрополита Иоасафа 1542. Они надеялись, что св. Макарий станет их послушным сторонником, но ошиблись. Митрополит оказался не только государственником, но и стал покровителем и воспитателем малолетнего Великого князя, его наставником в вере и в управлении государством. Именно с благословения свт.

Макария Иван VI венчался на царство и стал первым русским царем. Как считают некоторые исследователи, Макарьевские Освященные Поместные соборы Церкви 1547 и 1549 , особенно Стоглавый собор 1551 непосредственно связаны с организацией и формированием системы Земских соборов. Кроме митрополита Макария у молодого царя были и другие сторонники в деле изменения социально-политической системы государства. В сентябре 1549 года Ивану Грозному был подан проект реформ И. В нем осуждалось засилье бояр и отсутствие законности, а «грозному и мудрому» девятнадцатилетнему царю предлагалось восстановить в государстве «правду» и управлять независимо от вельмож, на благо всего государства, а не одной только касты аристократов. Но непосредственным поводом, подтолкнувшим молодого царя и его наставника митрополита Макария собрать первый Земский собор, стал «великий пожар» и московский бунт 1547 года, о котором Н. Носов сказал, что это был «страшный финал десятилетия боярских распрей, народного угнетения и произвола». Наказав наиболее активных участников бунта, Иван Грозный в то же время проявил разумную милость и даже заботу к остальным, повелев раздавать погорельцам «казну свою по рублю и по два и по пяти».

Карамзин указывает, что царь «изъявил попечительность отца о бедных: взяли меры, чтобы никто из них не остался без крова и хлеба». Орудием таковой и стали Земские соборы, призванные, с одной стороны, установить тесную связь царя и народа, а с другой — сделать народ и царя союзниками в противодействии разрушительной политике аристократической княжеско-боярской партии. Царь искренне пытался восстановить сословный мир на Руси — впрочем, не в ущерб государственным интересам. Фроянов пишет в своей капитальной монографии «Драма русской истории»: «Иван IV вышел из трудного детства и сел на царский трон не безнадежно испорченным, как об этом думают многие историки, старые и новые, а расположенным к миролюбию и согласию… Вспомним прощение царем в Новинском монастыре по слову митрополита всех «опальных и повинных» людей. Святитель Макарий пробудил в царе Иване желание править людьми миром и согласием, а не яростью и враждой, хотя для этого, будь он заурядной личностью, лишенной возвышенных чувств, оснований имелось с избытком. Ключевский также отмечает попытку царя преодолеть кризис мирным путем: «В речи на Красной площади, которою публично, в присутствии собравшегося народа, по-видимому, открыты были заседания этого собора, царь призывал толпившихся перед ним «людей божиих» не к борьбе с боярами, а ко взаимному прощению и примирению, молил их «оставить друг другу вражды и тяготы свои» и обращался к митрополиту с мольбой помочь ему в этом деле общего земского примирения. Смысл этого воззвания объясняется другою речью царя, прочитанной в следующем году на церковном Стоглавом соборе. Можно с полною уверенностью думать, что царь разумел предложение, сделанное им на земском соборе 1550 г.

Государь в конце концов оказывался необходим, однако общество имело самостоятельную силу и самостоятельное влияние на дела войны, политики, права. Когда же начинала чувствоваться острая необходимость в правителе, общество определяло, кого из князей оно желает призвать к себе во властители, кто сыграет эту роль оптимально. Новгород удерживал вечевую вольность до второй половины XV века, пока не настала ему пора покориться Москве. Полоцк уступил свою «свободность, или Венетию» великим князьям литовским.

Дольше всех удерживал вечевой строй древний Псков. Но и он утратил власть веча в 1510 году: забрал ее московский государь Василий III. Земские соборы: принимают решение или дают совет? Однако народ или, как говорили в старину, «земля» «земщина» не утратил своего голоса окончательно.

В Московском государстве правители не уделяли «земле» ни крохи действительной государственной силы. Зато ей оставили возможность высказать свое мнение, подать совет. Иначе говоря, сохранили право «советывания». Это и происходило на Земских соборах.

Знаменитый историк С. Земский собор — вовсе не парламент и даже не зародыш парламента. Это нечто совершенно другое, принадлежащее принципиально иной политической традиции. Вече в Новгороде.

Клавдий Лебедев. Они представляли собой консультативные учреждения. Поэтому и состав Земских соборов менялся от раза к разу. Если государство нуждалось в разговоре со всем народом, созывали огромные соборы, где заседали представители всех общественных групп — от крестьянства до боярства.

Если требовалось обсудить какой-то частный вопрос, то и на собор звали только тех, кого он непосредственно касался. Всегда и неизменно присутствовали только бояре и высшее духовенство.

Первый русский парламент или Земский собор на Руси

Земский собор 1653 г. был собран для принятия решения о включении Украины в состав Московского государства. Первый известный российский собор состоялся еще в 1549 году. В 1550 г. был созван первый Земский собор – выборный высший сословно-представительный орган. История первого Земского собора Что известно о Первом Земском соборе Земский собор сбор представителей разных слоев населения Российского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. В статье кратко разобрана история появления и история созывов Земских соборов.

Земские соборы 1549–1653 гг. Их структура, полномочия

Одним из таких способов страны регулировать саму себя и проявлять свою волю был Земский собор. В данной статье мы рассмотрим подробнее созыв первого Земского собора. Дата этого события — 1549 г. Что такое Земский собор? Это сословно-представительное учреждение, олицетворяющее собой собрание людей практически всех слоев общества крепостные крестьяне в собор не входили со всей территории страны. Возникновение сословно-представительного учреждения — закономерное явление в историях разных стран. Земский собор по большей части соответствует ландтагам Германии и Австрии, рикстагам скандинавских стран, Генеральным штатам Франции и Нидерландов и многим другим подобным органам власти. Историки зарубежья отмечают сходство Земских соборов с парламентами их государств. Собор созывался для решения различных насущных для России вопросов, будь то внутренняя и внешняя политика или экономика. На собраниях принимались такие решения, как продолжение войны или заключение мира, сборы податей для военных нужд, даже избрание и утверждение царей. В разные периоды Земский собор играл разную роль в жизни государства.

Собор мог выполнять совещательную функцию при текущем правителе либо иметь собственную волю и реализовывать выбор людей, в нем участвующих. К примеру, во времена Смуты, когда власть в стране была крайне шаткой, Земские соборы были как никогда ее поддержкой, по сути став верховным органом власти. Как явление Земский собор был гибким и отвечающим текущим условиям, и потребностям страны. Предыстория Иван IV, при котором состоялся первый Земский собор, в 1533 г. Перед смертью он назначил совет регентов-опекунов, в который входило семеро бояр. Однако замыслу Василия III не суждено было сбыться: меньше чем через год после вступления на пост опекунский совет распался в результате переворота, а регентство при Иване заняла его мать Елена Глинская. Княгиня правила решительно и даже провела в России денежную реформу, введя единую для страны денежную единицу, но также не дожила до совершеннолетия юного князя. Считается, что Глинскую отравили, так как в останках была обнаружена ртуть. Она умерла в 1538 году, оставив восьмилетнего Ивана IV на милость бояр Василия и Ивана Шуйских, которые захватили власть и стали фактически править от имени юного наследника престола. Судя по словам и письмам Ивана в будущем, бояре плохо с ним обращались, лишали пищи и одежды и всячески унижали.

Курбский писал, что в этот момент Иван совершенно растерялся и что Сильвестр внезапно явился перед ним и в страстной речи ярко обрисовал Ивану печальное положение московской жизни, указал на причину его - пороки самого царя, пригрозил будущими Божественными карами и таким образом произвед в Иване сильный нравственный переворот. Возможно, свидетельство Курбского - преувеличение, но несомненно, что Сильвестр и Адашев появились рядом с царем сразу после мятежа. Грозный имел характер нервный и впечатлительный. В любви и ненависти он не знал никакого удержу, часто попадал под сильное влияние своих приближенных и начинал смотреть на жизнь их глазами. Никаких других известий о первом Земском соборе не осталось, но по ряду косвенных признаков можно видеть, что дело не ограничилось одним выступлением царя, а возбуждено было и много практических вопросов. Царь велел боярам помириться со всеми христианами царства. И действительно, вскоре после этого дано было предписание всем наместникам-кормленщикам покончить спешно мировым порядком все тяжбы с земскими обществами о кормлениях.

На Стоглавом соборе в 1551 году Иван говорил о том, что предыдущий собор дал ему благословение на исправление старого Судебника 1497 года и на устройство по всем землям своего государства старост и целовальников. Значит, Земский собор 1550 года обсуждал целый ряд законодательных мер, имевших целью перестройку местного управления. Этот план начинался срочной ликвидацией всех тяжб земства с кормленщиками, продолжался пересмотром Судебника с обязательным повсеместным введением в суд выборных старост и целовальников и завершался пожалованием уставных грамот, вообще отменявших кормления. В результате этих мер местные общины должны были освободиться от мелочной опеки бояр-наместников, сами собирать подати и сами творить суд. Известно, что именно кормления, неправедные суды и неконтролируемый сбор податей стали к середине XVI века настоящим бичом русской жизни. О многочисленных злоупотребления: бояр-наместников при отправлении своих обязанностей сообщаю все источники этого времени. Отменив кормления и создав независимые общинные суды, Иван попытался уничтожить зло, пустившее глубокие корни в русском обществе.

Все эти меры вполне соответствовали новому умонастроению царя и вытекали из его речи, произнесенной перед всем народом в 1550 году. Однако грамоты, по которым волостям давалось право управляться обоими выборными властями, были откупными. Волость известной суммой, вносимой в казну, откупалась от наместников; правительство давало ей право откупиться вследствие ее просьбы; если же она не била челом, считала для себя невыгодным новый порядок вещей, то оставалась при старом. В следующем 1551 году для устройства церковного управления и религиозно-нравственной жизни народа созван был большой и церковный собор, обыкновенно называемый Стоглавым. Здесь был представлен новый Судебник, бывший Исправленной и распространенной редакцией старого дедовского Судебника 1497 года. В своих политических оценках Иван следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть.

Конечные результаты политики правительства реформ не соответствовали этим критериям. Царь кончил тем, что отрекся от реформ, над осуществлением которых он трудился вместе с Адашевым в течение многих лет. Дело в том, что с этого момента идет отсчет сословно-представительной монархии в России. Дата первого Земского собора — 1549 год. Дело в том, что его отец Василий III умер в 1533 году и до 1547 года продолжался период регентства при малолетнем царевиче. Первый земский собор. Причиной созыва стало восстание в столице в 1549 году.

Заседание продолжалось всего два дня, 27-28 февраля. Среди его участников были: царь, бояре, Боярская дума, а также выборные представители от других сословий. Они рассматривали вопросы государственного управления, например, отмену кормлений и борьбу со злоупотреблениями на местах. С этого момента можно датировать возникновение в России сословно-представительной монархии. Одновременно с созывом этого собора начались реформы. Последствием реформ стали улучшения в военной сфере, а также в законодательстве, сборе налогов, церковных делах и управлении. В войске была усилена артиллерия и появились инженеры, которые делали подкопы.

Это очень помогло во время похода на Казань в 1552 году. Также вскоре после созыва первого Земского собора Иван IV провел церковную реформу в 1551 и к 1556 году были завершены еще две реформы: губная и земская. Их результатом стало улучшение работы органов местной власти и отмена устаревшего способа содержания администрации на местах — кормлений. Бунт в Москве в 1547 году связан с засухой и пожарами. Толпа восставших граждан убила родственника царя — Юрия Глинского. Земский собор. Реформы середины XVI века Государство нуждалось в реформировании, в соответствии с требованиями времени.

Еще в период регентства были начаты две реформы — денежная и губная. В 1550 году в царстве Русском появился новый Судебник. Согласно его пунктам, в государстве вводилась новая единица сбора налогов — большая соха.

Иван Грозный стремился учесть мнения сословий при создании Судебника. В 1619 году было необходимо восстановить хозяйство после Смутного времени и дельнейшего развития страны. Земский собор 1648-1649 гг. Усовершенствовалась система налогообложения. Там же обсуждали соборное уложение, которое регулировало отношения между землевладельцами и крестьянством. Следующий созыв был после новгородского и псковского восстаний.

Внутренней политике был посвящён Земский собор 1681-1682 гг. Не нём отменили местничества, что позволило улучшить систему управления на местах. Финансы На Земских соборах решались вопросы налогообложения. Не раз вставал вопрос о дополнительных налогах и сборах с населения. Так на заседаниях 1614-1818 гг. После вынесенного решения были отправлены сборщики с соборным решением в качестве подтверждения своих полномочий. Избрание нового царя После смерти Ивана Грозного возник династический кризис. Даже прямой наследник вызывал вопросы. Далее утверждение нового царя на земском соборе становится своеобразной нормой.

В отличие от английского парламента и французских Генеральных штатов Собор не мог наложить вето на какие-либо решения царя. Скорее выступал органом взаимного оповещения: царь сообщал о своих планах и из первых уст узнавал о положении населения…. L L Ученик 141 5 лет назад В 1549 году Иван IV созвал Собор примирения рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах ; впоследствии такие соборы стали называться Земскими в противоположность соборам церковным — «освященным».

Созыв первого Земского собора, его особенности

  • 7 земских соборов, изменивших судьбу России - Православный журнал «Фома»
  • Предыстория
  • Определение понятия Земский собор – что это
  • Какова же была процедура выборов?

Определение понятия Земский собор – что это

  • Вече как регулятор общественной деятельности
  • Первый Земской собор 1549г (Галкин Юрий Анатольевич) / Стихи.ру
  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Что такое Земский собор?

Земские соборы 1549–1653 гг. Их структура, полномочия

История России. Все органы власти. Земский собор. – Русский царь созывает земские соборы по своему усмотрению, так уже сложилось это дело на Руси; вот прошло 318 лет после первого земского собора в Москве, и, за исключением безгосударного времени, ни один собор не был созван не по воле царя.
Краткий ответ - кто созвал первый земский собор Причины созыва Земского собора.
ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ Первый земский собор был созван в Константинополе в 1054 году императором Византии Константином IX Мономахом.
Интересные факты о Земском соборе Первый Земский собор был созван при Иване 4 Грозном и получил название «собор примирения», так как рассматривал проблемы отмены кормлений и пресечение злоупотреблений наместников и волостителей.
кто созвал первый земский собор Последний Земский собор был созван в 1684 году и поводом стало заключение Вечного мира с королем Речи Посполитой Яном Собеским.

Земский собор 1613 года

За 135 лет с XVI по XVII век было созвано почти 60 земских соборов Первым считается земский собор 1549 г., который продолжался два дня, и был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады».
Земский собор - сословно-представительный орган в России XVI – XVII вв. Новости и события Российского исторического общества.

Первый Земский собор – Примирения

Причины созыва первого земского собора. Нельзя начать разговор о созыве первого земского собора в истории России, не определив, чем земский собор в общем варианте является по своей сути. Первый Земский собор состоялся в 1549 г. Однако он имел свою предысторию. Причины (предпосылки) наибольшей активности Земских соборов в 1610-1620-е гг., ЕГЭ история. Первый собор был созван в 1549 г. На нём был принят Судебник Ивана Грозного, утверждённый в 1551 году Стоглавым собором. Первый Земский собор был организован при Иване IV, который взошел на престол в 1533 году, однако не мог в полной мере руководить страной в силу возраста.

Первый Земский собор

Самое широко представленное в соборе сословие. Но представителей служилого сословия не выбирали, а призывали в связи занимаемыми ими административными должностями; Купечество. Это сословие было представлена в основном столичными купцами. Их также не выбирали представителями, а призывала власть как наиболее богатых и влиятельных. Как мы видим, не все сословия были представлены в земском соборе, а представители не были выборными и призывались властью. Причины созыва Земского собора Первые годы правления Ивана Грозного прошли в атмосфере боярских распрей и жесткости. Постепенно в них погрузился и сам Иван. Так уже в 13 лет он вынес первый смертный приговор князю Шуйскому. Ситуация не менялась вплоть до 1547 года, когда в Москве вспыхнул неистовый пожар и народное недовольство переросло в бунт. Царь был очень напуган.

Годы действия Земских соборов: 1649-1684. Предшественником Земских соборов было вече. Преемник — Правительствующий Сенат. Картина художника Сергея Иванова. Шесть периодов деятельности Земских соборов. Первый период. Второй период. От смерти Ивана Грозного до падения Василия Шуйского. В данный период Земские соборы выполняли функцию избрания на царство. Третий период. С 1610 по 1613 годы земский собор при народных Ополчениях стал органом верховной власти и законодательной, и исполнительной , решающий вопросы внутренней и внешней политики.

Собор 1637 г. Широко известен собор 1642 г. На нём заседали «всяких чинов люди», среди которых были и «выборные», вот только выбирали их весьма специфическим способом. Список «выборных», заготовленный накануне собора, предварялся преамбулой со словами: «А по государеву указу быти выборным людем... Очевидно, что «выборы не коснулись провинциального посадского населения», скорее всего, «и выборы… городовых дворян и детей боярских производились из тех, кто в то время находился в Москве» [10]. Собор носил чисто совещательный характер, в царских грамотах к донским казакам он даже не упоминается. Соборный приговор не сохранился, и неизвестно был ли он вообще, вполне возможно, что «правительство ознакомилось с мнениями сословий и само приняло решение» [11]. И это, наверное, так, ибо большинство подавших мнения предлагало воевать с турками за Азов впрочем, с обязательным рефреном: «принимать ли Азовское место, или не принимать, в том Государская воля» , царь же повелел казакам крепость оставить. Таким образом, соборы при Михаиле Фёдоровиче, конечно, не были аналогом английского парламента или шведского риксдага, или любого другого современного им европейского сословно-представительного учреждения. Сомнительно, чтобы собор вообще можно назвать сословно-представительным учреждением. В точном смысле слова сословий в России тогда не было. Везде в Европе сословия представляли собой — в той или иной мере — политические субъекты, с которыми монархи были вынуждены договариваться. Европейское «дворянство черпало свою силу из местных интересов и провинциальных собраний в Германии ландтаги, в Речи Посполитой сеймики и т. А когда князь это право нарушал например, при переходе к абсолютизму , образовывались корпорации собственного права; и тогда философы снабдили их теорией права на сопротивление учение монархомахов. В России «чины» — это категории служилых людей, даже верхушка купечества «гости» несла определённые государевы службы, играя роль «финансовых приказчиков правительства», по выражению Ключевского. Дворянский «служилый город» «в первую очередь… был военной корпорацией, ячейкой централизованной государственной военной организации, активно регулируемой правительством и подчиненной в отношении службы жесткому государственному контролю» [15]. Провинциальных собраний не было в принципе, городские собрания не обладали политической субъектностью, их деятельность после Смуты явно угасала. Собор не являлся в строгом смысле и учреждением, у него полностью отсутствовала юридическая основа — никаких законодательных актов, определявшего его полномочия и принципы не существовало. Более того, в общественном сознании, похоже, вообще отсутствовала идея институционального контроля за верховной властью. Как отмечал В. Очевидно, мысль о правомерном представительстве, о политических обеспечениях правомерности еще не зародилась ни в правительстве, ни в обществе. На собор смотрели как на орудие правительства» [16]. Поэтому самодержавие, использовавшее соборы в качестве чрезвычайного органа в период преодоления Смуты, как только ситуация стабилизировалась, смогло от них отказаться, не встречая ни малейших правовых препятствий. Государев стряпчий Иван Андреевич Бутурлин, правда, предлагал реформировать соборы в постоянно действующее учреждение с выборными людьми, имеющими годичные полномочия и обеспеченными квартирами в столице. Но от него отмахнулись как от человека «не в целом уме». Впрочем, один раз, уже при следующем Романове, Земский собор был созван по прямой инициативе «снизу». Но последняя вряд ли состоялась бы, не случись московского восстания в июне 1648 года, часто неправильно называемого Соляным бунтом. Всё началось с возмущения посадских людей, но не против косвенного налога на продажу соли, отменённого ещё в декабре 1647 г. Главным объектом ненависти бунтовщиков был второй человек в государстве, воспитатель и свояк молодого царя Алексея Михайловича боярин Борис Иванович Морозов, а также его ближайшие помощники Леонтий Плещеев и Пётр Траханиотов. Разъярённая толпа требовала от юного монарха их крови, и он был вынужден целовать крест, что выполнит её волю, отмолив только дорогого для него человека — Морозова. Но ни на жизнь, ни на прерогативы самодержца бунтовщики не покушались, антимонархические лозунги в их дискурсе отсутствовали. Это отчасти напоминает французскую Фронду, участники которой также клялись в верности малолетнему Людовику XIV, а виновником всех зол называли первого министра кардинала Мазарини. Сходства добавляет временное изгнание и новое возвращение к власти, как Морозова, так и Мазарини. Более того, И. Андреев находит в Москве 1648 года своих аристократов-«фрондёров» — боярина Н. Романов, двоюродного дяди царя Алексея, и князя Я. Черкасского, использовавших народный бунт для устранения своего конкурента Морозова и выступивших в качестве посредников между посадом и царём [17]. Но уже здесь хорошо видна большая разница между Россией и Францией. Московские «фрондёры» не имели политической субъектности: интриги Романова и Черкасского и военные действия армий французских принцев-оппозиционеров — явления разного порядка. Принцев могли арестовать и подвергнуть заключению, но с ними потом вели переговоры и заключали перемирия, бояре же всегда оставались лишь государевыми слугами, самое дерзкое, что они могли себе позволить даже в разгар общественной нестабильности — демонстративно не явиться ко двору или отказаться от назначения на воеводство в провинцию. Не являлась, по сути, политическим субъектом и московская бунтующая толпа, спонтанная и аморфная, не имеющая организующего центра. У парижской Фронды таким центром стал парламент, формулировавший требования мятежных парижан на языке закона и отстаивавший их на переговорах с верховной властью. Да и сами по себе парижские обыватели были достаточно структурированной силой, ибо охрана порядка в городе находилась в руках городской милиции. В Москве городская милиция как институт отсутствовала. Тем не менее московское восстание сумело достичь невероятных по российским меркам результатов. Произошло это потому, что, во-первых, бунтовщиков отказались разгонять стрельцы, также недовольные политикой правительства Морозова, а, во-вторых, потому, что посад поддержало провинциальное дворянство. Такому союзу государство ничего не могло противопоставить, ибо дворянство — это армия. Власти пришлось согласиться, уже в июле состоялся ЗС, на котором было принято решение о создании нового точнее, первого полноценного свода законов. Для принятия последнего осенью был созван ещё один собор, «своей численностью, уступавшей разве что избирательному собору 1613 года», на нём «присутствовало чуть меньше 300 выборных, причем от уездного дворянства — более 170 человек, от городов — 89, от московских сотен и слобод — 12 и от стрельцов — 15.

Первый созыв в 1549 году некоторые историки именуют «Собором примирения», участники которого активно рассматривали отмену системы кормлений содержание должностных лиц центральной администрации за счет местного населения и возможные меры борьбы с злоупотреблениями чиновников на местах. Зачастую соборы созывались в контексте объявления или прекращения боевых действий, как это произошло в самый разгар Ливонской войны в 1566 году. В период с 1610 по 1613 годы Земский собор взял на себя полномочия чрезвычайного верховного органа, основного инструмента влияния гражданского общества, заявившего о себе в ходе триумфального отпора интервентам и избрания нового монарха. Собор 1649 года, утвердивший новый свод законов. Такой рост влияния протопарламента, вероятно, был связан с общей политикой восстановления экономики страны после разрушительной гражданской войны и с попытками предотвратить очередное иностранное вторжение. Земские соборы в годы правления Алексея Михайловича созывались уже не с такой частотой, однако, их роль в легитимации решений монарха все еще оставалась серьезной. Собор 1649 года одобрил царский проект нового свода законов — «Соборного уложения», а в 1653 году на заседании Собора было принято решение о вхождении Левобережной Украины в состав России. Любопытно, что между предпоследним 1653 и последним 1684 Соборами прошел 31 год, что свидетельствует об окончательном переходе от сословно-представительной к абсолютной монархии. Последний Земский собор принял решение о подписании «вечного мира» с Польшей. В дальнейшей российской истории Земский собор перестает быть реально существующим инструментом народовластия, но превращается в футуристическую политическую модель, которую предложил декабрист Павел Пестель, а поддержали впоследствии славянофилы и монархисты.

Первый Земский собор 1549 г.

Первый земский собор Причины созыва первого земского собора.
Первый русский парламент или Земский собор на Руси По вопросу о созыве «собора примирения», который считается первым земским собором в России, в отечественной историографии имеются большие разногласия.
Первый Земский собор 1549 г. сословно-представительный орган, собиравший депутатов от всех слоёв населения (кроме частновладельческих крестьян и городских "белослободчиков") европейской части России.
Земский собор 1 сентября 1648 года Первый Земский собор («собор примирения») состоялся в 1549 г., при царе Иване IV.
Земские соборы в России: 135 лет парламентаризма О созыве земского собора посылалась царская грамота, в которой указывался срок вызова собора, количество представителей разных сословий от каждой административной единицы конкретно.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий