Второе обретение главы святого пророка Иоанна Предтечи. О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя».
9 марта — Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи
9 марта Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи. Креститель Иоанн Предтеча 9 марта, в праздник первого и второго обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в честь малопрестольного праздника. Феодору Студиту приписывается Речь на обретение главы Иоанна Предтечи, в которой описывается история её третьего обретения. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Спустя много лет, во дни царствования равноапостольного царя Константина Великого, когда вера христианская воцарилась в мире и благочестивые христиане отовсюду стали ходить ко святым местам на поклонение. Есть и третье обретение главы Иоанна Предтечи — оно отмечается 7 июня ежегодно.
9 марта — Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи
Первое обретение главы Иоанна Предтечи. Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже. День памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи.
Каким было рождение Иоанна?
- Что означает слово "предтеча"
- Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи. - Радио ВЕРА
- Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
- Когда празднуют Рождество Иоанна Предтечи?
- Как нас найти
Содержание
- Сообщить об опечатке
- Объявления
- Обретенье в 2024 году: какого числа отмечают, дата и история праздника
- Что означает слово "предтеча"
Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
Первое и Второе обретения главы Иоанна Предтечи в 2024 году — традиции В православных храмах торжество отмечают богослужениями. Если праздник проходит до Великого поста, совершается полиелей — служба, объединяющая утреню и вечерню, во время которой происходит помазание верующих елеем. В рамках таких служб также принято читать отрывки из Священного Писания, посвященные Иоанну Предтече. Утром служится литургия. На Руси праздник в честь обретения главы Крестителя называли Ивановым днем. Утром люди посещали храмы и зажигали свечи у иконы пророка. Святого просили о богатом урожае, здоровье для детей, избавлении от головной боли и различных зависимостей.
Во время двунадесятых праздников богослужения проходят особенно торжественно Также существовало поверье, что в этот день возвращаются перелетные птицы. Увидеть летящего жаворонка или аиста считалось хорошей приметой, сулящей человеку большое счастье. К прилету пернатых в деревнях сооружали скворечники, насыпая туда в качестве угощения семена. Птицы защищали поля от вредителей, поэтому о них старались заботиться. Иоанна Предтечу в народе почитали как покровителя рыбаков. Поэтому в его праздник мужчины отправлялись на «тихую охоту».
Из пойманной рыбы готовили уху. Ее должен был отведать каждый член семьи, чтобы год прошел успешно. Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи в 2024 году — что можно и нельзя делать Верующим в праздник рекомендуется посетить храм и уделить время молитве. Полезно будет освежить в памяти житие Иоанна Крестителя. Также стоит учитывать, что торжество выпадает на пятницу, которая в церковном уставе считается постным днем.
Когда копали ров для фундамента, был найден сосуд с главой Иоанна Крестителя. Так произошло первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где нашел. После его кончины церковь пришла в запустение и разрушилась. Спустя много лет, в царствование Константина Великого, два инока с Востока пришли в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них, по преданию, явился Иоанн Предтеча, который открыл место нахождения своей главы.
Юноши нашли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну, и иноки дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, пока ему не явился сам святой Предтеча и не велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник, повинуясь святому, скрылся от иноков, бежал от них и возвратился домой к своей жене, благоговейно неся честную главу Крестителя. Он всю жизнь почитал святую главу Иоанна Предтечи, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился. Когда приблизилось время его кончины, он, по повелению самого Крестителя Христова, положил святую главу в сосуд для воды, а сосуд этот заключил в ковчег и, запечатав, передал своей сестре. При этом он подробно рассказал ей, как он ради этой честной главы избавился от крайней бедности и стал богатым человеком. Он завещал своей сестре, чтобы она всегда благоговейно и честно хранила эту святую главу и никогда не открывала ковчега до тех пор, пока сам святой Иоанн не благоизволит на это.
Ученики Иоанна Крестителя тайно забрали тело святого и погребли его в самарийском городе Севастии. Жена царского домоправителя Хузы Иоанна знала, где Иродиада закопала голову святого и, тайно взяв ее, положила в сосуд и похоронила в одном из поместий Ирода на горе Елеонской. Через много лет поместье это перешло во владение вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был найден сосуд с главой Иоанна Крестителя. Так произошло первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где нашел. После его кончины церковь пришла в запустение и разрушилась. Спустя много лет, в царствование Константина Великого, два инока с Востока пришли в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них, по преданию, явился Иоанн Предтеча, который открыл место нахождения своей главы. Юноши нашли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Емессы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну, и иноки дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, пока ему не явился сам святой Предтеча и не велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник, повинуясь святому, скрылся от иноков, бежал от них и возвратился домой к своей жене, благоговейно неся честную главу Крестителя. Он всю жизнь почитал святую главу Иоанна Предтечи, ежедневно кадил пред ней фимиамом, возжигал светильники, молился.
По преданию, они поместили голову пророка в мешок и отправились домой. Однако в дороге они проявили нерадение, передав свою ношу случайному попутчику — обычному горшечнику. Тот не подозревал, что находится в мешке, и спокойно продолжал путь. Вдруг ему явился сам Иоанн Предтеча и велел бежать от безалаберных иноков вместе с тем, что он держит в руках. Уже дома ремесленник осознал, что обрел нечто невероятно важное. Так глава Иоанна была обретена в первый раз. С тех пор реликвия передавалась от одного верующего к другому, пока не попала в руки священника-еретика Евстафия, который использовал ее для распространения своего ложного учения. Около мощей Иоанна совершалось множество чудес, каждое из которых отступник приписывал себе, набирая всё больше последователей. Однако обман раскрылся и еретик бежал, закопав святыню в пещере рядом с городом Эфесом. Около 100 лет реликвия никак себя не проявляла. На место ее захоронения пришли иноки, основавшие в бывшей пещере Евстафия монастырь. Во второй половине V века игумену обители Меркелю во сне явился Иоанн и указал, где покоится его голова. Так святыню обнаружили во второй раз. В 761 году ее торжественно поместили в специально построенном храме в Эфесе. Через некоторое время главу Иоанна перевезли в Константинополь. Однако вскоре по столице Византийской империи прошла волна иконоборческой смуты, во время которой уничтожали не только образы, но и другие святыни. Мощи Крестителя спешно перевезли в город Команды, откуда они вернулись только в 850 году. Так случилось третье обретение главы Предтечи.
Также рекомендуем
- The First and Second Finding of the Head of St. John the Baptist
- ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВ. ИОАННА ПРЕДТЕЧИ.
- Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
- Традиции и обряды
- Первое и Второе обретение главы Иоанна Предтечи в 2024 году: дата, история, традиции
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
Однако его незаконной супруге Иродиаде хотелось избавиться от Иоанна Крестителя как можно скорее и навсегда. На пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей Саломеи, дочери своей жены Иродиады. По наущению матери она попросила в качестве награды голову Иоанна Предтечи, что и было исполнено. Иродиада, боясь воскресения Иоанна Крестителя, не позволила погрести его честную главу вместе с телом, но положила ее в сосуд и тайно закопала в одном из поместий Ирода. Существовали различные предания о месте захоронения главы Иоанна Предтечи. Согласно одному из них, оно находилось в Иерусалиме, на Елеонской горе. Согласно другой традиции, главу святого выкрала у Иродиады и погребла праведная Иоанна, благочестивая жена Хузы, домоправителя Ирода.
Мы постоянно видим тому подтверждение в Евангелие. Господь шел искать последнюю свою заблудшую овцу, оставив остальных своих праведных. Пусть это будет нам надеждой на то, что Господь ищет нас. Во время поста не только Он нас ищет, но и мы ищем Его. Так и есть. Я много раз сталкивался с этим. В свое время, когда был пастухом, бывало, что терял какую-нибудь овцу. Тогда я, бежал искать потерявшееся животное. Но и она, не понимая где находится, не понимает в какую сторону ей бежать, и громко звала спасителя на помощь.
Ему сослужили братия обители в священном сане, игумен Вениамин Куликов , иеромонах Зосима Антонов и иеромонах Африкан Яковенко. Песнопения исполнил монастырский хор под руководством регента иеродиакона Пантелеимона Швецова. По окончании Литургии был совершен молебен Крестителю Спасову Иоанну. После чего, отец наместник поздравил с праздником обретения главы Иоанна Предтечи и обратился с пастырским словом к собравшимся богомольцам. Очень хорошо, что память обретения главы Иоанна Крестителя совпало со второй седмицей Великого поста. Воспоминания события далеких времен, может быть поможет нам сегодня не терять свою голову. Пусть голова наша будет на плечах. Пусть нам хватит разума следить за движениями своего сердца и, пусть в нас укрепится намерение покаяния. Надо покаяться пока есть время.
С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это Обретение стало праздноваться как Второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
9 марта – день Первого и Второго обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли два инока с Востока. По преданию, святой Иоанн доверил им обрести свою голову, явившись к ним во сне. После обретения главы, иноки решили вернуться назад, но воля Бога была иной. По дороге им встретился бедный гончар, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, вверили ему нести мешок со святыней. Он нес его, пока явившийся ему святой Иоанн Креститель не повелел оставить иноков и бежать от них вместе с вверенным ему мешком. За это Господь благословил дом гончара всяким довольством, обеспечив ему хорошую жизнь до конца его дней. Незадолго до кончины гончар передал главу святого своей сестре, наказав передавать ее дальше христианам.
Глава святого, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию. Он использовал ее для исцеления больных, убеждая их в том, что помощь оказывает его благочестие, а не благодать, исходящая от спрятанной главы. Очень скоро обман Евстратия был раскрыт и его изгнали из города, а вокруг пещеры, где жил иеромонах и была закопана голова, образовался монастырь. Второе обретение главы Иоанна Предтечи Второе обретение главы святого Иоанна произошло спустя много лет.
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 09. Ему сослужили братия обители в священном сане, игумен Вениамин Куликов , иеромонах Зосима Антонов и иеромонах Африкан Яковенко. Песнопения исполнил монастырский хор под руководством регента иеродиакона Пантелеимона Швецова. По окончании Литургии был совершен молебен Крестителю Спасову Иоанну.
После чего, отец наместник поздравил с праздником обретения главы Иоанна Предтечи и обратился с пастырским словом к собравшимся богомольцам. Очень хорошо, что память обретения главы Иоанна Крестителя совпало со второй седмицей Великого поста. Воспоминания события далеких времен, может быть поможет нам сегодня не терять свою голову. Пусть голова наша будет на плечах. Пусть нам хватит разума следить за движениями своего сердца и, пусть в нас укрепится намерение покаяния.
В темницу к праведнику отправили оруженосца, который его обезглавил. Голову положили на блюда и отдали Саломеи, а она передала её матери. Тело Иоанна погребли его ученики, а о смерти рассказали Иисусу. В память усекновения главы Иоанна Предтечи Церковь установила праздник, который отмечают 11 сентября. В этот день христиане выражают скорбь о насильственной смерти пророка и придерживаются строго поста. Нельзя есть не только мясо и молочные продукты, но и рыбу. В народном календаре праздник известен как « Иван Постный ». Первое обретение главы Иоанна Предтечи По преданию, после жестокой казни Иродиада не разрешила похоронить голову вместе с телом, боясь, что пророк может воскреснуть. Она забрала главу Предтечи в Иерусалим, во дворец Ирода, и там тайно в нечистом месте закопала глубоко в землю. Об этом узнала благочестивая Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова. Тайно ночью она выкопала главу Предтечи, вложила её в особый сосуд и скрыла в горе Елеонской, где находилось поместье Ирода. Спустя время это поместье было выкуплено одним благочестивым христианским вельможей и подвижником Иннокентием, который решил на этом месте построить для себя храм. Копая ров, он нашел в земле скудельный сосуд, а в нём — главу Предтечи, о чем был извещен благодатным знамением. Год этого обретения неизвестен. Перед смертью Иннокентий снова спрятал святую главу в земле, боясь, чтобы она не потерпела поругания от противников христианской веры. По откровению самого Иоанна Крестителя, его честная голова была снова обретена двумя иноками, которые прибыли в Иерусалим, чтобы поклониться Гробу Господню.
Тогда мы рассказали ему нашу тайну. Оба они, Геннадий и Кириак, стали говорить, что о сем следует сказать епископу, но я стал дожидаться возвращения Стефана. Уже прошло 5 дней. На шестой - то была суббота - мы вместе все сидели и беседовали. Вдруг я упал на колена: какая-то болезнь внезапно поразила меня. Я даже не мог ни встать, ни двинуться. Мои спутники, дивясь такому случаю, стали молить за меня Господа. Окончив молитву, они сказали мне: "Не говорили ли мы тебе, что надо было рассказать епископу о тайне? Вечером, после совершения обычного молитвенного пения, ко мне пришли Геннадий и Кириак и сказали: - Мы дали себе слово: рассказать о твоей тайне архиерею во время утрени до восхода солнца. Я же отвечал им: - Хорошо решение ваше; пусть будет так, как вы сказали. В то самое время, как я согласился с ними, я почувствовал себя совершенно здоровым: болезнь моя прошла. На утро мы все вместе отправились в город и нашли епископа в то самое время, когда он выходил из церкви после утрени, и рассказали ему все об обретении честной главы Крестителя Христова Иоанна. Епископ сильно возрадовался при таком известии. Однако он запретил нам пока рассказывать другим о сем и приказал нам возвратиться в нашу обитель. Утром же он и сам пришел туда с пресвитерами и диаконами. Совершив соборне божественную литургию, он приступил к тому месту, где находился сосуд с честною главою. Когда диакон возгласил: "преклоним колена, Господу помолимся", все пали ниц. Епископ Ураний в сие время возносил молитву; окончив ее, он взял сосуд с честною главою и вынес его из земли. Один из пресвитеров, бывших с епископом, по имени Малх не верил сему, говоря: "Откуда здесь могла появиться глава Предтечи? Вдруг за его неверие рука его иссохла и пристала к сосуду. Видя сие, все весьма ужаснулись. Епископ со всеми предстоящими стал прилежно возносить молитву Богу. Тогда Малх едва с большим трудом мог отнять руку от сосуда, но сам остался больным. Ураний со всем церковным причтом взял священный сосуд с лежащим в нем сокровищем, перенес его в святую церковь и положил в алтаре в диаконнике8. Здесь сия святыня хранилась до тех пор, пока не был выстроен в Емесе в честь Предтечи Христова особый храм, благолепно украшенный9. Незадолго до перенесения святой главы в этот храм, Иоанн Креститель явился в видении не веровавшему пресвитеру Малху и повелел ему, при перенесении главы, рукой коснуться священного сосуда. Пресвитер, поступив так, получил исцеление". Этим оканчивается повествование блаженного Маркелла. Другой писатель, святой Симеон Метафраст10, в житии преподобной Матроны11 повествует еще следующее об обретении честной главы Предтечи. Не один раз видел он это: в течение многих дней огонь непрестанно исходил из земли. В воскресный день, именно в тот, когда Маркелл вместе с Геннадием и Кириаком прибыли к епископу, этот человек также приехал в город Емесу и рассказал епископу Уранию о чудесном огне. Епископ вместе с духовными лицами направился к тому месту - это была та пещера, где некогда жил еретик Евстафий. Сотворив молитву, епископ повелел копать на том месте. Когда его приказание было исполнено, нашли на том месте сосуд. Не золото и не серебро было в нем, но в нем хранилось сокровище, гораздо более драгоценное, чем все земные сокровища, - глава святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Слух об этом распространился повсюду: не только жители Емесы, но и обитатели всех окрестных городов и сел стали собираться сюда. Пришла сюда из своего монастыря на поклонение честной главе и преподобная Матрона вместе со всеми сестрами. Честная глава Крестителя Христова источала благовонное миро, коим священники помазывали крестообразно главы собравшихся людей. Преподобная Матрона взяла в маленький ковчег некую часть того мира, желая отнести его в свой монастырь на благословение. Но множество народа теснилось вокруг нее: все хотели получить благословение от священников и быть помазанными миром. Некоторые, заметив, что преподобная Матрона несет в ковчеге миро, просили ее, чтобы она помазала их миром, ибо сами они никак не могли дойти до священников, и она исполнила их прошение. Среди народа находился некий слепец, который от рождения не видал дневного света. И он обратился к преподобной Матроне, чтобы она ознаменовала его священным миром. Она помазала ему очи, и он тотчас прозрел.
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи
Так произошло первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед смертью, боясь, что святыня подвергнется поруганию неверными, снова скрыл ее в том самом месте, где и обрел. После его смерти церковь пришла в запустение и разрушилась. Во время правления Константина Великого двум инокам явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. С тех пор эта святыня была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник-арианин Евстафий. Он совратил в арианство множество больных людей, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству.
Видели они и тысячи глаз, увлажненных слезами, искрящихся верой, ободренных надеждой. Обретение главы Иоанна Предтечи Обретши главу Иоанна, словно в руках держа ее, что подумаем о себе, о чем помолимся? Подумаем о своей главе, то есть о своих мыслях, о своих ушах, о своем языке, о своих глазах. Что мы видим, и что ищем видеть? Не больны ли мы, вместе с похотью плоти и гордостью житейской, еще и похотью очей 1 Ин. Что входит в наш слух и далее, как запретное лакомство, проникает в сердце? К каким речам мы жадно прислушиваемся? Если органы чувств наших есть окна и двери в наш душевный дом, то не о нас ли сказал Иеремия: «Смерть входит в наши окна, вторгается в чертоги наши» Иер. Каким речам позволяем подниматься со дна сердца и слетать с кончика языка? Не есть ли наш язык источник яда, смешанного с медом? Языком «благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братии мои, сему так быть» Иак. В какую барахолку, в какой склад секонд-хенда мы превращаем свой ум и память, унижая их царственное достоинство! Когда еще и увидеть немощь свою, как не в постные дни. В воздержании языка, в очищении ума с какой еще главы брать пример, как не с главы Предтечевой? Возьми, Иоанне, и нас за руку Иоанне святый, приклонивший главу под меч, приклони к земле смирения вознесенную нашу гордыню.
Закопав святыню в пещере, близ Емессы, еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь. Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем.
Русские иконописцы продолжили эту традицию. Постепенно сюжет иконы усложнялся, с XIV века в него стали включать и бытовые детали: накрытый стол рядом с постелью, сцена укачивания младенца. В XVI—XVII веках изображения Рождества Иоанна Крестителя стали частью его житийных циклов: в центре большой иконы его изображали ангелом пустыни — в полный рост с крыльями за спиной, вокруг располагали клейма со сценами жития. Эта иконописная композиция зародилась еще в Византии. Сегодня ее можно видеть на иконостасах всех православных храмов. По преданию, Иоанн Предтеча возложил десницу на голову Спасителя, когда крестил его в водах реки Иордан. История этой святыни идет от апостола Луки, который, как говорит церковное предание, забрал ее из Севастии и перенес в свою родную Антиохию в дар местной христианской общине. После того как в X веке Антиохия пала, десницу переправили в Халкидон, а затем в Константинополь. Когда в 1453 году Константинополь захватили турки, реликвия отправилась на остров Родос. После нападения турок на Родос в 1522 году святыню перевезли на Мальту. Спустя почти три века, в 1799 году, Мальтийский орден передал десницу Иоанна Крестителя России.
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи.
Следующая В день первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи епископ Мефодий совершил Литургию в Троицком храме Лениногорска. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. В монастыре прошла божественная литургия посвященная празднованию первому и второму обретению главы Пророка Иоанна Предтечи. Первое (IV век) и Второе (452 г.) обретение главы святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи празднует Православная Церковь во вторник 9 марта 2022 года. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года.
День обретения главы Иоанна Предтечи: что запрещено делать 9 марта
9 марта Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, а 7 июня — третье обретение. Кондак Иоанну Предтече на первое и второе обретение главы, глас 6. Первое и второе обретение главы Иоанна Крестителя празднуется 8 или 9 марта (в зависимости от того, является ли год високосным). Когда была усечена честная глава святого Иоанна Предтечи (Мф.14:11), тогда дочь Иродиады приняла ее на блюде и отнесла своей матери.
Проповедь в день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Первое и второе обре́тение главы Иоанна Предтечи | Об очередном «обретении» главы Иоанна Предтечи на далеком Западе мы и хотели бы рассказать ниже. |
Первое (IV) и второе (452) обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Это обретение стало праздноваться как на месте тех событий стоит часовня Обретения главы Иоанна Предтечи Елеонского Спасо-Преображенского монастыря. |
ГЛАВА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ
Вы здесь: Праздничные даты Православия» Первое и второе обретения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Первое и второе обретение честной главы святого Иоанна Крестителя отмечается в один день. Первое и второе обретение Честной главы Иоанна Предотечи, с Ангелом-Хранителем и мучеником Уаром на полях.
Проповедь в день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи
Впоследствии на этом месте возник монастырь. В 452 г. Это обретение стало праздноваться как второе. Святая Церковь именует Иоанна Предтечу учителем покаяния. На первый взгляд может показаться непонятным — неужели покаянию нужно учиться? Но в действительности оказывается, что покаяние — дело далеко не простое. Слово «покаяние» по греч. Но начать такое изменение может лишь тот человек, кто познает, что он не такой, какой должен быть, что он духовно глубоко болен. Как блудный сын из евангельской притчи человек должен «придти в себя».
Спаситель нужен лишь тому, кто видит, что он погибает. Преподобный Пимен Великий говорит, что духовная жизнь человека начинается только с познания себя. Всю прошедшую седмицу поста мы просили Господа — «даруй ми зрети моя прегрешения».
Когда диакон возгласил: "преклоним колена, Господу помолимся", все пали ниц. Епископ Ураний в сие время возносил молитву; окончив ее, он взял сосуд с честною главою и вынес его из земли.
Один из пресвитеров, бывших с епископом, по имени Малх не верил сему, говоря: "Откуда здесь могла появиться глава Предтечи? Вдруг за его неверие рука его иссохла и пристала к сосуду. Видя сие, все весьма ужаснулись. Епископ со всеми предстоящими стал прилежно возносить молитву Богу. Тогда Малх едва с большим трудом мог отнять руку от сосуда, но сам остался больным.
Ураний со всем церковным причтом взял священный сосуд с лежащим в нем сокровищем, перенес его в святую церковь и положил в алтаре в диаконнике8. Здесь сия святыня хранилась до тех пор, пока не был выстроен в Емесе в честь Предтечи Христова особый храм, благолепно украшенный9. Незадолго до перенесения святой главы в этот храм, Иоанн Креститель явился в видении не веровавшему пресвитеру Малху и повелел ему, при перенесении главы, рукой коснуться священного сосуда. Пресвитер, поступив так, получил исцеление". Этим оканчивается повествование блаженного Маркелла.
Другой писатель, святой Симеон Метафраст10, в житии преподобной Матроны11 повествует еще следующее об обретении честной главы Предтечи. Не один раз видел он это: в течение многих дней огонь непрестанно исходил из земли. В воскресный день, именно в тот, когда Маркелл вместе с Геннадием и Кириаком прибыли к епископу, этот человек также приехал в город Емесу и рассказал епископу Уранию о чудесном огне. Епископ вместе с духовными лицами направился к тому месту - это была та пещера, где некогда жил еретик Евстафий. Сотворив молитву, епископ повелел копать на том месте.
Когда его приказание было исполнено, нашли на том месте сосуд. Не золото и не серебро было в нем, но в нем хранилось сокровище, гораздо более драгоценное, чем все земные сокровища, - глава святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Первый раз честная глава была обретена вельможей- христианином Иннокентием, при строительстве церкви. Перед своей кончиной он опять спрятал святыню, опасаясь того, что она попадет в руки язычников. Второе обретение состоялось в четыреста пятьдесят втором году. Главу нашли в глиняном сосуде, в пещере монастыря, возникшего в том месте.
Он исцелял людей силой Божией, исходящей от святыни, и объяснял чудеса своим лжеучением. Однако эта ложь вскоре открылась, и еретик бежал в пещеры неподалеку от Эмессы. Там он зарыл честную главу. Господь больше не попустил ему коснуться ее. Вскоре на том месте был основан монастырь. В 452 году святой Пророк Иоанн Креститель явился архимандриту этой обители, Маркеллу, и указал, где сокрыта честная глава. Это и стало вторым Обретением святыни. Ее вскоре перенесли в Эмессу, а потом и в Константинополь.
Первое и второе обретение главы святого Иоанна Предотечи
9 марта. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. | Второе обретение главы Иоанна Предтечи[править | править код]. |
ГЛАВА ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ - Древо | Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи в 2024 году — что можно и нельзя делать. |
Православные празднуют первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи | 9. Второе обретение главы святого Иоанна Предтечи произошло в 452 году. |
Первое и второе обретение честной главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | первое и второе обретение его главы и третье обретение. |
Первое и второе обретение главы св. Иоанна Предтечи | И победным знамением этого подвига является Его честная глава, первое и второе обретение которой мы сегодня празднуем. |