„Југославенски лексикографски завод“, Загреб, 1968. Освободительный народный фронт, освободительный фронт это, освобождение цен от государственного регулирования называется, освободительный корпус россии.
Государственное регулирование цен в РФ
Мера государственного регулирования пополняющая бюджет 10 букв. Либерализация Цен — освобождение цен от административного контроля, формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров. это: а) настоящая либерализация цен и переход к рыночному ценообразованию б) отпуск на свободу громадного инфляционного потенциала, скопленного в подавленной форме в командной экономике.
Воздействие государства на механизм ценообразования в условиях рыночной экономики
это освобождение цен от административного регулирования. Прямое регулирование цен государственными органами носит ограниченный характер, охватывая преимущественно цены на продукцию, товары и услуги в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение, сельское хозяйство). Либерализация цен – это освобождение цен от административного регулирования. Один из ключевых элементов рыночной экономики, обеспечивающий балансирование спроса и предложения.
Экономическая сфера жизни общества
Осенью правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы. это освобождение цен от административного регулирования. Освобождение цен от государственного регулирования называется: 1) ваучеризацией.
Либерализация Цен
Что означало понятие «революция цен» в Европе в начале XVII в.? Выберите один ответ: a. м Можно ли говорить о сходстве причин наступления периода раздробленности Руси и в странах. С одной стороны, его реформа цен в январе 1992 года, фактически означавшая отказ от государственного регулирования цен на большинство товаров, включая товары первой необходимости, позволила практически мгновенно наполнить полки магазинов. Регулирование цен являлось одним из наиболее ярких примеров прямого и непосредственного регулирования оперативно-хозяйственной деятельности государственных предприятий, осуществляемого путем нормативных правовых актов. Это регулирование сочеталось с государственным контролем над денежной массой, тем самым обеспечивался баланс спроса и предложения. 3) издержки производства. 4) доход предприятия. 30. Освобождение цен от государственного регулирования называется.
2 января 1992 года правительство Егора Гайдара разморозило цены
Данилов и др. Маркова А. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920- 1990 гг. Программа предполагала радикально изменить экономическую систему страны. Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть дефицит самого необходимого. Предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю-продажу земли. Речь зашла и о необходимости активировать внешнеэкономические связи России с другими странами, снять ограничения на внешнеторговые операции, ввести российскую национальную валюту рубль и обеспечить его конвертируемость. Самым болезненным было решение о либерализации цен: на это, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки. Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Реальность оказалась более суровой.
При этом, зафиксированная на определенном уровне цена на газ, нефть и уголь и свободное цены рынка, спровоцировали дисбаланс. Он не дал возможности предприятия ТЭК вести свою деятельность в будущем; Следующей этап произошёл в 2016 году. Он был начат с повышения цен на газ и нефть. Ранее стоимость энергоносителей была зафиксировано. Кроме этого, для рынка определили ограничения на установку прогрессивного налога; В конце 2016 года правительство зафиксировало предельный уровень рентабельности для предприятий. Этот шаг был сделан с целью удержания дальнейшего повышения цен. Задачи и цели либерализации Основная цель, которую преследует государство при проведении либерализации, это обеспечение условий перехода от рыночной экономики к плановой. Это обязательное условие, которое обеспечивает данный переход. Но, либерализация, это достаточно сложный процесс, который требует времени и комплекса мероприятий.
В противном случае она окажется неэффективным. В зависимости от сферы, либерализация преследует следующие цели и задачи: Либерализация бизнеса. Контроль деятельности предпринимателей должен осуществляться так, чтобы они ощущали на себе как можно меньше ограничений; Ценовая либерализация. В данном случае говорится о ликвидации фиксированных цен во всех сферах экономики и освобождение от государственного контроля. В то же время, необходимо обеспечить отсутствие источника создания дефицита необходимой продукции для населения; Также стоит помнить о некоторых бюджетных «мягких» ограничениях. Иногда конкретная фирма ведет деятельность так, что это влияет на создание определенных рисков в данной сфере. Данное рыночное поведение мотивируется высокой вероятностью получения дополнительной помощи из внешних источников. Говоря более простым языком, речь идет о получении государственных дотаций. Иногда, такие процессы создают благоприятную среду для того, чтобы решить какие-либо вопросы, касающиеся бизнеса; Если либерализацию проводят без развития и укрепления рыночных механизмов, она окажется малоэффективной.
Одна из самых главных составляющих здесь, это обеспечение справедливой рыночной конкуренции посредством борьбы с монополистами; Ещё одно важное условие для создания успешной рыночной экономики, это укрепление и обеспечения новой мотивации труда. В условиях плановой экономики, экономическая эффективность труда и получение заработной платы не связаны между собой. В основном, речь идёт о выполнении показателей по установленным ранее задачам.
Государство должно выполнять важную функцию, которая состоит в организации экономической жизни страны. Определение способов регулирования цен, это один из самых важных этапов построения экономической системы. Все знают о том, что любое предприятие формирует цены, исходя из потраченных средств и маркетинговой стратегии.
Также перед каждым бизнесом стоит цель в получении определенного уровня дохода. Говоря о рынке, который не регулируется строго на государственном уровне, такие мотивации вполне оправданы. Но, данная простая схема является рабочей только на первый взгляд. Зачастую, главная цель общества не состоит в том, чтобы получить самую большую прибыль. В каждом из государств производственным трудом заняты далеко не все граждане общества, а только определённая часть. Домохозяйки, пенсионеры и дети не задействованы в этом процессе в полной мере, как и люди с некоторыми физическими отклонениями.
Поэтому они не принимают непосредственное участие в создании рыночного продукта. Но несмотря на это, данным категориям людей нужны определённые товары, в особенности, лекарства и продукты. Если цены на эти товары не будут урегулированы со стороны правительства, их стоимость может возрасти настолько высоко, что они будут недоступными как минимум для большинства пенсионеров. Чтобы цены не повышались, государство устанавливает их, опираясь на экономическую ситуацию внутри страны, и поэтому, не даёт им возрастать в произвольном порядке. Здесь рыночные цены не применялись вовсе. Когда Советский Союз развалился, перестали действовать механизмы регулирования предыдущей плановой экономики.
Поэтому ситуация кардинально изменилась. В связи с возникшими обстоятельствами, стоимость многих товаров не регулировалась со стороны государства. Либерализация происходит в случае, когда определенная разновидность цен, которая находилась под контролем государства, освобождается от регулирования. Разновидности либерализации цен Процесс либерализации можно разделить на несколько экономических аспектов: Либерализация цен, затрагивающую продукцию первой необходимости. Такие товары относятся к главной сфере потребления населением. В процессе освобождения данных цен от контроля, необходимо обеспечить баланс между возможностью приобретать гражданами и такой стоимостью, которая полностью устраивает производителя, обеспечивая ему прибыль; Экономическая либерализация.
Сюда относится либерализация внешней торговли и цен; Либерализация на внешнеэкономическом рынке.
Словарь народов и культуры Либерализация в экономике liberalization , термин, обозначающий политику, направленную на создание свободного рынка путем сведения до миним. Такая политика включает в себя снятие ограничений напр.
В последние годы подобная политика была характерна для большинства стратегий государственного регулирования. Сторонники Л.
Либерализация цен — что это и для чего нужно
Метод правового регулирования элементы. Метод правового регулирования методы. Экологические стать в Конституции. Экологическое право Конституция. Организованную совокупность структурированных данных. Экологические права граждан в Конституции. Освобождение цен от государственного регулирования называется. Либерализация цен и отказ от государственного регулирования.
Либерализация цен и отказ от государственного регулирования 1992. Статическая и динамическая характеристика системы регулирования. Статическая характеристика системы. Статическая характеристика системы регулирования это. Динамические характеристики системы. Направления государственного регулирования рыночной экономики. Гос регулирование рыночной экономики направления.
Основные направления государственного регулирования. Основные направления государственного регулирования экономики. Основные термины автоматизации. Понятие автоматизации. Дайте определение термину автоматизация. Что понимается под техническим измерением?. Цели государственного регулирования экономики.
Главной целью ГРЭ является. Внешнеэкономическое равновесие ГРЭ. Инструменты государственной экономической политики. Инструменты экономической политики государства. Инструменты реализации экономической политики. Инструменты государственной экономической политики государства. Принципы государственного регулирования экономики.
Принципы и цели государственного регулирования. Принципы государственного регулирования торговли. Принципы и цели гос регулирования экономики. Способы правового регулирования. Методы и способы правового регулирования. Способы правового регулирования примеры. Пример метода правового регулирования.
Государственное регулирование экономических процессов. Меры государственного регулирования экономики. Сущность государственного регулирования экономики. Сущность государственного регулирования экономических процессов. Предмет правого регулирования пример. Охарактеризуйте методы правового регулирования. Отраслевые особенности предмета и метода правового регулирования.
Предмет и метод правового регулирования ТГП примеры. Цели и методы государственного регулирования цен. Задачи регулирования монополий. Задачи государственного регулирования цен. Цели и методы регулирования естественных монополий. Капиталистические методы хозяйствования это. Капиталистическая система хозяйствования это.
Налоговые преференции для крупных инвесторов. Если государство готово предоставлять льготы для крупных компаний в обмен на участие в инфраструктурных и крупных инвестиционных проектах, то процесс преодоления последствий дефляции пойдет еще быстрее. Стимулирование развития инфраструктуры. Обычно этим занимается государство.
Если в экономике застой, запускаются крупные инфраструктурные проекты по строительству дорог, мостов, газопроводов и так далее. Для возведения этих объектов нужно большое количество строительных материалов, соответственно, оживает сфера их производства. Растущие доходы работников на задействованных предприятиях увеличивают спрос на товары, активизируются и другие сегменты рынка. Задайте их на бухгалтерском форуме.
Дефляция: подробности для бухгалтера Четыре всадника экономического апокалипсиса: дефолт, дефляция, девальвация и деноминация ждать ли их в России в месте или по отдельности в 2023 году? Основными признаками дефляции являются снижение спроса на продукцию... Почему о дефляции активно говорят в 2023 году... Зафиксированные случаи дефляции минимальны в процентном соотношении и...
В долгосрочной перспективе серьезная дефляции, как явление, России не грозит...
Экономическая ситуация в России на момент либерализации цен с точки зрения ее управления подобна той, в которой находились страны Западной Европы после Второй мировой войны, когда состояние экономики характеризовалось дефицитом товаров и услуг, излишком денег в обращении, ростом цен, большим разрывом между официальными и ценами теневой экономики, а также наличием государственного администрирования по типу «командной» экономики. Практика этих стран свидетельствует о том, что нельзя внезапно перейти от административной, регламентированной экономики к рыночной системе. Необходим длительный переходный период и определенная последовательность в либерализации цен. При этом ценовой механизм должен способствовать развитию рынка, а роль цены — посредничество между экономикой и населением с тем, чтобы смягчить трудности, переживаемые экономикой. Характер переходного периода к рынку должен быть постепенным, а не «шоковым». Западноевропейские страны начали такой переход в 1945 году.
Цены и производство контролировались государством. Переход к свободным ценам происходил поэтапно в соответствии с установленным государством порядком в течение 40 лет. Во Франции, например, считается, что полная свобода цен была достигнута к 1986 году кроме квартплаты и сельскохозяйственных продуктов, имеющих общеевропейскую регламентацию. Основной упор был сделан на «классические» средства — восстановление реального роста экономики путем развития производства, роста производительности, а такие показатели, как заработная плата, затраты, постоянно контролировались экономическими службами государства. При этом освобождение цен от администрирования происходило в виде циклического процесса, при котором фазы усиления контроля чередовались с фазами его ослабления в зависимости от состояния экономики и решаемых задач. Рассмотрим с этой точки зрения процесс либерализации цен, произошедший в России. Причем надо отметить, что, помимо тех проблем, которые существовали в европейских странах, ситуация с ценами на момент отпуска у нас характеризовалась еще и оторванностью уровня цен от мировых, а также большим разрывом между ценами на продукцию, товары, услуги и их стоимостью. Основой свободного ценообразования стали Указ Президента РФ «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г.
Либерализация цен упразднила действующие на территории России многочисленные виды цен в зависимости от формы собственности и территории действия.
Шоковая терапия — экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют постулаты «шоковой терапии», «…направлены на оздоровление экономики государства и вывод её из кризиса».
К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий. Кто из названных политических деятелей возглавлял партию Яблоко? Председателем партии был избран Григорий Явлинский.
Ответственность» ныне «Свобода и справедливость! Сайт: yabloko. Либерализация — процесс расширения прав и свобод граждан или подданных какой-либо страны — в первую очередь в политической, экономической, культурной и других сферах общественной жизни.
Либерализм — это политическая и моральная философия, основанная на свободе, согласия управляемых и равенство перед законом. Кто отпустил цены? Что такое либерализация мировой торговли?
Внешнеэкономическая либерализация — это расширение беспрепятственного международного движения товаров и услуг, капиталов, информации. Либерализация мировой торговли товарами и услугами проявляется в тенденции к размыванию таможенных барьеров, снятию количественных ограничений в торговле между странами. Кто был российским автором экономических реформ получивших название шоковая терапия?
Большинство членов нового кабинета министров придерживались либеральных взглядов. Экономическое положение в стране к моменту начала реформ оценивалось как критическое.
1.Освобождение с января 1992 г. цен от государственного…
Снять снимать ограничение, предоставить -влять свободу действий. Словарь народов и культуры Либерализация в экономике liberalization , термин, обозначающий политику, направленную на создание свободного рынка путем сведения до миним. Такая политика включает в себя снятие ограничений напр. В последние годы подобная политика была характерна для большинства стратегий государственного регулирования.
Освобождение цен от государственного контроля в Рф 2 января 1992 8. Освобождение цен от муниципального контроля в Рф 2 января 1992 г.
Систему после запуска нужно «не трогать» 10—20 лет, считает Мальцев. Кто получил убытки? Для этого конструктивного способа регулирования цен, добавил он, нужно стимулирование производства. Но государство должно обеспечить стабильный экономический режим, подчеркнул Востриков.
По его мнению, во благо покупателя и для гибкого ценообразования также нужно уменьшить риски во взаимоотношениях производителей и поставщиков со своими партнёрами — торговыми сетями: «Надо работать над снижением рисков, потому что любой риск входит в цену». Представитель «Руспродсоюза» привёл пример негативного эффекта, созданного госрегулированием в недалёком прошлом, когда федеральные власти заключили с отраслевыми ассоциациями, производителями, поставщиками и торговыми сетями соглашения о «заморозке» цен на подсолнечное масло и сахар на фоне ажиотажного спроса на них. А для покупателя это — суровый сигнал, что действительно проблема, наверное, на этих рынках. У меня убеждение: если бы не было соглашений, если бы государство не акцентировало внимание на этом, всё прошло бы абсолютно незамеченным. Потому что потом хоть комментировали, что баланс сахарной свёклы нормальный, сахара проведём нормально и цены опустятся, это уже не успокаивало никак.
Это означает отказ от государственного контроля цен, а также допуск конкуренции и свободного выбора потребителем. Основной результат либерализации цен заключается в более эффективном использовании ресурсов, привлечении инвестиций и стимулировании экономического роста. Это позволяет достичь оптимального равновесия на рынке и улучшить жизненный уровень населения. Либерализация цен: принципы и практика Освобождение цен от государственного регулирования называется либерализацией цен. Это понятие имеет разные определения в разных странах, но сущность его сводится к отпуску цен от государственных ограничений и позволяет рынку самому формировать цены на товары и услуги. Принципы либерализации цен включают в себя свободу предпринимательства, отсутствие государственного контроля над ценами и ограничений для участников рынка. Это означает, что цены могут формироваться на основе спроса и предложения, а не быть установленными государством. Проведение либерализации цен требует определенных мер и изменений в экономической системе. Это может включать отмену ценовых квот, установление конкуренции на рынке, снижение налоговых и административных барьеров для предпринимателей. Такие меры позволяют создать условия для развития свободного рынка с конкурентоспособными ценами.
Либерализация цен имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, она способствует развитию конкуренции, инноваций и эффективности на рынке. С другой стороны, она может привести к росту цен на определенные товары и услуги, что может оказать негативное воздействие на население с низкими доходами. В целом, либерализация цен является важным элементом экономической политики и может способствовать развитию рыночной экономики. Однако, ее проведение требует баланса между свободой рынка и защитой интересов населения, чтобы достичь наилучших результатов для всех участников экономики. Сущность понятия отпуск цен Отпуск цен является важной составляющей либерализации экономики и способствует созданию конкурентной среды. Определение отпуска цен Отпуск цен — это процесс освобождения цен от государственного вмешательства.
7.2. Этапы либерализации цен
COM - образовательный портал Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов. Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах. Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
Данные об этих ценах составляют, как правило, коммерческую тайну. Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других их характеристик, основанных на самых разнообразных признаках, в частности: Базисная цена — цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции. Демпинговые цены — это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т. В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с процессом инфляции. В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен.
В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют относительные сравниваемые цены, то есть цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе. В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции используют проектные цены на следующие категории: Услуги.
Во многом этот процесс зависел от темпов приватизации предприятий розничной и оптовой торговли, но еще больше — от политических позиций администраций регионов. Там, где в администрации доминировали коммунисты, либерализация цен затянулась, товары продавались по карточкам, магазины были полупусты, предприятия облагались налогами для покрытия дотаций к ценам, границы с другими регионами перекрывались, и это разрушало единое экономическое пространство страны. В большинстве же регионов уже в 1992 г. Именно с либерализации цен началось современное изобилие товаров, появились все те супермаркеты и гипермаркеты, которые уже никого не удивляют и воспринимаются как должное.
Либерализацию цен провели в процессе перехода от плана к рынку все постсоциалистические страны — тут Россия не исключение.
Она позволяет сбалансировать рынок на основе спроса и предложения. Если производство отстает от спроса, то в условиях дефицита рынок балансируется высокими ценами. И наоборот: если предложение опережает спрос, рыночные цены снижаются.
Глобальная экономика.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН
Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка: 1 право на заботу и воспитание 2 право выбора способа воспитания 3 право на свободное распоряжение собственностью родителей 4 право выражать мнение по всем вопросам семейной жизни Согласно Конституции РФ в нашей стране: 1 высшее профессиональное образование обязательно 2 принудительный труд запрещен 4 владение, пользование и распоряжение землей на началах частной собственности запрещены Верны ли следующие суждения о Конституции РФ в иерархии правовых норм? Ни одна норма права ни в одной сфере правового регулирования не может противоречить нормам Конституции.
Концепция экономической социодинамики коренным образом меняет понятие «государственная активность»: на место «государственного вмешательства» приходит равноправное участие государства в хозяйственной жизни страны, а место столь негативного «бюджетного бремени» занимают социально обоснованные и целесообразные государственные расходы на реализацию общественных интересов, представляющие собой инвестиции в человеческий капитал. Что впереди? Основными факторами текущей стагнации российской экономики являются: 1 так называемая инвестиционная пауза, связанная с завершением ранее начатых мегапроектов Олимпиада, Универсиада, остров Русский и т. В этих суровых условиях инициирование и реализация государством структурной политики и массированного финансирования инфраструктурных проектов — безальтернативный императив. В России есть промышленные анклавы, которые еще способны приблизиться по эффективности и капиталу к зарубежным аналогам, и надо сосредоточить внимание именно на таких отраслях. При этом необходимо определиться с критериями расстановки приоритетов. Здесь уместно заметить, что не существует совершенного и не зависящего от субъективных устремлений механизма определения приоритетов структурной перестройки экономики. Как нет «совершенного» рынка, обеспечивающего оптимальную аллокацию ресурсов, так нет и идеального, «научно обоснованного» государственного механизма выявления потребностей общества в той или иной структуре экономики.
Однако чем демократичнее общество, тем при прочих равных условиях быстрее будет замечена ошибка в расстановке приоритетов. В приоритеты структурной политики следует закладывать те направления развития, по которым Россия еще сохраняет конкурентные преимущества — реальные или теперь уже в большей мере потенциальные. Это в целом подлежит тщательному системному изучению с участием научных коллективов, включающих представителей экономических и естественных дисциплин. Кроме того, определение приоритетов современной промышленной политики должно носить не отраслевой, а межотраслевой характер. Такие проекты обычно характеризуются высокой степенью затратности, большими ивестиционными рисками и длительным производственным циклом. Иначе говоря, они не могут быть осуществлены без систематической господдержки из-за «слабых рыночных стимулов». Нужно только помнить, что именно способность производить подобные системы удерживает ту или иную страну в ряду ведущих мировых индустриальных держав. Но чтобы попасть в этот ряд, необходимо, на мой взгляд, выполнение трех базовых условий. Первое — отказ от демонизации роли государства в экономике.
Необходимо понять, что дискуссии об уместности или неуместности государственных инвестиционных проектов лежат за пределами современной научной экономической мысли, и надо прекратить в этой связи запугивать себя так называемым государственным капитализмом. В свое время подобная демонизация рыночных механизмов, когда объективной необходимости их всемерного развития противопоставлялась не экономическая реальность, а идеологема об их несовместимости с сохранением чистоты «социалистических» принципов примата так называемой общественной а по сути государственной собственности на средства производства, дорого обошлась советской экономике. Стоит ли сегодня повторять ту же ошибку с теми же последствиями, апеллируя не к сложившейся экономической реальности, а к невозможности поступиться принципами теперь уже «чистоты рынка»? Дискуссии в этой области должны вестись лишь в отношении оценки экономической эффективности предлагаемых к реализации проектов и механизмов контроля целевого использования инвестиций. Второе — радикальное изменение денежно-кредитной политики для финансового обеспечения инвестиционного маневра. Суть этого маневра выходит за пределы данной статьи. Здесь следует лишь напомнить, что кризис 2009 г. Именно отсталость перерабатывающих производств не позволила в 2009 г. Третье — в силу объективно существующих ограничений государственные проекты могут обеспечить технологические прорывы пусть в очень важных, но лишь отдельных сегментах национального хозяйства.
Государство должно выполнить исключительно важную роль придания мощного первоначального инвестиционного импульса модернизации. Обязательным же условием ее успешности является активное участие в этом процессе частнопредпринимательского сектора, который должен «подхватить» и развить этот первоначальный импульс, что требует применения механизмов государственно-частного партнерства. Однако такого рода партнерство должно опираться не на волевые усилия со стороны государственной власти, а на экономическую заинтересованность в нем некой критической массы предпринимательского слоя. Без этого усилия государства в данном направлении либо приведут к крайне ограниченным результатам для национальной экономики, либо будут использованы зарубежными конкурентами. К сожалению, такого рода интерес у российских предпринимателей сегодня, как правило, отсутствует. И все дело в том, что главным инструментом конкурентной борьбы для отечественных предпринимателей является не технологическая и организационная модернизация, а «крыша» со стороны человека, занимающего ту или иную «государеву должность», на что указывают сами предприниматели и признают высшие должностные лица государства. Дефекты современной экономики России очень серьезны. Многие из них приобрели системный характер. Но это не означает, что их нельзя преодолеть.
Противники промышленной политики, сторонники так называемого радикал-либерального направления экономической мысли, справедливо отмечают, что и отрицательных примеров такой политики вполне достаточно. Но это как раз тот случай, когда уместно привести известное изречение Бертольда Брехта: «Если вы боретесь, вы можете проиграть, но если вы не боретесь, вы уже проиграли». Риски, конечно, существуют, но сложно представить себе экономическую деятельность без рисков вообще. Ясно одно: страны, которые действительно совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в развитые, сделали это исключительно с помощью успешной промышленной политики. Литература Гринберг Р. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. Grinberg R. Foundations of mixed economy.
Economic sociodynamics. Российская газета. Rossiyskaya gazeta. December 4. October 1. October 11.
В этом случае объем продаж на рынке равен значению Qs при цене потолка. Выручка рынка равна площади указанного на графике прямоугольника. Для продавцов существуют стимулы к образованию теневого рынка. Введение потолка цены является популярной мерой государственного регулирования определенных рынков. Как правило, это рынки товаров первой необходимости например медикаментов и других социально значимых товаров , где государство не разрешает производителю превышать заданный уровень цены. Это сделано для того, чтобы товар смогли приобрести даже наименее обеспеченные слои населения. Однако обратной стороной такого регулирования является возникновение дефицита, то есть не все желающие смогут приобрести товар. Теперь мы знаем, какие негативные стороны имеют дефицитные рынки: производители не имеют стимулов повышать качество товара и обслуживания и конкурировать за клиентов. В 70е годы в ряде штатов США был введен потолок цен на бензин, то есть бензоколонкам запрещалось продавать бензин по ценам выше оговоренного уровня. Это было сделано для того, чтобы защитить американских автовладельцев от последствий нефтяных шоков резкого увеличения цен на нефть. Вскоре американские потребители обнаружили, что для того, чтобы купить бензин, нужно отстоять в очереди гораздо больше времени, чем раньше. Принимая во внимание альтернативные издержки стояния в очереди, для некоторых потребителей бензин стал не дешевле, а намного дороже. В 1970-е годы была популярна история о том, как известный американский рок-музыкант купил себе бензоколонку, потому что ему надоело ждать часовую очередь каждый раз, когда его автомобили требовали заправки. Более того, бензоколонки начинали делать долгие перерывы на обед и закрываться раньше.
Предписывалось также на I квартал 1992 года сохранить действующие размеры торговых скидок на потребительские товары. Вспомним, что до 1992 года размер торговых скидок дифференцировался по группам товаров и был одинаков на территории всей России. Эта система регулирования цен сохранялась недолго, практически в том же 1992 году был принят целый ряд нормативных документов, упорядочивающих и изменяющих процесс ценообразования. Уже в январе 1992 года местным органам власти было дано разрешение при необходимости изменять регулируемые розничные цены на сахар и молочные продукты. В мае 1992 года были отпущены цены на спирт и водку и снижены размеры предельных коэффициентов повышения цен. Это постановление было отменено 1 января 1994 года. С целью социальной защиты населения от инфляции в феврале 1993 года Постановлением Совета Министров и Правительства РФ от 3 февраля 1993 г. Так, регулируемые розничные цены на хлеб с 1 января 1994 года формировались путем установления: свободной закупочной цены для производителей зерна; предельного уровня рентабельности для элеваторов; предельного уровня рентабельности для мукомольных предприятий; предельного уровня рентабельности для предприятий хлебопекарной промышленности; предельного уровня торговой надбавки для розничных предприятий. Регулирование цен на хлеб осуществлялось в течение 1,5 лет и было отменено в июле 1995 года Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. Параллельно государство принимало ряд мер по контролю за деятельностью предприятий-монополистов. Решением Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 29 декабря 1991 года в России утвержден Государственные реестр Реестр РФ объединений и предприятий-монополистов. Целью формирования Реестра являлось определение объекта постоянного государственного контроля и регулирования производственной, сбытовой, посреднической, торговой и других видов деятельности предприятий-монополистов, по сути, данный Реестр стал одним из элементов реализации механизма Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для предприятий-монополистов основным методом регулирования стало декларирование повышения свободных цен, порядок которого утвержден январским постановлением Комитета цен при Министерстве экономики РФ. Предприятия-монополисты сообщали потребителям продукции о намечаемом повышении цен не позднее чем за месяц до их введения, само повышение должно было быть согласовано с основным потребителем или не менее чем с тремя потребителями, занимающими наибольший удельный вес в объеме реализации данной продукции. В государственные органы ценообразования предоставлялась декларация, а новые повышенные цены регистрировались, при этом для обоснования изменения цен и тарифов прилагались: копии протоколов согласования цен; сопроводительные письма с указанием и обоснованием причин повышения цен и тарифов; данные об основных экономических показателях калькуляция себестоимости, объемы производства за два года, фактическая рентабельность предприятия, достигнутый уровень рентабельности продукции и ее планируемые размеры.