Теодор Курентзис и Юлия Махалина / @currentzis, @yuliamakhalinaofficial.
Концерт Теодора Курентзиса в Москве
Ночь перед Рождеством Кристиан Тилеманн и Элина Гаранча Крошка Кто убил BlackBerry Кто украл Banksy Курентзис: Малер. Главные новости о персоне Теодор Курентзис на Оркестр MusicaAeterna под руководством Теодора Курентзиса исполнил в Москве Девятую симфонию Брукнера. Теодор Курентзис — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. Спектакль с российской балериной отменили в Сеуле после протеста Украины.
Объявлена программа Дягилевского фестиваля
Теодор Курентзис (Teodor Currentzis) — неординарный дирижер, наделенный особенным талантом по-новому интерпретировать даже самую известную публике музыку. Теодор Курентзис. Российский дирижер греческого происхождения Теодор Курентзис родился 24 февраля 1972 года в Афинах. начало в 20:00. Почему Теодор Курентзис живет и творит в России. Теодор Курентзис впервые продирижирует оркестром Нижегородского театра оперы и балета La Voce Strumentale.
Курентзиса – последние новости
Он является основателем и художественным руководителем оркестра и хора musicAeterna, а также главным дирижером Симфонического оркестра Юго-Западного радио Германии и художественным руководителем Дягилевского фестиваля. В минувшем году Курентзис основал международный оркестр Utopia Orchestra, в который вошли солисты и концертмейстеры из 28 стран мира. Неординарный стиль дирижирования Курентзиса позволяет ему переосмысливать даже самый известный музыкальный материал и привносить в него новые интерпретации.
Самые большие этапы его карьеры связаны не со столичными театрами: опыт и известность он приобрёл, руководя сперва новосибирским 7 лет , а затем пермским 8 лет театром оперы и балета. С 2004 года с Курентзисом по концертным залам и фестивалям путешествуют музыканты созданного им проекта MusicAeterna — это оркестр и хор, в составе — почти сотня исполнителей.
MusicAeterna не только выступают живьём, но и много времени проводят в студиях: в их портфолио — высоко оценённые критиками записи композиций Моцарта, Малера, Бетховена, Шостаковича.
В 1994 году он приехал учиться у профессора Санкт-Петербургской государственной консерватории Ильи Мусина. В 2004 стал главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета и основал оркестр и хор musicAeterna. В 2011—2019 годах Курентзис был художественным руководителем Пермского театра оперы и балета, сюда вместе с ним переехали музыканты musicAeterna. С 2012 года стал художественным руководителем Дягилевского фестиваля в Перми. Анна Гусева — режиссер и руководитель нового направления musicAeterna Dance, которое придумал Теодор Курентзис. Она была режиссером оперы De temporum fine comoedia Карла Орфа, которую ставили для Дягилевского фестиваля в Перми.
Дирижер возрождает средневековую духовную музыку, работает над барочными операми, экспериментирует с авангардными сочинениями современных авторов.
В 2018 г. Теодор Курентзис выступает не только в Европе: с огромным успехом прошел его гастрольный тур по Японии и выступления в Нью-Йорке. Особенной популярностью пользуются ночные концерты — Ричард Моррисон отметил, что полночное выступление в Пермской художественной галерее было совершенно завораживающим зрелищем. Аналогичные концерты прошли в Зальцбургском аббатстве Святого Стефана и на Венецианском кладбище. MusicAeterna получил международную награду Opera Awards. Сейчас концерты Курентзиса проходят при полных аншлагах. Для ознакомления послушайте лучшие композиции Теодора Курентзиса.
20 тысяч за билет: почему Курентзис стоит так дорого?
О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Теодор Курентзис родился в Афинах, учился в Национальной консерватории в Греции, с 1994 года его жизнь тесно связана с Россией. московская консерватория, ночной концерт, теодор курентзис Поклонники маэстро Курентзиса привыкли к концертам, заканчивающимся далеко за полночь. купить билеты по выгодным ценам на концерт в Санкт-Петербурге. В афише с 13 по 21 апреля концерты Теодора Курентзиса и оркестра La Voce Strumentale, камерные концерты хора и солистов musicAeterna и оперы на большом экране от TheatreHD.
Теодор Курентзис анонсировал новые концерты в России
MusicAeterna открывает «Рахманиновский сезон» в концертном зале «Зарядье» 20 февраля 2023 г. Без Надежды Павловой тоже не обойдётся 10 декабря 2022 г. Теодор Курентзис снова взялся воплотить в жизнь «Утопию» 2 августа 2022 г. Главным событием Дягилевского фестиваля 2022 года стала постановка De temporum fine comoedia Карла Орфа 22 июня 2022 г. Но европейский тур оркестра под управлением Теодора Курентзиса продолжается 12 апреля 2022 г.
В Санкт-Петербурге 2 сентября музыканты выступят в государственной академической капелле в Петербурге. Оркестр исполнит произведения Петра Чайковского: симфоническую поэму «Франческа да Ремини», увертюру-фантазию по Шекспиру «Ромэо и Джульетта» и итальянское каприччио.
С этой же программой musicAetherna выступит 4 сентября в московском Зале Зарядье. Там же 26 сентября оркестр Курентзиса даст концерт с произведениями Дмитрия Шостаковича. Также оркестр и хор musicAetherna с августа по ноябрь будет выступать в австрийских и немецких городах. Ранее по требованию посла Украины в Австрии были отменены два концерта Курентзиса.
Теодор Курентзис выступил с двумя оркестрами в "Зарядье" В первый вечер в Москве Теодор Курентзис вместе со своей musicAeterna в зале "Зарядье" исполнил одно из самых фундаментальных творений - "Страсти по Матфею" Иоганна Себастьяна Баха. А в полуночном концерте в Большом зале Консерватории, встав за дирижерский пульт уже нижегородского оркестра La Voce Strumentale, соединил в одной программе музыку трех эпох: от траурного сочинения современного сербского композитора Марко Никодиевича до Четвертой "Итальянской" симфонии Феликса Мендельсона Бартольди через Fol.
Билеты на концерт Теодора Курентзиса причем на каждый раскупаются задолго до дня премьер. Он постоянно находится в творческом поиске и экспериментирует с различными гранями искусства. В 2014 году Теодор получил российское гражданство.
Теодор Курентзис впервые выступит с оркестром Нижегородской оперы
Традиционные концерты на рассвете пройдут в Пермской художественной галерее, а завершится фестиваль концертом альтернативной музыки, который представит разные направления актуальной клубной сцены: постпанк в исполнении петербургского дуэта «ДК Посторонних», нуар-электропоп от москвичей Love Object и психоделический дрим-поп пермской группы Half Moon Glass. Здесь будут проходить творческие занятия для детей и взрослых, лекции, встречи с артистами и постановщиками, перформансы, выставки и концерты современной музыки. Все события Фестивального клуба традиционно бесплатны. Для студентов творческих вузов будет подготовлена образовательная программа. Он проходит в Перми, где провел детство Сергей Дягилев. Фестиваль стремится укреплять и развивать традиции Дягилева и исследует различные формы творческого поиска, нового театрального языка и современных тенденций академической музыки. Билеты на события основной программы поступят в продажу 16 мая на Яндекс Афише.
Любимов, А. Рудин, и др. Участники коллектива владеют игрой как на современных, так и на исторических инструментах, что определяет огромный стилевой и хронологический диапазон их репертуара — от ранней музыки до новейших сочинений ныне живущих авторов. Коллектив выступает на лучших концертных площадках Москвы залы Московской консерватории, зал «Зарядье» и других городов в том числе оркестр был приглашен Т.
Курентзисом на Дягилевский фестиваль в Пермь. За плечами Симфонического оркестра Московской консерватории, возглавляемого профессором Анатолием Левиным, несмотря на студенческий статус коллектива, также есть опыт работы с именитыми дирижёрами — такими, как Ю. Темирканов, В. Гергиев, В.
Федосеев и др. То же можно сказать и о консерваторском хоре под руководством профессора Алексея Рудневского: в разные годы с коллективом сотрудничали Г. Рождественский, В. Ашкенази, К.
Услуги художественного руководителя оценили в 600 тысяч рублей [45]. Оркестр под управлением Курентзиса исполнил Реквием Верди. В концерте принял участие хор musicAeterna.
Альбан Берг писал о Девятой: «Первая часть — лучшее, что написал Малер. Это выражение неслыханной любви к этой земле, страстное желание в мире жить на ней, ещё и ещё раз до глубочайшей глубины насладиться ею, природой — пока не прийдёт смерть. Ибо она неудержимо приближается». Между тем, в симфонии есть место не только любви и меланхолии. В средних частях цикла нашел выход критически-иронический музыкальный дар Малера.
Теодор Курентзис / Концерты / 2023
В своем творчестве он обращается не только к хрестоматийной классике, но и к музыке современных композиторов. Малоизвестность произведения не является для него препятствием, каждое творение он превращает в шедевр, а каждое его выступление еще долго восторженно обсуждают. Его вовлеченность в процесс обескураживает даже критиков, кажется, что музыка захватывает его целиком. Зрители стараются купить билеты на Теодора Куртензиса задолго до его выступления.
О концерте Выдающийся отечественный дирижер, музыкант и актер родом из Греции Теодор Курентзис и его коллективы - хор и оркестр musicAeterna выступят в российской столице на сцене Концертного зала Зарядье 6 Мая 2023. Эта новость уже произвела ажиотаж среди ценителей классической музыки. Andante comodo.
Сейчас Курентзис много работает с московскими и петербургскими оркестрами, переосмысляет музыкальную классику, экспериментируя с аутентичным звучанием и инструментами, ставит современные премьеры и копит награды и премии. Самые большие этапы его карьеры связаны не со столичными театрами: опыт и известность он приобрёл, руководя сперва новосибирским 7 лет , а затем пермским 8 лет театром оперы и балета. С 2004 года с Курентзисом по концертным залам и фестивалям путешествуют музыканты созданного им проекта MusicAeterna — это оркестр и хор, в составе — почти сотня исполнителей.
В 2004-2010 годах Курентзис был главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета. В 2011-2019 годах — художественным руководителем Театра оперы и балета в Перми. Курентзис сотрудничал с оркестрами «Виртуозы Москвы», «Новая Россия», Государственным симфоническим оркестром России, Российским национальным оркестром, Берлинским и Венским филармоническими оркестрами.
Профессионально музыкой занималась в семье только тетя. Она порекомендовала мне прослушаться в Казахскую национальную академию музыки. Все прослушивания я прошел с легкостью, и мы со всей семьей из села в глубине Казахстана переехали с одним чемоданом в столицу. Поначалу учиться было очень сложно: мне было 7 лет, русский я знал плохо, а все предметы были на русском. Так и выучил язык. Занятия трубой изменили мою жизнь. Благодаря музыке я открыл для себя другой мир, начал путешествовать. Я люблю работать. Мне нравится сам процесс и то, что есть точка отсчета и видимый результат.
Теодор Курентзис — концерты
- Теодор Курентзис – последние новости на сегодня –
- Теодор Курентзис / Teodor Currentzis
- Концерт Теодора Курентзиса отменили на Венском фестивале
- Курентзису 52 и он едет в Пермь. Чего ждать от Дягилевского фестиваля-2024 | АиФ Пермь
Расписание концертов Теодора Курентзиса
Но все, конечно, остаются и слушают не очень связный рассказ про функциональную электростимуляцию, мультимодальную нейрореабилитацию, инновационную персонализированную медицину и т. На слайдах становится все больше узкоспециальных терминов; зачем они обычному зрителю и как эта технологическая утопия соотносится с реальностью медицины массовой — ясно не вполне. К лекционной части происходящего вообще есть некоторые вопросы. Рядом с блестящими выступлениями музыковедов здесь встречаются темы больше общефилософские, чем научные, и читают их неспециалисты. Александр Корсунский из Оксфорда занимается микроскопией и биоматериаловедением, но один из двух его докладов — почему-то о связях науки и искусства. Анна Горовая, PhD Сколтеха, кроме лекции про боль читает еще и другую, о природе гениальности — и ей оказываются недовольны даже комментаторы в телеграм-канале фестиваля, обычно склонные, скорее, к восторженности. Йоргос Калудис, греческий исполнитель на критской лире, у которого здесь кроме трех концертов две лекции, и вовсе рассказывает про «влияние звуков и помыслов на воду». Михаил Ямпольский в «Наблюдателе» описывал все это в терминах кризиса посткартезианского субъекта, чья картина мира расколота на обломки, между которыми нет иерархии и логической связи. Зазоры между осколками призвана заполнить фирменная фестивальная спиритуальная нагрузка. Понять, как все устроено, мы не можем; остается только верить, что за хаосом все-таки скрыт порядок, — и постигать его через разного рода духовные ритуалы.
Понять, как все устроено, мы не можем; остается только верить, что за хаосом все-таки скрыт порядок, — и постигать его через разного рода духовные ритуалы Перед началом вечерних концертов успеваю ненадолго забежать на мастер-класс, который Алексей Ретинский дает композиторам — студентам образовательной программы. Ретинский одет в черное включая очки и бейсболку козырьком назад и говорит будто с легким греческим акцентом. Студентам он дал задание вступить в творческий диалог с Генделем, сочинив небольшую пьесу по мотивам одной из его арий, и сегодня слушает, что у них получилось. Получилось по-разному — у кого Брехт, у кого Егор Летов или «лубочное барокко». Обсуждают полифоническое мастерство, непредсказуемость оркестрового баланса и парадоксальные отношения между музыкой и контекстом: с одной стороны, хорошая музыка, конечно, должна говорить сама за себя, не нуждаясь в объяснениях; с другой — что-то неочевидное она может сказать только тому, кто научился понимать ее язык. Заходит разговор и про ораторию Генделя, премьера которой состоялась в оперном театре днем ранее. К постановке студенты настроены критически, дискуссия разворачивается любопытная, но время поджимает, и приходится с сожалением откланяться. Добираюсь до цеха обычным шпагинским маршрутом через почти всю заводскую территорию, в этом году непривычно пустынную. Обстановка внутри немного призрачная.
На стенах черные драпировки до потолка. Сцена подсвечена желтым контровым светом и возвышается над уровнем зала метра на полтора. На сцене клавесин, микрофоны, стол со свистульками и разнообразные ударные инструменты — в том числе подвешенный на раме семантрон, при ближайшем рассмотрении оказывающийся обычной доской толщиной чуть выше среднего. Программа построена по методу, который Владимир Мартынов описывал как бриколаж, а Умберто Эко — как типичное для философии нью-эйджа пренебрежение к противоречиям. Друг друга в прихотливом порядке сменяют части концертов Вивальди, сольные перкуссионные импровизации, концерт для маримбы бразильца Нея Розауро и аутентичный пермский фолк. По отдельности все компоненты хороши. Из Вивальди в основном выбраны не самые тривиальные номера хотя без «Грозы» не обошлось , а играют их со спецэффектами — раскачивают темп, взвинчивают динамику, водят карандашом по струнам клавесина. В Концерте Розауро местами чуть рассыпаются синкопы, но в целом играют его ярче и драйвовее, чем сам автор в доступных записях. В сольных пьесах Главатских демонстрирует отменный грув, исходящий из инструмента и его звуковых достоинств, а не из абстракций нотного текста.
Аутентичные этнические флейты звуком и материалом напоминают сошедшую с ума шарманку. Фолк-тексты транслируют мифы о золотом веке и прославляют народную мудрость, которая одерживает верх над этой вашей высокоумной ученостью. Рядом звучит музыка Эдисона Денисова, математика по образованию, и сопоставление рождает дивный юмористический эффект — кажется, незапрограммированный. Фолк-тексты транслируют мифы о золотом веке и прославляют народную мудрость, которая одерживает верх над этой вашей высокоумной ученостью Всю дорогу ждешь какого-нибудь взаимодействия между разными родами музыки — например, на основе повторяющихся паттернов, из которых здесь так или иначе строится все. Но номера просто механически приставлены друг к другу, алхимический брак между ними не случается. Впрочем, у них неплохо выходит друг другу мешать. Этнические импровизации, где минут по десять повторяется буквально одна и та же короткая фраза, без изменений и без развития, на фоне вещей с более высокой плотностью музыкальных событий утомляют гораздо сильнее, чем могли бы в других условиях. Публика слушает их сначала с интересом, потом с недоумением, а ближе к концу — вздыхая и ерзая на стуле. Главатских на творческой встрече защищается аргументами в духе Кейджа: я знаю, что это раздражает, если вам скучно слушать, послушайте еще, и в какой-то момент вам станет интересно.
Но «послушать еще» как раз не дают — как только втягиваешься в медленное архаическое время, оно исчезает, и начинается очередной номер с более привычным синтаксисом. Спорить не хочется — проще дотерпеть до конца и отправиться на следующий концерт. Идея концерта формулируется в манере доклада на научном симпозиуме: «Некоторые способы работы с текстом у российских композиторов группы пятидесятилетних». Среди пятидесятилетних неожиданно обнаруживаешь Алексея Сысоева он родился в 1972 году, но в музыке выглядит моложе лет на десять , а среди российских — резидента Дома Радио Андреаса Мустукиса который родился на Кипре, но учился в Петербурге. Днем у МАСМа была репетиция, где титры не помещались в экран, сгорала звуковая карта и в целом происходили обычные при подготовке любого мультимедийного концерта микрокатастрофы. Вечером все работает как надо. Мустукис на авторском концерте двухлетней давности выглядел адептом сатурализма — музыки агрессивной, шумной и скрипучей. В этот раз все строго наоборот: красивые лирические перезвоны по мотивам стихов Аполлинера, собранные в цикл из четырех одинаковых частей. В видеоряде — красивые обнаженные тела, красивая природа, красивое искусство, красивые девушки ходят по кругу со свечечками в руках в красивых развалинах.
Сентиментальная чувствительность и конвенциональная эстетика. Публика, конечно, глубоко тронута и устраивает автору овации. Чуть позже в соцсетях появятся исповеди зрительниц, у которых буквально со второй ноты полились «горячие девичьи слезы, про жизнь, про смерть, про время, про детство, про все ускользающее, сбывшееся, несбывшееся, нежное, мягкое, рождающееся, живущее и умирающее, про все, что будет и чего не будет уже никогда». Всем бы нам такое умение вчитывать в музыку свои переживания. В видеоряде — красивые обнаженные тела, красивая природа, красивое искусство, красивые девушки ходят по кругу со свечечками в руках в красивых развалинах Следом за Мустукисом играют пьесу Владимира Раннева на подлинный текст из социологического сборника «Рукописный девичий рассказ». Текст упоителен и неподражаем и сам по себе — жестокий романс, разбежавшись-прыгну-со-скалы, несчастная любовь, девичья гордость, все умерли — но эффект дополнительно усиливается тем, что стилистически текст в точности совпадает с писаниями восторженных поклонниц Мустукиса. Концерт оказывается ироническим автокомментарием к самому себе — блестяще! У Сысоева же все всерьез: композиция написана на текст Бориса Вильде — русского эмигранта во Франции, участника движения Сопротивления, расстрелянного нацистами в 1942 году. В его предсмертном письме к невесте переживание любви сплетается с экстатическим принятием смерти: вагнеровская Liebestod, только напрочь лишенная романтического флера.
В музыке тоже нет риторики — хоть немецкой, хоть французской, — а есть мучительно медленно текущее время и тонкая ткань реальности, которая рвется и постепенно исчезает где-то в вышине. Площадки разнесены в пространстве, приходится бегать между ними и временами опаздывать; в фестивальных соцсетях регулярно интересуются, не получится ли задержать начало. По пути в Дом Дягилева располагается среди прочих караоке-клуб с гордым слоганом на дверях: «Можно все, кроме шансона». Мысленно присваиваю Перми звание города высокой культуры — но вообще, ребята, поздно, шансон уже победил. Он даже не будет с вами сражаться, а просто обойдет, окружит и принудит к сдаче. Впечатление получается неожиданно сильное. В окружении сложносочиненных перформативных событий концерт солистов musicAeterna и чтецов из питерского БДТ выглядит едва ли не декларацией — то ли консервативности, то ли минимализма. Здесь нет сложного света, декораций, танцев или вставок чужеродного материала. Люди просто играют музыку и читают текст, и оказывается, что если сделать то и другое тщательно и с самоотдачей, то больше ничего и не нужно.
Пожалуй, единственный недочет — нигде не указан автор перевода официально «История солдата» вроде бы на русском не издавалась. В остальном все прекрасно: Стравинский играет в демократичное искусство, в сюжете прослеживаются легкие оккультные намеки, черт пляшет на колокольне. Выхожу наружу и удовлетворенно бегу на набережную, где вот-вот начнется финальный перформанс этого длинного дня. Люди просто играют музыку и читают текст, и оказывается, что если сделать то и другое тщательно и с самоотдачей, то больше ничего и не нужно «Поэма горы» — проект амбициозный, хотя и немного без царя в голове. На предваряющей премьеру встрече со зрителями авторы признаются, что сами не знают, кто у них главный — режиссер, хореограф, художник или композитор. Видимо, по очереди. Перформанс, объясняют они, происходит ночью, потому что это не просто спектакль, а ритуал перехода: полночь — время, когда духи проникают в наш мир через щелку, но за тьмой последует рассвет, и именно летом в Перми с ее белыми ночами это можно наглядно увидеть. Спектакль, впрочем, начинается по расписанию в час ночи, а в реальности еще минут на тридцать позже, так что у духов достаточно времени, чтобы спрятаться обратно до начала всякого экзорцизма. На набережной холодно.
В свете лучей мотаются ошалелые ночные бабочки и ликующие комары. Народный ансамбль в сплющенных черно-красных костюмах, напоминающих карты из «Алисы в Стране чудес», водит хороводы наверху. Склон холма покрыт травой — прямо на нее проецируют стихи Цветаевой, по ней же спускаются перформеры, катясь и вымазываясь в грязи. Мимо проезжают товарные поезда, на трассе гудят басами автомобили, но у нас есть и свои суббасы. Саундтрек, баян и низкие духовые выдают качественный тягучий дабстеп в фирменной композиторской манере Димы Мазурова — по замыслу авторов это, кажется, «звук горы». Главных героинь раздевают и одевают, из мусорных мешков достают игрушки и ленты — это «мусор воспоминаний». Позже газон накрывают длинными полотнищами черной клеенки и ложатся на них — это наверняка тоже что-нибудь символизирует. Склон холма покрыт травой — прямо на нее проецируют стихи Цветаевой, по ней же спускаются перформеры, катясь и вымазываясь в грязи В диалог с поэтическим текстом перформанс, по сути, не вступает — это не критический комментарий, не полемика и не заметки на полях, а скорее раскраска, книжная иллюстрация. Цветаева была склонна к гиперболизации и каждую свою любовную авантюру описывала как катаклизм мифологического масштаба — отсюда в ее стихах постоянная взвинченность без тени самоиронии.
С детства занимался музыкой, окончил Национальную консерваторию Греции, в 1994 году переехал в Россию, чтобы учиться в Петербургской консерватории. В 2014-м получил российское гражданство. В 2004-2010 годах Курентзис был главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета.
В спектакле участвуют оркестр, хор и танцевальная труппа musicAeterna, приглашенные артисты и перформеры. Музыкальным руководителем и дирижером постановки выступит Теодор Курентзис, режиссером — Анна Гусева. Новую постановку оратории в режиссерской версии Елизаветы Мороз представит труппа Нижегородского театра оперы и балета под управлением одного из ведущих российских специалистов по старинной музыке Дмитрия Синьковского. До», основанного на беседах, интервью и воспоминаниях Игоря Стравинского, отправят участников своего нового site-specific-проекта туда, куда в обычное время вход невозможен, — в затон Пермской судоверфи. Постоянные соавторы греческого режиссера Теодороса Терзопулоса композитор Панайотис Велианитис и ведущая актриса театра «Аттис» в Дельфах София Хилл привезут в Пермь свою новую постановку «В память о Прометее». На стыке танца, перформанса, физического театра, поэзии и музыки они исследуют связь своего народа с родным языком, а шире — с историей и мифом. Действие экспериментального open-air-проекта «Поэма горы» в постановке Серафимы Красниковой развернется на набережной Камы.
Игроки ничего не демонстрируют, а просто существуют, в строгом соответствии с концепцией everyday performance Эрвинга Гоффмана. Нужен ли вообще перформансу зритель или, скажем, нацеленность на зрителя?
Или достаточно осознанно проживать происходящее? А может, осознанность — это работа на внутреннего зрителя? Он такой же, как тот, что снаружи, — или они отличаются? Чем именно? Минут за сорок он успевает поговорить обо всем на свете. Современным партитурам часто не хватает связи с землей, а ударные эволюционировали меньше других инструментов и через них эту связь проще ощутить. Европейская культура игры на ударных только зарождается — в отличие, например, от Индии, где ей несколько тысяч лет. Весной в Перми не играют на дудках, потому что старые рассохлись за зиму, а новые не успели вырасти. В проекте надо придумать все заранее, до начала репетиций, а если режиссер приходит в театр и начинает экспериментировать на актерах, это плохо для всех.
Сергей Старостин боялся, что в новом поколении фолк будет некому играть «мы умрем — и никого не будет» , а фолка внезапно стало очень много. Денисов написал лучшую книгу про ударные в оркестре и лучшую пьесу для вибрафона. Маримбе не нужен красивый звук, учиться надо на партитурах Ксенакиса, а женщины интуитивно тянутся к дисциплине. Успеваю ненадолго забежать и на балет для бабушек: хор местного ДК в национальных костюмах, юные танцоры в кэжуале, под потолком висит экранчик с абстрактными рисунками. Бабушки поют народные песни под аккомпанемент баяна и бас-балалайки; танцы поставлены, кажется, даже тщательнее, чем этому проекту было нужно, и могут служить еще одним доказательством известной истины — contemporary можно танцевать под все. Параллельно в Органном зале начинается концерт струнного квартета. Зал неполный, и это огорчает, потому что играют отменно. Программа из сочинений чешских композиторов, погибших в концлагерях, для кого-то наверняка оказалась сложновата — чехи в межвоенный период писали эталонную модернистскую музыку. В первом промежутке между частями зал сидит тихо, но не успеваешь порадоваться за подготовленную пермскую публику, как в следующей паузе начинают хлопать — и дальше аплодируют каждый раз, даже когда части идут без перерыва или когда характер музыки явно намекает, что после окончания не помешало бы немного тишины.
Музыкантам это доставляет явный дискомфорт, но они не протестуют. Возможно, зрители просто привыкли к опере? Классическая музыка, как известно, состоит из нескольких практик слушания, мало чем похожих друг на друга, у каждой своя история и свои правила поведения. Заметка самому себе: подумать на досуге, почему мы стесняемся аплодисментов между частями в концертном зале. Все-таки авторы сами предписали эти разрывы — и отчего бы слушателям не показывать в них себя? У входа атмосфера светского приема — платья со стразами, акты взаимного восхищения, коллективные фото, прически и шляпки а-ля Великий Гэтсби. Начинать никто не торопится: в девять вечера, когда по расписанию должно начаться действо, на улице стоят человек сто, включая оркестрантов. Внутри выстроили гигантскую сцену и огромный ступенчатый партер. На сцене уже сидит шаманка Вера Сажина в роли инфернальной старухи кажется, это Деметра , за ней смутно горят темным пламенем какие-то багровые формы.
Похоже, сценические решения, сложная подсветка, заводской антураж и т. Выходу хора и оркестра хлопают на удивление жидко, зато главного дирижера встречают предсказуемыми овациями. Перед началом Курентзис лично берет в руки микрофон, чтобы попросить отключить телефоны, а еще лучше совсем отложить их в сторону — иначе опыт погружения будто бы не состоится. Мотто дня: сохраняйте впечатления в памяти, а не в телефоне. Так и сделаем. Давайте начинать. Вечер неожиданно открывается сочинением главного дирижера. В буклете об этом ни слова — видимо, решение было принято уже после того, как его сдали в печать. На сайте фестиваля читаю, что увертюра посвящена памяти Германа Виноградова и написана на текст из трагедии Эсхила «Прометей прикованный» и собственные стихи Курентзиса.
Озаглавлена она «Стасимон»; Аристотель пишет, что в трагедиях так называли номера, исполняемые неподвижным хором. Когда дают свет, сцена открывает впечатляющую, почти кинематографического качества декорацию с неким пейзажем, пасторальным, но будто осложненным внутренней драмой. Вроде бы травка, цветы, холмы и деревья — но дерево высохло, на холме видны кладбищенские камни, а цветы — ядовито-красного оттенка. В первые минуты ловишь синдром Стендаля и отчетливое ощущение театра как второй реальности; позже это проходит. Музыка у Курентзиса тоже кинематографическая и, к сожалению, сильнее, чем хотелось бы, похожая на обычный блокбастерный саундтрек. Впрочем, голливудские композиторы мыслят практически и экономно, а здесь использован огромный состав, вплоть до инструментов Бикапо конструкции того самого Германа Виноградова. Не все задействованы равномерно, кому-то достается всего несколько тактов, но в целом гигантский музыкальный ресурс расточается щедро, уверенной лидерской рукой — оркестровый перформанс как ритуал потлача. Фоновый видеоряд, проработанный свет, большие многофигурные мизансцены, полеты, погружения под землю, клубы дыма и прочая машинерия. Хор теней в Аиде напоминает зальцбургского «Дон Жуана» Кастеллуччи.
В танцах, говорят, угадываются Пина Бауш и Бронислава Нижинская. Айсылу Мирхафизхан, исполнительница главной роли, обладает красивым низким голосом, говорит на хорошем французском и обладает гибкой пластикой, позволяющей ей исполнять сразу две роли — чтицы и танцовщицы. Играют и поют блистательно — в музыкальном смысле это, безусловно, событие, которое, кажется, мало кто заметит за внешним действием, а жаль! Вся постановочная команда работает с полной отдачей — в результате из всего, что я успел увидеть в Перми, «Персефона» демонстрирует, пожалуй, наиболее высокий художественный уровень. Не обошлось и без сомнительных деталей. Перед началом можно было делать ставки — будут ли персонажи по ходу действия кричать и дергаться в конвульсиях. Во втором акте на авансцену зачем-то выносят ковер и рубят плоды граната топором. В третьем на месте кладбища оказываются инкубаторы для недоношенных детей и какие-то стандартного вида ученые в халатах. Эвмолп несколько раз по ходу действия падает будто замертво, но потом как ни в чем не бывало встает.
В Аиде посреди спектакля начинаются игры и танцы, хотя нас вроде бы пытаются убедить, что тени там страдают. Третий акт проходит в пещере; хор, танцоры и дети образуют несколько рядов и держат перед собой горшки с рассадой; в какой-то момент происходящее начинает настолько сильно напоминать «Скалу Фрэгглов» Джима Хенсона, что от этой непрошеной ассоциации невозможно избавиться. Сложно сказать, какой мерой креативной свободы обладала режиссер спектакля Анна Гусева. Смогла бы она осуществить постановку, полемическую по отношению к исходному замыслу? Кажется, вопрос риторический. Как и остальные участники перформанса, он относится к происходящему всерьез, без тени иронии — и наверняка считает, что зрителям стоит чаще видеть модернизированные элевсинские мистерии. Зрители, в общем, и не против — во всяком случае, пока им разрешают оставаться в роли наблюдателей. Что бывает, когда современный человек выходит из этой роли и оказывается полноправным участником традиционного ритуала, всем заинтересованным несколько лет назад рассказали в хорошем фильме Midsommar. Визуальная символика здесь предсказуемо христианская — мальчики из хора в белых балахонах стоят со свечками вдоль длинных белых столов, повторяют жесты с фресок о Тайной Вечере, а в третьей части с теми же свечками в руках бегают по сцене с церковными свечами так вроде бы делать не принято, но допустим.
В глубине между столами на экране возникают крупные планы лиц музыкантов из musicAeterna. Лица изображают сначала отчаяние, в во второй половине радость. Выглядит это странно и моментами неуютно — особенно радость, поскольку у всех она получается мимически разная и несводимая к единому корню: один тихо улыбается, другой веселится как на стендапе, а третий будто балансирует на грани эротического возбуждения. В музыке тоже не без проблем. Действовать она пытается, скорее, скоростью, мощью и пафосом, чем тонкостью и деталями — а это во многих случаях признак того, что что-то идет не так. Предлагаемый Стравинским в предисловии к партитуре выбор между женщинами и мальчиками решили не делать, взяли и тех, и других. В результате хор несбалансированно велик — в первой части он местами перекрывает оркестр, а когда начинается фуга, одинокие духовые, оставшись без хоровой поддержки, звучат откровенно жидковато. Сценическое действие не дает толком сосредоточиться на музыке, при этом складывается впечатление, что ради происходящего на сцене все и было затеяно. Обсуждать интерпретацию и в целом музыкальные параметры исполнения поэтому, кажется, нет смысла.
Звуковые качества здесь принесены в жертву посланию; если что-то в них поменять, содержание происходящего существенным образом не изменится. Музыка из автономного искусства снова превращается в прикладное и выполняет функции, от которых когда-то пыталась эмансипироваться. Возможно, это и есть финальный урок Дягилевского: в ряду искусств самым уязвимым оказывается искусство музыкальное. Синтез возможен, но ко всем его компонентам следует относиться одинаково бережно. Музыку не стоит ограничивать служебной ролью в разговорах о мифе, ритуале, духе и величии. Она способна на большее. И если мы об этом забудем — есть риск, что некоторые краснокнижные музыкальные виды будут потеряны для нас навсегда.